Главная страница

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. Академия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а


Скачать 4.88 Mb.
НазваниеАкадемия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а
АнкорНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
Дата04.07.2018
Размер4.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
ТипДокументы
#21050
страница10 из 20
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20
Взгляды Платона на законы, как ив случае с государством, ориентированы на подражание мифическому перво­
образцу правления. Ив Законах вновь упоминается существовавшее при Кроносе счастливое правление и общество, которому должно подражать все лучшее теперь. Мы должны подчеркивает Платон всеми средствами подражать той жизни, которая, как говорят, была при Кроно­
се; мы должны, насколько позволяет нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни как в общественных, таки в частных делах — в устроении наших государств и домов, именуя законом эти определения разума (Законы, 713е).
Подход к закону как определению разума стал общим местом для всей последующей рационалистической линии в философии права. Специфика платоновского понимания в том, что в законе формулируется не разум существующих отношений, а как раз, наоборот, разум несуществующих ныне отношений. Законы, таким образом, предстают как средство посильной для людей реставрации стандартов божественного правления. С помощью законов Платон надеется перенести нормы и черты прошлых (уже несуществующих) порядков в условия существующих беспорядков и тем самым обуздать их.
Предчувствуя сопротивление населения своего воображаемого государства даруемым им порядками законам, Платон предлагает провести предварительные очищения государства от неугодных лиц и оставить лишь хороших людей (Законы, 735с—736с). Эти чистки предусматривают смерть или изгнание. Кстати, такую санкцию имеют и многие конкретные законы, предлагаемые Платоном.
Свое понимание законов Платон развивает в полемике со взглядами софистов. Прежде всего мерой законного, которое совпадает со справедливым, является, по Платону, бога не человек, как полагал Протагор. Продолжая критику взглядов Фрасимаха, Платон различает правильные и неправильные законы. Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.
Государство, вовлеченное в политическую борьбу за власть, Платон вообще не считает государственным устройством. Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя Законы, в. Это, пожалуй, самое сильное место во всей платоновской и последующей полемике против фраси­
маховской линии в политике.
Наряду с философско-идеальным планом подхода к государству и закону, в диалоге Платона имеются зачатки итого историко-географического отношения к этой проблематике, которое встречается затем у Аристотеля, Макиа­
велли, Бодена и особенно в работе Монтескье О духе законов. Здесь прошлое уже не свертывается в идеальную точку первообразца и масштаба, а как бы растягивается в историческую линию (от потопа до платоновских времен) сменяющих друг друга обществ, государств, нравов, обычаев, законоположений.
Так, Платон рисует послепотопное первобытное общество сего родовыми семейным строем и господством старейшин, обычаев и стародедовских законов последующее объединение нескольких родов в государство, появление аристократического образа правления или царской власти и введение начал законодательства историю Илиона,
Аргоса, Мессении и Лакедемона, правильное и неправильное в их строе и законодательстве историю Персии и Афин и отрицательные последствия крайностей монархии и демократии. Выводом из всего этого плана является требование к современному законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых.
География местности, климат, почва и т. показывают влияние настрой государства и характер законодательства. И невозможно подчеркивает Платон устанавливать законы вразрез с местными условиями Законы, Категория подражания, фундаментальная для всей по­
литико-философской концепции Платона, подразумевает марионеточный, несамостоятельный и нетворческий характер человеческих существ по сравнению с богами. Эту мысль Платон откровенно высказывает в мифе о людях как куклах и игрушках богов. Внутренние состояния людей, точно шнурки или нити, тянут и влекут их в разные стороны. Люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь одному — златой нити закона (Законы, Человек и человеческая жизнь есть нечто несерьезное по сравнению с божеством. В этом ключе Платон называет жизнь игрой. Законы, по существу, и есть условные правила этой игры людей как выдуманных богами игрушек.
Платон-законодатель вместе стем остается эстетиком. Поэтому он требует от людей-кукол прекрасной игры. Каждый должен как можно дольше и лучше провести свою жизнь в мире. Так что же, наконец, правильно Надо жить играя (Законы, 803е).
В свете мифа о людях-куклах и игрушках во многом девальвируется подлинная ценность платоновских суждений о сочетании убеждения и принуждения при реализации закона. Платон первый четко формулирует этот поли­
тико-правовой принцип, исходя из которого он также обосновывает необходимость преамбулы к закону.
Воодушевленный мифом о человеке-кукле, Платон рисует картину полной связанности людей законами. Платоновские законы регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Они, кроме того, берут под свое покровительство разного рода бытовые обыкновения и мелкие житейские хитрости.
Во имя незыблемости законов Платон, очарованный
10 летней устойчивостью Египта, объявляет войну всякого рода новшествам, идущим от поэтов, критикует произвольные изменения в детских играх, ратует за ограничение сношений с другими государствами и т. д. Лицам до 40 лет платоновский закон вовсе запрещает путешествовать в чужие края. Затем вообще не разрешается никому посещать другие страны по частным надобностям, но только лишь по государственным (речь идет о глашатаях, послах и феорах—блюстителях законов. Цель этих официальных посещений — восхваление платоновского строя в других государствах, наблюдение за их порядками. Весьма ограничен и обставлен всевозможными осторожностями и прием иностранцев.
На страже незыблемых законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией. Набрасывая внешний очерк судопроизводства, Платон и сам признается, что нелегко разобраться, являются ли судьи государственными должностными лицами или нет (Законы, Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства. Кроме всевозможных третейских судов и судов по частным оскорблениям, имеются суды фил и особые суды, состоящие из выбранных на год специальных судей от каждой правительственной должности. Эти судьи подвергаются докимасии. Платон выступает за активность суда
считая безгласного судью плохим отправителем правосудия. Предусматривается также защита по делам, но к адвокатской деятельности Платон подходит с тенденциозностью, присущей его отношению к софистам вообще.
Весьма высоко ставит Платон знание о законах, считая неслучайным созвучие божественного и чудесного закона
(nomos) и ума (noys). Ведь из всех наук,—пишет Платон более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах (Законы, 957 с. Поэтому он настойчиво рекомендует изучение сочинений о праве.
Довольно суровое земное наказание за всякого рода проступки и преступления Платон дополняет мстящим правосудием богов, напоминая о Дике-мстительнице. Но и это кажется Платону недостаточным. Через миф о бессмертии души, ее старшинстве и первичности по отношению ко всему природному и телесному онтологизируется сам статус закона. Закон причастен душе и тоже принадлежит к пер­
воначалам.
Комплекс философско-мифологических воззрений предстает у Платона, по существу, в виде общеобязательной государственной религии, нацеленной на достижение единомыслия граждан и упрочение строя и законопорядка платоновского государства * Вот уже два с половиной тысячелетия не утихают споры вокруг философских, политических, правовых и социальных воззрений Платона. В самом общем плане причину столь уникальной долговечности и актуальности интереса к платоновским взглядам можно видеть в сочетании творческой глубины Платона-исследователя стем, что он стоит у истоков систематической разработки обширного комплекса проблем непреходящей теоретико-практической значимости.
Ученик и критик Платона Аристотель не только сам находился под значительным влиянием платоновской по­
литико-правовой философии, но и во многом содействовал распространению ее идей.
Среди греческих античных авторов заметное влияние ряда политико-правовых положений Платона (отчасти в
аристотелевской обработке) испытал Полибий. Развитие им платоновских представлений о цикличном кругообороте государственных форм и о преимуществах смешанного правления содействовало их популяризации, в частности, среди античных римских и более поздних западноевропейских авторов. Наибольшее влияние Платона из римских авторов испытал Цицерон, воспринявший, кроме идей смешанного правления, по существу также ряд положений
1 2 4
естественноправовои его концепции Произведения Платона и платоников (особенно Плотина) были в центре внимания раннехристианских и средневековых авторов 125. Работа Августина О государстве божием» — заметная веха христианизации платоновско- аристотелевских политико-правовых взглядов, их трансформации для целей религиозной идеологии.
В политической концепции томизма восприняты и своеобразно преломлены идущие от Платона представления о формах государства, о господстве в совершенном государстве разумного начала души, о божественном в конечном счете первоисточнике законодательства и т. п.
Иерархизированному феодальному обществу весьма созвучны были сословно-иерархические аспекты платоновской конструкции идеального государства Платоновская идея о том, что каждое сословие должно заниматься своим делом, получает прогрессивное звучание у Марсилия Падуанского в его выступлении против претензий духовенства на вмешательство вдела других сословий.
В эпоху Возрождения читатели получают возможность прямого ознакомления с произведениями Платона, минуя августиновский неоплатонизм, латинские переводы и различного рода их обработки. Наблюдается взлет инте­
124 См Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М .: Наука,
1966, с. 13, 99, 103.
125 См H e s s e n J . Platonismus und Prophetismus. München, 1955;
S t e i n H . Sieben Bücher zur Geschichte des Platonismus. Göttingen,
1862.
126 См История политических учений I Под ред. С. Ф . Кечекьяна и Г. И. Федькина, с. 113— 114.
127 См G r o n a u K . Platons Ideenlehre in Wandel der Zeit. Berlin,
1929, S. 52—60. S t e i n H . Op. cit., S. X I .
реса к Платону, обращение к которому в это время отражает стремление освободиться от пут догматизированного аристотелизма.
Платоновское восхваление законной монархии (в ее различии с произволом тирании, симпатии к смешанной форме правления (с чертами монархии, аристократии и демократии) широко используются в X V I в. при обосновании преимуществ сословно-представительной монархии.
Монархомахи (Готман, Юний Брут и др) придают, как и Платон, принципиальное значение противопоставлению монарха тирану.
Существенно новое звучание находит платоновская идея лучшего, справедливого, идеального государства в социально-утопических построениях Т . Мора и Т. Кампа- неллы. Принципиальное отличие их утопического социализма от так называемого коммунизма 128 Платона состоит прежде всего в различии их социально-политических позиций. Однако в процессе умозрительного оформления своих по существу новых идеалов социалисты-утописты используют как саму мысль Платона об идеальном государстве и его практической реализуемости, таки ряд теоретических конструкций этого государства.
С учетом отмеченных выше принципиальных оговорок следует отметить наличие платоновского влияния также и у утопистов X V III в Морелли и Мабли, в частности в их взглядах на образцовое законодательство, соответствующее естественному положению вещей и максимально близкое к контурам утраченного прошлого (золотого века. И даже Сен-Симон, Фурье, Оуэн в ряде аспектов своих проектов утопического переустройства общества пользуются некоторыми схемами и идеями, восходящими к Платону (социальная стратификация в связи с разделением труда, гармония страстей и гармоническое общество, роль воспитания, положение женщины и т. п Широкому распространению в буржуазной литературе представлений о коммунизме Платона и прямой связи с ним социализма- утопизма (в том числе — взглядов Т. Мора и Т. Кампанеллы) содействовала появившаяся в конце X I X в. работа Р. Пельмана История античного коммунизма и социализма (С П б, 1910, с. 176— 177, 193).
Рационализация подхода к платоновскому наследию, начавшаяся с эпохой Возрождения, характерна в целом для всей раннебуржуазной идеологии.
Платон — античный предшественник Спинозы и Гоб­
бса в суждениях о применимости математически-геометри­
ческого метода к анализу политики. Не менее выразительна бросающаяся в глаза параллель между платоновским образом политики как царского ткацкого искусства управления людьми, их страстями и гоббсовским образом государства как большого механизма, являющегося результатом человеческих страстей. Представляется также, что именно к Платону восходит идея необходимости какой-то для всех граждан государства обязательной религии — идея, которая в новое время, модифицируясь, предстает в виде различных вариантов так называемой гражданской религии (у Спинозы, Руссо, Пуфендорфа и др.).
Много общего с платоновским вездесущими обо всем заботящимся государством у полицейского государства . Вольфа.
Преемственность между Платоном и Монтескье лежит в плоскости основной идеи работы О духе законов. При обосновании связи между нравами, политическими устройствами и законами в характеристике различных факторов, определяющих дух законов, Монтескье неоднократно ссылается на Платона как на своего авторитетного предшественника 129. Влиянием Платона отмечены как понимание Монтескье основных принципов различных форм правления, таки его трактовка вопроса о смене этих форм. Прямо следуя за Платоном, Монтескье считает, что разложение каждого правления начинается с разложения его собственного принципа. У Платона не было, конечно, идеи разделения властей. Но платоновское представление о преимуществах смешанного правления присутствует в учении Монтескье о разделении властей ив частности, при обосновании требования равновесия различных властей.
Знаменитое положение Платона о необходимости совпадения правителей и философов берется на вооружение сторонниками просвещенного абсолютизма (Вольтер, Дид­
129 Монте с к ь е Ш . Избранные произведения. М .: Госполитиздат,
1955, Сидр рои др. Ставка на мудрые законы (у Гельвеция, Голь­
баха, Дидро) — лишь несколько иное проявление того же платоновского влияния на просветителей.
Своеобразна творческая связь между Платоном и Рус­
со. Прежде всего их обоих привлекает первобытный коммунизм естественного состояния, когда все было общим, царило всеобщее счастье, не было частной собственности. Для обоих характерно, что именно порчу нравов они считают существенным фактором, обусловившим появление частной собственности.
В своих политико-правовых взглядах и построениях Рус­
со, кроме того, придерживается основной платоновской идеи о возвышении целого над частью (соотношение государства, сословия, индивида) в сфере политики. Эту же идею отчасти прямо от Платона и Аристотеля, отчасти от
Руссо (в частности, его различение всеобщей воли и воли всех) восприняли специфически развил также и Гегель.
Платоновское государство, по Гегелю, это не образец пустого и абстрактного идеала, как полагали многие, а идеальное выражение целостной греческой нравственности в гегелевском толковании этого понятия) 130. В кардинальном вопросе об отношении философии к действительности Платон, с гегелевской точки зрения, занял верную позицию, так как философски зафиксировал идеальную действительность греческого полиса.
Представления Канта о государстве и политике, соответствующих идее права, те. подлинно республиканском правлении, созвучны платоновским идеальным проектам. По существу идет старый споро претензиях философии на политику и власть. Но требование Канта скромнее и умереннее. Невозможно, да и ненужно, чтобы короли философствовали или философы сделались королями. Но короли или самодержавные (самоуправляющиеся по законам равенства) народы должны не допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, и дать им возможность выступать публично 131. Лишь благодаря философии может быть сформулирована и реализована в условиях публич-
130 См Г е гель. Философия права. МЛ Соцэкгиз, 1934, с. 14—
15, 213—214.
131 Им м ан у ил Кант. К вечному миру В кн Трактаты о вечном мире. М .: Соцэкгиз, 1963, с. 173.
ности истинная задача политики — достижение общей цели общества (счастья) » Влияние Платона на Фихте еще более рельефно. В работе Замкнутое торговое государство (1800 г) Фихте явно тяготеет к платоновским представлениям (подробное регламентирование всей жизни, государственное разделение граждан по профессиям, экономическая замкнутость и самодостаточность проектируемого государства и т. п.).
Платоновские сравнения государства с большим человеком, параллели между началами души и государства, органические и психологические воззрения на соотношение политического целого и его частей в той или иной трансформации встречаются у многих представителей органической концепции учения о государстве, политике, праве.
Широкая рецепция платоновских естественноправовых представлений наблюдается в X I X —X X вв. в различных концепциях возрождения естественного права.
Разного рода католические версии возрожденного естественного права (Ж. Дабен, Ж. Маритэн и др) в ряде моментов продолжают и модифицируют томистскую линию христианизации естественноправовых представлений Платона и Аристотеля.
Неокантианская интерпретация платоновского учения о государстве и праве обстоятельно развита вначале в. Эрихом Кассирером. Трактуя естественное право как понятие, связующее философию с правовой наукой, Касси­
рер именно в платоновском идеализме видит его истоки.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20


написать администратору сайта