Главная страница

Ббк 85 к 75


Скачать 1.74 Mb.
НазваниеБбк 85 к 75
Дата24.02.2021
Размер1.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2.pdf
ТипУчебное пособие
#178930
страница16 из 22
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22
Шумер, Аккад,
Вавилония. В северной части сформировалась Ассирия. На восточном побережье Средиземного моря – Финикия и Палестина.

116 Чем знамениты эти народы Что вызнаете об их истории Научных и технических достижениях Искусстве Задание 4. Царь Хаммурапи, правитель Вавилонии, прославил себя тем, что создал первый дошедший до нас в истории человечества свод законов, высеченный на базальтовом столбе, Стеле Хаммурапи. Что вы можете сказать о традиционной картине мира, о нравах того времени Пойманного грабителя убивали перед домом, который он хотел ограбить или уже ограбил. Если удавалось уличить вора вовремя пожара, его тут же бросали в огонь. Женщину, убившую своего мужа, сажали накола мотовку или гулену бросали вводу. Если строитель построил дома тот, рухнув, убил хозяина, то убивали строителя. А если погибал сын хозяина, то убивали сына строителя. Если врач плохо сделал операцию, ему отрезали руку и вешали на шею. Руки лишался сын, ударивший отца. Задание 5. Знаменитая Вавилонская башня (Этеменанке, как ее называли, к которой в древности стекались тысячи людей с разных концов света, находилась в Вавилоне. Вавилонянам казалось, что башня соединяла Небо и Землю. Это была невообразимая лестница, по которой боги могли спускаться на землю, чтобы помочь людям. Но воображение древних греков поразила неона, а вавилонские Висячие сады Семирамиды, поднятые высоко над равниной, как будто вознесенные самим божеством. Царица с этим именем правила залет до сооружения этих садов. Они были сооружены для жены царя Навуходоносора II, которая была родом из лесистой и прохладной Мидии. Сам великий Александр Македонский восхищался этими садами и именно туда привезли умирать тяжелобольного полководца. Что собой представляли висячие сады Как выдумаете, почему именно их, а не Вавилонскую башню древние греки называли чудом света Задание 6. Царь Ашшурбанипал стремился к миру и благополучию своей страны, а также к знаниям. Для личного пользования он собрал библиотеку, которая насчитывала томов, вернее 30000 глиняных табличек и включала всезнания того времени трактаты по медицине, философии, астрономии, математике, различные ритуальные тексты, а также знаменитое произведение литературы - Сказание о Гильгальмеше, который был на две трети бог, на одну - человек. Это произведение – первый гимн большой человеческой дружбе, первый протест против права богов быть бессмертными и их желания управлять судьбой человека, подчинять его своей воле. Что это за поэма Задание 7.


117 Заполните таблицу. Культура и наука государств Месопотамии Название государства Правители Архитектура Скульптура Письменность Наука Задание 8. Каждая культура вырабатывает свое представление о человеке. Ознакомьтесь с приведенными фрагментами литературных памятников Древнего Египта и Месопотамии. Каков, по мнению древних авторов, удел человека В чем его жизненное предназначение Какая роль отводится человеку в мироздании В чем заключается мудрость для человека
1. Вавилонский миф о сотворении человека Некогда боги, подобно людям, тяжко трудились, таскали огромные корзины с землей. Реки и каналы прорыли боги реку Тигр они прорыли и реку Евфрат тоже. Годы и годы трудились боги с великим упорством в болотах и топях. Две с половиной тысячи лет несли они свое бремя. И наконец взбунтовались полные негодования поломали боги свои лопаты и сожгли корзины, в которых носили землю. Отправились боги к своему управляющему, Энлилю, и потребовали, чтобы положил он предел их мучениям. Окружив храм, в котором обитал Энлиль, боги кричали Непосильное бремя нас убивает Тяжек наш труд Велики невзгоды Внял Энлиль стенаниям богов, понимая, как тяжело им приходится. Решил он создать людей, чтобы переложить весь трудна их плечи. Всем богам понравилась эта идея нужно сотворить человека, пусть всю жизнь таскает корзины да ковыряет лопатой землю. Тогда боги взяли глину, смешали ее с кровью и вылепили семерых мужчин и семерых женщин, давших начало человеческому роду.
2. Поучение египетского писца своему сыну. Нет на свете ничего выгодней и почетней, чем искусство писца. Немало придется попотеть, пока освоишь до тонкости это ремесло, но как научишься отменно писать, таки станешь господином – никто не сравнится с тобой. Вот купец – судьба его плачевна. Везет он на барке вниз по Нилу разные товары, пока достигнет дельты – весь искусан комарами и устал, как осел, измученный поклажей. А что за муки терпит строитель, вынужденный лазить по стенам, подобно обезьяне, оборванный, грязный, весь в синяках. Зато что за чудная работа у писца Нет писца, которому ежедневно не несли бы подарки, а сколько чести в его труде Если не станешь учиться прилежно, то быть тебе простым крестьянином. А что может быть ужасней такой участи Только и гляди, чтобы половину урожая не попортили черви, а другую не потоптали бегемоты. Гоняйся за воробьями, мышами да саранчой. А потом придут сборщики налогов, если не

118 заплатишь, то палками побьют, вниз рожей бросят в яму с нечистотами. Зато взгляни-ка на писца Его никто не станет бить. Напротив, он будет с листом папируса стоять и наблюдать затем, как потрошат других, да насмехаться. Может быть, скажешь, что хороша участь воина Побывай в казарме. Там смрад, нечистота. Там лупят палкой непрерывно. Так что, если послушаешь меня, проживешь жизнь долгую и счастливую. Писец – вот человек Задание 9. Ниже приведены отрывки из научных трудов и произведений художественной литературы, в которых описываются верования и обычаи архаических народов. Определите, какой мировоззренческий принцип отражен в каждом из примеров. На основании каких признаков вы сделали свое заключение
1. Для того, чтобы увидеть духов, – рассказывают виннебаго
5
, – дедушка
Джобенангивинксга постился почти до смерти. Первый раз он постился четыре ночи и тогда ему с ревом и грохотом явились Ночные Духи. Они предстали передними сказали Человек, ты измучил себя жаждой, поэтому мы готовы благословить тебя. Это говорим мы, Ночные духи. Они пообещали даровать ему долгую жизнь и удачу на войне. Но вот он взглянул на них и увидел, что это всего лишь маленькие птички, подшутившие над ним.
2. Малгаши
6 связывают все недуги с действием злых духов, поэтому в случае болезни они обращаются к колдуну, и тот лечит их посредством так называемой фадидры. Фадидрой может быть любой предмет травинка, кусок дерева, овца, тыква, вода, которой больной полощет себе рот и т.д. Когда жрец перечислит над этим талисманом всех злых духов, которые могли вызвать данную болезнь, он поручает фадидре взять их прочь навсегда, иона выбрасывается долой, а вместе с нею и болезнь.
3. Чингачгук заговорил на делаварском
7
языке. Жесты его были выразительны и энергичны. Один раз он высоко поднял руку и затем, опуская ее, откинул этим движением складки своего легкого плаща он приложил палец к груди, как будто желая подтвердить этим жестом значение своих слов. Глаза Дункана следили за жестом индейца, ион увидел на смуглой груди вождя прекрасно, хотя и бледно, нарисованное синей краской изображение змееподобной черепахи. Следопыт отвернулся от своего краснокожего друга и сказал Дункану: Теперь нам известно то, что по воле небес может принести нам добро или зло. Наш друг Чингачгук – сагамор делаваров и великий вождь черепах
4. Мужчины клана эму полагают, что способствуют размножению этой птицы тем, что рисуют на земле ее священное изображение, в особенности тех частей ее тела, которые считаются наиболее лакомыми кусками. Мужчины рассаживаются вокруг рисунка и поют. Кроме того, танцоры в
5
Виннебаго – индейский народ в Северной Америке, живет на территории штатов Висконсин и Небраска.
6
Малгаши (мальгаши, малагасийцы) – исконное население Мадагаскара.
7
Делавары – индейский народ в Северной Америке, живет на территории штатов Оклахома, Канзас ив районе Великих озер.
8
Такой клан существует в Австралии.

119 головных уборах, по виду напоминающих маленькую голову и длинную шею эму, показывают, подражая повадкам птицы, как она стоит и вертит головой, оглядываясь по сторонам.
5. Мужчины племени юинов
9
собирают юношей этого народа и торжественной процессией в сопровождении шума трещоток отправляются к горе. По дороге на каждой остановке исполняются магические танцы. Все время пути юноши должны смотреть только себе под ноги, когда же им приказывают поднять глаза, они видят перед собой мужчин в масках и вырезанное из дерева изображение божества Дарамулуна высотой в три человеческих роста. Некоторое время спустя юношам велят закрыть глаза, главный колдун, исполняя ритуальный танец, приближается к каждому новичку, хватает егоза голову и с помощью долота и молотка выбивает ему передний резец. Обычно молодые люди выдерживают это испытание с полным безразличием. Затем юношам открывают великую тайну Дарамулун видит с неба все, что делают люди. Это он заботится о человеке после смерти. Это он основал весь обряди обучил ему людей. Это он дал людям законы, по которым они живут. Потом следуют танцы и пантомимы, представляющие события, произошедшие вначале временна заре мира.
6. Мадагаскарским воинам запрещается есть некоторые виды пищи из опасения, что это может вызвать опасные последствия. Они, например, не могут пробовать мясо дикобраза, так как существует риск, что это животное сего склонностью при виде опасности сворачиваться в клубок, передаст свой робкий нрав тем, кто вкусит его мясо. Ни один воин не должен также есть колено быка, чтобы не стать, подобно быку, слабым в коленях и неспособным участвовать в походах. Воину также нельзя есть мясо погибшего в схватке петуха или любого животного, убитого копьем, иначе сам воин рискует пасть на поле битвы. Ключ к заданию Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность влиять на судьбу человека лечить болезни, оберегать от житейских невзгод, помогать в делах. Анимизм – вера в души, духов, вера в одушевленность всех явлений окружающего мира. Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами родами) с одной стороны и природным миром с другой. Тотем – животное, растение или иной природный объект – воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом, а также каждого индивида в отдельности. Табу – ритуальный запрет, налагаемый на какое-либо действие. Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них – закон подобия – гла-
9
Юины – одно из племен, населявших Австралию.

120 сит подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину следовательно, можно обеспечить себе желаемый результат путем его имитации. Магические действия, основанные на законе подобия, называют имита- тивной или гомеопатической магией. Второй принцип – закон контакта – гласит вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на расстоянии следовательно, воздействуя на один из этих предметов, можно повлиять и на другой. Магические действия, основанные на законе контакта, называются контагиозной магией. Инициация – обряд посвящения. Чаще всего инициация проводится в связи с переводом юношей и девушек в класс взрослых людей. Миф – изложение сакральной истории. Миф повествует о событии, которое произошло во времена начала всех начали стало моделью для подражания при любом сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности. Задание 10. Существует немного источников, которые поднимают завесу над тайнами Древнего Египта. Среди них следует отметить Туринский папирус. Но существует более ценный источник, позволяющий установить последовательность царствования египетских фараонов, начиная с додинастического периода. Что представляет собой этот документ Задание 11. Одними из самых прекрасных женских образов в мировом искусстве являются изображения жены фараона Аменхотепа IV. Даже на его гробнице было выгравировано послание к ней Я каждый день восторгаюсь твоей красотой. Молодость возвращается ко мне в любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я смог принять его и жить им. Называй меня моим именем вечно, а мне без тебя будет всегда чего-нибудь не хватать. Образ какой древнеегипетской царицы явился эталоном красоты, независящим от времени Задание 12. Египетская культура всегда вызывала огромный интерес. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, в исследовании дробей у греческих математиков. Греческие мудрецы, такие, как Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и проводили много лету них в ученичестве. Еще задолго до расцвета античной цивилизации в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария. Попытайтесь продолжить ряд открытий, которые были сделаны в древнем мире и используются до сих пор. Заполните таблицу. Египтяне и их достижения в искусстве и науке Архитектура Скульптура Математика Астрономия Медицина

121 Культура Древней Индии

1. Периодизация и общая характеристика культуры Древней Индии. Формирование индо-буддийского типа культуры.
2. Материальная культура. Своеобразие индийской государственности.
3. Мировосприятие и система ценностей. Ведическая литература. Возникновение идей вечного круговорота (сансара), воздаяния (карма, душевного равновесия (нирвана. Вера в мировой закон. Традиционный мифологизм, мистицизм и политеизм знания. Священные тексты «Махабхараты» и «Ра- маяны» как религиозно-мифологическая форма освоения мира. Брахманизм.
Джайнизм. Формирование и эволюция основных направлений буддизма. Становление индуизма.
4. Научные достижения. Исследования в астрономии и математике (Арьябхаты,
Варахамихиры). Концепция всеобщей относительности (пустоты) Нагард- жуны. Наука о долголетии (аюрведа). Лингвистика. Установка на целостность мира, синтез религии и науки.
5. Художественна практика. Буддизм и развитие архитектуры. Органический синтез архитектуры, скульптуры и живописи в пещерных храмах Аджанты.
Этико-практическая направленность древнеиндийской литературы. Развитие драматургии (Калидас), театрального искусства, особенности музыки, поэзии. Символика танцев и религиозных обрядов.
6. Современное значение культурных традиций Древней Индии. Самобытность индо-буддийской культуры среди цивилизаций Востока. Культурное наследие Индии в восприятии европейцев. Индия и Россия. Культура Древнего Китая
1. Роль природно-климатических факторов в становлении китайской цивилизации. Формирование конфуцианско-даосистского типа культуры.
2. Развитие материальной культуры. Развитие сложных ремесел. Открытие Великого шелкового пути. Международная торговля. Главные предметы китайского экспорта.
3. Идея империи и теократическое оформление государственной власти. Тоталитаризм и культура. Система ценностей.
4. Особенности мифологических представлений в Древнем Китае. Древнекитайские культы и гадания. Приоритет этики над религией. Культ предков и рационализм мировосприятия. Понятия «инь» и «ян». Небо как главное все- китайское божество.
5. Конфуцианство, даосизм и чань-буддизм – ведущие философско- религиозные системы Китая. Древнекитайское Пятикнижие («У-цзин»). Концепция счастья в традиционной культуре Китая. Истоки традиционности и консерватизма.
6. Концепция знания в рамках конфуцианско-даосистской картины мира и технические изобретения. Древнекитайская медицина. Литература и поэзия. Художественная деятельность. Идея гармонии в эстетическом сознании и художественной практике Китая. Иероглиф как идеальная модель художественного произведения. Особенности живописи на свитке. Основные жанры китайской живописи. Архитектурные ансамбли дворцов китайских императоров. Влияние культуры Древнего Китая на культуру народов Востока. Мировое значение китайской культуры. Традиции японской культуры и современность
1. Роль географических факторов в становлении и развитии культуры Японии.
2. Мировосприятие и религиозные верования. Японская мифология. Отражение мифологии синтоизма в летописных сводах «Кодзики» и «Нихонга». Проникновение идей буддизма, чань-буддизма и конфуцианства. Особенности религиозного сознания японцев. Культ красоты.
3. Художественная культура. Эстетические представления. Воплощение эстетических представлений в японской керамике, кулинарии, живописи (жанр сумиэ), поэзии (хайку), драматургии (театр Но, Кабуки, Дзерури), чайной церемонии, икэбане, жилище. Обучение красоте. Японская культура как цивилизация пустяков. Социальная регуляция поведения. Религия, боги, идолы Японии.
4. Особенности японского образования. Семейная система. Первичная социализация отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Социализация подростков и юношества развитие группового сознания. Японизация возвра- щенцев: реадаптация к японскому образу жизни. Социальные нормы поведения японцев. Дух Бусидо (букв. путь воина, моральный кодекс самураев) – дух японской нации.
5. Японский национальный характер и современная Япония. XXI век – век тихоокеанской цивилизации Задание 13. Определите, о каких конфуцианских понятиях идет речь в приведенных фрагментах. Какая роль отводится им в учении Конфуция Есть ли аналоги этим понятиям в нашей культуре В других культурах
1. Князь спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил
– Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын.
2. Князь спросил

– Как привести народ к покорности Конфуций ответил
– Если возвысить и поставить честных над бесчестными, то народ придет к покорности. Если возвышать бесчестных, ставя их над честными, то народ не покорится
3. Ученик спросило том, что такое человечность. Учитель ответил

123
– Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону руководят народом так, словно совершают жертвенный обряд не делают другим того, чего не хотят себе не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе
4. Когда князь приказывал ему принять гостей, он Конфуций как бы ив лице менялся, и ноги у него будто подгибались. Он кланялся по сторонам стоящим вместе с ним сановникам, поднимая к груди сложенные руки, при этом его одежда не собиралась в складки, и спешил вперед, раскинув руки, словно крылья. Когда гости уходили, обязательно докладывал

– Гости уже больше не оглядываются Ключ к заданию
Сяо – принцип почтительного отношения к старшим по возрасту или по занимаемому положению. Ли – ритуальные и этикетные нормы поведения.
Жэнь – гуманность, человечность, проявляющаяся в заботе о нуждах народа. Задание 14. Перед вами три высказывания, обозначающие сущность различных систем человеческой логики – китайскую, индийскую и европейскую. На известных вам примерах из жизни восточных культур поясните одно из изречений
1. Есть белое, и есть черное (Европа.
2. Черное станет белым, белое станет черным (Китай.
3. Белое есть черное, черное есть белое (Индия. Задание 15. Четыре меры прекрасного. Раскройте сущность эстетических критериев японской культуры на примере традиционного искусства садов. Задание 16. Не сотвори, а найди и открой. Поясните содержание ведущего принципа японской художественной культуры на примере искусства аранжировки цветов. Задание 17. Заполните сравнительную таблицу по цивилизациям Востока. Вопросы Египет Индия Китай Япония Природные условия формирования цивилизации и их влияние на общие основы культуры Особенности системы верований а) космогонические представления б) пантеон богов в) культурные герои г) оригинальные представления о мире и человеке, составляющие

124 лицо культурной традиции. Морфология искусства а) виды искусства и принципы их бытования б) наиболее известные памятники Вопросы для обсуждения
1. Можно ли утверждать, что человек – и творец культуры, и ее творение В каком смысле генезис культуры является антропосоциогенезом?
2. Какие периоды (эпохи) принято выделять в истории первобытной культуры. Чем можно объяснить антропоморфность мифов Как она выражалась
4. Что можно сказать об архаичных культурах в современном мире
5. Какие отголоски фетишизма, анимизма и тотемизма присутствуют в известных вам религиях
6. Какие пережитки архаических верований сохраняются в современной культуре. В каких сказках сохранились следы древних тотемистических верований
8. Какие течения в искусстве и моде XX в. свидетельствуют о влиянии архаических культурна мировую культуру
9. В чем было особое значение пирамид Назовите самые знаменитые из них.
10. Какие из чудес света располагаются на территории Египта
11. Каково отношение к природе в китайской культуре и как это выразилось в искусстве Расскажите об особенностях, направлениях и достижениях художественной культуры Китая.
12. Почему культурное пространство японцев можно назвать свертывающимся. Как связаны религиозные представления, кодекс чести самураев и японские боевые искусства
14. В чем состоят особенности японского отношения к природе и среде обитания Какие вам известны праздники и церемонии, порожденные этим отношением Литература
1. Баранов, И.П. Верования и обычаи китайцев / И.П.Баранов. – МИД Мура- вей-Гайд, 2000.
2. Варга, Д. Древний Восток. Иллюстрированная история / Д.Варга. – Будапешт. Васильев, Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л.С.Васильев. – М, 1989.
4. Гачев, Г. Образы Индии опыт экзистенциональной культурологи / Г.Гачев.
– М, 1993.
5. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция / Т.П.Григорьева. – М, 1979.

125 6. Дмитриева, НА. Искусство Древнего мира
/
Н.А.Дмитриева,
Н.А.Виноградова. – МС. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г.Емохонова. – М Академия, 2007. – с.
8. История Древнего мира (словарь мифологии и древностей. - М, 1999.
9. Иэнга Сабуро. История японской культуры Перс япон. – М Прогресс,
1972.
10. Нидем, Дж. Этика и ритуал в традиционном Китае / Дж.Нидем. – М, 2003.
11. Ковтунович, О.В. Вечный Египет Очерки прошлого и настоящего долины Нила / О.В.Ковтунович. – М Наука, 2001.
12. Лэйн, Э.У. Нравы и обычаи египтян Перс англ. / Э.У.Лэйн. – М Наука,
2002.
13. Овчинников, В.В. Ветка сакуры. Рассказы о том, что за люди Японцы /
В.В.Овчинников. – М Дрофа плюс, 2008.
14. Окакура Какудзо. Книга чая. Японская гармония искусства, культуры и незатейливой жизни. – М Итиль, 1992.
15. Пронников, В.А. Японцы. – М, 2005.
16. Светлов, Г.Е. Колыбель японской цивилизации Нара. История, религия, культура / Г.Е.Светлов, Г.Е.Комаровский. – М Искусство, 1994.
17. Скляр, В.В. Великие цивилизации древности / В.В.Скляр. – Краснодар,
2002.
18. Ткаченко, ГА. Культура Китая Словарь-справочник. – М, 1999.
19. Торчинов, Е.А. Даосизм опыт историко-религиозного описания /
Е.А.Торчинов. – СПб.: Лань, 1998.
20. Фрейд, З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии /
З.Фрейд. - СПб, 1997.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22


написать администратору сайта