Главная страница

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. Академия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а


Скачать 4.88 Mb.
НазваниеАкадемия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а
АнкорНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
Дата04.07.2018
Размер4.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
ТипДокументы
#21050
страница9 из 20
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
Основные политические права в идеальном государстве сосредоточены управителей и их помощников. Проникновение людей третьего сословия в первое и второе сословия и их приобщение к государственным должностям для Платона равносильны гибели государства.
Платон в Государстве исходит из убеждения, что проект идеального государства практически осуществим, хотя и признает трудности этого дела. Гораздо важнее для Платона то, что образец идеального государства, доступный каждому желающему, есть на небе и дан уже идеально. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно это совсем неважно (Государство, 592в).
Но если даже идеальное государство будет осуществлено на земле, все равно его существование не будет вечным. Понимая изменение и смену различных общественно­
государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон исходит из соответствия между пятью видами государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) и пятью видами душевного склада. Причем существует, по Платону, даже геометрическое число, которое определяет время кругооборота для человеческого потомства и имеет решающее значение для лучшего качества рождений. В целом кругооборот внутри цикла из пяти государственных форм обусловлен порчей человеческой натуры, в результате которой железо примешивается к серебру, медь — к золоту и возникают несоответствия и отклонения, вражда и раздор.
Аристократическому государственному устройству как
правильному и хорошему виду Платон противопоставляет четыре ошибочных и порочных вида, характеризуя их в восьмой книге Государства в порядке их прогрессирующей порчи и очередности перехода от одного к другому. Освещая весь этот цикл деградации, Платон совмещает в своем изложении разнообразную аргументацию (философскую, историческую, политическую, психологическую, мифологическую, мистическую и т. д) и создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.
Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, превращению свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это — тимократия, под которой Платон имеет ввиду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону главный источник частных и общественных бед, когда она ведется Государство, е. Особенно ненавистны Платону войны между эллинами.
Порча поглощенного войной и раздорами тимократиче­
ского государства приводит — в результате скопления значительного богатства у частных лиц — к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении.
Олигархия держится на запугивании и применении вооруженной силы. Олигархическое государство внутренне расколото в нем как бы два вечно злоумышляющих друг против друга государства — государство бедняков и государство богачей. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.
«Демократия, намой взгляд пишет Платон (Государство, 557), — осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах ив замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, ноне имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных
В демократии, по Платону, из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров.
То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии — к военным успехам, в олигархии — к богатству, в демократии — к свободе, именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.
Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее вырастают ее продолжение и противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как ставленник народа (Государство, 565d). Тирания наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка и т. п, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, очищение государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат.
Таков далеко неполный перечень злодеяний тирании, приводимый в конце бессмертной восьмой книги Государства, где содержится платоновская критика тиранического правления, возможно, самая выразительная во всей мировой литературе.
В целом тиран, согласно моральной арифметике Платона, якобы живет враз тягостнее, чем аристократический царь. Такова, следовательно, амплитуда колебания счастья внутри всего цикла смены государственных форм.
Многие аспекты платоновской политической философии получают развитие в таких его более поздних диалогах, как «Критий», Политик, Законы. В них Платон во многом прямо отталкивается оттого обширного и существенного информационного материала, который содержится в приводимых им мифах и преданиях. По сравнению со временем ранних сократических диалогов, когда философия Платона тяготела к рациональному анализу и определению
понятия, исследования позднего Платона все более склоняются к философской интеллектуализации содержания мифов.
Идеализация прошлого предстает в виде осознанной ориентированности на закрепленные в мифах масштабные события прошлого, роль и значение которых для человеческой жизни, по Платону, непреходящи. Можно сказать, что эти мифические события (пришествие богов, организация ими правления земным населением на той или иной территории, привитие людям начали навыков просвещения и культуры, в том числе политической, и т. п) являются полем гравитации и исходным пунктом философских и политических построений позднего Платона. Лишь в свете этих событий только и могут быть, по его мнению, осмыслены все последующие человеческие дела.
То масштабное прошлое, которое благодаря мифам знает Платоник которому он относится с доверием, неразрывно связано с небом. Поэтому даже в высших достижениях философской мысли Платона — в учении об идеях — ориентированность на небесный мир идей имеет своим параллельным планом взгляд в масштабное прошлое. Ведь и познание вообще (в том числе — высшее познание мира идей) есть, по Платону, воспоминание о том, что уже было и случалось с душой.
Сведения о прошлом, которыми располагал Платон, не ординарны (так, данные об Атлантиде восходят к нему, и, по всей видимости, они достались ему отчасти от знаменитой родни (от Солона через Крития), отчасти — непосредственно от египетских жрецов, которые с высоты своих обширных знаний считали эллинов в этом отношении людьми наивными и несведущими.
Так, Критий-старший (вероятно, дед Крития — софиста и тирана) в одноименном диалоге, рассказывая об идеальном государстве далекого прошлого, ссылается на то, что было поведано жрецами и привезено сюда Соло- ном (Критий, 108d). Согласно преданию, девять тысяч лет назад (считая от времен Солона) была война между народами, обитавшими поту и эту сторону Геракловых столпов (те. Гибралтара, причем во главе первых стояли пари острова Атлантиды, во главе вторых — доисторические Афины. И древние Афины, и Атлантида изображаются Платоном как образцы божественной организации человеческой жизни и правления земным населением.
Если обрисованный в «Критии» строй древних Афин напоминает идеальный проект из Государства, то мотив управления Атлантидой на основе Посейдоновых предписаний, содержавших множество особых законоположений
(Критий, в, получает новое звучание в «Законах».
Ряд существенных политико-правовых проблем освещен Платоном в диалоге Политик. В приводимом здесь Платоном мифе говорится о жизни людей еще до Зевса, при
Кроносе. Части космоса были поделены между правящими богами, и божественные пастухи (гении) спасали людей от дикости и взаимного пожирания. Жизнь людей протекала в согласии с природой, без войн и раздоров. Под управлением бога не существовало государств не было также в собственности женщин и детей (Политик, Тогдашние люди, по Платону, были бесконечно счастливее нынешних. Нос течением времени наступила космическая перемена, и все боги лишили части космоса (те. и людей) своего прямого попечения. Все это ввергло людей, еще слабых и беспомощных, в великое затруднение. Но боги, удалившись сами, все же даровали людям вместе с необходимыми поучениями и наставлениями также и огонь, искусство, семена и растения.
Смысл обращения Платона к мифу, таким образом, состоит в обосновании необходимости подражания (при организации правильных человеческих форм жизни) косми­
чески-божественным первообразцам (философски говоря идее) правления людьми, имевшим место до космических перемен.
Политика — это прежде всего царское искусство, и тут, по Платону, определяющим является наличие истинного царского знания и умения управлять людьми. При таких данных управителей, считает Платон, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты принимать это в расчет никогда и нив коем случае не будет правильным Политик, в. Единственно правильным государством в Политике признается то, во главе которого стоит истинно знающий правитель существо этого знания состоит
видимо, в понимании сути подражания божественным образцам правления.
Правда, применительно к идеальному правлению отвергаются лишь слишком детальные законоположения, пото­
тому что признается, что законодатель издаст законы, носящие самый общий характер, адресованные большинству, каждому же — лишь в более грубом виде, будет ли он излагать их письменно или же устно, в соответствии сне писаными отечественными законами (Политик, Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, следует руководствоваться писаными законами и отечественными обычаями.
Проводимое в Политике деление на различные государственные устройства исходит из основной концепции подражания божественно-космическому первообразцу. Наилучшее государство во главе со сведущим царем-полити­
ком конструируется в ключе максимального подобия царского правления божественному (с поправкой на разницу между смертным царем и богом. Само царское правление после космического переворота предстает как образец подражания для всех остальных видов государств. Правление в них должно осуществляться через законы, представляющие собой подражания истине вещей, начертанные по мере сил сведущими людьми (Политик, 300с).
Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет еще
3 вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства, каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия далее — демократия с законами и без законов. Итого, вместе с истинным правлением всего семь видов государства.
Таким образом, принцип законности получает свое признание в платоновской схеме, хотя роль его не ведущая, а скорее вспомогательная. Воспроизводя свои обычные нападки против олигархии, демократии и тирании, Платон отмечает, что если все остальные виды государства основаны на законности, то демократия среди них оказывается наихудшим видом, если же все прочие — беззаконны, то
демократический вид оказывается наилучшим (те. демократический беспорядок предпочтительнее олигархии и тирании) Политическое знание, обладание которым выделяет истинного правителя среди всех остальных, Платон отличает от военного, судебного и ораторского искусства. Судейская власть, например, лишь хранительница законов и служанка царской мощи. В конечном счете политическое искусство определяется Платоном как умение плести государственную ткань Царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая, таким образом, великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах — свободных и рабов, держит их в своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым (Политик, с. Это сравнение политики с ткацким искусством является большой находкой Платона и может быть названо античным эквивалентом сравнения государства с механизмом и машиной в новое и новейшее время.
«Законы» — последний диалог постаревшего Платона — представляют собой компендиум его политико-пра­
вовых знаний и воззрений. В Законах Платон рисует второй по достоинству государственный строй.
Основное отличие второго государства от первого, изображенного в Государстве, состоит в следующем.
5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей.
В зависимости от величины имущества граждане делятся на 4 класса первый, второй, третий и четвертый. Разбогатев или обеднев, граждане переходят в соответствующий класс. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства.
По закону никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь
В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом и торговлей в основном мелкой и без цели наживы).
Одной из предпосылок платоновской конструкции второго по достоинству государства является допущение, что граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов (Законы, Выступая за потребительское равенство, Платон подчеркивает, что часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны ив отношении качества (Законы, 848с).
Быт второго государства, как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей.
Политическими правами обладают только граждане. Их основное дело — поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане — равноправны, носам принцип равенства трактуется Платоном аристократически. Ибо для неравных подмечает Платон равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера (Законы, В Законах Платон выступает за смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двухосновных форм государства — монархии и демократии. Персы и афиняне, согласно Платону, довели до крайности эти начала, тогда как хорошее государство, будучи причастным обоим началам, должно быть умеренным в вопросах свободы и подчинения.
Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. В их избрании участвуют не все граждане, но лишь те, кто носит оружие или уже принимал участие в войне. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти
можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего — стражи законов».
Значительная власть сосредоточена у выборного Совета из 360 членов (по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания необязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц.
Все кандидаты на должности проходят докимасию — своеобразную проверку правомерности их претензий.
Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу надго­
сударственный, орган — особое ночное собрание из 10 самых мудрых и престарелых стражей и вручить им государство (Законы, в. Члены этого охранного органа для спасения государства, подобно философам первого проекта, причастны к сокровенным космическими политическим знаниями только они могут быть совершенными стражами по охране добродетели. Таким образом, второе по совершенству государство еще теснее сближается с первым.
Платон в Законах различает два вида государственного устройства один, где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы.
«Я вижу пишет Платон близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги (Законы, По замыслу автора второго по совершенству государства, оно как рази относится к тем, где и правителям предписаны законы. Но это вообще плохо удалось Платону, несмотря на его нередкую правовую проницательность и многочисленные предлагаемые им законоположения. Над всей платоновской конструкцией государства и законов (и не только в Законах, но ив предыдущих диалогах) доминирует не только политический, но и интеллектуальный аристократизм правитель, обладающий истинным знанием, стоит выше закона. Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, никакой бы тони было распорядок не стоят выше знания (Законы, Совмещение и совпадение философского и политического планов, характерное для всей платоновской философии политики, предстает в этом пункте как смешение разных проблем.
Первичность разума перед законом имеет философский, но вовсе не политический смысл на языке политики эта первичность, как показала, например, хорошо известная Платону судьба Сократа, носит совсем другое название и чаще всего именуется преступлением. Если даже эту первичность провести через закон (Платон, правда, до этой крайности не доходит, то ив таком случае философское и политическое значения данного положения будут совершенно различны. Величие и слабость платоновской концепции, воодушевлявшей и разочаровывавшей многих в последующей долгой истории философии и политики, состоят в попытке реализации философски понимаемого разума в непосредственной сфере политики. Однако как у Платона, таки у многочисленных его последователей попытка реализации философской идеи в сфере политики оборачивается идеализацией политики и политизацией философии.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20


написать администратору сайта