Главная страница
Навигация по странице:

  • Картина, леденящая кровь: Сванидзе отвешивает пощечину Максиму Шевченко за «неправильную» оценку исторической роли Сталина. Январь 2018 г.

  • - 122 - 2. Словесная пикировка

  • Соковая дуэль Немцова и Жириновского на передаче «Один на один», июнь 1995 г.

  • Угроза обратиться в суд

  • - 126 - 6. Остроумный ответ

  • - 127 - НАУКА УБЕЖДАТЬГ л а в а I I I .

  • - 130 - Локи, бранчливый бог, лукавец. (Якоб Сигурдссон. Иллюстрация к «Младшей Эдде», 1760 г.) - 131

  • Схоластические диспуты нередко переходили в рукопашные схватки. Кадр из фильма Жан-Жака Анно «Имя розы» (1986)

  • «Дура ты, и коза у тебя дура»... Такие они, русские бабы – сначала побранятся, а потом обнимутся, поплачут и вот уже песни вместе поют!

  • - 135 - НАУКА УБЕЖДАТЬИ тут встает важнейший вопрос: что лучше и эф- фективнее – нападать или обороняться

  • Миф №8. Убедить может только железная логика доказательств.

  • «Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня

  • «Истина может быть создана, но не найдена». Уильям Джемс, американский философ Глава III.- 138

  • Пятьдесят коронных приемов практической софистики №1. Упрощайте проблему

  • «Взять всё – и поделить!» Шариковы знают, как решать проблемы в экономике. Кадр из фильма Владимира Бортко

  • Анатолий беляков


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеАнатолий беляков
    Дата21.06.2022
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsofistika.pdf
    ТипДокументы
    #608792
    страница8 из 18
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
    - 121 -
    ПОБЕДА, НИЧЬЯ, ПОРАЖЕНИЕ (НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ)
    Я никогда руки первый не распускаю. Была сло- весная дискуссия. Я ему сказал: «Коля, ты плюешь на могилы советских солдат». Он мне сказал: «Ты подонок. Был бы ты ближе, я бы дал тебе по мор- де». Он пошел ко мне, я встал, руки убрал за спину.
    Он ударил меня, после этого я, на инстинкте, ему ответил. Он улетел в угол. Не умеешь драться, не берись. Я не дрался, я, честно говоря, не кулаком бил. Я понимал, что имею дело с интеллигентным человеком. Я просто дал пощечину, у меня рука тя- желее, чем у него, наверное.
    Ущерб от подобной реакции на агрессию собе- седника может состоять в телесных повреждениях от малой до средней тяжести. Более существенны- ми, однако, могут оказаться для участников кон- фликта потери репутационные.
    Картина, леденящая кровь:
    Сванидзе отвешивает пощечину Максиму Шевченко
    за «неправильную» оценку исторической роли Сталина.
    Январь 2018 г.

    Глава II.
    - 122 -
    2. Словесная пикировка
    Отличие от предыдущего варианта состоит в отсутствии у диспутантов телесных повреждений.
    Речь здесь идет, скорее, о символическом насилии.
    Оказаться оскорбленным грубым словом или, мак- симум, облитым стаканом воды – это, скорее, обид- но, чем опасно для здоровья.
    Соковая дуэль Немцова и Жириновского
    на передаче «Один на один»,
    июнь 1995 г.
    Классическим случаем применения данного
    «приема» считается символическая потасовка
    Жириновского и Немцова в студии ОРТ в июне
    1995 года. Передача была посвящена захвату че-

    - 123 -
    ПОБЕДА, НИЧЬЯ, ПОРАЖЕНИЕ (НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ)
    ченскими террористами больницы в Будённовске, однако конфликт произошел по другому поводу, а именно в связи с инсинуациями губернатора Ни- жегородской области насчет возможных венериче- ских заболеваний у лидера ЛДПР. Не желая терпеть обиду, Жириновский назвал оппонента «негодяем и подонком» и плеснул в его бессовестное лицо апель- синовым соком. Тот, не долго думая, ответил тем же.
    Передача имела большой успех, и по просьбам теле- зрителей ее внепланово показали по центральному российскому каналу еще несколько раз.
    3. Публичное посрамление
    Платон определяет стыд как страх чужого мне- ния
    32
    . В индивидуалистских обществах Запада это чувство почти забыто. Напротив, в русском мире с его отчетливым коллективистским началом стыд и поныне остается мощным мотивационным факто- ром.
    А оттого публичное посрамление может ока- заться для человека куда большим наказанием, чем даже физическое воздействие. Впрочем, и тут все зависит от человека. Иного стыди – не стыди, а ему все как с гуся вода – знай гнет свою линию.
    На предвыборных дебатах между Михаилом
    Прохоровым и Владимиром Жириновским в фев-
    32. Платон. Законы // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль,
    1994. С. 95.

    Глава II.
    - 124 -
    рале 2012 года лидер ЛДПР поскандалил с поддер- живающей миллиардера Аллой Пугачевой, сравнив ее с проституткой и обозвав «певичкой». Обидев- шись на «певичку», примадонна начала стыдить и позорить скандального политика; чуть позже к ней присоединился и Прохоров, интеллигентно заявив:
    Я хочу от всех мужчин и от всех кандидатов в президенты извиниться перед Аллой Борисовной, что ей приходилось выслушивать такие оскорбле- ния. Это не достойно не только кандидата в прези- денты. Это не достойно мужчины, мужика. Влади- мир Вольфович, мне за вас стыдно.
    Нисколько не смутившись, Жириновский про- должил свои атаки с прежним напором, совершен- но выведя из себя Пугачеву, опустившейся в своих аллегориях до уровня базарной торговки
    33 4. Угроза обратиться в суд
    Охладить пыл агрессора нередко может баналь- ное опасение судебного разбирательства. В отли- чие от американцев, нации сутяжников, в России судиться не любят и за юридической помощью об- ращаются в совсем уж вопиющих случаях.
    Один из таких случаев прогремел на всю стра- ну. В мае 2004 года в Ростове-на-Дону проходила пресс-конференция Филиппа Киркорова, где жур-
    33. Частичную расшифровку описываемых дебатов см. в Прило- жении.

    - 125 -
    ПОБЕДА, НИЧЬЯ, ПОРАЖЕНИЕ (НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ)
    налистка Ирина Ароян задала вопрос о многочис- ленных ремейках в его репертуаре. Возмущенный певец разразился столь пламенной речью в адрес
    «владелицы розовой кофточки», что той ничего не оставалось, кроме как подать в суд.
    К исковому заявлению прилагалось заключение специалиста – заведующего отделом эксперимен- тальной лексикографии Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, доктора филологиче- ских наук, профессора А.Н. Баранова, в котором научно интерпретировались такие выражения из первоисточника, как «подворотня», «сиськи»,
    «по..й» и «п...да». 11 августа 2004 года мировой суд Ростова-на-Дону признал гражданина Кир- корова виновным по части 2 статьи 130 УК РФ
    (оскорбление в публичном месте) и взыскал с него штраф 60000 рублей с выплатой... в пользу госу- дарства. Есть мнение, что благосостояние певца от этой меры пострадало совсем незначительно.
    5. Полное игнорирование
    Вариант для самых невозмутимых. Таковые на нашем телевидении становятся исчезающим ви- дом. Главным выгодоприобретателем от такой стратегии является объект агрессии, выглядящий на фоне своего обидчика как слон на фоне Мось- ки. Зрителям же от этого – одни минусы: ни крови, ни зрелища.

    Глава II.
    - 126 -
    6. Остроумный ответ
    Данный вариант может оказаться самым слож- ным, поскольку он требует живого ума и мгновен- ной реакции. Задним умом мы все крепки; часто са- мый остроумный ответ распоясавшемуся мерзавцу приходит уже после «драки», когда уже поздно
    «махать кулаками».
    В любом случае, отнестись к произошедшему с юмором будет полезнее, чем трепать себе нервы.
    Именно для таких случаев оказывается справедли- вой старая максима, что главное – это не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся.
    Впервые о том, что сущее для людей таково, как они его склонны себе представлять, сказал Анакса- гор, клазоменец.
    Говорил он также, что Луна – твердое тело, и что на ней есть такие же, как на Земле, холмы, овраги и даже поселения. За это был приговорен афинским судом к смерти, однако с помощью своего бывшего ученика Перикла смог бежать в Лампсак в Малой
    Азии.
    Изречения его: «Вместе все вещи были» и «Все содержится во всем».

    - 127 -
    НАУКА УБЕЖДАТЬ
    Г л а в а I I I .
    Н А У К А У Б Е Ж Д А Т Ь
    Брань – отец всех вещей, – говорил Гераклит.
    «Отец» – потому что по-гречески «брань», «вой- на» – это πόλεμοσ, а πόλεμοσ – мужского рода. До ранга высшего космологического принципа воз- высил конфликт так до конца и непонятый ни со- временниками, ни потомками многомудрый царь- философ.
    Значение агонального, соревновательного нача- ла отрефлексировано уже в наиболее ранних гре- ческих текстах. «Труды и дни» Гесиода открыва- ются с известия о существовании не одной Эриды, богини раздора, но двух. Одна «свирепые войны и злую вражду вызывает», и потому достойна лишь упреков, другая для смертных полезна, поскольку воплощает собой дух соревнования как движущую силу общественной жизни:

    Глава III.
    - 128 -
    Зависть питает гончар к гончару и к плотнику
    плотник;
    Нищему нищий, певцу же певец соревнуют усер-
    дно
    34
    .
    Персонифицированный Агон почитался как божество. Согласно Павсанию, его статуя в виде спортсмена с гантелями в руках была выставлена в Олимпии рядом с изваяниями Зевса, Диониса и
    Орфея. Профессор Александр Зайцев упоминает еще несколько изображений Агона, в т.ч., на релье- фах культовых зданий, на монетах и пр.
    35
    Напротив, «агональный дух» играл огромную роль в жизни индоевропейских народов, в первую очередь, на севере континента. Эренберг, в частно- сти, находит в этом отношении прямые параллели между Грецией и Древней Исландией
    36
    Состязания с богами, между богами – в чис- ле главных сюжетов Эдд. В «Речи Вафтруднира»
    Один отправился посостязаться в мудрости к все- ведущему великану Вафтрудниру (в Скандинавии великаны считались древнее, а значит, сильнее богов в познаниях). Не узнав поначалу верховно-
    34. Гесиод. Труды и дни // Гесиод. Полное собрание текстов. М.: Ла- биринт, 2001. С. 52.
    35. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2000. С. 134.
    36. Ehrenberg V. Ost und West: Studien zur geschichtlichen Problematik der Antike. Brünn ; Prag ; Leipzig ; Wien: Rohrer, 1935. P. 68-69;
    218 etc.

    - 129 -
    НАУКА УБЕЖДАТЬ
    го бога, ётун согласился соревноваться, но только если ставкой в игре станет жизнь. Мудрость обоих оказалась велика – оба знали, как создавался мир, и как он устроен, что было до начала времен, и что ожидает нас вслед за последней битвой богов. И лишь после вопроса о том, что потаенно поведал
    Один своему лежащему на погребальном костре сыну, Вафтруднир признал поражение.
    В первой песне Младшей Эдды – «Видении
    Гюльви» боги Тор и Локи и юноша Тьяльви всту- пают в бескомпромиссное состязание в мудрости с жителями города Утгарда, не зная, что спорят они не с людьми, не с демонами и даже не с богами, а с самими природными стихиями – огнем, мыслью и старостью.
    В своего рода соревнование (mannjafnabr, «тяж- бу мужей») вступил с богами на пивной пирушке у Эгира задиристый Локи, что привело к фаталь- ным последствиям. Локи выбранил весь пантеон исландских богов и был прикован к камням. Осво- бодившись, Локи собрал армию хтонических чудо- вищ и пошел войной на обидчиков. Последняя бит- ва богов повлекла за собой их гибель – рагнарёк, но также и начало нового мира, в котором воцарились люди. Таким образом, самим своим существова- нием человеческий мир обязан одной чрезмерно острой дискуссии.

    Глава III.
    - 130 -
    Локи, бранчливый бог, лукавец.
    (Якоб Сигурдссон.
    Иллюстрация к «Младшей Эдде», 1760 г.)

    - 131 -
    НАУКА УБЕЖДАТЬ
    Как мы видим, полного, безоговорочного согла- сия не бывает даже среди богов. Что уж говорить о человеческом мире! Мы вступаем в споры в любом месте и по любому поводу – торгуемся на базаре, отстаиваем свою точку зрения на теледебатах, от- стаиваем свое право «в пятницу приходить домой в субботу».
    Люди – разные, оттого и происходят между ними споры. И то, что люди разные – совсем не плохо, иначе мы не могли бы использовать друг друга для своих нужд.
    Диалогичные формы публичных выступлений различаются как по целям, так и по остроте про- тивоборства – это дискуссия, диспут, спор, пере- бранка и т.д.
    Дискуссия – наиболее респектабельная форма спора. Это обмен мнениями, который ведут пред- ставители науки – «по правилам», в рамках не- кой процедуры. Дискуссией называют, например, ученый спор Мартина Хайдеггера и Эрнста Кас- сирера о существе бесконечного, состоявшийся весной 1929 года в Давосе, или развернувшуюся в
    1970-е годы полемику советских профессоров Ев- докимова, Минха и Грошикова насчет того, вниз или вверх головкой ставить в стакан зубную щет- ку.
    К категории диспутов относятся, например, споры средневековых схоластов, которые велись

    Глава III.
    - 132 -
    на весьма экзотичные по нынешним меркам темы –
    «Был ли пуп у Адама?», «Сколько ангелов может уместиться на кончике иглы?» или «Владел ли
    Христос одеждами, которые он носил?» Схоласты отточили технику дискуссий и создали самую изо- щренную в истории систему риторических фигур.
    Но главной целью их диспутов было не выяснение истины, а победа в состязании, ведь сходились на нем представители противоборствующих монаше- ских орденов
    37
    Схоластические диспуты нередко переходили
    в рукопашные схватки.
    Кадр из фильма Жан-Жака Анно «Имя розы» (1986)
    Другое дело – перебранка. Тут уже не церемо- нятся, говорят как сердце велит: «Дура ты, и муж твой дурак, хоть и помер, и шурин у тебя дурак, и коза у тебя дура!»
    37. См. отрывок из романа У. Эко «Имя розы» в Приложении.

    - 133 -
    НАУКА УБЕЖДАТЬ
    Как правило, однако, в чистом виде не проис- ходит ни того, ни другого, ни третьего. Простран- ство спора – это не идеальная физическая среда, а территория боевых действий, полная опасностей и коварных засад.
    Как ни странно, однако, большинство авторов учебников по риторике выводят в качестве образца некий джентльменский спор.
    «Дура ты, и коза у тебя дура»...
    Такие они, русские бабы – сначала побранятся, а потом
    обнимутся, поплачут и вот уже песни вместе поют!
    Кадр из ролика «Дай вам Бог здоровья»
    («Русский проект», 1995 г.).
    В ролях баб-путейщиц –
    Римма Маркова и Нонна Мордюкова
    Встречаются два английских джентльмена и го- ворят:

    Глава III.
    - 134 -
    – Прежде чем приступить к обсуждению предме-
    та нашей дискуссии, коллега, давайте определимся в
    понятиях. Лично я понимаю под философской кате-
    горией “porridge” то-то и то-то. А вы?
    – С радостью удостоверяю, милейший, что мы
    мыслим в одном направлении. Однако позвольте про-
    яснить одну деталь...
    Уточнив понятия, ученые джентльмены начи- нают приводить аргументы, избегать логического круга в доказательствах и общих заключений на основе недостаточной индукции. А при попыт- ках применить некорректный довод урезонивают друг друга: “Be a good sport” («Будьте же спортив- ным!»)
    Так вот, никогда в реальной жизни таких споров не бывает, даже в Англии.
    Споры, которые происходят на всевозможных презентациях, советах директоров, в Государ- ственной Думе, на теледебатах, совершенно дру- гие. Люди друг друга обзывают, хамят, используют самые сомнительные приемы. И в этих обстоятель- ствах джентльмен от риторики никогда не побе- дит – любой Жириновский «сделает» его за пять минут. Настоящий спор – это тотальная война, на которой не принято миндальничать с противни- ком.

    - 135 -
    НАУКА УБЕЖДАТЬ
    И тут встает важнейший вопрос: что лучше и эф-
    фективнее – нападать или обороняться? Доказы- вать свой тезис или ловить противника на ошибках?
    Для софистов такого вопроса не существовало: их стиль – нападение. Их метод – идти напролом, не давая сопернику развернуть свою аргументацию.
    Строить свою стратегию лишь на контратаках – это значит, заранее ослабить свои позиции. «Тот, кто занимается лишь опровержением аргумента- ции противника, оставляет ему массу возможно- стей уйти от поражения, – говорит Карстен Бреде- майер. – Заставить соперника говорить, привести его в смущение – вот чего нужно добиваться, воз- ражая ему».
    Миф №8.
    Убедить может только
    железная логика доказательств.
    На самом деле, убедить в чем-либо соперника или аудиторию, как правило, можно с помощью нехи- трых психологических приемов. Человеческая при- рода несовершенна, и это несовершенство легко обратить себе на пользу.
    Мгновенно распознать логическую ошибку, найти круг в доказательстве, поймать соперника на некорректной энтимеме – для обычного челове- ка, не владеющего в совершенстве наукой логики, это просто нереально. Легче научить птицу засте- гивать пуговицы.

    Глава III.
    - 136 -
    А вот понизить тезис, довести до абсурда анти- тезис по силам любому грамотному человеку.
    Итак, бейте первым! Как сказал князь Андрей
    Болконский, «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть... Кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит».
    «Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня
    одному правилу: если драка неизбежна, бить надо
    первым». Владимир Путин, российский президент
    Приведенные ниже софистические приемы в своем роде суть азбука житейской мудрости, кир- пичики новой науки, создававшейся софистами.
    Подробно описаны и классифицированы лишь не- которые из этих приемов. Аристотель посвятил им отдельную работу «О софистических опроверже-

    - 137 -
    НАУКА УБЕЖДАТЬ
    ниях». Описывает он в основном паралогизмы – непреднамеренные логические ошибки – и сужде- ния с сознательным нарушением логики. Однако даже по скудным источникам, дошедших до нас из глубины веков, можно судить о том, что палитра со- фистических приемов была неизмеримо шире. На основании этих источников можно восстановить как многие из этих приемов, так и их общую мето- дологию, позволяющую с достоверностью предпо- ложить существование в арсенале софистов и иных способов убеждения оппонента.
    «Истина может быть создана, но не найдена».
    Уильям Джемс, американский философ

    Глава III.
    - 138 -
    Главное правило софистов – спорить не с те- зисом, а с человеком. Их цель – не установление единственных, непреложных, раз и навсегда дан- ных истин: мы уже установили, что таковых не бы- вает. Их цель – предоставить вам могучее оружие, с помощью которого вы победите своего противни- ка, проторите дорогу для своих идей и водрузите флаг новой истины.
    Именно в этом состоит суть софистической на- уки убеждать.
    Пятьдесят коронных приемов
    практической софистики
    №1. Упрощайте проблему
    Наиболее действенные приемы практической софистики основывается на несовершенстве чело- веческой природы. Люди не любят идей, которые взрывают их устоявшуюся картину мира, они пред- почитают, чтобы мир оставался стабильным и про- стым для понимания.
    «В жизни все просто», – поет Алла Пугачева, и большинство ее слушателей с этим согласны. Это ученые всё усложняют, а так все понятно:

    - 139 -
    НАУКА УБЕЖДАТЬ
    «Надо арестовать всех губернаторов – и ре-
    шатся все проблемы!»
    «Надо взять всё – и поделить!»
    «Чтобы стать истинными европейцами, надо
    отобрать у Януковича золотой унитаз и по-
    прыгать на майдане».
    «Взять всё – и поделить!» Шариковы знают,
    как решать проблемы в экономике.
    Кадр из фильма Владимира Бортко
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


    написать администратору сайта