Главная страница

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. Академия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а


Скачать 4.88 Mb.
НазваниеАкадемия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а
АнкорНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
Дата04.07.2018
Размер4.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
ТипДокументы
#21050
страница15 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Исследуя действия разрушительных элементов враз личных формах государства, Аристотель применительно к каждой из них предлагает комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости данного строя.
И олигархия, и демократия, подчеркивает Аристотель, могут иметь сносную организацию, если преодолеют свои крайние тенденции
Укреплению существующего строя должно быть подчинено и такое средство, как государственное воспитание в духе соответствующей политической формы. Воспитание граждан — общегосударственная забота, а не дело частной инициативы. Обосновывая это положение, Аристотель отмечает, что речь идет об общем интересе и единой цели государства, поскольку каждый гражданин является частицей государства и все граждане принадлежат государству (Политика, V III, 1, 2, а Различные формы политической жизни обусловлены стремлением людей достигнуть счастливой и блаженной жизни. В той или иной мере этот идеал осуществляется в наличных формах государства, но для его полной реализации необходимо наилучшее государственное устройство, государство с желанной организацией (Политика, V II,
4,
1, а 13). Выдвигая свой проект лучшего государства, Аристотель продолжает попытки своих предшественников (Платона, Фалея и др, чьи взгляды он предварительно подверг критическому обзору.
Наилучшее государство, подчеркивает Аристотель логическое построение, и здесь нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта Политика, V II, 6, 4, а Население лучшего государства должно быть достаточными легко обозримым граждане непременно должны знать друг друга. Территория лучшего государства, которое мыслится Аристотелем по образцу античного полиса, должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Природные и географические свойства Эллады, соответствующие им черты характера греков также содействуют, по Аристотелю, организации наилучшего государства. Собственно политическая жизнь, считает Аристотель, возможна лишь у эллинской народности (Политика,
V II, 6, 1, в Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Физическим трудом занимаются и ремесленники, которые хотя и свободны, ноне имеют гражданских прав. Не относится к числу граждан и толпа матросов
чье участие в государственной жизни характерно, по оценке Аристотеля, для крайней демократии (Политика, V II,
5,
7, а 15). Не имеют прав граждан и торговцы. Граждане лучшего государства занимаются лишь делами военными, законосовещательными и судебными. Поочередное участие граждан в этих делах должно быть сообразовано сих возрастом и умением.
Граждане лучшего государства, пользующиеся трудом рабов и ремесленников, представляют собой зажиточный класс (Политика, V II, 7, 5, в 17). Из этой среды выходят военные, жрецы и судьи, охраняющие право и общий интерес.
Показательно, что военная сила характеризуется Аристотелем как необходимое качество самодовлеющего государства. Оружие, по его оценке, необходимо для участников государственного общения как для поддержания авторитета власти против неповинующихся внутри государства, таки для отражения несправедливых притязаний извне Политика, V II, 7, 4, в Земля делится на две части одна часть находится в общем пользовании всего государства (ее плоды идут на организацию сисситий, религиозные нужды и т. п, другая — в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных началах предоставляются в общее пользование других граждан. Соответственно двум видам собственности на землю различаются государственные и частновладельческие рабы. Всем рабам в виде награды за их труд гарантируется в будущем свобода.
Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам досуги мир, поскольку конечной целью войны служит мир, работы — досуг Политика, V II, 13, 16, а С этих позиций Аристотель критикует порядки Спарты и Крита, где все направлено на достижение внешней силы и военных успехов. Военное дело нужно, по Аристотелю, не для порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не попасть в рабство. Хотя путем войны повсеместно приобретаются рабы, однако рабство покоится не на праве войны, а в природе вещей. Отстаивая рабство по природе, Аристотель в явном противоречии с фактами пишет Неизбежно приходится согласиться
что одни люди — повсюду рабы, другие — нигде таковыми не бывают (Политика, I, 2, 18, а Поэтому ив войне следует стремиться к деспотической власти только над теми, кто достоин быть рабом Политика, V II, 13, 14, а 19). Война, таким образом, не создавая нового правового основания для рабства, есть лишь средство приобретения тех, кто уже является рабами, охота на рабов по природе (Политика, I, 2, 22, в Бросается в глаза высокомерное отношение Аристотеля к неэллинским народам — рабам по природе, неспособным к политической жизни. Возвышая эллинскую народность, Аристотель считал, что она была бы способна властвовать над всеми, если бы только была объединена одним государственным строем (Политика, V II, 6, 1, в Правда, его собственный идеал государства не предусматривает ни подобного объединения всех эллинов, ни агрессивной установки на порабощение других народов Высоко оценивает он благо мира. Суждение о том, что целью войны является мир, встречается до Аристотеля уже у Платона, а затем воспринимается многими авторами, в том числе и Гегелем. Весьма прогрессивным по звучанию является положение Аристотеля о том, что самый принцип войн можно считать противным идее права (Политика, I, 2, 18, а 19). Этот тезис в дальнейшем получил широкое распространение у критиков войны и сторонников вечного мира, в частности у Канта и Фихте.
Право, по Аристотелю, представляет собой норму политического общения людей. Жить в государстве как политической организации означает жить в законе. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения»
(Политика, I, 1, 12, а 16).
179 Поэтому представляется необоснованным утверждение К. Родео том, будто Аристотель оправдывает наступательную войну с целью порабощения других народов ( R o d e К . Op. cit., S. 3 9 ).
Законное и справедливое совпадают. Разделяя это идущее от Сократа и Платона положение, Аристотель конкретизирует его в духе своего понимания справедливости. Право служит общей пользе граждан ив этом смысле является государственным благом. Право как политическая справедливость регулирует лишь общение свободных и равных людей и политические отношения властвования и подчинения, ноне деспотические отношения господина и раба.
Право характеризуется Аристотелем также как равенство. Нов соответствии сего трактовкой принципа справедливости это равенство не абсолютно, а относительно, поскольку люди неравны по своему достоинству. Претензии лучших по достоинству людей на политические привилегии опираются, таким образом, также направо. В самом деле, люди более благородного происхождения — с большим правом граждане, чем люди низкого происхождения Политика, III, 7, 7, в Равенство же в отношении неравных, как и неравенство в отношении равных, противоестественно и противоречит политической справедливости и праву.
Политическое право — частью естественное, частью условное (Этика, V , § 10). Естественным правом Аристотель называет то, что везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его в законодательстве того или иного государства. К области условного права относятся установленные людьми законоположения и всеобщие соглашения.
Кроме того, Аристотель различает писаный и неписаный законы (обычай. Последний, видимо, относится не к естественному, а к условному, те. позитивному, праву Этика, X , § 10; Политика, III, 11, 6, в 5; V II, 2, 6, в 11) По концепции Аристотеля, справедливостью отмечены как естественное, таки условное (человеческое) право. Продолжая в этом пункте давний спор Сократа и Платона против софистов, Аристотель замечает, что хотя понятия Данная проблематика обстоятельно рассматривается в работе В. Зигфрида ( S i e g f r i e d W. Der Rechtsgedanke bei Aristoteles.
Zürich, 1947. S. 64 ).
о справедливом и изменчивы, однако они изменчивы лишь в известной степени. Естественное право является образцом условного права. То право, которое не от природы таковое, а есть лишь человеческое право, не повсюду одинаково, точно также, как и государственные устройства не везде одинаковы, хотя лучшее от природы лишь одно Этика, V , § Различая право и закон, Аристотель отмечает, что всякий закон в основе предполагает своего рода право Политика, I, 2, 18, а 19). Это означает справедливость лишь такого закона, который опирается на соответствующее право. Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права (Политика, V II, 2, 7, в Закона не человек, утверждает Аристотель, олицетворяет верховную власть в государстве. Закон свободен от человеческих аффектов и представляет собой уравновешенный разум (Политика, III, 11, 4, в Законодательство — часть политики, и искусство законодателя состоит в том, чтобы издавать законы, соответствующие данному государственному строю, а не подгонять государственный строй к законам. С этой точки зрения правление законов, а нелюдей означает стабильность существующей формы государства и ее политического порядка, ибо порядок и есть своего рода закон (Политика, III, 11, 3, а При этом законы, соответствующие правильным формам государственного строя, будут основаны на справедливости, законы, соответствующие неправильным формам государства, будут несправедливыми.
Критически относясь к подобным несправедливым законам, как и к неправильным формам грсударства, Аристотель вместе стем признает их законную силу. Тоже, что верховную силу имеет решение большинства, свойственно всем формам государственного строя что решит большинство из числа лиц, принимающих участие в государственном управлении будь оно олигархическое, аристократическое, демократическое то и почитается имеющим законную силу (Политика, IV, 6, 4, в 40 — а 31). Правление через законы, пользование формой закона (даже если это по существу несправедливые законы) представляет собой, по Аристотелю, общий для всех форм государства политический элемент общения.
Закон — некая общая мера, ион, как, впрочем, и отдельный человек, не может предусмотреть всевозможные конкретные случаи жизни, однако даже при этом неопределенном общем характере закон является незаменимым регулятором политических отношений. Когда частный случай не подходит под общее положение закона, необходимо исправить недостаток и восполнить пробел, оставленный законодателем.
Подобное преодоление отрицательных последствий общего характера закона Аристотель называет правдой. Такова природа правды она заключается в исправлении закона в тех случаях, где он, вследствие своей общности, неудовлетворителен (Этика, V , § 14). Правда тоже справедлива, хотя и не в смысле буквы закона, а в духе самого законодателя. Праведный человек, даже имея законное право на своей стороне, не придерживается буквы закона ко вреду ближнего, а применяет его свободно, как поступил бы сам законодатель, знай он этот случай.
С оговоркой, что закон не может касаться всего, так как есть вещи, относительно которых нельзя дать закона в силу их индивидуальности, случайности, изменчивости, нехарактерности, редкости и т. д) и которые нуждаются в отдельном постановлении, Аристотель все же выступает за законодательную регламентацию всех основных аспектов общественной, политической и частной жизни людей. Ив этом смысле он является законником. Причем Аристотель придерживается того взгляда, что то, чего закон не приказывает, то он запрещает (Этика, V , § 15). В свете противоположного принципа (разрешено все, что не запрещено) Аристотель выступает как сторонник чрезмерно широкого толкования смысла предписаний закона запрещено все, что не разрешено»).
Отличительную особенность закона как властного акта Аристотель видит в его принудительной силе (Этика, X ,
§ 10). Однако, подчеркивает он, никакой пользы не принесут и наиполезные законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя и законодательства
Назначение законодательства — содействовать реализации высшей цели государства, которая состоит в счастливой и благой жизни граждан * Аристотель оказал громадное, трудно поддающееся учету в деталях и частностях влияние на всю последующую философскую и политико-правовую мысль. В истории политических учений ни один из крупных мыслителей античности, средневековья и нового времени не обошел стороной творческое наследие Аристотеля, не избежал того, чтобы прямо или опосредованно не определить свое отношение к нему. Многое из сказанного ранее о платоновском влиянии в принципе справедливо было бы сказать и применительно к всемирно-историческому влиянию Аристо­
теля.
Несмотря на выпады ученика против учителя, которые, кстати, не всегда были адекватными и убедительными, их политико-правовые взгляды в ряде кардинальных аспектов совпадают, существенно схожи или близки 181. Во всяком случае для последующих авторов, занимавшихся фи­
лософско-правовой и политической проблематикой, расхождения между Платоном и Аристотелем представлялись менее значимыми, чем самому Стагириту, и их воззрения воспринимались в виде, по существу, единого теоретического комплекса, выражающего классическую вершину греческой политической мысли Влияние Аристотеля началось уже при его жизни, в частности, благодаря преподаванию в платоновской акаде­
181 Проблема соотношения воззрений Платона и Аристотеля, характера и содержания аристотелевской критики положений учителя и т. п. привлекла внимание многих исследователей (см, например Же бел е в С. А . Греческая политическая литература и « Политика Аристотеля В кн Аристотель. Политика. Мс Рад лов Э. Очерк истории греческой этики до Аристотеля В кн Аристотель. Этика. СПб., 1908, с. X L V I I —L X I V ; К е чек ь я н С. Ф . Учение Аристотеля о государстве и праве, с. 37— 6 2 ; До вату р А . Указ. соч, с. 28, 33 4 —335 (прим. 2 7 );
Aristoteles in der neueren Forschung. Darmstadt, 1968, S. V II—
X V I I I . 73— 74, 96, 155, 193—2 1 1 ).
182 В литературе даже принято употребление термина « платонизм
мии и своем Ликее, связям с македонским двором, самим Александром Македонскими его наместником в Афинах
Антипатром, а также благодаря многочисленным публикациям его философско-политических работ, основная часть которых по иронии судьбы как рази оказалась утерянной для последующих поколений Вскоре после смерти Аристотеля, вовремя правления в Афинах его ученика Димитрия Фалерского, были реализованы некоторые положения аристотелевского учения об умеренном политическом правлении.
В теоретическом плане политическое учение Аристотеля развивалось такими влиятельными представителями основанной им перипатетической школы, как Дикеарх и Тео­
фраст. В центре их внимания — вопросы о наилучшем (применительно к данным обстоятельствам) государственном строе (Теофраст), смешанной форме правления (Дикеарх).
Двумя другими известными авторами, испытавшими влияние политического учения Аристотеля ив свою очередь, сыгравшими заметную роль в последующем распространении его положений, были Полибий и Цицерон. Учение Полибия о государственных формах и их смене содействовало популяризации соответствующих взглядов Платона и Аристотеля, к которым само восходило.
Высоко оценивая творчество Аристотеля, Цицерон разделял ряд положений аристотелевского учения о справедливости смешанной формы государства, о соответствии закона естественному праву и разумным началам, о совпадении законного и справедливого и их общем соответствии в широком смысле, охватывающем и аристотелизм, когда речь идет об основных параметрах совместного платоновско-аристотелевского влияния на последующую духовную культуру (см, в частности
H e s s e n J . Platonismus und Prophetismus. München; Basel, 1955,
S. 11). Зачастую подобная безоговорочная платонизация Аристотеля игнорирует специфику аристотелевской философской и поли­
тико-правовой концепции Об аристотелевском влиянии на последующую философскую и политико-правовую мысль подробнее см К е чек ь я н С. Ф . Учение Аристотеля о государстве и праве, с. 4— 11; Aristoteles in der neueren Forschung, S. 250—4 2 0 ; B a r k e r E. Political Thought of
Plato and Aristotle. N. Y., 1959, p. 497— 530; R i t t e r f. Metaphy­
sik und Politik Studien zu Aristoteles und Hegel. Frankfurt-am-Main,
1969, S 1 0 6 - 1 7 9 .
природе вещей. Не чужды Цицерону и платоновско-аристо­
телевские выпады против политических междоусобиц и крайностей демократии.
Взгляды Аристотеля на соотношение естественного и позитивного права, на роль закона в политической жизни, его представления о реализации в государстве высших этических целей были в значительной мере восприняты различными представителями стоицизма, хотя и были модифицированы в соответствии сих космополитическими идеями.
Отчасти через стоиков, отчасти непосредственно многие положения учения Аристотеля были адаптированы и препарированы христианской политической доктриной. Уже
Августин, следуя Платону и Аристотелю, настаивает на различии монарха и тирана и говорит об истинном правлении, ограниченном правом.
Многочисленные комментарии Фомы Аквинского, Альберта Великого и др) на Политику Аристотеля появляются после ее перевода в X III в. Вильгельмом фон
Мербеке на латинский язык. В X I V в. ее переводит на французский языки комментирует Николас де Орезм, а в X V в. первый в Италии перевод Политики с греческого на латынь осуществляет Леонардо Оретино. В 1498 г. в Венеции Политика издается в печатном виде.
Кроме противопоставления монархии и тирании, Фома
Аквинский разделял также многие другие аспекты аристотелевского учения о формах государства и особенно учения оправе (право и политическое правление, разумность и справедливость права и т. п.).
Авторитет философа, как обычно именуют Аристотеля Фома Аквинский и другие тогдашние комментаторы, был весьма высок.
В целом в средние века отношение к Аристотелю таково, что даже Данте, питая к нему огромный пиетет и именуя его учителем тех, кто знает, все же помещает Аристотеля (вместе с Сократом, Платоном и другими великими язычниками) в аду, хотя, правда, в круге первом. В работе О монархии Данте использует ряд положений аристотелевского учения при обосновании своего идеала всемирной монархии. На авторитет философа он ссылается, например, говоря о различии монархии истинной и фальшивой (тирании, о реализации подлинной свободы вис тинном правлении.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


написать администратору сайта