Главная страница
Навигация по странице:

  • Дж.Констебл

  • Э.Мане (1832-1883), Э.Дега

  • Ж.Сера

  • Г.Ибсен

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница8 из 22
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22
    Т.Жерико (1791-1824),
    Э.Делакруа (1798-1863), Ф.Шуберт (1797-1828), Р.Шуман (1810-1856),
    Ф.Шопен (1810-1849), Р.Вагнер (1813-1883), Ф.Лист (1811-1886), У.Тернер
    (1775-1851). Романтизм сменяет реализм Стремление не к досконально точной передаче действительности, а к осмыслению жизненных закономерностей, к отражению их как типических характерно для реализма. Реалисты стремились раскрыть сущность явлений во всей сложности и противоречивости без ограничения теми сюжетов, исследовать связь человека с окружающей средой, устремлялись к нравственным идеалами воспитательному воздействию. Представители этого направления – Дж.Констебл (1776-1837), К.Коро (1796-1875),
    Ф.Милле (1814-1875), Г.Курбе (1819-1877), О.Бальзак (1799-1850), Г.Флобер

    52
    (1821-1880), Г.Мопассан (1850-1893), У.Теккерей (1811-1863), Т.Гарди (1840-
    1928). Конец х годов – эпоха декаданса (упадка. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре, отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Проявились эти настроения в таких направлениях, как импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Импрессионизм (от фр. – впечатление) – направление, характеризующееся стремлением передать динамику и многокрасочность современного мира, мимолетность впечатления, вкус к пленэру, богатство красок. Особое внимание к свету и анализ цвета повлекли за собой изменение техники живописи чистые тона наносят раздельными мазками, что зрительно растворяло форму. Используя эту технику, художники отказались от четкого рисунка и строгого контура. В формировании этого направления решающую роль сыграли Э.Мане
    (1832-1883), Э.Дега (1834-1917), а полностью его воплотили К.Моне (1840-
    1926), К.Писсарро (1830-1903), П.О.Ренуар (1841-1919), О.Роден (1840-1917),
    К.Дебюсси (1862-1918), М.Равель (1875-1937). Постимпрессионизм представлен крупными живописцами XIX века -
    П.Сезанном (1839-1906), В. Ван Гогом
    (1853-1890), П.Гогеном (1848-1903),
    Ж.Сера (1859-1891), А.Тулуз-Лотреком (1864-1901). Эти художники сначала были импрессионистами, а затем приступили к поиску нового стиля. Главное отличие этих художников от ранних импрессионистов заключалось в отсутствии единой эстетической концепции, в их разобщенности, хотя их искусство, как и искусство импрессионистов, базировалось на визуальном восприятии мира. П.Сезанн соединил в своем творчестве цвет и форму, выстраивая четкими мазками контуры предметов. Он моделировал предмет посредством цилиндра, шара, конуса, что сделало его провозвестником кубизма. Винсент Ван Гог, сочетая рисунок и цвет, стал основателем экспрессионизма. Поль Гоген изобрел стиль «синтетизм», где плоские цветовые пятна на картинах обводил черным контуром, повышая этим интенсивность цвета и подчеркивая линию. Символизм, затронувший в первую очередь поэзию, делает акцент на художественном выражении посредством намеков, символов, на поисках скрытых реальностей, на ассоциативности, иносказательности, на идее самоценности искусства. Сторонники этого направления (Г.Ибсен (1828-1906),
    М.Метерлинк (1862-1949), П.Верлен (1844-1896), А.Рембо (1854-1891),
    Э.Верхарн (1855-1916)) считали, что окружающая их жизнь ничтожна, она не стоит внимания, единственный стоящий внимания объект – тайна. Они искали образ, воздействующий не на разума на чувства.

    53 Лекция 7. РОССИЯ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. План лекции
    1. Характерные черты русской культуры.
    2. Языческая культура древних славян.
    3. Русская средневековая культура.
    4. Русская культура ввек Просвещения.
    5. Золотой век русской культуры.
    6. Серебряный век русской культуры.
    7. Культура России XX века.
    1. Характерные черты русской культуры. Культура России в системе Восток-Запад. Попытка понять закономерности мирового исторического процесса и определить своеобразие и роль различных культурно-исторических типов (цивилизаций) в становлении человечества как единой цивилизации ставит перед нами вопрос о месте России в этом процессе. Примем заточку отсчета идею о том, что мировая история значительной частью ученых рассматривается как параллельное становление двух типов цивилизаций. Первый (западный) возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя ряд стадий, привел в XIX-XX веке к образованию так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке. Второй (восточный) отличается большей стабильностью, порождая общества, ориентированные на ценности установившихся традиций. Поэтому их принято называть традиционными (восточный тип характеризуется еще и как цивилизация циклического развития. К какому типу мы должны отнести российскую цивилизацию Или, быть может, она представляет собой особый – третий тип Данная проблема была выдвинута еще в х годах XIX века русским философом П.Я.Чаадаевым, который писал Говорят про Россию, что она принадлежит ник Европе, ник Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами Запад и Восток, обладает еще третьей стороной. Бремя такого доказательства взяли на себя сторонники Чаадаева – славянофилы. Их оппоненты, получившие название западников, рассматривали Россию как во многом азиатскую страну, которой необходимо цивилизоваться, идя по европейскому пути. В ХХ веке предпринимались попытки обосновать самобытность России и представить ее как особый
    «востоко-западный», или евразийский, тип цивилизации. Если рассматривать Россию как один из вариантов традиционного (восточного) общества, то следует выделить следующие ее черты политический монизм – сосредоточенность власти водном центре социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью слабовыраженный принцип собственности, которая всегда условна и гарантирована властью произвол, суть которого в том, что властвует человека не закон отсутствие понимание личности как абсолютной ценности. Историю России можно рассматривать и трактовать как историю постоянного поиска путей вхождения в русло цивилизационного западноевропейского развития. Россия видела и ценила на Западе в первую очередь нечто такое, что действительно являлось универсальным, общечеловеческим достоянием. Это наука (существует универсальная научная истина, не признающая никаких национальных, религиозных и прочих различий политические и гражданские права и свободы личности. В чем же состоит специфика российской цивилизации В обобщенном виде она состоит в организации российской общественной и государственной жизни, существе и структуре власти, методах ее реализации, особенностях национальной психологии и мировоззрения, организации труда и быта населения, его традициях, культуре и т.д. Важной чертой является особое соотношение в жизни российских народов материального и духовного начал с преобладанием последнего.
    Вл.Соловьев, ученый-историк, в трактате «Феософический взгляд на историю России исходил из идеализации русской культуры. Россия, ее культура и история поставлены Соловьевым в центр мирового развития в качестве европейской страны, представляющей образец христианского государства. Культурологический аспект теории Соловьева отражен в схеме Восток – Запад
    – Россия. С этими культурно-историческими образованиями ассоциируются три силы. Символ культуры Востока, по Соловьеву, - бесчеловечный Бог, Запада безбожный человек. Третья сила (Россия) должна дать человеческой культуре и историческому развитию безусловное содержание, те. может быть лишь откровением высшего божественного мира. Позднее Соловьев отказался от этой абсолютизации России. Образ России у Н.А.Бердяева получил завершенное выражение в Русской идее. Русский народ характеризуется в ней как в высшей степени поляризованный народ, как совмещение противоположностей государственничест- ва и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность русской души (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад, русский народ не есть чисто европейский, но он не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира. Она есть огромный Востоко-
    Запад». В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно- исторический процесс прерывист и катастрофичен. Две противоположные тенденции – западная и восточная – весьма существенно повлияли на формирование русского национального характера. Под национальным характером Н.А.Бердяев понимал устойчивые качества, присущие представителям данной нации и возникающие под влиянием природных и исторических факторов, проявляющихся не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но ив судьбе нации, государства. И.С.Кон писал, чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру. В своей работе Характер русского народа Н.О.Лосский отмечает в качестве фундаментальных качеств русского человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость. В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось русской культурой в обстановке постоянной внешней опасности. Татаро-монгольское иго, польско-шведская интервенция, нашествие Наполеона грозили потерей независимости русскому народу. Мужественная борьба с интервентами воспитывала у населения страны патриотизм и свободолюбие. Суровая жизнь русского человека воспитала в нем глубокое уважение к сильной воле, упорству в достижении цели и бурным эмоциональным переживаниям. Находясь между двумя культурами – Западной и Восточной – и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности. Соборность предполагает нравственную общность коллектива, подчиненную интересам церкви, религии. Длительное время в систему ценностей русской культуры официально включались православие, народность и самодержавие. В истории России православие сыграло исключительно большую роль. Оно сплачивало людей в борьбе с татаро-монгольским игом. Защита святой Руси от поганых была делом чести и славы. По мнению некоторых современных отечественных культурологов великорусский национальный характер можно определить так русские – это эпи- лептоиды с репрессивным типом реакций и явно выраженным судейским комплексом. Эпилептоидность – это сдвиг к внутренним ритмам, задержка реакции, вязкость мышления, основательность действий, склонность к долгому, поэтапному достижению фиксированных целей, задний ум. Большинство русских людей – это люди крайностей. Судейский комплекс – склонность переступать через сиюминутные обстоятельства, нелюбовь к среде, которая заедает, тяга судить о вещах сточки зрения вечности. Репрессивная реакция – это подсознательное подавление всего, что не соответствует представлениям о миропорядке. Это знаменитое русское терпение. Терпение у русских кажется безграничными преодолевает почти все. Обратной его стороной является русский бунт – бессмысленный и жестокий. Русскому менталитету присущи
    1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, приоритету общественных интересов над личными
    2) стремление к социальной справедливости и равенству высшая ценность – равенство людей, а не индивидуальная свобода
    3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка
    4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции

    56 5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия, противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, непредсказуемостью поведения, между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе
    6) вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие
    7) борьба в русской душе восточного и западного начала
    8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность, направленность на будущее
    9) созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность к идеалистическими тоталитарным учениям
    10) выносливость, мужество, стойкость
    11) соборность
    12) перевес этического начала над правовым. Этапы развития русской культуры. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Особенности формирования российской культуры лежат в таких основных факторах необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление этой замкнутости превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства. Основные этапы развития русской культуры
    1. Языческая культура древних славян
    2. Русская средневековая культура (X-XVII века)
    3. Русское Просвещение (XVIII век)
    4. Золотой век русской культуры (XIX век)
    5. Серебряный век русской культуры.
    6. Советский период развития культуры России.
    7. Культура постсоветского времени.
    2. Языческая культура древних славян. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой среде. Они отделились от общего корня и сформировались как самостоятельный этнос в Восточной Европе. Формирование славян как народа, имеющего общую территорию, язык, культуру, происходило со II века до н.э. до V века н.э.. В VI веке славяне уже показали свою силу, воевали с Византией. Произошло их разделение натри ветви южную, западную и восточную. В условиях этнических контактов сложились культурные и языковые особенности восточных славян, предков русских, украинцев, белорусов. Исконным занятием славян было земледелие. Восточные славяне жили в тяжелых природно-климатических условиях жаркое лето и суровая зима, недостаточно плодородные почвы делали труд земледельцев очень нелегким, заставляли приспосабливаться, крепко держаться за испытанные формы хозяйства. Дополнительные заботы доставлял открытый характер их территории, ее близость к опасному миру степных кочевников. На мировоззрение славян оказали влияние лес, степь, поле и река.
    В.О.Ключевский считает, что к лесу у наших предков было двойственное отношение. С одной стороны, это надежное убежище от внешних врагов, которое заменяло русскому человеку европейские горы и замки, нос другой - тяжелое испытание для людей лес прерывал пути-дороги густыми зарослями, грозил дикими зверями. Этим объясняется недружелюбное отношение человека к лесу как к темному царству лешего. На просторах степи развивалось хлебопашество и скотоводство, но оттуда постоянно грозили степные кочевники. Борьба сними самое тяжелое историческое воспоминание русского народа. Но никакой двусмысленности не было в отношении реки. Люди селились на берегах рек, она их кормила, поила, поддерживала земледелие, снабжала кормом скот, становилась для торговцев дорогой и летом, и зимой, приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. Обычным жилищем славянина была небольшая полуземлянка с бревенчатыми стенами, углубленными в землю, с двускатной крышей, доходившей до земли, покрытой соломой, хворостом или камышом. Как правило, в углу находилась печь, топившаяся по-черному. Вдоль стен находились земляные или глиняные лавки. Рядом с жильем находились хозяйственные постройки и погреба, все строения находились без определенного порядка. Эти землянки славян во многом уступали жилищам византийцев, живших в каменных городах. В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших
    Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло (кузнечное дело, гончарное, ювелирное, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами, и к X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений, которые составлялись на двух языках – русском и греческом. Ученые предполагают о раннем существовании городов (III-VII века Новгорода, Полоцка, Ростова, Смоленска, Киева, которые располагались наречных, торговых путях и являлись пунктами племенной обороны и культа. В скандинавской саге IX века Древняя Русь называлась «Гардариком» – страной городов. Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Выделяют несколько этапов развития языческой культуры на первом этапе обожествлялись силы природы, которая населялась множеством духов, их надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали ему в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, водяной стихии, из которой образовался мир, в которой жили русалки, водяные, моряне. Почитались боги солнца Даждьбог, бог ветра – Стрибог. На втором этапе развивается культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринималась как переход в подземный мир. Они сжигали трупы и предавали их земле, считалось, что Предки продолжали жить сними и после смерти, постоянно находясь рядом. На третьем этапе появляется Бог богов, удаленный от мира. Это небесное существо, глава иерархии богов. В VI веке повелителем признавали Перуна, громовержца. В договорах X века с греками князья клялись Перуном, а купцы – Велесом, богом скота, потом богом богатства и торговли. В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится общегосударственным богом. Перун олицетворял верхние, небесные силы, Велес – нижние, земные. К высшим божествам относят также Сварога, бога огня. Среди женских божеств почитали Макошь, покровительницу женских домашних дел, прядения Ладу, богиню юности, любви, красоты, очарования Лелю, дочь Лады, олицетворяющую весну, расцвет обновленной природы. У славян существовали развитые формы обрядности. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обе- реги). Языческие символы проявились ив славянском фольклоре, в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов. Племенные культовые сооружения – святилища, состояли из площадки округлой формы, вокруг которой устраивались невысокие рвы и валы. В центре площадки устанавливали деревянного идола, передним разжигали ритуальные костры и приносили в жертву чаще всего домашних животных, иногда соплеменников, на которых пал жребий. Святилище высших богов устроил князь Владимир в Киеве в 980 году. Идолы-кумиры имели вид столбов с вырезанными изображениями человеческой головы. Сохранилось несколько каменных идолов, среди которых самым знаменитым стал Збручский идол. Лица богов изображены очень схематично, что свидетельствует о безличном восприятии бога. Ритуальные действия выполняли жрецы-кудесники, или волхвы. Отсутствие единого вероучения выдвигало на первый план обряд-жертвоприношение с одновременной молитвой-просьбой, обращенной к богу. Целый ряд ритуальных действий был связан с календарными языческими праздниками зимние святки с ряжеными и гаданием, масленица (приход весны) с поеданием блинов, символизирующих солнце, праздник летнего солнцестояния с ночными песнями и плясками, осенний праздник урожая и т.д. В IX веке у восточных славян существовали крупные территориальные объединения – племенные союзы (поляне, древляне, словене, вятичи. Появление социального и имущественного неравенства, замена родственных отношений территориальными, выделение князей и дружинников, необходимость пре- кращений межплеменных столкновений привело в IX веке к образованию ран- неклассового государства. Это стало ускоряющим моментом в развитии культуры. Русь, как средневековое государство, сложилась в условиях многочисленных контактов с другими народами. Существует точка зрения «нормани- стов» (Г.Байер, Г.Миллер, А.М.Карамзин), согласно которой скандинавы оказали решающее влияние на формирование русской государственности. Другие ученые, «антинорманисты», считают, что Русь могла самостоятельно образовать государство, без иностранного вмешательства. Этой точки зрения придерживаются М.Ломоносов, Д.Иловайский, С.Гедеонов. Варяги определенным образом повлияли на становление русской политической культуры, например, скандинавское происхождение имела правящая династия Рюриковичей, они оказывали влияние на княжеское законодательство, однако, говорить о решающем влиянии скандинавов не приходится. Имело место взаимное культурное влияние славян и варягов.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22


    написать администратору сайта