Ббк 85 к 75
Скачать 1.74 Mb.
|
Контркультура (от лат. — против) — направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в х годах XX века. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных стереотипов массовой культуры. Контркультура ставит своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. В е годы движение контркультуры зашло в тупики распалось на множество разнохарактерных групп. Концептуализм (от лат. — мысль, представление) — одно из направлений авангарда, возникшее в х годах XX века. Его особенность состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, те. в сведении искусства исключительно к феноменам сознания (принцип искусства в голове. Художни- ки-концептуалисты осваивают знаковые системы, внедряются в поисках форм фиксации идеи в нехудожественные сферы (оперирование формулами, использование таблиц, чертежей, включение текстовых элементов и т.п.). Креационизм (от лат. — создавать) — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего представления о сотворенности мира. Культурный релятивизм — утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против европо- центристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Культурология — наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования. Культурогенез — процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей. Магия от греч. — волшебство, колдовство) — совокупность обрядов идей- ствий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительности. Магия — одна их форм древней духовной культуры. Маньеризм (от итал. — манера) — течение в европейском искусстве XVI века, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Основополагающим тезисом маньеризма является положение о внутренней идее (источником которой являются воображение, личное творческое начало мастера) как основе художественного образа. Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграции, межэтнических браков и др) на грани двух культур они участвуют во взаимодействии этих культурно полностью не примыкают ник одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.п. Менталитет — относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. Мимезис (от греч. — подражание) — термин введен Аристотелем, означает способ художественного творчества (преимущественно в искусстве) и выражается в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Модерн (от фр. — новейший, современный) — стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века (другие названия — ар ну- во во Франции ив Англии, «югендстиль» в Германии, «сецессион» в Австралии, либерти в Италии, «модернисмо» в Испании, использовавший новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Натурализм (от лат. — природа) — направление в литературе и искусстве конца XIX века, стремившееся к уподоблению художественного познания научному, к объективному и беспристрастному изображению реальности (прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой и средой. Неоклассицизм — идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве второй половины XVIII — начала XIX века. Направление в европейском искусстве начала XX века, считающее классические традиции искусства античности, Возрождения и классицизма высшей художественной нормой, идеалом и недосягаемым образом. Наука — сфера деятельности человека, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация знаний об окружающей действительности. Ноосфера от греч. — ум, разум + шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором его развития. В.И. Вернадский разработал учение о ноосфере как о качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Пленэр от фр. — открытый воздух) — передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, те. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрной называют живопись на открытом воздухе (вне мастерской. Политеизм — многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных культур. Поп-арт (от англ. — популярное, общедоступное искусство) — течение вис- кусстве х годов XX века, для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. 191 Постимпрессионизм — собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX — начала XX века, декларировавших свое неприятие эстетики импрессионистов и хронологически следующих за ним направлений. Примитивизм, наивное искусство — направление в изобразительном искусстве века, программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств. Профессиональная культура — интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства означает творчески- созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности. Рационализм (от лат. — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения. В искусстве — совокупность архитектурных направлений первой половины XX века, стремившихся к соответствию архитектуры современным представлениям об обществе и искусстве и современным достижениям науки и техники. Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства объективное отображение действительности, правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных стилей и видов искусства. Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы наивное жизнеподобие древних наскальных изображений, идеализация античного искусства, одухотворенность и одновременно натурализм поздней готики и т.д. В современной эстетике отсутствует окончательное определение реализма, его хронологических рамок. Романтизм — идейно-художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века. Основное в романтическом искусстве — чувства и фантазия автора. Единственное правило в искусстве для художника-романтика — это верность себе, искренность изобразительного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершенностью. Ритуал — церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, носящие символический характер. Семиотика (от греч. — знак) — наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражения смысла, а также общения Символ — предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого- либо образа, понятия, идеи художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Символизм (от греч. — знак, символ) — направление в литературе и искусстве Европы XIX-XX века. Особенностями его являются многозначность образов, игра метафор и ассоциаций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн, мастера этого направления считали искусство символом непознаваемого, мира видений и грез. Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в т.ч. и социокультурных. Синкретизм (от греч. — соединение, объединение) — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо например, синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре. Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных элементов, когда возникают новые культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающиеся от составляющих его компонентов и имеющие собственное качественно определенное содержание или форму. Социалистический реализм — теоретический принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с середины х дона- чалах годов. Его основными принципами были провозглашены правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов сих героикой и романтикой. Сложилась жесткая и безапелляционная программа социалистического реализма, основанная на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского строя, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Художественное творчество определяли лозунги коммунистической идейности, партийности и народности. Социальная компетентность (от лат. — соответствую, подхожу) — совокупность знаний, умений, опыта в какой-либо области, в данном случаев социальной сфере. Социальная компетентность предполагает применение профессиональных навыков в социокультурной среде с учетом всех возможных последствий. Стиль — устойчивое единство художественных принципов, приемов и средств, используемых при создании произведений искусства. Субкультура — совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (например, городская и сельская, молодежная субкультуры др. Супрематизм (от лат. — наивысший) — направление в авангардистском искусстве России, основанное в 1913 году К.С. Малевичем. Композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Такие комбинации должны были выразить абсолютные, высшие начала реальности, постигнутые интуицией художника. Сюрреализм (от фр. — «сверхреализм») направление в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Текст (от лат. — ткань, единение) — последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации в языкознании — последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст. Технократизм — стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико- технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии. Универсалии культурные — своеобразные инварианты развития, элементы культуры это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества (украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство, священных ступ (буддизм, святых мести черного камня Каабы (ислам. Фовизм (от фр. — дикий) — течение во французской живописи начала XX века, для которого характерны предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Функционализм — направление в архитектуре XX века, утверждающее главенство практических функций, жизненных человеческих потребностей в определении планов и форм сооружений. Футуризм (от лат. — будущее) — литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех ее проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Для живописи футуризма характерны энергетические композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки. Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом, названа по имени ее предполагаемого основателя Христа (от греч. — помазанник, мессия. Возникло вначале века в Палестине, в IV веке стало господствующей религией Римской империи. Христианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в самом себе, по отношению к которому все существа и предметы являются его творениями все создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем в Страшный суд, в небесное воздаяние и установление царства Божьего. Ценности — важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. Эзотерический (внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный для посвященных в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам, противоположность экзотерического. Экзотерический (внешний) — не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех. В противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное. Эклектизм — условное собирательное название периода в развитии архитектуры и прикладного искусства европейских стран и США середины и второй половины XIX века, отличающегося нередко механическим соединением элементов разных стилей. Экспрессионизм — течение в литературе и искусстве начала XX века, особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Иногда этому понятию придается более широкий смыслим обозначают совокупность явлений в искусстве конца XIX – начала XX века, выражающих тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и беспокойств. Эллинизм — античное искусство последней четверти IV-I веков дон. э. в Греции, Восточном Средиземноморье, Передней Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке, Причерноморье, в котором тесно переплелись традиции местной и греческой культуры. Этнос (от греч. — народ, племя) — исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация, говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада. Этос (от греч. — обычай, нрав, характер) — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения. Язык — система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. 195 8. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Культурология учебное пособие для вузов / Драч Г.В., Борцов ЮС, Давидович В.Е. и др под науч. ред. Г.В.Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 576 с. 2. Гуревич, ПС. Культурология учебное пособие / П.С.Гуревич. – М Знание, 2003. – 336 с. 3. Культурология учебное пособие для вузов / сост. и отв. ред. Радугин А.А. – М Центр, 2004. – 304 с. Дополнительная 1. Березовая, Л.Г. История русской культуры учебник для вузов в 2 ч. / Л.Г.Березовая, Н.П.Берлякова – М ВЛАДОС, 2004. 2. Кравченко, АИ. Культурология учебное пособие для вузов / А.И.Кравченко. – М Академ. Проект, 2005. – 496 с. 3. Культурология История мировой культуры учебник для вузов / под ред. А.Н.Марковой. – М Юнити-Дана, 2008. – 600 с. 4. Мамонтов, С.П. Основы культурологии учебное пособие / С.П.Мамонтов. – М Олимп, ИНФРА-М, 2008. – 320 с. 5. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры учебное пособие для вузов / В.Г.Торосян. – М ВЛАДОС, 2005. – 735 с. Рекомендуемая 1. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство учебник для вузов / Т.В.Ильина. – М Высшая школа, 2005. - 368 с. 2. История мировой культуры Наследие Запада Античность – Средневековье - Возрождение курс лекций / под ред. С.Д.Серебряного. – М РГГУ, 1998. - 428 с. 3. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Вт гл. ред, сост. С.Я.Левит. – СПб: Университетская книга, 1998. 4. Львова, Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (очерки истории) / Е.П.Львова, Н.Н.Фомина, Л.М.Некрасова, Е.П.Кабкова. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с. 5. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М Вече, 1997. – 624 с. 6. Мифы народов мира. Энциклопедия. Вт С.А.Токарев и др. – М Сов. энциклопедия, 1980-1982. 7. Очерки по истории мировой культуры учебное пособие / Т.Ф.Кузнецова и др. – М Языки русской культуры, 2001. – 496 с. 8. Сравнительное изучение цивилизаций хрестоматия / сост. Б.С.Ерасов. – М Аспект Пресс, 2002. – 560 с. 9. Федорова, Л.Г. Культурология. Российская культура учебное пособие / Л.Г.Федорова. – М МИРЭА, 2000. – 95 с. 196 10. Хрестоматия по культурологии учебное пособие / сост. А.А.Радугин и др. – М Центр, 2004. – 592 с. 11. Энциклопедический словарь по культурологии / под общ. ред. А.А.Радугина. – М Центр, 2001. – 478 с. 197 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебное пособие Автор-составитель: Кочнова Ксения Александровна Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия 603107, г.Нижний Новгород, проспект Гагарина, 97. ____________________________________________________________ Печатается в авторской редакции |