Анатолий беляков
Скачать 1.73 Mb.
|
- 52 - Постарайтесь обойтись без иронии и иносказа- ний. Если вас могут понять неправильно, то и поймут неправильно! Вот самый простой рецепт, как говорить понят- но: говорите на привычном для вас языке, не пы- тайтесь без нужды «украсить» вашу речь ритори- ческими формулами из учебников. Во время пре- зидентской кампании на Украине 2004 года канди- дата Виктора Януковича учили произносить речи американские специалисты, оснащая его знаниями об анафорах, синекдохах, гиперболах и горгиан- ских фигурах. Тот выходил на публику – и... засты- вал, пытаясь вспомнить только что разученные им приемы. Говоря же «от себя», он изъяснялся пусть порой и косноязычно, но ярко и понятно. Не бойтесь выразиться неизящно! Во время публичного выступления нельзя думать о словах; они должны сами являться в нужном порядке. Как правило, так и происходит. О том и слова Квинти- лиана: Всякая мысль сама дает те слова, в которых она лучше всего выражается; эти слова имеют свою естественную красоту; а мы ищем их, как будто они скрываются от нас, убегают; мы все не верим, что они уже перед нами, ищем их направо и налево, а найдя, извращаем их смысл. Красноречие требует большей смелости; сильная речь не нуждается в бе- лилах и румянах. Слишком старательные поиски - 53 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! слов часто портят всю речь. Лучшие слова – это те, которые являются сами собою; они кажутся подсказанными самой правдой; слова, выдающие старание оратора, представляются неестественны- ми, искусственно подобранными; они не нравятся слушателям и внушают им недоверие: сорная тра- ва, заглушающая добрые семена. «Когда человек охвачен идеей, когда ум точный и пылкий владеет мыслью, она выходит из головы, облеченная в соответствующие выражения, подобно тому, как Минерва явилась во всеоружии из головы Юпитера». Вольтер, французский просветитель Глава I. - 54 - Не следует стесняться и так называемых вульга- ризмов. По большому счету, к этой категории мож- но отнести едва ли не половину слов и выражений из нашей повседневной речи, и всегда найдутся блюстители чистоты языка, которые «призовут к ответу» хоть Путина, хоть академика Лихаче- ва. В начале XX в. русский юрист Пороховщиков (Сергеич) упрекал своих современников в том, что речь их засорена неизящными словечками «поза- вчера», «ни к чему», «нипочем» 19 . Означает ли это, что нам и поныне стоит чураться этих выра- жений? «Есть установка – весело встретить Новый год». Речь «ответственного работника» Огурцова из фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» густо пересыпана канцеляризмами 19. Сергеич П. Искусство речи на суде. С. 14. - 55 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! Единственная категория выражений, которых стоит избегать – это канцеляризмы. Мало кто ис- пользует их в обычной жизни; они появляются, как правило, когда нечуткий к языку человек предпри- нимает попытку выразиться «как образованный человек». Отсюда все эти «зимний период вре- мени», «имеет место быть» и прочие корявости, уместные разве что в устах водевильного бюрокра- та Огурцова. Рыбы любят червяков Изучение аудитории дает возможность выстро- ить с ней доброжелательные взаимоотношения. Если дискуссия – это война, где оппонент – это противник, которого нужно победить, то публика на ней – ваш потенциальный союзник, которого обязательно нужно привлечь на свою сторону. Как же расположить к себе человека? У знаме- нитого Глеба Жеглова был для этого свод нехитрых правил: «Будь к человеку внимательным и старай- ся подвигнуть к разговору о нем самом»; «Найди тему, которая ему интересна»; «Проявляй к чело- веку искренний интерес, вникни в него, узнай, чем он живет». Эти правила помогали Жеглову добы- вать нужные сведения из свидетелей 20 20. См. Приложение. Глава I. - 56 - «Первое правило – разговаривая с людьми, всегда улыбайся». Кадр из фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). В роли Глеба Жеглова Владимир Высоцкий «Шесть правил Жеглова» в точности соответ- ствуют «шести путям понравиться людям» Дейла Карнеги. Его книга «Как завоевывать друзей и ока- зывать влияние на людей», вышедшая в 1936 году, продолжала традиции протестантских «учебников жизни» Сэмюэла Смайлза, Бенджамина Франкли- на и Ральфа Уолдо Эмерсона. Но с тем принципи- альным отличием, что главной целью Карнеги было не воспитание духа и даже не развитие характера, а обучение психологическим приемам, позволяю- щим казаться лучше, чем ты есть. - 57 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! В то время спрос на умение нравиться был осо- бенно велик. Великая Депрессия привела к подъе- му активности в малом бизнесе. Лишившись рабо- ты, американцы пробовали силы в предпринима- тельстве. «Моим ученикам хотелось развить в себе способность безбоязненно подниматься с места на любом деловом совещании и кратко, без предва- рительной подготовки выступать, – писал Карне- ги. – Коммивояжеру было необходимо научиться заходить к несговорчивому клиенту, не обходя его дом трижды, чтобы набраться смелости. Они хоте- ли обладать выдержкой и быть уверенными в себе. Они хотели достичь высот в бизнесе». Говорить с человеком о важном лично для него – таков был рецепт Карнеги. «Я люблю клуб- нику со сливками, – признавался психолог. – Но, отправляясь рыбачить, я беру для рыб не ее, а чер- вяков». Показаться «своим» для той или иной аудито- рии нетрудно, если знать ее нужды, животрепещу- щие проблемы. Социологам, например, все время не хватает денег на выборку, автолюбители сетуют на состояние дорог, а школьные учителя – на из- быточную отчетность. Есть также темы, которые касаются буквально всех – здоровье, благосостоя- ние, повышение личной конкурентоспособности. Задействуйте эти темы в своей речи – каждый слу- Глава I. - 58 - шатель должен чувствовать, что вы обращаетесь персонально к нему. Интригуйте публику обеща- ниями личных выгод. Аристотель советовал: «Сле- дует, где это уместно, употреблять такие фразы: “Уделите мне ваше внимание, потому что это дело касается не больше меня, чем вас” и: “Я вам скажу нечто такое страшное или такое удивительное, по- добного чему вы никогда не слыхали”. Это подоб- но тому, что Продик, когда его слушатели готовы были заснуть, говорил, что он вставит в свою речь 50-ти драхмовое учение» 21 Весьма полезно задействовать в своем выступле- нии то, что близко публике в самом буквальном, географическом смысле. В каждом городе есть свои специфические проблемы, свои обычаи, свои предметы для гордости, упомянув которые вы, без- условно, заслужите одобрение у местной публики. Натурализуйтесь хотя бы ненадолго – люди любят слушать о себе и о своем. Что положим в саквояж? В саквояже Филеаса Фогга не было ни одной лиш- ней вещи. Каждая из них была отобрана с умом и ждала своего момента, чтобы помочь хозяину вый- ти из затруднительной ситуации. Именно по этому 21. Аристотель. Риторика. С. 154. - 59 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! принципу нужно составлять арсенал, с которым вы выйдете на поединок. Здесь могут быть личные истории, интересные примеры, яркие метафоры, анекдоты, цитаты и иллюстрации – все то, что мо- жет быть использовано остроумно и к месту. «Мудрым пользуйся девизом: будь готов к любым сюрпризам!» Герой австралийского мультфильма «80 дней вокруг света» Филеас Фогг всегда знал, что понадобится ему в той или иной серии Для вашего выступления могут пригодиться истории из вашей жизни или жизни ваших друзей – вспомните что-нибудь хотя бы приблизительно от- носящееся к делу. Мало кому интересно слушать человека, вооруженного одними лишь «книжными знаниями». Глава I. - 60 - Персонифицируйте идеи, рассказывайте о своем личном опыте, опыте своих знакомых. Ва- шей идее будет легче найти отклик в душе слушате- ля, если заставить его сопереживать конкретному человеку, с которым он сможет себя хотя бы нена- долго отождествить. Чтобы понять новое, нужно сравнить его с уже известным. Так можно найти место в своей голо- ве даже самой сложной мысли. Альберт Эйнштейн объяснял свою теорию относительности на приме- ре червячка и веточки: По большой веточке ползет маленький червя- чок. Он маленький и веточку со стороны не видит. Веточка кривая, а червячку она кажется прямой. Так вот я – тот червячок, который понял, что ве- точка – кривая. Этот образ до сих пор стоит у нас перед глаза- ми. Примеры приводят даже на философском фа- культете, хотя уж вроде кому, как не студентам- философам, приучающимся мыслить «абстрак- тно», и уметь обходиться без примеров? Профессор Пивоваров объяснял нам, тогдаш- ним второкурсникам, диалектику Гегеля на при- мере так называемого «зеленого эффекта». Пере- мешивая синюю краску (тезис) с желтой (антите- - 61 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! зис), мы получаем нечто совершенно новое – зеле- ное (синтез). В зеленом цвете содержатся и синий, и желтый, но ни тот, ни другой извлечь из зеленого уже невозможно – они находятся в нем в «снятом» виде. Именно так якобы и обосновывается у Гегеля возможность нового. Приводите примеры, они упрощают задачу по- нимания сложных вещей и надолго запоминаются. Приятно и, безусловно, полезно продемонстри- ровать слушателям свою недюжинную эрудицию. Риторическая ценность удивительных и малоиз- вестных сведений в том, что они поражают вооб- ражение и, как следствие, приглашают к самостоя- тельным размышлениям и «заставляют искриться нейроны» (Бернар Вербер). Отбирайте для своей речи только неординар- ные и парадоксальные факты. Не надейтесь пораз- ить публику сообщением о количестве республик в СССР – это знают все. Удивите аудиторию тем, что • в наши дни рабство существует в 17 странах мира; • американские женщины получили избира- тельные права лишь в 1920 году; • все панды мира являются собственностью Китая; Глава I. - 62 - • парацетамол безопасен для всех животных, и только для змей он является смертельным ядом; • с каждым годом Европа отдаляется от Амери- ки на 4 см. В любой дискуссии чрезвычайно важна поддержка аудитории. Илл.: Александр Дейнека. «Постановили единогласно» (1925) Подготовить слушателя к встрече с чудом помо- гают такие фразы, как: • Мало кто знает, что... • В это трудно поверить... • Это покажется невероятным, но... Удивите слушателей интересными фактами, и вы надолго заручитесь их вниманием. - 63 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! Способность размышлять в образах отличала многих риторов как древности, так и относительно недавних времен. Перикл в речи на похоронах молодых афинян, павших на войне с Самосом, сравнил их утрату для Афин с потерей, которую ощутили бы времена года, если бы у них отняли весну. Лептин призывал афинян помочь спартанцам, потерпевшим поражение от фиванцев, восклицая, что нельзя допустить, чтобы Эллада стала крива на один глаз. Ленин издевался над господствующим классом, утверждая: «Когда наступит час вешать буржуев, они станут конкурировать друг с дружкой за право продать нам веревку по самой низкой цене». Заранее заготовьте метафоры, яркие сравне- ния и преувеличения. Для человека читающего это не будет большой проблемой. Но всегда лучше попробовать подобрать красивое сравнение само- стоятельно. Изобретая метафору, помните, что сам ее смысл состоит в соотнесении несоотносимого, ее состав- ные части должны быть «из разных словарей». Как минимум странно выглядит сравнение мандарина с апельсином, а полуботинок с ботинками! Борхес напоминал по схожему поводу, что в загадке про шахматы не должно быть слова «шахматы». Глава I. - 64 - Не допускайте труднопонимаемых аллегорий. Аристотель восхищался, как Теодамант охарак- теризовал Архидама как «Евксена минус знания геометрии» 22 и как Фрасимах называл Никерата «Филоктетом, укушенным Пратием» 23 . Наблюде- ния, что ни говори, тонкие, но, честно говоря, мы сильно сомневаемся, что среди ваших слушателей хоть кто-то оценит их по достоинству – многие ли знают сегодня, что это вообще за люди? Несоответствие содержания метафоры контексту ее произнесения часто порождает комический эффект 22. Аристотель. Риторика. С. 134. 23. Там же. С. 148. - 65 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! Не годятся для публичной речи и сравнения, тре- бующие дополнительных усилий к их пониманию: «Сгорая, спирт похож на пионерку» (Александр Ерёменко). Сравнение должно быть простым и на- глядным, параллель – очевидной, эпитет – понят- ным. Практически всеобщей является любовь к цита- там. Приводя для подкрепления своего тезиса вы- сказывание известного человека, вы заручаетесь его авторитетом и привлекаете его на свою сторо- ну. В учебниках по риторике это называется «до- вод к несмелости»: слушатели не решаются возра- жать авторитетам. Сомневаться в вашей правоте, когда у вас за плечами стоят Сократ, Эйнштейн и Лев Толстой, гораздо сложнее, чем когда вы вы- ступаете перед многочисленной аудиторией один- одинешенек. Если вы уж взялись цитировать, то цитируй- те интересно. Не ссылайтесь на словарь Даля, не используйте избитых фраз («Трудное – это то, что может быть сделано немедленно; невозмож- ное – то, что потребует немного больше времени» и т.п.) – эти мысли к тому же часто спорны. Цитата необязательно должна быть глубокой, но непременно – красивой! С красивой фразой, сфор- мулированной в виде «бесспорной истины», люди соглашаются с легкостью. Ее лайкают в соцсетях и Глава I. - 66 - делают своим жизненным кредо. Заготовьте для своей речи красивые фразочки, помните, что для большинства людей красота – это критерий ис- тины. Чем сложнее обработать информацию, тем труднее ей выполнять свою функцию – информи- ровать. И наоборот, восприятие информации без излишней траты умственных сил – залог ее «лег- коусвояемости». Помните, какую важную роль сыграла в формировании принципиально нового социального тела – советского народа – наглядная агитация? Ее изобретатель, австрийский позити- вист Отто Нейрат, видел в ней новую технологию восприятия, которая позволила бы уместить до- вольно сложные идеологические схемы в неподго- товленной для этого голове простого рабочего. Визуализация – это обращение к наглядно- образному типу мышления, которое присутствует даже у ребенка. Образы более доступны и понятны, чем, скажем, развернутый текст. И в этом гарантия того, что ваше сообщение обязательно дойдет до реципиента. И при этом истолковано оно будет лишь одним, единственно возможным, способом – это тоже очко в пользу наглядности. Визуализируйте свои идеи. Используйте эле- менты интерактивности и наглядные примеры– - 67 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! Язык наглядной агитации прост и недвусмыслен Глава I. - 68 - игры, таблицы, схемы, графики, видеоматериалы и т.п. Специалисты по невербальной коммуника- ции утверждают, что через зрение человек полу- чает около 80% информации. Вряд ли прямо-таки 80 – но, вероятно, все равно немало. Привлечь внимание к своей идее можно с по- мощью незамысловатых предметов. В старинной притче отец дает сыновьям завет жить дружно и всегда держаться вместе, вручая им веник: связан- ный веник, дескать, поломать трудно, а разобран- ный на прутья – запросто. С помощью наглядных средств клоун Карандаш высмеивал в одной из своих реприз неудачные по- пытки американцев запустить в конце 1957 года собственный спутник. Он выносил на цирковую арену воздушный шарик, который взрывался в его руках «прямо как американский спутник». Публи- ка ликовала! Донести до аудитории нужное сообщение мож- но не только отталкиваясь от физических свойств предмета, но и предъявив его как вещественное доказательство – действительное или мнимое. Для убеждения западного телезрителя в том, что мала- зийский «Боинг» был сбит не чьей-нибудь, а имен- но российской ракетой, оказалось достаточно де- монстрации украинским президентом Порошенко в телестудии какой-то дырявой железяки. - 69 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! В руках Карандаша – воздушный шарик, изображающий американский спутник. Сейчас он лопнет, как миф об отсталости Советов. Фото из журнала Life (1957 г.) Глава I. - 70 - Вступая в дискуссию, обратитесь за помощью к вещам – их безмолвное красноречие поможет вам донести до партнера идею почти любой слож- ности. Разыграйте представление с участием про- извольных предметов. В народе говорят: «В уме- лых руках и блин – балалайка». Вариантом визуализации является аудизация той или иной идеи. Признанным мастером судеб- ных спецэффектов был знаменитый русский адво- кат Федор Плевако. Однажды он выступал в одном провинциальном окружном суде. Градус его речи в защиту обвиняемого повышался с каждой мину- той, а сразу после того, как была произнесена по- следняя, наиболее возвышенная фраза, мерно за- бил церковный колокол. Приняв это за знамение свыше, присутствующие начали истово крестить- ся, а присяжные, посовещавшись всего несколько минут, вынесли оправдательный вердикт. Секрет столь удачного совпадения состоял в том, что Пле- вако, заранее договорившись с местным алтарни- ком, чтобы тот начал звонить к обедне с особой точностью, искусно подвел кульминацию своей речи к началу благовеста. Юмор – мощное оружие в деле привлечения ау- дитории на свою сторону. Люди любят смешное – дайте им то, что они любят. Заранее запланируйте - 71 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! шутки, забавные оговорки и т.п.Надо ли напоми- нать, что все это должно выглядеть как экспромт? Помните, что в публичных выступлениях и дис- куссиях юмор не самоценен. Не шутите только для того, чтобы пошутить. И да не изменит вам чувство меры! Ваши шутки должны работать на успех ваше- го выступления – снять в нужный момент напряже- ние, повергнуть противника в смущение, привлечь внимание к какому-либо тезису, обезвредить обид- ную реплику из зала. Но юморить беспрерывно – это слишком: вы рискуете снискать репутацию че- ловека легкомысленного и поверхностного. |