Главная страница
Навигация по странице:

  • Праксителя

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница6 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    Поликлет стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре («Дорифор», «Диадумен»). Возвышенные идеалы классики, представления о нравственном и физическом совершенстве свободного человека выразил Фидий. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона. Он создал статую Афины Промахос на Акрополе, Афины Парфенос, атак же Зевса Олимпийского. В период поздней классики возникает интерес к внутреннему миру человека сего переживаниями. Это свойственно произведениям Праксителя (Афродита Книдская», Гермес с младенцем Дионисом, сих безмятежной светлой мечтательностью, Скопаса (Менада, «Мелиагр»), передавшего страстный порыв, ярость, боль, Лисиппа
    («Апоксиомен», Отдыхающий Гермес, стремившегося создать достоверные статуи и переосмыслившего канон Поликлета, создавая скульптуры с более легкими, удлиненными пропорциями. Рим впитал многое от греков. В греческий антропоцентризм римляне внесли больше трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков. Художественная культура отличается большим разнообразием форм, в ней отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом. В римской культуре отражено не могущество гармонии, а могущество силы. Личные таланты не культивировались. Среди

    39 художников, архитекторов, скульпторов не было людей, равных по значимости таланта гениям античной Греции. В римском искусстве периода расцвета основную роль играла архитектура. Ведущее место среди сооружений занимали общественные, рассчитанные на огромное количество людей. Римляне ввели инженерные постройки как архитектурные объекты в городской ансамбль (акведуки, мосты, дороги, крепости. Возникают чисто римские типы зданий базилика – помещение для судебных заседаний и торговли, амфитеатр для гладиаторских игр, цирк для ристания колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений с библиотекой, местами для игр с центральным отоплением. Римляне переработали принципы греческой архитектуры и прежде всего ордерные системы. Большое влияние на творчество римлян имела эллинская архитектура, тяготевшая к грандиозным масштабами городским центрам. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима – Колизей, в котором могли разместиться до пятидесяти тысяч зрителей. По грандиозности замысла с ним соперничает храм всех богов Пантеон. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет собой классический образ центрально-купольного здания, самого большого в античности. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были Триумфальные сооружения, прославляющие военные победы. В скульптуре не создается нового римского стиля, но сферой самостоятельного творчества римских ваятелей стал портрет сначала века до н.э.). Он передавал лицо конкретного человека сего неповторимыми чертами. Гражданские идеалы воплотились в портрете в полный рост – статуях Тогатуса Облаченный в тогу, обычно изображаемого стоящим прямо, в позе оратора. Позднее, ввек Августа, убедительность и жизненность портретов доходит до своих вершин. Например, в портрете Нерона раскрыта холодная жестокость правителя, его деспотизм. Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением образа и повышенной духовной экспрессией. Таким образом, в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства. Образ человека утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.
    3. Особенности средневековой культуры. Культура Средних веков – это культура раннего и зрелого феодализма в странах Европы и Азии с V века н.э. по XVI век н.э.; период между Античностью и Новым временем это христианский тип культуры. Средневековая культура делится на несколько периодов
    1. V век н.э. - конец VIII века н.э. – период варварства, раннее средневековье. Время между ушедшей в прошлое античностью и великими географическими открытиями многие ученые (в эпоху Просвещения) стали называть темными веками европейской культуры, хотя существуют и противоположные мнения. Действительно, во многих отношениях это был период господства религиозных догм, схоластики, инквизиции, феодальной замкнутости, а главное
    — забвения богатейшего греко-римского наследия в области культуры — лишнее свидетельство того, что она отнюдь не вытекает из прогрессивности экономического строя (феодализма по сравнению с рабовладением) и далеко не всегда развивается по восходящей.
    2. Конец VIII века н.э. – первая половина IX века н.э. – каролингское возрождение. В этот период жители Европы начинают заново знакомиться сан- тичной культурой, появляется преклонение перед образованностью. Становится престижным быть образованными культурно жить. После распада империи
    Каролингов закончилось и каролингское возрождение.
    3. X – XIII века – средневековая культура.
    4. XIV – XVI века – культура позднего Средневековья. В качестве важнейшего института культуры в Средние века выступает
    церковь.Средневековая картина мира основывалась на образах и толкованиях Библии полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Мир – это арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. Сознание было глубоко магическим уверены в возможности чудес, все, о чем говорилось в Библии воспринимали буквально. Мир представлялся в виде противоположно направленных конусов. На вершине одного из них восседает Бог, дальше идут ярусы, или круги священных персонажей – апостолов, далее архангелов и ангелов, ниже – папы и кардиналы, затем клирики и простые миряне. На земле размещаются животные и растения. Зеркальным отражением этого конуса является другой, подпирающий землю снизу, где по кругам ада происходит спуск к олицетворению зла, Сатане
    - противоположности Бога. Глубочайшая религиозность пронизывала всю культуру духовную и материальную, определяла экономические и политические отношения, повседневную жизнь. Например, обычные полевые работы постоянно провозглашались возгласами аллилуйя (хвалите Бога, молитвой предварялись еда, отход ко сну, начало любого дела. Человека отличало стойкость в вере. Для характеристики средневекового мышления применимо знаменитое изречение христианского теолога Тертул- лиана Верую, ибо абсурдно. Центральным положением всей средневековой культуры – религии, науки, права, искусства, образования – был теоцентризм, те. центральное положение творца, волей которого объяснялись любые явления в мире. Вера в богов была ив античности. Но античные боги занимались своими делами, полные капризов, прихотей, слабостей, присущих и человеку. В средневековом христианстве каждая травинка, каждый человеческий шаг были делом Божественного промысла. Философия непросто подчинялась теологии (учению о Боге, эти две дисциплины были неразделимы. Так теоретик раннего христианства Аврелий
    Августин Блаженный, когда в 410 году вестготы разорили Рим, в ответ на это событие написал трактат Ограде Божьем, в котором утверждал на все – воля Божья, и не пристало печалиться о судьбе земного града тому, кто готовит себя к вечной жизни.

    41 В Средние века была создана инквизиция. По всей Европе полыхали костры, на которых сжигались колдуны, знахари, ясновидцы по стандартному обвинению в связи с нечистой силой. Казнь на костре, аутодафе (исп. – акт веры, по мнению инквизиторов, изгоняла дьявола, сохранив душу. Например, в хрониках сохранилась запись о том, что при осаде города Безье, жители которого откровенно богохульничали, было вырезано все его население, 30 тысяч человек. Когда воины спросили епископа, как же различать виновных и безвинных, тот ответил Убивайте всех, Господь разберется. В средневековье происходит отказ от признания самоценности человеческой личности, ее права на поиски истины и свободное творчество. Душа — христианка. Человек может ее погубить или спасти. Внутренняя свобода человека безгранична. Внутренняя свобода ценится выше внешней. Глаза человека как бы обращены внутрь себя. Особо неприемлемым для христианской идеологии было возвышение человека, которое расценивалось как грех гордыни, один из семи смертных грехов. В раннее средневековье осуждали внешнюю красоту, если она не служит Богу. Восхищались внутренней красотой (физически человек тварь а не божественное подобие то, что отличает человека от животного это душа, духовность, и здесь человек подобенБогу). Наследие античности не могло быть просто отброшено, ив действительности происходила длительная, сложная и противоречивая трансформация античной культуры, ее адаптация к христианской доктрине. На повседневном уровне это произошло, например, с языческими праздниками, переиначенными на христианский лад. Жесткую трансформацию претерпели семь свободных искусств диалектика (философия) была обращена в служанку теологии, искусство риторики предназначалось для составления проповедей, астрономия – для определения дат христианских праздников, музыкальное искусство ограничивалось церковной службой и т.д.. Параллельно сосуществуют две культуры народная, смеховая и христианская. Народная культура занимала значительное место в жизни простых людей хоровые и обрядовые песнопения, фольклор, пляски, героические баллады. Исследователями смеховой культуры были Й.Хейзинга, М.Бахтин. Они видели в ней творческое начало язычества, прорывающегося сквозь строгую регламентацию жизни. Массовая средневековая культура была бескнижной,
    «догутенберговой». Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Но значение слова, написанного, произнесенного было велико. Люди привыкли вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих высший смысл. При глубокой религиозности средневековья вполне правомерно отрицательное отношение к науке, как служанке дьявола. Мыслители того времени утверждали Нужен ли фонарь, чтобы видеть Солнце Стоит ли путникам, направляющимся к цели, изучать попадающиеся на их пути вещи и тем отдать себя в их власть, задержаться в дороге или своротить с нее, другие говорили « Пусть замолчит человеческое чванство, когда заговорило слово Божественное. При обсуждении любых вопросов решающим был авторитет

