Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.5. Причины этнических конфликтов

  • Рекомендуемая литература

  • 7.1. Социализация и ее роль в становлении индивида

  • 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ИНДИВИДА

  • Социализация – это процесс становления индивида как чле- на общества, присвоение индивидом ценностей, норм и поведен- ческих стандартов данного общества, как социально-адаптиро

  • Источниками социализации личности

  • 7.2. Социально-психологические аспекты социализации

  • Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеАнтропология учебное пособие
    АнкорСоциальна антропология
    Дата17.06.2022
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСоциальная антропология_Луговая.pdf
    ТипУчебное пособие
    #600381
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
    Активное течение конфликта.
    Первая задача властей – оста- новить военные действия с целью добиться конструктивного реше- ния этнических проблем в будущем. Необходимые меры:
    – решительные заявления властей о нетерпимости насилия, сопровождаемые уверенными действиями армии и полиции. Под- жигатели и вершители этнического конфликта должны быть задер- жаны, арестованы и, по меньшей мере, удалены из зоны конфликта;

    60
    – недопущение раскола по этническому признаку в структурах, обеспечивающих порядок. Если это необходимо, то следует заме- нить их войсками, вводимыми извне;
    –контроль за средствами связи и объективностью средств мас- совой информации;
    – создание механизма прекращения огня и вступления в пере- говоры;
    – минимизация потерь и материального ущерба (отвод войск, создание нейтральных зон, международный статус «свободных го- родов» и т. д.):
    – предотвращение зверств и военных преступлений. Сбор дан- ных для судебных разбирательств должен быть гласным.
    Последствия конфликта.
    Любой конфликт рано или поздно заканчивается. Необходимо устранить реальные последствия кон- фликта и примирить вчерашних врагов. Для этого следует:
    – сделать общее заявление об уроне и необходимости воссоз- дать единое гражданское общество на новой основе, т. е. в условиях национального примирения;
    – придать восстановительному процессу этнически нейтраль- ный характер (освобождение заложников, предание земле погиб- ших должны происходить без выделения героев, жертвы войны должны получить компенсацию, беженцы должны вернуться домой при возможности); наладить медицинское обслуживание, особая забота должна быть проявлена о детях и женщинах, подвергшихся насилию; борьба против мародерства;
    – не допускать героизации террористов, не допускать их на ру- ководящие посты;
    – начать общественный диалог на тему позитивных реформ;
    – не драматизировать конфликт, ибо огромные страдания эт- носу, нации впоследствии принесет стремление к кровной мести.
    Особая роль в этом принадлежит школе и прессе. Для справедливо- го решения этих вопросов большое значение имеет своевременное расследование военных преступлений.
    Целью всех этих мер является возврат страны к исходной точке и строительство долгосрочных взаимовыгодных и мирных отношений между населяющими страну различными этническими группами.

    61
    6.5. Причины этнических конфликтов
    Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи кон- фликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого обще- ства вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим
    «межгрупповые конфликты», то на ум приходят революции, рели- гиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперниче- ство между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П. Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории челове- чества на четыре мирных года приходится один год, сопровожда- ющийся насильственными конфликтами (войнами, революциями, бунтами). Среди межгрупповых или социальных в широком смысле слова конфликтов обычно выделяют:
    – политические конфликты, когда борьба идет за власть, доми- нирование, влияние, авторитет;
    – социально-экономические или социальные в узком смысле слова – конфликты между трудом и капиталом, например между профсоюзами и работодателями;
    – этнические – конфликты по поводу прав и интересов этниче- ских общностей.
    Основные свойства этнических конфликтов роднят их с други- ми типами социальных конфликтов, так как в их основе лежит не- равномерное распределение между группами власти, могущества и ресурсов. На психологическом уровне любые конфликты проявля- ются в восприятии расхождения интересов (действительных или мнимых), что приводит к активизации социальной идентичности и сопровождающих ее групповых центристских атрибутивных процессов.
    Но необходимо учитывать, что особенности этнических кон- фликтов носят социокультурный характер из-за различий в язы- ке, религии, обычаях и особенностях ментальности вовлеченных в конфликт этнических общностей. Например, в основе многих по- добных конфликтов лежат разногласия по поводу использования языков и проведения языковой политики. Межэтническая напря- женность очень часто сопровождается напряженностью межкон- фессиональной. Этнические конфликты обостряются из-за предпо- чтения вовлеченными в конфликт сторонами разных способов их урегулирования: в одной культуре могут предпочитать избегание конфликтов, а в другой – прямую конфронтацию.

    62
    Можно согласиться с В. А. Тишковым, что в наши дни этни- ческих конфликтов в «чистом» виде фактически не существует.
    В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфлик- тами, которые создают питательную среду друг для друга. Неуди- вительно, что даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. Вероятно, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, поскольку «…в силу по- лиэтнического состава населения бывшего СССР и нынешних но- вых государств фактически любой внутренний конфликт, социаль- но-экономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет воз- никавшие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон» [28, с. 304].
    Существуют самые разные классификации этнических кон- фликтов. Когда берут за основу классификации территорию про- живания и наличие или отсутствие государственных или адми- нистративных границ, то выделяют следующие типы конфликтов: межгосударственные; региональные между этносами, разделен- ными административной границей в рамках единого государства; между центром и регионом; местные. По формам противодействия этнические конфликты можно разделить на насильственные и не- насильственные.
    При классификации по целям, которые ставят перед собой вов- леченные в конфликты стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:
    – социально-экономические, при которых выдвигаются требо- вания гражданского равноправия (от прав гражданства до равно- правного экономического положения);
    – культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций язы- ка и культуры этнической общности;
    – политические, если участвующие в них этнические меньшин- ства добиваются политических прав (от автономии местных орга- нов власти до полномасштабного конфедерализма);
    – территориальные, на основе требований изменения границ, присоединения к другому «родственному» с культурно-историче- ской точки зрения государству или создания нового независимого государства.

    63
    Следует учитывать, что в одном и том же конфликте вовлечен- ные в него стороны могут ставить перед собой сразу несколько за- дач, добиваясь и политических прав, и равноправного экономиче- ского положения, и повышения статуса языка и т. п.
    Социологи, политологи и этнологи, стремясь выделить кон- фликт из других близких феноменов, часто рассматривают его исключительно как реальную борьбу между группами, как стол- кновение несовместимых действий, например, давая определение этнического конфликта как любой формы гражданского, политиче- ского или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по призна- ку этнических различий.
    Итак, этнический конфликт – это любая конкуренция между
    группами – от реального противоборства за обладание ограни-
    ченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов;
    во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон
    противостоящая сторона определяется с точки зрения этниче-
    ской принадлежности ее членов.
    В психологии межэтнических отношений исследуются три ос- новные проблемы: как конфликты возникают, как протекают и как их можно урегулировать. Так как они изучаются разными науками, поисками их причин озабочены и социологи, и политологи, и пси- хологи. При социологическом подходе к объяснению причин кон- фликтов анализируется взаимосвязь социальной стратификации общества с этнической принадлежностью населения. При полито- логическом подходе одной из самых распространенных является трактовка роли элит, прежде всего интеллектуальных и политиче- ских, в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряжен- ности и эскалации ее до уровня открытого конфликта.
    Следует отметить, что почти все психологические концепции явно или не явно разделяют социальные причины межгрупповых конфликтов и причины социальной конкуренции и враждебности, проявляющиеся в действиях и/или представлениях. В качестве ос- новных причин можно выделить:
    1) социально-экономические – неравенство в уровне жизни, раз- личное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;
    2) культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этни- ческого меньшинства, использование его языка и культуры в обще- ственной жизни;

    64 3) этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и раз- личий в уровне естественного прироста населения;
    4) экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической груп- пы или государством, ассоциирующимся с другим народом;
    5) экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;
    6) исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства – подчинения и т. д.);
    7) конфессиональные – не только из-за принадлежности к раз- личным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне со- временной религиозности населения;
    8) культурные – от особенностей бытового поведения до спец- ифики политической культуры.
    Контрольные вопросы
    1. Как понимать термины: «этнос», «нация», «этнокультура»?
    2. Каковы ведущие факторы этнической самоидентификации?
    3. Каковы основные функции этнической культуры?
    4. Какие фазы этнического конфликта вы наблюдали?
    5. Каковы основные причины этнического конфликта?
    Рекомендуемая литература
    Основная
    1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010.
    2. Баринова Е. Б. Этнопсихология: учебное пособие. – М.: Рос- сийский университет дружбы народов, 2012.
    3. Библер В. C. На гранях логики культуры. – М.: Директ-Медиа,
    2013.
    4. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф. О. Ай- сина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина, Н. О. Воскресенская, А. Н. Мар- кова. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    Дополнительная
    1. Галицкий В. И. Современное мировоззрение или философия реальности. – М.: Директ-Медиа, 2014.

    65 2. Гобозов И. А. Социальная философия: учебник для вузов. –
    М.: Академический проект, 2010.
    3. Дубин Б. В. Россия нулевых: политическая культура – исто- рическая память – повседневная жизнь. – М.: Российская политиче- ская энциклопедия, 2011.
    4. Ермаков В. А. Антропология: учебно-практическое пособие. –
    М.: Евразийский открытый институт, 2011.
    5. Зеленков М. Ю. Конфликтология: учебник для бакалавров. –
    М.: Дашков и Ко, 2012.
    6. Ивин А. А. Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека. – М.: Директ-Медиа, 2012.
    7. Камалов Р. М. Введение в культурологию: учебное пособие. –
    Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая акаде- мия, 2011.
    8. Карташов Я. П. Конфликтология. – М.: Лаборатория книги,
    2010.
    9. Кошарная С. А. Языковая личность в контексте этнокульту- ры: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014.
    10. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. –
    М.: Академический проект, 2003 11. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебник. – М.: Дашков и Ко,
    2012.
    12. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской культуры, 2010.
    13. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    14. Павловская О. А., Старостенко В. В., Владыковская Л. Н. Ду- ховно-нравственные ценности в формировании современного че- ловека. – Минск: Белорусская наука, 2011.
    15. Пивоев В. М. Этнос и нация: проблемы идентификации. –
    М.: Директ-Медиа, 2013.
    16. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    17. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: учеб- ное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    18. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. –
    Минск: Белорусская наука, 2012.

    66
    7.1. Социализация и ее роль в становлении индивида
    Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, т. е. действующий и по- знающий, немыслим без оснащенности элементами «своей» куль- туры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. В совокупности они образуют его мир в повседневной жизни, мы узнаем суть человека по его ре- альным действиям.
    По сравнению с животными человек вступает в мир удиви- тельно «незавершенным». Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации – процесса социаль- ного взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо.
    Без социализации возрождение культуры от поколения к поко- лению было бы невозможным. Человек полностью зависит от соци- ального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному на- следию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опи- раясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения.
    У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, кото- рые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.
    Человеческая социализация предполагает наличие соответ- ствующего генетического материала и адекватного окружения.
    Психологи научили шимпанзе и горилл множеству разных вещей, в том числе пользоваться символами. Однако методы научения жи- вотных совершенно отличаются от тех относительно естественных способов, с помощью которых дети осваивают речь и получают многие другие навыки. В эволюции шимпанзе и горилл не проис-
    7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ИНДИВИДА

    67
    ходит ничего такого, что позволило бы им создавать собственные символы. Следовательно, у них отсутствуют уникальные способно- сти к речи и мышлению, характерные для нормальных человече- ских существ. Человеческие качества являются продуктом как на- следственности, так и фактором окружения.
    Социализация – это процесс становления индивида как чле-
    на общества, присвоение индивидом ценностей, норм и поведен-
    ческих стандартов данного общества, как социально-адаптиро-
    ванная психическая саморегуляция личности.
    Социализация осуществляется как во время социализирующе- го воздействия на личность в процессе воспитания, так и под вли- янием стихийно воздействующих факторов (общения, искусства, средств массовой информации и массовой культуры). Существен- ную роль в социализации личности играют целенаправленные уси- лия социума по преодолению факторов, стимулирующих отклоня- ющееся (девиантное) поведение. Социализация личности основана на ее познании социальной действительности.
    Источниками социализации личности
    являются:
    – первый опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм общественного поведения;
    – социальные институты – системы воспитания, обучения, об- разования;
    – взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.
    Социализация – это не механизм наложения на индивида го- товой социальной формы, а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация – это представление личности о возмож- ности жить в качестве полноправного члена общества.
    Социализация индивида связана с выработкой у него адекват- ного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потреби- тельские ориентации изменчивы; стабильными являются мировоз- зренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.
    7.2. Социально-психологические аспекты социализации
    Важнейшее значение для становления личности и приобрете- ния ею социального облика имеют взгляды и убеждения по вопро- сам жизни в обществе, отношения к общечеловеческим ценностям,

    68
    нормам морали и права, отношения к другим людям и самому себе, характер потребностей и интересов, к удовлетворению которых стремится человек, отношение к производительному труду, к уча- стию в усилиях общества по улучшению условий жизни. Все эти особенности не присуще человеку с рождения, они формируются в результате социально-психологического развития.
    Существует большое количество теорий социализации. Истоки теории социализации намечены в работах Габриэля Тарда, описав- шего процесс освоения личностью ценностей и норм через социаль- ное взаимодействие. Подражание, по Г. Тарду, является принципом, лежащим в основе процесса социализации, причем оно опирается как на физиологические потребности и вытекающие из них жела- ния людей, так и на социальные факторы (престиж, повиновение и практическая выгода).
    Типовым социальным отношением Г. Тард признавал отноше- ние учитель – ученик. В современных взглядах на социализацию такой подход считается узким, так как социализация признана частью процесса становления личности, в ходе которого форми- руются наиболее общие черты личности, проявляющиеся в соци- ально-организованной деятельности, регулируемой ролевой струк- турой общества. Обучение социальным ролям происходит в форме имитации.
    По Т. Парсонсу, общие ценности и нормы осваиваются индиви- дом в процессе общения с другими людьми, в результате чего стан- дарты входят в структуру потребностей личности. Так происходит проникновение культуры в мотивационную структуру индивида в рамках социальной системы. Здесь нужно учитывать, что меха- низмом познавания и усвоения ценностей и норм является прин- цип удовольствия – страдания, сформулированный З. Фрейдом, и приводит в действие с помощью вознаграждения и наказания.
    Имитация и идентификация обучаемого опираются на чувства любви и уважения (к учителю, отцу, матери, семье в целом и т. д.).
    Социализация сопровождается воспитанием – целенаправ- ленным воздействием воспитателя на воспитуемого, ориентиро- ванным на формирование у него желаемых черт. Социализация как часть формирования личности может быть противоречивой по отношению к линии воспитания, избранной воспитателем. Она

    69
    может быть продиктована представлениями об образе человека, го- сподствующем в данной культуре. Такой точки зрения придержива- ется И. С. Кон. Он выделял в европейской культуре четыре образа, которые направляют воспитательный процесс в общество.
    В основе этих образов лежат идеи, характеризующие природу человека:
    1) идея первородности греха (христианский взгляд на природу человека). Педагогика основана на «изгнании» из человека грехов- ности, изначально присущей ему. Отсюда следует идея «спасения»,
    «очищения» души, но под воздействием примеров Христа и святых.
    Педагогика, основанная на таких представлениях, достаточно ре- прессивна, действует угрозами, наказаниями и обещаниями возна- граждения «на том свете»;
    2) идея природной детерминированности «судьбы» человека, логики и линии его развития в личность. Генотип признается фак- тором, предопределяющим самоактуализацию личности. Отсюда следует принцип свободного воспитания, вывод о том, что генотип проявится, несмотря на любые педагогические усилия и регуляцию факторов среды, влияющих на становление личности. Продуктом такой педагогики обычно является личность без устойчивых цен- ностных и нормативных ориентиров;
    3) идея педагогической детерминированности личности. Чело- век представляется чистой доской, на которой воспитатель может начертать что угодно. Такой образ человека способствует произво- лу воспитателя, отрыву от жизни и ведет, как правило, к формиро- ванию личности, слабо ориентирующейся в жизненных ситуациях;
    4) идея детерминированности развития личности лишь средой, ее культурой. Основанная на ней пассивная педагогика формирует иждивенческую психологию.
    В последние годы в нашей стране достаточно широкое распро- странение получили астрологические представления о судьбе чело- века, его характере и линии поведения. Пока такие представления носят ненаучный, более того, антинаучный характер. Но если систе- ма ожидаемого поведения личности войдет в практику семейного воспитания, то через два – три поколения астрологический взгляд на природу человека можно будет оценить как воспитательный фактор.

    70
    Л. Колберг установил, что существует три уровня социализа- ции (их реальность проверена эмпирически): доморальный, кон- венциальный и моральный:
    – доморальный, который характерен для взаимоотношений де- тей и родителей;
    – конвенциальный, который основан на принципе взаимного воздаяния (хороший поступок нужен родителю);
    – моральный уровень характеризуется тем, что поступки лич- ности начинают регулироваться совестью.
    Также необходимо учитывать стадии развития личности. Дет- ство характерно тем, что ребенок хочет быть, как все. Поэтому большую роль играют подражание, идентификация, авторитеты.
    Подросток уже ощущает свою индивидуальность, энергия само- утверждения выливается в формирование смелости, силы, стрем- ление выделиться в группе, не отличаясь в принципе от всех. В этом возрасте энергия самоутверждения просыпающейся индивидуаль- ности становится социально значимым фактором.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта