Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие
Скачать 0.98 Mb.
|
Этническая культура – это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедея- тельности. Главным здесь является функциональный аспект куль- туры, понимание ее как активного механизма, облегчающего чело- веку жизнь в окружающем мире. Этнос можно понимать как общество, являющееся носителем определенной культуры. Культура понимается как функционально обусловленная структура, изменяющая внутри себя явно выражен- ные механизмы самосохранения даже в меняющихся культурно-по- литических условиях, способствующие как адаптации своих членов к внешнему (природному и культурно-политическому окружению), так и приспособлению внешней реальности к своим нуждам и по- требностям. В 1954 г. американский исследователь Дж. Хонигман попытал- ся дать целостное представление о школе «Культура и личность», которая к этому времени уже пережила пик своей популярности. Основным методом исследования в рамках этого направления было длительное интенсивное наблюдение. Этнолог проводил полевые исследования, которые могли длиться годами: «Он готов отказаться от прелестной цивилизованной жизни и подвергнуться на месяцы всем неудобствам и неприятностям жизни среди людей, манеры, методы санитарии и образ мышления которых ему чужды. Он готов изучать их язык, погрузиться в их нравы, проникнуть в их культуру всей душой так, чтобы сопереживать их антипатиям и радоваться их триумфам». 52 Мы все время говорим о различиях между культурами, но ис- следователи пытаются выделить и культурные универсалии, т. е. черты культуры, свойственные всем народам. Например, повсюду на Земле в той или иной форме существуют религиозные обряды, совместный труд, танцы, образование, спорт, приветствия и т. д. Но дело в том, что формы проявления этих культурных универсалий могут сильно различаться: приветствуя друг друга, люди в разных культурах пожимают руки, целуются, трутся носами или ложатся ничком на землю. Особое место среди причин разнообразия куль- тур занимают объективные условия природной среды и географи- ческого положения, которые включают ландшафт, климат, флору, земельные угодья, полезные ископаемые и т. д. Мы не можем найти двух разных этносов с абсолютно одинаковыми культурами: каза- лось бы, русские, живущие в разных областях, но их жилища, ко- стюмы, песни и танцы различаются. 6.3. Факторы формирования, уровни и функции этнической культуры Этническая культура остается важнейшей частью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе, и вести себя со- ответствующим образом. Исходной точкой и основными признаками формирования эт- нической культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждаю- щие их жить и действовать коллективно. Культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он не обладал, не в состоянии ос- воить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практиче- ской жизнедеятельности. Большинство же остальных составляю- щих своего культурного опыта человек усваивает в опосредован- ном виде. И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества. 53 Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фолькло- ре. На формирование этнической культуры оказывают влияние при- родные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Географический фактор. Географическая (природа) среда – не- пременное условие возникновения этноса и его функционирования (климат, природные условия, хозяйственные традиции народов, ха- рактерные особенности географической среды и т. д.). Языковый фактор. В формировании каждой этнической куль- туры, важную роль играет язык этноса (каждый народ создает свою картину мира на основе языка). Религиозный фактор . Общественное значение религии в фор- мировании этнической культуры (народы, говорящие на одном и том же языке, являются разными народами, и это во многом вызва- но различиями в религии). Этнический фактор. Важным элементом этнической куль- туры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его соседи (народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «кальере», латыши – «криеви», финны и эстонцы – «вене», турки – «казак»). Психический фактор. Важным элементом этнической культу- ры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным обра- зом в действиях и соответственно обнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различных видах народ- ного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке. Национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Вместе с тем, рассматривая этническую культуру, следует вы- делить два уровня – традиционно-бытовой и профессиональный. Традиционно-бытовая культура – это обыденная жизнь лю- дей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические по- требности, потребность в общении и т. д. Он ест, одевается, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспи- тывает детей. Именно в семье человек с самого детства впитывает 54 в себя этнические стереотипы, которые и формируют из него пред- ставителя определенного этноса. Профессиональная культура – это искусство, наука, литерату- ра, философия и т. д. Все эти сферы также довольно тесно связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а на осознанном уров- не служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии. Очень важную роль играет фольклор, если он соот- ветствующим образом осмыслен в профессиональной культуре. Однако в составе культуры даже самых цивилизованных наро- дов все же обнаруживаются этноспецифические элементы культу- ры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значитель- ный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены. Культура есть внебиологически выработанный (незакреплен- ный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельно- сти. Комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватные формы объяснения феноме- на этнической культуры как совокупности присущих этносу спо- собов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятель- ности. Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адаптивного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире. По вопросу о функциональном назначении культуры в боль- шинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой функции современной культуры таковы: 1) инструментальная – создание и преобразование окружаю- щей среды; 2) функция инкультурации – создание и преобразование само- го человека; 3) нормативная – создание системы средств организации кол- лективной жизни; 4) сигнификативная (знаковая) – «означивание», т. е. форми- рование имен и названий, благодаря которому осуществляется умственные и эмоциональные действия человека. Если какое-то явление или предмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют; 55 5) познавательная, которая дает возможность человеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной; 6) коммуникативная, обеспечивающая передачу этнокуль- турной информации в диахронном срезе (между поколениями) и в синхронном, обеспечивая пространственную стабильность и культурную интегрированность. Эти функции осуществляются с помощью вербальных (словес- ных) средств передачи информации и невербальных средств и атри- бутов. Все эти этнические функции культуры служат важнейшей цели – психологической защите индивида, дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать. Таким образом, этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса, среди которых можно выделить специфические и неспецифические. Специфические механизмы направлены на преодоление кон- кретной угрозы извне. Угроза маркируется – получает название, и тем самым вписывается в иерархию бытия – определяется способ защиты от данной угрозы (ритуальное или реальное действие). При- ведем в качестве примера знакомую всем ситуацию. Каждый из нас хоть раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом болезненные ощущения и чувство слабости и беспомощности были не единственным, что мы при этом испытывали. Обычно в таком состоянии в голову при- ходят разные неприятные мысли, в том числе и о возможном смер- тельном исходе болезни, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать (в данном случае дело обстоит прямо по Дж. Джерому: его герои читали медицинскую энциклопе- дию и нашли у себя все болезни, кроме родильной горячки). Ощу- щение неясности своего будущего значительно ухудшает общее со- стояние. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает соответствующее лечение, что снимает психи- ческое напряжение: угроза нашей жизни получает название (имя) и тем самым вписывается в нашу картину мира, что автоматически дает нам возможные средства борьбы с этой угрозой. Неспецифические механизмы – это сама этническая культура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схема космоса, 56 та призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образ мироздания. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию, а также в поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса осознается фрагментарно, в полном же объеме она остается достоянием немногих специалистов-куль- турологов. Мы уже выяснили, что основой этой картины мира яв- ляются этнические константы, составляющие центральную зону культуры и лежащие в бессознательном слое психики каждого чле- на этноса. Фактом сознания является не содержание этнической картины мира, а ее наличие и целостность (вернее, представление о ней как об упорядоченной и гармоничной, так как объективно она необходима для себя самой и внутренне противоречива). Эта картина не будет одинаковой у всех членов этноса, так как внутри этноса всегда существует множество социальных групп и слоев, чьи цели и интересы будут противоречить друг другу, а значит, вести к формированию различных картин мира. Кроме того, картина мира неизбежно будет меняться со временем. Но любые этнические картины мира (внутри одного этноса) при всем их внешнем несход- стве будут иметь общие этнические константы-аксиомы. Как действует защитный механизм этнической культуры? Ка- ковы уровни адаптации этноса к окружающей среде? Об этом гово- рит в своей концепции С. Лурье. Во-первых, в качестве защитного механизма используется сама этническая культура – такая первичная систематизация мира, кото- рая дает принципиальную возможность действовать. Это связано с формированием центральной зоны культуры, содержанием кото- рой являются этнические константы, т. е. с формированием пласта этнического бессознательного. Во-вторых, это адаптация центральной зоны культуры к кон- кретным условиям существования этноса, что связано с кристалли- зацией вокруг центральной зоны инвариантов этнической картины мира, что способствует самоконструированию этноса. В-третьих, это искаженное восприятие членами этноса реаль- ности, невосприимчивость их к информации, противоречащей со- держанию этнических констант (можно смотреть, но не видеть). При столкновении с опасностью этнос первым делом старает- ся вписать ее в уже существующую картину мира, часто закрывая глаза на имеющиеся между ними несоответствия. Это связано с вы- 57 сокой устойчивостью этнической картины мира. Когда реальность слишком явно не укладывается в эту картину, тогда традиционное сознание этноса начинает распадаться. Это означает, что этносу нужно сформировать новую картину мира, сохраняя в неприкос- новенности центральную зону культуры. Будучи не в силах изме- нить мир, этнос меняет себя. Начинается период смуты, который есть кризис самоидентификации. Нужно по-новому истолковать факты реальности, приписать им новый взгляд на себя – это позво- ляет сохранить столь необходимый для этнической культуры и вы- полнения ее защитной функции баланс добра и зла в картине мира. А затем вокруг этих ключевых объектов реорганизуются и все дру- гие объекты реальности. Естественно, что изменение ключевых значений этнических констант происходит не сразу и не на пустом месте. Мы уже гово- рили, что этнос внутри себя культурно и социально стратифициро- ван, в любом этносе есть конфликтующие группы, которые связаны между собой через центральную зону культуры. Именно эти груп- пы и представляют спектр возможных изменений этнической тра- диции в переломные моменты существования этноса. Победа одной из этих групп во многом зависит от личностного фактора внутри этноса: всегда есть люди, которые основные детерминанты куль- турной традиции выбирают для себя сами, т. е. их сознание менее детерминировано, чем у большинства членов этнической группы. И хотя выбор происходит на бессознательном уровне, именно эти люди определяют будущее своей этнической группы. В результате такого активного пути развития этноса образует- ся новая картина мира, в которой адекватно узнается изменившая- ся реальность. На этой базе идет новое самоконструирование этно- са как взаимодействие его социальных групп, имеющих различные ценностные ориентации. Ценностные ориентации победившей группы станут ценностными ориентациями всего этноса. Возможен также пассивный путь изменения этнической карти- ны мира. Он связан с созданием дополнительных заслонов между миром и этносом, позволяющих большей части этноса вообще иг- норировать изменение условий его существования (турецкие кре- стьяне, которые считают, что по-прежнему живут в великой импе- рии и ориентируются на традиционные ценности: коллективизм; культ армии, идею превосходства). 58 6.4. Управление межнациональным конфликтом (меморандум Кона) В ноябре 1993 г. на конференции в г. Кона на Гавайских остро- вах были разработаны рекомендации по управлению этническими конфликтами, называемые «Меморандум Кона». Современные научные данные говорят о том, что этническая (национальная) принадлежность является продуктом политиче- ской, культурной, религиозной и языковой истории общества, его традиций, обычаев. Этническая принадлежность и борьба за наци- ональное самоопределение сыграли в истории двойственную роль: а) ведущего фактора в падении империализма, тоталитаризма и утверждении прав и свобод личности; б) причины разрушительных конфликтов, унесших жизнь миллионов и причинивших огромный ущерб, а также оправдания ущемления прав и свобод личности «во имя нации» и установления деспотических режимов. Конфликт есть разновидность социального взаимодействия. Источником этноконфликта могут выступать дискриминация, эт- ноцентризм. Даже драку можно рассматривать как модель этнического кон- фликта, где каждая сторона сама устанавливает для себя правила. В итоге получается беспредел, и лишь силовое давление третьей сто- роны может его прервать (иначе он может тянуться десятки лет и привести к полному истощению сил противоборствующих этносов). Этноконфликт имеет четыре фазы (периода): латентный пери- од, проявление конфликта, активное течение конфликта, послед- ствия конфликта. Латентный период. Период, наиболее благоприятный для пре- дотвращения конфликта. Во избежание конфликта властям следует: – укреплять принцип единого и полного гражданства для всех жителей. Надо вовлекать национальные меньшинства в процесс принятия и исполнения законов, т. е. снять подозрения в неспра- ведливости; – вновь образованным государствам надо начинать с нулевого варианта гражданства, т. е. все живущие на территории государства должны получить гражданство. Это требование нарушено в неко- торых государствах по отношению к русским, что чревато этниче- ской напряженностью; 59 – осуществлять социально-экономическую политику, направ- ленную на улучшение жизни и повышение статуса групп, ранее подвергавшихся дискриминации; – включать в программы учебных заведений знания об опас- ностях этнических предрассудков, в том числе и в собственном со- знании; – повышать ответственность журналистов (вплоть до уголов- ного преследования), пишущих на этнические темы: формулировки этнических процессов должны быть точными, без угроз и обозначе- ния врага; необходимо гласно обсуждать конкретные вопросы без подстрекательства и агрессивности. Особая роль принадлежит международным организациям: не- обходимо соблюдать объективность в освещении и оценке собы- тий, сборе данных о поджигателях этнических войн для предания их со временем суду Международного трибунала. Проявление конфликта. Этническая напряженность не всег- да переходит в состояние войны. Война – прямое следствие прене- брежения мерами, необходимыми в латентный период конфликта. Действия властей: – укреплять общественный порядок. Необходимо создавать специальные полицейские отряды, усилить требования к дисци- плинированности частей, ограничивать подстрекательскую про- паганду, тщательно следить за сохранностью и движением оружия. Подстрекательство и участие в уличных беспорядках должны на- казываться по всей строгости закона, а вынесенные приговоры неукоснительно выполняться. Одна из ошибок – вынесение после конфликта мягких, условных приговоров зачинателям, которые ощущают в этих случаях, что ничем лично не рискуют; – содействовать распространению точной и непредвзятой ин- формации о конфликте в прессе. |