    42 Писания. Научные результаты должны были вписываться в религиозную картину, часто весьма противоречивым, эклектичным образом критика любой части подобной картины мира считалась чем-то гораздо более серьезным, чем простое интеллектуальное усовершенствование, и рассматривалось как нападение навесь порядок общества и религии и самой Вселенной. В позднем средневековье все труднее было бороться с натиском научных данных. Именно тогда Фомой Аквинским
    была сформулирована концепция двух истин. Смысл ее сводился к следующему Существуют два рода истин – истины веры и истины разума, при этом истины веры не противоразумны, а сверхразумны». В живописи Возрождения есть сюжет Видение Фомы Аквин- ского»: прогуливаясь поберегу реки, он увидел младенца, вычерпывающего ложкой ее воду. Когда теолог попытался объяснить тому бессмысленность его занятия, младенец сказал ему Таки вы, святой отец, пытаетесь с помощью разума исчерпать неисчерпаемое. На смену раннесредневековому Верую, ибо абсурдно пришло Верую, чтобы уразуметь (Ансельм Кентерберийский, а затем Разумею, чтобы верить
    (Абеляр). Образование в раннее средневековье представляло собой пример дикого невежества, которое было характерно не только для простых мирян, но даже для крупных деятелей церкви и королей. Девизом средневекового обучения была усидчивость Сколько букв напишут на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу. Книжный характер средневековой культуры сказывался в том, что образование представляло собой заучивание наизусть, зубрежку, носило репродуктивный характер. Далеко не всем был понятен смысл молитв, произносимых на латинском языке, да это и не требовалось. Наиболее образованными считались люди, заучившие Библию наизусть (вовсе необязательно было, чтобы они умели читать и писать. Непререкаемым был двойной авторитет учителя и церкви. Учеников жестоко били. Учебник по грамматике имел название Берегущий спину. Постепенно идет секуляризация образования Библию стали изучать в рифмованном, удобном для запоминания виде, физические наказания были отменены, объявлялись дни веселья, когда разрешались игры, борьба, скромные развлечения. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI—XII века. Появляется большое количество переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в XI веке, в XII-XIII веках университеты стали неотъемлемой частью городской жизни (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье. К 1300 году в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднего средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя классическими факультетами искусств, теологии, права и медицины.

    43 Искусство в Средние века обращается к нравственному миру человека. Образный строй и язык искусства стал многообразней, сложнее, эмоциональней. Средневековое искусство утратило ясную гармонию и оптимизм, появилась драматическая сложность. Оно, как правило, было безымянно – славило Творца, а не создателя посвященного ему произведения. Если в античной культуре все виды развивались относительно равномерно, тов средневековой культуре большое распространение получила архитектура. Религия способствовала развитию отдельных отраслей культуры, архитектуры и живописи (иконописи. В архитектуре определяющим оказалось влияние религии. Повсеместно в Европе использовался камень. Тяжесть каменных куполов и сводов требовала толстых мощных стен с узкими окнами – такие постройки играли еще роль оборонительных сооружений, на крепости были похожи замки, которыми была застроена Европа. Массивные строения свидетельствовали о мощи правителей, могуществе христианского Бога, преемственности от Древнего Рима. Такой стиль в архитектуре получил название – романский. Он характеризуется купольными конструкциями, полукруглыми арками. Например, собор Сан-Витало
    (VI век) в итальянской Равенне, Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Арле и Тулузе. Сооружения этого стиля были массивными, с толстыми стенами, узкими окнами из плохо обработанного камня, грубые, приземленные, неуютные внутри. Для скульптуры характерна приспособленность к архитектуре. Живопись плоская, нет перспективы, нет глубины пространства. Преобладают фрески (монументальный вид живописи по сырой известковой штукатурке специальными водными красками. Распространен орнамент сюжеты фантастичны и мрачны. На смену романскому стилю приходит готический. В позднее средневековье значительно увеличивается число светских сооружений. Наряду с собором в городах строится великолепная ратуша, затем появляются большие здания купеческих гильдий и ремесленных цехов, каменные дворцы богатых горожан, многоэтажные каменные дома, замки, укрепления. Типичное здание церковной архитектуры – это городской собор. Основу готического собора составляют устремленные ввысь (к Богу) и кажущиеся легкими стройные колонны. Окна, в отличие от романских, стали огромными и вытянутыми вверх, как и все здание. Цветные стекла позволяли делать витражи с орнаментами, крестами, религиозными сюжетами, придавали интерьеру особую торжественность и возвышенность. Это собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), соборы в Шар- тре, Руане и Амьене (Франция, собор св. Вита в Праге, Миланский и Кельнский соборы. В XIV веке возникает пламенеющая готика украшение здания тончайшей, кружевной резьбой по камню. Это было выражением секуляризации в архитектуре. Готическую архитектуру еще называют застывшей музыкой. Главный жанр готической живописи – иконопись. Изобразительное искусство представлено росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами. Живопись готики представлена также витражами в ущерб росписям, расширяется цветовая палитра, появляются фигуры людей. Особым явлением средневековой культуры было рыцарство (от ст.-герм.
    – всадник. Здесь имело место специфическое переплетение варварства (жестокость, обжорство, античности и христианского благочестия. Вначале рыцарское образование отвергало основы римского образования и делало упорна физическое развитие и военное искусство, затем в число рыцарских добродетелей входило владение копьем, фехтование, верховая езда, охота, игра вшах- маты, пение стихов собственного сочинения, играна музыкальном инструменте лютне или арфе. Рыцарские понятия дружбы, верности, чести, долга, мужества, доблести стали нарицательными. Известна куртуазная (от франц. – двор) поэзия. Поэтов-певцов назвали трубадурами (во Франции, труверами, миннезингерами (в Германии. Объектом воспевания обычно служила хозяйка замка – замужняя дама, которой рыцарь поклонялся возвышенно и платонически. В честь прекрасных дам устраивались рыцарские турниры, где могли сражаться даже заплаток, небрежно оброненный дамой. Любовные песни отличались меланхолией как особо утонченной формой мечтательности. Памятником французской рыцарской поэзии является Песнь о Роланде», немецким — Песнь о Нибелунгах». В XII веке появляются рыцарские романы – Кретьен де Труа (1150-1190) пишет око- роле Артуре и рыцарях Круглого стола. Роман Готфрида Страсбургского Тристан и Изольда» посвящен вечной теме любви. Рыцарский роман и куртуазная поэзия вошли вкруг чтения не только двора, но и обычных горожан. В середине века в Италии возник новый сладостный стиль, воспевающий утонченную любовь к женщине – Гвиницелли, Кавальканти, Латини, Петрарка. Итак, основными чертами культуры Средних веков является
    - религиозность
    - традиционализм
    - каноничность
    - символизм
    - дидактизм, учительство
    - универсальность, энциклопедичность знания
    - психологическая самоуглубленность
    - историзм духовной жизни.
    4. Гуманизм культуры Возрождения. Возрождение - это переходный от средневековья к культуре Нового времени период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV—XVI века, в других странах — конец начало XVII века. Эпоха Возрождения, родившись в недрах средневековья, ознаменовала поворот от религиозной экзальтации к положительному знанию, от Бога к Человеку. Главными отличительными чертами этой эпохи стало возрождение культурного наследия античности, откуда и пошло название Ренессанс защита гуманистических идеалов вера в безграничные возможности человека, его воли и разума в сочетании со здоровым индивидуализмом отрицание схоластики и аскетизма при терпимом отношении к религии ощущение единства и закономерности мироздания, нашедшее выход в великих географических открытиях.

    45 Именно к этой эпохе относятся имена
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта