Главная страница
Навигация по странице:

  • Метрическая съемка

  • Использование сменной оптики

  • Фотосъемка при осмотре места происшествия

  • Фотосъемка трупа

  • Фотографирование предметов

  • Фотосъемка следов

  • Опознавательная фотосъемка

  • криминалистика. 369_КРИМИНАЛИСТИКА. Астмосква


    Скачать 3.91 Mb.
    НазваниеАстмосква
    Анкоркриминалистика
    Дата04.06.2022
    Размер3.91 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла369_КРИМИНАЛИСТИКА.pdf
    ТипКурс лекций
    #569537
    страница8 из 44
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   44
    Т
    ЕМА
    6.
    К
    РИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ
    ,
    ВИДЕО
    -
    И ЗВУКОЗАПИСЬ
    ¾ 1. Криминалистическая фотография.
    ¾ 2. Криминалистическая видео- и звукозапись.
    Литература
    1. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник /под ред.
    Е.П. Ищенко. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М,
    2007. С. 86-110.
    2. Криминалистика: Учебник /Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. С. 203-229.
    3. Ищенко Е.П. Криминалистика: Краткий курс. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006.
    С. 24-38.
    4. Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов. — М.: ЛексЭст, 2003. С. 98-114.
    ¾ 1. Криминалистическая фотография — один из разделов кри-
    миналистической техники, представляющий совокупность научных
    положений и разработанных на ее основе фотографических методов и
    средств, используемых для запечатления и исследования криминали-
    стических объектов.
    Фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бума- ги с целью получения фотоизображений. Под методами криминалисти- ческой фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры,

    60 для получения доброкачественного изображения запечатлеваемого или исследуемого объекта.
    Необходимо отметить, что в последнее время все более широкое рас- пространение получают цифровые аппараты, реализующие покадровую запись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предостав- ляют пользователю широкий круг возможностей электронного интеллек- та вкупе с оптическим совершенством сменных объективов. Они обеспе- чивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с раз- личением до нескольких десятков миллионов оттенков. Изображения фиксируются на дискете, жестком диске или CD-ROM. Кадры могут быть многократно экспонированы, стерты и записаны вновь без ущерба для качества изображения. Отснятое можно просмотреть, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.
    Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный ком- пьютер, который распечатывает их посредством черно-белого или цвет- ного принтера. Средства удаленного доступа, такие, как Интернет, по- зволяют передавать изображения, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола.
    Посредством компьютерных программ можно редактировать сним- ки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. В этой связи отметим, что появление та- ких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности если они получены вне сферы уголовного процесса, поскольку монтаж здесь производится на электронном уровне.
    Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу
    фиксации криминалистически значимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается такая фотофиксация, когда запечатлевается вся цветовая гамма объекта.
    Система криминалистической фотографии состоит из двух час-
    тей: оперативной и исследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалисти- ческой практике для запечатления обстановки следственного действия, а также добытых судебных доказательств, организации криминалисти- ческой регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и др.
    Исследовательская фотография открывает широкие возможности для фиксации и анализа представленных в распоряжение эксперта кри- миналистически значимых объектов. Экспертиза посредством фотогра- фических средств и методов позволяет выявить слабовидимые и неви- димые признаки исследуемых объектов, их цветовые и яркостные

    61
    различия, механизм следообразования. Фотографические методы ис- пользуются также при производстве фототехнической экспертизы для анализа фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов.
    Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заклю- чениям экспертов, иллюстрируя и обосновывая сделанные выводы.
    Фотоснимки, которые запечатлели фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к иным документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств
    (ст. 84 УПК РФ). Те из них, которые получены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку или совершение преступ- ного акта, считаются вещественными доказательствами и приобщают- ся к материалам дела специальным постановлением (ст. 81 УПК РФ).
    Снимки, полученные в ходе следственных действий и судебных экс- пертиз, имеют статус приложений к соответствующим процессуаль- ным документам (ст. 166 УПК РФ).
    Криминалистическая оперативная фотография — это система
    научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при
    производстве следственных действий и оперативно-розыскных меро-
    приятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, кото- рые обеспечивают получение качественных фотоизображений запечат- леваемых объектов.
    Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправлять фотоизображения посредством ретуши, редактиро- вания и других подобных приемов недопустимо.
    Для фотографирования объектов, имеющих большие габариты либо протяженность, применяется панорамирование. Оно оптимально и когда предметы не входят в кадр, а возможности отойти от них на нужное рас- стояние нет. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим монтажом отпечатков в фотопанораму. Различа- ются линейная, круговая и ярусная панорамы.
    Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, оди- наково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железно- дорожный состав, участок автомагистрали. При съемке круговой па-
    норамы фотографировать нужно с одной точки, а камеру после фик- сации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на опре- деленный угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для равномерного поворота использовать специальную градуированную

    62 головку. Она применяется при съемке объектов, расположенных по некоторому радиусу.
    В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси. Оно применимо для случаев, когда требуется фиксация высоких объектов. При этом мас- штаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинако- вым, поскольку увеличится расстояние до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретет на фотопанораме форму усе- ченной пирамиды. Чтобы этого избежать, ярусное панорамирование лучше осуществлять, перемещаясь вдоль фронтальной плоскости объ- екта, что, правда, не всегда выполнимо.
    Для панорамной съемки используются фотокамеры общего назна- чения типа «Зенит». Запечатлевая ими панораму, в каждый после- дующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следует вклю- чать 10-15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыду- щем кадре. Наводку на резкость нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае получатся изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.
    При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют отдельно, но с таким расчетом, чтобы все нега- тивы были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы со- вмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полно- стью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы заключается в накладывании и склеивании совмещаемых участков фотоизображений.
    Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять про- странственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость в установлении по снимкам размеров объек- тов и расстояний между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности ДТП. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распространены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масштабами.
    Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппа- ратом, чья оптическая ось направлена перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоап- парат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности

    63
    минимальным. Это позволит полнее использовать площадь фотокадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его важных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.
    Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом, ус- тановленным оптической осью объектива в направлении, параллель- ном предметной плоскости, на которой находятся фиксируемые объ- екты и масштаб. В качестве глубинных масштабов используются лен- ты или квадраты. В качестве ленточного масштаба подойдет лента длиной 10-15 м, шириной 10-15 см с хорошо заметными делениями, равными главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печатать снимки нужно со всего кадра с увеличением в целое число раз.
    В качестве квадратного масштаба применяют лист картона, стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона сов- пала с краем кадра. Определение размеров и расстояний по снимкам, выполненным с ленточным или квадратным масштабом, лучше пору- чить эксперту.
    Использование сменной оптики. Сменная оптика (длиннофокус- ные и широкоугольные объективы) применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или нельзя отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображение нужного масштаба. При выборе объектива для конкретных условий съемки следует учитывать его фокусное расстояние и дистанцию до запечатлеваемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в расстояние между ними.
    Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хо- да и результатов осмотра места происшествия осуществляются ориен- тирующая, обзорная, узловая и детальная съемки.
    Ориентирующая съемка предназначена для запечатления места происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны отвечать на вопрос «где?», поэтому в границы кадра включают само место происшествия и окружающую его территорию.
    При этом целесообразно показать его расположение относительно до- рог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи неподвижные ориентиры. Здесь нередко используют широкоугольные объективы или прибегают к па- норамированию.

    64
    Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется передать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы просматривались важнейшие эле- менты обстановки места происшествия и их взаимное расположение.
    Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или кресто- образной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, во втором — с четырех противоположных сторон.
    Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в кри- миналистическом отношении объектов обстановки места происшест- вия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как?».
    Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Чтобы фик- сируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно прово- дить в максимально возможном масштабе с использованием при необ- ходимости удлинительных колец, насадочных линз или специальной фотоприставки. Обычно снимают с верхней точки по правилам метри- ческой съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос
    «каковы последствия?», а все фотографии места происшествия — соз- дать наглядное представление об обстановке и обстоятельствах пре- ступного события, зафиксировать их наиболее подробно, восполняя тем самым возможные погрешности, а также отсутствие наглядности про- токольного описания.
    Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа, для чего его нужно за- снять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не рекоменду- ется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются.
    Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, татуировки) фотографируют по правилам измерительной съемки на цветные материалы.
    Фотографирование предметов — вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отобра- жение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на мес- те обнаружения, а затем — детальной. В последнем случае предмет устанавливают так, как он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны, на которых имеются характерные признаки.
    Фотосъемка следов начинается с их фиксации на фоне окружаю- щей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбира- ются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности

    65
    по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь под- бирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей, чтобы они были переданы наиболее полно.
    Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных граждан по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отожде- ствления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.
    С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас
    (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост.
    Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кад- рах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных рако- вин. На погрудных снимках задержанный запечатлевается без головно- го убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был за- держан. Погрудные портреты традиционно выполняют в
    1
    /
    7 натуральной величины, на светло-сером фоне, подбирая такое освещение, при кото- ром наиболее полно передаются контуры и особенности лица.
    Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением при- веденных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет — обнаженным. В необходимых случа- ях трупу перед съемкой придается прижизненный вид: его умывают, причесывают, открывают глаза, припудривают кровоподтеки.
    Криминалистическая исследовательская фотография представля-
    ет собой систему научных положений, средств и методов фотосъем-
    ки, используемых для фиксации и исследования объектов при производ-
    стве судебных экспертиз. Она призвана дать в распоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объ- ектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и со- стояния, иллюстрацию результатов экспертизы.
    Фотографические методы чаще всего применяются при экспертизе документов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях.
    Для исследования криминалистических объектов используется фо-
    тографическое изменение контрастов, позволяющее получить фото- графии с необычным соотношением яркостей при черно-белой съемке или цветопередачи — при цветной. В экспертной практике контрасты

    66 обычно усиливают, чтобы выявить нужные детали изображения. Это может быть достигнуто как в процессе съемки, так и путем специальной обработки негатива. В сложных случаях для достижения нужного эф- фекта эти подходы используются в комплексе.
    В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различи- ем в спектральном составе отражаемого объектом света, т.е. соотноше- нием разных хроматических тонов, например синего и оранжевого.
    Усилить такой контраст при съемке помогает продуманный выбор ос- вещения, светофильтров и фотоматериалов, а также химикатов для их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей требуется свето- фильтр того же цвета, который нужно погасить. Максимальный эффект усиления достигается подбором светофильтров противоположного цве- та. Так, фиолетовому противоположен желтый, синему — оранжевый.
    Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через него фотографируемый объект.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   44


    написать администратору сайта