Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие
Скачать 0.98 Mb.
|
Антропологический признак – любая особенность, имеющая конкретное состояние (вариант), по которому обнаруживается сходство или различие между индивидами, т. е. любая характери- ГЛОССАРИЙ 110 стика, несущая информацию о биологических особенностях чело- века. Более строгое определение: антропологический признак – это конкретное выражение любого биологического свойства человече- ского организма, которое может принимать разную выраженность у разных индивидов, а также может быть точно измерено или опи- сано. Существуют признаки с непрерывным характером вариации; порядковые; дискретно варьирующие (или номинальные) призна- ки. Классическими антропологическими признаками считаются измерительные и описательные соматические (определяются на живом человеке) и скелетные (определяются на черепе и костях ске- лета) морфологические показатели. Антропология (антропологическая наука) – в широком пони- мании область знания, предметом исследования которой является человек. В настоящее время установилось неоднозначное пони- мание содержания антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественно-научных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологиче- ское разнообразие человека. Собственно биологическая антропо- логия занимается исследованием исторических и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека (антропо- логических признаков). Антропология географическая – один из общих разделов фи- зической (биологической) антропологии, занимающийся изучени- ем географической изменчивости биологических признаков чело- века и комплексов этих признаков. Исследуется географическая изменчивость биологии человека. Антропология историческая – один из общих разделов фи- зической (биологической) антропологии, исследующий преиму- щественно историю возникновения современного человека и сло- жения его биологических вариантов (антропологических типов, комплексов антропологических признаков). Исследуется историче- ская динамика изменчивости биологии человека. Антропология культурная (социальная), этнология – область социально-научного познания, связанная с изучением содержания совместной жизни людей с точки зрения обусловленности их вза- имодействий и коммуникаций, порождения артефактов и обмена ими в этих процессах. Первоначально относилась к бесписьменным 111 обществам и макроисторическим реконструкциям; в настоящее время используется при изучении современной социокультурной жизни, и в этом контексте происходит ее сближение с социологией. Антропология психологическая – область антропологии, в рамках которой изучается, каким образом индивидуум приобре- тает культурные навыки, культурную компетентность, и как про- исходит обмен культурной информацией в процессах социального взаимодействия. Поскольку психологическая антропология связана с исследованием специфики именно человеческих взаимодействий и коммуникаций, она объединяет элементы биологии, психологии, психиатрии, социологии, лингвистики, а также этологии. На этой базе осуществляется как отбор, так и интерпретация данных. Антропология экологическая – направление постэволюцио- низма, для которого характерно комплексное, системное изучение механизмов, структур, результатов и последствий взаимодействий людей с их природным и искусственным окружением, закономер- ных связей между физическими и социокультурными переменны- ми. Основное внимание в исследованиях уделяется адаптационным механизмам в отношениях людей с окружением; энергетическому обмену между обществом и средой; сравнительно-культурному анализу эволюционных универсалий. Асоциальное поведение – поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе. Ассимиляция – тип этнических процессов, представляющих со- бой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может происходить как естественным, так и насильственным путем. Артефакт (искусственный объект) – искусственные еди- ницы, создаваемые людьми в процессах взаимодействия и комму- никации для целей социокультурной адаптации (удовлетворения потребностей, интересов, запросов; установления и поддержания отношений с окружением; формирования и изменения жизнен- ной среды). Артефакты можно разделить на следующие категории: вещи, идеи и образы, технологии, нормативные образования, цен- ностные критерии. Биологическая (физическая) антропология – комплексная естественно-научная дисциплина, использующая биологические 112 методы для исследования разнообразия человека современного вида и его эволюционных предшественников. Предметом изучения биологической антропологии является многообразие биологиче- ских признаков человека (изменчивость) во времени и простран- стве. Отсюда два наиболее общих раздела науки: историческая и географическая антропология. Исторически сложилось более кон- кретное подразделение биологической антропологии на ряд на- правлений исследования: антропогенез; расоведение и этническая антропология; собственно морфология; изучение биохимического полиморфизма человека и экологическая антропология. Биологическая изменчивость – фундаментальное понятие любой феноменологической биологической дисциплины. В зависи- мости от контекста под этим понимается: 1) мера относительного сходства между объектами исследования (индивидами, группа- ми индивидов, популяциями и т. п.) по отдельным биологическим признакам или комплексам таких признаков; 2) синоним понятия «биологическое многообразие», вариабельность или полиморфизм в широком смысле слова. Понятие изменчивости используется как общий критерий построения любой объективной системы отноше- ний биологических объектов. Биологический вид – совокупность особей (индивидов), об- ладающих общими биологическими признаками, способностью к скрещиванию и производству плодовитого потомства, формиру- ющих популяционную систему, которая имеет общий ареал и об- щую эволюционную судьбу. Биологический возраст – интегральная характеристика состо- яния организма, отражающая степень его биологической зрелости и соответствие средним групповым характеристикам. Биологиче- ский возраст индивида может заметно отличаться от возраста па- спортного как в сторону опережения (акселерация), так и отстава- ния (ретардация). Вариабельность (изменчивость) в антропологии – наблюда- емое разнообразие проявления какого-либо антропологического признака или свойства в популяциях человека и его объединениях. Вариабельность обусловлена различиями в условиях окружающей среды и генетическими отличиями. Выделяют индивидуальную, внутригрупповую и межгрупповую вариабельность. 113 Вариация культурная – тип изменчивости культурных фено- менов, не затрагивающий основных, принятых в обществе, прин- ципов формообразования, предусматриваемых такими организа- ционными началами, как художественный стиль, познавательная парадигма. Взаимность (взаимодополнительность) – отношения между сторонами взаимодействия, при которой права одной из них со- ставляют обязанности другой. Взаимодействие социальное – объединение усилий, обмен действиями, специально организованные для изменений в физиче- ском или социальном окружении. Взаимоотношения – позиционно-психологические взаимос- вязи (контакты) между людьми. По источнику возникновения и проявлению различаются статусные взаимоотношения (позицион- но-ролевые, диспозиционные) и поведенческие (зависящие от пси- хологии людей, вступивших во взаимоотношения). Волны (циклы) социокультурные – представления о волноо- бразных (повторяющихся или обратимых) процессах в исследова- ниях общества и культуры можно разделить на два типа. Во-пер- вых, гуманитарные, где под циклом подразумевается констатация того, что определенные крупномасштабные социокультурные еди- ницы имеют фиксированную последовательность стадий или со- стояний без указания на время или обязательность их повторения. Во-вторых, социально-научные, где волнообразная форма приме- няется для описания смены общих подъемов и спадов, ускорений и замедлений, упрощений и усложнений значений определенных переменных, составляющих социальную систему. Воспроизводство населения – постоянное обновление народо- населения в результате процессов рождаемости и смертности, а для отдельных регионов – и миграции. В более узком понимании – воз- обновление поколений людей (сменяемость поколений) в результа- те рождений и смертей. Выделяются суженное, простое и расши- ренное воспроизводство населения. Вынужденная миграция – переселение людей как за пределы той или иной страны, так и внутри нее, обусловленное причина- ми (политическими, национальными, расовыми, военными, эко- логическими), ставящими под угрозу человеческую жизнь и тре- бующими быстрого решения о миграции. В рамках вынужденной 114 миграции выделяют беженцев, перемещенных лиц (вынужденных переселенцев, депортированных), экологических беженцев, лиц, ищущих политического убежища. Вынужденный переселенец – лицо, вынужденное под угрозой жизни покинуть постоянное место жительства в пределах стра- ны. Этот термин, введенный законодательством РФ, соответствует международному понятию «перемещенное лицо». Генотип – наследственная информация, закодированная в ге- нах – сложных молекулах, находящихся в клетках организма. Суще- ствует несколько оттенков смысла термина: 1) генотип как генети- ческая структура организма по одному или нескольким изучаемым генным локусам; 2) генотип как совокупность всех генов организма. Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Гетерогенность – неоднородность этноса по составу населения. Глобальный эволюционизм – направление философской мыс- ли, рассматривающее развитие живой и неживой природы в еди- ном эволюционном процессе; человек в таких построениях высту- пает обычно в качестве венца эволюции. Гомеостатический этнос – этнос, находящийся в состоянии равновесия с природой, относящийся к ней бережно. Гомогенность – однородность этноса по составу населения. Группа – совокупность людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Движение народонаселения – изменение количественных и ка- чественных характеристик народонаселения; выделяют три вида: естественное, миграционное и социальное. Девиация (социальная) – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необхо- димости лечения человека, исправления или наказания нарушителя. Дезадаптация – нарушение процессов и состояния челове- ка, отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой де- ятельности. Действие социальное – форма или способ разрешения соци- альных проблем и противоречий. Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и других социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. 115 Демографическая статистика – совокупность данных о де- мографических процессах и динамике изменения численности на- селения, а также статистические методы, используемые для анализа этих данных. Демографический взрыв – быстрый рост численности мирово- го населения, обусловленный сохранением относительно высокой рождаемости и резким снижением смертности. Действие – элементарная единица активности, представленная через цели, средства и условия. В рамках функционализма ее целе- сообразно рассматривать в качестве производной типичных ситуа- ций социального взаимодействия. Децентрирование – представление о множественности куль- турных порядков в обществе, не имеющих иерархической соподчи- ненности, рассматриваемых как равнозначные. Деятельность – систематическим образом организованная активность, направленная на выполнение определенной функции, получение заранее известного результата; процесс, составляемый из соединения последовательных действий. Динамика социокультурная – категория, обозначающая со- вокупность разнородных изменений и процессов, происходящих в обществе и культуре с выделением их тенденций и движущих сил. Динамический этнос – этнос, развивающийся за счет покоре- ния и разрушения природы. Дистанция межличностная – мера интенсивности контактов участников в процессах взаимодействия и коммуникации. Опреде- ляется взаимосвязью измерений индивидуальности (коллективно- сти и доступности) и недоступности. Она контролируется механиз- мами регулирования приватности, межличностного пространства и тактильных контактов. Дифференциация социокультурная – понятие, которое в ста- тическом смысле означает внутреннюю расчлененность социаль- ной системы, а в динамическом – процесс формирования в рамках системы новых структурных и функциональных единиц. Диффузия культурная – распространение культурных черт от одной культуры к другой путем добровольного заимствования или принуждения. Дополнительность – отношения между сторонами взаимо- действия, при которых каждая имеет свои права и обязанности. 116 Естественное движение населения – совокупность рождений и смертей, браков и разводов, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. Жизненное пространство – минимальный территориальный объем, позволяющий народу реализовать свои исторические и по- литические стремления. Знак – конвенционально принятый артефакт, используемый в качестве заместителя реального объекта: модель, обозначающая его функциональные характеристики, репрезентирующая этот объект и задающая программу действий и поведения его истолкованию. Согласно Ч. Моррису, знак следует рассматривать в трех аспектах: прагматика (отношение знака к интерпретатору), семантика (отно- шение знака к обозначаемому), синтактика (формальные отноше- ния знаков между собой). Игра – в социобиологическом смысле особая форма поведения, включающая в себя движения, значимые для других форм поведе- ния (агрессия, перемещения, секс и т. д.), но не вызывающая у на- блюдателя впечатления, что действия совершаются «всерьез» и для действительной реализации соответствующих базовых функций. Идеал – образ желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности. Идентичность – представление индивида о себе и представ- ление о нем других, определяющее его самоидентичность в различ- ных социокультурных ситуациях и группах. Идентификация – перенесение личностных качеств другого человека на себя, стремление актуализировать в своей личности те же качества, которыми обладает выбранный образец. Изменения эволюционные – изменения, обуславливающие эво- люционную форму исторического процесса. Их можно разделить на два основных типа: 1) вариации, под которыми понимается тип ди- намических процессов, не выходящих за границы установившихся параметров системы и не меняющих их конфигурации; 2) структур- ные изменения, предполагающие смену конфигурации параметров или порождение новых переменных, определяющих установившие- ся связи социокультурной системы с окружением. Иммиграция – въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания и, как правило, получения ее граж- данства. 117 Индивид – человек как носитель индивидуально своеобразных черт, отдельный представитель человеческой общности. Индивидуализация – процесс становления личности путем от- бора информации, получаемой из окружающей среды, и производ- ства новых духовных ценностей, значимых для общества. Инкультурация – освоение индивидом традиционных спосо- бов мышления и действий, характерных для культуры, приобрете- ние навыков овладения своим телом и элементами непосредствен- ной жизненной среды. Продолжается всю жизнь. Институт социальный (культурный) – устойчивая соци- окультурная форма, с помощью которой люди включаются в со- циальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее. Каждая такая форма – институт – связывается с решением опреде- ленной социально-значимой задачи, удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Ин- ститут имеет структуру, т. е. упорядоченность функционирования, зафиксированную в нормах. Интеграция социокультурная – понятие, которое в статиче- ском смысле означает отношения между компонентами системы, построенные по принципу дополнительности или взаимодопол- нительности, а в динамическом – процесс объединения отдельных единиц в целостную систему. Интенсивность миграции – характеристика частоты мигра- ции в определенных территориально-демографических группах. Выражается правильной дробью, числитель которой – количество мигрантов (прибывших, выбывших или их сумма), а знаменатель – средняя численность за определенный период. Историческая память этноса – важнейший компонент ду- ховной культуры этноса, позволяющий поддерживать непрерыв- ность этнической эволюции, преемственность культуры этноса и передавать ее последующим поколениям. Каста – замкнутая группа людей, у которых сложились специ- фические традиции, нормы, поведение и стиль жизни. Когорта – совокупность людей, у которых в один и тот же пе- риод времени произошло определенное демографическое событие. Колониализм – политическое, экономическое и духовное пора- бощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономи- ческом отношении. 118 Коммуникация – обмен информацией, значимой для контроля над изменениями социального взаимодействия или обсуждения на символическом уровне возможных направлений активности, свя- занных с изменением, сохранением или компенсацией действия значимых ситуативных факторов. Контекст культурный – по отношению к событию или факту определяется совокупностью условий их реализации (институци- ональных, ролевых, ценностных, когнитивных), с одной стороны, и совокупностями выразительных средств, используемых людьми в этих обстоятельствах, с другой. Консолидация – упрочение, укрепление, сплачивание отдель- ных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели. Конфессиональный – связанный с определенным вероиспове- данием. Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие су- ществующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. Конфликт – острое столкновение противоположно направ- ленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонен- тов или субъектов взаимодействия, характерное сильными эмоци- ональными переживаниями и элементами агрессивного поведения. Коренной этнос – аборигенный народ, ведущий племенной об- раз жизни. Коэффициент прироста населения – отношение общего при- роста населения в течение года к среднему населению. Коэффициент рождаемости – отношение количества детей, родившихся живыми в течение календарного года, к средней чис- ленности населения за этот год. Коэффициент чистой миграции – отношение чистой мигра- ции как разности между количеством иммигрантов и эмигрантов к средней численности населения данной страны или региона за ка- лендарный год. Коэффициент эмиграции – отношение количества эмигран- тов, покинувших страну, в течение года к средней численности на- селения этой страны за этот год. Ксенофобия – враждебное отношение к иностранцам и ко все- му чужому (языку, образу жизни, стилю мышления и т. п.). Культуризация – процесс усвоения индивидом ценностей и опыта других социумов и этносов. 119 Культура – категория, обозначающая содержание совмест- ной жизни людей, представляющая собой биологически не насле- дуемые, искусственные, созданные людьми объекты – артефакты, а также заученное поведение. Она относится к организованным со- вокупностям вещей, идей и образов; технологий их изготовления и освоения, оперирования ими; способов регулирования устойчивых связей между людьми; оценочных критериев, используемых в об- ществе. Это созданный самими людьми искусственный жизненный мир, среда существования и самореализации, источник регулиро- вания социального взаимодействия и коммуникации. «Культура и личность» – теоретическое направление психо- логической антропологии, которое связано с изучением корреля- ции между психическими и социокультурными закономерностями; процессов освоения культуры, формирования личности, отклоне- ний индивидуального поведения от норм и их коррекции. Культурная дистанция – степень близости или отдаленности культур. Культурный релятивизм – утверждение равноправия всех ти- пов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Летальность – отношение количества людей, умерших по ка- кой-либо причине (болезни, ранения и т. п.), к количеству людей выживших. Один из показателей качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений. Личность – конкретный человек, обладающий сознанием и другими психологическими качествами, характеризующими его как представителя современной человеческой цивилизации, члена общества, определенной группы, способного достойно жить и за- ниматься деятельностью среди людей, уважать, защищать и сози- дать социальные ценности. Магия – общее обозначение обрядов, в основании которых ле- жит вера в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и других людей; неразрывно связана с мифо- логией. Макродинамика социокультурная – уровень изучения социо- культурных изменений и процессов, соответствующий масштабам исторического времени, применяется к таким единицам изучения как панкультура (человеческая культура в целом) и цивилизация. 120 Маргинальность – модальность существования на периферии структурных образований, предполагающая немерное, неструкту- рированное пространство, состоящее из нецентрированных ризо- матичных множеств. Маятниковая миграция – ежедневные, иногда еженедельные, передвижения населения из одного населенного пункта страны в другой на работу или учебу и обратно. Межгрупповая дискриминация – установление различий меж- ду собственной и чужой группой, нередко приобретающее ярко вы- раженную оценочную окраску. Межэтническая коммуникация – обмен между двумя или бо- лее этническими общностями, материальными и духовными про- дуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различ- ных формах. Менталитет – относительно целостная совокупность мыс- лей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. Меньшинство этническое – группа людей той или иной этни- ческой принадлежности, существенно уступающая по своей чис- ленности окружающему ее иноэтническому населению. Миграция населения – движение людей через границы тех или иных территорий с целью постоянного устройства, относительно длительного или краткого пребывания на новом месте жительства либо приложения труда. Различают международную и внутреннюю миграцию населения. Микродинамика социокультурная – уровень изучения соци- окультурных процессов, сопоставимых по времени с продолжи- тельностью жизни одного – трех поколений, где прослеживаются их непосредственные сетевые связи; единицами изучения являются субкультуры, а также отдельные культурные черты и темы. Морфология (от греч. morphe – вид, форма) – учение о вариа- ции строения объекта, его формы и структуры в биологии. Анало- гичное специальное направление антропологии (собственно мор- фология) занято изучением вариации строения отдельных органов человеческого тела и их систем, возрастной изменчивости организ- ма человека, его физического развития и конституции. Морфология человека – специальный раздел антропологии, изучающий закономерности изменчивости формы и строения ор- 121 ганизма человека. Наибольшее число исследований посвящено изу- чению вариации строения тела, головы и лица. Направление научное – совокупность теорий, имеющих общие основания; предметную область изучения; принципы сбора, анали- за и интерпретации информации; границы применимости. Народ – субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны. Народность – этническая категория более высокого ранга, чем племя, но меньшего, чем нация. Чаще всего понимается как синоним народа. Для народности характерно наличие социальной структуры высокой сложности и (обычно) письменности, хотя то- тальное распространение последней не обязательно. Народность – этническая общность людей, исторически сле- дующая за племенем и предшествующая нации. Возникает в резуль- тате смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя и утверждения частно- собственнических отношений. Народонаселение – совокупность людей, проживающих и по- стоянно развивающихся на какой-либо территории или же на всей Земле. Этот термин, свойственный, по существу, только русскому языку, появился в России в 1806 г.; синоним «население». Натурализация – процесс вживания иммигранта в новое, ино- язычное окружение, освоение им новых форм общения, культуры, правил общежития. Национализм – идеология, общественная психология, поли- тика и общественная практика, сущностью которой являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебреже- ния и недоверия к другим нациям и народностям. Национальная идеология – теоретически оформленная систе- ма взглядов этнофора на национальные проблемы, национальные интересы, национальные ценности, вырабатываемая государством и обществом в лице социальных институтов. Национальная психология – стихийно возникающая совокуп- ность чувств, настроений, потребностей, реализуемых преимуще- ственно внутри этнической общности. Национальное самосознание – осознание индивидом принад- лежности к определенной нации как к социально-экономической и политической общности. 122 Национальность – этническая принадлежность человека, определяемая индивидом и окружающим его обществом. Нация – этническая категория более высокого ранга, чем на- род, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо поли- тическая категория (объединение). Нормы – правила, стандарты, ожидания, регулирующие пове- дение и отношения между людьми. Норма социокультурная – культурный механизм закрепления и контроля в отношении реализации определенных функций, значи- мых с точки зрения удовлетворения жизненно важных нужд людей или поддержании совместности их существования. Норма налага- ет ограничения на желания и претензии людей, делая их социально приемлемыми. Границы налагаются представлениями о требовани- ях и запросах, допускаемом и недопустимом, одобряемом и порица- емом поведении. Однако в рамках между одобрениями и порицани- ями находится область свободного индивидуального выбора. Область культуры специализированная – культурная еди- ница микродинамики культуры, характеризующаяся особым куль- турным кодом, социетальным уровнем институционализации, необходимостью специальной подготовки и профессиональной де- ятельности. Обучение – в социобиологическом смысле освоение и исполь- зование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нель- зя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией. Обучение принято подразделять на следующие виды: кратковременное и долговременное запоминание, классическая и инструментальная обусловленность, развитие способностей. Общество – результат распада общинных образований. В от- личие от общины, принципиально делимо на атомарных членов (индивидов), регулируется традицией. Объективная этнопсихологическая маргинальность – усво- ение ценностей, норм и идеалов разных культур, не вызывающее у человека ощущения кризиса личности. Обычай – воспринятая из прошлого форма поведения и от- ношений, которая воспроизводится в обществе (общественные 123 обычаи) или социальной группе (групповые обычаи) и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, произ- водственные навыки и т. д.). По мнению Г. Тарда, обычай состоит в подражании «своему и древнему», в то время как мода – подража- ние «новому и чужому». Онтогенез – развитие индивида от рождения до конца жизни. Организация социальная – совокупность функциональных связей между элементами социальной системы, определяющая их соподчиненность, контроль над эффективностью взаимодействий и коммуникаций между ними, обеспечивающая достижение опре- деленной цели, решение определенной задачи. Организация социальная – упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели. Палеонтология – наука, изучающая историю органического мира по ископаемым остаткам. Парадигма взаимодействия – совокупность оснований, опре- деляющая форму, стратегию, тактику взаимодействия, а также обу- славливающая их факторы и механизмы. К ним относятся: норма- тивные ориентации участников по отношению друг к другу; общие намерения относительно целей взаимодействия; ожидания участ- ников по отношению друг к другу и результатам взаимодействия; особенности организации информационного обмена. Выделяется три фундаментальных парадигмы взаимодействия: консолидация, конфликт, переговоры. Парадигма научно-познавательная – устойчивый набор ос- нований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих научный способ позна- ния от всех остальных. Персонификация – перенесение своего «я», своих личностных качеств на другого человека в процессе сравнения себя с ним. Племя – исторический тип этноса, внутренняя структура ко- торого создается по принципу кровного родства; имеет небольшую численность, что вызвано слабым развитием производительных сил; не имеет общего языка и постоянной территории. Племя – этническая общность низшего порядка, объединяемая родственными отношениями, единым хозяйством и (обычно) од- ним языком. 124 Плотность населения – соотношение численности населения и размеров территории, на которой оно проживает. Поколение – совокупность людей, родившихся в один и тот же период, находящихся в любой момент в равном или почти равном возрасте. Полигамия – многобрачие (многоженство или многомуже- ство); чаще употребляется в значении многоженства. Позиция социальная – общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда и социальной стратификации. Полиморфизм – явление, при котором в пределах одной попу- ляции существует одновременно несколько форм, различающихся по каким либо биологическим критериям. Полиморфизм в антропологии – явление, при котором в преде- лах одной популяции человека существует одновременно несколько форм, различающихся по морфологическим, биохимическим или антропогенетическим критериям. Полиморфизм человека обуслов- лен ходом его естественной эволюции и истории; он заключается в том, что на фоне непрерывной изменчивости отдельных призна- ков можно найти их комплексы – устойчивые варианты сочетания, встречающиеся наиболее часто. Популяция – совокупность особей одного вида, в определен- ной степени изолированная от других аналогичных совокупностей, характеризующихся общностью происхождения, местом обитания (ареал) и образующих целостную генетическую систему (общий ге- нофонд). Большинство популяций имеет сложную иерархическую структуру, разделяясь на ряд более мелких единиц (локальных попу- ляций и демов), и входя в более крупные популяционные системы. Основные критерии популяции: единство местообитания (ареал); единство происхождения; относительная изолированность группы от других групп; отсутствие значительных внутрипопуляционных барьеров; возможность поддержания численности, достаточной для самовоспроизведения группы. Существуют несколько десятков иных определений; согласно самому короткому из них, популяция представляет собой группу организмов, принадлежащих к одному виду и занимающих в данный момент времени определенное место в пространстве. 125 Порядок социокультурный – порядок, который, что задается людьми в вещах и ситуациях как их внутренний закон, как скрытая сеть отношений между ними и человеком, как ее устойчивое струк- турное выражение, представленное в символической форме. Постмодерн – интернациональное стилистическое направле- ние в культуре, знаменующее исчерпанность эвристических воз- можностей и разрушение предыдущей культурной, в том числе познавательной, парадигмы. Сложилось на принципах модерниз- ма, структурализма, авангарда. Его характеризует исключительное внимание к движению, неопределенности, переходности. Потребность – динамическая форма связи человека с окру- жением, характеризуемая дефицитом жизненно важных ресурсов, которые можно пополнить за счет либо активизации внутренних резервов, либо обращения к внешним источникам. Служит побу- ждением к активности. Представление – единица в описании отношений человека с окружением, занимающая промежуточное положение между пе- реживанием и символом, презентирующая связи между реально- стью и символом, между обозначаемым и обозначающим; иногда представления отождествляются с образами и внутренними кон- цептами. Представления работают как механизмы идентификации и оценки переживаний и внешних воздействий с точки зрения их индивидуальной и социальной значимости. Приматы (отряд Primates) – обширная группа видов млекопи- тающих (отряд), к которой относятся современный человек и его эволюционные предшественники; в просторечии обезьяны. Наибо- лее характерные черты приматов, сыгравшие большую роль в ста- новлении человека: сравнительно развитый головной мозг, цветное стереоскопическое (объемное) зрение, хватательная способность конечностей, тенденция к всеядности. В целом приматы удиви- тельным образом сочетают примитивные и специализированные признаки, что позволяет им весьма успешно приспосабливаться к самым разнообразным условиям жизни. Психический склад этноса – специфический способ восприя- тия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Психологическая культура – совокупность имеющихся у ин- дивида, группы или этноса представлений о психике; используемые формы регулирования и развития психики. 126 Психологическая культура этноса – характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирования и развития психики. Раса – группа популяций, схожих по комплексу наследственных биологических признаков, связанных в процессе своего возникно- вения с определенным географическим ареалом и естественной средой. Раса – система популяций, обладающих достаточным фено- типическим и генетическим сходством, позволяющим отличить их от других подобных систем. Расы – открытые генетические систе- мы, в результате обмена генами между которыми могут возникать смешанные популяции. В систематике (особенно в зоологической) расы чаще всего приравниваются к подвидам или таксонам более низкого ранга; принципиально отличается от этноса биологически- ми критериями отличия, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается частичное совпадение расовых и этнических групп. Расизм – мировоззрение, согласно которому представители разных рас неравноценны по психическим, интеллектуальным, фи- зическим и(или) прочим существенным признакам. Расисты выде- ляют высшие и низшие расы. Антропология доказала несостоятель- ность расистских «теорий» еще в XIX в., однако они продолжают существовать. Расизм трудно победить, поскольку он, по-видимо- му, связан с врожденными психологическими системами распозна- вания свой – чужой, закрепляющимися в сознании в раннем дет- стве на основе образов, окружающих людей своей группы. Расизм – идеология и общественная психология, сущностью которой являются представления о биологическом превосходстве либо, наоборот, неполноценности тех или иных этносов. Расоведение – один из основных разделов антропологии, по- священный исследованию рас человека (классификация, происхож- дение, динамика расовых типов и др.). Расоведение изучает груп- пы людей современности или сравнительно недавнего прошлого (с момента Великих географических открытий), разделяющиеся на популяции, этносы, расы, народы и нации, отличия которых каче- ственные, а не количественные. Расселение населения – процесс распределения и перераспре- деления населения по территории. Включает в себя размещение на- селения, функциональные территориальные взаимосвязи населен- ных мест и миграции населения. 127 Регион культурно-исторический – социокультурная единица макродинамики культуры, характеризующаяся общностью черт, тем, паттернов, удерживающихся в историческом масштабе време- ни и на значительной территории проживания нескольких соответ- ствующих этносов. Общность объясняется процессом межкультур- ного обмена, культурной диффузией. Режим воспроизводства населения – совокупность конкрет- ных количественных характеристик процесса воспроизводства на- селения (рождаемость, смертность, соотношение мальчиков и де- вочек среди новорожденных), рассматриваемого в фиксированный период времени. Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих либо рождение, либо отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Репродуктивный возраст – возраст женщины, в котором она способна к деторождению, как правило, от 15 до 49 лет. Репродуктивный период – период жизни женщины, в течение которого она способна к деторождению. Ритуал – серия наследственно обусловленных и закрепленных в генотипе стандартных телодвижений, повторяющихся последова- тельностей, двигательных реакций, их формы и скорости в социоб- иологическом смысле. Это модели поведения, которые выполняют сигнальную коммуникативную функцию. В человеческом обществе ритуализация подразумевает превращение в символические цере- монии определенных социокультурных образцов, которые утрачи- вают свои первоначальные функции. Ритуал – форма социально санкционированного упорядочен- ного символического поведения, совокупность регулярно соверша- емых действий и их установленный порядок. Род – кровно-родственная группа людей, связанная единым происхождением по материнской или отцовской линии. Рождаемость – процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений представ- ляет собой одну из возможных форм реализации плодовитости. Роль социальная – совокупность функций, которые предписа- но выполнять индивиду, занимающему определенное место в соци- альной группе или организации. 128 Самоидентификация – социально-психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тож- дественности (единства всех членов на основе каких-либо призна- ков), а индивидом – своей принадлежности к определенной группе. Семья – группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет. Символ – объект, стереотип поведения, слово, указывающие на некоторую значимую для людей область реальности (природную, социальную, психическую) представленную собственными при- знаками. Символы указывают на существование культурных по- рядков, т. е. специально выделенных организованных культурных форм, объединяющих условия, процессы и оценки соответствую- щих этим формам действий и взаимодействий. Символы порожда- ются и существуют в процессах взаимодействия и коммуникации как культурные единицы, ставшие одновременно указанием и яв- лением. Они обнаруживают себя как культурный феномен, лишь выражая свою связь, свое отношение с обозначаемым порядком. Система социальная – аналитический объект, представляю- щий собой совокупность функций, организованную в устойчивую целеориентированную целостность. Система определяется такими параметрами, как границы, входы-выходы, составляющие элемен- ты, структура связей между ними, содержание процессов обмена между элементами и способы преобразования входов в выходы. Слой (страта) социокультурный – социокультурная единица, характеризующая объединение людей, сходных по социальному по- ложению, образу, качеству, стилю жизни, объединенных социаль- но-сетевыми связями. Смертность – процесс вымирания поколения, складываю- щийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах. Смысл – контекстуальная окрашенность значения определен- ного знака; роль, функция значения в конституировании содержа- ния сообщения. Социализация – освоение людьми элементов социокультурно- го окружения (социального и культурного пространства и време- ни, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимо- действия, коммуникации, символических структур, нормативных образований); продолжается всю жизнь. 129 Социальность – врожденное свойство животных, в т. ч. и че- ловека, находиться в отношениях взаимодействия и коммуникации с представителями своего и других видов, базирующееся на фундамен- тальных метаболических связях организма со средой существования. Социальная дистанция – степень близости или отдаленности социальных либо этнических общностей, групп, отдельных людей. Социальная установка – состояние психики, характеризую- щееся готовностью человека реагировать определенным образом на то, что связано с актуальной для него потребностью и ситуацией. Социальная экспансивность – степень выраженности и окра- шенности социальных чувств по отношению к другому этносу. Социально-стратификационная дистанция – степень близо- сти или отдаленности классов, социальных групп, слоев в обществе. Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения. Социальный стереотип – схематизированный, упрощенный образ какого-либо явления социальной действительности, фикси- рующий лишь некоторые, иногда несущественные, черты. Социобиология – область социально-научного познания, свя- занная с изучением биологической обусловленности социальных и символических форм существования популяций животных. Социум – большая группа людей, объединенных на осно- ве общности территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нормы) к различным сторонам жизни. Средний возраст – характеристика возрастной структуры на- селения – вычисляется как среднее арифметическое значение воз- растов всех людей в данном населении или поколении. Средняя продолжительность предстоящей жизни при ро- ждении – количество лет, которое в среднем предстоит прожить представителю поколения. Стабильное население – теоретическая модель населения с не- изменными во времени возрастными интенсивностями рождаемо- сти, смертности и возрастной структурой. Старение населения – увеличение доли пожилых и старых лю- дей (60 лет и старше) в общей численности населения. Статус социальный – социальная позиция индивида, оце- ниваемая с точки зрения характерных для нее объемов власти и авторитета. 130 Стереотип – схематизированная модель, программа поведе- ния; упрощенный образ какого-либо явления, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные, черты. Стереотип социальный – устойчивое, принимаемое без до- казательств представление о какой-либо категории людей, форми- рующееся благодаря типологизации в соответствии с индивидуа- лизирующими элементами (раса, этническая и конфессиональная принадлежность, возраст, пол). Они складываются в процессах ком- муникации в качестве символических обобщений и становятся со- циальными, когда разделяются большинством членов сообщества. Стиль речи – метасообщение, определяющее контекст, в ко- тором следует принимать и интерпретировать вербальное сообще- ние. Он несет в себе тональную окраску сообщения и выражается через оттенки выразительности, в том числе невербальной, через последовательность разработки темы в дискурсивном процессе. Стратификация – расслоение животной популяции, разделе- ние ее на группы, под которыми понимаются любые совокупности особей, непосредственно взаимодействующих друг с другом. Груп- пы обусловлены распределением популяции по признакам пола, возраста, функциональных ролей, характеристик поведения. Груп- пы могут быть различными по количеству особей, длительности существования, структурной сложности, интенсивности контактов и т. д. Стратификация имеет физическое, пространственное вопло- щение и является неотъемлемым свойством животной популяции. У людей социальная стратификация определяется расслоением об- щества по признакам социальных позиций и статусов, характеризу- ющим сходства и различия в образе, качестве, стиле жизни. Члены групп, составляющих социальные слои, связаны сетевыми межлич- ностными отношениями. Структура социальная – категория, обозначающая установ- ления отношений между людьми в процессе их совместной жизни. Согласно А. Радклиф – Брауну, это постоянно действующая органи- зация общественных отношений, определяемых и контролируемых с помощью институтов, т. е. социально установленных норм и пат- тернов поведения. Структурализм – направление в культурной антропологии, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотрением куль- 131 туры как организации представлений, знаний, упорядочения зна- ков, значений в символической форме. Оно сформировалось под влиянием идей структурной лингвистики, семантики. В его рамках осуществляется анализ семантических культурных порядков, зна- ковых и символических систем как на специализированном, так и на обыденном уровнях культуры. Структурный функционализм – теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, относящееся к изучению социокультурных систем. Основывается на допущениях о реаль- ности, целостности, единстве таких систем. Каждая из них рассма- тривается в концептуальном пространстве, определяемом четырь- мя измерениями: биологическим, психологическим, социальным, культурным. Предполагается, что все компоненты системы нахо- дятся в отношениях взаимозависимости, взаимоподдержания, вза- имообмена услугами и вознаграждениями. Этому отвечает концеп- ция функции: решение задач, связанных с поддержанием системы как целого. Структурный функционализм предназначен для уста- новления фундаментальной соотнесенности условий и процессов совместной жизни людей в ее социальном качестве. Этому отвечает понятие структуры, т. е. институциональных способов объяснения и механизмов поддержания взаимодействий и коммуникаций со- циокультурных групп, составляющих общество. Сублимация – в психоанализе З. Фрейда один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации кон- фликта путем трансформации инстинктивных форм психики в бо- лее приемлемы для индивида и общества. Суицид – умышленное лишение себя жизни, акт самоубийства. |