Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика Деятели

  • 1 Эпоха 2 Мир, природа 3 Общество 4 Идеал человека и его антипод 5 Художник Читатель 7 Искусство 8 Культурная традиция

  • 4. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ТРАДИЦИОНЫХ ОБЩЕСТВ КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА Первобытное общество рождение человека и культуры

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница15 из 22
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   22
    3. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Задание 1.
    1. Прокомментируйте стихотворные строчки поэта и писателя Бориса Пастернака Цель творчества – самоотдача, Ане шумиха, неуспех. Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех.
    2. Прокомментируйте суждение римского поэта Овидия: Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно. Какие мысли выразил писатель И. Франков своем высказывании «vita brevis, ars longa» (жизнь коротка, искусство бесконечно
    4. Согласны ли Вы с мнением писателя О. Уайльда о том, что нет ни нравственных, ни безнравственных книг. Есть только хорошо или плохо написанные книги Аргументируйте свою точку зрения. Задание 2. Прочитайте следующие высказывания. Согласны ли вы сними Обоснуйте свою точку зрения. Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме (Г.
    Гегель). Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле (Б. Брехт). Художник, как гражданин и человек, кроме того, что он художник, принадлежа известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Предполагается, что любит он то, что достойно любви, и ненавидит то, что того заслуживает. Любовь и ненависть для него не логические категории, а чувства. Ему остается только быть искренним, чтобы быть тенденциозным (И.Н. Крамской). Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать (А.С.Пушкин). Задание 3. Полифоничность искусства предполагает многообразие точек зрения на причины его происхождения. Назовите теории происхождения искусства. Расскажите о них.
    Задание 4. Заполните таблицу Виды искусства Примеры Изобразительное Музыкальное Синтетическое Техническое

    107 Декоративно- прикладное Задание 5. Прокомментируйте исторические события из творческой биографии корифеев искусства
    1. Великий греческий драматург Софокл однажды сказал, что тристиха стоили ему трех дней труда.
    - Трех дней – удивленно воскликнул присутствовавший при этом виршеплет.
    - Я за это время написал бы сто.
    - Но, - отвечал Софокл, - они и существовали бы только три дня.
    2. К Моцарту подошел молодой человек и задал вопрос
    - Как писать симфонию
    - Вы еще очень молоды, почему бы вам не начать с баллады
    - Но ведь вы сочинили симфонию, когда вам было 9 лет
    - Это верно, ноя не спрашивал, как это сделать.
    3. Молодой человек принес Вольтеру свою оду под названием К потомству.
    Вольтер прочитал оду и сказал
    - Ничего. Только думаю, что по адресу она не дойдет.
    4. Однажды баснописца Крылова спросили, почему при своих замечательных литературных способностях он пишет так мало.
    - Я считаю, – ответил Крылов, – пусть лучше люди спрашивают, почему я мало пишу, чем допустить, чтобы они спрашивали, зачем я пишу вообще. Задание

    6
    . В научной, учебной и справочной литературе термин искусство трактуется как специфическая форма познания и отражения окружающей человека действительности, специфическая форма искусственного сознания. Причем сущность специфического в искусстве заключается в образности. Если нет художественного образа, тонет и искусства. Искусство есть непосредственное содержание истины, или мышление в образах (В. Г. Белинский). Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно- эстетические ценности художник-творец непросто отражает в продукте культуры те или иные общественные или естественные явления, но выявляет их эстетическое значение, их роль в жизни человека и общества, выражая к ним свое отношение и утверждая эстетический идеал. Искусство - это форма чувственного познания мира (ср.: рациональный способ - логический, абстрактный, основанный на мышлении иррациональный - основанный на интуиции чувственный- основанный на эмоциях, чувствах. В искусстве проявляются творческие способности творца-создателя (художника) и творца-потребителя. Искусство – это образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный в звуках, красках, формах. Какие грани культуры раскрывает искусство Однозначны ли термины искусство, художественная культура, культура Подтвердите свои рассуждения примерами. Задание 7. Существует несколько концепций о генезисе искусства. (Генезис (греч- происхождение, возникновение процесс образования и становления развивающегося явления. Сравните самые известные из них. В книге Происхождение искусства известного исследователя Л.С. Вы- готского читаем Искусство есть социальное в нас. Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Также точно и искусство есть общественная техника, чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает вкруг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа. Голландский культуролог Йохан Хейзинга в книге «Хомо луденс. Опыт определения игрового элемента культуры пишет «Игра-состязание каким- пульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях. Вывод должен был следовать один культура в древнейших фазах играется. Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материального тела, она разворачивается в игре и как игра. Античный мыслитель Демокрит считал, что в искусстве проявляется инстинкт подражания животным (именно в античности появляется термин миме- зис» - подражание. Наблюдая за действиями животных, насекомых птиц, люди научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки -постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению. Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве непросто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению сними. Обоснуйте каждую точку зрения примерами из истории развития искусства. Какая из них наиболее близка и понятна вами почему Задание 8. Какой художественный стиль был ведущим в Европе Х в, каковы его основные правила и нормы, в какой стране он зародился, кто его теоретик. Приведите в пример авторов и их произведения, выполненные в этом стиле, по видам искусства. Задание 9. Дайте характеристику основным стилями направлениям в культуре и искусстве по образцу. Стиль, на-
    Характеристика Деятели,

    109 правление, период существования представители, Романский стиль.
    10-11вв. (в ряде стран до в. Время полного господства феодально- религиозной идеологии. Социальная основа романского стиля – система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. Главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре – монастырские комплексы, церкви, замки, которые располагались на возвышенностях и господствовали над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных формах выражавших могущество Бога, на темы Нового Завета. В роли архитекторов, скульпторов, художников часто выступали монахи. Дух воинственности и постоянной потребности в самозащите пронизывал романское искусство. Замок-крепость, замок-храм. Такой замок выглядел воинственным, мрачным, угрожающим. Соборы городские соборы в Вормсе, Майнце, Шпайере долина Рейна, церковь Святых апостолов в Кельне, церкви в аббатствах
    Клюни, Сен-
    Жермен-де-Пре Париж, базилика в
    Сен-Бенуа (центр образования при Карле Великом. Задание 10. Сопоставьте памятники духовной жизни европейского человечества историческим типам культуры. Укажите века, когда были созданы эти произведения. Назовите авторов произведений, отмеченных знаком

    . Заполните таблицу. Божественная комедия, «Декамерон»*, живопись Рубенса, Энциклопедия, собор Парижской Богоматери, собор Святого Петра в Риме, Версаль, Собор Парижской Богоматери, живопись Рембрандта, поэзия Петрарки, Эйфелева башня, роспись Сикстинской капеллы, Человеческая комедия, Зимний дворец в Петербурге, поэзия Байрона, живопись передвижников, небоскребы
    Манхэттена, Мысли Паскаля, Ярмарка тщеславия, «Фауст»*, ансамбль зданий Сената и Синода в Петербурге, Декларация прав человека и гражданина, «Робинзон Крузо»*. Эпоха Произведение Век Автор Средневековье Возрождение Барокко Классицизм Просвещение Романтизм Реализм

    110 Модернизм Задание 11. Постройте типологию культуры, используя принцип художественного стиля. Расположите предложенные характеристики образа мира, модели человека и отношения к искусству как самостоятельной форме духовной жизни соответственно эпохе. Каждому стилю в культуре было свойственно создание собственных идеалов, ценностей и установок во всех сферах жизни и деятельности людей. Стиль

    1 Эпоха
    2 Мир, природа
    3 Общество
    4 Идеал человека и его антипод
    5 Художник Читатель
    7 Искусство
    8 Культурная традиция
    9 Основная ценность
    10 Высшие достижения
    1. Средние века
    2. Возрождение. Барокко. Классицизм. Рококо
    6. Романтизм Ключ к заданию.

    1: а) в, б) в, в) в, г) в, две) в.
    2: а) гармонический космос, б) греховный град земной, в) необлагороженное пространство, г) изящно оформленная сцена, д) динамический полный противоречий космический вихрь, е) свой варианта) свободное сообщество универсально развитых людей, б) установленная Богом социальная пирамида, в) столкновение социальных сил культ изобилия и буйства г) борьба эгоистических интересов, ограниченная сильной и мудрой властью д) фривольная компания молодежи е) свой варианта) человек-энциклопедист, человек-ученый, ученый-гуманист, стремящийся к познанию истины, б) монах-аскет, пренебрегающий телесными радостями, обладающий духовной красотой, святой и грешник, в) изящный кавалер и грубый мужлан, г) благородный проницательный герой и беззаботный прожигатель жизни д) героический человек и эгоисте) свой варианта) игрок, иллюзионист, б) глашатай божьей воли, в) ученый-творец, г) наставник, д) создатель сюрпризов, е) свой варианта) смиренная паства, б) соучастник в милой игре, в) зритель фокусов с разоблачением, г) ученик, д) открытый собеседнике) свой варианта) приятная безделушка, б) отблеск божественной красоты, в) броская яркая декорация, г) идеальный план возможного будущего д) учебник жизни е) свой варианта) Библия, труды отцов церкви, античное красноречие, теология б) барокко, эпикуреизм, в) Античность, Возрождение, философия национализма г) готика, Возрождение, гротеск, эпикурейски-стоическая философия д) Античность, фольклор, пантеистическая философия е) свой варианта) универсальная гармоничная личность, б) долг, ответственность, подвиг в) этичность, г) радость мгновения, д) динамика борьбы, здоровье, сила, роскошь е) свой варианта) живопись, скульптура, драма, б) гражданская архитектура, символика государства, воинские парады, оды в) храмовая архитектура, проповедь, на- ционально-героический эпос г) убранство храмов и дворцов, динамичная живопись д) и е) свой вариант. Вопросы для обсуждения
    1. Говорят, что искусство рождается в неволе, развивается в борьбе и погибает в свободе Согласны ли Вы с этим мнением. Обоснуйте свой ответ.
    2. Почему в современной медицине стали уделять серьѐзное внимание арт- терапии – воспитанию и лечению при помощи искусства
    3. О какой черте искусства говорил римский оратор Цицерон Все прекрасное редко
    4. Почему в XX в. высокое искусство перестало играть роль зеркала для человека Какие формы искусства стали выполнять эту функцию
    5. Объясните, почему Лессинг в название своего эстетического произведения
    «Лаокаон, или О границах живописи и поэзии ввел имя древнегреческого жреца Лаокаона.
    6. Опишите, что такое лубок (в сфере искусства
    7. Почему кинематограф стал ведущим искусством ХХ в
    8. Проведите сравнительный анализ двух художественных стилей XVІІ–XVІІІ вв.: барокко и классицизма.
    9. Какую роль сыграл критический реализм в литературе и искусстве І в. как преддверие современного гуманистического мировоззрения
    10. Каково содержание новой концепции мира и человека в культуре романтизма. В чем суть романтического ―двоемирия‖?
    12. Какие черты романтизма выражает девиз ―Всѐ или ничего
    13. Раскройте содержание и приведите примеры художественного стиля на- рышкинское барокко.
    14. По какому принципу история европейской культуры делится на эпохи Какой идеал человека соответствует каждой из них Литература
    1. Власов, В.Г. Стили в искусстве Словарь в 3 т. – СПб., 1997.
    2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. - М, 1986.

    112 3. Гачев, Г.Д. Творчество, жизнь, искусство / Г.Д.Гачев. - М, 1980.
    4. Гнедич, П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура /
    П.Гнедич. - М Изд-во Эксмо, 2002. — 848 с.
    5. Емохонова
    Л.Г. Мировая художественная культура учебник /
    Л.Г.Емохонова. – М Изд.центр Академия, 2007. – с.
    6. Ильина, Т. История искусств. Западноевропейское искусство е изд, пере- раб. и доп. / Т.Ильина. — М Высш. шк, 2000.— 368 с.
    7. Ильина, Т. История искусств. Отечественное искусство / Т.Ильина. – М Высшая школа, 2000.
    8. Каган, МС. Морфология искусства / М.С.Каган. - Л, 2002 9. Карпушин, И. Искусство и религия / И.Карпушин. - М, 2001.
    10. Кемеров, В.Е. Искусство // Современный философский словарь Под ред.
    В.Е. Кемерова.- МС. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы Средние века. Возрождение в Италии. – М Высшая школа, 2003.
    12. Махлина, СТ. Язык искусства в контексте культуры / С.Т.Махлина. -СПб.,
    1995.
    13. Словарь искусств. - М, 2006.
    14. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х.Ортега-и-Гассет. - М,
    2001.
    15. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж.Холл. - М, 2006.

    113
    4. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ
    ТРАДИЦИОНЫХ ОБЩЕСТВ КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА Первобытное общество рождение человека и культуры
    1. Ненаучные представления о происхождении человека и его культуры. Антропологические мифы и предания. Библейские сказания. Атлантида.
    2. Генезис культуры как антропосоциогенез. Первобытная культура. Периодизация древнейшей культуры. Эпоха позднего палеолита (40-10 тыс.лет до н.э.). Становление менталитета человека. Переход от ситуационного мышления к мифологическому. Миф как форма осознания человеком мира.
    3. Жилища и погребения. Архетипы культуры. Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль. Формы организации общественной жизни и естественно-исторический характер их изменений.
    4. Культура первобытного общества как основа для становления и развития исторических цивилизаций. Первобытные культуры в современном мире. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Задание 1. Представления человека о мире запечатлеваются в характерных понятиях и выражениях его языка. Какие выводы о картине мира древних народов можно сделать на основании приведенных фактов
    1. Чтобы показать дикость великана Энкиду, древний сказитель описывает его таким образом Дик он был с виду, все время проводил в лесу и ел траву, подобно зверю, вместе со зверями ходил к водопою. Когда же пастухи угостили Энкиду хлебом, тот, как повествует рассказчик, взирал на них с изумлением, но затем, вволю наевшись хлеба и выпив семь кувшинов сикеры, Энки-
    ду ощутил в сердце веселье от хмельного напитка и коснулся своего волосатого тела, благовониями умастился, облекся в одежды, уподобился людям.
    2. Когда египтяне хотели сказать о чем-то, происшедшем давным-давно, они говорили Это случилось в те времена, когда Осирис был царем над людьми.
    3. У древних египтян одно и тоже слово означало страну (Египет) и землю вообще. В языке шумеров мир делился на нашу страну, степь и чужие земли, причем последнее слово значило также мир мертвых. Древние греки называли свою землю Элладой (страной эллинов, а все вместе известные им страны – ойкуменой, те. обжитой землей.
    4. Греки назвали египетскую письменность иероглифами, что означает священные письмена. По египетской легенде, знаки письменности были изобретены для людей богом мудрости Тотом. О происхождении своей письменности греки рассказывали, что ее в глубокой древности принес из Финикии царь Кадм, первый правитель города Фивы.

    114 Задание 2. В архаических культурах важные для людей знания передавались из поколения в поколение посредством устной традиции. Конечно, жизненный опыт народа, его представления о мире и человеке сохранялись не только в виде сакральных мифов, повествующих о возникновении мироздания, но ив виде заповедей земной житейской мудрости. В тех обществах, где нет писаных законов, нормы поведения формулируются устно и, как правило, имеют форму притч, пословиц и поговорок – ведь правила, изложенные живыми образным языком, легче запоминаются и дольше живут в устной традиции. Вот почему эти формы устного творчества занимают в культуре архаических народов гораздо более важное место, чем в нашей они составляют костяк этической системы, регулирующей жизнь общества. Ниже приведены пословицы различных народов, сохранивших архаическую культуру. Какой смысл, по вашему мнению, имеют эти пословицы К каким пословицам можно подобрать соответствующие эквиваленты в русской культуре Какие пословицы несут идеи и представления, отличные от ваших собственных Пословицы ба-ила

    1
    1. О, человек, не пытайся учить свою мать, учи других.
    2. Старуха нравится тому, кто женат на ней.
    3. Если в мыслях своих человек дома, его не удержишь в гостях сытной кашей. Пословицы масаи. Уголь смеется над золой, не зная, что его постигнет та же участь.
    2. Если человек уже здесь, то все равно, был ли он приглашен или же пришел по своему собственному почину.
    3. Храбрость – это не все каким бы храбрым ни был человек, двое храбрецов
    все-таки лучше.
    4. Воины и калеки всегда порознь.
    5. Не готовь пеленки, чтобы носить ребенка, раньше, чем этот ребенок родится.
    6. Не берись чинить чужой забор, пока не приведешь в порядок свой собственный. Самоанские пословицы
    1. Ставили сети на кита, а наловили мелких рыбешек.
    2. Легок тюк, когда поднимешь его впервые.
    3. Пусть море проверит, хорошо ли каноэ. Гавайские пословицы
    1. Я маленький камушек, ноя могу укатиться далеко.
    2. Собирай ворсинки, и у тебя будет целый тюк.
    3. Когда есть любовь, вкусна и связка верхушек таро. Пословицы маори
    4
    1
    Ба-ила – народ, живущий на севере Замбии и юге Заира (район реки Кафуэ).
    2
    Масаи – народ в Кении и Танзании.
    3
    Самоа – группа островов в Тихом океане (Острова Мореплавателей, в политическом отношении делится на государство Западное Самоа и Восточное Самоа (США.
    4
    Маори – исконное население Новой Зеландии.

    115
    1. Гусеница – крошечное существо, но она может повалить огромное дерево.
    2. Можно отклонить удар копья, ноне удар речи.
    3. Можно проникнуть в складки одежды человека, но нельзя проникнуть в его мысли.
    4. У того, кто копает корни папоротника, еда будет в изобилии, а ловец попугаев останется голодным.
    5. Белая цапля ест отборную пищу, утка пожирает грязь. Культура Древнего мира. Культура Древнего Египта. Культура Месопотамии
    1. Древний Мир как социокультурный феномен. Генезис цивилизаций Древнего Востока их место и роль в культурной эволюции человечества. Специфические особенности древневосточных культур.
    2. Культура Древнего Египта Общая характеристика периода. Роль истори- ко-географических условий в развитии египетской цивилизации. Этнические корни египтян. Периодизация и общая характеристика культуры. Консерватизм как традиционная черта мировоззрения. Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связей. Ирригационная система земледелия и появление избыточного продукта. Принципы распределения. Теократический характер власти.
    3. Мировосприятие и религиозные верования. Проблема жизни и смерти как центральная тема мировоззрения. Мистицизм мировосприятия. Основные боги египтян. Значение религиозной реформы Эхнатона (Аменхотепа IV).
    4. Научные достижения египтян. Медицина. Математика. Астрономия. Письменность и литература. Тексты пирамид, Книга мертвых. Художественная культура. Отражение религиозных представлений в искусстве. Высокий уровень архитектуры и изобразительного искусства. Каноны скульптуры. Символика египетского искусства. Историческое значение египетской культуры.
    5. Культура Месопотамии. Географические и временные границы. Шумеро- аккадская культура, ее достижения, характерные черты мифологии и религии, художественной культуры. Вавилонская культура. Законы Хаммурапи. Религия и искусство, сохранившиеся и исчезнувшие чудеса света. Культура Ассирии. Культура Древнего Ирана. Задание 3. Племена Передней Азии занимали в древности обширные пространства земли, расположенные к северу от Персидского залива между Средиземным, Черными Каспийским морями. Область между Тигром и Ефратом называют по- разному Междуречье, Двуречье, или Месопотамия. В плодородной долине рек, в южной части, появились такие ранние государства, как
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   22


    написать администратору сайта