Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендуемая литература

  • 10. ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

  • Индивидуаль- ный возраст

  • 10.2. Возраст, общество, культура

  • 10.3. Основные принципы возраста Наука выделяет два типа возраста.Абсолютный возраст

  • Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеАнтропология учебное пособие
    АнкорСоциальна антропология
    Дата17.06.2022
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСоциальная антропология_Луговая.pdf
    ТипУчебное пособие
    #600381
    страница10 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Контрольные вопросы
    1. Опишите структуру жизненной среды человека.
    2. Перечислите причины угрозы экологического кризиса в мире.
    3. Опишите задачи природоохранной функции государства.
    4. Почему люди стремятся экономить свое время?
    Рекомендуемая литература
    Основная
    1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010.
    2. Атватер И., Даффи К. Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    3. Библер В. C. На гранях логики культуры. – М.: Директ-Медиа,
    2013.
    4. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. №№ 1, 2.
    5. Галицкий В. И. Современное мировоззрение или философия реальности. – М.: Директ-Медиа, 2014.
    Дополнительная
    1. Ивин А. А. Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека. – М.: Директ-Медиа, 2012.
    2. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. –
    М.: Академический проект, 2003.
    3. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебник. – М.: Дашков и Ко,
    2012.
    4. Мархоцкий Я. Л. Валеология: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010.
    5. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. – М.:
    Институт психологии РАН, 2010.

    91 6. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010.
    7. Павловская О. А., Старостенко В. В., Владыковская Л. Н. Ду- ховно-нравственные ценности в формировании современного че- ловека. – Минск: Белорусская наука, 2011.
    8. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo
    Sapiens’а до Homo Cyberus’а. – М.: Прометей, 2012.
    9. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. –
    Минск: Белорусская наука, 2012.
    10. Тормасов Л. Л. Типологические особенности личности в профессиональной среде. – М.: Лаборатория книги, 2010.
    11. Яннарас Х. Личность и Эрос. – М.: Директ-Медиа, 2013.

    92
    10.1. Возраст и индивид
    Переживания, связанные с возрастом, глубоко пронизывают эмоциональную сферу человека на протяжении всей своей жизни.
    В раннем возрасте ребенок сталкивается с завистью к детям, кото- рые старше него, и стремится подражать им в своем поведении.
    В подростковом периоде он сталкивается с периодом поло- вой зрелости и переживает глубокие психологические моменты, а в последствии определяются главные вехи его жизни: поступление в школу, призыв на военную службу, уход на пенсию и т. д. Разоча- ровавшись в тех или иных ценностях молодые люди решают обре- сти свободу в рамках молодежной тусовки. Здесь все осуждается старшими (одежда, прическа, язык). Но главное в такой среде – не- зависимость от авторитетов старшего поколения. Уйдя от своих старших родственников, молодые люди автоматически попадают под власть «системной матери». То же происходит и в армии, перво- начально выступает в качестве «молодого», «взрослея» в процессе прохождения службы. Женившись, молодой мужчина становится отцом. Перед ним стоит задача – содержание семьи.
    Обретя должный, соответствующий его возрасту статус, мо- лодой человек начинает осознавать, что лучшие годы позади, про- шлое ему кажется героическим, а люди и нравы, царившие тогда, лучше, чем теперь. Старость неизбежна: с возрастом связаны не только внутренние переживания. Возраст служит для нас важней- шим источником информации о других людях, прежде всего, о тех, с кем мы вступаем в социальные взаимодействия.
    В любой ситуации при общении с людьми человека интересует вопрос о возрасте собеседника. Мотивом подобных вопросов яв- ляется желание соотнести полученные сведения с теми представ- лениями, которые существуют в нашем сознании о возрастных ха- рактеристиках той или иной социальной роли. Эти представления, связаны с культурой, которая формирует устойчивые ментальные стереотипы относительно ценностей, присущих данному обществу.
    В современном обществе государство активно регулирует сфе- ры человеческой деятельности на основе возрастного принципа.
    10. ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ
    В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

    93
    В ряде случаев оно жестко приписывает возрастные границы соци- альным ролям (пребывание офицера в воинском звании или уход на пенсию). Государство нормирует школьный возраст, возраст призы- ва в армию, брачный возраст. При это уровень биологического или психологического развития человека может отставать (или опере- жать) от предписанной ему государством роли, которое ориентиру- ется в данном случае на паспортный возраст. Феномен возраста опре- деляет все сферы жизнедеятельности человека, т. к. в нем отражены все ипостаси человеческой сущности как био- и социокультурного существа. Причем каждая ипостась, с одной стороны, имеет свои де- терминанты возраста, с другой же, все они взаимосвязаны.
    Во-первых, возрастные переживания, свойственные современ- ному индивиду, о которых шла речь выше, обусловлены его био- логическим развитием, онтогенезом, в котором выделяются следу- ющие основные этапы: рождение, развитие, зрелость, инволюция и смерть. Этот путь проходит любой индивид как существо био- логическое, но для каждого характерна своя временная протяжен- ность этих периодов. В то же время на биологическое развитие как популяции в целом, так и на каждого конкретного индивида влия- ют социальные и культурные факторы. Физическая антропология стремится выработать универсальные критерии для измерения ста- дий индивидуального биологического развития (для определения биологического возраста), а также исследует влияние на него соци- альных и культурных факторов.
    Во-вторых, этапы биологической эволюции человека связаны с его психологическим развитием, становлением его эмоциональ- ных и интеллектуальных характеристик. С одной стороны, эта кор- реляция не вызывает сомнения у ученых, с другой, она не столь жесткая, как ранее было принято считать. Эти процессы могут про- текать с различной скоростью, в результате чего психологические свойства индивида зачастую отстают или, наоборот, опережают его биологические развитие. Эта асинхрония опять же во многом детер- минируется социальными и культурными факторами. Например, ребенок из семьи интеллектуалов имеет больше шансов опередить в умственном развитии своих сверстников, нежели ребенок из кре- стьянской семьи. Это проявляется на уровне не только отдельных индивидов, но и всех представителей общества. Так, люди одного

    94
    возраста в индустриальном и традиционном обществах обладают разными эмоциональными и интеллектуальными характеристика- ми. «Они рассуждают, как дети», – часто замечали антропологи от- носительно представителей изучаемых ими народов.
    В-третьих, в процессе жизненного пути индивида траекто- рии биологического и психологического развития пересекаются с фазами его социального развития. Биологическая эволюция че- ловека, начинающаяся рождением и заканчивающаяся смертью,
    – автономный процесс. В то же время с самых ранних стадий она насквозь пронизана социальными эмоциями. Например, пережива- ния ребенка по поводу отставания в половом созревании связаны с его социальным статусом в среде сверстников и возможностями обретения такового в будущем. Нарастание же инволюционных процессов сопровождается психологическими переживаниями, обусловленными невозможностью выполнения функций, предпи- санных теми или иными социальными ролями. И в дальнейшем психобиологическое развитие человека связано с его социальным прогрессом. Он не может стать главой семьи, не созрев для этого в биологическом смысле. Передвижение же индивида по «лестни- це» административно-государственной иерархии часто регламен- тируется государством в соответствии с возрастным принципом.
    В советской России, как известно, помимо того, что нормировались школьный возраст, возраст призыва на армейскую службу, брач- ный возраст, пенсионный возраст и т. д., практически все население страны с раннего детства через определенные интервалы времени
    (в определенном возрасте) проходило сквозь детско-юношеские общественно-политические организации (октябрятскую, пионер- скую, комсомольскую).
    В то же время социальное развитие человека может не совпа- дать с тем, которое предусматривается культурой каждого кон- кретного общества. Помимо социально-возрастного регулирова- ния, которое в современном обществе во многом осуществляется государством, каждый социум имеет свое культурное «возрастное расписание». Причем государственное «расписание» часто может не совпадать с «расписанием» культурным. Например, во многих современных афро-азиатских обществах брачный возраст устанав- ливается государством гораздо выше, нежели это характерно для их

    95
    традиционного уклада. Это может стимулировать конфликт в со- циально-возрастных ожиданиях индивида. Допустим, девушка, не вышедшая замуж в «свое время» (по принятым в данной культуре нормам), может ощущать себя неполноценным человеком, несмо- тря на то, что ее брачный возраст в соответствии с принятыми го- сударством нормами еще не наступил. Кроме того, в современном индустриальном обществе индивид в процессе жизни может ори- ентироваться на собственное возрастное «расписание» жизненного пути, определяемое его принадлежностью к той или иной субкуль- туре. Вероятно, что представления отпрыска крестьянина или ра- бочего о социально-возрастных ролях, которые он должен сыграть в своей жизни, будут существенно отличаться от тех, на которые ориентирован потомок представителя финансовой или политиче- ской элиты.
    Таким образом, индивидуальный возрастной процесс в совре- менном индустриальном обществе включает в себя биологическое, психологическое, социальное и культурное развитие. Все эти типы развития имеют свои собственные детерминанты. Однако все они взаимосвязаны. Возрастная идентификация современного члена общества находится на пересечении траекторий этих процессов, которые протекают с различной скоростью.
    Константной величиной является здесь хронологический воз- раст, исчисляемый в годах от момента рождения до момента изме- рения. Поэтому часто задаваемый вопрос «А сколько же тебе (ему) лет?» является желанием установить соотношение между различ- ными процессами развития человека как био- и социокультурно- го существа. Он возникает тогда, когда интересант испытывает за- труднения в идентификации возраста другого индивида. Поэтому он стремится выяснить его хронологический возраст, которому в культуре современного общества соответствует определенный
    «нормальный» уровень психобиологического или социокультурно- го развития. Примерные ответы таковы: «Ему уже 20, а он выглядит, как ребенок» или «Ему еще 50, а он уже совсем старик» (биологиче- ское развитие, фиксируемое на основании признаков, выделяемых визуально, ниже/выше нормального), «Ему 40, а ведет он себя как ребенок» или «Ему всего восемь, а рассуждает как старик» (психо- логический возраст в соотношении с «нормальным» для культу-

    96
    ры больше/меньше), «Ему уже около 40, а на службе он еще бегает в мальчиках» или «Ему еще 20, а он уже глава фирмы» (социальный возраст меньше/больше нормального).
    Каждая культура имеет свои эталоны «нормального» биоло- гического, социального и культурного развития индивида. Однако они также могут меняться под воздействием общественных пере- мен. Например, представления культуры о низком брачном воз- расте могут испытывать незначительное воздействие со стороны юридически установленного государством брачного возраста, но претерпевать сильные изменения в сторону его увеличения под влиянием вновь сложившихся в данном обществе социально-эко- номических условий.
    Представляется, что индивидуальный возрастной процесс мо- жет быть понят как онтогенез, который неотделим от социальных и культурных изменений, воздействующих на него. Индивидуаль-
    ный возраст
    , таким образом, есть взаимодействие биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социальной средах. Его изучение имеет важное значение для понима- ния индивидуального поведения.
    10.2. Возраст, общество, культура
    Возраст является важным аспектом не только для понимания индивидуального поведения, но для функционирования и развития общества в целом. Общество состоит из разновозрастных людей, поэтому в нем есть элементы возрастной стратификации. На ран- них этапах социогенеза роль возраста как структурообразующего фактора была высока. В современных индустриальных обществах этот фактор как бы отодвинут. Взаимоотношения людей определя- ются временными границами пребывания в рамках определенных институтов. Важную роль в процессе социального возрастного ре- гулирования играет государство.
    Положение различных возрастных слоев в конкретном об- ществе неодинаково. Оно зависит от уровня социально-экономи- ческого развития, режима функционирования и культуры. Для стадий раннего общества характерно доминирующее положение старших поколений. Это же свойственно обществам с низкой дина- микой социальных изменений (застойных обществ).

    97
    В индустриальных обществах возрастает роль молодежи, поскольку изменяются общественные реалии, к чему молодежь адаптируется гораздо быстрее. Роль молодежи могла возрастать и на ранних стадиях социогенеза, когда люди перестали верить в ма- гические силы вождя, и ему на смену приходил харизматический лидер, всегда опиравшийся на молодежь. Роль молодежи велика и в воинственных обществах. Неодинаковое положение различных возрастных групп опасно возникновением между ними социаль- ных конфликтов.
    В период революционных перемен в общественной жизни эти противоречия обостряются. В современной России дети и старики остались на «обочине» общественной жизни. Старики не в силах адаптироваться к переменам, дети же из-за деградации прежней си- стемы идеологических, моральных, этических ценностей оказались вне сферы интересов общества. А дети это будущее любого госу- дарства.
    Поколение сегодняшних детей со временем неизбежно войдет в социально-активный возраст. В каждом социуме сосуществуют различные возрастные поколения, с разным социальным поколен- ным возрастом. Не только социальная среда влияет на формиро- вание поколения, но и поколение может со временем существенно повлиять на эволюцию общества.
    Возрастная стратификация в любом обществе зависит от уров- ня его развития и опосредована культурой. От культуры зависит количество возрастов, которые выделяются в обществе.
    Общественные закономерности, связанные с появлением, функционированием и взаимодействием разновозрастных групп, могут быть поняты только при проведении культурного анализа.
    Возрастной процесс может быть понят только с точки зрения соци- окультурной.
    Возраст является важнейшим социокультурным фактором и на индивидуальном, и на системном уровнях. Поэтому в основу его изучения могут быть положены следующие принципы:
    1. Возраст может быть понят только как динамическая катего- рия. Возрастной процесс нельзя отделить от социальных, культур- ных и исторических изменений в обществе, так как люди рожда- ются, развиваются и стареют не в вакууме. Поэтому необходимо

    98
    изучать не только то, как возрастные когорты отличаются друг от друга, поскольку их становление и развитие происходило в разных социокультурных условиях, но и то, как само общество изменяется под влиянием этих когортных различий.
    2. Возраст может быть понят только с точки зрения его социо- культурной вариативности как в пределах одного общества, так и на кросскультурном уровне.
    3. Возраст может быть понят только в рамках анализа всего жизненного пути индивида, а не какой-либо его части. Люди не вхо- дят в возраст в какой-то особенный момент. Возрастной процесс начинается с рождения и заканчивается смертью. И в обществе люди всех возрастов взаимосвязаны между собой.
    4. Индивидуальный возрастной процесс всегда представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологи- ческого развития, которое происходит в изменяющейся социокуль- турной внешней среде.
    10.3. Основные принципы возраста
    Наука выделяет два типа возраста.
    Абсолютный возраст
    (календарный или хронологический) выражается количеством временных единиц (секунд, лет, тысяче- летий), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Существует и условный возраст или возраст развития.
    Он определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, и устанавливается на основании каких-то каче- ственно-количественных признаков.
    Жизненный цикл человека как био- и социокультурного суще- ства имеет различные траектории. В человеческом индивидууме в каждый конкретный момент времени сосуществуют несколько воз- растов:
    1. Биологический возраст, который определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистиче- ски средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Биологический возраст разде- ляется на скелетный, зубной, возраст полового созревания.
    2. Социальный возраст, который представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного

    99
    разделения труда и социальной структуры общества. Социальный возраст определяется путем соотнесения уровня социального раз- вития индивида, овладения им определенных социальных ролей с тем, что статистически нормально для его сверстников.
    3. Психический возраст, который определяется путем соотне- сения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестати- стически симптомокомплексом. В психическом возрасте выделяют и субъективно переживаемый возраст личности: возрастное само- сознание, зависящее от напряженности, событийной наполненно- сти жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализа- ции личности.
    Представления о жизненном пути человека рассматривается в связи со следующими принципами:
    1. Развитие является принципиально плюралистическим (как процесс и как результат); ни процесс, ни конечный результат раз- вития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же состоянию.
    2. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластич- ность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении жизни. Это значит, что развитие не ограничивается отдельным пе- риодом жизни, и пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано в другие периоды. Разные процессы раз- вития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и развитие в разных областях не обязательно име- ет сходные траектории или сходные принципы.
    3. Развитие разных людей протекает крайне неодинаково. Ме- жиндивидуальные различия могут включать биосоциальные про- цессы дифференциации, зависящие от половой, социально-классо- вой и иной принадлежности.
    4. Развитие в разных областях жизнедеятельности детерми- нируется множественными факторами, которые также могут быть взаимосвязаными; оно не сводится к одной-единственной системе влияний, например, биологии (развитие не является простым про- цессом созревания, развертывания чего-то заранее данного) или среды (развитие не является простым процессом воспитания и на- учения).

    100
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта