Главная страница

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. Академия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а


Скачать 4.88 Mb.
НазваниеАкадемия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а
АнкорНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
Дата04.07.2018
Размер4.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
ТипДокументы
#21050
страница18 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
друзьям. Противно долгу то, чего разум не внушает 33. Мудрец, согласно стоицизму, бесстрастен. Его покорность судьбе — проявление его понимания законов и разума мироздания. Он сторонится мирских дел лишь постольку, поскольку они могут быть противны его пониманию долга. Но, замечает Хрисипп, если ничто ему не препятствует, мудрец, должен принимать участие в общественных делах 34. По природе своей мудрец общителен и деятелен ион не должен жить в одиночестве.
Этика стоиков сформировалась под заметным влиянием школы киников, основанной учеником Сократа Антисфе­
ном. Мудрец-стоик, по Аполлодору, должен жить как киник, ибо образ мыслей и действий киников — кратчайший путь к добродетели. Свободен только мудрец — добродетельный человека все остальные (дурные люди) — рабы, так как они лишены возможности действовать самостоятельно. Рабству противостоит деспотия, но иона зло, поскольку, согласно этике стоиков, деспот действует не по разумной воле, а по неразумной страсти и вожделению. Ведь правитель говорят стоики должен различать, что хорошо и что плохо, а этого не знают дурные люди. И только мудрецы умеют управлять, сведущи в судебных делах, обладают даром красноречия, а отнюдь недурные люди Подобные представления стоиков о мудрецах как истинных правителях были модификацией платоновской концепции правления философов. В основе гражданского общежития лежит, помысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.
Цицерон, чьи взгляды на государство и право сформировались под заметным влиянием стоицизма, следующим образом раскрывает мысль стоиков о естественном происхождении общественно-политической жизни людей По Антология мировой философии, т. 1, ч. 1, с. 500.
34 Там же, с. 502.
35 Там же
природе мы способны собираться вместе, совещаться, объединяться. (Стоики) считают, что мироздание управляется волей богов, что оно представляет собой как бы общий городи общину людей и богов, что каждый из насесть часть этого мироздания, а отсюда, естественно, следует, что необходимо ставить общее благо выше своего Именно естественная, природная связь людей, те. соответствие этих человеческих связей и отношений общему естественному) закону мироздания, и является, согласно воззрениям стоиков, основанием и причиной наличия в общении людей справедливости. Естественный закон тем самым предстает как воплощение всеобщей и универсальной справедливости, которая в учении стоиков играет роль нормы и критерия как для политического сообщества людей государства, таки для принимаемых ими законов.
Отталкиваясь от универсального характера естественного закона (и соответственно — справедливости по природе, Зенон и Хрисипп в своих сочинениях о государстве, а вслед за ними и их греческие и римские последователи обосновывали космополитические представления о том, что все люди (и по своей природе, и по закону мироздания в целом) — граждане единого мирового государства и что человек — гражданин вселенной.
«Весьма удивительно замечает Плутарх по поводу этих идей стоиков что главное в форме правления, которую описал Зенон, положивший начало школе стоиков, состоит не в том, что мы обитаем в городах и областях и отличаемся своими особыми законами и правами, а в том, что мы рассматриваем всех людей как своих сограждан, что жизнь одна подобно тому, как мироздание одно. Это как бы стадо, которое пасется на общих пастбищах согласно общему закону Уже своим акцентом на всеобщей значимости, универсальной ценности и безусловной силе естественного закона и мирового государства стоики неизбежно обесценивали смысли роль отдельной и особой полисной формы государственности, полисных законов, порядков и установлений. Показательно в этой связи их выступление (в духе фило­
37 Там же, с. 496.
38 Там же, с. 503.
софа Платона и киника Диогена) против семьи и индивидуального брака, за общность жен. Критическим нападкам стоиков подвергались, кроме семьи, и такие институты общественной жизни и политической культуры, как суды, храмы, школы, торговля, деньги и т. п.
Этот кинический, по своей сути антикультурный, анти­
просветительский, консервативный и антипрогрессистский, пафос стоицизма был ярким проявлением кризиса тогдашнего рабовладельческого строя и характерных для него ценностей (общественных, политических, правовых, духовных) В свете естественноправовых представлений стоиков рабство как явление общественной жизни и социально-по­
литический институт не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей. Подобную мысль развивал Зенон в работе Государство. Этаже мысль, правда в более завуалированной форме и косвенно, присутствует ив весьма типичных для стоицизма противопоставлениях свободы и рабства как нравственных и духовных характеристик людей, а не их социально-политических и правовых статусов. Мудрец, добродетельный человек, согласно стоицизму, свободен ив цепях (вспомним, что знаменитый философ-стоик Эпиктет был рабом, а дурной человек, кем бы он ни был, пребывает в рабстве. Действительно свободными, поучению стоиков, являются лишь мудрецы и цари. Последние в отличие от деспотов (и вообще дурных людей, как и мудрецы, знают что хорошо и что плохо в делах божественных и человеческих. Отсюда и одобрение стоиками царской власти. Так,
Хрисипп отмечал Царская власть неограниченна, она может быть устойчивой только среди мудрецов 39. Судя по сохранившимся сведениям, Зенон обосновывал идею смешанного правления Лучший государственный строй — это сочетание демократии, царской власти и аристократии Имея ввиду, по всей вероятности, государственные законы и установления, соответствующие естественному закону, стоики выступали за их неуклонное соблюдение. Сточки зрения мировой справедливости все прегрешения равны »41. Так учили Зенон и Хрисипп. Некоторые другие стоики (например, Гераклид из Тарса и Афинодор) отрицали равенство прегрешений и обосновывали идею дифференцированного подхода к проступкам. Нов целом для всех стоиков характерна жесткая позиция в вопросе о преступлении и наказании, обусловленная стоическим пониманием долга человека жить, исполняя все обязанности Добродетельные люди, подчеркивали стоики, суровы, так как сами они не предаются удовольствию и не преступают границ разумного и дозволенного естественным законом равным образом и от других они требуют должного поведения. И они говорит Хрисипп о непогрешимых и безвредных мудрецах и мудрых правителях ник кому не проявляют сострадания, ибо никому не прощают и ни с кого не снимают полагающегося по закону наказания, поскольку уступки и жалость и сама снисходительность есть ничтожность души, прикидывающейся доброй, когда наказывают ведь они не считают, что наказания слишком строги Эти и подобные суждения стоиков по своему реальному и конкретному социально-политическому смыслу и практическому преломлению носили консервативно-охранительный характер и освящали существующие законы. Хотя в учении стоиков имелось много положений, звучащих радикально или чреватых значительным оппозиционным потенциалом, однако сами они развивали присущий их позиции критицизм по преимуществу в русле и направлении этических, а не социально-политических и правовых реформ. Кроме того, их этика была ориентирована на узкий круг мудрецов, добродетельных людей, к числу которых, за редким исключением, могли приобщиться, практически говоря, лишь представители верхушки общества, люди свободные, богатые и образованные.
Эта социально-политическая нейтрализованность и обез­
вреженность стоицизма и — более того — его охранитель Там же, с. 5 0 1 42 Там же, с. 493.
но-стабилизирующий 44 смысл, особенно отчетливо проявляется в учении римских стоиков — Луция Аннея Сене­
ки и Марка Аврелия. Первый из них был сенатором, воспитателем императора Нерона и ведущим государственным деятелем, чьи политические интриги завершились самоубийством по приказу его жестокого и мстительного ученика. А Марку Аврелию стоицизм не мешал быть императором, разделяя в тоже время представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных Из общего всем людям духовного начала, замечает Марк Аврелий в сочинении К самому себе, следует, что все мы — разумные существа. Если так продолжает император-стоик,— то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим если так, то и закон общий если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон Дух Целого, говорит Марк Аврелий, требует общения, ноне хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире подчинение и соподчинение, а среди людей (наиболее совершенных существ) — единомыслие 47, достижению чего и служит стоическая философия.
Идею духовной свободы всех людей, независимо от их общественного положения, наиболее последовательно среди стоиков выразил Сенека. Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, ноне духовная и разумная часть человека. Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность замечает он заблуждается ее лучшая часть О стоицизме как стабилизирующем факторе см R o d e К .
Geschickt? der europäischen Rechtsphilosophie. Düsseldorf, 1974,
S. 45.
45 Антология мировой философии, т. 1, ч. 1, с. 519.
46 Там же, с. 520.
свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин Раб, согласно Сенеке,— человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Купля-продажа касается тела раба, ноне его свободного духа, неподвластного торговым сделкам. Не отвергая само рабство как социально-политиче­
ский институт, Сенека вместе стем считает его в этическом плане несостоятельным, отстаивает человеческое достоинство раба и призывает к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом.
Все люди равны ив том смысле, что они — сотоварищи по рабству, поскольку одинаково находятся во власти судьбы. А покажите мне говорит он кто не рабству­
ет в томили другом смысле Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а тот — честолюбия. Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное В духе воззрений греческих стоиков Сенека считает судьбу (или, что для него тоже самое бога, божественный дух, провидение, природу, мировое целое) причиной всех причин. Цепь событий подчинена вечному вращению судьбы. Идя своим невозвратным путем, закон судьбы совершает свое право 50. Люди не в силах изменить мировых отношений, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.
Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого миров, Сенека заключает, что люди — родные друг другу, члены единого тела 51 : ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Высшее благо — в разуме, который есть нечто иное, как божественный дух, погруженный в тело человека. И разумность делает человека богоподобным. Помимо разума, природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода. Благодаря разуму и общительности люди в борьбе Антология мировой философии, т. 1, ч. 1, с. 508.
49 Там же, с. 509.
50 Там же, с. 506.
за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут тесными сооб­
ществами.
В естественноправовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру закон судьбы играет роль того права природы, которому подчинены всечеловеческие установления, в том числе государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий, и одновременно как необходимый императив разума. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен также ив человеческом сообществе как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на началах разума человеческий разум — часть божественного духа.
Вселенная, согласно Сенеке,— естественное государство со своим естественным правом, признание которых — дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, независимо оттого, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей. Мы пишет Сенека,— должны представить в воображении своем два государства одно — которое включает в себя богов и людей в нем взор наш неограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца другое — это ток которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть такие люди, которые водно и тоже время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому 52.
Этически наиболее ценными безусловным, согласно концепции Сенеки, является большое государство. Разумность и, следовательно, понимание закона судьбы естественного права, божественного духа) как рази состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе
и случайной принадлежности к тому или иному малому государству, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, таки для их сообществ (государств).
Идеи греческого стоицизма, наряду с философско-пра­
вовыми представлениями Сократа и Платона, оказали большое влияние на политико-правовые воззрения знаменитого римского оратора, политического деятеля и мыслителя Цицерона (106— 43 гг. дон. э.).
Развивая предшествующие естественноправовые представления, Цицерон апеллирует к разуму и закону природы как основе государства и действующего в нем права. Ведь кому природа даровала разум пишет он она даровала и здравый разум. Следовательно, она даровала и закон, который есть здравый разум как в повелениях, таки в запретах. Если она им даровала закон, то она даровала и право разум был дан всем. Значит, и право тоже дано всеми Сократ справедливо проклинал того, кто первый отделил пользу от права Право, опирающееся на справедливый и разумный закон природы, выражает общую пользу как каждого участника правового общения (гражданина, таки всей совокупности таких участников (народа. В этом смысле государство (respublica) предстает одновременно и как дело народа (res publica), и как правовое общение.
Касаясь вопроса о формах государства, Цицерон вслед за греческими авторами говорит о преимуществах смешанной формы правления. Ноу Цицерона есть и иные суждения (о достоинствах монархии, о спасителе государства и т. п, свидетельствующие об осознании им непригодности традиционных форм организации власти для возвышающегося римского государства.
Политико-юридическое обоснование мировой гегемонии Рима и прав принцепса было дано римскими юристами, испытавшими заметное влияние идей стоицизма особенно в цицероновской интерпретации Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М .: Наука, 1966, с. 99.
Существенным достижением римской правовой мысли является создание юриспруденции. Римские юристы в I— III вв. н. э) тщательно разработали обширный комплекс юридической проблематики как в области общей теории права, таки отдельных правовых отраслей. Теоретические конструкции римских юристов легли в основу последующего развития юриспруденции в средневековье ив новое время.
Идея стоиков о духовной свободе людей и их всеобщем равенстве получает новое, радикально-оппозиционное и реформаторское, звучание у представителей раннего христианства. Христианство появилось вначале нашей эры. Оно, по характеристике Ф . Энгельса, возникло как движение угнетенных оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов 54. Возникнув у евреев, христианство распространяется затем среди других народов, превращается в дальнейшем в мировую религию и начинает (св) признаваться во многих странах в качестве государственной религии.
Выдвинув на новой основе идею всеобщего равенства людей и стремясь к ее реализации, первоначальное христианство носило радикально-критический характер. В последующем канонизированное церковной бюрократией христианское учение стало использоваться для идеологического оправдания отношений социально-политического не­
равенства.
Христианство оказало огромное влияние на всю историю европейской культуры, политические и правовые воззрения европейского средневековья и нового времени.
П О ЛИ Б И Й
Полибий (210— 128 гг. дон. э) — видный греческий историк, политический деятель и мыслитель эллинистического периода. Он был уроженцем Мегаполя (Мегаполиса, сыном Лика, избиравшегося стратегом Ахейского союза
Возникновение Ахейского союза полисов северного Пелопоннеса относится кв. дон. э. К середине III в. в этот союз входили Мегаполь, Аргос, Фигалия, Лепрей,
Флиунт и ряд других городов центрального Пелопоннеса, а к началу II в уже весь Пелопоннес (вместе с Лакеде­
моном и Мессеной). Члены союза — отдельные полисы — пользовались равными правами и большой автономией. В общесоюзном собрании принимали участие все граждане союзных полисов, достигшие 30 лет. Основная задача союза состояла в отстаивании независимости объединившихся полисов от экспансии иных держав, в качестве каковых в разное время, сменяя друг друга, выступали Спарта и Македония, а затем и Рим.
Будучи приверженцем целей Ахейского союза, Полибий активно отстаивал идеи независимости и автономии отдельных греческих полисов и всей Эллады от иноземцев 55. Нос учетом реального положения дели соотношения сил
Полибий пришел к выводу о предпочтительности для эллинов в создавшейся обстановке возвышения Рима и его власти над Элладой. В 148 г. дон. э. Македония была превращена в римскую провинцию, а в 146 г. римлянами было подавлено выступление членов Ахейского союза и ряда других греческих полисов против господства Рима. Мятежные полисы были включены в состав Македонской провинции Рима, а не участвовавшие в антиримских выступлениях греческие полисы в качестве союзников Рима сохранили известную автономию.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


написать администратору сайта