Ббк 85 к 75
Скачать 1.74 Mb.
|
И.Н.Крамской (1837-1887), который вел борьбу против мертвой академической схоластики. Первым художником, превратившим свои картины в бичующую проповедь, стал В.Г.Перов (1833- 1882). Его работы Крестный ход на Пасху, Проповедь в селе, Приезд гувернантки, Тройка созвучны самым мрачным обличительным романам того времени. Среди художников-передвижников самым крупным является И.Е.Репин (1844-1930). Он стремился показать как можно выразительнее злую сатиру (Крестный ход в Курской губернии, веселую проповедь (Запорожцы, мрачную трагедию (Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, бытовую сцену с политическим подтекстом (Не ждали. Однако, позже многие художники будут высказываться против односторонности творчества передвижников. Особое место среди полотен второй половины XIX века занимают пейзажи. Морские пейзажи И.К.Айвазовского (1817-1900), героические пейзажи И.И.Шишкина (1832-1898), поэтичные работы А.К.Саврасова (1830- 1897), лиричные полотна И.И.Левитана (1861-1900) стали золотым фондом русской реалистической пейзажной живописи. Вначале ведущее положение в скульптуре занимал И.П.Мартос. подлинную славу ему принес памятник Минину и Пожарскому, в образах которых выразился патриотизм, государственная мудрость. Он стал создателем русского ампирного надгробия. Идея подвига легла в основу монументов Кутузову и Барклаю де Толли, установленных в Петербурге скульптором Б.И.Орловским (1796-1837). Широкое распространение получила декоративная скульптура. Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. Классическим примером синетза искусств впервой половине XIX века стала скульптурная пластика Адмиралтейства в Петербурге, в создании которой принимали участие Ф.Щедрин, В.Демут-Малиновский, С.Пименов, И.Теребенев. Последним значительным скульптором середины века стал П.К.Клодт (1805-1867), создавший конные группы Аничкова моста в Петербурге, памятники И.А.Крылову и Николаю I. Во второй половине века имеет место кризис монументализма, памятники становятся излишне патетичными. Среди этих произведений выделяется памятник А.С.Пушкину работы А.М.Опекушина (1838-1923). Станковая скульптура представлена повествовательными работами М.Чижова Крестьянин в беде, В.А.Беклемищева Де- ревенсая любовь. Наиболее известным мастером того времени был М.М.Антокольский (1843-1902), который изображает монументальные образы Иван Грозный, Умирающий Сократ, «Спиноза», Мефистофель. 72 В XIX веке особых высот достигло развитие русской литературы. Военная гроза вызвала к жизни новое литературное направление – сентиментализм, в котором возникли две разновидности созерцательная, меланхолическая поэзия В.А.Жуковского (1783-1852) и романтизм поэтов-декабристов (В.К.Кюхельбекера (1797-1846), А.А.Бестужева-Марлинского (1797-1837)). А.С.Пушкин (1799-1837) стал основоположником русской литературы. В его творчестве видна последовательная смена литературных направлений первой половины века от стихов в духе классицизма через мятежный романтизм к художественному реализму. Его роман в стихах Евгений Онегин» стал обобщением современной поэту русской жизни. Основные мотивы русской литературы первой половины века были развиты в творчестве М.Ю.Лермонтова (1814- 1841), Н.В.Гоголя (1809-1852), И.С.Тургенева (1818-1883), И.А.Гончарова (1812-1891). Во второй половине века происходит расцвет русского классического романа. Ф.М.Достоевский (1821-1881) - один из величайших психологов мировой литературы, создал социально-психологический роман. В своих произведениях (Идиот, Братья Карамазовы», Подросток, Преступление и наказание) он показал страдания обиженного маленького человека. К шедеврам мировой литературы принадлежат творения Л.Н.Толстого Война и мир, Анна Каренина», Воскресение. Знатоком русского быта проявил себя Н.С.Лесков (Леди Макбет Мценского уезда, Соборяне. Во второй половине века сложилось несколько поэтических школ. Главой школы народной поэзии был Н.А.Некрасов (1821-1877). Другая поэзия выступала под знаком чистого искусства. Тяготение к передаче неопределенных, невыразимых настроений становится характерной чертой стихотворений А.А.Фета (1820- 1892). В е годы творит гениальный драматург, беллетрист А.П.Чехов (1860- 1904), в произведениях которого органически сочетается юмор и сатира с мягким лиризмом. В многочисленных рассказах, доведенных до художественного совершенства, он рисует полную картину жизни русского общества конца XIX века. Высокое развитие литературы XIX века повлекло за собой развитие музыки. М.