Главная страница

Анатолий беляков


Скачать 1.73 Mb.
НазваниеАнатолий беляков
Дата21.06.2022
Размер1.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsofistika.pdf
ТипДокументы
#608792
страница16 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
- 264 -
Я впервые переступал порог этого помещения, казавшегося снаружи скромных размеров и про- стейшей постройки; по моим представлениям, оно было возведено совсем недавно на развали- нах первоначальной аббатской церкви, возможно, разрушенной или поврежденной пожаром. Входя с монастырского двора, необходимо было спер- ва миновать портал, построенный в современном стиле, со стрельчатой аркой, без всяких украшений, кроме розетки вверху посередине. Однако сра- зу же за входом, внутри, открывались обширные сени, устроенные, по всей видимости, из остатков первоначального нартекса; а прямо перед глазами вошедшего устремлялся в вышину еще один пор- тал, на этот раз со старинной аркой и с тимпаном в форме полумесяца, полным чудесных скульптур- ных изображений. Несомненно, это был сохранив- шийся портал несуществующей старой церкви.
Статуи в тимпане казались не менее хороши, чем на портале новой церкви, но не так опасны с виду. Здесь тоже, как и на том портале, все изобра- жение было подчинено фигуре Христа, восседшего на троне; однако рядом с ним, в разных позах и с различными предметами в руках, находились две- надцать апостолов, от Него получившие распоря- жение идти по миру и проповедовать Евангелие в народах. Над головою Христа, в полукруге, разде- ленном на двенадцать ломтей, и под его стопами, в непресекающейся веренице фигур, были представ-

- 265 -
Умберто Эко. Имя розы лены народы мира, предназначенные из уст послан- ников воспринять благую весть. Я распознал по внешнему обличью евреев, каппадокийцев, арабов, индийцев, фригийцев, византийцев, армян, скифов, римлян. Однако вперемешку с ними в тридцати кольцах, располагающихся полукругом над полуме- сяцем, разделенным на ломти, обретались жители неведомых миров, о которых нам известна только самая малость из описаний Физиолога и из смут- ных отзывов путешественников. Многие из этих персон ничего мне не говорили, других я узнал: на- пример, уродов с шестью пальцами на каждой ла- дони; фавнов, рождающихся из червы и вызреваю- щих в щелях между корой дерева и его же мякотью; сирен с чешуйчатыми хвостами, соблазнительниц мореходов, и эфиопов, чье тело чернее черноты, и чтобы защитить себя от солнечного жара, они за- капываются в песчаные норы; ококентавров, чье туловище выше пупа человеческое, а ниже – осли- ное; циклопов, у которых имеется только один глаз величиной со щит; Сциллу с девической головкой и грудью, с брюхом волчицы, с хвостецом дельфи- на; волосатых людей из Индий, которые обитают в болотах и у реки Эпигмариды; псоглавцев, ко- торые не способны вымолвить ни слова, чтобы не залаять; скиаподов, бегущих с ужасной поспешно- стью на своей единственной ноге, которые, когда желают защититься от солнечного света, сами ло- жатся, а огромную ступню развешивают над со-

ПРИЛОЖЕНИЕ
- 266 -
бой, как зонт; астоматов из Греции, лишенных ро- тового отверстия и вдыхающих воздух через нос, и питающихся этим воздухом; бородатых женщин
Армении; пигмеев; эпистигов, называемых также ресничниками, которые родятся из земли, име- ют рот на животе, а глаза на плечах; чудовищных женщин с Красного моря, высотою в двенадцать локтей, с волосами до коленок, с бычьим хвостом пониже спины и с лапами, как у верблюда; и людей со стопами, повернутыми назад, так что все их не- приятели, гонясь по следу, попадают не туда, куда те направлялись, а туда, откуда вышли; кроме этого, люди с тремя головами, люди с глазами, светящи- мися, как плошки, и чудовища с острова Цирцеи, у которых тела человеческие, а выше шеи – взято от самых различных зверей.
И эти, и множество других занимательнейших существ были среди изваяний портала. Но ни от одной из скульптур не исходило ужасного беспо- койства, как от тех, с новой церкви, ибо они своим видом не повествовали ни о бедах этого света, ни о наказаниях ада, а были призваны свидетельство- вать, что долгожданная весть достигла уже любых пределов знаемой земли и распространилась даже на незнаемую, и поэтому украшение портала содер- жало в себе некое радостное обещание согласия, обещание достижения единства в Слове Христа, в благословенной экумене.

- 267 -
Умберто Эко. Имя розы
Хорошее предзнаменование, сказал я себе, к той встрече, которая готовилась состояться сразу же за порогом, где люди, ставшие один другому вра- гами из-за расхождений в толковании евангелия, сегодня, может быть, сойдутся и мирно решат свои споры. И я добавил, обращаясь сам к себе, что я убогий грешник, если омрачаю своими мелкими страданиями преддверие событий, имеющих та- кую великую важность для всей истории христи- анства. Я соразмерил ничтожность собственных огорчений с величественным обетованием мира и покоя, запечатленным на камнях тимпана. И ис- просив прощения у Бога за свою суетность, я об- рел снова крепость духа и, заметно успокоившись, перешагнул порог залы.
Войдя, я сразу же увидел членов обеих делега- ций в полном сборе. Они размещались друг напро- тив друга на скамьях, составленных полуокружно- стью. Образовывалось два крыла, примыкавших к большому столу, где восседали Аббат и кардинал
Бертран.
Вильгельм, при котором я имел право состоять как писец, усадил меня на миноритской стороне.
Тут же были и Михаил с его людьми, и франци- сканцы от авиньонского двора. Так было устрое- но нарочно – чтобы встреча выглядела не побои- щем французов с итальянцами, а ученым диспутом между защитниками францисканской точки зрения и критиками этой точки зрения. При этом объеди-

ПРИЛОЖЕНИЕ
- 268 -
няла одних с другими, разумеется, чистая католи- ческая верность папскому престолу.
С Михаилом Цезенским были брат Арнальд
Аквитанский, брат Гугон из Новокастро и брат
Вильгельм Алнуик, принявшие сторону Перуджи некого капитула, а кроме того, епископ Каффы и
Беренгар Таллони, Бонаграция Бергамский и про- чие минориты от авиньонского двора. С противо- положной стороны восседали Лаврентий Декоаль- кон, бакалавр из Авиньона, епископ Падуанский и
Иоанн д’Анно, доктор теологии из Парижа. Рядом с Бернардом Ги, молчаливым и напряженным, си- дел доминиканец Иоанн де Бон, которого звали в
Италии Джованни Дальбена. Он, как объяснил мне
Вильгельм, много лет назад работал инквизитором в Нарбонне, где осудил множество бегинов и бед- ных нищих; но поскольку, верша суд и расправу, он объявлял одним из признаков ереси разговоры о бедности Христа, против него вдруг восстал Бе- ренгар Таллони, лектор одного из монастырей в том же городе, и пожаловался папе. В сказанную пору Иоанн не имел еще твердого мнения по этому вопросу и вызвал обоих ко двору, где между ними состоялась дискуссия, не давшая определенных ре- зультатов; после этого францисканцы выработали свою точку зрения, о которой я рассказывал, на
Перуджийском капитуле. От авиньонцев, кроме перечисленных, были еще и другие представители, как, например, епископ Альбореа.

- 269 -
Умберто Эко. Имя розы
Заседание открыл Аббон. Он счел нужным осве- жить в памяти собравшихся недавние события. Он напомнил, что в год Господень 1322 генеральный капитул братьев миноритов, собравшийся в Перуд- же под председательством Михаила Цезенского, постановил, по зрелом и усердном размышлении, что Христос, дабы составить пример совершенной жизни, и апостолы, дабы сообразоваться с учением
Христа, никогда и ни под каким видом не имели в общей собственности никаких вещей и ничем не обладали ни как владельцы, ни как управители, и на этой истине основывается вера чистая, католиче- ская, что легко доказуемо множественными цита- циями из канонических книг. Посему представля- ется как святым, так и достохвальным отказ от пра- ва собственности на любые вещи, и именно этого правила святости придерживались первоосновате- ли действенной церкви. Далее он указал, что того же правила святости придерживались и Венский собор в 1312 году, и сам папа Иоанн в 1317 году, в конституции статуса братьев миноритов, начинаю- щейся словами Quorundam exigit, где он оценивает резолюции Венского совета как набожные, ясные, твердые и зрелые. Посему Перуджийский капитул, полагая, что те позиции, которые в полном соот- ветствии со священным вероучением всегда счита- лись за верные и при апостольском престоле, над- лежит всемерно и повсеместно утверждать, и что никогда ни при каких обстоятельствах не следует

ПРИЛОЖЕНИЕ
- 270 -
уклоняться от указанной престолом линии, – осно- вываясь именно на этих положениях, капитул огра- ничился тем, что узаконил официально принятые решения и заверил их подписями таких знатных теологов, как провинциалы и министры ордена брат Вильгельм Английский, брат Генрих Герман- ский, брат Арнальд Аквитанский; в подписании документа также приняли участие брат Николай, министр французского отделения, брат Вильгельм
Блок, бакалавр и генеральный министр, и четыре провинциальных министра – брат Фома из Боло- ньи, брат Петр из провинции Св. Франциска, брат
Фердинанд из Кастелло и брат Симон из Тура. Од- нако, продолжил Аббон, на следующий год папа выпустил декреталию Ad conditorem canonum, против которой выступил брат Бонаграция Бер- гамский, посчитавший ее противной интересам францисканского ордена. Тогда папа сорвал де- креталию с ворот главного авиньонского собора, где она была вывешена, и исправил ее во многих местах. Но при этом он не ослабил, а, наоборот, усугубил нападки, и положение обострилось, судя, в частности, по тому, что брата Бонаграцию неза- медлительно вслед за этим посадили в тюрьму, где он провел около года. И никаких уже сомнений не могло оставаться в исключительном нерасположе- нии понтифика после того, как в том же самом году он выпустил печально известную буллу Cum inter

- 271 -
Умберто Эко. Имя розы nonnulios, в которой окончательно разгромил все положения Перуджийского капитула.
Тут, вежливо прерывая Аббата, выступил карди- нал Бертран и заявил, что при этом необходимо учи- тывать, что в дело замешался, с явным намерением усложнить положение и раздражить понтифика, в
1324 году император Людовик Баварский со своей
Саксенгаузенской декларацией, в которой, при от- сутствии сколь бы то ни было убедительных моти- вировок, принимал сторону перуджийцев. К тому же необъяснимо, добавил Бертран с тончайшей улыбкой, с какой стати вдруг император так ратует за бедность, если сам вовсе ее не придерживается.
Он откровенно выступил против его святейшества папы, назвавши того «врагом мира» и заявив, буд- то тот всецело поглощен устройством распрей и раздоров. В конце концов он выставил его святей- шество папу еретиком, более того – ересиархом...
«Не вполне так», – попытался смягчить его слова Аббон.
«По существу – именно так», – сухо ответил
Бертран. И добавил, что именно необходимостью дать отпор безответственной выходке императора обусловлена выпущенная его святейшеством па- пой декреталия Quia quorundam, и что именно по- сле этого он был вынужден настоятельно потребо- вать, чтобы Михаил Цезенский явился в Авиньон собственной персоной для разбирательства дела.
Михаил же прислал письмо с извинениями, сооб-

ПРИЛОЖЕНИЕ
- 272 -
щая, что болен (в чем никто не позволил бы себе усомниться), и направят вместо себя брата Иоанна
Фиданцу и брата Гумилия Кустодия Перуджийско- го. Однако по чистой случайности, продолжал кар- динал, через перуджийских гвельфов до сведения папы дошло, что, вовсе и не думая болеть, брат Ми- хаил налаживает связи с Людовиком Баварским.
Но все это не имеет значения. Что было – то было, а ныне брат Михаил, по виду судя, пребы- вает в здравом и цветущем состоянии, а следова- тельно, в самое ближайшее время может явиться в Авиньон. Впрочем, не исключается, что даже и полезно, – отметил кардинал, – заблаговременно взвесить (чем мы ныне и занимаемся) в собрании благоразумнейших мужей, избранных обеими сто- ронами, что же именно Михаил собирается выска- зать папе при встрече, учитывая, что всеобщей за- дачей было и остается не обострять сложившееся положение вещей, а по-братски уладить то недопо- нимание, которому не место меж любящим роди- телем и почтительнейшими его чадами и которое с момента зарождения и до сих пор питалось и пи- тается исключительно некоторыми неуместными вмешательствами неких властительствующих особ
(не важно, императоры ли они или князья мира), не имеющих ни малейшего права вмешиваться в дела святой матери церкви.
Тут снова взял слово Аббон и сказал, что он, хотя и будучи прелатом церкви и одним из старей-

- 273 -
Умберто Эко. Имя розы шин того ордена, которому, как известно, церковь немалым обязана (на эти слова и правое и левое крыло откликнулись смиренно почтительным ше- потом), – но он все же не разделяет мнения, будто император должен быть совершенно чужд заботам святой церкви – в силу ряда причин, на которых подробнее остановится впоследствии в своем вы- ступлении брат Вильгельм из Баскервиля. В то же время, подчеркнул Аббон, представляется оправ- данным решение провести ныне первый круг пе- реговоров между папскими посланниками и теми представителями сыновей Святого Франциска, ко- торые самим своим участием в настоящей встрече проявляют себя как преданные сыновья и святей- шего отца – папы. Исходя из этого, он и предостав- ляет брату Михаилу или тому, кто будет говорить от его имени, изложить, какие же тезисы он соби- рается защищать в Авиньоне.
Михаил ответил, что, поскольку, к величайшей неожиданности и величайшей радости всего орде- на, в этой зале находится Убертин Казальский, от которого сам понтифик с 1322 года ожидает фун- даментального доклада по вопросу о бедности, не подлежит сомнению, что именно Убертин гораздо лучше, чем кто бы то ни было, при его общепри- знанной ясности ума, образованности и пламен- ном благочестии, сумеет подытожить основные положения, которыми ныне и впредь определяется позиция францисканского ордена.

ПРИЛОЖЕНИЕ
- 274 -
Встал Убертин, и не успел он начать свою речь, как я уже понял, отчего его всегда так восторженно принимали и как проповедника и как придворно- го. Выразительные движения, убедительный голос, обольстительная улыбка, четкий и последователь- ный ход рассуждений – все это приковывало к нему внимание слушателей, не ослабевавшее до тех пор, пока не оканчивалось выступление. Прежде всего он провел высокоученейший разбор тех основа- ний, на которых держалась перуджийская теория.
Он сказал, что в первую очередь требуется учесть, что Христос и его апостолы находились в двой- ственном положении, ибо являлись, с одной сторо- ны, первосвященниками церкви Нового Завета и в этом своем качестве обладали властью раздаяния и разделения благ по нуждам бедных и по нуждам служителей церкви, для чего владели имуществом, на что указывается в четвертой главе Деяний свя- тых апостолов, и относительно этого никто не со- мневается. Но в то же время Христос и апостолы, с другой стороны, могут быть рассмотрены как част- ные особы, столпы вероисповедного совершенства и совершенные пренебрегатели мира. В этом слу- чае необходимо разграничивать два вида владения.
Первый из них – гражданский и мирской, обозна- чаемый в имперском законодательстве термином in bonis nostris, поскольку нашим может считаться то добро, которое за нами охраняется государством и которого лишившись, мы имеем право требовать

- 275 -
Умберто Эко. Имя розы в возврат. Посему следует различать – защищает ли некто в гражданском и мирском смысле свою собственную вещь, которую грозят у него отнять, и взывает ли в этом случае к государственной спра- ведливости (так вот, что касается этого – утверж- дение, будто Христос и апостолы владели вещами в подобном, первом смысле, есть еретическое вы- сказывание, ибо нам говорит в V своей главе Мат- фей, что если кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду, и то же самое мы видим в VI главе от Луки. В данных словах Христос отстраняет от себя всякое владе- ние и власть и побуждает своих апостолов к тому же; смотри также у Матфея в главе XXIV, где Петр говорит Христу: вот, мы оставили все и последова- ли за Тобою). Но совсем иное дело – иметь имуще- ство во временном пользовании, что случается бла- годаря совокупному братскому волеизъявлению, и в этом понимании Христос и его люди предстают владельцами имущества по естественному праву, каковое право принято еще называть ius poli, то есть небесное право, основанное на законах при- роды, исходящих не из людских предустановлений, а из здравого смысла, в противоположность ius fori, подразумевающему владение, основанное на общественной договоренности. Когда-то давно, еще до первоначального распределения благ, и они, и власть не принадлежали никому, так же как ныне те вещи, которые не подлежат ничьему владению

ПРИЛОЖЕНИЕ
- 276 -
и доступны для всякого. В определенном смысле вещи являлись совокупным достоянием всех лю- дей. И только после познания греха наши праро- дители стали разделять вещи как собственность, и тогда образовалось мирское имущество в том виде, в котором оно существует и сегодня. Однако Хри- стос и апостолы владели вещами в первоначальном, небесном смысле, и в этом смысле они владели своими одеждами, хлебами и рыбами; как говорит
Павел в первом послании к Тимофею, «имея про- питание и одежду, будем довольны тем». Поэтому
Христос и его люди не владели вещами, а временно ими пользовались, а значит, ни в малейшей степени не нарушалась их абсолютная бедность. Что при- знано, в частности, папой Николаем II в декрета- лии «Exiit qui seminat».
После этих слов поднялся с другого конца ряда доктор теологии из Парижа Иоанн д’Анно и зая- вил, что умозаключения Убертина представляются ему противоречащими как здравому смыслу, так и здравому толкованию Священного Писания, ибо очевидно, что в отношении благ, расходуемых при пользовании, как, к примеру, хлебы и рыбы, невоз- можно говорить о временном их использовании, а только об окончательном употреблении; и что все, чем сообща пользовались основатели первобыт- ной церкви, – как явствует из второй и третьей гла- вы Деяний, – всем этим они владели исходя из того же отношения к собственности, которого придер-

- 277 -
Умберто Эко. Имя розы живались и до обращения; и что апостолы и после нисхождения Святого Духа продолжали владеть земельными поместьями в Иудее; и что обет жизни без собственности не распространяется на те вещи, которые для жизни естественно необходимы; и что когда Петр заявляет, будто оставил все, он не име- ет в виду материальную собственность; и что Адам имел и власть, и вещественное имущество; и что слуга, получающий от хозяина плату, берет ее не во временное и не в окончательное пользование; и что слова Exiit qui seminat, на которые постоянно опираются минориты и согласно которым мень- шие братья только пользуются тем, что им необ- ходимо, но не выступают ни распорядителями, ни собственниками этого, могут быть относимы толь- ко к тем вещам, которые от пользования не терпят ущерба, в то время как если бы в Exiit речь шла о предметах, потребляемых единократно, положение оказалось бы абсурдным; что между фактическим использованием и юридическим владением нет ни- какой разницы, или если есть, то очень смутная; что любое право человека, на основании которого осуществляется распределение благ, подтвержде- но законами книги завета; что Христос в качестве смертного человека с самой минуты своего зачатия был владельцем всех богатств, какие есть на земле, а в качестве сына Божия – унаследовал от отца выс- шую власть надо всем; что он являлся хозяином одежды, питания, денежных средств, собираемых

ПРИЛОЖЕНИЕ
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта