Главная страница
Навигация по странице:

  • История 9. Пари для простаков

  • История 10. Теория игр может быть опасной для здоровья

  • Коротко о главном

  • Учебный пример: выбор правильного ответа из нескольких вариантов

  • Анализ примера

  • Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни. Барри Дж. НейлбаффАвинаш ДикситТеория игр. Искусство


    Скачать 3.58 Mb.
    НазваниеБарри Дж. НейлбаффАвинаш ДикситТеория игр. Искусство
    Дата15.04.2022
    Размер3.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТеория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни.pdf
    ТипРеферат
    #476504
    страница4 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

    История 8. Смешивание ходов
    Судя по всему, у Такаши Хашиямы
    32
    проблемы с приня- тием решений. Два крупнейших аукционных дома, Sotheby’s и Christie’s, сделали весьма привлекательные предложения о проведении аукциона по продаже коллекции произведений искусства стоимостью в 18 миллионов долларов, принадле- жащей его компании. Вместо того чтобы выбрать один аук- ционный дом из этих двух, Хашияма предложил обоим сыг- рать в игру «камень, ножницы, бумага» и так определить по- бедителя. Да, да, «камень, ножницы, бумага». Камень разби- вает ножницы, ножницы разрезают бумагу, а бумага оберты- вает камень.
    В Christie’s выбрали ножницы, в Sotheby’s – бумагу. Нож- ницы режут бумагу, поэтому аукционный дом Christie’s по- лучил заказ и заработал комиссионные в 3 миллиона долла- ров. Учитывая, что ставки были столь высокими, могла ли теория игр помочь в этой ситуации?
    На первый взгляд может показаться, что в такой игре
    32
    Такаши Хашияма – генеральный директор японской электронной корпора- ции Maspro Denkoh. Прим. ред.
    невозможно предсказать действия ее участников. Если бы в Sotheby’s знали, что в Christie’s выберут ножницы, тогда там выбрали бы камень. Не имеет значения, что вы выбере- те: всегда найдется то, что окажется сильнее. Следовательно,
    очень важно, чтобы соперник не мог предсказать ваш ход.
    В процессе подготовки к игре представители Christie’s об- ратились за советом к местным экспертам, а именно – к де- тям своих служащих, которые регулярно играют в эту игру.
    Одиннадцатилетняя Элис сказала следующее: «Все знают,
    что всегда нужно начинать с ножниц». Флора, сестра-близ- няшка Элис, добавила свое мнение: «Камень – это слишком очевидно, а ножницы бьют бумагу. Поскольку они новички,
    им лучше всего начать с ножниц»
    33
    В Sotheby’s придерживались другого подхода. Там счита- ли, что это дело случая, поэтому здесь нет места для страте- гии. Выбор бумаги был не хуже остальных вариантов.
    В этом примере интересно то, что каждая сторона по- своему права. Если бы в Sotheby’s выбрали свою стратегию произвольно (исходя из того, что камень, ножницы и бумага имеют равные шансы), то что бы ни предпочли в Christie’s,
    было бы в равной степени хорошо. Каждый вариант имеет одну треть шансов на выигрыш, одну треть – на проигрыш,
    и одну треть – на ничью.
    Но в Christie’s выбрали стратегию не случайным образом.
    33
    Цитаты взяты из статьи по этой теме, опубликованной в New York Times 29
    мая 2005 года.

    Следовательно, представителям Sotheby’s стоило бы поду- мать о том, какой совет могут получить в Christie’s, и сделать все возможное, чтобы переиграть их. Если всем действитель- но известно, что начинать следует с ножниц, тогда Sotheby’s лучше начать с любимого выбора Барта Симпсона
    34
    – старо- го доброго камня.
    В каком-то смысле оба участника этой игры наполовину неправы. Поскольку у Sotheby’s не было стратегии, усилия
    Christie’s не имели смысла. Но именно с учетом этих уси- лий Christie’s представителям Sotheby’s стоило бы рассуж- дать стратегически.
    Когда речь идет об одном сеансе игры, делать произволь- ный выбор не так уж сложно. Но если игра повторяется,
    необходимо найти более искусный подход. Смешивание хо- дов не сводится к предсказуемой смене стратегий. Ваш со- перник, понаблюдав за вами, может столь же легко использо- вать любую закономерность в вашей игре, как и многократ- ное повторение одной неизменной стратегии. Непредсказуе-
    мость
    – вот что самое важное в смешивании ходов.
    Как оказалось, большинство людей ведут себя предска- зуемо. Вы можете проверить это сами, сыграв в игру «ка- мень, ножницы, бумага» в режиме онлайн: компьютерные программы способны распознавать закономерности, поэто-
    34
    Барт Симпсон – герой мультипликационного сериала «Симпсоны». Прим.
    ред.
    му и побеждают вас
    35
    . Пытаясь все запутать, игроки слиш- ком часто применяют одни и те же стратегии поочередно.
    Это приводит к неожиданному успеху «лавинной» страте- гии: камень, камень, камень.
    Кроме того, людям свойственно принимать решения под влиянием того, что сделала другая сторона в прошлый раз.
    Если бы и Sotheby’s, и Christie’s начали игру с ножниц, бы- ла бы ничья и игру пришлось бы начинать заново. Учиты- вая то, что сказала Флора, в Sotheby’s рассчитывали бы, что
    Christie’s сыграет камнем (чтобы побить их ножницы). По- этому в Sotheby’s выбрали бы бумагу, а в Christie’s отдали бы предпочтение ножницам. Разумеется, такой шаблонный подход тоже не может быть правильным. Если бы он был вер- ным, в Sotheby’s могли бы сыграть камнем и одержать побе- ду.
    Представьте себе, что произошло бы, если бы существо- вала некая известная всем формула выбора объектов для проведения налоговой проверки. Перед подачей налоговой декларации вы могли бы с помощью этой формулы опреде- лить, будет ли налоговая служба вас проверять. Если про-
    35
    Одна из онлайновых версий игры – алгоритм AI Перри Фридмана, кото- рый можно найти здесь: http://chappie.stanford.edu/cgi-bin/roshambot
    . Этот ал- горитм занял 16-е место на Международном конкурсе для программистов по разработке программ для игры «Камень, ножницы, бумага» (RoShamBo); см.
    www.cs.ualberta.ca/

    darse/rsbpc.html
    . Тем, кто хочет усовершенствовать навыки этой игры, рекомендуем прочитать книгу Douglas Walker and Graham Walker’s
    The Official Rock Paper Scissors Strategy Guide (New York: Simon & Schuster,
    2004), а также ознакомиться с материалами сайта www.worldrps.com
    верка возможна, но вы видите способ «подкорректировать»
    свою декларацию о доходах до тех пор, пока формула боль- ше не будет предсказывать проверку, скорее всего, вы так бы и сделали. Если же проверка неизбежна, вы предпочли бы сказать правду. Предсказуемость действий налоговой служ- бы закончилась бы тем, что налоговая проверка проводилась бы не там, где следовало. Все, кто попадает под проверку,
    знали бы, что их ждет, и предпочли бы действовать честно.
    С другой стороны, те люди, которым удалось избежать про- верки, отвечали бы только перед своей совестью. Если нало- говая служба выбирает объекты для проверки в произволь- ном порядке, попасть под такую проверку рискуют все, и это создает дополнительный стимул для честности.
    Важность рандомизированной стратегии оказалась одним из первых открытий теории игр. Это достаточно простая и интуитивно понятная идея, но она требует уточнения, что- бы ее можно было успешно использовать на практике. Тен- нисисту недостаточно знать, что ему придется отбивать по- дачи соперника слева и справа. Он должен иметь какое-то представление о том, как часто ему придется отбивать удар справа – в 30 или 64 процентах случаев; ему также необхо- димо понимать, что ответ на этот вопрос зависит от относи- тельной силы ударов с обеих сторон. В главе 5 мы расскажем о методах, позволяющих найти ответ на этот вопрос.
    Мы хотели бы завершить этот раздел следующим замеча- нием. В игре «камень, ножницы, бумага» больше всех проиг-
    рал не аукционный дом Sotheby’s, а господин Хашияма. Его решение использовать эту игру предоставило двум аукцион- ным домам равные возможности заработать комиссионные.
    Вместо того чтобы позволять двум соперникам договориться о разделе комиссионных, он мог бы устроить свой собствен- ный аукцион. Обе компании были готовы и даже весьма за- интересованы в том, чтобы взять на себя продажу его кол- лекции произведений искусства и получить при этом 12 про- центов комиссионных
    36
    . Победителем стал бы тот аукцион- ный дом, который предложил более низкую ставку. Я слышу
    11 процентов? Раз… два…
    История 9. Пари для простаков
    В фильме Guys and Dolls
    37
    азартный игрок Скай Мастер- сон рассказывает о том, какой ценный совет он получил ко- гда-то от своего отца:
    Однажды ты встретишь на своем пути парня, который покажет тебе абсолютно новую,
    нераспечатанную колоду карт. Затем он предложит тебе пари на то, что вытянет из колоды пикового валета, и если выиграет, то пустит тебе струю сидра в ухо. Но,
    36
    Стандартный размер комиссионных – 20 процентов от первых 800 000 дол- ларов и 12 процентов от оставшейся суммы. Четыре картины Такаши Хашиямы были проданы за 17,8 миллиона долларов; общая сумма комиссионных состави- ла 2,84 миллиона долларов.
    37
    В русском прокате – «Парни и куколки». Прим. пер.
    сынок, ни в коем случае не соглашайся на это пари,
    иначе ты закончишь тем, что в твоем ухе будет полно сидра – и это так же верно, как то, что ты стоишь здесь передо мной.
    В одном из эпизодов фильма Натан Детройт предложил
    Скаю Мастерсону такое пари: чего Минди продает больше –
    штруделей или творожных пирогов. Натан знал правильный ответ (штрудели) и был готов поручиться, что Скай поставит на творожный пирог
    38
    На первый взгляд этот пример может показаться крайно- стью. Разумеется, никто не стал бы заключать столь глупое пари. Или стал бы? Посмотрите на рынок фьючерсных кон- трактов на Чикагской бирже опционов. Когда какой-то бир- жевой игрок предлагает продать вам фьючерсный контракт,
    он заработает деньги только в случае, если вы их потеряете
    39
    Если вы фермер и выращиваете сою на продажу, тогда фьючерсный контракт станет вашей страховкой от риска неблагоприятного колебания цен в будущем. Точно так же,
    38
    Следует отметить, что Скай так и не усвоил урок своего отца. Минуту спустя он предлагает пари на то, что Натан не знает, какого цвета его бабочка. Скай не может выиграть ни при каких обстоятельствах. Если Натан знает, какого цвета его бабочка, он заключит пари и выиграет. Как оказалось, Натан не знал цвета и поэтому не принял пари. Разумеется, именно в этом и состояла суть игры. Скай поставил на то, что Натан не примет его предложение.
    39
    Покупка акций отличается от операций с фьючерсными контрактами. Поку- пая акции, вы предоставляете компании капитал, который обеспечивает ее боле стремительный рост. Следовательно, в этом случае могут выиграть обе стороны –
    и вы, и компания.
    если вы продаете соевое молоко и вам необходимо будет купить сою, для вас такой контракт – тоже страховка, а не азартная игра.
    Однако объем торгов фьючерсными контрактами на бир- же говорит о том, что большинство людей, которые покупают и продают их, – это трейдеры, а не фермеры или производи- тели. Для них эта сделка представляет собой игру с нулевой
    суммой
    . Когда оба участника сделки соглашаются заключить ее, каждый из них считает, что заработает деньги. Следова- тельно, один из участников сделки ошибается. Таков харак- тер игры с нулевой суммой: выигрывает только одна сторона.
    В этом и есть парадокс. Как могут оба участника сделки считать, что они перехитрят друг друга? Кто-то из них на- верняка неправ. Почему вы считаете, что ошибается кто-то другой, а не вы? Предположим, у вас нет инсайдерской ин- формации. Если кто-то готов продать вам фьючерсный кон- тракт, любые деньги, которые вы заработаете, потеряет дру- гая сторона. Почему вы считаете, что вы умнее? Не забывай- те: другой участник сделки готов заключить ее с вами только потому, что считает себя умнее вас.
    В покере игроки сталкиваются с этим парадоксом, когда дело доходит до повышения ставок. Если игрок делает став- ки только тогда, когда у него хорошие карты, другие участ- ники игры вскоре поймут это. В ответ на повышение ставок они откажутся от борьбы, так что этот игрок не сможет со- рвать большой банк. Если найдутся игроки, которые пойдут
    на повышение ставок, это означает, что у них карты еще луч- ше, поэтому нашего бедного игрока ожидает большой про- игрыш. Другие игроки могут сыграть против сильной кар- ты, только если им кажется, что вы блефуете. Для того что- бы убедить их в этом, следует делать ставки достаточно ча- сто, время от времени допуская при этом блеф. В результате возникает интересная дилемма. Вы хотели бы, чтобы другие игроки сбросили карты, когда вы блефуете, это дало бы вам возможность выиграть с плохими картами. Но тогда вы не сможете победить, взяв большой банк. Чтобы убедить дру- гих игроков в необходимости поднять ставки, вам нужно,
    чтобы вас поймали на блефе.
    Чем опытнее игроки, тем труднее убедить их в том, чтобы они делали против вас большие ставки. Возьмем в качестве примера эпизод игры с крупными ставками между Эриком
    Линдгреном и Дэниелом Негреану – двумя ведущими игро- ками в покер.
    …Негреану, почувствовав плохую карту, поднял ставки на две тысячи долларов. «Я уже поставил двести семьдесят тысяч, так что у меня осталось две тысячи», –
    сказал Негреану. Но Эрик смотрит на мои фишки и говорит: «Сколько у тебя осталось?» – и идет ва-банк,
    поставив на кон все, что у него было. Согласно правилам турнира, у Негреану было всего 90 секунд на принятие решения о том, стоит ли ему делать такую же ставку.
    При этом он рисковал проиграть все свои деньги, если
    Линдгрен блефует, или ему пришлось бы сбросить
    карты и потерять изрядную сумму тех денег, которые он уже внес в банк.
    «Я не думал, что он может быть настолько глупым, –
    сказал Негреану. – Но он и не был глупым. Он просто был на шаг впереди. Он знал, что я знаю, что он не сделает такую глупость, поэтому, сделав эту так называемую глупость, он на самом деле прекрасно сыграл»
    40
    Разумеется, не следует делать ставки против таких чем- пионов покера – но когда же все-таки стоит рискнуть? Гра- учо Маркс
    41
    однажды произнес ставшую знаменитой фразу о том, что он ни за что не вступил бы в клуб, который со- гласится его принять. По той же причине, возможно, не сто- ит принимать пари, которые предлагают вам другие люди. У
    вас должно вызвать обеспокоенность даже то, что вы выиг- рали аукцион: тот факт, что вы предложили самую большую сумму, означает, что другие участники аукциона не считают предмет торгов таким ценным, как вы. Существует особый термин для обозначения ситуации, когда кто-то выигрывает аукцион, а затем обнаруживает, что переплатил: «проклятие победителя».
    Каждое действие говорит нам кое-что о том, что известно человеку, который его совершил, и вы должны использовать эту информацию наряду с тем, что знаете сами, в качестве
    40
    Kevin Conley, The Players (The New Yorker, July 11, 2005, 55).
    41
    Джулиус Генри «Граучо» Маркс – американский актер, комик. Прим. ред.
    руководства к действию. В главе 10 мы расскажем о том, как избежать «проклятия победителя», принимая участие в аук- ционах.
    Существуют правила игры, которые поставят вас в рав- ные условия с другими игроками. Один из способов заклю- чения сделок при наличии односторонней информации за- ключается в том, чтобы предложить менее информирован- ному участнику сделки выбрать, какую позицию занять. Ес- ли бы Натан Детройт заранее согласился заключить пари, ка- кую бы сторону ни выбрал Скай, ему не помогла бы даже имеющаяся у него информация. На фондовом и валютном рынке, а также на других финансовых рынках люди могут за- нимать любую сторону сделки. На некоторых биржах, в том числе на Лондонской фондовой, когда вы спрашиваете о ко- тировке акций, маркетмейкер обязан назвать вам и цену по- купки, и цену продажи еще до того, как он узнает, на какой стороне сделки вы находитесь. Без таких превентивных мер маркетмейкеры могли бы получать прибыль за счет конфи- денциальной информации, а сторонние инвесторы так боя- лись бы обмана, что это могло бы привести к обвалу всего рынка. Цена покупки и цена продажи не равны друг другу;
    разница между ними обозначается термином «спред между ценой продавца и покупателя». На ликвидных рынках такой спред совсем небольшой, а это говорит о том, что любой при- каз на покупку или на продажу содержит не так уж много информации. Мы вернемся к роли информации в главе 8.

    История 10. Теория игр может
    быть опасной для здоровья
    Однажды поздно вечером после конференции в Иеруса- лиме два американских экономиста (в том числе один из ав- торов этой книги) взяли такси и попросили водителя отвезти их в отель. Водитель сразу же понял, что они американские туристы, и отказался включать счетчик. Вместо этого он за- явил, что любит американцев, и пообещал взять с нас мень- ше денег, чем было бы по счетчику. Разумеется, мы несколь- ко скептически отнеслись к его обещанию. С какой стати этот незнакомец станет предлагать нам более низкую цену,
    чем по счетчику, если мы готовы заплатить то, что с нас при- читается? Как мы вообще узнаем, не слишком ли большую цену назначил водитель?
    С другой стороны, мы не обещали водителю заплатить больше, чем по счетчику. Мы решили воспользоваться сво- ими знаниями теории игр. Если мы сразу же начнем торго- ваться, а наши переговоры зайдут в тупик, нам придется ис- кать другое такси. Но если мы отложим эти переговоры до того момента, когда приедем в отель, наша позиция будет го- раздо сильнее. А найти такси было очень трудно.
    И вот мы приехали. Водитель потребовал 2500 израиль- ских шекелей (2,75 доллара). Кто знает, была ли эта сумма справедливой? Поскольку в Израиле принято торговаться,

    Барри возразил против такой суммы и предложил 2200 ше- келей. Водитель пришел в ярость. Он заявил, что невозмож- но добраться оттуда сюда за такую сумму. Прежде чем мы смогли продолжить переговоры, он заблокировал все двери и с головокружительной скоростью отправился по обратно- му маршруту, игнорируя сигналы светофора и пешеходов.
    Неужели нас похитили и везут в Бейрут? Нет. Наш водитель вернулся на то место, где мы сели в его такси, довольно гру- бо прогнал нас из салона и прокричал вслед: «Посмотрим,
    как далеко вы теперь уедете за 2200 шекелей».
    Мы нашли другое такси и ровно за 2200 шекеля добрались до отеля.
    Разумеется, потраченное нами время не стоило трехсот шекелей. С другой стороны, сама эта история стоила денег.
    Она показывает, насколько опасно вести переговоры с тем,
    кто еще не читал нашу книгу. Короче говоря, гордость и иррациональность игнорировать нельзя. Иногда лучше дать обвести себя вокруг пальца, если это обойдется вам совсем недорого.
    Из этой истории можно извлечь еще один урок. На самом деле мы поступили в той ситуации не очень дальновидно.
    Представьте себе, насколько сильнее была бы наша позиция в переговорах с водителем, если бы мы начали обсуждать це- ну уже после того, как вышли из автомобиля. (Разумеется,
    когда вы нанимаете такси, необходимо придерживаться об- ратной логики. Если вы скажете водителю, куда вам нужно
    ехать, еще до того, как сесть в машину, это может закончить- ся тем, что ваш таксист сразу начнет искать другого клиен- та. Сначала сядьте в такси, а затем говорите, куда вам нужно ехать.)
    Через несколько лет после публикации этой истории мы получили следующее письмо:
    Дорогие профессора!
    Вы, конечно же, не знаете моего имени, но, думаю,
    вспомните мою историю. Я учился в Иерусалиме,
    а по вечерам подрабатывал водителем такси. Теперь я работаю консультантом. Я случайно наткнулся на вашу книгу, когда она была опубликована на иврите. Возможно, вам будет интересно, что я тоже рассказываю эту историю своим клиентам. Да,
    все это действительно происходило поздно вечером в Иерусалиме. Что же касается остального, насколько я помню, все было несколько иначе.
    Из-за учебы и работы по вечерам у меня почти не оставалось времени, которое я мог бы проводить со своей невестой. Поэтому я нашел такой выход: решил брать ее с собой в поездки по городу, посадив на переднее сиденье. Хотя она и молчала тогда, с вашей стороны было большой ошибкой не упомянуть о ней в своем рассказе.
    Мой счетчик сломался, но вы мне не поверили. А
    я слишком устал, чтобы спорить. Когда мы приехали,
    я запросил с вас вполне справедливую цену –
    2500 шекелей. Я даже надеялся, что вы округлите
    эту сумму до 3000 шекелей. Вы, богатые американцы,
    вполне могли себе позволить заплатить 50 центов чаевых.
    Я поверить не мог, что вы пытаетесь обвести меня вокруг пальца. Ваш отказ заплатить справедливую цену опозорил меня в глазах моей невесты. Хотя я и был беден, я не нуждался в ваших подачках.
    Вы, американцы, считаете, что мы должны радоваться каждой крошке, которую вы нам бросаете.
    Но послушайте: мы должны преподать вам урок игры под названием жизнь. Мы с женой вместе уже двадцать лет, и мы до сих пор смеемся над глупыми американцами, которые потратили полчаса на поездки в такси туда-сюда, лишь бы сэкономить каких-то двадцать центов.
    Искренне ваш,
    (имя не указано)
    По правде говоря, мы не получали такого письма. Мы просто хотели проиллюстрировать один важный урок тео- рии игр: необходимо понимать позицию другого игрока. Вы должны проанализировать, что он знает, что его мотивиру- ет и даже что он думает о вас. В известном высказывании
    Джорджа Бернарда Шоу о золотом правиле идет речь о том,
    что не следует поступать с другими так, как вы хотели бы,
    чтобы они поступали с вами, ведь у них могут быть совсем другие вкусы. Стратегическое мышление подразумевает, что вы должны приложить максимум усилий к тому, чтобы по-
    нять позицию и взаимосвязи между другими участниками игры, в том числе позицию тех игроков, которые предпочи- тают молчать.
    Мы подошли к последнему важному моменту. Вам мо- жет казаться, что вы играете в одну игру, тогда как это все- го лишь часть более крупной игры. Более крупная игра есть всегда.
    Коротко о главном
    Приведенные примеры познакомили нас с принципами принятия стратегических решений. Далее представим крат- кую формулировку этих принципов в виде уроков, извлечен- ных из наших историй.
    Мыслите по принципу 4:8, когда пытаетесь разобраться,
    к чему стремится другой игрок
    42
    . Вспомните о способно- сти Ричарда Хэтча просчитать все дальнейшие шаги, что- бы понять, что следует делать. История о «счастливой руке»
    42
    Речь идет о принципе позитивного мышления, о котором говорит Томми
    Ньюберри в своей книге The 4:8 Principle: The Secret to a Joy-Filled Life («Прин- цип 4:8. Секрет жизни, наполненной радостью»), а также в книге Think 4:8:
    40 Days to a Joy-Filled Life for Teens («Мыслите по принципу 4:8. Сорок дней к жизни, наполненной радостью. Для подростков»). Мыслить по принципу 4:8 –
    это значит мыслить так, как учит святой апостол Павел в своем послании к фи- липпийцам: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справед- ливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похва- ла, о том помышляйте». Прим. пер.
    учит, что в стратегии, как и в физике, «на всякое действие есть противодействие». Мы живем и действуем не в вакуу- ме. Следовательно, не можем рассчитывать на то, что, когда мы изменим свое поведение, все остальное останется неиз- менным. Успех Шарля де Голля в переговорах означает, что
    «заклинившее колесо получает смазку»
    43
    . Однако проявлять непреклонность не так уж и легко, особенно если приходит- ся быть еще более непреклонным, чем упрямый соперник.
    Этим упрямым соперником вполне может оказаться ваше будущее «я», тем более если речь идет о соблюдении диеты.
    Если вы сражаетесь или следуете диете, отрезав пути к от- ступлению, это поможет вам укрепить свою решимость.
    Истории о дилемме заключенных и о мышах, которые мечтали о том, чтобы на шее кота висел колокольчик, пока- зывают, как трудно добиться результата, если это требует ко- ординации действий и самопожертвования. В технологиче- ских гонках в не меньшей степени, чем в парусных, отста- ющие пытаются использовать более инновационные страте- гии, а лидеры часто имитируют действия тех, кто следует за ними.
    Пример с игрой «камень, ножницы, бумага» подчеркива- ет стратегическое преимущество непредсказуемости ваших действий. Такой образ действий имеет и дополнительный
    43
    Возможно, вы слышали что-то подобное о «скрипящем колесе»; заклинив- шее колесо требует еще большего количества смазки. Разумеется, порой такое колесо меняют на новое.
    плюс: он делает жизнь немного более интересной. Наш во- дитель такси дает понять, что другие участники игры – тоже люди, а не машины. Гордость, раздражение и другие эмоции могут воздействовать на их решения. Поставить себя на ме- сто другого человека – это значит воспринимать ситуацию с его, а не с вашей точки зрения.
    Мы могли бы привести еще много других примеров и из- влечь из них определенные уроки, но это не самый удач- ный способ методического изучения стратегических игр.
    Для этого лучше подойти к данной теме по-иному. Мы вы- бираем определенный принцип (например, стратегическое обязательство, сотрудничество или смешивание стратегий)
    и анализируем иллюстрирующие этот принцип примеры до тех пор, пока вы не поймете его суть в полной мере. Затем предоставим вам возможность применить данный принцип в учебном примере, который приводится в конце соответству- ющей главы.
    Учебный пример: выбор правильного
    ответа из нескольких вариантов
    Мы считаем, что все происходящее в жизни – это игра,
    даже то, что на первый взгляд игрой не кажется. Возьмем в качестве примера следующий вопрос из GMAT (Graduate
    Management Admissions Test) – теста для поступающих в ма- гистратуру по курсу менеджмента.

    К сожалению, авторские права не позволяют привести здесь сам вопрос, но это не должно нас останавливать. Какой из следующих вариантов ответа правильный:
    а) 4π кв. дюймов b) 8π кв. дюймов c) 16 кв. дюймов d) 16π кв. дюймов e) 32π кв. дюймов
    Мы понимаем, что вы находитесь в невыгодном положе- нии, поскольку не знаете самого вопроса. И все же считаем,
    что, применив теорию игр, сможете найти правильный ответ.
    Анализ примера
    В этой серии ответов из общей закономерности выпада- ет ответ c. Поскольку он так отличается от остальных отве- тов, есть вероятность, что это неправильный ответ. Учиты- вая, что во всех ответах в качестве единицы измерения ука- зан квадратный дюйм, можно предположить, что в ответе должен быть полный квадрат, например 4π или 16π.
    Это хорошее начало, которое говорит о наличии неплохих навыков сдачи тестов, но мы еще даже не начали применять теорию игр. Подумайте о том, какую игру ведет человек, со- ставляющий эти вопросы. Каковы его цели?
    Этому человеку нужно, чтобы люди, которые понимают
    задачу, нашли правильный ответ, а люди, не понимающие задачу, не смогли бы ее решить. Следовательно, необходимо тщательно подобрать неправильные ответы с точки зрения их привлекательности для тех, кто не знает правильного от- вета. Например, если на вопрос «Сколько футов в одной ми- ле?» среди возможных вариантов есть ответы «жираф» или даже «16π», вряд ли их выберет кто-либо из сдающих тест.
    Теперь проанализируем ситуацию с другой стороны.
    Предположим, 16 квадратных дюймов – это и есть правиль- ный ответ. Какой вопрос нужно поставить, чтобы правиль- ный ответ был 16 квадратных дюймов, но человек, сдаю- щий тест, подумал бы, что верный ответ – 32π квадратных дюйма? Таких вопросов не так уж много. Людям не свой- ственно использовать число π просто ради забавы. «Ты ви- дел мою новую машину? Она проезжает 10π миль на одном галлоне бензина». Следовательно, мы можем смело исклю- чить 16 квадратных дюймов из числа правильных ответов.
    Теперь проанализируем полные квадраты: 4π и 16π.
    Предположим, правильный ответ – 16π квадратных дюймов.
    Возможно, вопрос был поставлен так: чему равна площадь круга с радиусом 4 дюйма? Формула вычисления площади круга выглядит так: πr
    2
    . Однако тот, кто не помнит форму- лу площади круга, мог бы перепутать ее с формулой длины окружности, 2πr. (Да, мы знаем, что длина окружности из- меряется в дюймах, а не в квадратных дюймах, но человек,
    способный допустить такую ошибку, вряд ли понимает это.)

    Обратите внимание, что если r = 4, тогда 2πr равно 8π –
    из-за этого человек может выбрать неправильный ответ b.
    Кроме того, этот человек может еще больше все перепутать и использовать формулу 2πr
    2
    , что заставит его выбрать 32π,
    или ответ e, в качестве правильного. Этот человек может опустить π и выбрать ответ 16, или с, либо забыть о том, что нужно возвести радиус в квадрат, и выберет формулу πr для вычисления площади, что наведет его на мысль выбрать от- вет 4π, или а. В общем, если правильный ответ – 16π, мы можем привести убедительные доводы в пользу того, как че- ловек, сдающий тест, может выбрать каждый из оставшихся неправильных ответов.
    Но что если правильный ответ – 4π (тогда r = 2)? Вспом- ните о том, что люди часто допускают ошибку, путая окруж- ность с площадью. Если студент использует неправильную формулу 2πr, он получит 4π, хотя и с неправильной еди- ницей измерения. С точки зрения человека, составляющего тест, нет ничего хуже, чем позволить сдающему тест полу- чить правильный ответ на основании ошибочных рассужде- ний. Следовательно, ответ 4π был бы худшим правильным ответом, поскольку позволил бы слишком многим некомпе- тентным людям выбрать правильный ответ и сдать тест.
    На этом этапе можно прекратить дальнейший анализ. Мы убеждены в том, что правильный ответ – 16π. Поразмышляв о целях составителя теста, мы можем вычислить правильный ответ, даже не зная самого вопроса.

    Тем не менее мы не рекомендуем вам сдавать тесты, не ознакомившись сначала с вопросами. Мы допускаем, что ес- ли вы достаточно умны, чтобы понять всю эту логику, зна- чит, наверняка знаете формулу площади круга. Но в жизни бывает всякое. Вы вполне можете столкнуться с ситуацией,
    когда среди ответов на тестовые вопросы встретится нечто совершенно вам незнакомое или соответствующий материал не был охвачен в том курсе, который вы изучали. В таких случаях анализ игры под названием «сдача тестов» поможет вам найти правильный ответ.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта