Главная страница
Навигация по странице:

  • Костюм: I – народный костюм; II – сословный костюм; III – со- временный костюм в его функциональных разновидностях.Дизайн утвари (мебель, посуда, орудия труда и быта, ору

  • Изобразительные искусства

  • 4.3. Единство и разнообразие культур

  • Субкультура – ограниченная культура социальной общности, обусловленная недоступностью для нее общечеловеческой культу- ры, узостью ее социальных связей.Контрольные вопросы

  • Рекомендуемая литература

  • 5.1. Определения культуры

  • В описательных определениях

  • В исторические определениях

  • 5. КУЛЬТУРА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 37ально унаследованный комплекс способов деятельности и убежде- ний, составляющих ткань нашей жизни».Нормативные определения

  • Психологические определения

  • В структурных определениях

  • Генетические определения

  • 5.2. Компоненты культуры нормы

  • Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специ- альной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу.ЦЕННОСТИ

  • Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеАнтропология учебное пособие
    АнкорСоциальна антропология
    Дата17.06.2022
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСоциальная антропология_Луговая.pdf
    ТипУчебное пособие
    #600381
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Архитектура:
    I – народная архитектура; II – архитектура куль- товых, крепостных, спортивных и дворцово-парковых сооружений;

    31
    III – архитектура промышленная, транспортная, средств связи и других подобных сооружений.
    Костюм:
    I – народный костюм; II – сословный костюм; III – со- временный костюм в его функциональных разновидностях.
    Дизайн утвари
    (мебель, посуда, орудия труда и быта, ору-
    жие):
    I – народная; II – утварь, изготовленная ремесленниками; III – утварь, изготовленная промышленностью в массовом производстве.
    Меры, средства и способы измерения:
    I – меры длины, равные длине фаланги указательного пальца (вершок), ладони, длине шага и т. п.; II – меры, стандартизированные в данной местности и соот- несенные друг с другом (большая сажень, маховая сажень, деньги и т.д.); III – международные стандарты мер, правила измерения.
    Приметы:
    I – местные приметы (признаки болезни с их на- родными названиями, приметы поведения домашних и диких жи- вотных); II – астрология, симптоматика в медицине, фенология;
    III – прогнозы погоды по радио и телевидению, социальная прогно- стика, техника анализов (в медицине, ветеринарии, физике, химии, биологии и т. д.).
    Гадания:
    I – гадания народные; II – мантрические искусства
    (хиромантия, гадания на картах, эксперименты в науке и технике и т. д.); III – моделирование социальных и природных ситуаций с помощью моделирующих систем.
    Музыка:
    I – пение и игра на народных музыкальных инстру- ментах (музыкальный фольклор); II – музыка придворная, литурги- ческая, сценическая, камерная; III – музыка популярная, в том числе и поп-музыка.
    Изобразительные искусства:
    I – народная орнаментика, на- родная скульптура, живопись природными материалами: II – ико- нопись, станковая живопись, ваяние из дерева, камня, металла, степные росписи; III – фотография, кино, телевизионное искусство, компьютерная художественная анимация.
    Хореография:
    I – танцевальный фольклор; II – культовый, придворный, бытовой, бальный, сценический танец; III – массо- вый танец.
    Раньше предметы бытового обихода характеризовали социо- культурную принадлежность человека, свидетельствовали о соци- альном положении, но не о психологическом состоянии человека.

    32
    Сейчас положение меняется, внешний вид дает возможность чело- веку выразить свое индивидуальное самоощущение и эмоциональ- ное отношение к действительности.
    Повседневная жизнь и ее инвентарь все больше берут на себя функцию эмоционального общественного самовыражения. Жиз- ненная среда становится реальной формой существования искус- ства. Например, рок-концерт наряду с особой эмоцией, возникаю- щей от переживания музыкального произведения, дает ощущение радости общения, ибо люди свободно передвигаются во время кон- церта, испытывая чувство возрастной и социокультурной солидар- ности. Происходит раскрытие смысла произведения через среду.
    Телевидение, радио, домашняя звуко- и видеотехника позволя- ют искусству раствориться в повседневной жизни. В 1891 г. в зале
    Карнеги-холл Первый концерт Чайковского слушали 2 тыс. человек, а первое выступление рок-группы смотрели и слушали благодаря телевидению уже 73 млн человек.
    Знание также «разливается» в жизненной среде. Обнаружива- ются узость и непроизводительность любой специализированной деятельности, лишенной широкой культурно-гуманитарной осно- вы. Это вызывает поток научно-популярных журналов, телевизи- онных передач и т. д. Так решается кардинальная проблема эпохи
    – проблема взаимоотношений высокой культуры с низовой, по- вседневной жизнью, с растворенными в ней и моделируемыми ею культурными смыслами. Начинается эпоха поиска новых смыслов.
    Возможно, смыслы изначально заложены в мироздании и «распако- вываются» множеством различных способов, в том числе и жизнен- ным путем человека, проходящего через страдания.
    4.3. Единство и разнообразие культур
    Большим достоинством культуры является то, что она позво- ляет людям преодолевать замедленность генетической эволюции.
    Модели поведения, генетически присущие организму, не дают воз- можности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
    Культура все в большей степени узурпирует функции природы как главной движущей силы в развитии человечества, имеет послед- ствия и для единства, и для разнообразия культур.

    33
    Культура предоставляет ориентиры повседневной жизни – план или карту жизнедеятельности, эти ориентиры у разных об- ществ часто различны.
    Культура – это совокупность решений проблем, поставленных биологией человека и общими закономерностями его существования.
    Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое.
    Многие антропологи рассматривали культуру как нечто, имею- щее настолько непрочные связи между своими компонентами, что основная задача анализа культуры состояла просто в выделении ее различных элементов. Элементы культуры представляют собой плотно переплетенную ткань, в которой изменение в одной части сказывается на других частях и имеет последствия для всего целого.
    При проникновении какого-то элемента культуры из одного обще- ства в другое он подвергается модификации. Иногда модификация элемента культуры может приобрести форму синкретизма – слия- ние или смешивания со сходным элементом в другой культуре.
    Примерами могут служить современные праздники Рожде- ства и Пасхи. В дохристианские времена многие европейские на- роды выполняли обряды, посвященные середине зимы. Праздник середины зимы часто сопровождался играми, танцами, взаимны- ми подарками и общим весельем. Эти элементы вошли в праздно- вание Рождества, и они отражены в традиционном приветствии
    «С Рождеством!». Первые христиане посчитали удобным совмеще- ние празднования Рождества и Пасхи с уже существующими тради- ционными праздниками.
    Обычаи, присущие обществу, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Антрополог Ральф
    Линтон писал: «В течение большей части своей истории человек лишь смутно осознавал наличие культуры, и то благодаря различи- ям в обычаях своего общества и общества других людей, с которы- ми он случайно сталкивался».
    О поведении других групп мы судим, исходя из норм собствен- ной культуры. Уильям Грэм Самнер описывал эту точку зрения как позицию, «при которой собственная группа рассматривается как центр мироздания, а все прочие оцениваются как имеющие к ней определенное отношение». Этот феномен социологи называют эт- ноцентризмом.

    34
    Этноцентризм укрепляет ощущение единства, преодолевая противоречия внутри группы и объединяя людей, даже если они разделены экономическими конфликтами и социальным неравен- ством, и одновременно отдаляет людей друг от друга, усиливая их неприязнь к другим группам и общностям. Этноцентризм препят- ствует научному исследованию культуры. Поведение других наро- дов необходимо рассматривать в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов. Такой подход носит название «культурный релятивизм», поведение народа рассматривается с точки зрения его собственной культуры.
    Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой.
    Субкультура
    – ограниченная культура социальной общности, обусловленная недоступностью для нее общечеловеческой культу- ры, узостью ее социальных связей.
    Контрольные вопросы
    1. Что является констатирующим началом повседневности?
    2. Как развивался костюм в истории? Дайте социокультурную характеристику современного костюма.
    3. К каким последствиям в современных условиях ведет «рас- творение» искусства в мире повседневности?
    Рекомендуемая литература
    Основная
    1. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. № 1.
    2. Журавлев А. Л. , Ушакова Т. Н. Интеллект, творчество и фор- мирование личности в современном обществе. – М.: Институт пси- хологии РАН, 2010.
    3. Камалов Р. М. Введение в культурологию: учебное пособие. –
    Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая акаде- мия, 2011.
    4. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. –
    Минск: Белорусская наука, 2012.

    35
    Дополнительная
    1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010.
    2. Библер В. C. На гранях логики культуры. – М.: Директ-Медиа,
    2013.
    3. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. № 2.
    4. Дубин Б. В. Россия нулевых: политическая культура – исто- рическая память – повседневная жизнь. – М.: Российская политиче- ская энциклопедия, 2011.
    5. Ермаков В. А. Антропология: учебно-практическое пособие. –
    М.: Евразийский открытый институт, 2011.
    6. Кошарная С. А. Языковая личность в контексте этнокульту- ры: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014.
    7. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф. О. Ай- сина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина, Н. О. Воскресенская, А. Н. Мар- кова. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    8. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    9. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория куль- туры: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.

    36
    5.1. Определения культуры
    Общество, социальная структура, характер регулирования от- ношений между людьми определяются культурой.
    Культура – это система ценностей, жизненных представле-
    ний, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов
    человеческой деятельности, объективированных в предметах,
    материальных носителях (средствах труда, знаках) и передава-
    емых последующим поколениям.
    Она включает в себя нематериальную культуру – созданные человеком абстракции (ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы) и материальную культуру – физические артефакты или предметы (каменные топоры, компью- теры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины и т. д.). Культура – это основа, позволяющая людям интерпретиро- вать свой опыт и направлять свои действия, в то время как обще- ство представляет собой сети социальных отношений, возникаю- щих между людьми.
    Культура – это то, что выделяет человеческое общество из жи- вотного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при по- мощи языка, мышления и символических значений.
    Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанали- зировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов.
    В описательных определениях
    упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником та- кого типа определения культуры является антрополог Э. Тайлор.
    Согласно Тайлору, «культура или цивилизация в широком этногра- фическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, ис- кусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других спо- собностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
    В исторические определениях
    акцентируются процессы соци- ального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром: культура – это «соци-
    5. КУЛЬТУРА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

    37
    ально унаследованный комплекс способов деятельности и убежде- ний, составляющих ткань нашей жизни».
    Нормативные определения
    делятся на две группы.
    Первая группа – определения, ориентирующиеся на идею обра- за жизни. Согласно определению, данному антропологом К. Уисле- ром, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизован- ных верований и практик, которым следует племя».
    Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представ- ления об идеалах и ценностях. По определению, данному филосо- фом Т. Карвером, «культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека», а социолог У. Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
    Психологические определения
    акцентируют внимание на од- ном из трех элементов:
    1) на процессе адаптации к среде: совокупность приспособле- ний человека к его жизненным условиям и есть культура или ци- вилизация;
    2) на процессе научения: культура – это социологическое обо- значение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, а усваивается каждым новым поколе- нием путем обучения у взрослых людей;
    3) на формировании привычек: культура – это формы привыч- ного поведения, общие для группы, общности или общества.
    В структурных определениях
    внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны опреде- ления, данные антропологом Р. Линтоном: «а) ...культуры – это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых раз- деляются и передаются по наследству членами данного общества.
    Генетические определения
    представляют культуру с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:

    38 1. «Культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воз- действующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин).
    2. «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обоб- ществления» (социолог Г. Беккер).
    3. «Культура – это понятие для особого порядка или класса фе- номенов, а именно таких вещей и явлений, которые зависят от ре- ализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем “символизацией”» (социолог Л. Уайт).
    4. «Культура, это то, что отличает человека от животных»
    (философ В. Оствальд).
    Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодек- сов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ри- туалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способно- сти к научению и передаче знаний следующим поколениям.
    Благодаря культуре у индивида образуется определенная систе- ма общих мировоззренческих представлений, на основе которой он может строить свои действия. Кроме того, культура дает возмож- ность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает чело- века системой указателей – запретов, поощрений. Подобные указа- тели – это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.
    5.2. Компоненты культуры нормы
    Живя в обществе, человек должен понимать, какие действия общество дозволяет, а какие нет. Только при этом условии в повсед- невной жизни будет порядок. Только так можно определить, какого именно поведения мы имеем право, требовать от других, а другие от нас.
    Например, когда мы заходим в магазин, поступаем в колледж, вступаем в брак или устраиваемся на новую работу, мы уже имеем некоторое представление относительно того, что ожидается от нас и других в данной обстановке. Такие ожидания и есть нормы.
    Нормы
    – это правила поведения, ожидания и стандарты, регу- лирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозво- ленное и недозволенное поведение в определенных ситуациях.

    39
    Нормы помогают нам ориентировать свое поведение по отно- шению к другим людям. Они становятся стандартными, с их помо- щью индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают или порицают типы поведения. Некоторым нормам, называемым нравами, люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Нравственность рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостояния и жизненности общества.
    Обычаи и представления
    относятся к привычным и обыден- ным условностям, которых мы придерживаемся в своей повседнев- ной деятельности.
    Мы принимаем ванну, чистим зубы, причесываемся, носим туфли или сандалии, машем рукой в знак приветствия, косим траву на лужайке перед домом и спим в кроватях. Людей, которые нару- шают условности, мы рассматриваем как «чужаков» и даже как лю- дей «странных».
    Обычай
    – правило социально значимого поведения, передаю- щееся из поколения в поколение, воспроизводящее в обществе или социальной группе, внедренное в сознание и бытовое поведение людей.
    Нравственность
    рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостояния и жизненности общества. Нрав- ственности обычно придается важное значение, и те, кто ее наруша- ет, считаются безнравственными, злыми и порочными.
    Нравы
    – глубоко укоренившиеся в данном обществе нормы поведения, реализуемые в форме традиций и обычаев, стереотипы обыденного сознания, повседневная конкретизация социальных норм, наиболее устоявшиеся формы массового поведения в данном обществе.
    Обычаи и нравы различаются тем, что они, как правило, прово- дятся в жизнь людьми, действующими спонтанно и сообща.
    Например, антрополог Роберт X. Лоуи (1935) писал, что ин- дейцы из племени кроу наказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральным устоям. Вечером любой мог спросить соплеменников: «Вы слышали о таком-то?». Затем под громкий смех собравшихся, все обсуждали проступок провинивше- гося самым язвительным образом, и делали это на протяжении все- го вечера. Виновный испытывал из-за насмешек своих товарищей

    40
    такой стыд, что мог покинуть общину и не возвращаться туда до тех пор, пока не искупит свой грех.
    Нравы общества являются важным источником законов.
    Законы
    – это правила, которые проводятся в жизнь специ- альной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу.
    ЦЕННОСТИ
    Если нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относи- тельно того, что желательно, правильно и полезно.
    Ценности носят общий и абстрактный характер и не указыва- ют конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Цен- ности дают критерии, с помощью которых оцениваются события, предметы и люди по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся: успех в работе, материальный комфорт, ин- дивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
    Иногда различные нормы базируются на одних и тех же цен- ностях. Ценность свободы, например, в секулярных странах при- нимает совершенно иные формы, чем в религиозных. Для граждан секулярных стран она формулируется в юридических правах лич- ности (свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренных в конституции). В исламских странах степень допустимой свободы определяется шариатом. Два француза могут высказываться в поль- зу социального равенства; однако один из них может выразить свое отношение, поддерживая программы, направленные на устранение дискриминации по полу, цвету кожи и т. д., например, при найме на работу или поступлении в учебное заведение, а другой, протесту- ет против такого законодательства и отдает предпочтение законам о гражданских правах, вообще не рассматривающих различия в расовой принадлежности.
    Ценности изменяются от поколения к поколению. Многие мальчишки в 1960-х гг. под влиянием полета Ю. А. Гагарина в Кос- мос хотели стать космонавтами. В 1990-х гг. престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги. Коренным

    41
    образом также различаются взгляды на взаимоотношения полов
    (например, добрачные половые связи) у поколения ветеранов и ны- нешней молодежи.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта