Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие
Скачать 0.98 Mb.
|
Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику индивидуального возраста. 2. Выделите основные ипостаси человеческой сущности. 3. Перечислите основные принципы «жизненного пути» человека. Рекомендуемая литература Основная 1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010. 2. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. №№ 1, 2. 3. Гобозов И. А. Социальная философия: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2010. 4. Ермаков В. А. Антропология: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. Дополнительная 1. Келигов М. Ю. Homo sapiens: Преходящий феномен. – М.: Академический проект, 2012. 2. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. – М.: Академический проект, 2003. 3. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010. 4. Павловская О. А., Старостенко В. В., Владыковская Л. Н. Ду- ховно-нравственные ценности в формировании современного че- ловека. – Минск: Белорусская наука, 2011. 5. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. – Минск: Белорусская наука, 2012. 6. Яннарас Х. Личность и Эрос. – М.: Директ-Медиа, 2013. 101 11.1. Понимание смысла жизни и смерти Обретение и удержание смысла жизни. Самые важные для человека переживания связаны со смыслом его бытия. Смысл жиз- ни – это то содержание, которое мотивирует и определяет собой жизнедеятельность человека, приводя его к удовлетворенности жизнью, если результат ее позитивен. Переживания и идеи, связанные со смыслом жизни, суть источ- ник энергии и пусковой механизм человеческой мысли и действия. В человеке живет стремление к самовыражению, самореали- зации, самоутверждению. Это одна из фундаментальных страстей человека. Люди не утрачивают смысла жизни до тех пор, пока видят воз- можность самоутверждения. Смысл бытия человека складывается из системы разделяемых им ценностей. Их обретение и удержание дают ему радость, приятные чувства. Не достижение целей прино- сит раздражение и другие отрицательные эмоции. Кроме того, цель каждого человека – своеобразие. Оно достига- ется с помощью свободы и многосторонности деятельности, и оно же, в свою очередь, создает их. История дает человеку душевную жизнь, и если она несет в себе смысл, то он в принципе может передаться и отдельному человеку. Конечная цель преемственной жизни человеческих поколений есть развитие собственно человеческих – моральных и умственных – задатков и дарований. Вместе с тем смысл истории человечества задается осмыслен- ной жизнью его составных частей – личностями. Более того, ход и содержание исторической эволюции подчас сильно меняются под влиянием «всего только» одной из них. Смыслом жизни каждого представителя человечества являет- ся развитие своих способностей, умений, совершенств. Развитие способностей предполагает совершенствование себя посредством свободно использованного воздействия на нас других людей. И со- вершенствование других путем обратного влияния на них. 11. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ 102 Соучастие в бытии других людей обнаруживает смысл и осно- вание собственного бытия. Чтобы достигнуть своих целей и посто- янно достигать их все больше, мы нуждаемся в способностях, кото- рые приобретаются и совершенствуются только благодаря культуре и труду. Колоссальное значение приобретает также приобщение че- ловека к искусству наслаждения прекрасным. Для большинства современных людей основной мотивацией их жизнедеятельности оказывается труд. Здесь действуют не толь- ко материальные стимулы, но и желание обеспечить себе социаль- ный статус благодаря соответствующему роду деятельности. Работа в настоящее время выступает в качестве символа самостоятельно- сти, социальной полноценности. Наличие у человека смысла жизни во многом определяет его психическое здоровье. Необретенность или утрата смысла жизни личностью нередко является трагедией для нее и опасностью для общества. Создающаяся при этом душевная пустота (скука) заполняется суррогатами смысла жизни, среди них наркомания, наемничество, уголовные преступления, в частности терроризм. Обладание смыслом жизни, т. е. пониманием того, зачем, с ка- кой целью мы проявляем жизненную активность, является потреб- ностью. Но знание смысла жизни не должно уменьшать любви к жизни. Мотивация человеческого поведения в огромной степени связана и с отношением личности к смерти. Поэтому проблема рас- ставания с жизнью имеет сугубо педагогический характер. Смысл жизни раскрывается через понимание жизни, разум- ность жизни, осознанность. Если человек осознает направленность своей жизни, сознательно выстраивает иерархию ценностей, осоз- нает свои возможности и стремится к их реализации, то тем самым он задает смысл своему существованию. Проблема смысла жизни имеет объективную и субъективную стороны и упирается в вопрос о том, находит ли человек смысл сво- ей жизни, сам или он задан человеку изначально, извне. В любом случае жизнь без понимания смысла вызывает у человека состоя- ние психологического дискомфорта, мировоззренческого вакуума. Каждый человек – биологическое существо, представитель Homo sapiens. В этой ипостаси он является носителем жизни и дол- 103 жен стремиться к сохранению и воспроизведению жизни. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразно, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни. К объектив- но-субъективному пониманию смысла жизни приводит осознание человеком принадлежности к конкретно-историческому типу об- щества, стремление наполнить биологическое существование со- циально-значимым содержанием. Для человека важно, чтобы его деятельность была востребована, признана и положительно оце- нена другими людьми. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в различных направлениях (в творчестве, познании, выполнении долга, творении добра). Смерть как мотив поведения. Для подавляющего большин- ства людей свойственно амбивалентное отношение к смерти. «Уме- реть сегодня – страшно, а когда-нибудь – ничего» (В. И. Даль). Между отношением к собственной смерти и отношением к смерти окружающих существует очень сложная, но бесспорная связь. Культурный фон смерти, ее восприятие людьми претерпели в XX в. критическое изменение в большинстве людских сообществ. Прежде торжественный акт расставания души с телом был лишен напряженного и невыносимого трагизма. Смерть воспринималась как естественное событие, обещающее вечную жизнь, а не как аб- солютное зло. Самый характер принятия смерти был в большинстве культур традиционно возвышенным. Общее принятие смерти было разрушено прогрессом совре- менной медицины и быстрым распространением рационалисти- ческого образа мысли. Это привело на протяжении всего только нескольких десятилетий к поразительному изменению отношений людей к смерти. Место прежнего восприятия смерти как чего-то естественного заняло отношение к ней как к результату плохого лечения или не- счастного случая. Смерть стала бедой, не сулящей вечного суще- ствования души. Страх смерти заставляет людей не думать о ней. В результате человек остается неподготовленным к окончанию своего земного пути, растерянным и жестоко страдающим. 104 Легкомысленное отношение к гибели людей способствует ста- новлению преступного образа мыслей. Если человек убежден, что после смерти соседки ничего осо- бенного не произойдет, а «одной копейкой меньше станет», то ведь это отношение к смерти соседки связано и с его собственным исчез- новением. Сказанное не означает, впрочем, что актуальные убийцы с такой же легкостью расстаются с собственной жизнью, с какой они отнимают жизнь у других. Часть молодых людей находит избавление от страха смерти или ослабление его в игре со смертью. Так, на войне смотрят на смерть только как на потерю жизни, и гибель составляет предмет не большего отвращения, чем жизнь – предмет желания. Вследствие этого страх смерти ослабевает, наде- жда, что избегнешь ее, усиливается, и человек привыкает идти без сопротивления навстречу смерти. А на другом полюсе – жажда смерти. Человек стремится к смер- ти, когда не нужно усилий воли для того, чтобы умереть, когда не нужно преодолевать ни страха, ни боли, когда жизнь для него мука. Если бы это было не так, то самоубийц среди молодежи было бы очень мало. Человеческая жизнь разворачивается во времени. Время, эпо- ха, содержание ее – все это накладывает печать на человека, запе- чатлевается в нем. Человек есть промежуточный и окончательный продукт исто- рии своей жизни. Вот почему изучение биографии человека – луч- шая из диагностических методик, как показал Вильгельм Дильтей (1833–1911, Германия). Амбивалентно отношение человека ко времени его бытия, к его настоящему, прошлому и будущему. Он пытается жить здесь и сей- час, но одновременно ничто неважно для человека, если не направ- лено в завтрашний день. Дети предвкушают будущее и торопят его, словно оно опаз- дывает. Взрослые призывают прошлое и стараются его вернуть, словно оно ушло слишком рано. «И те и другие склонны пренебре- гать тем единственным временем, которое им действительно дано» (Б. Паскаль). 105 11.2. Смерть как экзистенциальный и культурный феномен Проявление основных феноменов существования людей трак- туется так: игра расположена в начале линии жизни, любовь – на ее вершине, смерть – в конце. Отношение к смерти определяет формы всех религиозных культов, входит в содержание многих философских доктрин, яв- ляется предметом крупных научных направлений в психологии, психиатрии, антропологии и демографии. В рамках же феномено- логической социологии смерть понимается как одна из пяти основ- ных экзистенциальных констант, определяющих линию существо- вания человека в социальной среде (труд, любовь, доминация, игра и смерть). Соотнося смерть и культуру, можно отметить, что смерть есть природный, в некультурный феномен, поэтому в самой культуре такая внеположенность воспринимается в ауре непостижимой за- гадочности, а ее трагизм для отдельной личности начинает ощу- щаться лишь в связи с обострением чувства личного бытия, осоз- нания ею себя как неповторимого существа. В Древнем Египте вопрос о смерти и отношении к ней решал- ся просто: земная жизнь человека представлялась как подготовка к загробному бытию. В социальной жизни господствовал культ мерт- вых (построение и украшение величественных гробниц, огромных пирамид, возникновение и расцвет искусства бальзамирования). На Востоке (Япония) существовал культ предков, в основе кото- рого лежала убежденность людей в том, что человек продолжает свою жизнь в потомках и умирает лишь тогда, когда его род прервется. В мировых религиях, возникших позже, появляется уже и тема ответственности человека за поступки в земной жизни, и тема спа- сения (после смерти душа попадает в рай или ад в зависимости от деяний личности), поэтому можно считать, что страх человека пе- ред смертью религиями используется в качестве регулятора земной жизни. В эпоху Возрождения и Просвещения акцент в вопросе о смер- ти начинает переноситься из сферы веры в область разума и ма- териалистического понимания. Так, Спиноза считал, что «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». 106 Понятие «судьба», обязанное своим появлением осознанию че- ловеком конечности своего существования, имеет, наоборот, широ- кое хождение и множество значений: – то, что суждено (в целом это назначенное, предсказанное свы- ше, связанное с роком, участью, долей, уделом человека); – судьба (свойственно лишь русскому языку и означает, что «судьба» связана не только с предуказанием, но и с осознанным, об- думанным). Существует нюанс в у потреблении слов «рок» и «участь», это связано с представлениями о таинственной внешней силе, распо- ряжающейся жизнью конкретного индивида, а также «жребий» – с пониманием того, что каждый может стать кузнецом своего сча- стья, т. е. судьбы. Социологические исследования С. Б. Борисова установили, что до 70 % респондентов в той или иной форме признают бытие души после смерти. До 40 % опрошенных придерживаются позиции пе- реселения душ в другое тело. Отвергают бытие после смерти лишь 9 %. Религиозной позиции придерживаются 16 %, а научно-фанта- стической версии жизни души – 12 % респондентов. В этих показателях тревожит факт утраты частью молодежи чувства ответственности за земную жизнь. Лишь 15–19 % ожидают попадания в рай или ад в зависимости от земной жизни человека, остальные не испытывают тревоги за свое земное существование. 11.3. Естественно-научное объяснение эволюции труда человека Предыстория современного человека насчитывает около 6 млн. лет. Можно утверждать, что в течение этих миллионов лет человек «выходил» из животного мира. Анализ наблюдений за сообще- ствами приматов позволяет утверждать, что им присуще следую- щее: адаптивная гибкость через научение (некоторое преодоление инстинктов); пользование простейшими орудиями, находимыми в природе; наличие примитивных коммуникативных систем (сиг- налы тревоги, брачные церемонии, приемы обучения младших и т. д.); охота и собирательство. Приматам присуща также способность к ответным реакциям на изменения и требования окружающей сре- ды (изменения климата, рельефа, флоры и фауны в среде обитания). 107 Такая заданность фиксируется системой инстинктов, регулиру- ющих поведение животного, и начатками мышления, позволяющи- ми поступать адекватно ситуации, но в рамках тех же инстинктов. Существует нечто отличающее человека от животного – его способ- ность к деятельности, в первую очередь трудовой. Двигателями эволюции человека в истории явились: естествен- ный, в том числе половой отбор, возникновение труда и его разде- ление, опосредованные развитием сознания и языков. Складывает- ся мир знаков и их значений, удвоение мира ведет к формированию основ культуры общности, к более эффективному взаимодействию с природой и другими общностями. Люди начинают «входить» в природу на основе ее эмпирически установленных законов, но в направлении своих, уже осознаваемых интересов. Эволюцию труда можно понять лишь при условии, что под трудом надо понимать не только деятельность, направленную на природу, но и деятельность, осуществляющую социальное и ху- дожественное конструирование реальности, т. е. созидание обще- ственного устройства в его политических, экономических и куль- турных аспектах. Контрольные вопросы 1. Каковы смысл и ценности жизни человека? 2. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Рекомендуемая литература Основная 1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – М.: НГТУ, 2010. 2. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010. 3. Библер В. C. На гранях логики культуры. – М.: Директ-Медиа, 2013. 4. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф. О. Ай- сина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина, Н. О. Воскресенская, А. Н. Мар- кова. – М.: Юнити-Дана, 2012. Дополнительная 1. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. №№ 1, 2. 108 2. Галицкий В. И. Современное мировоззрение или философия реальности. – М.: Директ-Медиа, 2014. 3. Гобозов И. А. Социальная философия: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2010. 4. Ермаков В. А. Антропология: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. 5. Золкин А. Л. Философия: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. 6. Ивин А. А. Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека. – М.: Директ-Медиа, 2012. 7. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. – М.: Академический проект, 2003. 8. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. 9. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010. 10. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской культуры, 2010. 11. Павловская О. А., Старостенко В. В., Владыковская Л. Н. Ду- ховно-нравственные ценности в формировании современного че- ловека. – Минск: Белорусская наука, 2011. 12. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. – Минск: Белорусская наука, 2012. 13. Яннарас Х. Личность и Эрос. – М.: Директ-Медиа, 2013. 109 Авторитет – добровольное признание частью (группой) лю- дей достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них. Авторитарность – стиль поведения и отношение к другим людям, характеризующийся доминированием, давлением на дру- гих, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью. Легко перерастает в командование, единоначалие, волюнтаризм. Агрессия – поведение, характеризующееся угрозой или при- менением насилия и направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, уничтожения другого человека, материальной или духовной ценности. Агрессивность – тип поведения, обычно проявляющийся в си- туациях конкуренции, который связан с возможным нанесением повреждений сопернику, а также с установлением определенного иерархического статуса, превосходства, получением доступа или права в отношении определенной территории. Может принимать форму насилия. Адаптация – приспособление (физиологическое, психологи- ческое, деятельностное, социально-поведенческое) к измененным внешним условиям. Адаптация социокультурная – активный способ взаимодей- ствия человека с окружением, в ходе которого человек приспосабли- вается к нему или приспосабливает его элементы к своим нуждам; в результате формируется жизненная среда, характеризующаяся относительно высокой степенью устойчивости и предсказуемости. Адаптация этническая – приспособление индивида или груп- пы к условиям этнической среды. Антропогенез – процесс биологической эволюции предше- ственников современного человека и происхождения Homo sapiens. Помимо этого, антропогенезом принято называть область физиче- ской антропологии, изучающую процесс биологической эволюции человека. |