Анатолий беляков
Скачать 1.73 Mb.
|
Габриэль фон Макс. «Обезьяны – судьи искусства» (1889) Ни в коем случае не реагируйте на обвинения ироничным самобичеванием! - 229 - НАУКА УБЕЖДАТЬ Ш – шарлатан. (Русская азбука, приспособленная к детским понятиям, для первоначального обучения чтению. 3-е изд. М.: Н. Степанов, 1848) Глава III. - 230 - Словом «ирония» греки называли речь, сло- во которой не выступает прямым свидетельством мысли. Иронизируя, вы говорите одно, а подраз- умеваете другое – как говорят дети, «в обратном смысле». Но уверены ли вы, что ваше иносказание будет всеми понято адекватно? «Мне представляется, вам несколько не хватает знаний, чтобы обсуждать данную проблему», – за- являет вам, к примеру, собеседник. «Да, я дурак, я неуч, я вообще дальше “Му-Му” в своем развитии не продвинулся», – отвечаете вы, вложив в свою тираду всю силу вашего сарказма. И тем выкапываете себе могилу. Потому что пу- блика в большинстве своем воспримет ваши слова буквально. «Самоироничные высказывания весьма неудоб- ны для восприятия реципиентом, – напоминает Карстен Бредемайер. – Он слышит определенное послание, понимает его – правильно, точно и ана- литически, – ясно и четко воспринимает сказанное, но при этом должен думать обратное, а потом еще и отложить это в памяти. Настоящее безумие!» Никогда не прибегайте к самоиронии в дис- куссиях! Ваше оружие – это ясные и однозначные формулировки. Оставьте двусмысленные фразы и «двоякие речи» для более подобающих ситуаций. - 231 - НАУКА УБЕЖДАТЬ №44. «Гарантируйте» Если соперник выражает сомнение в вашей пра- воте, используйте в качестве доводов личные гаран- тии. «Те, кто нападают на эстонское государство, будут застрелены – я гарантирую это!» – заявил однажды Март Лаар, министр обороны Эстонии – страны размером с галошу. В наш век выдача личных гарантий сродни клят- ве, и это, как не удивительно, действует. • «Я тебе лично гарантирую, что Птолемей был учеником Гиппарха! Можешь даже не про- верять!» • «Да я клянусь тебе, что не летали американ- цы ни на какую Луну – ты мне не веришь, что ли?» • «Я сожгу себя на этом майдане, если не произой- дут изменения» (Руслана, украинская певица). • «Если цены станут неуправляемы, превысят более чем в три-четыре раза, я сам лягу на рель- сы» (Борис Ельцин, первый президент России). Контрмера: Потребуйте у оппонента объяснений – с чего бы это мы должны принять его заявление на веру? Чем обеспечены его гарантии? Припомните более ранние его клятвы и гарантии. Глава III. - 232 - №45. Вовлекайте демос Апеллируйте к мнению большинства. Почув- ствовав, как далек он от народа, ваш соперник на- верняка стушуется и отдаст инициативу. Классический пример приводят братья Вайнеры в романе «Эра милосердия». [Глеб Жеглов отвечает на претензии Володи Шарапова]. – А чем же это я, по-твоему, честь офицерскую замарал? Ты скажи ребятам – у меня от них секре- тов нет! – Ты не имел права совать ему кошелек за пазу- ху! – Так ведь не поздно, давай вернемся в семнадца- тое, сделаем оба заявление, что кошелька он ника- кого не резал из сумки, а взял я его с пола и засунул ему за пазуху! Извинимся, вернее, я один извинюсь перед милым парнем Котей Сапрыкиным и отпу- стим его! – Да о чем речь – кошелек он украл! Я разве спо- рю? Но мы не можем унижаться до вранья – пускай оно формальное и, по существу, ничего не меняет! – Меняет! – заорал Жеглов. – Меняет! Потому что без моего вранья ворюга и рецидивист Кирпич - 233 - НАУКА УБЕЖДАТЬ сейчас сидел бы не в камере, а мы дрыхли бы по своим квартирам! ... Попускать вору – наполовину соучаствовать ему! И раз Кирпич вор – ему место в тюрьме, а каким способом я его туда загоню, лю- дям безразлично! Им важно только, чтобы вор был в тюрьме, вот что их интересует. И если хочешь, давай остановим «фердинанд», выйдем и спросим у ста прохожих: что им симпатичнее – твоя правда или мое вранье? И тогда ты узнаешь, прав я был или нет... Контрмера: Напомните, что вопрос об истине не решается большинством голосов, и что мы это уже проходи- ли на заре советской власти. А вот, кстати, как ответил на доводы своего то- варища старший лейтенант Шарапов: Глядя в сторону, я сказал: – А ты как думаешь, суд – он тоже от имени всех этих людей на улице? Или он от себя только рабо- тает? – У нас суд, между прочим, народным называет- ся. И что ты хочешь сказать? – То, что он хоть от имени всех людей на улице действует, но засунутый за пазуху кошелек не при- нял бы. И Кирпича отпустил бы... Глава III. - 234 - №46. Предлагайте пари Прием, на удивление действенный. Предлагая побиться об заклад, вы показываете, что готовы ли- шиться денег или других ценностей в случае прои- грыша. А значит, вы совершенно уверены в своей правоте. • «В XIX в. украинцы, жившие в Львове, называ- ли себя русскими. Не согласен? А давай поспо- рим на ящик мегарского кикеона?» • «Американцы побоятся нападать на Сирию. Забьемся на меру соли?» Слабодушный оппонент откажется и от спора, и, возможно, от своих взглядов. А сильных духом, поверьте, не так уж и много! Напротив, вызывает уважение человек, который держит слово. Перед началом знаменитой суперсерии 1972 года между канадскими хоккеистами-профессионалами и хоккейной сборной СССР спортивный обозре- ватель канадской газеты «Глоуб энд Мейл» Дик Беддос заявил, что если русские выиграют хотя бы один матч, он прилюдно съест свою статью. Канад- цы считались безусловными фаворитами, в победу советских спортсменов верили немногие. - 235 - НАУКА УБЕЖДАТЬ Проспоривший Дик Беддос ест свою статью В первой же игре канадские профессионалы проиграли со счетом 3:7. Журналист оказался ве- рен слову, и на ступеньках советского консульства в Торонто съел кусок собственной газеты, покро- шив его в русский борщ со сметаной. Контрмера: Если чувствуете, что правы, смело принимайте пари. И пусть только попробует ваш оппонент по- том не сдержать слово! Обратите проигрыш в споре себе на пользу, как это сделал знаменитый немецкий режиссер Вернер Херцог. Глава III. - 236 - Херцог пообещал съесть свой ботинок, если Эррол Моррис завершит работу над своим долго- строем – фильмом «Врата рая». Когда фильм был все-таки снят, автор бессмертного «Фитцкараль- до» устроил сеанс публичного поедания обуви, а чтобы подвиг не пропал втуне, снял происходя- щее на пленку. 20-минутный фильм, который так и назывался: «Вернер Херцог ест свою туфлю», заставил гово- рить о себе весь киномир. Процесс приготовления и поедания ботинка сопровождался рассуждения- ми о важности исполнения обещаний, о новой об- разности в кинематографе и о важности для искус- ства глупых поступков. Вернер Херцог ест свой ботинок в ресторане «У Панисса» (Беркли, Калифорния). Апрель 1979 г. - 237 - НАУКА УБЕЖДАТЬ №47. Перебивайте Ваш оппонент «поймал волну», его речь инте- ресна и убедительна, она явно нравится публике, которая слушает его, не отрываясь? Самое время «заткнуть» оратора внезапным вопросом или ре- пликой. Оратор сбит с толку, он теряет нить пове- ствования, забывает, о чем он говорил и явно нерв- ничает. Ваша цель достигнута. Вы вернули себе инициативу в дискуссии. Урон вашему оппоненту наносится и на симво- лическом уровне – его роль в диалоге уменьшилась, вы же продемонстрировали свою силу. Эффект будет достигнут не только в результа- те грубого вмешательства в монолог, но и за счет «безобидных» извинений по формуле: «Прости- те, что я вас прерываю, но...». Контрмера: Самое простое решение – проинформировать собеседника, что вам не нравится, когда вас пере- бивают, и что вы предпочли бы сначала договорить, а потом уже слушать. Формулироваться это может, в том числе, в виде шутки, например: «Извините, что я говорю, когда вы перебиваете!» Более сложный, но и более действенный вари- ант – продолжать начатую реплику, не обращая Глава III. - 238 - внимания на попытки оппонента вас перебить. Если вам это удастся, и противник отступит, то вы получите в глазах аудитории дополнительный бо- нус: на фоне своего излишне напористого и эмо- ционально неустойчивого собеседника вы будете выглядеть спокойным и абсолютно уверенным в своих силах. №48. Подозревайте в чрезмерном волнении Данный прием призван вызвать у соперника определенную реакцию – гнев, оторопь, растерян- ность, нервный смех или даже обморок. Вывести из себя до сих пор спокойного и уравновешенного оппонента можно путем констатации у него чрез- мерного волнения. – Что это вы так разволновались? Вы не нервни- чайте, не нервничайте! – Да не нервничаю я, – отвечает оппонент. – Вы только посмотрите на себя! Покраснели, руки трясутся. Глазенки забегали, – продолжаете вы и уже начинаете достигать задуманного: оппо- нент действительно начал нервничать – теребит пуговицу, поправляет галстук. – Вам в таком состоянии, наверное, нужно по- казаться врачу, а то так недалеко и до инсульта! - 239 - НАУКА УБЕЖДАТЬ – Да спокоен я! – орет ваш оппонент. – Я совер- шенно спокоен! – Ну, вот видите, вы уже и на людей готовы бро- саться! – Да идите вы к чертовой матери! – Оппонент срывает с себя галстук и топает ногами. – Видите, что произошло с нашим уважаемым коллегой, – обращаетесь вы к достопочтенной пу- блике, – когда он просто узнал мое мнение по об- суждаемому вопросу. А именно... – и вы в который уже раз повторяете своей главный тезис, с которым вы пришли на дискуссию. Контрмера: Не принимайте слова манипулятора близко к сердцу. Помните, что его задача – вывести вас из равновесия и перехватить инициативу. Не по- зволяйте ему это сделать! Проигнорируйте прово- кацию и продолжайте в спокойном тоне отстаивать свою точку зрения. №49. Игнорируйте Человек имеет шанс мыслить здраво ровно до тех пор, пока он контролирует свои эмоции. Су- ществуют десятки способов вывести оппонента из себя, не называя его земляным червяком. Но, пожа- Глава III. - 240 - луй, самый обидный – это демонстративное невни- мание. Это раздражает больше всего. Можно изобразить глубокий зевок. Можно до- стать из портфеля новый роман Прилепина и с го- ловой погрузиться в его чтение. Можно завести разговор с кем-то из присутствующих. Можно по- дойти к окну, открыть его и с интересом наблюдать за бегающей во дворе собакой. Можно в пиковый момент пламенной речи вашего оппонента задать ему вопрос не по теме: «Вы не знаете, кстати, до какого часа ходят маршрутки?» Или: «Прости- те, а как, я забыл, ваше имя?» Оказывается, любимые мысли вашего сопер- ника никому не интересны, а его манера говорить вызывает лишь скуку и дрему. Вы словно бы гово- рите: «Ты никому не интересен, неудачник, убей себя об стену!» Оппоненту хочется провалиться под землю или, как минимум, поскорее закончить свою речь. Контрмера: Укажите на недопустимость подобного пове- дения: «Вы демонстрируете неуважение, потруди- тесь вести себя культурно!» Осадите невежу: «Вы, верно, нездоровы, если так себя ведете!» - 241 - НАУКА УБЕЖДАТЬ №50. Врите в глаза Оппонентом абдерита Протагора, учившего, что ничто не ложно, был его земляк Демокрит, учивший, что ничего не истинно, поскольку любая вещь воспринимается всеми по-разному. Смоква одному кажется сладкой, другому – горькой, а одно и то же море – одному теплым, а другому – таким холодным, что аж зубы стучат. За две с половиной тысячи лет, прошедших с тех времен, человечество так и не пришло к единому мнению, что есть ложь, а что есть истина, и даже – допустима ли ложь с этической точки зрения. А ста- ло быть, если для вас важен результат любой ценой, вам ничто не мешает обратиться к прямой фальси- фикации фактов. Чем чудовищнее будет ваша ложь, тем легче в нее поверят. Спартанский царь Архидем спросил Фукидида, сына Мелесия, кто искуснее в борьбе, он или Пе- рикл? «Когда я в борьбе повалю его, – отвечал Фу- кидид, – то он говорит, что не упал, чрез это оказы- вается победителем и убеждает в этом тех, которые это видели» 52 Был и другой Фукидид, историк, автор трактата «История». 52. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. С. 201. Глава III. - 242 - Сегодня образцовое применение данной ме- тодики демонстрирует «свободная» украинская пресса, которая, совершенно не стесняясь расска- зывает, например, • что в России начался голод, люди ловят и едят ежей – больше нечего! • в Крыму – лютый ад и мародерство, воору- женные люди грабят и насилуют население, пляжи пусты, а у берегов стоят военные ко- рабли. • на Донбассе на стороне ополченцев воюет 40-тысячная российская армия, но где ей справиться с горсткой героических украин- ских «киборгов», ежедневно уничтожающих по несколько тысяч захватчиков. «Истина – это то, что расстраивает чьи-то планы». Маршалл Маклюэн, канадский социолог - 243 - НАУКА УБЕЖДАТЬ Сведения эти легко проверить, но именно это и повышает их правдоподобность: если ложь на- столько просто раскрываема, то кто ж будет врать? Задача у этих лживых измышлений очевидна – создать образ врага, виновного во всех несчастьях современной Украины и отвлечь внимание недо- вольного своей жизнью народа от действительного виновника – незаконной власти. Повторены они будут не один, а сотни, тысячи раз, до тех пор, пока не забьются в головы одурманенного народа, как гвозди. «Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и “безошибочно” действительным, – писал Ленин. – Лги, шуми, кричи, повторяй ложь – “что-нибудь останется”» 53 Но являются ли украинцы несчастными жертва- ми манипуляций? Всякий обман основывается на самообмане. Всякий человек изначально себя чем- то обманывает, мы просто используем эти самооб- маны для своей пользы. Крючок всегда в объекте обмана. Если некий человек обманут, значит, он заслуживает, чтобы его обманули, и «сам обманы- ваться рад». Человеку не внушить того, к чему он не рас- положен изначально. И пусть этот факт успокоит 53. Ленин В.И. Союз лжи (13 (26) апреля 1917 г.) // Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд. Т. 31. С. 217. Глава III. - 244 - тех, кто решил стать успешным в спорах и эффек- тивным в дискуссиях, но боится самого этого сло- ва – «ложь», словно даже после его произнесения нужно помыть рот с мылом. «Иногда бог одобряет уместно сказанную ложь» 54 , – говорил Эсхил. Не нами открыто, что ложь, поставленная на службу правде, является подлинным двигателем истории. Демокрит, учивший, что ничто не истинно. На илл.: греческая монета 10 драхм (2000 г.) 54. Двоякие речи // Маковельский А.О. Софисты. Вып. 2. С. 93. - 245 - НАУКА УБЕЖДАТЬ “Let’s get ready to r-r-rumble!” («Приготовимся к драке!») – запатентованная фраза самого знаменитого ринг-анонсера в мире Майкла Баффера. Глава III. - 246 - Наша книга подходит к концу. Нашедшие терпе- ние прочитать ее до конца, теперь знают многое – как готовиться к выступлению, как вырабатывать в себе непробиваемую уверенность, как расстав- лять ловушки своим оппонентам и не попадаться в расставленные им. В вашем арсенале появилось 50 приемов эффективного спора, каждый из кото- рых является мощным оружием нападения. Теперь вы готовы к бою. Да начнется битва! - 247 - Горгий. Похвала Елене П Р И Л О Ж Е Н И Е Горгий ПОХВАЛА ЕЛЕНЕ Перевод С. Кондратьева. (1) Славой служит городу смелость, телу – кра- сота, духу – разумность, речи приводимой – прав- дивость; все обратное этому – лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они – хвалою почтить, ежели непохвальны – насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохваль- ное – порицать, осмеяния же достойное – восхва- лять. (2) Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть, и порочащих уличить – пороча- щих ту Елену, о которой единогласно м единодуш- но до нас сохранилось и верное слово поэтов, и сла- ва имени ее, и память о бедах. Я и вознамерился, в речи своей приведя разумные доводы, снять обви- нение с той, которой довольно дурного пришлось ПРИЛОЖЕНИЕ - 248 - услыхать, порицателей ее лгущими вам показать, раскрыть правду и конец положить невежеству. (3) Что по роду и породе первое место меж пер- вейших жен и мужей занимает та, о ком наша речь, – нет никого, кто бы точно об этом не знал. Ведомо, что Леда была ее матерью, а отцом был бог, слыл же смертный, и были то Тиндарей и Зевс: один видом таков казался, другой молвою так назывался, один меж людей сильнейший, другой над мирозданием царь. (4) Рожденная ими, красотою была она равна богам, ее открыто являя, не скрыто тая; многие во многих страсти она возбудила, вкруг единой себя многих мужей соединила, полных гордости гор- дою мощью: кто богатства огромностью, кто рода древностью, кто врожденною силою, кто приобре- тенною мудростью; все, однако же, покорены были победной любовью и непобедимым честолюбьем. (5) Кто из них и чем и как утолил любовь свою, овладевши Еленою, говорить я не буду: знаемое у знающих доверье получит, восхищенья же не заслу- жит. Посему, прежние времена в нынешней моей речи миновав, перейду я к началу предпринятого похвального слова и для этого изложу те причи- ны, в силу которых справедливо и пристойно было Елене отправиться в Трою. (6) Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена? – |