Главная страница

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. Академия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а


Скачать 4.88 Mb.
НазваниеАкадемия наук СССР и нс т и тут государства ипр а в а
АнкорНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
Дата04.07.2018
Размер4.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.pdf
ТипДокументы
#21050
страница5 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
77
»
по правильным полисным порядкам, словом, вести политическую жизнь.
Античный полис времен Демокрита был не только го­
родом-государством, но и государством-обществом: вся общественная жизнь была сферой не частного, а общего, публичного дела, была частью общеполисной, государственной, политической жизни. К общегосударственным делам относились и многие вопросы семейной жизни, воспитания детей и т. п. Показательны в этом плане отчетливая политизированность античной мысли в целом, трактовка ею многих философских, религиозных, моральных, социальных и иных проблема не только сугубо государ­
ственно-правовых, в плане и перспективе именно общепо­
лисных дел, задачи идеалов, короче говоря политическая трактовка по сути дела неполитических (по крайней мере с современной точки зрения) проблем. Пользуясь понятиями более позднего времени, можно сказать, что гражданское общество в эпоху античной полисной жизни еще не отделилось от политического государства и не обособилось в независимую сферу частных интересов, существующую наряду со сферой публичной, политической. В этом неразличенном состоянии политические, общеполисные интересы, дела и представления явно доминировали над всеми особыми и частными интересами, притязаниями и настроениями. У греков отмечал К. Маркс гражданское общество было рабом политического общества Характерно, что примат интересов общего дела государства перед интересами его граждан Демокрит выражает в категориях этики, а неправа, как нравственный долг каждого члена полиса заботиться о благополучии общего дела, а не как правовую обязанность гражданина по отношению к государству. Связи между гражданами и полисом коренятся, согласно концепции Демокрита, в этических, а не правовых началах и носят характер нравственного, а не правового отношения. Да и сам полис в свете демокритовской трактовки — это, скорее, образование нравственное, а не правовое. Этическому же подходу к проблеме связей и взаимоотношений гражданин —
25 Маркс К ., Э н гел ьс Ф. Соч. е изд, т. 1, с. 302,
<
78
»
государство присуща по сравнению с правовым подходом известная односторонность. Так, правовой характер отношений между двумя субъектами, в том числе между гражданином и государством, предполагает в силу присущего самому правопониманию принципа равенства и корреспонденции прав и обязанностей взаимность и двусторонность. Конечно, в каких-то отдельных правовых отношениях на одной стороне могут быть только права, на другой стороне — только обязанности. Но если так дело обстоит в принципе и всегда, то очевидно, что мы имеем дело нес правовым отношением, невозможным при отсутствии принципа равенства субъектов отношения и взаимности их прав и обязанностей. Этические же отношения, в том числе и между гражданином и государством, по существу строятся не на принципе равенства и взаимной корреспонденции, а на иных началах. Так, в связи с этической трактовкой отношений гражданина и полиса Демокритом, да и многими предшествующими и последующими античными мыслителями (например, Сократом, Платоном, Аристотелем и др, следует заметить, что речь явно идет об этически неравных, неравноценных субъектах отношений государство как общее и целое трактуется как нечто безусловно более ценное, чем отдельные граждане сих особыми интересами. И подчинение этически менее ценного субъекта индивида, гражданина, семьи, товарищеских союзов и т. п) более ценному (государству сего общими делами и интересами) — безусловный этический долг, нравственный порыв которого растет из иных корней, нежели принцип равенства, и движим иными целями, нежели ожидание взаимности.
Не только у Демокрита, но и у последующих древнегреческих мыслителей пока еще отсутствует более рациональный, собственно правовой взгляд на взаимоотношения гражданина и государства. Существо дела, конечно, не в пороках их мышления, а в неразвитости тех реальных общественных и социально-политических отношений, идейно-теоретическое выражение которых мы находим в их учениях. Неразвитостью этих отношений была в конечном счете обусловлена и недостаточная степень отдиф­
ференцированности от этики и политики как самих правовых явлений, таки теоретических представлений о них
В более развитых условиях древнеримской действительности впервые, как известно, складывается в качестве самостоятельной сферы знаний светская юриспруденция и теоретически разрабатываются юристами, Цицероном и др) представления о государстве не только как об общем деле, деле народа и т. п, что было характерно и для древнегреческих мыслителей, но и как о правовой общности, правовом общении. С этой точки зрения и взаимоотношения гражданина и государства были перенесены в правовое русло и стали трактоваться как правовые отношения. При подобного рода сопоставлениях древнегреческой и древнеримской политико-правовой мысли не следует, правда, забывать того, что римские мыслители в своих теоретических изысканиях прочно опирались на достижения своих греческих предшественников и это, кстати говоря, они сами открыто и охотно признавали.
Для этической трактовки Демокритом политико-право­
вой проблематики в высшей степени характерно то обстоятельство, что к нравственным обязанностям гражданина он относит не только добровольное подчинение полисной власти и законам, но и соблюдение должной интеллектуальной иерархии и субординации между членами полиса по их умственным достоинствам. Приличие говорит он требует подчинения закону, власти и умственному превосходству 26. Политический смысл подобных утверждений Демокрита состоял в обосновании весьма распространенной среди древнегреческих мыслителей концепции правления лучших. По самой природе прямо подчеркивает он управлять свойственно лучшему 27. Причем под лучшими имеются ввиду не богачи или старая знать, а все те, кто обладает высшими умственными и нравственными достоинствами.
В сохранившихся фрагментах Демокрита отсутствует сколько-нибудь развернутое учение о государственных формах. Встречаются лишь отдельные суждения по этой теме. Так, весьма выразительно противопоставление им демократии царскому правлению (деспотии. Бедность в демократии замечает он настолько же предпочтитель­
26 Материалисты Древней Греции, с. 168.
27 Там же
нее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства. Это, насколько известно, единственное явное высказывание у Демокрита в пользу демократии, и примечательно, что демократия противопоставлена царской власти в таком контексте, в каком греческие авторы имели ввиду под царем персидского царя, когда эллинский полис и свободу его граждан противопоставляли варварской деспотии с ее несвободой и рабством подданных. Критиковать же в этом духе царское правление применительно к тогдашним греческим полисам, где политическая борьба шла вокруг вопросов демократии, аристократии и олигархии, но никак не царской власти, было бы анахронизмом. Актуальным, правда, оставался вопрос о тираническом правлении (или возможности его установления) в ряде эллинских полисов, но такую форму правления не именовали царской и тирана отличали от царя.
Высказываясь за свободное полисное общение и отвергая бесправие и рабство граждан, Демокрит в тоже время довольно определенно, как мы видели, высказывается за правление лучших и с этих позиций критикует недостатки демократической формы правления. Его многочисленные суждения о нравственном и умственном неравенстве граждан свидетельствуют о его неприязни к власти широких слоев демоса и восхвалении правления духовной аристократии, лучших. Глупцам утверждает он лучше повиноваться, чем повелевать 29. Против демократии направлено и следующее его суждение Тяжело находиться в повиновении у худшего. Опрометчивого ворил он, давать безумному меча злому силу. Искусство управлять государством Демокрит характеризует как наивысшее из искусств. Он рекомендует тщательно изучать политическое искусство и допускать к правлению лишь тех, кто сведущ в этом деле, обладает соответствующими знаниями и достоинствами.
«Дурные граждане, получая почетные должности, которых они недостойны, ведут государственные дела не Там же Там же, с. 162.
30 Там же, с. 168.
брежно, глупо и нагло. Они падки на лесть и угодничество, приносящие вред общему делу и благополучию полиса. В отличие от этих дурных граждан государственный муж, не отвергая заслуженных им истинных почестей, чтит мнение общества о себе, но избегает льстецов и не угодничает перед управляемыми В фрагментах Демокрита содержится ряд советов правителю (государственному мужу. Каждый, прежде чем властвовать над другими, должен научиться властвовать над самим собой. Правитель должен быть справедливым, смелыми неустрашимым в своих делах и помыслах. Он должен, хорошо зная интересы и настроения людей, уметь правильно оценивать общее положение полисных дели текущий момент, быть храбрым с врагами и благожелательным с подчиненными. Высшая добродетель и справедливость политического деятеля состоят, по Демокриту, в том, чтобы распределять почести между гражданами в соответствии сих неравными достоинствами, а не всем одинаково. Такое понимание политической справедливости, имевшее определенную антидемократическую направленность, было в дальнейшем обстоятельно разработано Платоном и Аристотелем.
