Главная страница
Навигация по странице:

  • II. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС СОДЕРЖАНИЕ

  • Культурогенез

  • Структурно- функциональный

  • Жан-Жак Руссо

  • А.В.Шлегель

  • Ф.Шеллинга

  • Н.Я.Данилевским

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница1 из 22
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия Кафедра истории и культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Нижний Новгород
    2014

    2
    ББК 85 К 75
    Кочнова К.А.Культурология: Учебное пособие. – Н.Новгород: НГСХА, 2014. –
    196 с. Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, включает в себя лекционный курс, планы семинарских занятий, методические материалы вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, тесты, тематику рефератов и контрольных работ, литературу по темам курса. Пособие разработано в соответствии с Государственным стандартом высшего образования и предназначено для студентов вузов России.
    Автор-составитель: Кочнова КА. – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и культуры Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. Рецензент Кузьмина ЕМ. – кандидат педагогических наук, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина (Мининский университет. Печатается по рекомендации Учебно-методического совета и решению Ученого совета Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.

    Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2014.

    Кочнова КА, 2014

    3 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………....…. 4 1. Лекционный курс ……………… ………………………………….….…......…. 6 1.1. Культурология как наука. Понятие культуры и ее функции .....….…….. 6 1.2. Основные школы и концепции культурологии …………………..……. 14 1.3. Искусство в системе культуры ……………………………………….….. 23 1.4. Типология и социодинамика культуры. Виды и формы культуры ….... 30 1.5. Сущность и своеобразие культуры традиционных обществ.
    Культура стран Востока ………………………………………..…........... 31 1.6. Западноевропейская культура этапы развития и основные черты ………………………………………………..………. 34 1.7. Россия как тип культуры. Место и роль России в мировой культуре …………………………………………….………….……...….. 52 1.8. Мировая культура XX века. 81 2. Практикум ………………………...………………………………..…..…….. 87 3. Тесты для самоконтроля ………………………………………………...…… 166 4. Темы рефератов и контрольных работ …………………...…………………. 181 5. Методические указания по выполнению контрольных работ …..……...… 182 6. Вопросы к зачету …………………….……….….…………..……..………… 266 7. Глоссарий ……………………………………….…….…….……....….…… 184 8. Литература ……………………………………….……..……..……….…...…. 195

    4 ВВЕДЕНИЕ Данное пособие предназначено для студентов, изучающих теорию и историю культуры, и призвано дать представление о сущности и масштабах культурологической науки, ее подходе к изучению реальности, ознакомить с широким спектром культурологических проблем. Знание мировой и отечественной культуры расширяет кругозор, обогащает мировосприятие, открывает новые грани в явлениях быстротекущей жизни, вырабатывает нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере. Приобщение к культурам разных эпохи народов воспитывает уважение к различным системам ценностей, дает понимание естественности и плодотворности взаимодействия культур, формирует бережное отношение к прошлому и ответственность перед будущим. Недостаточно знать основные имена, вехи и события истории культуры. Необходимо понимать закономерности культурного процесса, его движущие силы и механизмы, тенденции и логику развития, взаимосвязь старого и нового. Только на основе этого можно понять прошлое и настоящее, прогнозировать и проектировать дальнейшие пути развития культуры. В учебном пособии представлены установочные лекции, которые носят проблемный характер. В лекциях содержится обзор основного материала предмета, общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части, в них акцентируется внимание на нерешенных проблемах, дается научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. Содержание лекций отвечает рядудидактических принципов. Основными из них являются:целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. В результате изучения дисциплины студент должен
    - знать основные понятия теории культуры, структуру и функции культуры основные культурологические концепции
    - иметь представление о типологической структуре культуры, об особенностях культурных эпохи стилей
    - уметь ориентироваться в мировой художественной культуре различных эпохи специфике культурологического анализа процессов. Изучение культурологии формирует мировоззрение будущего специалиста, способствует становлению его как личности.
    Предлагаемая культуроведческая подготовка призвана дать толчок дальнейшему духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию личности студента.

    5
    II. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС СОДЕРЖАНИЕ
    1. Культурология как наука. Понятие культуры и ее функции.
    2. Основные школы и концепции культурологии.
    3. Искусство в системе культуры.
    4. Типология и социодинамика культуры. Виды и формы культуры.
    5. Сущность и своеобразие культуры традиционных обществ. Культура стран Востока.
    6. Западноевропейская культура этапы развития и основные черты.
    7. Россия как тип культуры. Место и роль России в мировой культуре.
    8. Мировая культура XX века. Лекция 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ФУНКЦИИ. План лекции
    1. Сущность культурологии как науки.
    2. Историческая эволюция понятия культура.
    3. Функции культуры.
    1. Сущность культурологии как науки. Культурология стала оформляться как самостоятельная наука вначале прошлого века. Сам термин связан с выдающейся фигурой американской антропологии (науке о человеке) Лесли Уайта (1900-1975). В нашей стране культурология стала зарождаться с х годов XIX века. Культурология – это наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса. Понятие культура относится к числу фундаментальных и отличается сложностью и многогранностью, имеет множество смысловых оттенков. Современные американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместной работе, посвященной исследованию определений культуры, отмечают огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. По их подсчетам, с 1871 погоды было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 –
    157 определений, а в современной науке их число измеряется уже четырехзначными числами. Чем объясняется такое множество трактовок Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и многолик человек, многогранна и культура. Культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, психологи, антропологи. Изучение культуры тесно связано с синергетическим

    6 подходом, который становится основным для синергетики представитель –
    И.Пригожин), науки о процессах самоорганизации в природе и обществе. В сферу ее внимания попадают кризисы, неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Культурология может быть разделена на фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, и прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта. В рамках фундаментальной культурологии могут быть выделены некоторые направления социальная и культурная антропология (рассматривает культуру как социальный феномен и социальную микродинамику порождения и функционирования культурных явлений историческая культурология (изучает куль- турно-историческую типологию сообществ психологическая антропология человеческая личность рассматривается как продукт, потребитель и производитель культуры культурная семантика исследует знаково- коммуникативные черты и функции культурных явлений. В культурологии существует ряд понятий, так или иначе отражающих процесс становления человека и культуры. Эти понятия относятся как к области культурологии, таки к области биологии, антропологии. Филогенез – эволюционное развитие организмов. Антропогенез – формирование антропной системы. Культурогенез – формирование человека разумного, один их видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также формирование новых культурных систем и конфигураций. Этногенез – формирование нового народа, исторический процесс происхождения эт- носов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем. В культурологии используются ряд методов для изучения явлений культуры. Среди них одним из ведущих оказывается сравнительно-исторический
    (кросскультурный, компаративный. Этот метод, ставший основным у эволюционистов, позволяет путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины сходств и различий. Структурно-
    функциональный метод рассматривает культуру как совокупность знаковых систем, культурных текстов. Дисциплина, которая занимается теорией и методологией истолкования текстов, называется герменевтика. Морфологическое изучение культуры предполагает генетическое изучение (порождение и становление культурных форм, микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений, историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени, технологическое (распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве времени. Этот подход позволяет выявить соотношение универсальных и этноспеци- фических характеристик в строении определенной культуры.

    7
    2. Историческая эволюция понятия культура. Слово культура (от латинского «cultura») означает возделывание почвы, обрабатывание, уход. Первоначально под культурой понимали обработку земли. Это значение сохранилось и сегодня. Для человека важно было не только обрабатывать землю в определенном месте. Предметом его заботы было и божество, которое все охраняло. Поэтому издревле закрепилось еще одно значение культуры почитание, поклонение Богам. Культи культура – слова, имеющие один корень. Вином значении оно впервые встречается у Цицерона в «Тускуланских диспутах. Для него культура – средство облагораживания человеческой личности. С vite – культурный образ жизни – сначала носил отрицательный характеру римлян. Это понимание слагалось из нескольких оттенков apparatur пышный, роскошный стиль жизни, elegantia (утонченность, copia (изобилие, с cupiditas (неумеренная жажда денег, iniuria (нарушение закона и справедливости. Ювенал считал, что преступление и культура – это вещи, предполагающие друг друга. Позднее культура приобретает новые смысловые оттенки. Под ней стали понимать воспитанность, просвещенность, образованность. Если сравнить это понимание с предыдущим, то можно выделить важный момент культура все больше наполняется гуманистическим содержанием, создается ее антропологический образ. До XVIII века слово не имело абстрактной семантики. В эпоху Просвещения понимание культуры стали связывать с идеей прогресса. У французских просветителей развитие культуры соотносилось с эволюцией общества. Целью культуры было сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями естественной, разумной природы. Жан-Жак Руссо (1712-1778) выделял два пути развития культуры. Первый – культура развращенного общества, которая основана на неравенстве. Второй – культура, где человек лишен природных преимуществ, но путем упражнений его мысль развивается, душа возвышается. Он становится человеком мыслящим. Наблюдать за природой и следовать путем, который она наметила для нас – основная идея гуманистов XVIII века. Немецкий просветитель И.Кант (1724-1804) связывал культуру с развитием личностного начала Звездное небо надомной и моральный закон во мне. Он подчеркивал переход человека от природного состояния к моральному. Примирить природные и нравственные начала пытались романтики XIX века. А.В.Шлегель (1767-1845) и Ф.В.Шлегель (1772-1829) считали, что благодаря искусству можно увидеть поэтичность естественного. Искусство стало высшей ступенью развития культуры, оно разрешило противоречия естественного и духовного начала в человеке. У Ф.Шеллинга (1775-1854) и Г.Гегеля (1770-1831) культура рассматривается как результат деятельности человеческого духа, внутренняя эволюция человека. Сущность культуры для Гегеля определяется не преодолением биологических начал в человеке, а духовным приобщением индивида к мировому целому, включающему в себя как природу, таки историю. Освоение культуры происходит с помощью образования. На рубеже XIX-XX веков естественнонаучный подход определил восприятие культуры. Она уподоблялась живому организму, который проходит все жизненные этапы рождение, развитие, смерть. Это привело к цикличности в ее понимании. О.Шпенглер (1880-1936) считал, что существуют независимые друг от друга культуры. Каждая имеет свой уникальный характер, свой темп развития и время, отведенное ей для жизни. В своей основной работе Закат Европы (1921-1923) он противопоставил цивилизацию и культуру. Культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия, в силу чего он предрекал гибель западного мира. Взглядам О.Шпенглера созвучны идеи, выдвинутые Н.Я.Данилевским
    (1822-1885). Он выделил десять самостоятельных культурно-исторических типов и обосновал идею о самобытности России.
    А.Тойнби (1889-1975) исследовал культуру как совокупность тринадцати обособленных цивилизаций, проходящих стадии возникновения, роста, надлома, упадка и разложения, и создал концепцию Вызови Ответ, где препятствие воспринимается как Вызова акт культурно-исторического созидания Ответ. Он считал, что человек несет в себе и божественное начало творчество) и дьявольское (стремление к разрушению. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых человеческим творческим духом на Вызовы, которые бросает ему природа, общество, внутренняя бесконечность человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов. В ХХ веке приходит осознание неоднородности и многообразия культуры. В качестве образа культуры используются игра, символ, миф, язык.
    Э.Кассирер (1874-1945) рассматривал культуру сквозь призму символических форм. В своей главной работе Философия символических форм (1923-1929) он указывал на важнейшее свойство культуры, ее знаковую сущность, и связывал ее развитие с усложнением символического пространства человеческой жизни (через язык, миф, науку, образование, религию. Возникает не столько описание окружающей действительности, сколько ее упорядочивание с помощью символических форм.
    Й.Хейзинга (1872-1945) считал, что движущая сила культуры – игра. В работе Человек играющий (1938) он отмечал, что игра старше культуры и составляет ее суть. Подчеркивается эстетичность игры и отмечается, что в наше время уменьшается игровой элемент, что приводит к иссушению культуры. Современный подход отражает осознание человеком своеобразия и многообразия создаваемого им мира. Под культурой понимается созданная людьми
    «неприродная» среда с набором способов и форм обитания, обладающая способностью к изменению и развитию. В современной трактовке можно выделить два значения первое – культура рассматривается, как процесс совершенствования человека (перфекционизм); второе – культура – реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем развития, однако, не все достижения хороши (войны, рабство, наркомания.
    3. Функции культуры. Сложность культуры определяет множество ее функций. Остановимся на некоторых из них.
    1. Функция освоения и преобразования мира. Культура осмысливается, прежде всего, как творческая деятельность человека, в результате которой происходит преобразование окружающей среды. Но человек является как творцом, таки творением культуры. Процесс его социализации заключается в усвоении определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества, при этом нельзя забывать о необходимости самостоятельной активной внутренней работы самого индивида, который должен стремиться в различных условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость.
    2. Функция коммуникации (общения. Она может осуществляться двумя путями вербально (через слово) и невербально (через жест, мимику, пластику. Наибольшее количество информации передается невербально. К примеру, американский исследователь А.Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Р.Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 30%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения (Пиз А. Язык телодвижений. – СПб., 2000, С. 9-10).
    3. Функция сигнификации (знаковая связана со способностью человека придавать явлениям, предметам определенное значение и воспринимать его. Знак – это сложная форма фиксации культурной информации. Он обладает способностью переходить из реального мира в мир абстрактно-понятийного мышления, имеет материальную природу и устойчивое значение. Знаки складываются в систему, отражающую тип ментальности, образ мира, характер исторической эпохи. Это влияет на состояние культуры. Одна из первых типоло- гий знаков была создана Ч.Пирсом, однако автор не назвал принцип деления. Он выделил знаки-копии, знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы, собственно знаки. Лингвист Ф. де Соссюр первым увидел в языке знаковую систему, которая предназначена для общения людей между собой. Возможность оперировать нес предметами, а со знаками привела к изменению культурной картины мира. Появляется наука о знаках, которая называется семиотика.
    4. Функция накопления и хранения информации. Культура включает в себя механизмы передачи накопленного социального опыта от одного поколения к другому. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Она почти не наследуется генетическими биологическим путем. Каналом передачи информации является не только духовная, но

    10 и материальная культура. Любая вещь несет на себе информацию о человеке, об обществе, о своей эпохе и стране.
    5. Адаптивная функция. Она может считаться одной из самых древних, т.к. все, что помогает человеку выжить и существовать в окружающей среде, будучи порождением культуры, выполняет функцию приспособления.
    6. Функция нормирования деятельности в различных сферах общественной жизни. Культура создает нормативные технологии и оценочные действия, которые определяют выбор средств и способов достижения своих целей в соответствии с морально-нравственными, мировоззренческими, религиозно- этическими и другими правилами жизнедеятельности людей в обществе.
    7. Гедонистическая функция – умение получать наслаждение от самых разных проявлений полноты жизни (наслаждение от художественного произведения, от пищи, от общения с близкими людьми и т.д.).
    8. Провидческая функция – культура является своеобразным барометром социальных потрясений. Вся русская литература XIX века говорит о предчувствии грядущей катастрофы.
    9. Прогностическая функция – ученые могут прогнозировать дальнейший путь развития тех или иных культурных явлений.
    10. Познавательная (гносеологическая) функция – отражается в науке, научном поиске, она выражается в систематизации знаний, раскрытии законов развития природы и общества, познании человеком самого себя. Предложенное рассмотрение функций культуры весьма условно, в действительности они тесно сплетаются, переходят одна в другую и представляют собой единый процесс, обеспечивая развитие человечества. Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ План лекции. Культурный эволюционизм.
    2. Общественно-историческая школа.
    3. Натуралистическая школа.
    4. Социологическая школа.
    5. Символическая школа.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта