Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие
Скачать 0.98 Mb.
|
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. М. Луговая СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 39.03.02 – Социальная работа Профиль подготовки «Социальное обслуживание и стандартизация социальных услуг» Бакалавриат Ставрополь 2014 УДК 364.2/.6 (075.8) Печатается по решению ББК 65.272 я73 редакционно-издательского совета Л 83 Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р социол. наук, профессор М. М. Шульга, канд. пед. наук, доцент В. В. Савченко Луговая О. М. Л 83 Социальная антропология: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 143 с. Пособие соответствует требованиям ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавра, а также учеб- ной программе дисциплины «Социальная антропология». Посо- бие раскрывает основные положения современной антропологии, которые позволяют проследить процесс взаимодействия биологи- ческих закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека, изучить особенности человека, выделяющие его из системы животного мира, прежде всего, его духовность, со- циальные качества, культурологические аспекты его бытия и др. Предназначено для студентов, обучающихся по направле- нию 39.03.02 – Социальная работа. УДК 364.2/.6 (075.8) ББК 65.272 я73 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014 3 Пособие основано на материалах учебной дисциплины «Соци- альная антропология», входящей в вариативную составную часть математического и естественнонаучного цикла образовательной программы подготовки (ООП) бакалавра по направлению «Соци- альная работа». Социальная антропология – это наука и учебная дисциплина, объект которой – человек, культура и общество в мно- гообразных проявлениях. Пособие раскрывает сущность, содержание, поведение и жиз- недеятельность человека в условиях социокультурных перемеще- ний и дает объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе. Основными целями освоения дисциплины является изучение теоретических основ социальной антропологии как науки, общие вопросы, связанные со знанием о человеке, охватываемые в совре- менной культуре концептом «антропология». При этом ставятся задачи: – дать теоретические представления об общих основах соци- альной антропологии как науки; – дать необходимый набор знаний о человеческом взаимодей- ствии и межкультурном общении; – научить владеть методологией и методами социоантрополо- гического исследования; – привить студентам навыки по интегрированию понятий че- ловека и его культуры в одно целое, синтезу их в этой ключевой еди- нице анализа; – сформировать умения исследовать поведение и жизнедея- тельность человека в условиях социокультурных перемещений. Пособие позволяет сформировать систему знаний, навыков и умений в области теоретических основ социальной антропологии, систематизирует знания гуманитарных дисциплин (психологии, социальной психологии, демографии, истории, литературы и т. д.), усиливает гуманистические функции социологии, содействует про- цессу гуманитаризации образования. Пособие вооружает знаниями о человеческом взаимодействии и межкультурном общении. ПРЕДИСЛОВИЕ 4 Знания по социальной антропологии могут быть использова- ны при работе с кадрами, в ходе деловых контактов представителей различных культур, при решении вопросов национальной и куль- турной политики государства, а также в сфере социальной под- держки человека, в социальной работе. 5 1.1. Объект и предмет дисциплины Объектом социальной антропологии является человек, взя- тый в контексте его культуры. Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию. Объектом социальной антропологии является человек, жизнедея- тельность которого протекает совместно с другими людьми. В объ- ект включается природное, социальное и искусственное окружение человека. Все это вместе можно представить в виде статического и динамического состояний. Статистическое состояние – система (картину) взаимоотношений человека с этим окружением. Дина- мическое состояние – процесс его взаимодействия с ним. В обоих случаях есть нечто, упорядочивающее эти состояния. Этим нечто выступает культура. Понятие «культура» многоаспектно. Многие авторы (Я. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер) склоняются к пониманию ее как содержа- ния совместной жизни людей, а общества как структурного цело- го, охватывающего это содержание. При таком подходе мы имеем весьма расплывчатое представление о культуре, ибо содержание общественной жизни весьма многосторонне, многоаспектно, име- ет позитивные и негативные с точки зрения историко-культурного развития человека явления. Чтобы выделить культурное из всего содержания социальной жизни, стали различать цивилизацию и культуру. Цивилизация – это основное содержание общественной жизни в конкретно-исто- рический отрезок времени, а культура – лишь собственно челове- ческое, т. е. то, что направлено на историческое и конкретное вы- живание. Под культурой стали понимать ценностно-отобранный и сим- волико-семиотически организованный позитивный опыт совмест- ной жизнедеятельности множества людей. Отбирая из всей общественной практики лишь то, что поддер- живает, направляет, упорядочивает и одухотворяет совместную жизнь людей, означает, что мы рассматриваем культуру как все то, что позитивно, полезно для человека. 1. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 6 Невозможно культуры разных народов располагать на единой шкале прогресса. ХХ век с его потрясениями привел к убеждению, что любой на- род имеет право на жизнь, на культуру, право быть равным в сооб- ществе народов. Культуры народов могут быть оценены лишь функционально, по отношению к своей популяции, обществу, т. е. с позиции того, насколько эффективно они упорядочивают, направляют, наполня- ют смыслом жизнь того или иного народа. Культуры, следователь- но, несравнимы друг с другом. Основной фактор, которым мы руководствуемся при приня- тии такой позиции, высокая значимость каждого народа в мировом сообществе. Право народа на жизнь и самоопределение в системе государств трансформируется в права человека. Права человека – явление культуры. Итак, объектом социальной антропологии является человек, взятый в его социальном и природном окружении и рассмотрен- ный через призму культуры его общества (среды). Социальное окружение изучается с помощью знаний по соци- ологии. Социальные взаимодействия, достижения взаимопонимания субъектов, упорядочение обеспечиваются культурой, ее нормами, ценностями, знаниями, образцами, знаковой системой, символи- кой и т. д. С одной стороны, мы имеем формы социальности, а с другой – атрибуты культуры. Исследуя социальные процессы как социологи, мы изучаем степень оснащенности социальных процессов, которые вызываются к жизни потребностями людей, атрибутами культуры. Ключевой категорией социальной антропологии выступает по- нятие «социокультурный процесс». В объект социальной антропологии входит также географиче- ская среда формирования и развития той или иной культуры. Все это изучает частная научная дисциплина, называемая геокультуро- логией. Социальная антропология является областью гуманитарно-на- учного познания, она осуществляет связь человека как биопсихо- социального существа, т. е. существа мыслящего, понимающего 7 других, переживающего и творящего, применяя, с одной стороны, обезличенные методы анализа, а с другой – ценностный подход к выбору целей своих рекомендаций, она как бы объединяет резуль- таты бесстрастного анализа с человеческой целью для внедрения своих знаний в жизнь. В этом ее практическая значимость, полез- ность для людей. Предметом социальной антропологии являются закономерно- сти и механизмы взаимодействия человека с его социальным и при- родным окружением в условиях конкретной культурной системы. 1.2. Основные понятия курса Ключевым понятием является культура. Она рассматривается в формах своего социального бытия. В мировой и отечественной литературе насчитывается несколь- ко сотен подходов и решений в отношении этой категории. Если их систематизировать, то можно выделить антропологический, фило- софский и социологический подходы. Раскроем их сущность. Антропологический подход своим происхождением обязан из- учению культуры малых или первобытных народов. Классическим является определение, данное Э. Б. Тейлором в начале XX века: «Культура или цивилизация... слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и неко- торых способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Для автора цивилизация и культура тождественны. В дальнейшем позиция Тейлора трансформировалась в со- циокультурный подход , лежащий в основе методологических и методических приемов современной социальной (культурной) ан- тропологии. Философское понимание культуры в отечественной литерату- ре реализовано в следующих направлениях: – деятельностный подход культуры выражен в определениях: культура есть деятельность человека, направленная на преобразо- вание действительности и себя, культура есть специфика человече- ской деятельности; – технологический подход представлен следующими формули- ровками: культура есть инструмент развития, сохранения и переда- чи человеческого опыта; культура есть способ деятельности; 8 – гуманистически-смысловой подход виден в определениях: культура есть характеристика развития творческих сил и способ- ностей человека; выражение специфического единства человека с природой и обществом; – достиженческий подход сформулировал определения: куль- тура есть качественное состояние общества; культура выражает до- стигнутый человечеством уровень исторического развития, опре- деляемый отношением человека к природе и обществу; культура включает в себя то, что человек создает, и то, как он создает (т. е. различаются предметно-продуктивная и технико-технологические грани). Социологическое понимание культуры следует из предмета социологии. Социология изучает общество как организм (систему), применяя диалектический и структурно-функциональный методы анализа. Это позволяет изучить общественную жизнь людей, че- ловека и его социальные отношения. Изучает условия протекания взаимодействия людей (равенство и неравенство). В то же время сама культура, а именно такие ее атрибуты, как ценности, знания, нормы и законы, возникают и утверждаются в процессах взаимо- действия людей в типичных ситуациях. Разум, мышление вариативны, т. к. внешний мир осмысливает- ся человеком (хорошо – плохо). Этот отраженный мир организует- ся в духовно-ценностный мир как модель восприятия понимание внешнего мира и действия в нем. Это во многом объясняет суще- ствование множества культур в рамках одной цивилизации. Итак, культура – это ценностно-отобранный и символико-се- миотически организованный (структурированный) опыт множе- ства людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем. Культура и человек – одно целое. Культура погружает в себя че- ловека, предоставляет средства и орудия (символические и матери- альные), формы и способы, с помощью которых человек противо- стоит противоречиям совместной и индивидуальной жизни. Из социальных функций культуры определяются категории, которые отражают формы и явления культуры. Исходя из социальных функций культуры, определим круг ка- тегорий, теоретически отражающих формы и явления культуры, 9 возникновение которых вызвано и постоянно вызывается обще- ственной необходимостью выполнять ту или иную функцию: – упорядочение жизни множества людей путем структуриро- вания и ценностного отбора их социального опыта. Этот анализ мо- жет вестись с помощью понятий: «языки культуры» (вербальный, образный, графический, телодвижений, машинный), «письмо», «традиция», «обычай», «обряд», «закон», «норма», «знание», «риту- ал» и т. д.; – придание смысловой направленности (ориентации) любым социальным процессам. Содержание этих смыслов выражается в понятиях «ценность», «идея», «идеал». Ценности бывают инстру- ментальные и смысловые; – обеспечение преемственности поколений посредством их социализации, научения культуре. Основные понятия, с помощью которых анализируются процессы освоения индивидом данной культуры: «ценностно-нормативные координаты поведения, дея- тельности и взаимодействия», «идентификация», «картина мира», «маргинальность личности (группы)», «отклоняющееся (девиант- ное) поведение», «социокультурный образец», «этикет»; - интегрирование людей в единое общее культурное поле; ос- новные понятия: «язык», «литература», «искусство», «знание», «се- миотическая система», «ментальность», «этнокультура», «субкуль- тура», «межкультурное общение», «взаимодействие культур». 1.3. Функции и методы социальной (культурной) антропологии Изучение учебной дисциплины «Социальная (культурная) ан- тропология» играет важную роль в становлении социального ан- трополога и позволяет решить широкий круг познавательных и практических задач, связанных с формированием его профессио- нальных качеств. Роль науки в развитии общества наиболее наглядно проявляет- ся в ее функциях. Функции по-разному проявляются в зависимости от того, с какой социальной общностью, уровнем общественной ор- ганизации мы эти функции связываем. В числе функций социальной (культурной) антропологии мо- гут быть выделены: 10 – гносеологическая (познавательная) функция – выяснение вну- тренней логики развития исследуемой области научного знания; – методологическая функция – теоретическое знание, осмыс- ление собственного предмета, более определенное исследование предметного поля, конкретизирование межнаучных взаимосвязей; – историко-кумулятивная функция – процесс накопления (ак- кумуляции) и закрепления конкретного познавательного историче- ского опыта; – аксиологическая (оценочная) функция – объективная оцен- ка как теоретического, так и практического значения и ценности подходов, разработанных в системе культурно-антропологического знания; – коммуникативная функция – она способствует осмыслению, закреплению и развитию общего языка научного общения антро- пологов, культурологов, социологов, специалистов в других сферах гуманитарного знания; – функция экспликации (выявления) универсалий – процесс объяснения, закрепления и развития содержания общенаучных по- нятий, которые становятся универсальными для сферы антрополо- гии, гуманитарного знания; – профессионально-творческая функция помогает осмыслить профессиональное признание будущего специалиста, уяснить раз- витие требований к личностным профессиональным качествам со- циального антрополога. Система методов истории социальной (культурной) антропо- логии тесно связана с методологией самой культурной антрополо- гии. Речь идет, прежде всего, о методе изучения письменных источ- ников. Ценность этого метода связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. Широко используются и методы исторической науки, а также система общенаучных методов, в частности метод сравне- ния как основа исторической компаративистики (сравнительный анализ). Историк социальной (культурной) антропологии должен владеть методологическим аппаратом, плодотворным для него яв- ляется метод контент-анализа текстов культурно-антропологиче- ской тематики, а также используется метод включенного наблюде- ния, являясь непосредственным участником полевых исследований, конференций, семинаров научных обсуждений и т. д. 11 Контрольные вопросы 1. Какое место занимает социальная антропология в системе наук о человеке? 2. Каковы основные функции социальной (культурной) антро- пологии? 3. Сформулируйте свое определение предмета социальной ан- тропологии. Сравните с предлагаемым автором определением. Рекомендуемая литература Основная 1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010. 2. Ермаков В. А. Антропология: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. 3. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. – М.: Академический проект, 2003. 4. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. – Минск: Белорусская наука, 2012. Дополнительная 1. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. №№ 1, 2. 2. Камалов Р. М. Введение в культурологию: учебное пособие. – Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая акаде- мия, 2011. 12 2.1. Философия и социальная антропология о природе человека Существует огромное количество концепций о природе чело- века. 1. Античность. Основными и противоречащими друг другу концепциями являются концепции Платона и Аристотеля. Платон сформулировал социоцентрическую модель человек – общество, т. е. природа человека объясняется лишь через общество, берет на- чало вне человека – в его историческом окружении. Аристотель сформулировал антропоцентрическую модель вза- имоотношений человек – общество, общество – зависимая, а чело- век – независимая переменная в этой системе. Все, что появляется в обществе, обязано своим существованием природе человека, т. е. исторически любое общество есть реализация потенциала задан- ной природы человека. В обществе – в прошлом, настоящем, буду- щем – не может быть ничего нечеловеческого. Это позволяет про- гнозировать развитие общества. 2. Французский материализм (Ж. Ж. Руссо. П. А. Гольбах, Д. Дидро) исходил из того, что каждый человек с рождения обладает неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Люди равны и независимы. Для любых обществ категория естественного права является эталоном при оценке действительных отношений. |