Главная страница
Навигация по странице:

  • Тип воспроизводства населения

  • Титульный этнос – этнос, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.Традиции

  • Универсалия культурная – культурная черта, структурная единица, форма активности, встречающаяся во всех культурах.Универсалия эволюционная

  • Феномен – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. 133Физиология

  • Физическое развитие человека

  • Человечество – общность людей всех этносов, проживающих на Земле; все народонаселение планеты. 134Черта культурная

  • Экзогенный фактор среды – любой внешний фактор, связан- ный с климато-географической характеристикой местообитания или влиянием биотического сообщества.Экологическая зона

  • Эмиграция – выезд из страны в другое государство для посто- янного жительства и получения гражданства.Этническая антропология

  • Этническая идентификация – причисление себя к группе лю- дей определенной национальности.Этническая иерархия

  • Этническая парциалия – разделение единого этноса на не- сколько более или менее равных частей.Этническая регенерация

  • Этническая фузия – слияние нескольких ранее самостоятель- ных народов, родственных по языку и культуре, в новый, более крупный этнос.Этнические обычаи и традиции

  • Этнические чувства – эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим эт- носам и их интересам.Этнический контакт

  • Этнический маргинал – человек, имеющий родителей разной национальности.Этнический стереотип

  • Этническое самосознание – осознание индивидами принад- лежности к определенной этнической общности.Этническое сознание

  • Этничность – совокупность характерных, культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.Этнография

  • Этнологическое самосознание – осознание индивидами при- надлежности к определенной этнической общности как социаль- но-экономической и политической организации.Этнос

  • Этнос – культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации.Этнос (этническая группа)

  • Этнология – наука о поведении животных.Этносфера – совокупность племен, народов и наций, населя- ющих Землю. 138Этнофор

  • Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеАнтропология учебное пособие
    АнкорСоциальна антропология
    Дата17.06.2022
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСоциальная антропология_Луговая.pdf
    ТипУчебное пособие
    #600381
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Тема культурная
    совокупность представлений, оценок, выра- женных в символической форме, относящихся к осмыслению члена- ми общества определенной социально значимой проблемы, к оправ- данию стандартных способов поведения в проблемной ситуации.
    Территориальность
    – активный механизм разобщения особей и групп популяции, обусловливающий выделенность занимаемого ими участка жизненного пространства, неприкосновенность его защищаемых границ. Она не является диагностическим видовым признаком: способность индивида переходить от территориаль- ного к нетерриториальному поведению позволяет рассматривать ее как механизм быстрого приспособления к непосредственному окружению.

    132
    Технология социальная
    – система взаимосвязанных обменов действиями и информацией, предназначенная для достижения определенной цели в сфере человеческих отношений.
    Тип воспроизводства населения
    – категория, отражающая общность наиболее важных качественных черт воспроизводства населения. Выделяют два основных типа: традиционный (с высокой рождаемостью и смертностью) и современный (с низкими рождае- мостью и смертностью), а также один промежуточный (с высокой рождаемостью и низкой смертностью).
    Титульный этнос
    – этнос, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.
    Традиции
    – поведенческие элементы социального и культурно- го наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраня- ющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
    Трансакция
    – принцип изучения взаимодействий и коммуни- каций, при котором подразумевается, во-первых, внешняя и вну- триличностная обусловленность отбора и использования инфор- мации; во-вторых, взаимовлияние участников друг на друга, обмен определениями ситуации. Преимущество такого подхода состоит в особом внимании к тому, что происходит между участниками, а не к их внутренним состояниям и механизмам социального взаи- модействия.
    Универсалия культурная
    – культурная черта, структурная единица, форма активности, встречающаяся во всех культурах.
    Универсалия эволюционная
    – структурно-функциональное образование, складывающееся в процессах взаимодействия людей с окружением и увеличивающее степень их адаптированности, по- вышающее уровень организации общества. Находит широкое рас- пространение в других культурах благодаря действию диффузион- ных механизмов.
    Урбанизация
    – исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который выражается в росте городов, особен- но больших, увеличении доли городского населения в общей чис- ленности населения страны, мира в целом.
    Феномен
    – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

    133
    Физиология
    (от греч. physis – природа) – наука о жизнедеятель- ности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регу- ляции физиологических функций. Изучает также ряд аспектов за- кономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, поведение организмов в различных условиях (прежде всего, собственно физиологические особенности этого процесса).
    Физическое развитие человека
    – мера физической дееспособно- сти организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект. Это свойство определяется особенностями строе- ния тела (ряд антропометрических признаков: длина тела, вес тела, обхват груди и др.) и функциональными показателями (тип нервной системы, особенности метаболизма, гормональный статус и др.).
    Функционализм
    – теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, в рамках которого основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, интересов, за- просов людей. Его проблемное поле определяется поиском ответов на вопросы: как существуют и поддерживаются устойчивые формы социальных отношений? Каковы механизмы их сохранения? Как работают эти механизмы.
    Функция социальная
    – система действий, взаимодействий, коммуникаций, направленная на решение определенной социаль- ной задачи (удовлетворение потребности, интереса, запроса; под- держание социальных отношений; сохранение жизненной среды).
    Ценности социальные – разделяемые в обществе (общности, группе) непоколебимые убеждения в значимости, ценности, необ- ходимости уважения, соблюдения, защиты, умножения определен- ных исторически сложившихся, подтвержденных в опыте духов- ных идей, идеалов, символов, отношений, норм, целей и средств их достижения.
    Ценностные ориентации
    – обобщенная концепция природы, места в ней, отношение к человеку, тип межличностных отношений и отношений человека с окружающим миром; конкретные социаль- ные ценности, воспринятые данным человеком, группой, ставшие его личными ценностями, которые он ценит, соблюдает, бережет, распространяет и укрепляет.
    Человечество
    – общность людей всех этносов, проживающих на Земле; все народонаселение планеты.

    134
    Черта культурная
    – структурно-функциональная единица, паттерн социокультурных отношений, символическое образова- ние, носящее культурообразующий характер.
    Эволюционизм
    – философское и социально-научное направле- ние в изучении макродинамики общества и культуры, основываю- щееся на концепции эволюции, предполагающей, что необратимые социальные и культурные изменения осуществляются в направле- нии количественного приращения разнокачественных элементов с последующей интеграцией и повышением уровня организации сложившейся в результате целостности. Человеческая культура рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, ор- ганизованных в сообщество, к их природному окружению.
    Эволюционный ряд
    – последовательный ряд форм организмов
    (ископаемых и/или современных), направление изменения которых выстраивается в логичную прямую последовательность. При помо- щи эволюционных рядов устанавливаются филогенетическое род- ство организмов и их систематика.
    Эволюция общая
    – эволюционные универсалии и процессы, рассматриваемые на уровне культуры всего человечества или пан- культуры. Складывается в результате межкультурных взаимодей- ствий и обменов, в процессе которых происходит отбор и распро- странение адаптационных культурных черт.
    Эволюция специфическая
    – изменения в культуре, проис- ходящие благодаря повышению уровня адаптации ее носителей к особенностям непосредственного окружения. Порождают куль- турно-специфические черты, из которых могут сформироваться эволюционные универсалии.
    Экзогенный фактор среды
    – любой внешний фактор, связан- ный с климато-географической характеристикой местообитания или влиянием биотического сообщества.
    Экологическая зона
    – часть территории (регион) Земли, ха- рактеризующаяся сочетанием близких экологических условий.
    Крупные экологические зоны Земли (и экосистемы) располагаются в виде поясов в направлении от экватора, а также в соответствии с изменением высоты над уровнем моря (высотная зональность).
    Экологическая ниша
    – место, занимаемое популяцией в со- обществе (биоценозе). Взаимодействие популяции с партнерами по сообществу, в которое она входит, определяет ее положение

    135
    в круговороте веществ, обусловленном пищевыми и конкурентны- ми связями в биоценозе. Термин предложен американским ученым
    Дж. Гринеллом (1917), а общая трактовка дана английским экологом
    Ч. Элтоном (1927).
    Экологический кризис
    – резкое обострение противоречий в отношениях между обществом и природой, в частности между неконтролируемым быстрым ростом населения и ограниченными возможностями природной среды.
    Экология
    (от греч. oikos – жилище) – биологическая наука, из- учающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней (популяций, видов, биоценозов (сооб- ществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы); это наука о взаимо- отношениях организмов между собой и с окружающей средой. Со- временная экология интенсивно изучает проблемы взаимодействия человека и биосферы.
    Элита
    – система, состоящая из конкретных личностей (лю- дей-творцов), призванных ценностно атрибутировать, адаптировать этнос, придавая ему специфичный культурно-этнической образ.
    Эмиграция
    – выезд из страны в другое государство для посто- янного жительства и получения гражданства.
    Этническая антропология
    – отрасль научного знания на сты- ке этнологии и антропологии, занимающаяся изучением вопросов происхождения этносов, роли условий социальной жизни народов, их образа жизни в различных регионах мира.
    Этническая антропология
    – специальный раздел биологиче- ской антропологий, изучающий историю формирования и специ- фику биологи ческой изменчивости этно-территориальных групп человека и их ге–нетических взаимоотношений. Иногда понимает- ся как синоним расоведения или его раздел.
    Этническая фрустрация
    – психологическое состояние этни- ческой группы или общности, которое характеризуется потерей перспективы исторического развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности.
    Этническая идентификация
    – причисление себя к группе лю- дей определенной национальности.
    Этническая иерархия
    – этногенетически динамичная сопод- чиненность этнических систем разных таксономических уровней
    (рангов).

    136
    Этническая общность
    – любая общность, которая складыва- ется на определенной территории среди людей, находящихся меж- ду собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути культурную специфику и осознание себя отдель- ной самостоятельной группой.
    Этническая парциалия
    – разделение единого этноса на не- сколько более или менее равных частей.
    Этническая регенерация
    – восстановление этнической струк- туры после социальных потрясений.
    Этническая фузия
    – слияние нескольких ранее самостоятель- ных народов, родственных по языку и культуре, в новый, более крупный этнос.
    Этнические обычаи и традиции
    – компоненты психического склада, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.
    Этнические чувства
    – эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим эт- носам и их интересам.
    Этнический контакт
    – процесс взаимодействия двух и более этносов или разных рангов этнической иерархии.
    Этнический конфликт
    – форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этниче- ских различий.
    Этнический маргинал
    – человек, имеющий родителей разной национальности.
    Этнический стереотип
    – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ ка- кой-либо этнической группы или общности, легко распростра- няемый на всех ее представителей (этнический образ); схемати- зированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.
    Этнический темперамент
    – внешнее выражение националь- ного характера; наиболее ярко проявляется в особенностях обще- ния (темп речи, движения, жесты, дистанция и пр.).
    Этнический характер
    – целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.

    137
    Этническое меньшинство
    – часть этноса, отделенная от основ- ного этнического массива и проживающая в иной этнической окруж- ности; не следует отождествлять с малочисленными народами.
    Этническое самосознание
    – осознание индивидами принад- лежности к определенной этнической общности.
    Этническое сознание
    – совокупность ментальных представле- ний этнической общности о своем месте в мире, включающая соци- ально-психологические установки и стереотипы.
    Этничность
    – совокупность характерных, культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.
    Этнография
    (близкое понятие этнология) – историческая дис- циплина, исследующая все стороны традиционной культуры и быта народов мира, их происхождение, историю расселения, передвиже- ния и культурно-исторических взаимоотношений; основной объ- ект – материальная и духовная культура.
    Этнос'>Этнологическое самосознание
    – осознание индивидами при- надлежности к определенной этнической общности как социаль- но-экономической и политической организации.
    Этнос
    – исторически сложившаяся на определенной террито- рии устойчивая совокупность людей, обладающих общими, отно- сительно стабильными особенностями культуры (в том числе язы- ка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в само- названии (этнониме).
    Этнос
    – культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации.
    Этнос (этническая группа)
    – общность людей, объединенная общим самосознанием, языком, идеологией (религией) и элемента- ми культуры. Принципиально отличается от популяции и расы со- циальными критериями отличия, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается частичное совпадение этнических и расовых групп. Иногда понимается как синоним понятию «народ». Иногда отличается от народа как общность низшего ранга, объединенная хозяйственно-культурным типом.
    Этнология
    – наука о поведении животных.
    Этносфера
    – совокупность племен, народов и наций, населя- ющих Землю.

    138
    Этнофор
    – индивид как носитель этнического сознания.
    Язык
    – категория, обозначающая самое существенное из куль- турных образований, выражающих социальную природу человека.
    Язык принято рассматривать в двух основных аспектах: филосо- фо-феноменологическом и лингвистическом. В первом случае речь идет о символической реальности, имеющей собственное бытие, обусловленное необходимостью социального взаимодействия и коммуникации. С этой точки зрения, язык – это развертывающаяся во времени и пространстве активность языкового коллектива, объ- единенного общими социокультурными условиями, обусловленная социальной природой людей, их потребностью и способностью об- мениваться информацией в форме интерсубъективно разделяемых знаков и значений. Во втором случае язык рассматривается, прежде всего, как лингвистическая система, абстрагированная от процес- сов общения и речевой коммуникации. Речь идет об идеально-ти- пических принципах организации вербальных единиц в коммуни- цируемые речевые или письменные тексты. С формальной позиции язык принято представлять в тех основных аспектах, которые от- ражают его интерсубъективностьи стандартизованность: морфо- логия (строение языковых форм), грамматика (способ организации языковых единиц), фонетика (способ звукового выражения языко- вых единиц).
    Языки культуры
    – условное название искусственно создан- ных людьми систем выражения своих переживаний и отношений с окружением. Помимо вербального, можно выделить такие языки, как жестовой, графический, образный, формализованный. Для них характерна возможность разными способами расчленять и объеди- нять представления людей. В сфере социального взаимодействия языки культуры предстают в качестве медиаторов, проводников, средств и среды, позволяющих придавать интерсубъективную, культурную форму интрасубъективному опыту; транслировать со- циально значимые представления и придавать им общезначимый, разделяемый смысл. Различие таких языков обусловлено не только необходимостью выражать разные представления, но и возможно- стью с разных сторон осветить одно и то же представление. Они по- зволяют людям объединять многообразные и изменчивые события и элементы окружения в устойчивые и последовательные целостно- сти, из которых складывается дифференцированный и в принципе упорядоченный жизненный мир.

    139
    Я
    – понятие, выражающее единство и целостность личности с ее субъективной, внутренней стороны; индивид, каким он изве- стен самому себе, каким он видит и представляет сам себе.
    Я-концепция
    – представление индивида о себе, основанное на допущении наличия внутриличностного ядра – «я», отбирающего и интегрирующего значимую и отбрасывающего незначимую для него информацию. Под понятием «я» подразумевается системо- образующее начало в отношениях индивида с окружением.

    140
    ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
    Основная
    1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010.
    2. Баринова Е. Б. Этнопсихология: учебное пособие. – М.: Рос- сийский университет дружбы народов, 2012.
    3. Библер В. C. На гранях логики культуры. – М.: Директ-Ме- диа, 2013.
    4. Галицкий В. И. Современное мировоззрение или филосо- фия реальности. – М.: Директ-Медиа, 2014.
    5. Гобозов И. А. Социальная философия: учебник для вузов. –
    М.: Академический проект, 2010.
    6. Ермаков В. А. Антропология: учебно-практическое посо- бие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011.
    7. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф. О. Ай- сина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина, Н. О. Воскресенская, А. Н. Марко- ва. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    8. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. –
    Минск: Белорусская наука, 2012.
    Дополнительная
    9. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. №№ 1, 2.
    10. Грошев И. В., Краснослободцев А. А. Организационная куль- тура: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2013.
    11. Дубин Б. В. Россия нулевых: политическая культура – исто- рическая память – повседневная жизнь. – М.: Российская политиче- ская энциклопедия, 2011.
    12. Журавлев А. Л. , Ушакова Т. Н. Интеллект, творчество и фор- мирование личности в современном обществе. – М.: Институт пси- хологии РАН, 2010.
    13. Золкин А. Л. Философия: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    14. Ивин А. А. Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека. – М.: Директ-Медиа, 2012.
    15. Камалов Р. М. Введение в культурологию: учебное пособие. – Во- ронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия,
    2011.
    ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

    141 16. Келигов М. Ю. Homo sapiens: преходящий феномен. – М.:
    Академический проект, 2012.
    17. Кошарная С. А. Языковая личность в контексте этнокульту- ры: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014.
    18. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. –
    М.: Академический проект, 2003 19. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебник. – М.: Дашков и Ко,
    2012.
    20. Маслов Д. Н. Проблема личности в социальной психологии. –
    М.: Лаборатория книги, 2012.
    21. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. – М.:
    Институт психологии РАН, 2010.
    22. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской культуры, 2010.
    23. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской культуры, 2010.
    24. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    25. Павловская О. А., Старостенко В. В., Владыковская Л. Н. Ду- ховно-нравственные ценности в формировании современного че- ловека. – Минск: Белорусская наука, 2011.
    26. Пивоев В. М. Этнос и нация: проблемы идентификации. –
    М.: Директ-Медиа, 2013.
    27. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.
    28. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в Рос- сии. – М.: Русский мир, 1997. 532 с.
    29. Яннарас Х. Личность и Эрос. – М.: Директ-Медиа, 2013.
    Интернет-ресурсы
    30. http://www.biblioclub.ru/ – электронная библиотечная систе- ма «Университетская библиотека онлайн».
    31. http://e.lanbook.com/ – электронно-библиотечная система
    «Издательство “Лань”».

    142
    ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................................................................3 1. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА
    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА...................5 2. АНТРОПОГЕНЕЗ: ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ
    ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА..........................................................................12 3. РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
    РАЗНООБРАЗИЕ.........................................................................................22 4. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ......................................29 5. КУЛЬТУРА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ......................................................36 6. ЭТНОС И ЭТНОКУЛЬТУРА.................................................................46 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ИНДИВИДА..............66 8. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ..................................74 9. ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА........................85 10. ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ
    В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ......................................................................92 11. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ...................................................101
    ГЛОССАРИЙ..............................................................................................109
    ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ............................................................140
    СОДЕРЖАНИЕ

    Учебное издание
    Луговая Ольга Михайловна
    СОЦИАЛЬНАЯ
    АНТРОПОЛОГИЯ
    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
    Редактор, технический редактор К. В. Лавренюк
    Компьютерная верстка Н. П. Чивиджева
    __________________________________________________________
    Подписано в печать 12.11.2014
    Формат 60х84 1/16 Усл. п. л. 8,31 Уч.-изд. л. 6,93
    Бумага офсетная Заказ 275 Тираж 30 экз.
    __________________________________________________________
    Отпечатано в издательско-полиграфическом комплексе
    ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
    355029 г. Ставрополь, пр-т Кулакова, 2
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта