Главная страница
Навигация по странице:

  • Симоном Ушаковым

  • А.Д.Кантемира

  • Г.Р.Державина

  • А.Сумароков

  • Е.Фомин

  • Н.И.Новиков

  • Г.Маттарнови , Г.Киавери , М.Земцов

  • Ж.-Б.Валлен-Деламотом

  • И.Е.Старов

  • В.И.Баженова

  • И.Н.Никитин

  • И.Я.Вишнякова

  • А.П.Лосенко

  • Д.Г.Левицкого

  • Ф.И.Шубин

  • 5. Золотой век русской культуры.

  • Д.И.Менделеев

  • А.С.Попов

  • И.П.Павлов , А.Ф.Можайский

  • А.Воронихина

  • О.Монферрана

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница10 из 22
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22
    Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины. Новые идеи, которые велик разрыву с древнерусской иконописной традицией, были провозглашены Симоном
    Ушаковым в трактате Слово к люботщательному иконного писания. Он выделял эстетическую, художественную сторону иконы. В своих работах Спас Нерукотворный, Троица он стремится избавиться от условных живописных канонов. Автор добивается телесного тона лиц, правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы. Предвестником искусства будущей эпохи стал портрет-парсуна от лат. – персона. Парсуны стольника
    В.Люткина, Л.Нарышкина уже можно назвать портретами. Все более заявляет о себе круглая скульптура, почти совсем незнакомая прежним эпохам стремление к подчеркнутой пластичности сказалось и на изделиях из металла чеканных золотых и серебряных ризах икон, на разнообразных формах утвари, как и церковной, таки светской. В литературе наиболее сильно возрастает интерес к человеку, личностное начало. В центре внимания оказывается жанр повести, для которой характерна живая связь с фольклором, критика действительности. Повесть о Ерше Ершо- виче» описывает подвидом судебного спора земельные тяжбы, Повесть о
    Шемякином суде изображает взяточничество судей, Калязинская челобитная обличает распущенность, пьянство монахов, Повесть о Горе-Злосчастии» демонстрирует стремление молодого поколения добиться независимости. Один из интереснейших писателей того времени - протопоп Аввакум
    , написавший более 50 сочинений. Его Житие – первый в русской литературе опыт автобиографии, написанной живым языком. Под влиянием Запада возникают первые театральные постановки. В 1672 году был организован первый придворный театр, в котором играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 году на сцене русского театра был впервые поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр – театр скоморохов, Петрушки, хотя он не приветствовался церковью.
    4. Русская культура ввек Просвещения. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, призванными ликвидировать отставание России от европейских государств. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. В итоге этих преобразований завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Русская культура стала открытой для контактов с культурами других народов. Контакты с Европой способствовали проникновению на Русь гуманистических и рационалистических учений. В культуре идет процесс ускорения темпов развития, усложнения общественного развития, начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры науки, театра, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой стало появление авторства, хотя продолжали создавать анонимные произведения. Создается система светских школ. В Москве создается Навигатские, Медицинские, Пушкарские школы, в Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Зарождаются частные общеобразовательные школы, но крестьян в школы не принимают. Бурно развивалось книгопечатание, особенно учебной продукции. Была издана первая печатная газета Ведомости. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. В 1719 году начинает работу первый музей – Кунсткамера, а в 1725 году открыта Академия наук. Были введены изменения в летоисчисление, появился обычай праздновать Новый год. Новой формой общения стали ассамблеи, танцевальные вечера. Реформы Петра I привели к образованию двух укладов, которые
    В.Ключевский назвал почва и цивилизация. Почва, с которой была связана основная масса населения, развивала традиции народной культуры, в ней господствовал коллективизм, антисобственнические настроения. Цивилизация это уклад западного типа, его выражала интеллигенция и предприниматели. Почва говорила на русском языке, цивилизация – на французском. В рамках страны практически существовали два общества, тяготевшие к разным путям развития. Этот фактор во многом определил развитие культуры вдаль- нейшем. Во второй половине века начался новый подъем в культуре. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. В Академии работают М.В.Ломоносов, А.Тредиаковский, А.Нартов. В 1755 году открыт Московский университет, в котором до начала XIX века не преподавалось богословие. Царствование Екатерины положило начало эпохи просвещенного абсолютизма. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию новых людей, нравственно совершенных, которые бы потом смогли достойно воспитать последующее поколение, своих детей. Формируются предпосылки для формирования национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным. Как образец выступает московский диалект. Новая русская литература началась с сатир
    А.Д.Кантемира (1708-1744), которые звучали очень современно. Первым профессиональным литератором, реформатором русского стихосложения был
    В.К.Тредиаковский (1703-1768). Он сделал множество переводов с европейских языков и написал эпическую поэму «Телемахида». Поэтический дари стремление говорить правду отличали Г.Р.Державина (1743-1816), который первым стал писать о реальной жизни, земных радостях, милой сердцу природе.

    67 В е годы Н.М.Карамзин (1766-1826) провел реформу языка, сделав его изящным, способным выражать сложные понятия и чувства, что позволило привлечь к чтению широкий круг населения. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А.Сумароков (1717-1777), Д.Фонвизин (1774-1792)), а в конце XVIII века формируется направление сентиментализм, связанное с именем Н.Карамзина. В 1750 году Ф.Г.Волков (1729-1763) создает первый национальный театр в Ярославле, а в 1756 году открыт театр в Петербурге. В обиход широких слоев входит музыка, появляются регулярные концерты. С середины века популярной становится опера. Вначале исполняют произведения итальянских, французских композиторов, затем появляются первые профессиональные композиторы в России – Е.Фомин (1761-1800),
    Д.Бортнянский (1751-1825). Рождается и быстро приобретает популярность жанр романса. Особую роль в культуре XVIII века сыграла деятельность русских просветителей и их предшественников. Одна из наиболее ярких личностей первой половины века – В.Н.Татищев (1686-1750). Он обладал широкими знаниями в области географии, экономики, философии, составил энциклопедический словарь Лексикон российский. Для потомков он останется прежде всего как отец русской истории, автором капитального труда История российская. Центральной фигурой середины века стал М.В.Ломоносов (1711-1765), веривший что наука и просвещение могут преобразить человеческое невежество. Он был первым русским ученым, получившим европейское признание. Он сказал свое слово во многих областях химии, физике, поэзии, искусстве мозаики. Наиболее яркими просветителями второй половины XVIII века стал журналист и книгоиздатель Н.И.Новиков (1744-1818), издававший журналы Трутень, Пустомеля, Живописец, писатель Д.И.Фонвизин (1774-1792), драматурги журналист И.А.Крылов (1769-1844), писатель АН. Радищев
    (1749-1802), первым признавший право народа на самостоятельное решение своей судьбы, открыто высказавший свой протест против крепостного права в книге Путешествие из Петербурга в Москву. Ярче всего новизна петровского времени проявилась в архитектуре. Утвердилась новая планировка городов, каменная архитектура стала превосходить над деревянной. С самого начала европейский облик стал приобретать Петербург, основанный в 1703 году. Строителем многих сооружений раннего города стал Д.Трезини (1670-1734), создавший Петропавловский собор, Летний дворец Петра, по его проектам заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, возведено здание Двенадцати коллегий. Недалеко от этого здания построена Кунсткамера (архитекторы Г.Маттарнови, Г.Киавери, М.Земцов). При Петре
    I началось строительство Петергофа с прекрасно распланированными парками, фонтанами и статуями. Впервой четверти XVIII века сложилась новая архитектура, использовавшая элементы барокко и классицизма. Петровское барокко отличается рационализмом, четкостью архитектурных форм, строгой симметрией, с европейским барокко его роднит динамичность композиции, богатство орнамента. Высшим выражением национально–культурного подъемах годов XVIII века было творчество Ф.Б.Растрелли (1700-1771), который довел

    68 до совершенства русский вариант стиля барокко, синтезирующего многие виды искусства. Особенностью русского барокко середины XVIII века были геометрическая планировка, симметричность. Шедеврами мастера являются ансамбль Смольного монастыря, Воронцовский, Строгановский, Зимний дворцы, парадные резиденции в Петергофе и Царском Селе. В х годах произошли большие изменения в русской архитектуре на смену пышному барокко пришел строгий классицизм, использовавший образцы античности, Возрождения. Для него характерны геометрическая простота планов, симметричность, уравновешенность пространственных композиций, использование ордерной системы, сдержанность в декоративном оформлении зданий. Она полностью соответствовала идеалам века Просвещения. В 1762 году была создана Комиссия о каменном строении Москвы, Петербурга, которая решила придать городам строгий, стройный вид. Началось строительство гранитных набережных в Петербурге. Первые здания в классическом стиле были созданы Ж.-Б.Валлен-Деламотом здание Гостиного двора на Невском проспекте, Малый Эрмитаж,
    А.Ф.Кокориновым (вместе с Валлен-Деламотом разработал проект здания Академии художеств, А.Ринальди (Китайский дворец в стиле рококо, Мраморный дворец. И.Е.Старов создает Таврический дворец, ставший образцом для многочисленных барских усадеб. Строгостью и вкусом отличались строения Д.Кварнеги, которым создано здание Академии наук, Эрмитажного театра, корпуса Смольного института. На строительство Москвы правительство обращало меньше внимания, поэтому здесь не возникли градообразующие ансамбли в стиле классицизма. В строительстве Москвы проявился талант известных зодчих В.И.Баженова (дом Пашкова, фигурные ворота Царицыно),
    М.Ф.Казакова (здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, Голицынская больница, дом благородного собрания с Колонным залом. Классицизм стал первым стилем, затронувшим русскую глубинку, он сумел сократить разрыв между высокими низким искусством. Огромные изменения претерпела в петровскую эпоху русская живопись, переходу не европейский манер способствовала работа в России иностранных мастеров и учеба русских художников заграницей. Первыми сумели достичь высокого уровня мастерства И.Н.Никитин (1690-1742), А.М.Матвеев (1701-
    1739), художники, получившие образование заграницей. Портреты графа
    Г.И.Головкина, Напольного гетмана, Петра I на смертном ложе кисти
    И.Н.Никитина отличаются глубиной психологической характеристики. Картина
    А.М.Матвеева Автопортрет с женой свидетельствует об изменении роли художника в обществе, о некоторой эмансипации женщины. В х годах
    XVIII века русские художники былина вторых ролях, уступив место иностранцам Л.Токе, П.Ротари. Они во многом проигрывали в мастерстве приглашенным художникам, но работы И.Я.Вишнякова (1699-1761), написавшего трепетный портрет С.Э.Фермор, А.П.Антропова (1716-1795), создавшего почти разоблачительный портрет Петра III, отличались искренностью и правдивостью. Среди жанров в эпоху Просвещения выделялся исторический жанр, призванный воспитывать высокие гражданские чувства, добродетели. Героические страницы прошлого воспевали А.П.Лосенко (1737-1773), Г.И.Угрюмов (1764-

    69 1823). Однако, наивысшего расцвета достиг жанр портрета. Произведения
    Ф.С.Рокотова (1735-1808), пронизанные поэтичностью, таинственностью, созданы в дымчатой цветовой гамме, например, портрет А.П.Струйской. Высочайшей, элегантной живописной техникой отличаются портреты
    Д.Г.Левицкого (1735-1822) - портрет П.А.Демидова, портреты воспитанниц Смольного института. Добрых, тонко чувствующих людей изображает
    В.Л.Боровиковский (1757-1825). Самым поэтичными красивым из всех его творений является знаменитый портрет М.И.Лопухиной. Знакомство с западноевропейской скульптурой осуществлялось благодаря закупке произведений позднего барокко, а иногда античных. Рождение светской круглой скульптуры на русской почве связано с именем Б.К.Растрелли
    (1675-1744), с художником, создавшим бюст А.Д.Меншикова, бюст Петра I, первый русский монумент – статую Анны Иоанновны с арапчонком, конную статую Петра I у инженерного моста. Подлинный расцвет русская скульптура переживает во второй половине века. Ф.И.Шубин (1740-1805), Ф.Г.Гордеев
    (174-1810),
    И.П.Мартос
    (1752-1835),
    М.И.Козловский
    (1753-1802),
    Э.М.Фальконе (1716-1791), Ф.Ф.Щедрин (1751-1825) обладали ярчайшей индивидуальностью и стремились воплотить в мужском образе черты героической личности а в женском – идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало. Это подтверждают такие работы как бюст А.М.Голицына работы
    Ф.И.Шубина; памятник Петру I, созданный Э.М.Фальконе; памятник
    А.В.Суворову работы М.И.Козловского; исполненные духа античности скульптуры Венера, Морские нимфы, Нева работы Ф.Ф.Щедрина.
    5. Золотой век русской культуры.
    XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812 года. Падение крепостного права открыло пореформенную эпоху в истории России. Потребности развития вызвали рост уровня образования. Низшее образование давали земские, городские начальные училища, фабричные и церковноприходские школы. В е годы стихийно возникают крестьянские школы. К системе среднего образования относились классические гимназии, прогимназии (неполные, реальные училища. Высшее образование давали университеты, к концу века их было девять. Открываются специальные высшие учебные заведения – горные, сельскохозяйственные, лесные институты, а также высшие учебные заведения для женщин. Крупные издательства И.Сытина, А.Суворина выпускали книги, доступные по цене для всего населения, они сыграли огромную роль в распространении произведений русских и зарубежных авторов. Ученые России в XIX веке сделали много открытий, имевших мировое значение. Д.И.Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов, А.М.Ляпунов разрабатывает теорию дифференциальных уравнений, В.В.Петров открыл электрическую дугу, Б.С.Якоби сконструировал первую модель электродвигателя, А.С.Попов создал первый радиоприемник,
    М.Лазарев и Ф.Беллинсгаузен открыли Антарктиду, вначале века первую

    70 Нобелевскую премию в России получил академик-физиолог И.П.Павлов,
    А.Ф.Можайский создал модель самолета. В царствование Александра I в Петербурге была построена значительная часть выдающихся архитектурных сооружений в стиле классицизм. Среди них Казанский собор архитектора А.Воронихина (1760-1814), Адмиралтейство работы А.Захарова (1761-1811), Тома де Томон
    (1760-1813) создает ансамбль Стрелки Васильевского острова, центральным зданием которого стало здание Биржи. В дальнейшем стиль александровского классицизма переродился в стиль ампир, в котором регламентированность, симметрия, статичность сочетались со смелостью пространственных решений. Созданные по проекту
    К.Росси (1775-1849) Главный штаб, Александринский театр, здания Сената и Синода, Михайловский дворец, ансамбль Дворцовой площади воплощают образ императорского города, который хотел видеть в Петербурге Петр I. Последней фазой развития классицизма стал николаевский ампира в середине века этот стиль переживает кризис. Представление о переломе, происходящем в русской архитектуре, дает Исаакиевский собор, возведенный по проекту
    О.Монферрана (1786-1858). В нем широко представлена живопись и мозаика, выполненная К.Брюлловым, Ф.Бруни, П.Басиным. В архитектуре второй половины века появляется русско-византийский стиль, апофеозом которого стал храм Христа Спасителя в Москве, посвященный победе в войне с Наполеоном и созданный по проекту К.Тона (1794-1881). В нем стилистически соединились черты византийской, киевской, владимирской архитектуры с романскими иго- тическими чертами. В целом архитектура этого периода характеризуется эклектичностью, что получило дальнейшее развитие в период правления Александра
    III. Типичный пример – храм Воскресения Христова, Спаса-на-крови, архитектура которого – набор отдельных элементов, декора, орнаментов. В живописи с первых лет нового века существовали различные художественные направления с одной стороны царил классицизм, с другой – проявлялись романтические порывы. Ведущим художником-романтиком стал
    О.А.Кипренский (1782-1836), который сумел сочетать высокую гражданственность образов с индивидуальным своеобразием. Таковым является портрет
    Евгр.Давыдова. Особое место в его творчестве занимает портрет А.С.Пушкина, считающийся лучшим из всех, выполненных при жизни поэта. Создателем своеобразного течения в русской живописи стал А.Г.Венецианов (1780-1847), соединивший русский академизм, романтизм и идеализацию крестьянской жизни. В х годах ведущее место принадлежит историческому жанру, в котором веское слово сказал К.П.Брюллов (1799-1852), соединивший в своем творчестве романтический замысел с классическим каноном, что воплощено в полотне Последний день Помпеи». Он был также одним из самых популярных портретистов того времени. Последним историческим живописцем стал
    А.А.Иванов (1806-1858). В своем самом ярком полотне Явление Христа народу он попытался выразить тот нравственный переворот, который произвело христианское учение. В середине века возникает социальная направленность, которая была отражена в полотнах П.А.Федотова (1815-1852). Это сцены из жизни, где трагическая ситуация скрыта под покровом обыденного. Таковы

    71 Свежий кавалер, Разборчивая невеста, Завтрак аристократа, Сватовство майора. Федотов стал предтечей критического реализма в русской жанровой живописи. В 1863 году Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом скандинавской мифологии. 13 выпускников с этим не согласились и покинули Академию. Они организовали Артель художников, а воду вместе с московскими живописцами – Товарищество передвижных художественных выставок. Участниками этих выставок стали практически всеведущие живописцы того времени. Идеологом стал
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22


    написать администратору сайта