Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовно- интеллектуальные истоки Психологические, ментальные истоки Художественно- эстетические истоки

  • 6. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА ХХ В. ПЛАН

  • 3. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ФУНКЦИИ

  • 2. Кто и когда предложил использовать термин культурология

  • 3. Назовите разделы культурологии

  • 6. Установите соответствие между терминами и их определениями

  • 7. К числу направлений прикладной культурологии не принадлежит

  • 8. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений, не относится метод

  • 9. Культурные нормы – это

  • 10. Кто из мыслителей отождествлял понятия цивилизация и культура

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница19 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    5. РОССИЯ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Задание 1. Сравните определения менталитета, сделайте выводы об основных типах определений этого понятия. Ментальность – это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которые создают картину мира и скрепляют единство культурной традиции какого-нибудь сообщества (ПС. Гуревич). Менталитет – совокупность идей и интеллектуальных- установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом логическими связями или же отношениями веры. Наш менталитет находится между нами и миром, как призма. Он является априорной формой нашего познания. (Г.Бутуль). Менталитет – это своеобразная память народа о прошлом психологическая доминанта поведения миллионов людей (И.К.Пантин). Менталитет культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому
    – при всей своей относительной исторической изменчивости – в своих основах константные, стабильные, а потому представляющие наиболее общее содержание, объединяющее в себе различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры. В отличие от идеологии менталитет – то общее, что объединяет сознательное и бессознательное, рациональное и интуитивное, общее и индивидуальное, теоретическое и практическое (И.В.Кондаков). Менталитет
    – совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей и процессе общения с себе подобными, то есть повторения. (М.А.Барг). Задание 2. Как русская речь фиксирует особенности менталитета Покажите это на примерах. Ключевыми словами русского характера считаются душа, судьба, тоска. Академик Д.С. Лихачев в Записках о русском приводит в качестве примера непереводимые русские слова воля, удаль, тоска. Поскольку русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим благом для человека, они не могли не отразиться в языке. Воля – это свобода, соединенная с простором тоска, наоборот, соединена с понятием тесноты, лишением человека пространства. Типично русским словом является авось – надежда на ничтожно малый

    144 шанс, которое отражает ряд особенностей русского характера. Можно указать на пословицы Авось небось, да третий как-нибудь», или у Пушкина Да понадеялся он на русский авось. Продолжите Задание 3. Покажите особенности русского менталитета на примере анализа концептов в их менталитетных связках душа – дух, разум – ум, истина – правда, совесть – стыд, воля - свобода. Задание 4. Культурные архетипы – это глубинные культурные установки коллективного бессознательного, с величайшим трудом поддающиеся изменению. Характерные черты культурных архетипов – устойчивость и неосознанность. Культурные архетипы имеют символическую природу и обнаруживаются в области смысловых, ценностных ориентаций.
    А.П.Чехов говорил, что русский человек любит вспоминать, ноне жить. Согласны ли вы с этим утверждением Какие еще архетипические характеристики русского человека вы можете привести Задание 5.
    3начительное число своих философских трудов Н.А.Бердяев посвятил выявлению и описанию русской самобытности. Он опирался на славянофильскую традицию в русской философии. Его воззрения восходили к немецкой классической философии, которая рассматривала нацию как некую коллективную личность, имеющую собственную индивидуальность и свое особое призвание. Отсюда и широкое использование, в том числе и Бердяевым, соответствующей терминологии - дух народа, душа народа, характер народа и т.д. Что вкладывал Н.А.Бердяев в эти понятия Как он понимал русскую душу Счем связывал ее особость КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
    1. Особенности становления древнерусской культуры. Мир сельской общины. Специфика древнерусского города.
    2. Пантеон богов и языческие ценности древних славян.
    3. Принятие христианства как исторический выбор русской культуры. Обретение духовного идеала и духовного единства народа. Проблема взаимоотношений христианства и язычества. Феномен двоеверия.
    4. Золотой век древнерусской культуры. Понятие о храме и иконе и их роли в формировании образа мира в древнерусской культуре.
    5. Русская культура в ситуации монголо-татарского влияния. Система ценностных ориентаций в русской культуре XIV-XVI вв. С.Радонежский, Ф.Грек,
    А.Рублев как символы самоопределения русской культуры.

    145 6. Культура Московского царства. Особенности историко-культурного процесса конца XV-XVIвв. Иерархия ценностей в культуре. Мир средневекового человека. Задание 6. Что представлял собой пантеон богов в славянской мифологии Назовите богов. Определите, что они собой олицетворяли, символизировали. Задание 7. Каковы были мотивы выбора веры славянами Разделите приведенные тезисы на две группы. В первую группу включите доказательства того, что Русь шла навстречу православию осознанно. Во вторую – свидетельства встречного движения молодой славянской культуры
    1. Тесная связь Руси с Византией благодаря торговому пути.
    2. В захоронениях Х в. встречаются свидетельства христианских погребальных обрядов христианские символы, кресты из бронзы и серебра.
    3. Походы киевских князей на Царьград (Константинополь.
    4. Мир Византии был близок Руси по духу Византия, как и Русь, была много- этнической в своей основе.
    5. Крещенной и похороненной по христианскому обряду была киевская княгиня Ольга.
    6. Византия в глазах славян, как и всех варваров, являлась образцом для подражания. Задание 8. Выделите элементы православной духовности, перенесенные на русскую почву благодаря Византии
    1. Идеал соборности.
    2. Русь стала частью христианского мира.
    3. Идеалы духовного подвижнечества и нравственного самоусовершенствования как путь постижения Бога.
    4. Традиции обрядоведения.
    5. Идея отождествления церкви и государства, трактовка светской власти как данной от Бога. Задание 9. Образ христианского мира создавался с помощью храма и иконы. Храм
    Св.Софии воплощал собой иерархию ценностей и символику христианского мира. Опираясь на указанный визуальный материал, скажите, почему собор назывался софийским Что означала эта идея для Руси Какие новации были при строительстве храма Рис.

    146
    Храм Св.Софии. Новгород в. Храм Св.Софии Киев. в. Задание 10. Вместе с принятием христианства в к.Х в. на Русь переносится и художественная система, выработанная Византией. Опорная точка этой художественной системы – признаваемое христианством деление мира на реальный и духовный, видимый и невидимый, дольний и горний. На этой зыбкой грани двух миров и находится икона. Раскройте сущность принципов художественной системы иконописания
    - икона есть искусство символов
    - важную роль в иконе играет свет
    - икона плоскостна;
    - пространственное построение иконы называют иконной перспективой. Спас Нерукотворный. Вторая половина XII в.Новгородская школа Задание 11. В период золотого века домонгольской Руси начинали выявляться национальные предпочтения в иконописании. Как выдумаете, почему икона стала настоящим символом Древней Руси Что в ней было близко мироощущению людей этого времени Чем отличается русская икона от пришедших из Византии При ответе используйте предложенный материал. Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы

    147 первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона. Мастер стремился подать икону как драгоценный почитаемый образ, что сказалось ив богатстве одежды Спаса, ив Его сверкающих золотом волосах — отсюда позднейшее именование произведения. Кремлевская икона несет на себя явственный отпечаток изысканной константинопольской манеры. Лик Спаса отличается многосложностью выражения. Чуть заметный поворот головы, ускользающий взгляд вверх ив сторону, тонко прописанные губы с опущенными уголками — все это придает Сыну Божьему скорбно-надменное выражение, сообщая образу впечатление духовного величия (Анисимов АИ. О древнерусском искусстве. Задание 12. Почитание икон на Руси всегда было великими несомненным. Интересно наблюдение одного из иностранных путешественников Русский человек нигде и никогда не хочет расставаться с иконами в путешествиях, на войну он отправляется со своею иконою. Над дверьми домов, лавок, разных складов, на улицах и дорогах — везде ставятся иконы. В
    домах, особенно у богатых людей, у изголовья их постели сооружаются чуть лине полные иконостасы. Писание иконы было результатом соборного делания, в ней отсутствовала индивидуальная интерпретация образа, она была лишена всякой реалистичности. Святость в иконе воплощалась в преображенных светоносных лаках. В материальном мире свет реализует себя через цвет, через цвета радуги. Опираясь на работу
    Евг.Трубецкого Умозрение в красках, объясните символику цвета в иконах. Задание 13. Православие выработало в себе систему духовного развития, которая называется исихазм. Это собственно выражение бесстрастия, когда деятельность и созерцание рассматриваются не как два разных образа жизни, а наоборот, сливаются вместе в осуществлении умного делания (В.Лосский). Принцип умного делания, умной молитвы — главное смысловое содержание исихазма - зародился в христианстве с первых веков его существования, но сложился как система, как целостное учение в XIV веке в Византии. Как связано это учение с древнерусской культурой Задание 14. Поводом для всенародного почитания первых русских святых оказалась нетвердость веры, не аскетические принципы благочестивой жизни, а факт кроткого, жертвенного приятия жестокой насильственной смерти. Русский народ выдвинул из своей среды святых, внутренне готовых на любой — даже бесславный, бессмысленный - подвиг. Эти черты, обретшие расширенные характеристики- умаление личности, подчинение личной жертвы всеобщему благу, долготерпение как универсальное средство коллективного изживания кризисной для народа и страны ситуации, - становились постепенно типологическими чертами русской культуры. Ключевым ее, архетипическим, компонентом становилась глубокая вера в то, что правда, добро и справедливость в конечном

    148 слете восторжествуют на Руси сами собой, благодаря лишь святости Русской земли. Кто были первыми русскими святыми на Руси Как называют этот тип святых Как связаны с русской святостью эсхатологические настроения в православной русской культуре Задание 15. Выберите правильный ответ на вопрос о том, как понимать двоеверие в русской культуре после принятия христианства. Аргументируйте свой выбор
    1) двоеверие – это борьба язычества против христианства
    2) двоеверие – это борьба христианства против язычества
    3) двоеверие – это диалог языческих и христианских ценностей. Задание 16. В годичном календарном цикле сосуществуют две системы духовного воззрения и мироощущения - христианская и языческая одна, обращенная к небу, божественному началу, другая - к земле, к началу плотскому, к плодам земным, к их изобилию, зависящему, по древним представлениям, не только от человека и Бога, но от сил сверхъестественных. Эти два мировосприятия и миропонимания сравнительно легко уживались в славянском народном календаре еще и потому, что Христианство сего годовыми праздниками побуждало верующих ежегодно переживать в молитве жизнь и страсти Иисуса Христа, а язычество воплощало во многих своих обрядах цикличность природных явлений возрождение, расцвет, увядание и временная смерть или засыпание природы. Какие календарные праздники в традиционной русской культуре отражают одновременно христианское и языческое мироощущение Задание 17. Укажите, какие из приведенного ниже ряда произведений хронологически относятся к золотому веку культуры домонгольской Руси. Определите жанр этих произведений.
    1) «Задонщина»;
    2) Повесть временных лет
    3) Слово о житии Дмитрия Ивановича Донского
    4) Поучение Владимира Мономаха»;
    5) Слово о полку Игореве»;
    6) Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона;
    7) Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе. Задание 18. Заполните таблицу, вписав против значения понятия его наименование культурная альтернатива, гуманизм, ересь, Возрождение, предвозрождение,
    исихазм, изограф, монотеизм. Понятие Его содержание
    1. Начало движения культуры по пути открытия человека. Отличается пробуждением индивидуализма, религиозным

    149 рационализмом еретической мысли, эмоциональностью, психологизмом в искусстве.
    2. Эпоха открывшая человека через утверждение самостоятельности, независимости его творчества, ценности человеческой личности.
    3. Необходимость выбора одного из двух возможных вариантов культурных координат.
    4. Осознание ценности человеческой личности, ее права на выбор.
    5. Вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии.
    6. Иконописец
    7. Этико-аскетическое учение о пути человека к единению с богом через очищение сердца слезами и через сосредоточение знания в себе.
    8. Совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человеческой личности. Задание 19. Выделите те идеи, которые, по вашему мнению, определяли историко- культурный процесс в русских землях XIV-XV вв. Аргументируйте свою позицию. возвышение Москвы борьба сигом противостояние Западу единство русской земли восстановление храмов обращение к своей античности - культуре Киевской Руси стремление князей к централизации свободные торговые пути. Задание 20. Почему нашествие монголо-татар современники называли игом Как отразилось нашествие на русской культуре К чему призывала литература этого времени Задание 21. В литературе XIV-XV вв. Появляются новые черты и новые герои – русские люди, способные противостоять игу. Прочитайте текст. Назовите отличительные признаки литературы этого времени. Определите главную черту, которая характерна для всех жанров. И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович Господи Боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надомной враги мои. И помолился Богу, и пречистой его материи всем святыми прослезился горько, и утер слезы. И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дона за ними все русское войско. И сказал Брат, князь Владимир Андреевич, - тут, брат изопьем медовые чары круговые, нападем, брат, своими полками сильными на рать татар поганых («Задонщина» в. Задание 22. Историк В.О.Ключевский писало роли монастыря в культуре XIV-XV вв.: Древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Прокомментируйте тезис историка. Сформулируйте свою оценку роли монастырей и монашества в русской культуре XIV-XV вв. Задание 23. В культурном процессе XIV-XV вв. велика роль житийной литературы. Объясните, чем это вызвано. Героями житийной литературы становятся люди, чья жизнь воплощала ценностные ориентации времени. Подтвердите или опровергните этот тезис, составьте портреты следующих личностей Александр Невский, Дмитрий Донской,
    Стефан Пермский, Сергий Радонежский. Задание 24. Прочитайте текст. Назовите основные черты Предвозрождения. Русское Предвозрождение не перешло в настоящее Возрождение. Предвоз-

    рождение теми отличается от Возрождения, что оно еще тесно связано с религией. В нем уже сильны еретические течения и антицерковные настроения, пробуждается индивидуализм, изображение божества очеловечивается, все наполняется особым психологизмом, динамикой, рвущей со старыми устремляющейся вперед. Но религия по-прежнему подчиняет себе все стороны культуры. «Предвозрождение не являлось простым началом Возрождения.
    Стилеформирующая особенность Предвозрождения - появление повышенной эмоциональности в искусстве, иррационализм, экспрессивность, динамизм, мистический индивидуализм. Предвозрождению на Руси в равной степени принадлежат такие различные творческие индивидуальности, как Феофан Греки Андрей Рублев, экспрессивный стиль Русского Хронографа, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета и сдержанная эмоциональность Повести о Петре и
    Февронии Муромских. В живописи и литературе усиливается стремление отразить индивидуальные образы персонажей, развивается интерес к темам материнства, к изображению страданий Христа и Богоматери, появляются элементы жанра, повествовательность, а в композицию вносится сильное движение (Лихачев Д. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры Задание 25. Творчество Феофана Грека в Новгороде и Москве совпадает с периодом, когда идеи Предвозрождения формировали новые черты и новый тип культурного человека. Покажите, чем отличается живопись Ф.Грека от классического византийского канона. Задание 26. Многочисленные нормативные памятники словесности второй половины XVI века имеют ясную и вполне конкретную цель - организовать на идеальной основе образ жизни средневекового человека, то есть внедрить социальный идеал того времени в жизнь. Составитель одной из главных книг русской культуры Домостроя видел главную задачу в том, чтобы помочь человеку своего времени организовать жизнь по законам предельной целесообразности, выработанным многовековой практикой, чтобы жизнь протекала во всяком покои, во всяком устрой ив благочинии. Расскажите об авторе-составителе Домостроя, какие литературные источники он привлек для написания книги Как построен Домострой Перечислите главные правила жизни человека Московского царства. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
    1. Русская культура вначале нового времени. в. Кризис средневековой системы ценностей, рационализация картины мира. Мироощущение человека в «бунташном мире. Ослабление позиций церкви. Культурный смысл церковного раскола. Содержание процесса обмирщения культуры. Новаторские тенденции в литературном творчестве. Поиски национального художественного стиля в архитектуре. Московское барокко. Развитие системы образования.
    2. Эпоха Просвещения в России. в. Смена культурно-цивилизационных ценностей в новое время. Ускорение и усложнение культурных процессов. Петровская политика «европеизации» России и методы ее проведения. Проблема культурного заимствования и адаптации иной культурной традиции. Изменения в бытовой культуре русского дворянства. Понятие культурного переворота.
    3. Практицизм и рационализм культуры петровской эпохи. Начало светского образования и светской книги. Идеи Просвещения и их трансформация в русской культуре. Русские просветители типы и судьбы (Н.И.Новиков,
    Е.Р.Дашкова, Д.И.Фонвизин, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев).
    4. Художественный образ в. в русской культуре. Изменение системы жизненных ценностей как основа новой эстетики. Этапы освоения и развития европейских стилей в России. Мировоззренческие и эстетические особенности барокко и классицизма в России. Мастера и шедевры (Растрелли, Казаков, Баженов). Культурный смысл русского варианта барокко и классицизма. Золотой век русской культуры. Ускорение культурных процессов вначале в. как результат формирования культуры европейского типа. Романтизм и исторический оптимизм в национальном самосознании, их отражение в литературе пушкинского времени. Представления о русской культуре в размышлениях западников и славянофилов. Воздействие великих реформ на национальное самосознание. Перемены в мировосприятии и духовных потребностях различных слоев российского общества. Становление реализма как принципа творчества и как языка культуры.
    6. Научные открытия и технические изобретения. Физика, химия, математика.
    Н.И.Лобачевский, М.В.Остроградский, П.Л.Чебышев, С.В.Ковалевская,
    В.В.Петров, Б.С.Якоби, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров и др. Биология, физиология, медицина. Географические открытия.
    7. Художественная культура. Литературоцентризм. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь,
    И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов.
    8. Музыка М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, А.А.Алябьев, А.П.Бородин и др.
    9. Живопись К.Брюллов, О.Кипренский, А.А.Иванов, П.А.Федотов, художни- ки-передвижники и др.
    10. Скульптура. Русская архитектура. Народные художественные промыслы. Задание 27. В историко-культурных размышлениях о XVII веке особенно часто встречаются слова секуляризация, обмирщение, эмансипация. Это ключевые понятия эпохи, в которых заключены характеристики процесса освобождения искусства вообще и литературы в частности от подчинения церковными узко государственным интересам (Д.Лихачев). Объясните каждое из названных слов. Приведите примеры из русской культуры тех процессов, которые можно охарактеризовать данными словами. Задание 28. Назовите те характеристики мировоззрения, которые, по вашему мнению, соответствуют традиционному стилю мышления религиозное свободомыслие самоценность человека преклонение перед властью приоритет темы спасения души в культурном творчестве

    автобиографизм; провиденциализм

    «расцаревщина»; новое отношение к истории. Задание 29. В XVII веке в русской культуре столкнулись аксиомы средневековые и по- стренессансные. Культурная ситуация того времени ярче всего отразилась в стиле барокко. Как у каждого стиля, у барокко есть сквозная идея – идея движения. Мир осознается как соударение людей, находящихся в хаотическом движении. Жизнь – путничество и странствие, модель мира – лабиринта человек пилигрим, осужденный плутать в поисках истины. Эти идеи чрезвычайно важны для России XVII века. Почему Как эти идеи отозвались в русской художественной культуре Задание 30. в. сопровождался началом западного влияния. Русская культура постепенно преодолевает ситуацию культурного одиночества. Благодаря усилению диалога с другими культурами происходит ускорение движения по пути культурного обновления. Какие влияния испытывала русская культура в Аргументируйте свой ответ. Задание 31. Что такое Просвещение Выделите характерные черты этой культурной эпохи В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию науки искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, науки образования. Хотя в России, как ив других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идейно напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция ив России породили иллюзии предстоящих политических перемени оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил

    Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофи-
    лов».
    Выберите из списка культурно-исторических явлений те, которые составляют содержание основных характеристик эпохи Просвещения. Впишите их в таблицу. Определяющая роль разума
    2. Научные основы в познании и объяснении мира и общества
    3. Прогресс общества через его просвещение Явления для выбора исторический оптимизм, вера в будущее

    154 поиск объяснения всем явлениям природы и общества внимание к человеку деятельностное отношение к жизни отказ от безусловных авторитетов падение влияния религии и церкви развитие системы образования расширение книгопечатания появление теории общественного развития. Задание 32. Почему Философическое письмо П.Я.Чаадаева стало началом широкой дискуссии о содержании русской идеи Что сходного и различного есть в суждениях западников и славянофилов Назовите представителей общественной мысли первой половины XIX в. Чем они известны Задание 33. В чем состояло отличие новой волны просвещения в 60-70 гг. от просветительства в в. ив первой половине в Как изменилась роль университетского и школьного образования в эпоху великих реформ Задание 34. Как понимали общественную роль литературы русские писатели середины XIX в Какие новые черты появились в русской литературе во второй половине в В чем состояла взаимосвязь живописи и литературы Задание 35. Сформулируйте основные характеристики культуры х гг. последующим позициям понимание назначения человека и задач творчества понимание долга художника перед народом цели и содержание образования критерии ценности произведений искусства. Задание 36. Проверьте свое знание имени произведений искусства, заполнив таблицу.
    Н.М.Карамзин, О.И.Бове, А.С.Даргомыжский, А.А.Алябьев, А.С.Грибоедов,
    Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, М.С.Щепкин, М.И.Глинка, П.А.Федотов,
    К.П.Брюллов, К.И.Росси, А.А.Иванов, В.Н.Даль, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен,
    А.Г.Веницианов, В.А.Жуковский. Имя деятеля культуры Сфера деятельности и главные достижения

    155 СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    1. Культурологический смысл понятия Серебряный век. Особенности куль- турно-исторического процесса на рубеже веков. Русский культурный ренессанс. Усложнение картины мира, религиозные и нравственные мотивы в светской культуре. Истоки нового религиозного сознания в философии
    В.С.Соловьева.
    2. Появление поэзии символизма. Символизм как мировоззрение и как художественный язык (Блок, Белый. Всемирные культурные истоки ренессансного подъема культуры на рубеже веков.
    3. Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала ХХ в. Деятели культуры серебряного века – В.Брюсов, В.Розанов, С.Булгаков,
    А.Блок, А.Скрябин, Н.Рерих, Н.Бердяев, К.Станиславский и др.
    4. Культурный синтез искусства, философии, религии, политики. Особенность модерна как нового языка культуры.
    5. Нарастание радикализма общественного сознания в е гг.ХХв. Влияние революционных событий начала века на облик и формы культурного творчества. Нарастание разъединяющих и утопических процессов в русской культуре. Появление русского авангарда, его ментальные и мировоззренческие основы (Малевич, Кандинский, Ларионов).
    6. Культура русской пореволюционной эмиграции. Проблема культурной миссии. Формирование центров русского зарубежья. Механизм вхождения в мировую культуру. Творческая жизнь представителей русского искусства виной национальной среде. Люди и судьбы Ф.И.Шаляпин, С.П.Дягилев,
    А.Н.Толстой, И.А.Бунин, Д.С.Мережковский. Задание 37. Что такое Серебряный век Каково значение понятия Серебряный век — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Выражение было впервые употреблено в г. Н.Оцупом, соотнесено с выражением золотой век, которым часто называли пушкинскую эпоху, первую треть XIX века. Чаще всего используется в сочетании поэзия серебряного века — понятие, охватывающее не только поэтов первой величины, но десятки и сотни деятелей, которые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества появление многочисленных просвещенных любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критика-
    ми.
    «На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл

    156
    (Ахматова Поэма без героя. Задание 38. Расскажите об истоках Серебряного века по схеме
    Духовно-
    интеллектуальные истоки Психологические, ментальные истоки
    Художественно-
    эстетические истоки
    1. Философия
    В.С.Соловьева как исток светского религиозного сознания.
    2. Знакомство с европейскими мыслителями (Ницше).
    3. Общественная мысль, либеральные идеи.
    4. Закон страдания
    Ф.М.Достоевского, нравственное учение
    Л.Н.Толстого.
    1. Усталость поколения реформаторов-
    «шестидесятников».
    2. Синдром конца света.
    3. Внимание к личной жизни, потеря интереса к общественным вопросам. Художественные открытия реализма 80-90- х гг. (портрет, пейзаж настроения, религиозная тема.
    2. Знакомство с европейским импрессионизмом. Кризис передвижничества как формы творчества и реализма как эстетического принципа. Задание 39. Признаки и элементы культуры ренессансного типа исследователи обнаруживают в столь различных периодах истории России, что возникает вопрос если признаков так много, то почему все-таки ни разу Ренессанс не состоялся Почему один из таких периодов – Серебряный век – имеет две противоположные характеристики, два названия одной культуры декаданс и ренессанс Задание 40. Следует ли считать культуру русской пореволюционной эмиграции продолжением Серебряного века или самостоятельным вариантом русской культуры, альтернативной советской версии Может ли эта культура влиться в современную культуру России КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
    1. Революция и судьба культуры. 1917-1922гг. Революционный романтизм культуры. Идеал борьбы и утопическая картина будущего. Идея и программа создания новой пролетарской культуры. Отношение новой власти к проблеме и судьбе культурного наследия. А.А.Блок Крушение гуманизма,
    И.Бунин Окаянные дни, А.М.Горький Несвоевременные мысли.
    2. Становление культуры советского общества 1930-1950 гг. Культура как средство и объект государственной политики. Формирование социальных мифов и новой системы нравственных и духовных ценностей. Человек в

    157 системе тоталитарной культуры. Особенности художественной системы. Феномен советского кино х гг. Формирование общественной психологии вражеского окружения. Образ социалистического героя. Тема вождя и подвигав литературе, живописи, кинотеатре. Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод.
    3. Официальное и неофициальное пространство советской культуры х гг. Надежды и разочарование периода оттепели. Десталинизация сознания и дискредитация социалистического идеала. Особенности культурного процесса в е гг. Пространство неофициальной культуры х гг.: дис- сидентство, авторская песня, андеграунд.
    4. Культура постсоветского общества как разрыв с государственной идеей. Разноликость и противоречивость современного культурного процесса. От идеи покаяния к импульсу возрождения. Поиск смысла и новой функции культуры в гражданском обществе. Проблема диалога внутри русской культуры. Противоречия современной российской культуры. Задание 41. Чем характеризуется развитие мировой культуры вначале ХХв.? Можно ли сказать, что в русской культуре были те же явления Как восприняли деятели культуры Февральскую и Октябрьскую революции Почему они считали революцию культурным феноменом Как вы понимаете смысл высказывания Н.А.Бердяева об эпохе революции Русские люди этого времени жили в разных этажах и разных веках Как изменилось и изменилось ли отношение большевиков к культуре после Октября г Задание 42. Расскажите о революционном романтизме по схеме идеализация революции, восприятие ее интеллигенцией как культурного феномена изображение нового героя (революционного рабочего, работницы, солдата) новыми средствами преобладание малых форм (стихи, плакаты, песни критическое отношение к дореволюционному искусству и культуре в целом. Задание 43. Имеет ли революция созидательный потенциал в культуре Этот вопрос был центральным в интеллектуальных и творческих спорах х гг. Революция и творчество союзники или антагонисты Оказала ли социальная революция обновляющее воздействие на культуру Задание 44. Оценки культуры советского времени полярны. Загадкой остается разительное расхождение культивируемых ощущений молодости, надежд, ожиданий нового мира с реальными фактами агрессивной идеологизации, тотального контроля над культурой. Выскажите свое мнение, аргументируйте его. Задание 45. Выделите (подчеркните) ментальные характеристики человека советской культуры. Подавляющее большинство советских людей видело, каких трудом и при их участии совершается преодоление отсталости, создается мощная плановая экономика, образующая материальную базу социализма, гарантирующая военную силу страны и ее способность противостоять внешнему врагу И одновременно люди х годов каждодневно сталкивались с собственным бесправием, с проявлениями своей полной зависимости от органов власти и хозяйственной администрации. Зависимость этане всегда отчетливо осознавалась Но ощущение несвободы – пусть неосознанное – так или иначе возникало в человеческой душе и жило там рядом (ив противоречии) с ощущением энтузиазма, гордости, удовлетворения жизнью. (Гордон Л.А., Клопов Э.И. Что это было Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось снами в е годы. – М, 1989.) Задание 46. Расскажите о художественных принципах социалистического реализма. Заполните таблицу. Главные герои Главные идеи Художественные принципы Задание 47. В чем состоял кризис культуры в к.40-х – начале х гг и какие вы можете указать формы и признаки его преодоления в период оттепели Воспользуйтесь материалами статей

    Добренко Е. Сумерки культуры. О национальном самосознании культуры позднего сталинизма // Дружба народов. – 1991. – № 2. – С.

    Чупринин СИ. Непрошедшее время. К характеристике оттепельного этапа в истории современного литературного процесса. // Вопросы литературы.
    – 1989. - № 12. – С.

    Вайль П, Генис А. е : мир советского человека. – МС.

    Вахтин В.В. Этот спорный русский опыт // Звезда. – 1998. - № 8. – С. Задание 48. Как объясняют исследователи раздвоение культуры на официальное и неофициальное пространство Определите диапозон содержания понятия «анде- граунд».

    159 Воспользуйтесь материалами статей

    Глазычев, В.Л. Агония культуры // Погружения в трясину сб.ст. – МС.

    Айзенберг, МЛ. К определению подполья // Знамя. – 1998. - № 6. – С.

    Гройс, Б. Утопия и обмен. – М, 1998. Вопросы для обсуждения
    1. Каковы специфические проблемы в определении типа русской культуры и ее периодизации В чем разногласия сторонников норманнской и славянской теорий происхождения древнерусского государства
    2. Как географическая среда влияла на формирование русского культурного архетипа
    3. Что такое двоеверие Какие культы и божества существовали у древних славян Какие элементы языческого мировосприятия проявляются в культуре христианской Руси
    4. Какова роль христианизации Руси для становления отечественной культуры. Какие черты русского характера сформировались в глубокой древности. Какие результаты дало Просвещение Петрово Каковы характерные черты Просвещения в России попытки создания новой породы людей
    7. Как отражался в культуре процесс становления национального самосознания. В чем своеобразие русской культуры Серебряного века В чем состояла его противоречивость, неоднозначность
    9. Какова была позиция интеллигенции в общественных потрясениях рубежа
    XIX-XX вв.? Почему
    10. Каково национальное и мировое значение русского культурного ренессанса. Каковы причины и следствия раскола русской культуры в ХХ в
    12. Охарактеризуйте русскую эмиграцию как феномен культуры.
    13. Опишите рождение и расцвет советской культуры.
    14. Можно ли однозначно оценить советское образование и воспитание В чем вы видите успехи, а в чем – недостатки
    15. Формирование облика советского человека. Наблюдаем ли мы его сегодня
    16. Подробно остановитесь на этапах развития советской художественной культуры в различных областях, выделите их особенности.
    17. В чем состоят противоречия современной российской культуры
    18. Какими вам представляются проблемы и перспективы русской культуры сегодня Литература
    1. Аверинцев, С.С. Византия и Русь. Два типа духовности // Новый мир. –
    1998. – № 7 – 9.

    160 2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество Учебник / В. П. Аникин.
    – М Высшая школа, 2001.
    3. Барская, НА. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А.Барская. – М, 1993.
    4. Вайль, П. Шестидесятые мир советского человека / П.Вайль, А.Генис. – М,
    1996.
    5. Геллер, М. Машина и винтики История формирования советского человека
    / М.Геллер. – М, 1994 6. Ипатов, АН. Православие и русская культура / А.Н.Ипатов. – М Республика. Капустин, М.П. Конец утопии Прошлое и будущее социализма /
    М.П.Капустин. – М, 1987.
    8. Кузьмин, А.Г. Падение Перуна, или Становление христианства на Руси /
    А.Г.Кузьмин. – М, 1988.
    9. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С.Лихачев – МЛ
    Худож.литер., 1987.
    10. Лосский, НО. Характер русского народа / Н.О.Лосский. – М Политиздат,
    2005.
    11. Манин, В.С. Искусство в резервации Художественная жизнь России 1919-
    1946 гг. / В.С.Манин. – М, 1994.
    12. Русское зарубежье Золотая книга эмиграции. – М, 1997.
    13. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIIвв. Византия и Русь / Б.А.Рыбаков. – М, 1989.
    14. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. – М Наука, 1987.
    15. Рябцев, ЮС. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. / Ю.С.Рябцев – М Владос, 1998.
    16. Серебряный век в России Избранные страницы. – М, 1993.
    17. Синявский, А. Основы советской цивилизации. – М, 2001.
    18. Славянская мифология Словарь – справочник. – М Минор. Совершенство,
    1998.
    19. Соловьев, В.С. Русский национальный идеал // Избранные произведения. – М Современник, 1991.
    20. Стебляк, В.В. Традиции и инновации в русской культуре XXI века. /
    В.В.Стебляк. - Ч. - Омск ИЦ "РУСИНКО", 2008. - 92 с.
    21. Успенский, Б.А. Языковая культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка / Б.А. Успенский. – М, 1983.
    22. Шенталинский, В. Рабы свободы В литературном архиве КГБ /
    В.Шенталинский. – М, 1995.
    23. Шульгин, В.С. Культура России IX-XX вв.: Учебное пособие /
    В.С.Шулыгин, Л.В.Кошман, М.Р.Зезина. – М Простор, 1996.
    24. Эткинд, А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века / А.Эткинд. – М, 1996.
    25. Ярославцева, И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций /
    И.Ярославцева. – М, 2006.

    161
    6. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА ХХ В. ПЛАН
    1. Отражение социальных противоречий Х1Х-ХХ вв. в культуре.
    2. Социокультурная панорама ХХ века.
    3. Культурологическое содержание крупнейших научных открытий ХХ века и технических достижений.
    4. Глобальные проблемы современности и их отражение в конце ХХ века.
    5. Множественность культур, традиций, направлений, школ, стилей и течений в культуре ХХ века (кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, модернизм и постмодернизм.
    6. Цивилизация Соединенных Штатов Америки. Черты пуританского наследия в представлениях об американской исключительности и идее прирожденного превосходства. Американская цивилизация эксперимент или предназначение свыше Миссия сверхдержавы.
    7. Мир американской культуры. Американский стиль как смешение многих стилей теории плавильного котла, великолепной мозаики. Динамичность преобразований. Чрезвычайная восприимчивость к идее технического прогресса. Особенности национального характера и рамки мышления американцев. Призыв к самоочевидности. Общее право – принцип американского мышления. Бизнесмен как американское явление. Культура самосовершенствования в Америке. Своеобразие американского мышления по сравнению с европейским.
    8. Русский образ Америки А.М.Горький, В.Г.Короленко, В.В.Набоков,
    Г.Д.Гачев. Национальный образ Америки в сравнении с Россией и славянством. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Задание 1 Согласны ли вы со следующим утверждением На западе жили и живут лучше нас, благополучней. Однако физическое, материальное существование и существование духовное – величины, отнюдь не совпадающие в направлении своих векторов Мы вступили в этот мири ему, торговому, рыночному, буржуазно-купеческому, предпринимательскому по-

    современному обществу, аристократическая литература ненужна (Курчат-
    кин А. Вперед к детективу или триллеру Размышление о парадоксах жанра // Лит. газ. 1995. 28 июня. Задание 2. Массовая культура - сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда легкость манипулирования массами, распад системы ценностей, подмена их стандартными моделями потребления, поведения. В чем отличие массовой культуры от традиционной, которая, как известно, тоже тяготеет к регуляции человеческого поведения Однородна ли массовая культура Задание 3. Утверждают, что XX век войдет в историю как культура постмодерна. Постмодерн- это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирования такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций, на отказ от авторитетов. Но при этом сам постмодерн несет в себе культурные и интеллектуальные течения века. Каким философскими художественным течениям он особенно близок Задание 4. Постмодернизм во многом обязан своим возникновением развитию новейших технических средств массовых коммуникаций
    - телевидению, видеотехнике, компьютерной технике. Это культура визуальная, которая при этом не отражает, а моделирует действительность, экспериментирует с искусственной реальностью - видеоклипами, компьютерными играми и т.п. Постмодернизм пытается создать принципиально новую художественную среду - виртуальную реальность. Как вы относитесь к этому явлению в художественной культуре Связываете ли вы с ним будущее художественной культуры Задание 5. Развейте мысль о взаимоотношениях поколений и о значении традиций в современной культуре. Русский мыслитель XIX в. Н. Федоров называл Европу цивилизацией молодых. Ее главную особенность он видел в том, что сыны человеческие сняли с себя обязанности перед отцами, предками, те. перед традицией, отделились от них в своей гордыне, перестали считаться с прошлым, забыли свой сыновний долг. Притча о блудном сыне стала символом европейского образа жизни (Н. Федоров. К старшим стали относиться как к помехе для юношеских дерзаний и вседозволенности. Задание 6. Какие идеи в искусстве отстаивал художник С. Дали, говоря Иногда, когда я пишу картины, то сам не понимаю их смысла, но это не означает, что смысла в них нет Задание 7.

    163 С какими заимствованиями из культур других народов мы сталкиваемся в повседневной жизни Как сочетаются в нашем обыденном опыте признаки глобализации и тенденция к сохранению самобытности российской культуры Как проявляются в культуре России многочисленные этнические составляющие Задание 8. Книга французского философа и социолога Жана Бодрийяра Система вещей была написана в 1968 г, когда термин общество потребления еще только входил в научный обиход. Бодрийяр был одним из первых, кто заговорило ключевой роли рекламы в жизни современного общества, и ему удалось описать психологические и культурные механизмы вовлечения человека в сферу потребления настолько образно и точно, что Система вещей до сих пор остается одной из главных работ поданной тематике. Согласны ли вы с негативной оценкой общества потребления, отстаиваемой Ж.Бодрийяром? Какие доводы за и против его позиции можно привести Приходится ли нам сегодня сталкиваться с ситуациями, о которых идет речь в книге
    В нашей городской цивилизации все быстрее сменяют друг друга новые поколения изделий Технологический уровень представляет собой абстракцию в повседневном быту мы практически не отдаем себе отчета в том, какова технологическая реальность наших вещей каждый из предметов нашего быта ускользает от технологической структурности в сферу вторичных значений, от технологической системы в систему культуры. Возьмем для примера кофемолку в ней структурно существенное – это электромотор, энергия, получаемая с электростанции, законы выработки и преобразования энергии уже менее объективна, так как связана с потребностями того или иного человека, функция помола кофе и уж совсем несущественно, то, что она зеленая и квадратная Один и тот же функциональный предмет может конкретизироваться в различных формах. А вещи промышленного производства теми отличаются от ремесленных изделий, что несущественные черты определяются здесь не персональными вкусами заказчика и исполнителя, а всецело систематизируются современным производством, которое через эти второстепенные черты посредством моды осуществляет свои собственные цели На протяжении долгих веков новые поколения сменялись в обстановке одних и тех же вещей, которые их переживали, а ныне в пределах жизни одного индивида все быстрее сменяют друг друга поколения вещей. Современный потребитель непроизвольно принимает как должное то бесконечное принуждение, которому он подвергается, – обязанность покупать, чтобы общество продолжало производить, асам он мог работать дальше, дабы было чем заплатить закупленное Решающее воздействие на покупателя оказывает не информация о достоинствах товара и не призывы к приобретению покупки. Индивид чувствителен к скрытым мотивам защищенности и дара, к той заботливости, с которой его убеждают и уговаривают, к неуловимым знакам того, что есть некто,

    164 кто берется информировать его о его собственных желаниях, предвосхищая их и рационально оправдывая в его собственных глазах. Таким образом, он верит рекламе не больше, чем ребенок верит в Деда Мороза. И это не мешает ему вовлекаться в смоделированную ситуацию. Вопросы для обсуждения
    1. Почему в современном обществе наблюдается процесс инфляции личности
    2. Прокомментируйте афоризм писателя Э. Хемингуэя: Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
    3. Подумайте над тем, какие изменения в развитии современной науки, искусства, других областей культуры свидетельствуют о потребностях кардинальной смены парадигмы культурного развития.
    4. Как представляется проблема будущего в современной научно- фантастической литературе
    5. Охарактеризуйте противоречия XIX в. и пути, которые предлагались для их разрешения.
    6. Какие технические изобретения и научные открытия были сделаны в XIX в
    7. Расскажите о выдающихся философах и их взглядах. Кто ив каком смысле говорило смерти Бога и смерти человека
    8. Выделите основные события в социокультурной панораме ХХ в.
    9. Какие особенности характерны для современной массовой культуры
    10. Каковы особенности пути, который выбрали США в ХХв.?
    11. Каково место религии в американском образе жизни
    12. Что можно сказать о науке США Носят ли достижения в науке отпечаток американского менталитета и американского образа жизни
    13. В чем вы видите действительные успехи американской демократии, а в чем ее издержки Литература
    1. Американский характер. Импульс реформаторства. Очерки культуры США
    / Сост. и отв.ред. О.Э.Туганова. – М, 1995.
    2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования Д.Белл. – М, 1993.
    3. Бурсин, Д. Американцы Вт Перс англ. / Д.Бурсин. – М Прогресс-
    Литера, 1993.
    4. Бычков, В.В. ХХ век предельные метаморфозы культуры / В.В.Бычков,
    Л.С.Бычкова // Полигнозис. - 2000. - N 2(10). - С.
    5. Гачев, Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством / Г.Гачев. – М Раритет, 1997.
    6. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм
    И.П.Ильин. – М, 1996.
    7. Козловски, П. Культура постмодерна общественно-культурные последствия технического развития Перс нем П.Козловски. – М Республика,
    1997.

    165 8. Кононенко, Б.И. Особенности развития культуры ХХ века Лекция /
    Б.И.Кононенко. - М Моск. акад. МВД России, 2000. - 60 с.
    9. Максаковский, В.П. Географическая картина мира. Часть II. Региональная характеристика мира / В.П.Максаковский. – Ярославль, 1995.
    10. Маркова Г.Г. Формирование культуры XXI века социально-философский анализ / Ставроп. гос. сельхоз. акад. - Ставрополь, 2001. - 135 с.
    11. Назарова, Г.Ф. Культурный выбор третьего тысячелетия // Безопасность Евразии- С.
    12. Померанц, Г. Актуальные проблемы культуры ХХ в. / Г.Померанц. – М,
    1993.
    13. Постмодернизм и современная культура. – М, 1996.
    14. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века ключевые понятия и тексты /
    В.П.Руднев. - М, 1999.
    15. Самосознание европейской культуры XX века. – М Политиздат, 1991.
    16. Сантаяна, Дж. Характер и мировоззрение американцев. – М, 2003.
    17. Туганова, О.Э. Современная культура США. Структура. Мировоззренческие аспекты. Художественное творчество. – М, 1989.
    18. Фидлер, Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология самоубийство дискурса. – М, 1993.
    19. Чешков, МА. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. – 1995. – № 10.
    20. Шлезингер-младший А.М. Циклы американской истории Перс англ. – М Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
    21. Ясперс, К. Духовная ситуация времени. Человек и его ценности / К.Ясперс.
    – М, 19883.

    166
    3. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ФУНКЦИИ
    1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология
    1) очеловечивание
    2) обработка, возделывание
    3) украшение, развлечение
    4) все перечисленное выше
    2. Кто и когда предложил использовать термин культурология
    1) отечественный исследователь х годов Ю.Лотман
    2) автор книги Первобытная культура Э.Тайлор
    3) лауреат Нобелевской премии В.Освальд вначале ХХ века
    4) американский антрополог Л.Уайт в х годов
    3. Назовите разделы культурологии
    1) теоретический
    2) прикладной
    3) лингвистический
    4) эволюционный
    4. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие вторая природа
    1) общество
    2) культура
    3) техника
    4) образование
    5. Гносеологическая функция культуры - это
    1) передача социального опыта
    2) регулирование различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей
    3) познание окружающего мира
    4) сохранение общественного опыта
    6. Установите соответствие между терминами и их определениями
    1) антропогенеза) формирование нового народа
    2) культурогенез б) формирование антропогенной системы
    3) филогенез в) эволюционное развитие организмов
    4) этногенез г) формирование человека разумного

    167
    7. К числу направлений прикладной культурологии не принадлежит
    1) разработка культурной политики
    2) диагностика культурных процессов
    3) исследование исторических процессов взаимоотношений человека и культуры) обеспечение реализации культурных программ
    8. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений, не относится метод
    1) семиотики
    2) структурно-функциональный
    3) сравнительно-исторический
    4) социологический
    9. Культурные нормы – это
    1) законы и стандарты социального бытия людей
    2) продукты человеческой деятельности
    3) процесс обозначения мира понятий и вещей
    4) множество закономерно связанных друг с другом элементов
    10. Кто из мыслителей отождествлял понятия цивилизация и культура
    1) Н.Бердяев
    2) Э.Тайлор
    3) О.Шпенглер
    4) все перечисленные
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта