Аннотация
Скачать 1.14 Mb.
|
5.5. 13 Упражнение 13. «Чувствонеуверенности» Инструкция. Представьте себе ту ситуацию, в которой вы чувствуете неуверенность. Где в вашем теле проявляется чувство неуверенности? Соз- дайте образ этого чувства. Это образ чего-то слабого, маленького? Или это образ сильного, нападающего, который угнетает что-то в вас? Во втором случае найдите образ той части вашей личности, которую он угнетает. Пого- ворите мысленно с этими образами. Какие у них цели, что они чувствуют, что они вам дают и т.д.? 136 Дайте много энергии своей слабой части, делайте это до тех пор, пока она не преодолеет угнетающее влияние. Как теперь вы поведете себя в про- блемной ситуации? Сохранится ли позитивное изменение в дальнейшей жизни? Мешает ли что-то этому состоянию всегда быть с вами? Протестует ли что-то в вас против полученных изменений? Как можно сохранить эти изменения? На упражнение отводится 5 минут. 5.6 Циклупражненийнаэкзистенциальныетемы В этих упражнениях мы стараемся придать философским пробле- мам чувственно переживаемую реальность. Мы не спрашиваем, что данный человек думает по этому поводу. Но обращаемся к его бессозна- тельному, которое создает образы, говорящие об истинных убеждениях личности и ее проблемах гораздо больше, чем любые рассуждения. 5.6.1 Упражнение 1. «Поисксмыслажизни» Понятию смысла жизни посвящено немало книг знаменитого пси- хотерапевта В.Франкла. Мы не будем сейчас разбирать его замечатель- ные идеи, но заметим, что многие люди не задумываются о смысле жиз- ни, однако, непосредственно ощущают осмысленность своего бытия. Если же человек переживает ощущение бессмысленности, то уже потом он начинает рассуждать на эту тему, пытаясь логически обосновать свое ощущение бессмыслицы бытия или найти смысл таким же способом. Однако, можно просто создать образ того смысла жизни, который бы действительно вас устроил и потом определить, что он для вас значит и каким способом можно его реально обрести. Обрести в том смысле, чтобы непосредственно ощущать его присутствие в своей жизни, более того, в своем теле, поскольку наши переживания всегда коренятся в на- шем теле и нигде больше. Инструкциякупражнению. Сядьте в удобную позу. Представьте, что недостающий смысл жизни находится настолько далеко, что вы ощущаете свою изолированность от него, и настолько близко, что вы можете достаточ- но ясно его ощущать (то есть, видеть, или слышать, или просто чувствовать его присутствие). На что он похож? Первое, что возникает в вашем вообра- жении и будет правильным ответом. Изучите возникший образ, поговорите с ним. Понятно, что недостающий смысл жизни должен представляться чем-то чрезвычайно прекрасным, энергетически сильным. Смысл жизни действи- тельно дает нашей жизни много энергии и спокойствия, уверенности. Если вы уверены, что смысла жизни нет, то это означает. Что вы на самом деле знаете, чего вам недостает, но вы отрицаете его существование. Поэтому эта отговорка не годится, вы все равно можете представить то, что как вам ка- жется, не существует, но в принципе желательно для вас. 137 Какие преграды существуют между вами и вашим смыслом жизни? На что они похожи, что они сообщают вам, как обосновывают отсутствие кон- такта между вами и смыслом жизни? Найдите контраргументы и другие спо- собы преодоления препятствий. Если это не действует, то позвольте самому смыслу разрушить одну преграду за другой, приблизиться к вам и войти в ваше тело. Ощутите, как смысл жизни вошел в вас и соединился с вами. Как изменилось ваше состояние? Ощущаете ли вы себя спокойнее, увереннее, целостнее, сильнее? Пусть это чувство закрепится и распространится по все- му вашему телу. Время упражнения 5-10 минут. Групповое обсуждение результатов очень важно, чтобы терапевт мог его достаточно квалифицированно провести, ему необходимо хорошо знать теорию логотерапии В.Франкла. Пример 1. После выполнения подобного упражнения в группе, одна из студенток ощутила, что соединилась со смыслом жизни, который представ- лялся ей прекрасным солнечным энергетическим шаром, который поместил- ся в ее теле где-то в области плеч. Она почувствовала себя очень хорошо, видно было, что она распрямилась и как-то посветлела лицом. Однако она сказала, что чувствует тревожащую ее потребность что-то делать прямо сей- час. Она почувствовала какую-то ответственность и, несмотря на обилие энергии, которую она получила, это было ей неприятно. Она сказала, что предпочитает прежнее состояние, хотя оно было менее энергитичным, в меньшей степени дающим ощущение осмысленности жизни. Несмотря на то, что я пытался помочь ей сохранить новые достижения, пришлось согласиться с ее нежеланием принять смысл жизни. Как только она отпустила свой смысл жизни, ее плечи снова опустились, а лицо потеря- ло «свечение», но она сказала, что так ей спокойнее. Этот случай подтверждает мнение В. Франкла, что обретение смысла жизни накладывает на человека ответственность за следование этому смыс- лу. Что может обременять личность, хотя дает ей много сил и приносит сча- стье. Поэтому многие люди предпочитают защищаться от собственного смысла жизни и думают, что он должен находиться где-то далеко вне преде- лов досягаемости. Получается, что люди, которые жалуются на отсутствие смысла жизни, на самом деле избегают его. Пример 2. Несколько раз я проводил терапевтические сеансы с этой студенткой на мастер-классе. Результаты их были удачны, однако, несмотря на успехи, она все время повторяла, что все равно не видит смысла жизни, а без этого никакие успехи не имеют цены. Я не знал, как ей помочь, не было удачной «зацепки». Однако, на одном из последних занятий, я предложил ей представить свой смысл жизни на некотором расстоянии от себя. Она сказа- ла, что ведь его все равно нет. Тогда я сказал, что все-таки она знает какой смысл, хотела бы иметь, поэтому может его и представить. Она согласилась. После чего я предложил ей сказать смыслу, что она больше не будет изго- 138 нять его из своей жизни. Мое предложение было основано на вызревшем у меня убеждении, что она сама отказывается от смысла жизни, который на самом деле всегда присутствует в нашей жизни, даже, если мы этого не соз- наем. Она была удивлена таким предложением, но сделала это… И стала смеяться! Она была просто счастлива, и сказала, что теперь ощущает свою жизнь как наполненную смыслом. Ей действительно стало хорошо, ее глаза сияли. Она спросила с упреком: «Почему Николай Дмитриевич, вы раньше не сказали мне такой простой, легкой фразы?!» «Извини, - ответил я, - толь- ко сейчас догадался…» 5.6.2 Упражнение 2 « Прекращениевечнойборьбы» Участникам группы для пояснения рассказывается индийская притча. Один человек, как и тысяча тысяч других, мечтал разбогатеть и удов- летворить все свои желания. Он понимал, что заработать столько он не смо- жет, но он слышал, что где-то в лесу живет мудрец, который знает великую мантру (заклинание). Если эту мантру произнести, то явится великий джин, который выполнит любые поручения. Он долго искал именно этого мудреца, в конце концов, нашел, и, упав в ноги, молил открыть ему великую мантру. Мудрец уговаривал его отказаться от своей безумной затеи. «Если ты не найдешь работы для джина, то он тебя убьет», - предупредил мудрец. Но человек только рассмеялся: «У меня столько желаний, что я просто завалю его работой, ему некогда будет отды- хать!» - сказал он. Он так просил, что, в конце концов, мудрец не выдержал и открыл ему тайну. Недалеко отойдя, человек произнес мантру, и явился джин ростом до небес. Все, что просил у него человек, появлялось тут же: дворцы, золото и драгоценные камни, парки и мосты, танцовщицы и воины, слоны, груженные разнообразным богатством... Очень скоро человек не мог придумать, что еще попросить, и джин проревел: «Давай мне работу или я убью тебя!» В отчая- нии человек бросился к мудрецу, на ходу выдумывая что-то для джина, а тот гнался за ним. Снова, упав в ноги мудрецу, человек завопил: «О-о-о, я понял, какой я был глупец! Спаси меня, я так раскаиваюсь!» «Ладно, раз ты раскаиваешься, я помогу тебе, - ответил тот, - видишь ту собаку с закорюченным (иначе не скажешь - Н.Л.) хвостом? Тащи ее сюда, и вели джину раскорючить ей хвост». Джин совершенно измучился с этим заданием, только он раскорючил собаке хвост, как он снова закорючился, он опять раскорючил, а хвост опять закорючился, он раскорючил - хвост закорючился... Он вконец вспотел и сдался. «Никогда я не сталкивался ни с чем подобным. Отпустите меня, и я вас не трону» - сказал он. 139 Джина с миром отпустили, и человек снова упал на колени перед муд- рецом. «Прости меня, я был полным идиотом, теперь я все понял и хочу стать твоим учеником! Преподай мне твой первый урок!» - возопил он. « Ладно, - сказал мудрец, - это и есть мой первый урок: весь этот мир подобен закорюченому собачьему хвосту. Все люди пытаются его раскорючить, а он снова закорючивается, они его раскорючивают, а он опять закорючиваются, они его раскорючивают, а он закорючивается... Потому что его исходное свойство - быть закорюченным...» Даже не совершая никаких видимых действий, мы часто психологиче- ски боремся с какими-то явлениями или людьми внутри самого себя. Или бесконечно боремся сами с собой. Или хотим переделать этот мир в соответ- ствии со своими желаниями и представлениями. Например, мы вечно спорим со своими родителями или мужем (женой), мы тратим очень много энергии на эту борьбу, но борьба эта не приносит никакого успеха, наоборот, те яв- ления, с которыми мы усиленно боремся, только разрастаются и крепнут, как будто питаются энергией затраченной нами. А мы наоборот все слабеем и чахнем, и вместо продуктивной жизни продолжаем бесконечную и бесполез- ную войну внутри себя. Много энергии мы затратили на борьбу в прошлом, много тратим на борьбу за будущее, которое никак не наступает. Жизнь на- ша протекает в депрессии, а силы тают. В этом упражнении предлагается вернуть себе ту энергию, которая бы- ла затрачена на борьбу с тем или иным явлением. Вы можете действовать двояким образом: либо попытаться вернуть себе сразу все, не вдаваясь в де- талировку тех проблем, на борьбу с которыми вы затрачивали свои силы, а можете действовать, постепенно выделяя по очереди то одно, то другое яв- ление, с которым вы боролись или боретесь, и возвращая себе затраченную или затрачиваемую прямо сейчас энергию. Гораздо лучше, если эта энергия вернется к вам, чем будет тратиться впустую. Вы почувствуете себя сильнее тех явлений, с которыми боролись. Инструкция. Итак, сосредоточьтесь на мысли о возвращения всей энергии, затрачиваемой вами на ту или иную борьбу. Представьте себе не- что, с чем вы так усиленно боритесь или боролись без всякого успеха. Если это действительно что-то или кто-то опасный для вас, то не прекращайте борьбы, а подумайте о более эффективной самозащите. Если же вы поняли, что эта борьба бесплодна и приводит только к ва- шему истощению, то призовите всю напрасно истраченную энергию обратно и примите ее как свой энергетический потенциал. Вы можете пригласить и всю энергию из прошлого, которая была затрачена раньше, и из будущего, куда она была вами направлена. Главное, откажитесь от напрасной и непро- дуктивной борьбы, чтобы жить хорошо прямо сейчас. Время выполнения 5- 10 минут. 140 Групповое обсуждение результатов выявляет многие нерешенные про- блемы и вызывает философскую дискуссию. 5.6.3 Упражнение 3 «Бытьздесьитеперь» Эта тема много обсуждалась в психологической литературе. Люди страдают не от сегодняшних проблем, а от своих переживаний по пово- ду прошлого или страхов по поводу будущего. Но прошлого уже нет. А будущее еще не наступило. Самый оптимальный способ жизни может быть назван «здесь и теперь». Но мы часто ускользаем из настоящего момента, чтобы не решать актуальных проблем, а страдать по поводу фантазий относительно прошлого или будущего. Участникам группы рассказывается буддистская притча о «земляничке». За человеком погнался тигр. Он побежал от него и свалился в про- пасть, схватился за корень, торчащий из склона горы, и повис на нем. Взглянув вниз, он увидел, что внизу его поджидает другой тигр. Тут из норки, рядом с корнем, выбежала маленькая мышка и стала его подгры- зать. Когда осталось совсем немного, и корень почти оборвался, человек вдруг увидел, растущую на склоне прямо перед его лицом, маленькую земляничку. Он сорвал ее и съел. На этом притча, которой не меньше 1500 лет, кончается и к ней не дается никакой ее интерпретации. Наивный читатель может сделать вывод о беспросветности чело- веческой жизни. Однако символика притчи имеет другой смысл, понят- ный в рамках буддистской философии.. Легко понять, что первый тигр - это прошлое, от которого человек в ужасе убегает, второй тигр - это бу- дущее, которого человек всегда страшится. Корень - это корень жизни, а маленькая мышка - неумолимое время. А вот маленькая земляничка - это мгновение настоящего, и когда человек съел ее, то попал в настоя- щий момент времени и обрел просветление. Потому что в настоящем нет ни прошлого, ни будущего, а значит, нет никаких страхов и страда- ний, есть только прекрасное настоящее, которое может длиться вечно. Только в настоящем мы подлинно свободны, и можем проявлять свое истинное Я. Вывод из притчи оптимистичен, он показывает, что реше- ние может быть найдено мгновенно, прямо сейчас, что это решение на- ходится прямо у нас под носом. Но хитрость психологии еще в том, что прошлое проецируется в будущее, то есть незаметным для себя образом, вы создаете свои стра- дания в будущем на основе неразрешенных проблем прошлого. Инструкция. Осознайте ваши страдания, которые связаны с про- шлым. Представьте эти чувства на каком-то расстоянии сзади вас, за спиной. Представьте их не в виде ситуации, а в виде некоторого абст- рактного энергетического объекта, который. Найдите аналог этих чувств 141 спереди от вас, в будущем. Образы этих переживаний, скорее всего, идентичны, если речь идет об одной и той же проблеме. По крайней ме- ре, они должны быть идентичны по сути, а не по форме. Теперь пред- ставьте, что энергия, пусть и негативная, от этих образов одновременно устремляется с двух сторон к вам, и эти два потока встречаются в центре вашего тела, нейтрализуя друг друга. Продолжайте эту работу пока оба негативных чувства не исчезнут. В итоге вы почувствуете необыкновен- ное спокойствие и окажетесь в текущем моменте. Запомните это состоя- ние и подумайте о том, как изменится ваша жизнь, если вы будете все время жить здесь и теперь. На выполнение упражнения отводится 5-10 минут. Далеко не всегда это упражнение удается с первого раза, группо- вое обсуждение результатов и допущенных неточностей или проблем, позволит при повторном выполнении добиться желаемого результата. Упражнение 3б. Другой вариант упражнения, который приводит к состоянию «здесь и теперь», состоит в том. чтобы представить перед собой текущее мгновение и мысленно войти в него. Необходимо уло- вить те мысли и образы, которые символизируют эмоциональные пре- пятствия к тому, чтобы быть все время в текущем мгновении. Потом следует найти такие действия или слова, с помощью который можно преодолеть препятствия. 5.6.4 Упражнение 4. «Отпуститьстрадания» Психологические страдания (мы не касаемся страданий физиче- ских, кроме тех, причина которых коренится в психологических ошиб- ках индивидуума) зачем-то нужны человеку. Часто страдания являются самоцелью и считаются ценностью, отказываясь от страданий, человек как бы признается в бессмысленности своей жизни. Жить радостно и спокойно – это как-то мелко и скучно. Вечно борясь с нескончаемыми трудностями, человек всегда знает, что ему следует делать. Он не стал- кивается с бесконечностью времени и мира, забывает о смерти, о своей малости и краткосрочности жизни. Но на самом деле, отказ от страда- ний приводит к новым возможностям, открывает новые ресурсы энер- гии и развития. Страдая, мы стоим в одной и той же точке. Страдания только в том случае приближают к Богу, если они преодолеваются, если проблема решается. Но мы учимся страдать с детства. Во многом этому учит нас об- щественное мнение, которое ценит подвиги, в основном происходящие из-за чужой глупости, которое считает большим достоинством страда- ние, а не разумное созидание. Как говорил Черчиль: «Великий русский народ сначала создает себе великие трудности, а затем с великим муже- ством их преодолевает». На самом деле страдание происходит только 142 при разрушении чего-то, что вполне жизнеспособно, потому оно и бо- лит. Но мы это делаем ради каких-то воображаемых целей, которые все равно не могут быть достигнуты или не окупают прежних страданий. Поэтому в данном упражнении предлагается просто отпустить свои страдания и рассмотреть все психологические препятствия, которые этому мешают. Инструкция. Представьте перед собой свои страдания. Не людей или обстоятельства, с которыми они связаны, а сами чувства. На что по- хож образ страданий? Поговорите с ними, узнайте, зачем они вам нуж- ны? Мягко отпустите свои страдания и проследите, как их образ посте- пенно тает и исчезает? Мешает ли что-то тому, чтобы их отпустить? Что вы чувствуете, если это удалось? Пусть на то место в вашей душе, кото- рое занимали страдания, придет нормальное, здоровое чувство. Какой образ ему соответствует? Как вы себя чувствуете теперь? Время упраж- нения 5-10 минут. Результаты упражнения мы обсудим после его вы- полнения. Групповая дискуссия может выявить массу интересных фактов, показывающих суть и структуру психологических проблем. 5.6.5 Упражнение 5. «Свободноеплавание» Значительную роль в судьбах людей играют сценарии жизни, которые те сочиняют для себя еще в детстве под воздействием обстоятельств и роди- тельских предписаний. Эта тема подробно рассматривается в теории тран- сактного анализа Э.Берна. К выявлению неосознаваемых сценариев можно подойти и с помощью приемов ЭОТ. Инструкция. Представьте, что вы корабль, плывущий куда-то по мо- рю. Какой вы корабль? Какое море? С какой целью вы плывете? Плывите свободно, куда вам хочется. С какими трудностями вы встречаетесь по пути, или их нет? Что еще происходит с кораблем? В какой пункт назначения вы приплыли? Что происходит дальше? Как долго это продолжается и чем за- канчивается ваше путешествие? Что вы поняли про себя, с какими тупиками встретились? Просмотрите историю про корабль, а потом мы обсудим ре- зультаты. Время упражнения 5-10 минут. Пример |