Главная страница

Ббк 85 к 75


Скачать 1.74 Mb.
НазваниеБбк 85 к 75
Дата24.02.2021
Размер1.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2.pdf
ТипУчебное пособие
#178930
страница20 из 22
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Кто из исследователей рассматривает культуру сквозь призму символических форм
1) Й.Хейзинга
2) Э.Кассирер
3) Ф.Шеллинг
4) А.В.Шлегель
2. Представителями какого направления культурологической мысли являются К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида
1) структурализм
2) натурализм
3) эволюционизм
4) функционализм

168
3. Назовите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики, занимавшегося проблемой типологии культур
1) Н.Бердяев
2) Н.Данилевский
3) П.Сорокин
4) А.Лосев
4. Как называется сочинение немецкого философа и историка
О.Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру
1) Феномен человека
2) Недовольство культурой
3) Три лика культуры
4) Закат Европы
5. Кто является автором концепции осевого времени
1) Л.Н.Гумилев
2) К.Ясперс
3) Л.Фробениус
4) А.Тойнби
6. Ученый, полагавший, что культуру создают пассионарии (высоко устремленные люди, способные во имя какой-либо цели жертвовать жизнью своей и чужой для ее реализации)
1) Н.А.Бердяев
2) К.Ясперс
3) Л.Н.Гумилев
4) Э.Тайлор
7. Сопоставьте автора работы и ее название
1) З.Фрейд а) Науки о культуре и науки о природе
2) В.И.Вернадский б) Структурная антропология
3) К.Леви-Строс в) Живое вещество и биосфера
4) Л.А.Уайт г) Недовольство культурой
8. Какой подход к изучению культуры разработали Н.Данилевский,
О.Шпенглер, А.Тойнби
1) философский
2) общественно-исторический
3) символический
4) натуралистический

169
9. Представителями какого направления культуры и философии ХХ века являются Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер, К.Ясперс
1) постмодернизм
2) экзистенциализм
3) дадаизм
4) экспрессионизм
10. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры
1) Г.Спенсер
2) Ж.Лакан
3) З.Фрейд
4) К.Юнг Тема 3. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

1. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлонов-
ское» и «дионисийское» начала
1) А.Шопенгауэр
2) Г.Гегель
3) И.Кант
4) Ф.Ницше
2. Выделите художественные стили XX века
1) футуризм
2) классицизм
3) сюрреализм
4) сентиментализм
3. Расположите в хронологическом порядке зарождение стилей
1) классицизм
2) романский
3) романтизм
4) сентиментализм
4. Выберите положения, характеризующие классицизм
1) прославление Бога как основное содержание произведения
2) долг превыше всего, конфликт долга и чувства
3) образец – рационалистическое искусство античности иерархия жанров, регламентация художественных правил

170 4) запечатление реального мира в его подвижности, изменчивости, передача впечатлений
5. Характерной чертой романтической литературы становится конфликт между
1) профанным и сакральным
2) инокультурным и национальным
3) личностью и окружающим миром
4) личностью и Богом
6. Этот стиль характерен для первых десятилетий искусства Х века, с французского переводится как раковина его характеризуют как вырождающееся барокко. Чертами его являются легковесность, пренебрежение естественным ради экзотики, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства, сложная асимметричность
1) ампир
2) рококо
3) экзистенциализм
4) кубизм
7. Большие оконные витражи, иллюзия легкости сооружения в архитектуре средневековой Европы были характерны для стиля
1) модерн
2) готика
3) барокко
4) ампир
8. Укажите время формирования постмодернизма
1) конец XIX века
2) е годы ХХ века
3) начало ХХ века
4) начало XXI века
9. Идейно-художественное направление европейской культуры конца
ХVШ – начала ХIХ века, в котором отразилось разочарование итогами Французской революции
1) рационализм
2) примитивизм
3) сентиментализм
4) романтизм
10. Большие оконные витражи, иллюзия легкости сооружения в архитектуре средневековой Европы были характерны для стиля
1) модерн
2) готика

171 3) барокко
4) ампир Тема 4. ТИПОЛОГИЯ И СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1. Глубинная основа общественного сознания, опирающаяся на бессознательно усвоенные человеком и обществом традиции языка, обычаев, нравов, первичных знаний
1) менталитет
2) картина мира
3) социодинамика культуры
4) идеология
2. Теория исторической типологии культуры, возникшая в конце начале XX века, считает, что
1) существует единая общечеловеческая цивилизация
2) историческая перспектива человечества связана с межкультурным взаимодействием) культуры автономны и единство человечества состоит в многообразии локальных цивилизаций
4) история монолинейна
3. Установите соответствие между понятием и его определением
1) контркультура
2) элитарная культура
3) субкультура a) культура, ориентированная на нормы и ценности избранной части общества, обладающей высоким социальным статусом и интеллектуальным превосходством над массой б) культура определѐнной социальной группы, являющейся самостоятельным образованием в рамках доминирующей культуры в) культура определѐнной группы людей, обладающая своими стандартами поведения и нравственными нормами, противоположными общепринятым в данном обществе.
4. Культура, в основе которой лежат традиции предков, которая связана с особенностями природной среды региона и характеризуется преемственностью, называется
1) этнической
2) потребительской
3) национальной
4) массовой

172
5. Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется
1) потребительской
2) национальной
3) массовой
4) этнической
6. Кому из мыслителей ХХ века принадлежит следующее высказывания Культура возникает в игре, как игра Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил Игра старше культуры, ибо понятие культуры предполагает сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть
1) О.Шпенглеру
2) А.Тойнби
3) И.Хейзинге
4) К.Ясперсу
7. Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр, – это
1) ощущение
2) обычай
3) ритуал
4) картина мира
8. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенным критерием является
1) генетический код, антропометрия, IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека)
2) достижения в области образования, науки, искусства
3) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность
4) средняя продолжительность жизни
9. Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой
1) морфология а) строение или структура культуры
2) функции б) процессы или история культуры
3) динамика в) прогресс или развитие культуры
4) эволюция г) действия или влияния культуры

173
10. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на усредненного потребителя, является
___ культура
1) потребительская
2) популярная
3) коммерческая
4) массовая Тема 5. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ТРАДИЦИОНЫХ ОБЩЕСТВ КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА
1. В процессе становления человека как биосоциокультурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как
1) изменение формы челюстей в результате перехода на мясную пищу
2) формирование асимметрии человеческого мозга
3) исчезновение когтей
4) исчезновение волосяного покрова
2. Как называется слитность, нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние первобытной культуры
1) примитивизм
2) синкретизм
3) конформизм
4) символизм
3. Установите соответствие между исторической эпохой и еѐ характеристикой
1) палеолита) эпоха появления человека разумного
2) неолит б) эпоха лука и стрел
3) мезолит в) эпоха перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Образ мира, ориентированный на тотем, на деяния великого предка, – характерная черта культуры

1) Новой эпохи
2) постиндустриального типа
3) первобытного общества
4) раннегородских цивилизаций
5. Две черты, характеризующие отношения человека к миру в восточном типе культуры
1) самоизоляция от внешнего мира
2) стремление к познанию внешнего мира
3) созерцательность

174 4) активное воздействие на мир
6. Две черты восточного типа культуры, характеризующие отношение к природе
1) нераздельность человека и природы
2) изменение природы в соответствии со своими потребностями
3) борьба с природой
4) стремление приспособиться к природе
7. Важнейшей особенностью традиционной культуры является
1) быстрые изменения, происходящие в процессе модернизации
2) четкое разделение утилитарного и знакового аспектов вещей в культуре
3) синкретизм, нерасчлененность форм бытия культуры, общества и человека, общества и природы
4) отчуждение человека от человека, нарушение общения, коммуникации, анонимность социальных контактов
8. Аспектами традиционной социокультурной системы являются
1) равенство возможностей
2) всеобщее базовое образование
3) низкая социальная мобильность
4) сакрализованность ценностей
9. Символом восточной культуры является человек
1) борец
2) Бог
3) в лодке без весел
4) кузнец своего счастья
10. Какая из приведенных черт адекватно отражает восточный тип культуры
1) гедонизм
2) рационализм
3) бесстрастность
4) сенсуализм Тема 6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1. Две черты, характеризующие отношение человека к миру в западном типе культуры
1) рационализм
2) мистицизм
3) антропоцентризм
4) теоцентризм

175
2. Две черты, нехарактерные для западного типа культуры
1) аскетизм
2) трудоголизм
3) коллективизм
4) индивидуализм
3. Две черты, нехарактерные для западного типа культуры
1) антропоцентризм
2) преобладание активного творческого типа личности
3) коллективизм
4) теоцентризм
4. Две черты, характерные для западного типа культуры
1) фатализм
2) индивидуализм
3) рационализм
4) эмоциональное восприятие мира
5. Для человека западной культуры нехарактерно) подчинение авторитету власти
2) стремление к самореализации в реальной жизни
3) стремление познать и преобразовать окружающий мир
4) признание свободы, как одной из высших ценностей
6. Для западного мировоззрения характерен (но)
1) стремление к единению с Богом
2) уход во внутреннюю духовную жизнь
3) стремление к познанию и преобразованию внешнего мира
4) подчинение своих устремлений интересам семьи или общины
7. Какие из черт характерны для античной культуры
1) теоцентризм
2) гармония
3) антропоцентризм
4) иерархичность
8. Определите особенности европейской культуры эпохи средневековья
1) гуманизм антропоцентризм возрождение античных ценностей
2) теоцентризм, эсхатологизм, значительная роль христианства и церкви в формировании мировоззрения человека противостояние церковной и народной культуры куртуазность
3) европоцентризм, гуманизм, антропоцентризм, рационализм
4) сциентизм, понимание человека как господина, преобразователя и покорителя природы

176
9. Какой век получил название века гениев
1) XVII век
2) XVIII век
3) XIX век
4) XX век
10. Укажите одну из важнейших мировоззренческих концепций в культуре Просвещения
1) вера в разум как высший критерий оценки окружающего мира и могучее оружие его преобразования
2) обращение к человеку, как высшему началу бытия
3) обращение к культурному наследию античности
4) каноничность, выраженная в опоре на труды отцов церкви и правила религиозной деятельности Тема 7. РОССИЯ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Две характерные черты русской духовной культуры
1) идеализм духовной жизни
2) доверие к власти
3) демократизм
4) стремление к личной выгоде
2. Две характерные черты русской духовной культуры
1) мечтательность
2) предприимчивость
3) слабость рационального начала
4) практицизм
3. Две характерные черты русской духовной культуры
1) правдоискательство
2) плюралистичность
3) рационализм
4) общинность
4. Для русской культуры характерна
1) ориентация на прошлое
2) ориентация на сильную, свободную личность
3) вера в технический прогресс
4) вера в эволюционный путь развития
5. Двумя характерными чертами русской духовной культуры являются

177 1) соборность
2) рациональное мышление
3) перевес этического начала над правовым
4) стремление к достижению личного успеха
6. К признакам Российской цивилизации относят
1) «недеяние», созерцательность и слияние с природой
2) национализм, рационализм и веру в прогресс
3) самодержавную форму власти, коллективную ментальность, подчинение общества государству
4) утилитаризм, гражданское общество, основанное на свободе личности
7. Российский культуролог, заложивший фундамент отечественной культурологии
1) О.Уайт
2) А.Я.Флиер
3) З.Фрейд
4) О.Конт
8. Какова историческая особенность русской культуры
1) преемница шумерской культуры
2) один из духовных источников европейской культуры
3) древнейшая цивилизация
4) преемница византийской культуры
9. Соотнесите культурное время и его имя
1) е годы XX века
2) е годы XX века
3) е годы XX века а) время оттепели б) время застоя в) время расцвета социалистического реализма. Славянофилы полагали, что в постижении истины необходима

1) опора на разум
2) ориентация на достижения западной философии
3) опора на православие
4) ориентация на сенсуализм Тема 8. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
1. Двумя ценностями современной культуры являются
1) традиция
2) развитие

178 3) скорость
4) размеренность
2. Укажите термин, которым в философии культуры обозначают идею равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности
1) диалог культур
2) форумность культур
3) полемичность культур
4) сферичность культур
3. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможны в условиях культуры
1) постиндустриального типа
2) Новой эпохи
3) раннегородских цивилизаций
4) средневековья
4. Массовая культура как явление ХХ века проявляется в
1) приоритете традиционных форм существования
2) нивелировании творческих индивидуальностей
3) образовании территориальных и социальных границ
4) закрытости культурных ценностей
5. Автор концепции сверхиндустриальной цивилизации, полагавший, что человек попадает в сложные условия социально-культурной адаптации в связи с ускорением общественного и научно-технического прогресса его основные идеи изложены им в основных работах Третья волна, Шок от столкновения с будущим
1) А.Тойнби
2) Э.Торндайк
3) А.Тоффлер
4) Ф.Теннис
6. Современная культура характеризуется
1) ориентацией на науку
2) ориентацией на религиозные ценности
3) стандартизацией культурных ценностей
4) ориентацией наличность. Укажите, какие из перечисленных цивилизаций современные
1) античная и византийская
2) западно-христианская и русско-православная
3) индуистская и китайская

179 4) крито-микенская и американская
8. Сегодня многие ученые говорят о культурном апокалипсисе XXI века, основной причиной которого называют
1) утрату людьми системного характера своих ценностных ориентации в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику
2) ухудшение системы образования, медицинского обслуживания
3) массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий
9. Какое представлением о личности характерно для современной культуры
1) дегуманизация человеческой жизни
2) человек – мерило всех вещей
3) появление гуманистической концепции культуры
4) рождение концепции прав человека
10. К тенденциям современного мирового социокультурного развития не относятся
1) формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня
2) усиление социально-психологического начала в отношениях между людьми
3) сведение массового среднего образования к уровню освоения элементарной картины мира
4) формирование социально-культурной стратификации основной массы населения. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Культурология как элемент понимания культурного опыта других народов и обществ.
2. Культурная картина мира.
3. Языки культура.
4. Культурное выживание как глобальная проблема современности.
5. Культура как условие вхождение человека в пространство социума.
6. Обыденное и научное понимание культуры.
7. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.
8. Традиция и новация в культуре.
9. Мифология как особое миропонимание. Роль мифа в жизни современного человека.
10. Мифологические модели мира.
11. Культура как знаковая система.
12. Значение символа в культуре. Общая характеристика художественно- религиозной символики.

180 13. Культура как текст.
14. Культура повседневности и культура досуга.
15. Проблема историко-культурной типологии.
16. Восток-Запад: противостояние или диалог культур.
17. Роль античной культуры в развитии европейской культуры.
18. Соотношение общего и специфического в эволюции культур.
19. Знаки и символы культуры.
20. Символика и символизм в культуре и искусстве.
21. Феномен массовой культуры.
22. Культура как способ реализации творческих возможностей человека.
23. Психологическая, интеллектуальная, нравственная культура личности.
24. Мир культуры индивида как способ интеграции человека в социальную систему. Элитарное и массовое искусство.
26. Взаимодействие искусства и техники в современной культуре.
27. Взаимодействие и синтез искусств в современной культуре.
28. Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.
29. Культура и цивилизация тождественны ли понятия
30. Статика и динамика культуры.
31. Культура и глобальные процессы современности.
32. Архаические мотивы в культуре XX века.
33. Искусство и нравственность.
34. Понятие техногенной цивилизации ее достижения и возможные опасности для человечества.
35. Есть ли будущее у техногенной цивилизации
36. Символика цвета в различных культурах.
37. Возможен ли кризис в современной западной цивилизации Каковы его возможные причины
38. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
39. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
40. Культура и этнос этнокультурные стереотипы.
41. Социальные значения и функции физической культуры.
42. Технические субкультуры в условиях современного общества.
43. Знаково-изобразительная система различных видов искусства.
44. Культурные символы в коммуникативном процессе.
45. Современная культура потребления.
46. Жизненные стандарты и индивидуальная культура.
47. Симулякры в современной культуре.
48. Витальные ценности в культуре.

181
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


написать администратору сайта