И.Глинка (1804-1857) стал первым классицистом в русской музыке. Он заложил основы для ее дальнейшего взлета. Его оперы Иван Сусанин», Руслан и Людмила, инструментальные сочинения Камаринская, Арагонская хота стали классическим образцом для русского искусства. Социальные мотивы стали звучать в творчестве его современника А.С.Даргомыжского (1813-1869). Его опера Русалка стала образцом социально бытовой психологической драмы. Начало новой эры в музыке положили композиторы Могучей кучки М.А.Балакирев (1836-1910), Ц.А.Кюи (1835-1918), М.П.Мусоргский (1839-1881), Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908), А.П.Бородин (1833-1887), продолжившие традиции Глинки сего приверженностью к национальной основе. Ими было создано множество опер в разных жанрах историческая (Князь Игорь Бородина, Борис Годунов Мусоргского), сказочная (Снегурочка, Сказка о царе Салтане» Римского –Корсакова), лирико-психологическая Царская невеста Римского-Корсакова). Музыкальные традиции, заложенные Глинкой, воплотились ив творчестве П.И.Чайковского (1840-1893), который 73 стал не только автором многих опер (Евгений Онегин», Пиковая дама, « Мазепа»), но и основоположником русского балета (Лебединое озеро, Щелкунчик. По характеру дарования он проявил себя как тонкий психолог, лирик, основной темой его произведений стала любовь во всех ее проявлениях – от пылкой страсти до трагической драмы. Большую роль в развитии музыкального искусства сыграло открытие первых консерваторий под руководством братьев Рубинштейн в 1862 году в Петербурге ив году в Москве. Там готовили первых высокопрофессиональных исполнителей. Театральное искусство к концу века достигло небывалого расцвета. Классики русской литературы работали для театра и создавали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 году открылся Московский Художественный театр, во главе которого встали К.С.Станиславский (1863- 1938) и В.И.Немирович-Данченко (1858-1943). В театре сложился прекрасный ансамбль, утверждавший новые принципы режиссуры и актерской игры. XIX век дал блестящую плеяду артистов М.Щепкин, П.Мочалов, М.Ермолова, Ф.Шаляпин, В.Комиссаржевская. 6. Серебряный век русской культуры. Рубеж веков оказался благоприятной основой периода, называемого серебряным веком. Этот период продолжался около двадцати лети дал миру замечательные образцы философской мысли, поэзии, воскресил икону, продемонстрировал новые направления в живописи, музыке, театральном искусстве, стал веком формирования русского авангарда. Период переходных культур всегда драматичен старые ценности перестали существовать, а новых еще не создано, историческая сцена остается пустой. В России рвутся традиционные общественные связи, российская интеллигенция оказалась беспомощной перед новыми требованиями политического развития, реальная практика многопартийности значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры. Русская культура теряет один из основополагающих принципов – соборность. На этой почве развивается ощущение внеземного существования человека. Характерной чертой выступает космологизм – элемент новой картины мира и нового соответствующего осмысления ее. В философии этого периода космологизм оформляется теоретически – он присущ Вл.Соловьеву, В.Розанову, Н.Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков в поэзии (В.Брюсов, А.Белый, А.Блок), живописи (М.Врубель), музыке (А.Скрябин). Последние десятилетия XIX века характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей, что повлекло возникновение ощущения наступления конца мира. Новый тип культуры формируется на основе критицизма духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта предшествующих эпох. На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии – религиозность, включающая, по словам Л.П.Карсавина, и воинствующий атеизм. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум, поэтому в России ищут непросто ценности, а вечные ценности, вечную нетленную красоту. Критицизм, основанный на вере, вызвал специфическое отношение к культуре и цивилизации. К концу XIX века ставится вопрос о цене культуры и даже огрехе культуры (Бердяев). С позитивистских позиций пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации П.Лавров. Эти размышления разных мыслителей привели к формулировке мировоззренческого тезиса в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре. Литература рубежа веков сохраняет свою роль художественного центра. Революционный взрыв в России вызвал у русской интеллигенции различные оценки. Социальные проблемы характеризуют творчество А.Серафимовича (1863-1949), А.М.Горького (1868-1936), В.Г.Короленко (1853-1951). Многие писатели начала века обратились к драматургии, так как театр привлекает большую зрительскую аудиторию. На сцене театров ставят пьесы С.Найденова, драмы Л.Андреева, С.Юшкевича. Драматургия А.Чехова с ее подтекстовым действием обусловила создание режиссерского театра нового качества, когда формы общения построены на погружении в душевное состояние героев, названное потом искусством переживания. В творчестве А.Я.Таирова (1885- 1950) последовательно и плодотворно воплотилась идея создания иного театра – синтетического, театра русского режиссерского авангарда, в котором должны были сосуществовать все театральные жанры. Таким театром нового качества стал Московский Художественный театр, созданный К.С.Станиславским и В.И.Немирович-Данченко. В 1899 году в Москве Н.Телешовым было создано литературное содружество Среда, которое сплотило ведущих писателей того времени И.А.Бунина (1870-1953), В.В.Вересаева (1867-1945), А.М.Горького (1868- 1936), Л.Андреева (1871-1919). В творчестве Л.Андреева зарождаются элементы экспрессионизма, что роднит его с писателями русского модернизма. Как мятеж против торжествующего позитивизма возникает символизм, принявший первоначально форму декадентства сего эстетикой пессимизма. Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве младших символистов - А.Блока (1880-1921), А.Белого (1880-1934), Вяч.Иванова (1866-1949). Именно в их произведениях материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, это только маска, маскарад, образы которого постоянно возникают в произведениях символистов. Внутренний мир личности для них – показатель общего трагического состояния мира, обреченного на гибель, вместилище пророческих предощущений близкого обновления. На рубеже столетий под влиянием В.Соловьева начало возрождаться религиозное сознание, которое помогало им открыть вечное в мире явлений. Созданием в 1904 году журнала Весы началась новая эра русского символизма, ставшего культурным событием европейского масштаба, что позволило Н.Бердяеву назвать этот период серебряным веком. Главным парадоксом символизма стало то, что, будучи утонченными, символисты мечтали приникнуть к земле, тосковали о варварстве, о «скифстве» и с радостью приняли революцию. Кризис символизма, обозначившись к 1910 году, проявился в возникновении двух враждебных ему течений – акмеизма и футуризма. 75 Акмеизм от греч – цветущая сила) провозгласил возврат от многозначности образов и метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Кружок, возглавляемый Н.С.Гумилевым (1886-1921), объединил А.А.Ахматову (1889-1966), О.Э.Мандельштама (1891-1938), прямо или косвенно были связаны с акмеизмом М.А.Кузьмин, В.Ф.Ходасевич, М.А.Волошин. Футуризм (от лат. futurum – будущее, стремясь создать искусство будущего, декларировал не только отрицание традиционной культуры, но даже естественного языка, подменяя слова заумью – произвольными звукосочетаниями. Это течение состояло из нескольких группировок эгофутуризм (И.В.Северянин, Б.Л.Пастернак), кубофутуризм (В.В.Хлебников, В.В.Маяковский). Существовала группа поэтов-абсурдистов (И.Зданевич), писавших на непонятном, абсурдном языке. Особую группу составляли поэты- имажинисты (от франц. image – образ, возглавляемые С.Есениным. В годы первой революции возникает пролетарская поэзия, близкая городским низам. Ее авторами часто становятся рабочие. Она пронизана революционными призывами. Стихи печатались во многих журналах, в частности, в журнале легального марксизма Жизнь. Новый творческий подъем был характерен для И.Бунина, А.Куприна. В сознании русских живописцев современный мир был лишен красоты, поэтому они начали ее поиски в области художественной фантазии, воссоздающей особую атмосферу фольклорных представлений или воспоминаний о прошлом. Такое романтическое мышление проявилось в стиле модерн, который стал последним большим стилем. Сложный декоративный ритм гибких, текучих линий и плоскостных цветовых пятен в сочетании со стилизованным растительным узором отличает живописную манеру художников модерна. Среди тех, кто занялся возрождением красоты был В.В.Васнецов (1848-1926), который обратился к русскому прошлому, к сказочным фольклорным образам («Ковер-самолет», Снегурочка, Иван царевич на Сером волке. М.В.Нестеров (1862-1942) искал своих героев в религиозных легендах, среди русских святых, на фоне идеальной природы. Васнецов и Нестеров принадлежали к абрамцевскому кружку, созданному по инициативе С.И.Мамонтова, в который также входили И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.А.Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. На почве интереса к фольклору, истории началась эволюция в сторону неоромантического варианта модерна. Васнецов совместно с Полено- вым построил усадебную церковь в русском стиле в Абрамцеве, ставшую культовой постройкой стиля модерн. Необыкновенным чувством цвета обладал художник К.А.Коровин (1861-1939), которого по праву считают русским импрессионистом. Отрицание прозы жизни и литературной основы творчества передвижников, решение чисто живописных задач, поиски абсолютной красоты обусловили появление объединения Мир искусства, в которое входили А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, И.Е.Грабарь. Главная роль организатора всех мероприятий мирискуссников принадлежала С.П.Дягилеву (1872-1929). Почтительное отношение к художественным стилям прошлого обусловили выбор ведущего жанра им стали исторические фантазии на темы красивого, эстетичного быта минувших эпох. Одним из выдающихся портретистов того времени является В.А.Серов (1865-1911). Портреты Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского, А.П.Чехова, И.Е.Репина демонстрируют глубокое проникновение в психологию портретируемого. Модерн в творчестве Серова сохранял черты реализма. К.А.Сомов (1869-1939) нашел свой источник вдохновения в галантном веке, изображая лукавых маркиз, изнеженных дам в кринолинах и кавалеров, пришедших извека Людовика XV. Он стал одним из ярчайших художников-стилизаторов. А.Н.Бенуа черпал свои фантазии в частных подробностях быта Версаля, Петергофа, Царского села. Он создал свой эфемерный мир театра, подобный итальянской комедии дель арте. Е.Е.Лансере (1875-1946) находил свои образы в романтических акварелях на темы петровского Петербурга. В целом художественный метод «мирискуссни- ков» синтетичен, он тяготел к соединению водной композиции пейзажа, натюрморта, портрета или исторического этюда с выходом в книжную графику и музыкальный театр. Особое место в живописи конца века занял символизм. Основой художественного творчества символистов стал образ-символ, отображающий некие таинственные мистические силы или смутные, недостижимые идеалы. Главная идея символистов заключалась в принципе соответствия, когда изобразительные средства - только условные знаки, они ничего не изображают, а лишь символизируют мир идей. В России принцип символизма утвердил М.В.Врубель (1856-1910), творчество которого основано на романтических увлечениях художника экзотикой, мифологическим фольклором, образами средневековья и античности. Его образы многозначны злой и коварный Мефистофель, обладающий сверхчеловеческими возможностями Демон, фантастические птицы- женщины, богатыри-воины. Врубелевская живопись приблизилась к мозаике, ее отличительным качеством стала орнаментальность. Творчество символистов оказало влияние на В.Э.Борисова-Мусатова (1870-1905), произведения которого проникнуты ностальгией по уходящему дворянскому быту. Своеобразные картины-панно, картины-гобелены, слегка стилизованные под классическое искусство XVIII века, получили свое продолжение в творчестве живописцев-символистов Голубой розы. Это содружество существовало под эгидой журнала поэтов-символистов Золотое руно. В него входили П.В.Кузнецов (1878-1968), Н.Н.Сапунов (1880-1912), М.М.Сарьян (1880- 1972), С.Ю.Судейкин (1882-1946). Эти художники были по своей природе театралами и декораторами, они соединили в картинах декоративность с элементами восточного искусства, иконой, русским лубком. Их выставки оформлялись стильной мебелью, живыми цветами, сопровождались концертами, где звучала музыка А.Н.Скрябина и читали свои стихи К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Белый. Наиболее значительными работами художников Голубой розы стали Голубой фонтан (П.В.Кузнецов), Голубые гортензии (Н.Н.Сапунов), Пастораль, Романс Глинки (С.Ю.Судейкин). В 1907 году открылась выставка русского авангарда. Экспозиция свидетельствовала о том, что было покончено с утонченной стилизацией. |