Главная страница

Ббк 85 к 75


Скачать 1.74 Mb.
НазваниеБбк 85 к 75
Дата24.02.2021
Размер1.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2.pdf
ТипУчебное пособие
#178930
страница14 из 22
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22
Защитно-адаптивная функция обеспечивает выживание человека, создает для него комфортные условия существования, представлена, в основном, объектами материальной культуры. Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт человечества. Функция сигнификации заключается в наделении смыслом (значением) явлений окружающего мира и феноменов человеческой культуры. Нормативная функция регламентирует жизнь человеческого сообщества, запрещая одни формы поведения и предписывая другие. Функция разрядки и отдыха (катарсиса охватывает все разновидности не- биологического отдыха и все средства эмоциональной разрядки, предлагаемые человеку культурой. Функция социализации связана с включением индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Аксиологическая (оценочная функция выражается в том, что люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом Что есть благо. Все предметы и явления окружающего мира классифицируются сточки зрения их полезности или вредности для выражения грядущих поколений. У разных народов на разных этапах развития понятия о добре и зле ивы- работанные системы ценностей различны, однако все они имеют некое общечеловеческое ядро. Интегративная функция Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Они разделены не только географией и политическими границами, но и своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Весь ход истории учит несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, попытки создания огромных империй, малые эт- носы и народы сохранялись и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравами обычаям, вере и т.п.

91 Провидческая функция. Задание 5. Сформулируйте ответы наследующие вопросы В чем смысл профессиональной культуры Что такое профессиональная компетентность Что такое интеллигентность Является ли интеллигентность условием профессиональной успешности Задание 6. В XVIII веке шотландский ученый А.Фергюссон разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Ему приписывают формулирование самого понятия цивилизация. С этого времени понятия культура и цивилизация постоянно переплетаются. На сегодняшний момент все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации можно свести к трем основным
1) понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы. Такой позиции, например, придерживался А.Тойнби;
2) между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, таки различия. В частности, цивилизация, по мнению Ф.Броделя, может составлять базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений
3) резкое противопоставление культуры и цивилизации. Примером может служить теория О.Шпенглера, согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Какую позицию вы находите наиболее убедительной Почему Задание 7. Дайте сравнительную характеристику культуры и цивилизации.
Заполните на основе полученных данных таблицу Культура Цивилизация
- основа духовного комфорта человека основа физического комфорта человека- внешняя материальная оболочка культуры
- мозг общества
- вещное тело
- создает средства и способы развития духовного начала в человеке, нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов
- степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества
- облагораживает и возвышает душу- потребление благ может быть механическим. Заполните таблицу Исследователи О культуре О цивилизации

Н.Я. Данилевский А. Тойнби О. Шпенглер М. Вебер О. Тоффлер Н. Бердяев Вопросы для обсуждения

1. Правомерно ли расширенное толкование понятия культура, при котором в него включается абсолютно все, созданное человеком
2. В какой мере культура использует природные способности и склонности человека, в какой мере она подавляет их
3. В каких ситуациях человек выступает как субъект культуры, в каких – как объект
4. В чем необходимость культуры для человека В чем ее опасность
5. Какие факты из истории культуры подтверждают и какие опровергают теорию исторического прогресса
6. Какая тенденция преобладает в наши дни единообразное развитие мировой цивилизации или сохранение своеобразия отдельных культур в многоликом мире
7. Что такое цивилизация Перечислите известные вам смыслы данного понятия. Какое из существующих определений цивилизации вам представляется наиболее убедительным Обоснуйте свою точку зрения.
8. Всегда ли высокий уровень развития цивилизации приводит к расцвету художественной культуры Аргументируйте своѐ мнение.
9. Ответьте на вопрос, поставленный еще Ж.-Ж. Руссо: Становится ли человек лучше благодаря цивилизации Обоснуйте свое мнение.
10. Согласны ли вы стем, что столкновение цивилизаций становится доминирующим фактором мировой политики Какие крупные цивилизации (мета- культуры) выделяются в современном мире Какие системы ценностей они исповедуют
11. Как воспитать в себе качества цивилизованного предпринимателя, чтобы добиться успеха в бизнесе Литература

93 1. Бердяев, НА. Философия творчества, культуры и искусства Вт
Н.А.Бердяев. – М, 2004.
2. Каган, МС. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб: Высшее образование,
2009.
3. Кармин, АС. Основы культурологии Морфология культуры / А.С.Кармин.
– СПб: Юрайт, Высшее образование, 2007.
4. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века ключевые понятия и тексты /
В.П.Руднев. - М Аграф, 1999.
5. Флиер, А.Я. Современная культурология объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. – 1997. – № 2.
6. Хангтингтон, С. Столкновение цивилизаций / С.Хангтингтон. – М Просвещение. ТИПОЛОГИЯ И СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ Задание 1. Периодизация любого процесса, в том числе и культурного, представляет собой его условное деление на хронологические периоды в соответствии сих отличительными особенностями на основе определенного критерия. Поскольку культурология наука новая и тесно связана с историей, тов диахронном (от древнегреческого диа - через, сквозь + хронос - время) плане она чаще всего использует уже сложившиеся схемы общей историографии, тем более, что они связаны с изменениями в культуре. Как ив историографии, здесь могут использоваться два принципиально разных подхода линейный и циклический. В первом случае историко-культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к совершенному и сложному, что находит выражение в идее прогресса. Такой подход был характерен мыслителям века Просвещения. Второй, циклический, подход появился позже. Он характерен для таких исследователей культуры, как
П.Сорокин, Н.Бердяев. Как вы представляете себе суть этого подхода к периодизации культурного процесса К чьей позиции поданному вопросу вы более склоняетесь Почему Задание 2. Парадигма - образец или модель. Она представляет собою классическую научную разработку, которая воспринимается представителями данной дисциплины в качестве образца. Возможна смена парадигм. Необходимость в этом возникает тогда, когда возникают проблемы, которые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей парадигмы. Переход от одной парадигмы к другой — процесс длительный и может растягиваться на десятки, сотни лет. Историю культуры также можно представить в виде сменяющихся парадигм. Универсальны ли они для всех национальных культур Рассмотрите эту проблему на примере западноевропейской и русской культур.

94 Задание 3. Преемственность в культуре имеет как непрерывный, таки периодический характер, когда последовательность в развитии как бы прерывается и какие-то научные и художественные ценности игнорируются обществом, а потом вновь появляются на более позднем этапе. Приведите 1-2 примера из истории культуры человечества иллюстрирующих отказа затем возвращение к какой-либо идее, открытию, духовным ценностям предшествующих эпох. Назовите причины, которые на ваш взгляд, приводят к таким явлениям культуры (устно. Задание 4. Еще в глубокой древности люди поняли, что разные общества живут по- разному. Первый же человек, попавший в чужое стойбище, обнаружил, что он не может ни говорить с чужаками, ни понимать увиденного, те. осознал факт их культурного своеобразия. Первые истории, но этой причине, преимущественно были посвящены тому, что мы сегодня бы назвали описанием культуры История Геродота). Большое место в повествовании отводилось обычаям, непохожим нате, которым следовал автор. Геродота, например, удивило, что египтяне в отличие от греков экстреторные функции выполняют, прячась в домах, тогда как цивилизованные греки выходят на улицу. Более поздние исследования культуры также несут в себе момент сопоставления и противопоставления разных культурных миров. Значит ли это, что культуры, к которым мы не принадлежим, остаются для нас непроницаемыми, и мы можем воспринять лишь некоторые внешние, возможно, не самые главные их свойства Существует ли возможность проникновения в другую культуру Задание 5. Даны рисунки, схематически представляющие концепции возникновения и развития культуры. Определите, идеи каких ученых они иллюстрируют. Рис.
1 – сфера бессознательного
2 – сфера сознания
3 – культура, культурные нормы, запреты и табу, которые вытесняют в сферу бессознательного различные комплексы людей ив свою очередь, сублимируясь, реализуют творческий потенциал в политике, искусстве, спорте и т.д. Рис.
3 22 2 1
2 3
3 3
1

95 1 – социум 2 - культура 3 – природа Коллективное бессознательное человечества, которое является своего рода хранилищем опыта человечества, будучи недоступным непосредственному наблюдению, оказывает сильнейшее воздействие на культуру, преимущественно через свои архетипы (прообразы, изначальные образы, проявляющиеся в фантастических видениях, религиозной символике (крест, свастика, звезда и т.д.), мифологии. Рис – различные культуры, развивающиеся независимо друг от друга и аналогично законам биологического развития. А, B,C,D,E – стадии развития организма культуры (А – цивилизация, последняя стадия развития культуры, по сути означающая смерть культуры B – зрелость культуры C – юность культуры D – детство культуры E – момент рождения культуры из хаоса, из небытия. Задание 6. Изобразите схематично, по аналогии с предыдущим заданием, основные культурологические идеи возникновения и функционирования культуры культурологическую концепцию Э.Кассирера, культурологические идеи Л.Н.Гумилева, теорию культуры Л.Уайта и др. Задание 7. В культурологии принято выделять следующие механизмы культурной динамики инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурную диффузию, синтез. При этом изменения в культуре протекают
A
B
C
D Ее
2 3
4 5
1 6

96 либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит отражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных ее видах и формах. Приведите пример реализации какого-либо механизма культурной динамики в истории отечественной культуры. Задание выполняется письменно. Задание 8.
Освальд Шпенглер в своей книге Закат Европы рассматривал историю как чередование культур. Каждая культура представляется им в виде некоего организма, спаянного внутренним единством и обособленного от других подобных организмов. Существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает. В истории человечества он выделяет 8 культур египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византий- ско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному организму отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от души к интеллекту, от героических деяний к утилитарной работе. Кому из известных культурологов был свойственен подобный взгляд на развитие истории и культуры Отражает ли концепция Шпенглера, по вашему мнению, динамику развития человечества Задание 9.
Н.Я.Данилевский в своем сочинении Россия и Европа обосновал идею осу- ществовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг другом и с окружающей средой. Также, как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от этнографического состояния через государственность до цивилизационного уровня. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается до 1500 лет, из которых 100 лет составляет подготовительный этнографический период примерно 400 лет - становление государственности, а 50-
100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного периода. К какому времени относится названное сочинение В чем суть научного и публицистического пафоса этой книги Какие проблемы века объяснял Данилевский с помощью своей культурфилософской концепции Задание 10. Существуют различные типы культур. Одни культуры создают технологии освоения внешней среды, это относится, например, к европейской и североамериканской культурам. Индийская культура отдает предпочтение технологии

97 проникновения во внутренний мир человека. Третьи культуры ориентированы на социум. Если рассматривать культуры в исторической динамике, то мы также обнаруживаем между ними, например, античной и средневековой, существенные различия. И тем не мене, ученые всегда стремились более целостно представить мировую культуру, найти общие типологические черты во внешне различном. Одним из распространенных концептуальных представлений об исторической типологии культуры является антитеза «Восток-Запад». Каково современное содержание этой антитезы Задание 11. Обозначьте принципиальные отличия двух типов культур – западного и восточного. Восток Запад В отношении к миру В отношении к природе В трактовке бытийного призвания человека и ориентации человеческого труда В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса В отношении к государству, власти, закону В ценностных ориентациях личности и общества Задание 12. Человечество на протяжении всего своего существования занималось мифотворчеством, не является исключением и современность. Выберите в предлагаемом вам списке слова и словосочетания, с которыми связаны мифы различных типов, однозначно определяющие античную, русскую, американскую, французскую, немецкую, китайскую, японскую, английскую, итальянскую, испанскую и мировую культуры. Соотнесите ключевые слова с типами мифов о культуре. Заполните таблицу, вписав в пустые ячейки соответствующие номера. Тип культуры Религиозный миф Социально- политический миф Идеологический миф Литературно- художественный миф Философский миф

98 1- Американская мечта, 2- Меркурий, 3 - Икебана, 4 – Медея, 5- Александр Македонский Нибелунги, 7 - Прометей, 8 – Гномы, 9- Ромул и Рем, 10- Демократия- Самурай, 12- Колизей, 13 -Масленица, 14- Жесткая верхняя губа,
15 – Вендетта, 16 - Эдип, 17 – Амур, 18 – Сталин, 19 – Москва – третий Рим,
20 – Минотавр, 21 – Железный занавес, 22 - Сверхчеловек, 23 – свастика, 24
– Беовульф, 25 – Серп и молот, 26 – Великий Мао, 27 – Двуглавый орел, 28 - Восток, 29 – Один, 30 – Кентавр, 31 – Иисус Христос, 32 - Фортуна, 33 – Илья Муромец, 34 – Американский флаг, 35 – Нирвана, 36 – Утопия, 37 – Эзоп, 38 – Будда, 39- Аутодафе, 40 – София, 41 – Юрий Гагарин, 42 – Чапаев, 43 – Сфинкс, 44 - Перун, 45 – Цезарь, 46 - Инь и Ян, 47 – Упырь, 48 – Запад, 49 – Достоевский, 50 - Сад камней. Задание 13. Слово или какая-нибудь словесная формула иногда обозначают целую эпоху, значительное событие в мировой культуре или в культуре той или иной страны, того или иного народа. Выполняя это задание, попробуйте восстановить куль- турно-исторические связи между словами и выражениями, ставшими крылатыми, контекстом их появления в культуре и их новыми смыслами и мифологической трансформацией. Заполните свободные ячейки таблицы со знаком вопроса. Крылатое выражение Автор Страна Время Культурный контекст Новый смыслили мифологическая трансформация О времена О нравы Цицерон Римская империя
Iв.до н.э. Часто встречается в речах великого оратора Древнего Рима, например, впервой речи против
Катилины. В современной культуре до сих пор это восклицание используется как обозначение морального упадка общества, нравственной деградации его членов. Православие, самодержавие, народность
С.С.Ува ров Россия ?
? Эти слова в советской культуре вызывали активное отторжение. Сейчас в русской культуре эти слова в их первоначальном значении реанимировали монархисты.

99 А все-таки она вертится Италия Этими словами до сих пор люди выражают свою уверенность в чем- либо, убежденность, независящую от мнения других людей и обстоятельств Башня из слоновой кости
Сен-Бев Франция в. Эту фразу поэт написал в стихотворном послании в
Вилемену. С х гг. в. Это выражение было широко распространено среди поэтов- романтиков как символ уединенного мира, в который уходит художник,
? Время, вперед
? Россия ХХв. Фраза из Марша времени драмы Баня выражает стремление советской культуры ускорить темпы общественного развития и подчеркивает энергию и напор молодой культуры, стремящейся переделать окружающий мир. Эти слова долгое время были культовыми в советской культуре, поскольку обозначали такие существенные ее признаки, как энтузиазм, стремление изменить или хотя бы ускорить ход истории.

100 Все к лучшему в этом лучшем из миров Франция Это изречение мы находим в романе «Кан- дид»; оно имеет в романе два значения) все в мире целесообразно) все, что ни происходит в мире, должно закончиться так или иначе, но благоприятно Вставай, проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов
Эжен
Потье
?
? Слова, которыми начинается Интернационал, международный пролетарский гимн автор русского перевода
А.Я.Коц.
? Государство это я
? Франция в. ? Эти слова произносят, когда хотят подчеркнуть авторитарность власти, в тех случаях, когда какой- нибудь человек присваивает себе право единолично решать все государственные проблемы и судьбу страны, которой он управляет. Деньги не пахнут Император
Веспа- сиан
? в. Эти слова произнес император, когда его сын упрекнул отца в
?

101 том, что он придумал налог на общественные туалеты. Война всех против всех
? Англия в. Это выражение английского философа в сочинении Элементы права естественного и гражданского о войне как естественном состоянии человека Иду на вы
? Древняя Русь
?
? В современной культуре эти слова обозначают вызов оппоненту или противнику и выражают стремление к открытому столкновению с использованием честных средств и методов. Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает
Жозеф де
Местр Сардинское королевство Слова из письма посланника Сардинского королевства в России, в котором он сообщает оно- вых законах Александра I.
? Карфаген должен быть разрушен
Катон Старший В современной культуре это выражение употребляется с целью подчеркнуть бескомпромиссность действий по отношению к врагу, итогом которых должна стать полная победа.
?
Шиллер ?
? Заключительная строка стихотворения Мировая мудрость.
? Мастера культуры
М.Горьк ий Россия ХХв. Это выражение является ключевым в статье Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры
? Мы немо- жем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача Россия ХХв. В предисловии к третьему изданию своих трудов биолог- селекционер сформулировал это как кредо, в котором выражена идея изменения природы и приспособления ее к потребностям человека.
?
? Юлий Цезарь Римская империя Этими словами великий римский полководец известил своего друга о победе над понти- ским царем
Фарнаком; эти слова были
?

103 написаны на доске, которую несли при триумфальном вхождении полководца в Рим. Свобода, равенство, братство Неизвестен Франция Один из самых популярных лозунгов французской революции записан во французской конституции г.
?
?
Ювенал Римская империя Выражение из й сатиры римского поэта, ставшее лозунгом римской черни при императоре Августе, формулирует две основные потребности человека, удовлетворение которых создает ему комфортное существование. В современной культуре это восклицание используется при характеристике примитивности массовой культуры, удовлетворяющей потребности людей при условии их сытого существования это эффективный способ управления толпой, политической ее нейтрализации. Каждая кухарка должна научиться управлять государством Россия ХХв. Из статьи Удержат ли большевики государственную власть. Эта фраза содержит мысль о том, что каждый член общества, независимо от
?

104 его социального положения, может решать государственные вопросы и участвовать в управлении государством. Все суета сует Соломон Мудрый Иудея ?
? Эти слова произносят тогда, когда хотят успокоить человека, который находится в сложной ситуации и вынужден решать многотрудных житейских задач, напоминая ему о суетности и изменчивости бытия, о том, что есть вечные истины, которые не следует забывать в суетной жизни. Не судите, да несу- димы будете в. Известная фраза Нового Завета, которая имеет следующее продолжение ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такою ивам будут мерить Время - деньги Вениамин Франк- лин
?
? Афоризм из сочинения Советы молодому купцу. До сих пор популярный девиз предпринимателей и коммерсантов, знающих цену времени и дорожащих своим делом и выгодой, которую это дело приносит им. Задание 14. Предложите свои варианты крылатых выражений по аналогии с предыдущим заданием. Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте понятия динамика и развитие. В чѐм сходство и различие между ними
2. Что означает термин цикличность
3. Охарактеризуйте основные положения концепции динамики культуры
Ю.М. Лотмана. Какие два типа динамических процессов культуры выделяются в концепции Ю.М. Лотмана?
4. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.
5. Почему у ученых нет единодушного мнения о том, существует ли прогресс и о критериях прогресса
6. В чем заключаются положительные и отрицательные аспекты психологического подхода к культуре
7. Какая из культурологических концепций показалась вам наиболее близкой
8. Что можно сказать о соотношении хронологических и типологических принципов изложения культурной истории Литература
1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры Развитие и взаимодействие /
С.А.Арутюнов. – М, 2007.
2. Ахиезер, АС. Социокультурная динамика России К методологии исследования Политические исследования. - 1991. - №3.
3. Быстрова, АН. Мир культуры. Основы культурологии Учебное пособие /
А.Н.Быстрова. – М ЮКЕА, 2002. – 712 с.
4. Верещагин, ЕМ. Языки культура / Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров. – М,
2001.
5. Кравченко, АИ. Культурология Словарь / А.И.Кравченко. - М Академический проект, 2000.
6. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века ключевые понятия и тексты /
В.П.Руднев. - М Аграф, 1999.
7. Социодинамика культуры Концептуальные основы социологического анализа культурных изменений. – М, 1991.

106
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22


написать администратору сайта