Главная страница
Навигация по странице:

  • Р.Р.Фальк

  • А.С.Голубкиной

  • Л.Авербах , Ф.В.Гладков , А.С.Серафимович , Ф.И.Панферов

  • А.Платонов

  • Е.Б.Вахтангов

  • Р.Симонов

  • И.Пуни , Л.Поповой , Н.Удальцовой

  • Моор

  • М.Черемных (1890-1962). В 1926 году создается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли мастера разных художественных школ А.Голубкина

  • В.Мухина

  • В.Лебедева- Кумача , А.Александрова

  • Д.Д.Шостаковича

  • А.Корнейчука

  • В.Шукшина

  • В.Астафьев 81 (1924-2001), В.Белов

  • П.Никонов , Н.Андронов , В.Попков , Т.Салахов , В.Иванов , М.Савицкий , А.Васнецов , М.Аветисян

  • Т.Назаренко , О.Булгакова , Н.Нестерова , А.Волков , В.Рожнев , А.Ситников , В.Орлов

  • В.Цигаль

  • 1. Кризисные явления культуры ХХ века

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница12 из 22
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22
    М.Ф.Ларионов
    (1881-1964),
    Н.С.Гончарова (1881-1962), А.В.Лентулов (1882-1943) отвергали и критический реализм передвижников и стиль модерн. За источник своего творчества они взяли народное творчество во всех его проявлениях, положив начало неоп- римитивизму, для которого характерны лаконичная форма, полное отсутствие перспективы и любого подражания природе. В 1910 году на выставке Бубнового валета, ставшего затем объединением молодых художников, были представлены русские последователи П.Сезанна – Р.Р.Фальк (1886-1958),
    П.П.Кончаловский (1876-1956), А.В.Куприн (1880-1960), И.И.Машков
    (1881-1944). Эти художники стали строить на холсте предмет как архитектуру, вернув ему массу, объем, трехмерную форму, экспрессию цветовых сочетаний. Их устремлением к синтезу цвета и формы объясняется интерес к натюрморту, ставшему ведущим жанром в их творчестве. В 1912 году молодые художники, отделившись от Бубнового валета, основали свое объединение Ослиный хвост. Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, направленных против сложившихся форм художественного творчества. В эту группу вошли Н.Гончарова, К.Малевич, М.Шагал. В дальнейшем их пути разошлись. М.Ф.Ларионов пришел к «лучизму», Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма. Культ красоты нашел воплощение в архитектуре. Главный принцип модерна в архитектуре заключался в выборе какого-либо мотива в декоративной стилизации ив подчинении ему прочих форм композиции. Такими элементами могли быть исторические и национальные элементы архитектуры (неоромантизм, природные формы (неопластицизм), фрагменты ордера (неокласицизм), новейшие технико-конструктивные средства (рационализм. Самым выдающимся русским архитектором модерна стал Ф.О.Шехтель (1859-1926), который создал особняк З.Г.Морозовой, особняк С.П.Рябушинского в Москве. Он воплощали национально-романтическую разновидность модерна (павильоны для международной выставки в Глазго, стилизованные под шатровые храмы русского севера, и неопластицизм (особняк Рябушинского). Вначале х годов искусство модерна сменило свою пластичность на конструктивную ясность, простоту. Возникает неоклассицизм, получивший распространение при строительстве доходных домов, контор, банков. Примерами этого стиля стали банк Рябушинских, типография Утро России, Московское купеческое общество. Большое значение в развитии этой архитектурной формы сыграло использование металлических конструкций, позволяющих создавать большие остекленные поверхности фасадов. На рубеже веков происходили значительные перемены в музыке. Принцип правдивости уступил место эстетическому подходу, тяготением к универсальным философским концепциям, воплощаемым в музыке. Наиболее ярким новатором стал А.Н.Скрябин (1871-1915), произведения которого наполнены образностью, созвучной русским символистам. Он был одним из первых композиторов, стремившихся воплотить идею синтеза музыки и цвета. Самым ярким проявлением слияния всех видов искусства стали Русские сезоны в Париже. В первом сезоне в 1909 году были показаны балет Н.Н.Черепнина, половецкие пляски Бородина. Некоторое время спустя труппа показала балеты
    И.Ф.Стравинского (1882-1971) «Жар-птица», Петрушка, Весна священная, которые знаменовали начало нового этапа в развитии русской музыки. Художественным оформлением спектаклей занимались А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, воспринявшие вагнеровскую идею о синтезе искусств. В этот период продолжают развиваться импрессионистические черты в скульптуре, в частности, это направление в очень своеобразном преломлении представлено работами А.С.Голубкиной (1864-1927), пользовавшейся советами Родена. Под его влиянием сделаны скульптуры Сидящий, Идущий. Этот метод характерен и для работ П.П.Трубецкого (1866-1938). Самой известной работой скульптора стал памятник Александру III. С.Т.Коненков
    (1874-1971) многое сделал для возрождения деревянной скульптуры. Его образы, взятые из русского фольклора, полны душевного оптимизма, лишены драматизма, душевного надлома. Таковыми являются работы «Стрибог», Велико- сил, «Старичок-полевичок».
    7. Культура России XX века. Х век – это сложный и противоречивый период в развитии русской культуры. Он дал отечеству много гениальных, ученых, мыслителей, философов, стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, однако именно в ХХ веке была создана тоталитарная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия. Эта культура противоречива как в своих отдельных проявлениях, таки в целом. Вначале века В.И.Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно- творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики государства. Культура, в частности, искусство, должны стать частью «общепроле- тарского дела, выражать интересы класса. Октябрьская революция коренным образом изменила ситуацию в сфере духовной культуры, которая должна была полностью принадлежать народу, служить выразителем его интересов. В абсолютизации классового подхода особенно выделились Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт – это культурно-просветительская и литературно- художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Ее теоретики А.А.Богданов,
    В.Ф.Плетнев, Ф.И.Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. В их концепции отрицалось классическое культурное наследие, за исключением тех произведений, где показана связь с национально-освободительным движением. Деятельность этой организации была подвергнута резкой критике. Другой влиятельной организацией стал РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей. Она оформилась в 1920 году. В разные годы туда входили Л.Авербах, Ф.В.Гладков,
    А.С.Серафимович, Ф.И.Панферов. Призывая к борьбе за высокое мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен. Классовые идеи были продолжены в вульгарной социологии искусства. Однако ряд выдающихся писателей активно этому противостояли. Среди них А.Платонов (1899-1951),
    Е.Замятин (1884-1937), М.Булгаков (1891-1940), М.Цветаева (1892-1941),

    79
    О.Мандельштам (1891-1938). Произведения этих литераторов отличал общечеловеческий гуманизм. В этот период правительство пыталось наладить контакт с интеллигенцией, ибо установить над ней гегемонию не представлялось возможным. Многие художники искренне уходили в революцию. Самые решительные изменения в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра, в котором режиссеру необходимо было иметь помимо творческой изобретательности еще и волю, способную сплотить театральный коллектива также сильную гражданскую и художественную активность. Всеми этими качествами обладал Е.Б.Вахтангов (1883-1922). Его спектакли стали образцом сценической трагедии, гротеска, праздничной театральности. Он воспитал много талантливых актеров, среди которых Ю.Завадский, Р.Симонов. В изобразительном искусстве продолжал развиваться абстракционизм. Свой путь в беспредметной живописи продолжал К.Малевич (1878-1935), и супрематизм, подхваченный его учениками
    И.Пуни,
    Л.Поповой,
    Н.Удальцовой, стал распространяться в прикладном искусстве, архитектуре, графике, дизайне. Супрематизм (наивысший) – разновидность абстрактного искусства, введенная К.Малевичем в 1913 году, основанная на сочетании простейших фигур, треугольника, квадрата, круга, в которой также используются
    «архитектоны», наложенные на плоскость объемные формы. Традиции мири- скуссников» продолжали художники объединения «Жарцвет», традиции Бубнового валета продолжили художники объединения НОЖ (Новое общество живописцев) и Бытие. В потоке разных направлений реализм пока ничем не выделялся. В тяжелые для страны годы самым мобильным, быстрее всего откликающимся на новые идеи и события стал жанр плаката. Он печатался большими тиражами и попадал в самые отдаленные уголки страны. В годы гражданской войны развиваются два типа плаката героический и сатирический. Выразителями этих направлений стали Моор (Д.С.Орлов) и Дени (В.Н.Денисов). Особое место занимали Окна сатиры РОСТА (Российского телеграфного агентства, в котором ведущую роль играли В.Маяковский (1893-1930), М.Черемных
    (1890-1962). В 1926 году создается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли мастера разных художественных школ А.Голубкина (1864-1927),
    Н.Андреев (1873-1932), В.Мухина (1889-1953), И.Лебедева (1892-1967),
    И.Шадр (1887-1941). Всех этих авторов объединил интерес к современности. Ведущим направлением в архитектуре х годов стал конструктивизм сего подчеркнутой функциональностью. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, который некоторое время работали в России. Это направление представлено братьями Весниными в проекте Дворца труда, а принцип использовался в строительстве общественных зданий, например, Дворца культуры Московского автозавода, Московского телеграфа. С 1924 года
    А.В.Щусев (1873-1949) начинает проектировать Мавзолей В.И.Ленина. Долгое время е годы считались годами массового трудового героизма, искусство того периода было приподнятым, жизнеутверждающим, мажорным. Этот тип искусства, рекомендованный Платоном для своего идеального Государства, воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Сущность классового подхода была усилена культом личности И.Сталина. Социалистический реализм признавался единственным верным творческим методом. Общественная культура и искусство становились инструментом в формировании нового человека, нарушалась свобода самовыражения художника. Однако художественная практика оказалась богаче партийных установок. В предвоенный период повышается роль исторического романа. Создаются
    «Кюхля»
    Ю.Тыняновым,
    «Радищев»
    О.Форш, Емельян
    Пугачев»
    В.Шишковым, Петр Первый А.Н.Толстым. Наступает расцвет детской литературы. Ее достижениями стали стихи С.Маршака, К.Чуковского, С.Михалкова. В 1932 году были учреждены Всероссийская академия художеств и Институт живописи, скульптуры и архитектуры. С первых дней начала Великой Отечественной войны советское искусство посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинными шедеврами в этих жанрах стали песни В.Лебедева-
    Кумача,
    А.Александрова, стихи
    М.Исаковского,
    С.Щипачева,
    А.Твардовского, А.Ахматовой, О.Берггольц. В годы войны было создано одно из самых публицистичных музыкальных произведений о войне – Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича (1906-1975). Это произведение получило громадный общественный резонанс по всему миру. В драматургии создаются пьесы Л.Леонова Нашествие, К.Симонова Русские люди, А.Корнейчука Фронт. В послевоенное время отечественная культура продолжала освоение военной темы, и на документальной основе создается роман А.Фадеева Молодая гвардия, Повесть о настоящем человеке
    Б.Полевого. Художественный процесс х годов отличался интенсивностью иди- намизмом своего развития и был тесно связан с известными общественно- политическими процессами. Это время называют политической и культурной оттепелью. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение быта привели к серьезным изменениям в сознании людей, что стало предметом изображения в художественной культуре. Сложные проблемы времени отражены в прозе В.Шукшина (1929-
    1974), Ю.Трифонова (1925-1881), В.Распутина (р. 1937), Ч.Айтматова (1928-
    2008), драматургии А.Вампилова (1937-1972), В.Розова (1913-2004),
    А.Володина (1919-2001), в поэзии В.Высоцкого (1938-1980). В е годы зазвучала по-новому тема войны в кинематографе, часто показывалась судьба отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые фильмы были сняты режиссерами, знающими войну по личному опыту. В период оттепели возникает деревенская проза. Писатели не только зафиксировали изменения в сознании деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов. Они говорили о том, что нарушен механизм передачи традиций, и это привело к вымиранию русских деревень. Уклад деревенской жизни стал близок к городскому. Это показали В.Астафьев

    81
    (1924-2001), В.Белов (р. 1932), В.Распутин (ре годы дали миру феномен прозы А.Солженицына (1918-2008), его произведения «Матренин двор, Один день Ивана Денисовича стали образцом инакомыслия. В театральной культуре открытием стали театры-студии Современник, Таганка. Особое место в культуре того времени занимала деятельность журнала Новый мир. В е годы художники разрабатывают суровый стиль, который лишен парадности, поверхностности, иллюстративности. П.Никонов, Н.Андронов,
    В.Попков, Т.Салахов, В.Иванов, М.Савицкий, А.Васнецов, М.Аветисян в поисках правды жизни обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней, отсюда и название стиля. Это были попытки заговорить в искусстве человеческим языком. Еще одна особенность искусствах годов – расцвет национальных живописных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии, каждая их которых имеет свою самобытную основу. В е годы на арену выступает поколение, которое предопределило лицо живописи конца XX века Т.Назаренко, О.Булгакова,
    Н.Нестерова, А.Волков, В.Рожнев, А.Ситников, В.Орлов. В скульптуре х годов большое место занимает архитектурно- скульптурный комплекс. Воздвигаются мемориалы на месте лагерей смерти, например, в Маутхаузене (скульптор памятника генералу Карбышеву В.Цигаль р. 1917), архитектор мемориала Л.Голубовский (1914-1974)), памятник ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (скульптор
    Е.Вучетич (1908-1974)). В монументальной скульптуре находит развитие жанровая линия. О.Комов (1932-1994) создает памятник А.Венецианову в Вышнем
    Волочке, памятник Пушкину в Твери, Болдине, Пскове. Восьмидесятые годы – время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ (Ч.Айтматов Плаха, фильм Т.Абуладзе Покаяние. Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов является возникновение мощного потока возвращенной культуры. Эта культура воспринималась и осмысливалась как современная для читателя тех лет. Культура пытается дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое оказывается значимее, чем социально-историческое. По многообразию стилей, эстетических концепций культура концах началах напоминает начало
    XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития, спокойно пройденный западноевропейской культурой Х века. Отечественное искусство последнего тридцатилетия достаточно многообразно. Кроме искусства официального происходит процесс легализации неформальных объединений. На этот процесс оказало влияние новое отношение к авангарду, реабилитация таких имен, как Филонов, Малевич, интерес к примитивизму. Исследователи отмечают две характерных черты, которые проявились в искусстве последних лет. Первая – для многих художников России остаются

    82 важными социальные проблемы. Это нашло яркое отражение в живописи
    (Т.Назаренко Танец, Декабристы, Манекены, Сундуков Очередь. Вторая – это начало нового этапа в развитии церковной живописи, появление новых иконописцев вроде Зенона, что стало уже фактом истории, а неслучайностью. Лекция 8. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

    План лекции
    1. Кризисные явления культуры ХХ века.
    2. Постмодернизм.
    1. Кризисные явления культуры ХХ века
    ХХ век – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации. Его общая характеристика торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов утверждаются идеалы любви к человеку и одновременно самые смертоносные две мировые войны, обострение социального неравенства людей. Кризисную духовную ситуацию ХХ века отразил немецкий философ
    Э.Гуссерль (1859-1938), заметив, что наука потеряла свои связи с основными целями и ценностями человеческой жизни. Авторитет науки заменил моральные нормы и табу. Современная цивилизация сконцентрировала в себе все высшие достижения человеческого разума и отражает высший уровень техногенного развития. Доказательство тому – революционные достижения научно-технического прогресса в ХХ веке открытие и использование ядерной энергии, лазера, освоение космического пространства, создание принципиально новой информационной системы с массовым внедрением компьютерной техники и др. Это техногенная индустриальная цивилизация. Техногенная цивилизация оказалась очень динамичной, подвижной и агрессивной она подавляет, подчиняет себе, переворачивает сознание человека. В самом своем бытии она определяется как общество, постоянно изменяющее свои основания. Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, в запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы. Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста. Развитие техногенной цивилизации ХХ века постепенно приводит к замене личностной культуры культурой массовой. Американский социолог

    83
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22


    написать администратору сайта