Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие
Скачать 0.98 Mb.
|
Юность характеризуется стремлением быть не таким как все, что ведет к стремлению поступать вопреки общественному мнению. Родители в этом возрасте уже не являются авторитетом. Юность расширяет свои горизонты видения и понимания жизни и мира за счет отрицания привычного родительского бытования, формирует свою субкультуру, язык, вкусы, моды. Стадия подлинной взрослости, социальной зрелости харак- терна тем, что человек уже перешагнул незрелые способности быть личностью: это значит, что он утверждает себя через общество, че- рез ролевую структуру и систему ценностей, выверенную культу- рой. Значимым для него становится стремление продолжить себя через других – близких, группу, общество и даже человечество. В процессе социализации необходимо знать основы мастерства педагогического воздействия на воспитуемого. Человеческая куль- тура выделяет три типа отношений к другому, необходимых для формирования молодого человека: – наставление примером – пример дает модель поведения, ос- вященную культурой; – наставление знаниями – передача знаний формирует обосно- ванную манеру поведения и картину мира, позволяющую ориенти- роваться в нем; 71 – наставление в трудности, вырабатывающее искусность, ма- стерство выхода из сложного положения, ситуации. При социализации личности часто происходит не только осво- ение родной культуры, но и продуктов инкультурации. Инкультурация – это процесс «врастания» личности в дру- гую культуру. Это необходимо для того, чтобы понять структуру и природу так называемой маргинальной личности, т. е. личности, сформировавшейся на стыке двух и более различных культур, одна из которых может являться родной. Формирующаяся в таких условиях личность вбирает в себя элементы различных культур. Этот процесс особенно ускоряется посредством массовых коммуникаций, межкультурных контактов межличностного и межгруппового характера. Люди, выросшие на стыке культур, как правило, отличаются более рациональным виде- нием мира, могут оценивать отсталое и передовое в своей и чужой культурах. В условиях конфликтности культур маргинальная личность – это индивид, который, усвоив многие ценности двух или более кон- фликтующих социокультурных систем, типически испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, превраща- ющее его в своего рода анафему для всех систем. 7.3. Социальный характер личности Характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром. Он является мерой уравновешенности внутрен- него и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружа- ющей его действительности, социально сформированная поведен- ческая схема личности, поведенческий синдром личности. В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования внешней среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, осо- бенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целеноправлен- ное его формирование происходит и в зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли З. Фрейд и Э. Фромм. До З. Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность 72 поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремле- ний индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида – это определенная на- правленность его жизненной энергии. Устойчивые способы пове- дения определяются устойчивой системой мотивации. Характер – это судьба, это не только устойчивые особенности поведения, но удовлетворенность индивида своей линией поведения, личностное санкционирование своего поведения. Э. Фромм установил, что социальный характер – это ядро структуры характера, свойственное большинству членов опреде- ленной культуры, тогда как индивидуальный характер – это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Социальный характер можно рассматривать в качестве посред- ника между социально-экономической системой и идеалами обще- ства, способствующего стабилизации и нормальному функциони- рованию социальной системы. Э. Фромм описал тип, свойственный классическому капитализму: его ведущими чертами являются стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность. По Э. Фромму, в современном западном обществе возникает социаль- ный характер, ориентированный на рынок, в котором центральны- ми оказываются стремление к потреблению, чувства неуверенно- сти, одиночества, скуки и озабоченности. Такому характеру также свойственна пунктуальность, дисциплина, способность к совмест- ному труду и т. д. Д. Рисмен описывает три исторических типа социального ха- рактера: ориентирующийся на традицию, внутренне ориентирован- ный и внешне ориентированный. У. Уайт описал новый тип лично- сти – человека «организации», отличающегося экстравертностью, духом корпоративности и усвоившего стереотипы потребитель- ской идеологии. А. Кардинер отмечает, что длительная эмоциональ- ная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина формирует в человеке пассивность, интровертность, неспособность найти но- вые формы адаптации к изменяющимся условиям. Характер человека – обобщенный итог его жизнедеятельности в определенных условиях социальной среды. В характере закрепля- ются социально типическое своеобразие человека, особенности его социализации и воспитания. 73 Контрольные вопросы 1. Какие факторы обуславливают процесс социализации лич- ности? 2. Какую роль играет воспитание в формировании личности? Рекомендуемая литература Основная 1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010. 2. Ермаков В. А. Антропология: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. 3. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. – Минск: Белорусская наука, 2012. Дополнительная 1. Журавлев А. Л., Ушакова Т. Н. Интеллект, творчество и фор- мирование личности в современном обществе. – М.: Институт пси- хологии РАН, 2010. 2. Келигов М. Ю. Homo sapiens: Преходящий феномен. – М.: Академический проект, 2012. 3. Маслов Д. Н. Проблема личности в социальной психологии. – М.: Лаборатория книги, 2012. 4. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. – М.: Институт психологии РАН, 2010. 5. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010. 6. Павловская О. А., Старостенко В. В., Владыковская Л. Н. Ду- ховно-нравственные ценности в формировании современного че- ловека. – Минск: Белорусская наука, 2011. 7. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория куль- туры: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. 8. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. – Минск: Белорусская наука, 2012. 9. Яннарас Х. Личность и Эрос. – М.: Директ-Медиа, 2013. 74 8.1. Понятие и природа социальной девиации Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Мир существует исключительно потому, что действия огром- ного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Пер- вым условием организованной социальной жизни является нали- чие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обуслов- ливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство играет роль ме- ханизма реализации большого количества норм – законов. Законы совершенно не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности. Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек дол- жен делать, а что не должен, но они не являются отражением фак- тического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конфор- мизм, но и отклонение. Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосу- дительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает ли враждебную реакцию. Девиантным считается поведение, не соответствующее приня- тым социальным нормам и ожиданиям. Известный психолог Р. Мертон определяет девиантное поведе- ние как результат нормальной реакции нормальных людей на не- нормальные условия. Это верное определение, ибо в число людей с девиантным (отклоняющимся) поведением реально входят и ре- волюционеры в любой сфере жизнедеятельности общества, и пре- 8. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 75 ступники (злоумышленники), преступившие закон. Без отклоне- ния от утвердившейся нормы нет творчества в социальной жизни. Все зависит от того, какова норма, закон, чьи интересы он отражает. Если молодой человек не может удовлетворить свои потребно- сти ни в легальной творческой деятельности, ни в активной про- тивоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельно- стью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В современной науке процесс детерминации негативных соци- альных явлений, в том числе девиантного поведения, рассматрива- ется как сложная иерархическая система факторов, проявляющих- ся на нескольких уровнях: на уровне индивидуального поведения; поведения малых социальных групп; социальных общностей; на уровне общества в целом. Одним из таких факторов является со- циальное неравенство, противоречие между относительно равно- мерно растущими потребностями людей и существенно неравными возможностями их удовлетворения. При этом главным выступает не сам уровень удовлетворения материальных и духовных потреб- ностей, а степень различий, разрыва в возможностях их удовлетво- рения для разных социальных групп и индивидов. Именно осозна- ние индивидами этого разрыва, сформированное на основе этого устойчивое чувство психологической неудовлетворенности, соци- альной несправедливости в сочетании с недостатками и издержка- ми воспитания и социального развития личности служат основной детерминантой девиантного поведения. Девиантное поведение подразделяется на две группы. 1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. 2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого бытия и проявляющееся в различных формах соци- альной патологии – пьянстве, наркомании, проституции и др. О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща опре- деленным формам поведения; это оценочное определение, налага- емое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля пове- дения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) 76 подобным моделям поведения. В этом смысле можно утверждать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. По- пытаемся прояснить эту идею на основе рассмотрения ряда важных характеристик девиации. Относительность девиации. Сравнение разных культур по- казывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Приведем примеры. Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквер- нителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одо- брением как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее, в обоих случаях в местах погребения вторгаются посторон- ние и выносят оттуда какие-то предметы. Сторонники вероучения Бахаи в западных странах имеют полную свободу вероисповедания, но в Иране режим Аятоллы Хомейни бросил в тюрьмы и без суда казнил тысячи бахаистов. Бахаисты выступают за равенство полов, всеобщее образование, уничтожение межгрупповых предрассудков и за единое мировое правительство, но мусульманское духовенство в Иране считает эти взгляды еретическими. Также коммуникабель- ное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европей- ской женщины недопустимы во многих традиционных мусульман- ских странах. Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество, решает счи- тать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, по- ловые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т. п., могли бы не иметь ме- ста, если бы им не были даны социальные определения. Решающее значение имеет то, как люди определят поведение и каким конкрет- ным образом реагируют на него. Механизм закрепления определений. Люди по-разному опре- деляют, что считать отклонением от нормы. Поэтому возникает во- прос: какие индивиды и социальные группы смогут придать своим определениям превалирующее значение? Как определяется нарушитель? Что есть отклонение от нор- мы? В значительной степени это зависит от того, кто дал это опре- 77 деление, и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомо- сексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т. е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипер- тонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, нарко- манов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациен- тами, и где они получают лечение по назначениям врачей. Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды и матери-одиночки, живущие на социальное пособие и т. п.) выходят на политическую арену и с успехом противостоят официальным определениям, представляющим их как источник социальных проблем. Действительно, индивиды, носящие социаль- ное клеймо или ставшие жертвами доминирующих социальных де- финиций, имеют собственный взгляд на свои жизненные ситуации, отличный от взгляда тех, кто проводит в жизнь нормы, отражаю- щие именно их моральные принципы. Стоит вспомнить о том, что в XIV–XVII вв. в Европе было казнено примерно от 200 до 500 тыс. людей (85 % из них женщины) по обвинению в служении дьяволу. Зона допустимых вариаций. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а как некото- рая зона. Даже у достаточно специфичных и строго контролируе- мых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые не менее могут не отклоняться от буквы закона. Приведем пример. Считается, что университетскому профессору положено дер- жаться со студентами официально. Но один профессор крупного университета имеет обыкновение во время лекции взбираться с но- гами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что большинство студентов на первой лекции профессора встречают его чудачества смехом. Однако профессор, обладая талантом обще- 78 ния и являясь признанным авторитетом в своей области, вскоре за- воевывает аудиторию. Оценивая курс лекций, который читает про- фессор, студенты обычно говорят, что сначала их ошеломили его непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что стиль его поведения составляет часть эффективной методики преподавания. Следовательно, норма обычно предполагает некий вариант по- ведения, новый или отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки допустимого. Таким образом, ни один стиль поведения не является отклоне- нием сам по себе; отклонение есть предмет социальных определе- ний. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группе как отклонение, а другой как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает не- довольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сек- суальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызы- вавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. 8.2. Социальный контроль В повседневной жизни люди должны следовать правилам. Со- циальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального по- рядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую про- блему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым со- циальным нормам с помощью социального контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества. Функционалисты и конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля. Функционалисты рассматривают со- циальный контроль, выражающийся в юридических актах, как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать обще- ственным стандартам поведения, то это повлечет за собой непра- вильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают хаос альтернативой эф- фективного социального контроля. 79 Сторонники теории конфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью соци- альных групп в ущерб всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут быть нейтральными. В социальной жизни действуют три основные типа процес- сов социального контроля: 1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества; 2) про- цессы, организующие социальный опыт индивидов; 3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции. Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством которого они усваивают те системы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей, прежде всего, является продуктом внешних процессов контроля. По мере взросления поведение человека начинает все более и более управ- ляться внутренними регуляторами. Так происходит процесс интер- нализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе. Эти стандарты человек часто принимает без размышлений и вопросов, как свою «вторую нату- ру». По мере того, как человек «погружается» в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение бла- гополучия. Группа становится своей группой, а ее нормы – своими нормами. Таким образом, социальный контроль превращается в са- моконтроль. Социальные институты также формируют индивидуальный опыт. Как правило, человек бессознательно выстраивает собствен- ное представление о реальности под воздействием социальных проблем и альтернатив в том виде, в каком они сформулированы обществом. Можно сказать, что человек живет в несколько огра- ниченном мире в той степени, в какой он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. Чело- век ограничен рамками культуры своего общества и не может сле- довать противоречащим моделям поведения, поскольку общество не знает альтернатив. 80 К основным факторам социального контроля девиантного по- ведения можно отнести следующие: 3. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормаль- ному» поведению. Эффективность предупреждения правонаруше- ний достигается не столько временным подавлением девиантного поведения, сколько его постоянным вытеснением социально одо- бряемым и полезным поведением. 4. Существенное суждение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравствен- ной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. 5. Создание гибкой и разветвленной системы социальной по- мощи, включающей государственные, общественные, благотвори- тельные и иные структурные звенья. 6. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни. Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и админи- стративного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния. 7. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация мо- лодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ на- силия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное сознание. 8. Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой ин- формации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инако- действующим (сексуальным меньшинствам и пр.). 9. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы спо- собны работать с представителями «социального дна»: работников 81 правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свобо- ды; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-нарко- логов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работа- ет в контактной зоне с девиантами. |