Анатолий беляков
Скачать 1.73 Mb.
|
Будьте уверенны! Подготовить речь – это только полдела. Чтобы все прошло так, как вы задумали, речь нужно отре- петировать. Помните, что в репетициях нет ничего постыдного. Заявления иных ленивых музыкантов, что репетируют только те, кто не умеет играть, – не что иное, как пустая бравада, не подтверждаемая никаким опытом. Запомнить текст выступления поможет его кар- та – выше мы уже говорили, как она должна вы- глядеть. Зафиксировав в памяти ее «очертания» – узловые «станции», смысловые развилки, пути об- Глава I. - 72 - хода возможных препятствий, – вы будете готовы, как минимум, воссоздать логику своей речи, а это уже немало. Учить речь наизусть не стоит – есть риск, что вы будете выглядеть как вызубривший урок ученик. Нужные слова придут сами. Чтобы понять, как ваше выступление будет вы- глядеть со стороны, потренируйтесь перед зер- калом – так, к слову, поступали многие ораторы древности и даже сам Демосфен. Запишите свое выступление на диктофон, снимите на видео – это позволит вам понять, как будет звучать ваш голос для публики (изнутри мы воспринимаем его со- всем иначе), и как вы вообще выглядите, т.е. есть ли у вас несимпатичные повадки, которых вы пред- почли бы не демонстрировать публике. Некоторые специалисты советуют репетиро- вать в танце. Интересен также совет пропеть вашу речь. Как минимум, полезно «разыгрывание» речи, т.е. произнесение ее с соответствующей ин- тонацией, мимикой, жестами. В завершение отработайте элементы будущей речи на родных и товарищах, как это, в частности, рекомендовал юрист Пороховщиков (Сергеич): Я заметил у некоторых судебных ораторов один очень выгодный прием: они вставляют отдельные отрывки из будущей речи в свои случайные разго- воры. Это дает тройной результат: а) логическую проверку мыслей оратора, в) приспособление - 73 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! их к нравственному сознанию обывателя, следова- тельно, и присяжных, и с) естественную передачу их тоном и словами на трибуне. Последнее объяс- няется тем, что в обыденной беседе мы без труда и незаметно для себя достигаем того, что так труд- но для многих на суде, то есть говорим искренне и просто. Высказав несколько раз одну и ту же мысль перед собеседником, оратор привыкает к ясному ее выражению простыми словами и усваивает под- ходящий естественный тон. Нетрудно убедиться, что этот прием полезен не только для слога, но и для содержания будущей речи: оратор может обо- гатиться замечаниями своего собеседника 24 Итак, вы подготовились, составили конспект, отрепетировали. Дело за малым – преодолеть бо- язнь публичных выступлений. Не надо думать, что этот страх свойственен только вам. Очень многие знаменитые ораторы ис- пытывали его не меньше вашего. Даже Черчилль совершенно терялся, стоя перед аудиторией, что было хорошо заметно его слушателям. Именно поэтому он никогда не доверялся импровизации и не произносил на публике речей, которые не были бы написаны заранее и выучены наизусть. Как шу- тил его друг – лорд Биркенхед, «Черчилль отдал лучшие годы своей жизни подготовке речей, про- износимых экспромтом». К счастью для Черчилля, 24. Сергеич П. Искусство речи на суде. С. 37. Глава I. - 74 - память его была исключительной, и он мог запоми- нать слово в слово тексты огромных размеров. Возможно, вас утешит также и то, что страх пе- ред публикой заложен в нас самой природой. В жи- вотном мире это проявляется, в частности, в форме страха перед взглядом в упор как демонстрацией агрессии. Собака, не планирующая немедленное нападение, отводит в таких случаях глаза. То же происходит и во время публичного выступления: масса людей смотрит на вас неотрывно, и инстинкт говорит вам, что они собираются напасть. Миф №6. Говорить красиво и убедительно дано не каждому. «Я не смогу!» – это предубеждение надо выдавли- вать из себя по капле, как раба. Искусству научить нельзя, мастерству можно. Великим музыкантом может стать не всякий, но разучить на гитаре всту- пление к «Лестнице в небо» группы «Лед Зеппелин» по силам каждому. Впрочем, это тема уже совсем для другого нашего пособия. Коммуникация – это война. А естественное со- стояние человека в бою – страх. Солдат, утвержда- ющий, что не испытывает страха, либо лжет, либо психически ненормален. Делай, что боишься – в деле борьбы со страхом это первое правило. Психолог Уильям Джемс сове- - 75 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! товал: «Чтобы чувствовать себя смелым, действуй- те так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества». Сделайте себе прививку страха. Заставьте себя смотреть на своих слушателей. В аудитории найди- те наиболее доброжелательное лицо, представьте, что вы обращаетесь с речью именно к нему. Учитесь не нравиться. Ничто так не закрепо- щает оратора, как боязнь допустить ошибку или показаться смешным. Всегда говорите себе: «Я вне оценок». И ваши строгие ценители и судьи ока- жутся безоружны. Используйте свое тело как инструмент воз- действия на публику. Ваше выступление всегда происходит в определенных пространственных ко- ординатах. Постарайтесь максимально обжить это пространство. Каждое ваше движение может быть воспринято как определенное высказывание. Даже просто поднявшись из-за стола во время дискус- сии, вы можете повернуть ее ход в нужное русло, продемонстрировав свое отношение к сказанному оппонентом. По возможности, если, конечно, протокол ва- шего мероприятия не предполагает обратного, не будьте статичным. Когда вы передвигаетесь, лю- дям ничего не остается, как следить за вашими дви- жениями. Так легче запомниться публике, так про- Глава I. - 76 - ще с ней контактировать. Так можно занять больше пространства, что является признаком доминиро- вания. Вообще, люди не любят, когда выступающий стоит столбом. Его широкие движения, широкая жестикуляция создает впечатление его искренно- сти – смотрите: он не может сдержать эмоций, он весь таков, каков он перед нами! Напротив, скован- ный оратор воспринимается как человек, который что-то скрывает. Стоит ли говорить о том, как много значит для успеха мероприятия личность оратора? Его инди- видуальность, непохожесть на других должны быть очевидны для аудитории, их нужно культивировать и демонстрировать. Все его физические и поведен- ческие особенности – внешность, голос, манеры, пластика, мимика – должны стать совершенным средством убеждения. Великий русский ученый Михаил Ломоносов в своем пособии по риторике утверждал: «Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в про- изношении слова упражняющимся очень надоб- ны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно» 25 К сожалению, не всем ораторам удается соответ- 25. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Ломо- носов М.В. Полн. собр. соч.: В 11 т. Т. 7. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. С. 93. - 77 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! ствовать этим рекомендациям. И если, допустим, Кромвель подходил под описание Ломоносова почти идеально, то Ленин противоречил ему прак- тически полностью, что не мешало ему, однако, за- водить толпу с полоборота и манипулировать ей как тряпичной куклой. Неприятный низкий голос и невнятная дикция отличали кеоссца Продика, слывшего среди афи- нян не только блестящим софистом, но и искусней- шим оратором. Алкивиад был картав, но, как говорят, этот де- фект был ему даже на пользу, поскольку придавал его речам, по словам Плутарха, «убедительность и редкое изящество». И уж, казалось бы, вовсе не годился в орато- ры Демосфен, от рождения страдавший нервным подергиванием плеча и имевший слабый голос и плохую дикцию, за что он был прозван местными матерщинниками «Баталом» 26 . Для исправления своих телесных изъянов Демосфен разработал це- лый комплекс упражнений, следуя указаниям свое- го друга, актера Сатира. Свой шепелявый выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов. Дыхание укреплял бегом на крутых подъемах, во время которого так- же декламировал стихи и прозу. Силу голоса раз- вивал, читая речи на берегу моря так, чтобы заглу- 26. Русское соответствие этой клички совершенно неприлично. Глава I. - 78 - шить шум прибоя. А от подергивания избавился, подвешивая меч над плечом так, чтобы он его колол во время тика. Да что там сын оружейника Демосфен! Изба- виться от тяжелых дефектов речи старались и мно- гие августейшие особы. Тяжелой формой заикания страдал, например, британский король Георг VI, по этой причине смертельно боявшийся публичных выступлений. Побороть недуг помогли ему лишь многолетние упорные занятия с личным коучем Лайонелом Логом. Благодаря занятиям с эксцентричным логопедом Лайонелом Логом, король Георг VI избавился от заикания и научился не бояться публичных выступлений. Кадр из фильма Тома Хупера «Король говорит!» (2010). В роли британского монарха Колин Фёрт - 79 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! Один из самых известных случаев исправления физических недостатков в политических целях связан со знаменитым французским имиджмей- кером Жаком Сегела. В 1981 году он руководил президентской кампанией Франсуа Миттерана, у которого, надо сказать, была серьезная проблема с имиджем. В середине 1950-х, когда алжирский народ начал борьбу за независимость, Миттеран отдавал приказы о крупномасштабных бомбарди- ровках непокорных городов, в результате которых погибло больше миллиона мирных алжирцев – 15% населения страны. Подпилив по совету своего имиджмейкера торчащие клыки, Франсуа Миттеран приобрел вполне благообразный вид К репутации мясника добавлялась довольно свирепая внешность, и потому Сегела начал свою работу над имиджем клиента с того, что посовето- Глава I. - 80 - вал Миттерану подпилить торчащие клыки. Улыбка кандидата потеряла агрессивность и стала более мягкой, что и подкупило избирателей. В прези- дентском кресле Миттеран провел 14 лет, не забы- вая время от времени поучать Горбачева по пово- ду... прав человека. Свой физический недостаток Перикл скрывал под боевым шлемом. На илл. – греческая монета 20 драхм, 1976 г. Важным инструментом невербальной коммуни- кации является одежда. Оденьтесь так, чтобы пу- блика считала с формы лацканов и носов ботинок - 81 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! ваш статус и не приняла вас за чудаковатого мате- матика или польского гангстера. Надевая пурпур- ные одежды, софисты Гиппий и Горгий демонстри- ровали не только свое благосостояние и высокое общественное положение, но и уважение к слуша- телям, которым было приятно осознавать, что они общаются не с проходимцами. Напротив, лохмотья Диогена были вызовом общественному мнению и иллюстрацией к его философии нестяжательства. Одежда и аксессуары способны не только слу- жить статусным маркером, но и скрывать недо- статки. Афинский правитель Перикл был велико- лепным оратором, сила его речей изменила ход ми- ровой истории. Однако великий стратег имел один телесный изъян, которого очень стеснялся – силь- но вытянутую форму черепа. Городские злосло- вы сравнивали его с луковицей. Свой физический недостаток Перикл скрывал под боевым шлемом, который носил постоянно. В таком облике он и во- шел в историю. От градации к рамплиссажу Второе лицо в королевстве Георга VI Уинстон Черчилль также не отличался левитановской дик- цией – ему не удавался звук «с», из-за чего его речи походили на шообшения ш кашей во рту. Од- Глава I. - 82 - нако по своему эмоциональному воздействию они были просто уникальны. И секрет состоял не толь- ко в их стройной архитектуре и математической выверенности – премьер виртуозно акцентировал структурные части своего выступления с помо- щью пауз, модуляций, снижения и повышения тона и темпа речи. Эффективное применение этих тех- ник речи заставляло аудиторию «вибрировать» с нужной степенью интенсивности и покупаться на явную демагогию. Неспроста Черчиллю приписы- вают фразу, якобы написанную им на полях одной из парламентских речей: «Довод слаб – усилить голосом». Среди наших знакомых немало людей, в обычной жизни экспрессивных и ярких, но во время чтения публичных лекций превращающихся в трансфор- маторы, гудящие свой текст на одной ноте. Выра- зительность речи для таких – дело случая. Наступи им на ногу или просрочь на пару дней возврат дол- га – и диапазон их вокальных способностей расши- рится до пяти октав! Херонеец Плутарх описывает подобный случай, происшедший с Демосфеном. Рассказывают, будто однажды к Демосфену при- шел какой-то человек и, жалуясь, что ему нанесли побои, просил выступить на суде в его защиту. «Да ведь с тобою ничего подобного и не случалось», – возразил Демосфен. Гость сразу возвысил голос - 83 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! до крика: «Да ты что, Демосфен? Как так “не слу- чалось”?» – «Вот теперь, клянусь Зевсом, – про- молвил Демосфен, – я слышу голос обиженного и потерпевшего». Вот в какой мере, по его мнению, зависела убедительность речи от тона и «игры» говорящего 27 Чтобы речь не лишилась выразительности ис- ключительно важно не говорить однообразно, ру- чейком. Чтобы избежать утомительного однооб- разия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому тре- бовал перемены интонации. Говорите медленнее, если хотите привлечь вни- мание к сложному аргументу. Тем самым вы зада- дите темп дискуссии и самому сопернику. Говорите быстрее, когда приходит пора подни- мать градус происходящего. «Завести» слушате- лей помогает прием градации: произносите до- воды с все возрастающим напряжением: «Гордый народ Эгины терпел, долго терпел, очень долго тер- пел! Мы терпели голод, унижение от афинских пора- ботителей, нищету в изгнании, позор и бесчестие! Мы страдали, долго страдали, очень долго страда- ли! Доколе?..» Образцовое выполнение приема градации де- монстрирует Степан Бахчеев – герой повести 27. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. Т. 3. М.: Наука, 1964. С. 146. Глава I. - 84 - Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»: – Ну, так и есть! – вскричал господин Бахчеев, дав полную волю своему негодованию. – Я, батюш- ка, еще прежде, чем вы рот растворили, догадался, что вы философии обучались! Меня не надуешь! морген-фри! За три версты чутьем услышу фило- софа! Поцелуйтесь вы с вашим Фомой Фомичом! Особенного человека нашел! тьфу! прокисай все на свете! Я было думал, что вы тоже благонамерен- ный человек, а вы... Подавай! – закричал он кучеру, уж влезавшему на козла исправленного экипажа. – Домой! Один из мощнейших полемических приемов – молчание. Владение им – это уже высший пилотаж. Точно рассчитанной паузой можно повергнуть в прах все доводы соперника, вызвать в нем панику, довести до исступления и нервного срыва. Однако такое искусство оттачивается годами, а у вас нет для этого времени. Так что просто за- помните: на дискуссиях никогда нельзя молчать! Любая пауза, особенно после того, как противник задал вам резкий вопрос, означает потерю инициа- тивы. Да и выглядит такая заминка крайне удруча- юще. Склонностью входить в состояние ступора во всякой сложной ситуации отличался, соглас- но Теофрасту, знакомый нам Алкивиад, которому - 85 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! «не было равных в умении разыскать и обдумать предмет речи, но если приходилось выбрать, не только что, но и как следует говорить, в каких сло- вах и выражениях, он часто испытывал неодоли- мые трудности, сбивался, останавливался посреди фразы и молчал, упустив нужное слово и стараясь снова его поймать» 28 Но что же делать, если вы растерялись? Для по- добных случаев вам нужно иметь в своем арсенале особые фразы, позволяющие заполнить неловкую паузу. Например: «Ваш вопрос очень интересен, он демонстрирует многогранность обсуждаемой нами проблемы и открывает новые пути ее решения. Од- нако позвольте мне обратить ваше внимание на сле- дующий аспект, который вы упустили, по всей веро- ятности, совершенно непреднамеренно». Эта фраза произносится ровно двадцать секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы собрать- ся, сосредоточиться – и придумать блестящее про- должение фразы. Описанный прием имеет название рамплиссаж (от фр. remplissage – заполнение малозначащим материалом пространства музыкального или лите- ратурного произведения). Им пользуется каждый профессиональный политик, имеющий в запасе не менее десятка соответствующих формул. За годы публичной карьеры они доводят их применение 28. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. С. 278. Глава I. - 86 - до автоматизма и при необходимости выхватывают их из памяти, как ниндзя – сурикены. Есть, однако, ряд ситуаций, где молчание не про- сто возможно, но и желательно. С его помощью, например, можно вернуть внимание публики. При признаках нарастающего невнимания, вызванного, например, чьими-то репликами с места или появле- нием в аудитории новых слушателей, можно резко прервать свою речь и не начинать говорить, пока в зале не установится тишина. Ни один на свете оратор не сможет отвлечь публику от лицезрения неожиданно появившейся кошки. Илл. из манускрипта XV в. о житии св. Доминика - 87 - ВСЕГДА ГОТОВЬ! Осадить говоруна можно и так: постепенно по- вышайте громкость речи, а затем внезапно ее пре- рвите. Поняв, что он говорит в аудитории один и при этом во весь голос, ваш говорун, вероятнее всего, смутится и замолчит. Опыт показывает, од- нако, что эффективнее всего работает прямое тре- бование внимания – либо путем словесного призы- ва, либо подачей определенного сигнала. Хорошо бодрит публику, например, внезапный хлопок в ладоши. Вообще, будьте готовы к тому, что во время ва- шего выступления могут появиться и другие поме- хи, в том числе технического характера. Например, в помещение может залететь птица или зайти кош- ка, и тогда внимание аудитории будет моментально переключено на новый объект – зритель как бы за- хочет посмотреть «за те же деньги» еще и кошку. В этом случае можно, конечно, просто дождаться, когда спадет до приемлемого уровня оживление в зале. Но можно, и это будет правильнее, обыграть появление неожиданного гостя в вашем выступле- нии. О птице, например, можно сказать, что она принесла добрые вести или просто залетела на ого- нек погреться – потому что у нас хорошо! Возмож- ности для фантазии здесь обширные! |