Главная страница
Навигация по странице:

  • АНТИЧНОСТЬ Культура Древней Греции и Древнего Рима

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница17 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    4. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
    АНТИЧНОСТЬ Культура Древней Греции и Древнего Рима
    1. Культура Древней Греции Понятие античной культуры. Особенности природных условий Греции. Население Древней Греции. Греческое чудо. Этапы истории Древней Греции. Своеобразие крито-микенской культуры иго- меровская Греция. Формирование цивилизации античного типа. Возникновение частнособственнических отношений, полисных форм политической организации, суверенитета народа, демократии, правовой защищенности.
    2. Античная мифология. Эпос Гомера как энциклопедия греческой жизни. Особенности религиозно-мифологического сознания. Греческий театр и драматургия. Эсхил. Софокл. Еврипид.
    3. Древнегреческая философия. Софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Школа киников, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.

    126 4. Образование и воспитание в античном мире. Школа ауксматиков, академия Платона (рощи Академа), Ликей Аристотеля, Сад Эпикура» в Афинах.
    5. Золотой век греческого искусства (Мирон, Поликлет, Пракситель, Фидий). Поэзия, театр, изобразительное искусство. Гуманизм искусства античной Греции. Расцвет научных знаний. Наука как метод познания и исследования человеческой жизни. Вершины греческой науки (Пифагор, Гераклит, Демок- рит, Анаксагор, Евклид, Архимед, Аристарх, Гиппарх, Эратосфен, Фео- фраст). Религиозный синкретизм, мистика, магия. Сооружения научно- практического назначения. Завоевание эллинистических государств Римом становление греко-римской культуры.
    6. Культура Древнего Рима. Можно ли говорить о самостоятельном существовании римской цивилизации Строй жизни раннего Рима. Легенда обосновании города. Реформа Сервия Туллия и возникновение государства. Упразднение царской власти, объединение Италии под владычеством Рима (VI-
    III вв. до н.э.). Законы XII таблиц как основа римского права. Ценности гражданской общины. Образование Римской державы, кризис республики (III-II вв. до н.э.). Пропаганда великой миссии Рима во Всемирной истории По- либия. Заимствование культурных ценностей у греков. Развитие ораторского искусства. Сцена и ее дух. Появление восточных культов. Разложение старого римского государства. Революция и основание военной монархии (II-I вв. до н.э.). Создание Цезарем нового эллино-латинского государства. Развитие литературы (Лукреций, Катул, Варрон, Цицерон. Систематизация права. Доминирующее значение портрета и исторического повествовательного рельефа в изобразительном искусстве. Широкое развитие батальных композиций в живописи. Главные достижения архитектуры. Культура Императорского Рима (I-V вв.). Нравы и обычаи Императорского Рима. Оценка эпохи ранней Римской Империи в трудах Сенеки, Тацита, Светония, Ювенала. Поэзия принципата Августа, Вергилий. Гораций, Овидий. Стоические учения. Усиление мистических настроений и распространение христианских идей. Возникновение христианского типа культуры. Уроки и наследие античного мира. Отличие гуманистической и антропологической парадигмы античности от древневосточного типа культур. Современное значение античной культуры. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Задание 1. Искусство и культура Древней Греции и Древнего Рима, названные античным от латинского слова "Antiquus" - "древний, оказали огромное влияние на развитие культур последующих эпох. В архитектуре, скульптуре и живописи до сих пор чувствуется влияние неповторимых шедевров. Для каких исторических эпох античное искусство явилось образцом для подражания Задание 2.

    127 Формирование мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил, его бессилие передними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Отсюда мифология - разновидность конкретно-жизненного мышления человека при родовом строе. Мифология - перенос общинно-родовых отношений на природу и навесь мир с целью объяснить их. В каких видах искусства воплощался миф в античном мире Почему существует тесная связь между мифологией и литературой, мифологией и античным театром, возникшим в период развития греческого государства-полиса? Существует ли связь мифа с современным искусством Подтвердите свои рассуждения примерами.
    Задание 3. Для античности характерно противоречие между чувствами и разумом, что выразилось в борьбе двух тенденций в культуре. Одной из них явился культ Диониса (Вакха ниш Бахуса) - бога плодородия и виноделия. Дионисийская тенденция символизировала иррациональное, свободное - творческое начало человека, его чувственную природную основу, "темные" стороны души. Что из себя представляла противоположная - «аполлоническая» - тенденция античной культуры?
    Задание 4.
    Пайдейя - термин античности, обозначавший воспитание, культуру как способ формирования самостоятельной, развитой личности в соответствии с образом идеального человека, способного к осуществлению гражданской обязанности и сознательному выбору в политической борьбе. Какой была цель воспитания и культуры античности Задание 5. Большое значение в общественной жизни античного полиса имел театр. Театральное представление являлось общественным праздником, провозглашалось всеобщее равенство входивших в театр. Античный театр представлял собой особую форму соборности, связанную с объединением массы людей в некий идеальный коллектив посредством приобщения их к канонизированной общечеловеческой идее бытия, что и являлось истинной сущностью греческой трагедии. Как назывался и что из себя представлял момент прикосновения к идее бытия, момент духовного единения Задание 6. Термин катарсис (с греч. очищение) появился в античной философии для обозначения эстетического воздействия искусства на человека. В рамках пифа- горийской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель понимал под катарсисом очищение через страхи сострадание. В дальнейшем существовали различные интерпретации этого термина под катарсисом понимали очищение страстей (от чрезмерностей), очищение от страстей (их устранение, возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека. В феномене катарсиса представлен сплав эмоций и интеллекта, чувства и мысли, сугубо личного и общественно значимого, внешнего и внутреннего, актуального и исторического. Какие виды искусства дают человеку наиболее полно пережить катарсис Объясните значение термина катарсис применительно к драматургии (в частности, к античной трагедии. Задание 7. В раннем периоде античности древние греки не проявляли интерес к человеческой личности с ее индивидуальными особенностями. Их мало интересовала "трагедия души" человека. Античные изваяния прекрасны, но безличны и не несут в себе внутренней духовной жизни. Нов реальности постоянно возникали ситуации, требующие от людей самостоятельного нравственного или политического выбора, что пробуждало интерес к анализу психологических мотивов выбора, к осознанию многообразия, сложности и противоречивости индивидуальных человеческих характеров. В каком жанре искусства отразилось это проникновение во внутренний духовный мир личности Задание 8. Греческая культура с определенного этапа ее развития – культура полисная. Полис - это город со сравнительно небольшим числом жителей, которые, составляя ядро полиса, являлись его гражданами. Они подчинялись законам своего города защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участие в работе суда, других городских службах и т.п.). Город был одновременно и государством. Процессу подготовки граждан в античном полисе, формированию мужа из несмышленого ребенка уделялось большое внимание. Каким словом обозначался этот процесс Каково было его содержание Задание 9. Миф - первая форма рационального постижения мира, его образно- символическое отображение. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме. Интерпретация универсума мира в мифе антропо- морфна. Боги древнегреческого пантеона столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии Посейдон - властелин морской стихии, Аполлон - бог света. Продолжите этот ряд.
    Задание 10. Мифологический образ мышления античного человека определяло такое понятие, как "ананке" (судьба, рок, неизбежность, которая властвует над всем миром, над людьми и богами. Греки считали, что каждому предопределено прожить жизнь в соответствии с предначертаниями судьбы, и никто не в силах предотвратить то, что сними должно произойти. Вместе стему людей поощрялось стремление к борьбе, к активному действию, к риску. Поэтому всей античной культуре также был свойственен дух агона - борьбы, состязания, испытания. В каких сферах культуры античности проявилось агональное начало?
    Задание 11. Подлинные греки прекрасны своим обликом и делами, которые неразрывно слиты. В древнегреческое культуре эта совокупность достоинств получила название «калокагатия». Раскройте сущность этого понятия. В чем его отличие от более позднего словосочетания гармонично развитая личность»?
    Задание 12. В задании приведены цитаты из произведений греческих поэтов, а также известные высказывания великих сынов Эллады. Греки были первым народом, у которого сложилась традиция почитания личностей, вошедших в историю. Греки стали записывать и передавать из поколения в поколение факты из жизни выдающихся современников и цитировать их суждения наряду с классическими произведениями. Используя предложенные фрагменты, охарактеризуйте систему ценностей античной культуры.
    1. Протагору, самому старшему из софистов, приписывают такое высказывание Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.
    2. Поэт и философ Ксенофан говорит в своих стихах Для эфиопа все боги, как сам он, черны и курносы, А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы. Если бы руки имели быки, или львы, или кони, То и они бы придали богам свой собственный облик Бык быку, конь коню написал бы подобного бога.
    3. Знаменитый оратор Демосфен накануне выступления в народном собрании обычно всю ночь не смыкал глаз, тщательно готовя речь. Поэтому поводу один из его соперников, Пифей, смеялся Искусство твое, Демосфен, отдает чадом светильника
    4. Греки признавались Мы восхищаемся статуями Фидия и Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием или Поликлетом, мы бы с отвращением отказались.
    5. Наставник Ахилла говорит герою Юный ты был неискусен в войне, человечеству тяжкой, В сонмах советных неопытен, где прославляются мужи. Стем он отец Ахилла

    меня и послал, да тебя всему научу я Был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый.
    6. Наградой победителю в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах
    – лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее – любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. В честь него воздвигались статуи, устраивались праздники, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх – немейских, ист- мийских, пифийских, олимпийских. Знаменитый борец Диагор сам был таким четырехкратным победителем и увидел победителями своих сыновей, а когда и его внуки одержали победу в Олимпии, ликованию народа не было предела и кто-то воскликнул Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти. Ключ к заданию Полисная демократия.Греческая демократия носила прямой характер в решении важных политических и экономических вопросов принимали непосредственное участие все граждане города-государства (полиса каждый из них обязан был присутствовать в народном собрании и мог подать свой голос за или против. Например, в Афинах для того, чтобы заседание народного собрания считалось состоявшимся, должно было собраться не менее 6000 человек. В гражданскую общину (демос) входили все свободные мужчины полиса, однако гражданами не считались ни женщины, ни рабыни уроженцы других городов метеки.
    Калокагатия. Понятие состоит их греческих слов kalós (красивый) и agathós добрый так называют сложившийся в эпоху античности идеал гармоничного сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.
    Агональность. Античная – в первую очередь греческая – культура характеризуется духом соперничества, состязательности. Греки различали два понятия pόlemos (война, вражда, нацеленная на уничтожение противника) и agόn (борьба, состязание, входе которого выяснится сильнейший. Агональный импульс получил выражение во всех аспектах греческой культуры, включая конкуренцию ремесленников, соперничество политических деятелей, состязания поэтов, художников, трагиков, спортивные игры и др. Античный гуманизм. В эпоху Античности сложился идеал человека. По соседству с типичными земледельческими культурами Востока, отличавшимися религиозным мировоззрением и иерархическим социальным устройством, возникла цивилизация нового типа, характеризующаяся демифологизацией сознания и прославлением творческих сил самого человека, а также повышенным вниманием к вопросам общественного устройства и воспитания личности. Наиболее значимые следствия античного гуманизма – расцвет искусств, стремившихся запечатлевать человеческие образы, и развитие наук, подчиненных целям человека. Задание 13. О каких произведениях из культурного наследия античности идет речь
    1. Храмовый комплекс на вершине холма был посвящен Афине, а именно Афине в двух лицах – Воительнице и Победительнице. Статуя Воительницы с копьем и щитом стояла под открытым небом, и корабли, подплывавшие к Аттике, издалека видели сияние солнца на высоко вознесенном острие ее копья. Подплыв ближе, мореплаватели различали рядом на холме белый прямоугольник храма Афины-Девы, в стенах которого находилась статуя Победительницы. Греки считали, что именно этот мастер лучше других делал статуи богов. Ему принадлежат две самые прославленные греческие скульптуры Афина-
    Дева в Парфеноне и Зевс на престоле, украшавший храм в Олимпии, одно из чудес света.
    3. Это изображение атлета интересно тем, что его создатель впервые в истории скульптуры попытался передать в неподвижной статуе естественное и энергичное движение человека. Для этого мастер выбрал едва уловимый момент между двумя движениями атлет только что до предела раскачал свое тело и вот-вот рванется, чтобы резким толчком послать диск.
    4. Эту статую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению Канон (Мера. Здесь он рассчитал те самые пропорции тела, которым должен следовать художник. Правда, голова здесь укладывается в росте только семь раза не восемь, как должно быть. Но главным открытием мастера был принцип перекрестной неравномерности движения тела атлет опирается на правую ногу, а копье держит в левой.
    5. Эта скульптурная группа отражает вкусы новой эпохи, наступившей после завоеваний Александра Македонского, когда искусство начинает обращаться к теме страстей и страдания. Перед нами троянский жрец, предостерегавший сограждан, что их город может пасть от деревянного коня, и за это боги наслали на него змей. Мы видим, как змеи кольцами оплетают тело жреца и тела его сыновей, видим последние моменты напряженной борьбы, предвещающей гибель.
    6. Обе эти статуи были созданы неизвестными мастерами и не пользовались славой в античные времена. Эстетическое поклонение и той, и другой скульптуре началось уже в эпоху нового времени. Первую статую прославил XVIII в, усмотрев в солнечном боге, только что поразившем змея Пифона, идеал мужской красоты. Вторая скульптура, изображавшая античную богиню вытирающейся после купания, стала олицетворением совершенной женской красоты уже в XIX в.
    7. Мысль о создании этого заведения в Александрии Египетской подал царю один из учеников Аристотеля. Еще этот великий ученый вынашивал мысль о таком учреждении, где одновременно велась бы разработка всех наук. И вот его замысел был претворен в жизнь, пусть и не на греческой земле. Здесь был двор для прогулок, зал для бесед, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное – была библиотека, где постарались собрать все, что когда-либо было написано на греческом языке.
    8. Это самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира. По подсчетам современных ученых его четыре аркадных яруса вмещали до 50 тыс. зрителей. Пол арены был устроен таким образом, чтобы под ним могли разместиться клети с животными и механизмы, служившие для перемещения декораций. Возведенное в I в. н.э., это гигантское сооружение для всех последующих эпох символизировало собой мощь и богатство римской культуры.

    132 Задание 14. Вспомните важнейшие достижения античной цивилизации, заполните таблицу. Постарайтесь, соблюдая хронологию, вписать в пустые строки сведения о выдающихся греческих ученых, заложивших основы для дальнейшего развития математических и естественных наук. Личность Век Сфера деятельности Вклад в культуру Задание 15. Определите, какие из приведенных ниже высказываний верные и неверные
    1. Коринфский ордер – имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанными желобками и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканты и небольших волют.
    2. Ионический ордер – отличается от дорического большей лѐгкостью пропорций и более богатым декором.
    3. Ионическую колонну было принято интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер, как выражение девичьей грации.
    4. Дорическую колонну было принято интерпретировать как образ нагого героя, асам дорический ордер – как выражение его силы, духовной и физической.
    5. Ионическую колонну было принято интерпретировать как образ нагого героя. Дорическую колонну было принято интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а дорический ордер, как выражение еѐ грации. Задание 16. Чем прославились эти люди Установите соответствия. Имена Жизнь, деятельность

    1. Александр Македонский
    2.
    Эпикур
    3. Евклид
    4. Архимед
    5.
    Деметрий Фалернский
    6. Аристотель
    7.
    Демосфен
    8.
    Диоген
    9.
    Эсхил
    10.
    Гиппократ
    11. Геродот
    12. Фидий а) Жил на рыночной площади в бочке. Фи- лософ-киник, его волновали проблемы возвращения человека к естественной природе посредством аскетического образа жизни и отказа от внешних условностей. б) Учитель Александра Македонского. Создал науку о человеческих чувствах и поведении этику. в) Гениальный скульптор. Автор статуи богини Афины. Изобразил себя на щите Афины среди других богов и героев, чего в Греции не имел права сделать простой смертный. За это его заточили в темницу, где они умер. г) Влет стал царем Македонии. Основал

    133 Великую империю. Правил всего 13 лет. д) Основал теоретическую механику. е) Потомки удостоили его звания отец трагедии. ж) Основатель античной геометрии. з) Знаменитый политики оратор. Смолоду был слаб и косноязычен. Нечеловеческими усилиями он заставил себя говорить громко и внятно. Для этого он набивал камнями рот, и гуляя поберегу моря, говорил так громко, чтобы перекричать шум морской волны. и) Основал философскую школу, которая носит его имя. Создатель одного из нравственных учений древности. к) Основал библиотеку в Александрии. Ему принадлежит проект создания первого учебного заведения – Мусейона. Оно стало первым университетов античности. л) Родоначальник медицинской науки. м) Отец истории. Задание 17. Кто является автором следующих выражений
    1. Я знаю то, что ничего не знаю.
    2. Красота имеет математическое обоснование.
    3. Человек есть мера всем вещам.
    4. Познай самого себя.
    5. Дайте мне точку опоры, и я переверну мир.
    6. Корни ученья горьки, но плоды его сладки.
    7. Ничего лишнего. Ключ к заданию.

    Протагор, Архимед, Солон, Гиппократ, Аристотель, Сократ, Пифагор. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Средневековая культура.
    1. Общая характеристика европейского средневековья. Проблема восприятия христианской культуры. Средние века и медиевистика (Й.Хейзинга,
    Л.П.Карсавин, М.Блок, А.Я. Гуревич). Марксистская историческая теория о средних веках. Географические, геополитические и хронологические границы средневековья.
    2. Средневековая картина мира, система ценностей, идеалы человека. Исторические предпосылки возникновения христианства. Основы христианской веры. Библия как культурно-исторический памятник. Зарождение теологии.

    134 Истоки автобиографического жанра. Исповедь А.Августина. Творчество
    Боэция: учебники по музыке, математике. Утешение философией, или трагедия судьбы. Монастыри как центры образования и культуры.
    3. Светская школа. Университеты Западной Европы и их роль в сохранении культурных традиций. Схоластика как университетская наука. Пьер Абеляр, Фома Аквинский и др. Место книги в средневековой культуре. Изобретение европейского способа книгопечатания. Средневековые ереси. Наука и магия. Алхимия, ее истоки и значение.
    4. Культура средневекового города. Карнавалы. Творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия. Мистерии и зарождение средневекового театра. Литературное творчество. Культ прекрасной дамы как чисто европейское явление. Поэзия трубадуров и вагантов. Значение рыцарского идеала в культуре (Песнь о Роланде», Песнь о Нибелунгах», Тристан и Изольда»). Символизм средневековой эстетики. Образное воплощение религиозной веры.
    6. Икона и иконография. Архитектурные стили средневековья. Романский стиль. Готическое искусство и архитектура.
    7. Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века. Основные технические достижения в сельском хозяйстве. Прогресс в области металлургии и баллистики. Изобретение пороха и огнестрельного оружия. Технические достижения в строительном деле. Задание 18. Каждому типу культуры характерны свои приоритетные ценности. Попытайтесь построить парадигму социально-духовных ценностей средневековой культуры, используя предложенные понятия наука, политика, религия, искусство, мораль, право. Аргументируйте ваш выбор. Задание 19. В средневековье культура понималась как возделывание собственных способностей. Человек научался преодолевать себя, достигать недостижимого. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, что присуще античной картине мира, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование. Как отразилось в искусстве изменение представлений человека о мире и о себе Задание 20. Творцами сооружений - церквей и монастырей - в Западной Европе были люди ученые, посвященные. Для них ключ к совершенному знанию таился в числах ив их сочетаниях. Математика в средневековые времена почиталась за наивысшую из человеческих наук, позволяющую более всего приблизиться к божественной природе. Она не была отделена ни от астрономии, те. наблюдения на небосводе наиболее ясных отражений божественного разума, ни от музыки, те. самого акта молитвы. Сходом светили с гармонией пения неразрывно связывала архитектуру наука о числах. Каждое из чисел имело тайное значение один
    - означало для посвященного Бога единого, два - ... Попытайтесь воспроизвести смысл чисел в заданном ключе.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта