Абсолютная истина
Скачать 0.71 Mb.
|
Культура (от лат. сиИигавозделывание, обработка) — все виды преобразовательнойдеятельности человека и общества, а также все их результаты. Культура является ис- торической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. В основе ее лежит преобразующая человеческая деятельность, поэтому культура включает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира (машины, постройки, произведения искусства, результаты познания и т. д.), так и человеческие способности и силы, которые он приобретает и реализует в этом процессе (знания, умения, навыки, мировоззрение, формы общения людей и т. д.). В связи с этим различают материальную и духовную культуру. К материальной относят все, что создается в процессе материального производства (техника, материальные ценности, производство и т. д.); к духовной — все созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера мировоззрения и т. д.). Культура создается, с одной стороны, путем суммирования, накопления опыта н культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; с другой стороны — путем приращения культурного богатства в процессе творчества, т. е. новаторства. В процессе освоения культуры, культурной деятельности, человек формируется как культурно- историческое существо. Часто под культурой понимают только специфическую эстетическую деятельность, обогащающую сферу духовной жизни Людей. Культура массовая — явление культуры XX в., связанное с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриально развитого общества. Массовая культура является коммерческой формой производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ. Это в первую очередь коммерческая культура, поскольку ее содержание выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры — ориентация на вкусы и запросы массового потребителя. Культура межнациональных отношений — вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики. Культура национальных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, на нормах: моральных, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политике-правовых, утверждающих равенство всех землян. Демократическая культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности поведения, сознания, деятельности отдельного человека, больших групп населения, органов власти в области национальных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной (обязательной) реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального самосознания, менталитета, языка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявления национального недоверия, вражды. Культура межнациональных отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфликтов. Систематическая реализация требований культуры межнациональных отношений — одна из существенных характеристик демократического общества. В становлении и укреплении культуры межнациональных отношений важную роль играет само- совершенствование индивида, прочность гуманистических убеждений. Культура элитарная (от франц. е'Ше — лучшее, избранное) — явление, противопоставляемое массовой культуре, рассчитанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовленных к восприятию сложных по содержанию произвсдениГ! культу -ры. Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры. Культурология (от лат. сиИига — возделывание, обработка и греч. 1о§оз — слово, учение) — наука, изучающая культуру как целостное и уникальное явление (теория культу- ры), а также исследующая культуры различных народов во всей их неповторимости и многообразии. • —и.^.. 1 Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при- ' нимаемых ею законодательных актов и решений. Личность — это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельно-I сти с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности. Термин «личность» (англ. регзопаШу) происходит от латинского слова регзопа, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особен- ностями личности в ходе ее деятельности и общения с другими людьми. Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации индивида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость (см. Индивидуальность). Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность. В поле внимания н деятельности личности не только внешний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемости личности, ее бесконечном содержании. Логика (от греч. «логос» — мысль, слово, закономерность) — 1) философская наука о законах и формах правильного мышления; 2 (совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира («логика событий», «логика каких-либо действий»). Люмпен (от нем. 1мтреп — лохмотья) — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных со- циально-культурных связей, социальная незащищенность граждан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни. Маргиналы (от лат. тагцшаНз — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господ- ствующим культурам, образу жизни устойчивых социальных общ-ностей. Массовая культура — см. Культура массовая. Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникшие либо внутри страны между большими группами людей разных национальностей, либо между государствами. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-этническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подавление этнических объединений, преследование и запрещение религии, искусства, пользования родным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.); территориальные претензии. Международные конфликты часто принимают вооруженный характер. Преодоление международных конфликтов весьма трудная задача, которая разрешается разными путями (переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН). Цивилизованное разрешение международных конфликтов предполагает взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых до- кументов, утверждающих равные права людей, принадлежащих ко всем этносам. Межнациональные отношения — часть общественных отношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают в себя взаимоот- ношения личностей, национальностей в процессе производства материальных благ, в функционировании и развитии культуры, в образовательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти взаимоотношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко проявились разделительные и объединительные процессы (дифференциация и интеграция). Основой демократических международных отношений является равенство, взаимная помощь, взаимное уважение национального достоинства народов, их интересов, менталитета, традиций. Менталитет, ментальность (от позднелат. тепгапз — умственный) — образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида. Менталитет, как индивидуальный, так и коллективный, является совокупностью мыслей, верований, навыков, способов чувствовать и воспринимать окружающий мир определенным образом. Он может быть представлен как единый сплав всех итогов познания и оценки их на основе опыта всей предшествующей культуры, практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет формируется в зависи- мости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека. Местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории (местного значения). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Среди полномочий местного самоуправления — управление муниципальной собственностью территории, охрана общественного порядка, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг и пр. Местное самоуправление осуществляется либо непосредственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами местного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (глава администрации, староста). Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварталах, на улицах) органов территориального общественного самоуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр. Структура и организация деятельности местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. Мировая экономика — 1) мировое хозяйство; 2) раздел экономической науки, рассматривающий экономические вопросы с точки зрения взаимодействия различных стран. Мировая экономика изучает проблемы и формы международных экономических отношений: международной торговли товарами и услугами, международного разделения труда и специализации мирового рынка. Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл его жизни и деятельности. Исходные мировоззренческие понятия — «мир» и «человек» Из их соотношения вытекает основной мировоззренческий вопрос. Мировоззрение — это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На этой основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружающем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы. т е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, истине и др. Идеалы соединяют идеи с реальной жизнью. Мировоззрение предполагает выработку человеком своей жизненной позиции на основании своего жизненного и духовного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и прин ципы, являющиеся сущностной характеристикой личности. Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Мировоззрение человека — это относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, сознательного и бессознательного. Развитие системы мировоззрения связано и обусловлено возрастными особенностями личности, т. е. жизненным опытом. Известны следующие типы мировоззрения: религиозно-мифологическое, естественно - научное, философское, обыденно-практическое (житейское). В повседневной жизни люди, как правило, пользуются отдельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем. Модернизация — 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономика, техника, технология, культура и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры. Молодежь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет. Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» границу к более ранним годам). Социально-психологические черты молодежи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их социально-экономическое, общественно- политическое положение, духовный мир находятся в стадии становления. Монотеизм (от греч. топоз — один, единственный и Игеоз — Бог) (единобожие) — религиозные верования, основанные на представлениях о едином Боге. К монотеистическим религиям относят христианство, ислам и иудаизм. Мораль (от лат. тогаПз — нравственный) — феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни. Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества. Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай другому того, чего себе не желаешь). Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригруппо-вых, в международных, межнациональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает возможным само существование человека и общества. Основными понятиями, с помощью которых наука о морали — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в противоположность понятию «зло») показывает, что мораль нацелена на идеал человечности; понятие «долг» отражает императивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу морали, моральной оценки и самооценки. Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Моральные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привычки, общественного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его общественным положением. Он целиком зависит от его личных мо- ральных качеств. У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведения. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведением, и есть основное противоречие. И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя. Налоговая политика — один из инструментов воздействия государства на экономику; меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение стабильного развития экономики, занятости населения, предотвращение инфляции. Основной механизм налоговой политики — регулирование налогообложения. Если экономика страдает от высокой инфляции, государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения. В ситуации спада производства и потребления государство уменьшает налоги, способствуя тем самым оживлению экономики. |