Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы 1. Раскройте сущность основных компонентов культуры.2. Что означают понятия «грамматика» и «риторика»3. Раскройте понятие «культура».Рекомендуемая литература

  • 6.1. Современное состояние и развитие этнологии

  • 6. ЭТНОС И ЭТНОКУЛЬТУРА

  • 6.2. Этническая идентичность и этнокультура Этническая идентификация

  • Этническая идентичность

  • Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеАнтропология учебное пособие
    АнкорСоциальна антропология
    Дата17.06.2022
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСоциальная антропология_Луговая.pdf
    ТипУчебное пособие
    #600381
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    СИМВОЛЫ и ЯЗЫК
    Нормы и ценности – это то, что мы физически не ощущаем в социальной жизни. Социологи их называют нематериальной культурой.
    Символы
    – это действия или объекты, которые воспринимают- ся обществом как эквивалент чего-то другого, несущий в себе соци- ально закрепленный обобщенный смысл.
    Они обозначают различные вещи, которые одинаково понима- ются разными людьми. Например, слово «телефон» – символ, ко- торый при произношении или написании обозначает физический объект. Он приобретает смысл средства общения, поскольку сим- вол и объект взаимосвязаны. Следовательно, символ – это код или своего рода стенограмма для обозначения окружающего нас мира.
    Формы символов различны, например: жесты – позы или те- лодвижения, которые обладают социальной значимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтей- ских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение к сказанному, отбрасывая голову назад и прищелкивая языком. Ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно. Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функ- цию социальных символов.
    Самые важные символы содержатся в языке – социально струк- турированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом.
    Язык
    – это краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, ин- формацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человече- ства создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.
    Считается, что язык не определяет мысль, а просто способству- ет определенному типу мышления или препятствует ему. Структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешне- го мира. Язык отражает различия, имеющие практическое значение в жизни той или иной общности людей.

    42
    Язык – исторически возникшая в человеческом обществе и не- прерывно развивающаяся знаковая система, реализующаяся в речи и являющаяся средством социальной коммуникации, познания и психической саморегуляции личности; средство накопления и ре- трансляции человеческой культуры.
    Язык – знаковое обеспечение мышления и сознания в целом.
    В социальном общении язык живет и развивается. Через язык оформ- ляется высшее проявление человека – его духовность. Язык выража- ет социальные и психологические особенности его носителей.
    Основная функция языка – создание и передача социально зна- чимой информации. В языковых единицах и структурах материа- лизуются структура и динамика человеческого мышления.
    В мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесписьменных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми поль- зуются многие миллионы людей, и на которых создана богатая ли- тература. Принято выделять 15 языковых семейств (индоевропей- ская, семито-хамитская, кавказская, древнеиндийская уральская, чукотско-камчатская, конго(нигеро)-кордофанская, нило-сахар- ская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австроазиатская, эскимосо-алеутская). Основная семья – индоевропейская, включа- ющая в себя около 100 различных языков, на которых говорят поч- ти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60 % населе- ния Земли говорит на десяти наиболее распространенных языках.
    Степень «культурности» конкретного человека обычно оце- нивается по его словарному багажу, который он использует си- стематически. Следовательно, социокультурное расслоение людей в обществе определяется, прежде всего, типом языка, которым пользуется определенная социальная группа. Анализ языка как эле- мента социокультурной жизни позволяет установить следующую его типологию:
    – общий литературный язык: письменный (научный – эссе, трактаты, исследования; художественный – поэзия, проза), устный
    (театр, лекции, проповедь);
    – общий утилитарный или стандартный язык: письменный
    (пресса, реклама, коммерческая документация, любого рода корре- спонденция); устный (радио, телевидение и кино);

    43
    – разговорный, фамильярный язык: письменный (письма, за- писки); устный (устная неформальная беседа в повседневных ситу- ациях, жаргон, арго, ненормативная лексика).
    В любом обществе движущей силой языка является речь. Если язык орудие общения, то речь – процесс использования этого ору- дия. Речь субъективна, является творческой знаковой деятельно- стью субъекта, отражением его культурного опыта.
    Будучи использованной в разнообразных социальных сферах, речь выполняет различные социальные функции (деловую, разго- ворную, официальную, неофициальную речь). Посредством речи происходит общение – реализуются речевые акты.
    Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Пре- жде чем человек произнесет фразу, у него возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, синтаксически его конструирует, внутренне проговаривает и затем осуществляет звукоречевое выражение.
    В речи человека различают грамматику и риторику. Первая имеет дело с правилами соединения слов. Эти правила строги. Грам- матические формы образуют такой аспект общественной жизни, в котором требования цензуры, уважение к личности и соблюдение условностей носят наиболее категорический характер. Риторика утверждает логику построения сообщений, используемых в меж- личностной речи.
    Животные могут общаться друг с другом, но ни один вид жи- вотных не обладает развитым языком. Некоторые высшие прима- ты могут овладеть элементарными речевыми навыками, но толь- ко на очень примитивном уровне. Одного из самых знаменитых в социологии шимпанзе по имени Уошу при помощи американской знаковой азбуки для глухих обучили языку; его словарь включал около ста слов. Уошу могла составить несколько примитивных предложе- ний, например: «Иди крепко обними, прости-прости», – что означа- ло желание извиниться после того, как она, по ее понятиям, сделала что-то не так. Но Уошу не могла овладеть ни одним граммати- ческим правилом и не могла научить других шимпанзе тому, что знала сама. Даже после нескольких лет занятий ее лингвистические способности были гораздо ниже, чем у двухлетнего ребенка.

    44
    Существуют и другие способы языкового выражения. Самый известный из них – письменность, ее изобретение – громадный шаг в развитии человеческой истории.
    Сначала письмо существовало в виде таблиц. На дереве, глине, камне делались записи о важных событиях, предметах или людях.
    Письмо было средством хранения информации и в качестве такого служило административным целям древних государств и цивили- заций. В документах хранится информация о прошлом, с их помо- щью можно получать сведения о событиях сегодняшнего дня.
    Контрольные вопросы
    1. Раскройте сущность основных компонентов культуры.
    2. Что означают понятия «грамматика» и «риторика»?
    3. Раскройте понятие «культура».
    Рекомендуемая литература
    Основная
    1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010.
    2. Журавлев А. Л., Ушакова Т. Н. Интеллект, творчество и фор- мирование личности в современном обществе. – М.: Институт пси- хологии РАН, 2010.
    3. Камалов Р. М. Введение в культурологию: учебное пособие. –
    Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая акаде- мия, 2011.
    4. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. –
    М.: Академический проект, 2003.
    5. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория куль- туры: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    Дополнительная
    1. Библер В. C. На гранях логики культуры. – М.: Директ-Медиа,
    2013.
    2. Дубин Б. В. Россия нулевых: политическая культура – исто- рическая память – повседневная жизнь. – М.: Российская политиче- ская энциклопедия, 2011.
    3. Кошарная С. А. Языковая личность в контексте этнокульту- ры: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014.

    45 4. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф. О. Ай- сина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина, Н. О. Воскресенская, А. Н. Мар- кова А. Н. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    5. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010.
    6. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    7. Павловская О. А., Старостенко В. В., Владыковская Л. Н. Ду- ховно-нравственные ценности в формировании современного че- ловека. – Минск: Белорусская наука, 2011.

    46
    6.1. Современное состояние и развитие этнологии
    Люди, населяющие Земной шар, образуют множество разноо- бразных общностей. Особое место среди них занимают общности, именуемые в русском языке народами, а в научной литературе – этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической культуре уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия произошло лишь в последние десятилетия.
    В отечественной науке до последнего времени господствовали те- оретические взгляды, согласно которым этносы или этнические общности – это реально существующие группы, которые возни- кают, функционируют, взаимодействуют между собой и, наконец, умирают. Первые этносы (племена и соплеменности) возникли с появлением человека современного типа в эпоху первобытнооб- щинного строя.
    Гумилев Л. Н. рассматривает этнос как явление географическое, природное, а не социальное. Он считал, что этнос – «это тот или иной коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения». Иными словами, основными признаками этноса он считает психологические харак- теристики: самосознание и стереотип поведения. Что такое стерео- тип поведения? Л. Н. Гумилев приводит пример типичного поведе- ния представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный. По мнению исследователя, русский «скажет несколько са- краментальных слов», немец позовет милиционера, татарин отой- дет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая».
    Гумилев подчеркивает, что стереотипы поведения формируют- ся у ребенка в первые годы жизни, т. е. приобретается в процессе социализации.
    В наши дни многие российские этнологи и психологи продол- жают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сло- жившуюся в ходе исторического развития общества.
    6. ЭТНОС И ЭТНОКУЛЬТУРА

    47
    Слово «этнос» в переводе с древнегреческого языка означает
    «племя», «народ», «группа людей», «род».
    С позиции психологов можно определить этнос как устойчи-
    вую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее
    членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этно-
    дифференцирующие.
    В мире существует около 200 суверенных государств, где про- живает от 3 до 5 тысяч народностей. В каждом таком государстве есть «титульная» нация и национальные меньшинства, народности, этнические группы. Отсюда следует необходимость проведения на- циональной политики, стремящейся укрепить единство государ- ства путем защиты в первую очередь интересов «державной» на- ции и предоставлением территориальной и культурной автономии национальным меньшинствам. В основе национальной политики должна лежать определенная концепция. Она обычно формируется на фоне общей теории – этнологии.
    В России проживает свыше 200 наций, народностей и этниче- ских групп (самая большая нация – русские – насчитывает 120 млн; самая малая группа – кереки – около 100 человек). Поскольку рус- ские численно преобладают над местным населением в автономиях, то концепция национальной политики должна сделать акцент так- же и на формирование культурно-национальных автономий.
    В связи с этим необходимо рассмотреть основные моменты формирующей теории: проблема этничности, структура нацио- нального самосознания и стадии самоидентификации личности со своим этносом, показатели сохранности и развития этнокультуры, природа межэтнических конфликтов, методы их профилактики и преодоления, маргинальные группы и особенности их поведения в процессе межкультурного общения.
    Этнос обладает внутренними механизмами, обеспечивающими его устойчивость, и выражаются они в особом распределении куль- турных черт и характеристик между членами этноса.
    Этносу присущи следующие закономерности:
    – определенные поведенческие и коммуникативные модели, ко- торые типичны для всех членов этноса;
    – поведенческие, коммуникативные, ценностные, социально- политические модели и культурные элементы, свойственные только определенным группам внутри этноса.

    48
    Этнические процессы стихийны, бессознательны, они не зави- сят от желания и воли членов этноса; их нельзя путать с националь- ными движениями, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, часто по- литических.
    Академик Ю. В. Бромлей (1921–1992) дал следующее определе- ние этноса:
    «Этнос есть исторически сложившаяся на определенной тер- ритории устойчивая межпоколенная совокупность людей, облада- ющих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также созна- нием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в самосознании».
    Развитый этнос имеет свое самосознание. Структура его состо- ит из представлений о характерных чертах народа, его происхож- дении, историческом прошлом, государственности, языке, ведущих образцах, нормах и ценностях народа. Принадлежность личности
    (группы) к этносу оценивается через понятие «этничность» и за- крепляется самоидентификацией.
    Наряду с понятием «этнос» в отечественной этнологии доволь- но часто используется понятие «этничность» как некая категория, образующая существование отличительных черт этнических групп или идентичностей. Этнические группы (или этносы) определя- ются, прежде всего, по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми, и которые лежат в основе са- мосознания.
    Таким образом, этничность – это совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организа- ции культурных различий.
    Этничность – это первоначальная характеристика человеческо- го бытия, используемая как тип репутации при достижении лично- сти своих целей.
    Этничность формируется и существует в контексте того соци- ального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди, или они идентифицируются другими людьми как члены определенной этнической группы. С внутригрупповой точки зрения, этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены дан-

    49
    ной этнической группы отличают себя от всех других групп, даже если они близки в культурном отношении. Различия, которые они проводят по отношению к другим; обычно довольно определены, тогда как внешние представления о группе основываются зачастую на ее стереотипных характеристиках. При этом кровное родство или другие объективные критерии не играют особой роли. Так, цы- гане в разных странах мира отличают себя не только от не-цыган, но и от других групп цыган; проживающие в России и Китае эвенки считаются одним народом, но сами эвенки сознают, прежде всего, свою принадлежность к различным локальным группам.
    Таким образом, каждый этнос характеризуется совокупностью обязательных специфических признаков, которые в своей совокуп- ности и образуют этничность.
    Проблемами возникновения и развития этносов во второй половине ХХ века серьезно занимался Л. Н. Гумилев. Он выделил
    3 основные причины происхождения, развития и исчезновения этносов:
    Первая – воздействие всех видов энергии Вселенной на чело- века: энергии Солнца; энергии распада внутри Земли; космической энергии.
    Вторая – законы биосферы «на ее клеточном и молекулярном уровне».
    Третья – географическая среда.
    Совокупность всех этих факторов обусловливает стереотипы поведения, психологические черты этноса, его культуру, включая вероисповедание. Ученый подчеркивал, что любая религия – важ- нейший культурный признак этноса.
    6.2. Этническая идентичность и этнокультура
    Этническая идентификация
    – это отождествление себя с чле- нами какой-то этнической группы; процесс сопоставления субъек- та конкретной этнической группы с субъектами своей или другой группы.
    Понятие «идентификация» было введено З. Фрейдом, оно широко используется во многих социальных науках. Этническая идентификация является результатом этнической социализации и означает осознание каждым своей этнической принадлежности,

    50
    приобщение к ее этническим признакам, а также принятие челове- ком статуса и роли конкретной этнической общности.
    Этническая идентификация предполагает следующее:
    1. Этнические нормы, ценности, стереотипы являются неотъ- емлемыми элементами внутреннего содержания личности.
    2. От другого индивида, принадлежащего к этой же этнической общности, ожидаются аналогичные этнические оценки, модели действия и реакции.
    3. Происходит моделирование действий другого субъекта пу- тем постановки себя на его место и таким образом достижения эф- фективных результатов во взаимопонимании с ним.
    Этническая идентичность личности, по мнению большинства ученых, – это осознание себя представителем определенного этно- са, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
    Существует довольно широкий спектр толкований этниче- ской идентичности личности. Условно их можно разделить на две области: личностная идентичность и этническая групповая иден- тичность. Личностная идентичность определяется персональными качествами и характеристиками этнофора. Этническая групповая идентичность описывается социальными категориями и базирует- ся на анализе этнических групп, к которым этнофор принадлежит, и с которыми он себя отождествляет.
    Личностную идентичность этнофора характеризуют в основ- ном три фактора:
    – место этнофора в отношениях с другими (доминируют поня- тия этнической структуры и этнических ролей);
    – качества, которыми этнофор наделяет себя (деловые, пове- денческие, интеллектуальные);
    – cамооценка этнофора (адекватная – неадекватная).
    Этническая идентичность
    – это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значи- мость членства в ней, разделяемые этнические чувства.
    Этнический статус чаще всего остается неизменным на протя- жении всей жизни человека. Внешние социальные обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление этни- ческой принадлежности, приводить к трансформации этнической идентичности, особенно в случае межэтнического брака.

    51
    Межэтническое общение дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этниче- ских групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Этническая идентич- ность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от их собственной.
    В жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом чело- век не может оторваться от своих этнических корней, которые за- ставляют его видеть мир так, а не иначе, и вести себя соответствую- щим образом. Поэтому важнейшей частью адаптивного механизма является этническая культура.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта