Социальна антропология. Социальная антропология_Луговая. Антропология учебное пособие
Скачать 0.98 Mb.
|
Контрольные вопросы 1. Перечислите основные концепции истории и теории циви- лизации. 2. В чем заключается своеобразие России согласно евразийской цивилизационной модели? 3. Какая модель цивилизации (культуры) подходит к России в наибольшей степени? Аргументируйте свой выбор. Рекомендуемая литература Основная 1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новочеркасск: НГТУ, 2010. 2. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. – М.: Академический проект, 2003. 3. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. – Минск: Белорусская наука, 2012. Дополнительная 1. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010, №№ 1, 2. 2. Галицкий В. И. Современное мировоззрение или философия реальности. – М.: Директ-Медиа, 2014. 3. Гобозов И. А. Социальная философия: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2010. 4. Золкин А. Л. Философия: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. 5. Ивин А. А. Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека. – М.: Директ-Медиа, 2012. 6. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010. 8. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010. 22 3.1. Человек как биосоциальное существо Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, это субъект и продукт общественно-исторической деятель- ности и культуры. Человек как воспитатель и воспитуемый изучается сегодня в контекстах разных стран, культур, в различные исторические эпохи. Педагогическая антропология становится общепризнанным вместилищем фило- и онтогенетических предпосылок воспитания. Педагогическая антропология нацелена на то, чтобы узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого. Воспитание предполагает проникновение в природу человека, постижение его сущности. Оно обязано исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогическая антропология стремится понять, как очеловечивается человек, и как люди разно- го возраста влияют друг на друга? Как мы можем воспитываться на разных этапах жизни? Каковы причины и процессы становления личности? Каков характер различных групп, и как личность взаи- модействует с ними? Человек – плод присвоения культуры, благодаря которой он способен включиться в человеческое сообщество, а культура на- коплена исторически. Человек становится человеком, присваивая исторические пласты культуры. История – лаборатория человековедения вообще и педагоги- ческого человековедения более всего. История позволяет нам рас- сматривать огромное многообразие человеческих характеров. Она показывает, как раскрывалась внутренняя природа человека в об- щении с другими людьми и естественной средой, как человечество развертывало свои силы и познавало их. Незаметное воспитывающее воздействие на каждого челове- ка оказывают все формы жизни: материальные условия, религия, обычаи, политика, суды, нравы, трудовая деятельность, традиции. Поэтому воспитание и обучение неотрывны от образа жизни лю- дей, а педагогическая антропология – от изучения их исторических типов. 3. РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ 23 Природа человека согласуется с природой мира. Иначе человек разумный был бы враждебен системе мира и не смог бы выжить. Как часть и отражение Вселенной, он так же закономерен, как и сам универсум, мир в целом. Человек есть воплощенное единство общего, особенного и от- дельного в их различном сочетании: – под общим понимаются обязательные проявления и свойства человека – это родовое, общечеловеческое, всемирно-историческое, инвариативное; – под особенным – изменчивое, присущее определенным эпо- хам, сообществам, группам или профессиям; – под отдельным – неповторимо индивидуальное, уникальное, характерное исключительно лишь для данной личности, законо- мерно ей свойственное; – под их единством – неотчуждаемая сущность человека как такового. Общее, особенное и отдельное в человеке, в его истории и в истории его познания целостно и неразрывно. 3.2. Антропогенез: влияние природных и социокультурных факторов на эволюцию человека Антропогенез (от греч. anth ropos – человек и genesis – рожде- ние) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Древней- шие люди появились в начале четвертичного периода, несколько миллионов лет назад. Основными предпосылками антропогенеза послужили такие отличительные признаки обезьян, как высокое развитие основных проявлений двигательной активности; предель- ная в животном мире подвижность кистей, особенно пальцев пе- редних конечностей, и способность к выполнению весьма сложных хватательных движений; бинокулярное зрение, преобладающее над обонянием и функционирующее в сочетании с движениями передних конечностей и их кожно-мышечной чувствительностью. Приматы – предки человека – перешли к наземному образу жиз- ни и двуногому хождению. В результате этого передние конечности освободились от функции передвижения, и основной их функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудий- ных действий и дальнейшее повышение уровня психической дея- 24 тельности. На этой основе зародились первые, хотя и примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия, характери- зующиеся применением специально изготовленных орудий труда. Совместный труд породил первые общественные отношения, а за- тем членораздельную речь и сознание, оказавшие, в свою очередь, большое обратное влияние на процесс становления современного человека (Ф. Энгельс). В целом антропогенез характеризуется не столько морфологическими преобразованиями (изменением стро- ения непосредственных предков человека), сколько качественными изменениями поведения и психики и установлением принципиаль- но новых отношений к окружающему миру. Существуют два понятия – филогенез и онтогенез – это про- блема происхождения человека и его сознания. Имеются различные подходы к решению этой проблемы. Одна представляет собой со- временные научные представления о социальном происхождении первобытного человека, другая – гипотезы о происхождении чело- века. Филогенез – развитие человека в ходе его развития в истории как человека. Онтогенез – процесс индивидуального развития человека от его рождения до смерти. Существует множество взглядов на происхождение человека. Основными версиями происхождения человека являются: 1. Бог создал по своему образу и подобию – религиозная версия. 2. Преобразование под его влиянием тела обезьяны в человека – версия Ф. Шеллинга. 3. Идея о пришельцах из космоса – версия В. М. Бехтерева. 4. Человек произошел от общего предка с обезьянами в резуль- тате труда – работа Энгельса. Академик Н. Н. Моисеев дает некие объяснения происхож- дения человека в эпоху палеолита: около трех млн лет назад тем- пература начала понижаться, тропические леса уменьшались, и телантропитек был вынужден выйти в саванны. Он был не конку- рентным в тропиках. Н. Н. Моисеев считает, что на этих этапах вы- живали находчивые особи. В этих условиях развитие мозга носило взрывной характер, после которого человек начал овладевать огнем и другими вещами. Далее человек организовывает орды, чтобы за- щищаться от более сильных животных. 25 Процесс становления человека из австралопитека начинается приблизительно 15 тыс. лет назад. Кроманьонец уже не уступает современному человеку, у него такой же объем мозга и другие возможности организма. На данном этапе развития у человека возникает табу (запрет) на убийство себе подобных и на браки с близкими родственниками – это были зачат- ки нравственности. В это время зарождается конкуренция между ордами. По мне- нию Н. Н. Моисеева, постепенно возникают орудия труда, и посте- пенно появляется потребность в передаче информации. Более вы- сокой степенью развития является степень передачи информации другим поколениям. 30–40 тыс. лет назад естественный набор прекратился, и за счет этого у человека возникает развитие внутреннего мира. Именно в период палеолита человек уже сформировался. Сам палеолит был 1,5 млн лет назад. Версия Н. Н. Моисеева заключается в том, что был классиче- ский неандерталец, и от него пошло две ветви, одна из которых ту- пиковая, неандертальцы возникают в одно время с кроманьонца- ми. Но неандертальцы в будущем прекращают свое существование. И поэтому он считает, что неандертальцы были агрессивны, поэ- тому не дали возможности развитию своим предкам. Это подтвер- ждают раскопки: многие раскопанные черепа были проломлены. С точки зрения А. Н. Милюкова, первые были астралопитеки, которые появились более 5 млн лет назад на юго-востоке Африки, после чего расселились. Он считает более реальной версией ту, что реальный предок человека жил 15–20 млн лет назад, и 4–6 млн лет назад произошло расщепление. По его мнению, объем мозга астра- лопитека составлял 400–500 мл, он был прямоходящий, ловкий и умелый, жил семейными группами. В мире существует две теории появления человека: МОНОЦЕНТРИЗМ – теория происхождения человека совре- менного вида (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древних людей. ПОЛИЦЕНТРИЗМ – теория происхождения человека совре- менного вида (Homo sapiens) и его рас в нескольких районах земно- го шара от разных форм древних людей. Большинством отечествен- ных антропологов эта теория не принимается. 26 3.3. Особенности формирования индивидуальных свойств в личности (генотип и фенотип) Существует удивительное сходство между людьми. Оно состав- ляет «человеческую природу», которая всех нас объединяет и отли- чает от других живых существ. Но наш повседневный опыт убежда- ет в том, что между людьми есть огромное количество различий: мы даже внешне различаемся (по росту, весу, цвету волос и кожи, чер- там и выражению лица, осанке, походке и т. д.). Такое разнообразие людей заложено в биологии человека – мы рождаемся с разными генами. Биология человека является источником разнообразия лю- дей потому, что именно она создала и возможность человеческого общества, и его необходимость. Дети рождаются беспомощными существами, и нужна социальная организация производства пищи, жилища, одежды и т. п., защиты слабых и получения знаний о мире для выживания людей. Поэтому разнообразие людей возможно лишь через общество. Возникает проблема соотнесения биологиче- ской изменчивости, которую люди наследуют от своих родителей, с влияниями среды. Итак, вниманием антропологии стала наследственность и сре- да. Существуют даже утверждения, что различия в IQ (коэффици- енте интеллекта) на 80 % определяются генами и на 20 % – средой. Однако такой подход некорректен. Попытки определить внешние и внутренние причины идут еще от Р. Декарта, представлявшего себе человеческий организм как машину. Дробление организма на части дало положительные результаты, например в медицине (появление профессий хирурга, терапевта, невропатолога, окулиста и т. д.). Но возникли вопросы: почему каждый организм является субъектом постоянного изменения на протяжении всей жизни? Почему орга- низм в каждый момент времени находится под совместным влия- нием гена и среды? Внешняя изменчивость человека является про- дуктом общества, а именно: половые и географические, расовые и этнические различия обретают в обществе социальные формы в результате развития общественного разделения труда и распреде- ления видов труда среди людей по родовитости, собственности или способностям. Основным различием с точки зрения генетики, являются раз- личия между генотипом (программой эволюции организма) и фе- нотипом (всеми проявлениями организма). 27 До недавнего времени в научной литературе уделялось вни- мание генотипу человека как источнику девиантного поведения. Считалось, что при социализме исчезают социальные факторы пре- ступности. Однако резкий рост преступности при изменении со- циально-экономических и политических условий свидетельствует о слабой связи личности с ее генами, решающим фактором высту- пают социальные условия. Способности людей, которые изменя- ются тестом IQ, подтверждают подготовленность человека, нежели его природные данные, а это зависит от социокультурных условий социализации конкретного человека. Возникает вопрос о наследственности тех или иных свойств и проявлений человеческой личности. Возникает дилемма: природа или воспитание. Наследственность в ее обыденном значении пони- мается как «нечувствительность к условиям среды». Значит, свойства личности связаны и с природой, и с воспита- нием. Эти факторы не разделяются как формы развития: врожден- ное не означает генетическое. Генотип – совокупность всех генов данного организма, его ана- томических, функциональных и поведенческих особенностей, обу- словленных наследственным, генетическим фактором. Фенотип – совокупность сформировавшихся в онтогенезе всех свойств и признаков организма, обусловленных генетически- ми и средовыми факторами. Фенотипы представляют собой продукты взаимодействия ге- нетической инструкции с условиями ее реализации. Они даются взаимной связью и поддержкой генотипа и среды. Фенотипическое значение всякого рода признака у конкретно- го человека, объем, характер и черты этого признака являются ре- зультатом взаимодействия генотипа со средой. По наследству передается не конкретное выражение фенотипа, а индивидуальная форма, вид реакции данного генотипа на данную среду. Поэтому реализация генотипа существенным образом зави- сит от негенетических факторов. Контрольные вопросы 1. Какова природа человека? 2. Какие факторы обусловливают человеческое разнообразие? 3. Каковы различия между генотипом и фенотипом? 28 Рекомендуемая литература Основная 1. Антипов Г. А., Михайлов Д. А. Социальная антропология: учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2010. 2. Ивин А. А. Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека. – М.: Директ-Медиа, 2012. 3. Кравченко А. И. Социальная и культурная антропология. – М.: Академический проект, 2003. 4. Михайлов Я. В. Человек в мире. – М.: Языки славянской куль- туры, 2010. 5. Тегако Л. И., Зеленков А. И. Современная антропология. – Минск: Белорусская наука, 2012. Дополнительная 1. Вестник Московского Университета. Серия 23. Антрополо- гия. 2010. №№ 1, 2. 2. Галицкий В. И.. Современное мировоззрение или философия реальности. – М.: Директ-Медиа, 2014. 3. Гобозов И. А. Социальная философия: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2010. 4. Золкин А. Л. Философия: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. 5. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. 29 4.1. Повседневность как мир опыта Повседневное – это привычное, обычное и близкое. Это тот жиз- ненный порядок, в котором каждый человек, кем бы и каким бы он ни был, ориентируется свободно. Повседневное – это сфера человече- ского опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и ос- мысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Повседневность – это один из миров опыта, для которого ха- рактерны следующие черты: а) бодрствующее напряженное внимание к жизни; б) воздержание от всякого сомнения в существовании мира; в) преобладающей формой активности является трудовая дея- тельность. В трудовой деятельности присутствуют и физические прояв- ления, и свойство созерцающей рефлексии (обзор результатов дей- ствия), и деятельность воображения (проектирование действия). В повседневном нет труда, мотивированного окружающим миром и, в свою очередь, воздействующего на его объекты, нет характер- ного для повседневности долженствования, в силу чего и внимание к жизни ослаблено, а бодрствующая установка заменяется созерца- тельной, воображающей. Практикуется воздержание от суждения о существовании объ- ектов мира фантазии. Все воображаемые образы имеют право на существование в этом безграничном мире. Главный принцип повседневности – принцип правдивости. Принцип правдивости утверждается трудовой активностью людей. В мире фантазии обнаруживается дефицит деятельности (личностной и социальной). Это доказывает то, что этот мир явля- ется трансформацией мира повседневности. Это не изолированная, а равноправная реальность, поэтому в искусстве главным принци- пом остается принцип жизнеподобия. В повседневной жизни людям приходится изобретать, созда- вать свой мир. В «своем» мире люди участвуют и своим внешним планом (деятельностью, поведением), и внутренним (духовно-пси- 4. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ 30 хическим) миром. Внутренняя жизнь стремится быть согласован- ной с внешней и наоборот, поскольку люди так или иначе хотят жить в согласии с собой, в состоянии душевного равновесия. Это возможно благодаря способности людей создавать и накладывать на мир фактов и процессов свой смысловой и ценностно-норматив- ный порядок и приводить оба эти мира в соответствие друг другу. Культура повседневности организуется в таких символических формах, как позитивный опыт, имеющий свойство передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению. Социокультурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, инто- нациях и словах, формулах, образах, технологиях. Эти проявления существуют в областях совместной жизнедеятельности людей, меж- личностной вербальной и невербальной коммуникации, письмен- ных текстах, сферах невербальных эстетических объектов. Чтобы участвовать в этих коммуникациях, человек должен обладать опре- деленной культурной компетентностью. 4.2. Историческая эволюция семиотической системы повседневности Семиотическая система повседневной жизни людей объединя- ет внутренний мир людей и внешние факты посредством знаков, которые служат средством отбора фактов культуры из ряда соци- альных фактов и обеспечивают динамику культуры. В повседневной жизни выделяют 4 класса знаков: а) цельные предметы (архитектура дома, дизайн утвари, ко- стюм); б) управление действиями людей (меры, ориентиры, команды); в) знаки прогностики (приметы, гадания, знамения); г) знаки искусств (музыка, хореография, изобразительные ис- кусства). На эти знаковые системы накладывается еще один ряд: язык, обряды, средства исчисления, игры. Картина эволюции этих зна- ково-символических систем в дописьменной культуре (I), в обще- ствах индустриальной цивилизации (II) и культуре информацион- ного общества (III) будет выглядеть следующим образом: |