Помимо присущего демократии доступа всех свободных граждан к государственным должностям, Демокрит критикует и такой, на его взгляд, недостаток тогдашнего демократического правления, как отчетность и подконтроль­
ность должностных лиц перед демосом. При ныне существующем порядке управления говорит Демокрит, имея ввиду демократическое правление нет никакого средства (воспрепятствовать, чтобы правители, если даже они и весьма хороши, не испытали несправедливости. Ибо не подобает, чтобы правитель был ответствен перед кем-нибудь другим, кроме как перед самим собой, и не подобает, чтобы тот, кто господствовал над другими, попадал (через год) сам под власть этих других В связи с этими суждениями Демокрита следует заметить, что в политической практике тогдашней демократии ив самом деле нередко те или иные должностные лица Материалисты Древней Греции, с. 168.
которые своей деятельностью вызывали недовольство де­
моса, после окончания срока своих полномочий подвергались несправедливым преследованиям. Однако Демокрит, не ограничиваясь критикой подобных пороков и крайностей существовавшей практики ответственности должностного лица перед демосом, отвергает сам принцип подотчетности правителя перед управляемыми, лучшего перед худшими. Более резонно и более терпимо к демократическим порядкам звучит следующее предложение Демокрита: Должно же быть устроено таким образом, чтобы (правитель, не совершавший никакой несправедливости, если даже они строго преследовал совершавших несправедливость, не попадал (впоследствии) под власть их, но чтобы какой-нибудь закон или какое-нибудь другое (средство) защищали поступавшего справедливо (правителя) » Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но для достижения этих результатов необходимы соответствующие усилия и со стороны самих граждан, их повиновение закону. « Закон говорит Демокрит,— стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели. Сточки зрения демокритовского этического подхода к закону нравственная ценность как самого закона, таки действий по закону — в их соответствии добродетели. Добродетель сама по себе ценнее закона, который лишь средство, причем не самое лучшее, для приобщения к добродетели. Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение. Ибо тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить втайне тот же, кого побуждают поступить должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-либо неподобающее, все равно тайно или явно 36. Именно в такой плоскости и следует понимать слова Демокрита о том, что законы —=
34 Там же Лур ь е С. Я . Указ . соч, с. 3 6 1.
36 Там же
дурная выдумка, что мудрец не должен повиноваться законам, нож ить свободно, что для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир — родина для высокого духа и т. п .37 Прокламируемая таким образом свобода мудреца от какого-то определенного полиса и его законов допустима, помысли Демокрита, лишь потому, что мудрец достаточно добродетелен, чтобы не нуждаться в нравственной опеке государства и законов. Законы, собственно, нужны для обычных людей, для того чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, тягу к причинению вреда другому. Для мудреца же эти законы излишни. При всяком государственном строе и любых законах он, руководствуясь разумом, будет стремиться к благому состоянию духа (эвтюмии) и справедливой жизни.
В демокритовской трактовке проблем государства и права сточки зрения мудреца присутствует изрядная доля скепсиса к традиционному полисному патриотизму и пиетету в отношении законов. С этим связано и его отрицательное отношение к политической активности граждан, к их «многоделанью». Тот, кто стремится к благому состоянию духане должен, по словам Демокрита, чрезмерно заниматься ни частными, ни общественными делами. Призыв Демокрита «Проживи незаметно был критически направлен против суетного активизма в частной и публичной жизни и по сути своей был рекомендацией заниматься только своими делами, те. делами разумными, необходимыми, соответствующими природе и достойными мудреца 38. В своей заботе об эвтюмии Демокрит доходит до того, что даже отвергает браки деторождение как дело ненадежное и хлопотливое. Если ужу человека есть желание иметь ребенка, замечает он, то лучше усыновить и воспитывать чужих детей.
Хороший гражданин, говорит Демокрит, не должен заниматься чужими делами, пренебрегая своими собственными. Вместе стем считаясь с тогдашними нравами и традиционной этикой, он предостерегает против пренебрежения общественными делами и связанной с подобным пренебрежением репутацией дурного гражданина, даже Лур ь е С. Я, Указ . соч. с. 35 4 , 3 7 1 . 372.
38 Там же, с. 372.
если последний и не совершил ничего несправедливого.
Существенной частью политико-правовых воззрений
Демокрита являются его суждения о наказании. Присущая людям зависть, согласно Демокриту, полагает начало раздору и злу между ними. От этих пороков свободны лишь немногие, умственно и нравственно лучшие, мудрецы. Отсюда и их право жить по-своему, как бы вне общего закона. Применительно же ко всем остальным, к большинству людей закон выступает как совершенно необходимое средство насильственного обуздания их неразумного и вредного своеволия. Законы говорит
Демокрит,— не мешали бы каждому жить, как ему угодно, если бы один не вредил другому 39. Поскольку же законы писаны, собственно говоря, не для мудрецов, а для обычных людей, постоянно вредящих друг другу, постольку, полагает Демокрит, все нарушения закона должны караться сурово и неотвратимо. Должно говорит он во чтобы тони стало убивать все, что приносит вреди попирает справедливость. Тот, кто это делает, сохраняет при всяком государственном строе спокойствие духа, право, мужество и имущество скорее, чем тот, кто этого не делает Обосновывая необходимость и полезность неумолимого наказания преступников во имя общего блага, Демокрит вместе стем подчеркивает, что само наказание должно опираться на писаный закон или устоявшийся правовой обычай. Также, как написано о зловредных зверях и пресмыкающихся, также, по моему мнению говорит он следует поступать и по отношению к людям нужно в любом государстве, где закон этого не запрещает, убивать зловредного человека, согласно отеческим законам. А нельзя убивать только на территории святилищ любого государства, а также в случае договоров и клятв. Имея ввиду по сути дела действия в состоянии необходимой обороны, Демокрит отмечает, что тот, кто сам убивает разбойника или пирата или приказывает другим сделать это, должен остаться безнаказанным. Освобождение Материалисты Древней Греции, с. 170.
40 Т ан же Лур ь е С. Я. Указ . соч, с. 363.
преступника от заслуженного наказания он клеймит как несправедливость и недобросовестность. Сохранился также афоризм Демокрита, относящийся к процедуре и этике судоговорения. Он гласит так Когда судья обвиняет подсудимого, необходимо молчать В целом взгляды Демокрита на преступление и наказание опираются на его представления о законе как принудительном средстве, направленном против тех, кто в силу своих нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением и словесным убеждением Воззрения Демокрита получили широкое распространение среди античных мыслителей уже при его жизни и оказали заметное влияние на последующую философскую и политико-правовую мысль. Выдающимся последователем атомистических воззрений Левкиппа и Демокрита был Эпи­
кур. Он, кроме того, восприняли развил ряд положений политико-правового учения Демокрита, особенно его политической этики и трактовки роли закона.
Большое влияние на последующую политико-правовую мысль оказала демокритовская разработка проблемы различия естественного и искусственного, истины и общего мнения, природной справедливости и закона. Эта по сути своей естественноправовая проблематика оказывается в дальнейшем в центре внимания софистов, аза тем также и Сократа, Платона и Аристотеля. При всем несходстве подходов названных мыслителей к данной теме все они в своих попытках объяснить происхождение и смысл полисных учреждений и законов прибегали к той или иной версии различения естественного и искусственного вообще, естественного права (справедливости) и искусственного закона в частности.
Демокрит был старшим современником софистов первого поколения, так называемых старших софистов.
Протагор, первый среди этих софистов, в молодости был слушателем и учеником Демокрита, своего знаменитого уже при жизни земляка. Судя по сохранившимся обрывочным сведениям, Демокрит был одним из ранних Лур ь е С. Я. Указ . соч, с. 361 .
43 Материалисты Древней Греции, с. 157.
до Сократа и Платона) критиков софистов, характерного для их подхода релятивизма, присущих им полемических ухищрений и словесных уверток. Софистов он называл спорщиками и «заковырщиками»44. К такому выводу он пришел, видимо, не без впечатлений от бесед с Про­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта