Главная страница

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. Академия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а


Скачать 4.88 Mb.
НазваниеАкадемия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а
АнкорНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
Дата04.07.2018
Размер4.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
ТипДокументы
#21050
страница3 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Находясь во многом под влиянием древних орфических представлений о бессмертии души и ее переселениях после смерти тела, пифагорейцы практиковали в своих союзах орфические мистерии, входе которых, как они считали, душа очищалась от земной скверны и вступала в связь со своим божественным началом. Согласно орфико-
43 Маков ель с кий А . Досократики, ч. 3, с. 101.
пифагорейским воззрениям, в своей земной жизни бессмертная душа томится в темнице того смертного тела, в которое она в очередной раз заключена. Человек должен провести свою жизнь достойно, стремясь к прекрасному и заботясь о гармонии души, которую ждут потусторонний суд запрошлый земной путь и новые перевоплощения в грядущих поколениях. Эта этика запрещала самоубийст­
ом
, придавая жизни напряженный характер испытания и терпеливого ожидания божественно обусловленного момента освобождения души от оков тела. Об орфико-пифа­
горейских взглядах Платон (Федон, 62 вписал Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать величественное, намой взгляд, учение и очень глубокое. По сообщению Ямвлиха, следование божеству как верховному правителю и царю всех было основной целью всех пифагорейских установлений и предписаний. И весь их образ жизни, и все их учение были пронизаны этим принципом. Пифагор полагал, что наиболее содействует прочному (существованию) справедливости власть богов, и, исходя от нее (как от принципа, он установил государственное устройство, законы, справедливость и правосудие. Точно также он предписал приложить ко всем (действиям) — к каждому в отдельности мысль о божестве (а именно, что оно существует итак относится к человеческому роду, что (всегда) печется о нем) и не оставляет его без внимания. Научившись этому) у него, пифагорейцы считали (это учение) полезным После божества и демона следует, по Пифагору, более всего уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Законопослушание пифагорейцы считали высокой добродетелью, асами законы (хорошие законы) — большой ценностью 45. При Маков ель с кий А . Досократики, ч. 3, с. 90.
45 Этот мотив присутствует во многих сообщениях о пифагорейцах. На одно из них ссылается и Гегель в своей Философии права На вопрос отца, каков наилучший способ нравственно воспитать сына, пифагореец дал следующий ответ сделав его гражданином государства, в котором господствуют хорошие законы. Кстати говоря, сам Гегель вспомнил об этом ответе пи
чем они, критикуя склонность к законодательным нововведениям, расценивали как хорошее дело пребывание в отцовских обычиях и законах, даже если бы они были немного хуже других Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие. Критикуя анархию, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства и начальства. Природу человека они характеризовали как пеструю, имея ввиду разнообразие и многоликость человеческих чувств, настроений и страстей, наличие у человека наряду с чувствами также и разума, наделенность человека не только смертным телом, но и бессмертной душой и т. д. Начальство, видимо, и необходимо, помысли пифагорейцев, для того, чтобы привести всю эту пестроту человеческой природы в надлежащий порядок. В этой связи они ссылались например присмотра за животным, которое по природе склонно к своеволию, наделено разнообразными страстями и, следовательно, нуждается в такой власти и угрозе, от которой произойдет некоторое его исправление и упорядочение 47. Эта аналогия использовалась пифагорейцами для обоснования необходимости власти и начальствования над людьми и соответствующего их воспитания. Вместе стем пифагорейцы, не ограничиваясь подобной грубоватой аналогией, подчеркивали специфику управления людьми. Рассуждая о правителях и управляемых, Пифагор говорил, что правители должны быть (людьми) не только знающими, но и гуманными. И управляемые (должны быть) не только послушными, но и начальстволюбивыми» 48. Важной задачей правителей является, согласно пифагорейцам, должное попечение о всяком возрасте. Это попечение включало прежде всего организацию надлежащего воспитания и об- фагорейца в подкрепление развиваемого им положения о том, что лишь как гражданин хорошего государства индивид достигает своего права. И вообще можно сказать, что пифагорейский подход к воспитанию как искусству делать людей нравственными и подготовленными к политико-правовому порядку весьма импонирует Ге
­
гелю ив принципе акцептируется им (Гегель. Соч. МЛ Соц
­
ж ги з, 1934, т. 7, с. 188).
48 Маков ель с кий А . Досократики, ч. 3, с. 91.
47 Там же, с. 90.
48 Там же, с. 91.
разования детей и молодежи, приучение их к обычаями законам государства, чтобы в зрелом возрасте они могли надлежащим образом заниматься общественными и государственными делами. Старикам пифагорейцы отводили поприще судебной деятельности, советов и размышлений.
Цель воспитания и управления, согласно пифагорейцам, в упорядочении индивидуальных и общих дел, в гармонизации человеческих отношений, поскольку порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны 49. Исходя из этого, пифагорейцы учили, что никогда не следует позволять человеку делать все, что ему угодно, но необходимо стремиться к тому, чтобы каждый гражданин повиновался начальству, законной и благопристойной власти.
Пифагорейцы были сторонниками аристократии — в смысле правления лучших, немногих знающих и компетентных людей, ноне старой родовой знати. Их аристократические симпатии и антипатии к демократии отмечены интеллектуальным недоверием к мнению толпы. Неразумно считали они обращать внимание на всякое мнение всякого ив особенности на мнение толпы. Ибо немногим свойственно прекрасно полагать и думать. Ведь очевидно, что это свойственно (только) знающим. А их немного. Таким образом, очевидно, что эта способность не простирается на большинство (людей) » Активное участие пифагорейцы принимали в политической жизни городов-государств Великой Греции. Их сторонники находились здесь у власти в ряде полисов. Когда в 510 г. дои. э. в Сибарисе, соперничавшем с Кротоном, была учреждена демократия, кротонцы, находившиеся под влиянием пифагорейского союза, подвергли
Сибарис разрушению. Около 500 г. дон. э. демократический переворот произошел в самом Кротоне и обосновавшаяся здесь влиятельная пифагорейская община была разгромлена. Жестоким преследованиям со стороны своих политических противников пифагорейцы подвергались ив дальнейшем, например во времена пифагорейца Филолая около 430 г. дон. э, когда большинство членов пифа­
49 Там же Там же, с. 96.
горейского союза было перебито и лишь немногим удалось бежать из Великой Греции в другие греческие полисы. Однако еще ив в. дон. э. пифагорейцы в ряде случаев занимают влиятельные позиции в италийских полисах. Так, современник Платона пифагореец Архит из Та рента многократно избирался стратегом с неограниченной властью и неизменно одерживал победы над врагами родного полиса. Архит, помимо политики, успешно занимался математикой, механикой, философией и, по словам Диоге­
на, вызывал к себе удивление народа по причине (своего) совершенства во всех отношениях 51. Кстати, именно
Архит, как сообщают, спас Платона, предупредив его в письме о намерении сиракузского тирана Дионисия убить его.
В сочинении О математике Архит, наряду со специальными математическими положениями, развивает характерную для пифагорейства мысль об общем значении искусства цифр и счета как надлежащего критерия и правила для упорядочения человеческих отношений. Открытие счета писал он способствовало прекращению распри и увеличению согласия (между людьми. Ибо после того как это случилось, нет (больше) обсчитывания и господствует равенство. Ведь на основе счета мы заключаем договоры между собой. Итак, благодаря ему бедные получают от зажиточных и богатые дают нуждающимся, так как те и другие верят, что через это они будут обладать равным. (Наконец, счет служит) правилом и, являясь помехой для недобросовестных, (заранее) удерживает тех, которые умеют считать, от совершения несправедливости, делая (для них) ясным, что они не будут в состоянии остаться незамеченными, когда дело дойдет до счета. Тех же, кто не умеет (считать, счет удерживает от (дальнейшего) совершения несправедливости, показав им) в самом себе, что они поступают несправедливо»52.
С почтением Архит отзывался о суде как убежище справедливости. Он, по сведениям Аристотеля, говорил, что судья и алтарь — одно и тоже, ибо то, что обижают, (одинаково) ищет убежища у того и другого 53.
51 Маков ель с кий А . Досократики, ч. 3, с. 43.
52 Там же, с. 57.
53 Там же, с. 48.
Заметной политической фигурой был в Локрах Эпи­
зефирийских (в Великой Греции) пифагореец Тимей (V в. дон. э) — современник Сократа, Анаксагора и Филолая. В диалоге «Тимей» (е) Платон относит Тимея к такого рода людям, которые по своей природе и воспитанию равно причастны к философскими государственным занятиям. Далее в этом диалоге (Тимей, а) Платон вкладывает в уста Сократа такие слова Вот перед нами Тимей: будучи гражданином государства со столь прекрасными законами, как Локры Италийские, и не уступая никому из тамошних уроженцев по богатству и родовитости, он достиг высших должностей и почестей, какие только ему может предложить город, нов тоже время поднялся, как мне кажется, и на самую вершину философии».
Пифагорейские нравственно-политические представления и идеалы надолго пережили их первоначальные союзы, повсеместно подвергшиеся разгрому (в конце V I и первой половине V в. дон. э. Значительное влияние пифагорейских политико-правовых, как и собственно философских, воззрений испытали многие последующие греческие мыслители, в том числе Сократ, Платон и другие сократики Пифагорейское влияние заметно в ряде появившихся в V в. дон. э. проектов совершенного устройства общества и государства. Авторов подобных проектов воодушевляли, по всей видимости, не только восходящие к Пифагору идеи о необходимости организации человеческих отношений на началах философски (в том числе математически, в пифагорейском смысле слова) постигнутого равенства, справедливости, совершенства и гармонии, но и практический пример функционирования самих пифагорейских союзов сих коллективистским образом жизни, общими трапезами и общими занятиями, с господствовавшим в них духом взаимовыручки и дружбы на основе принципа у друзей всеобщее. Пифагорейское положение о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий по Подробнее см B a r k e r Е. Greek Political Theory. Plato and his
Predecessors. London, /9 6 0 , p. 53— 58.
рядок и гармонию, вдохновляло многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.
Автором одного из таких античных утопий был Фа лей Халкедонский55. По словам Аристотеля (Политика,
II, 4, а 27), Фалей полагал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо, согласно Фалею, уравнять земельную собственность всех граждан. Такое уравнение, отмечал он, легче всего провести в момент образования государства. После образования государства, хотя это уравнение собственности и затруднено, его все же можно достигнуть путем лишения богатых права получать приданое и признания такого права лишь за бедными.
Проект идеального государственного устройства выдвинул (во второй половине V в. дон. э) и неопифаго­
реец Гипподам, уроженец Милета. Он был архитектором и приобрел широкую известность тем, что впервые ввел в градостроительное дело планировку кварталов, улиц, площадей и домов. По своему методу планировки он руководил постройкой Пирея и, как сообщают, также и города Родос на одноименном острове. Ему же приписывается план стратегически важной дороги, соединившей
Пирей с Афинами. Именно в сфере архитектуры Гипподам и применил прежде всего пифагорейские представления о надлежащей пропорции, совершенстве и гармонии. Аристотель характеризует его как человека честолюбивого и эксцентричного, стремившегося показать себя этаким ученым знатоком природы в целом.
Пробуя свои силы в сфере социально-политической проблематики, Гипподам первый из частных людей Аристотель, Политика, II, 5, 1, а 25) выдвинул проект наилучшего государственного устройства 56. По Маков ель с кий А. Досократики, ч. 3, с. 12.
56 Этот жанр политико-правовой литературы в дальнейшем получил широкое распространение ив период расцвета древнегреческой мысли (платоновские проекты идеального устройства государства, ив период эллинизма (идеальные общественные устройства без рабства и частной собственности в проектах Эвгемера Священная хроника и Ямбула Государство солнца, относящихся кв. дон этому проекту население государства насчитывает 10 000 граждан, которые делятся натри класса — ремесленников, земледельцев и воинов. Все магистраты избираются народом, те. перечисленными тремя классами, вне которых остаются рабы, иностранцы и все те, кто не является гражданами. Основная задача магистратов — попечение о государственных делах.
Территория государства тоже делится натри части — священную, общественную и частную. Доходы с первой части территории идут на нужды установленного в государстве религиозного культа, со второй части — на нужды воинов (защитников государства, третья же часть территории находится в частном владении земледельцев. В соответствии стремя категориями преступлений (оскорбление чести, нарушение права собственности, убийство)
Гипподам различали три вида законов, карающих за указанные преступления.
Более содержательны суждения Гипподама об отправлении правосудия. Так, он проектировал учреждение единой высшей судебной инстанции, в которой рассматривались бы все дела, решенные в судах первой инстанции, по мнению тяжущихся, неправильно. Такой кассационной инстанции тогдашнее эллинское судопроизводство не имело. Состав этого верховного судилища следует, по Гип­
подаму, формировать из числа старцев путем избрания. Далее, Гипподам проектировал изменения процедуры судоговорения. Несовершенство существующего порядка разрешения дел он видел в том, что судьи либо соглашались с предъявленным обвинением полностью и выносили обвинительный приговор, либо отклоняли целиком обвинение и оправдывали обвиняемого. Иначе говоря, судьи были ограничены жесткой альтернативой, предлагавшейся сторонами процесса, если даже, по их мнению, истина состоит в чем-то третьем. Поэтому Гипподам предлагал решать дела не подачей голосов за и против предъявленного обвинения (или иска, как это было принято, а иным путем. Он проектировал следующую процедуру решения дела если судья безусловно согласен с обвинением, тона своей дощечке (тоже нововведение) он должен написать виновен если он безусловно за оправдание, то дощечку оставляет чистой если же он, не соглашаясь с полным
осуждением или полным оправданием, приходит к иному выводу (о частичном осуждении или оправдании, то такое решение он должен точно мотивировать. Основной смысл гипподамовских предложений о реформе судопроизводства состоял, таким образом, в расширении и активизации роли суда, в придании ему большей самостоятельности (и независимости от позиций тяжущихся сторон) при разрешении спорного дела. Гипподам, кроме того, предлагал принять особый закон о поощрении тех, кто изобретает что-нибудь полезное для государства.
В литературе (как прошлой, таки современной) встречаются различные оценки нравственно-политических воззрений Пифагора и пифагорейцев. Расхождения эти проистекают из различного понимания содержания и характера пифагорейского аристократизма был ли это аристократизм в смысле господства старой родовой аристократии или речь шла о той или иной обновленной версии аристократизма, понимаемого как правление нравственно и интеллектуально лучших (аристократии нравов и духа, те. знающих, компетентных и т. д. Иначе говоря, сам аристократический характер пифагорейского учения признается всеми исследователями, хотя и по-разному трактуется ими. Верно, что Пифагор благоприятствовал аристократическому правлению писал французский историк философии Лоран,— но этот упрек должен относиться ко всей древности древние не знали истинного равенства они осуществляли его только в среде известной касты. Философы, подчиняясь этой всеобщей тенденции, строили свое идеальное государство на таком же фундаменте. Пифагор, как и Платон, мог одушевляться дорическим устройством, которое осуществляло равенство, единство, солидарность по крайней мере в главном городе Спарта. Но аристократия, как понимал ее Пифагор, была гораздо выше аристократии, которую лакедемонское законодательство нашло уже учрежденною и которую оно должно было уважить. Спарта была основана на насилии и держалась только самым возмутительным злоупотребле­
57 Разбор различных оценок пифагорейства со стороны авторов
X I X в. (в частности, таких, как Лоран, Кузен, Раумер, Грот, Аренс и др) см Редки н П. Г. Указ. соч, т. 2, с. 105— 108.
нием силы. Пифагорейское же общество возникло непутем завоевания душою этого общения было братство, была любовь 58. В этой развернутой характеристике верно, на наш взгляд, отмечаются ограниченность античных представлений о равенстве, а также моменты отличия пифагорейского аристократизма от спартанского и т. д. Неправильно, однако, раскрывать смысл аристократических воззрений пифагорейцев, ограничиваясь ссылкой лишь на своеобразие тогдашнего ограниченного понимания равенства и игнорируя такой существенный аспект, как антидемократизм пифагорейцев. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что при всем отличии пифагорейских нравствен­
но-политических идей от спартанско-критской идеологии и политической практики (ив частности, в вопросе о насилии) сами пифагорейцы вовсе небыли непротивленцами злу насилием. История столкновения Кротона с Сибари­
сом в 510 г. дон. э. и другие события этого же рода убедительно свидетельствуют о том, что на практике пифагорейцы не отвергали насилие там, где это им представлялось необходимым для установления одобряемых ими политико-правовых порядков. Да и теоретически их понимание справедливости как воздаяния равным за равное предусматривало воздаяние злом за зло и, следовательно, в принципе оправдывало насилие. Кроме того, не следует отождествлять теоретические положения пифагорейской этики и принципы общения самих членов пифагорейского союза стой реальной политической практикой, которая учреждалась и отстаивалась ими. Пифагор и пифагорейцы были под заметным влиянием аристократических порядков таких дорических полисов, как Крит и Спарта. Однако пифагорейцы были сторонниками правления новой, надлежащим образом воспитанной и просвещенной аристократии, а нестарой, родовой знати. Отсюда — их возвышение роли знания и знающих, их положения о справедливости как равенстве (что явно неприемлемо для родовой знати с ее привилегиями и т. п, их восхваление Цит. по Редки н П. Г. Указ. соч, т. 2, с. 106. О влиянии идей дорического государственного устройства на ионийских мыслителей, в том числе и на Пифагора, см. также B a r k e r Ер законности и правосудия. Поэтому неверно, на наи* взгляд, утверждение немецкого историка философии права К. Гилденбранда, будто целью пифагорейского союза, этой аристократии духа, было усилить и возвысить аристократию крови Аристократизм пифагорейцев, по нашему мнению, был реформаторскими обновленческим, а не охранительно-кон- сервативным. Занимая передовые и прогрессивные по тем временам позиции в области науки и философии, пифагорейцы были противниками староаристократической замкнутости и ограниченности, выступали за развитие науки, производства и торгово-денежных отношений.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта