Главная страница
Навигация по странице:

  • Кеннет Тайнен

  • Алвин Тоффлер

  • К.Леви-Стросс, Ж.Деррида, Ж.Лакан, М.Фуко

  • Френсис Фукуяма

  • 2. ПРАКТИКУМ

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница13 из 22
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22
    Дениел Белл в работе Конец идеологии, характеризуя современное общество, приходит к выводу о том, что современные средства массовой коммуникации создают человека массы. Он является потребителем информации, распространяемой при помощи средств массовой коммуникации. Такая масса не имеет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни устоявшихся правили ритуалов, ни собственного мнения. Такие массы конформны. Они устойчиво подвергаются обработке стандартизированной информацией. Стереотипное мышление, единообразие, приспособленничество, несамостоятельность мышления – вот основные характеристики человека массы. Английский критик Кеннет Тайнен в книге На сцене ив кино отмечает Решающую оценку массовой культуре дает рыночное умонастроение, которое трактует искусство как предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания. Именно в этом пункте массовая культура навсегда расходится с серьезной культурой. Современное индустриальное общество постепенно переходит в постиндустриальную, информационную цивилизацию, где электронно- вычислительная и компьютерная техника пронизывает буквально все сферы жизни, расширяются коммуникативные возможности. Разрабатываются концепции перехода к супериндустриальному обществу, которое характеризуется демассификацией и дестандартизацией всех сторон жизни, высоким уровнем инновативности, быстрой скоростью происходящих в обществе изменений. Здесь возникают новые трудности и тупики. Самыми опасными становятся те из них, которые затрагивают все человечество экологический кризис, изобретение новых видов вооружения и их совершенствование, демографический взрыв и др.
    Алвин Тоффлер (р. 1928) в работах Шок от будущего (1970), Культурные потребители (1973), Третья волна (1980) создал концепцию третьей волны. Он говорит о том, что человечество проходит через новую технологическую революцию, или третью волну радикальных преобразований общества. Третья волна должна привести к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Развитие общества подобно живому океану, через который перекатываются огромные волны, вовлекая в поток изменений всех людей, которые в той или иной степени становятся участниками цивилизационных трансформаций. Выделяя четыре сферы общественного развития техно-, социально, инфо- и психосферу, Тоффлер считает первую из них важнейшей и определяющей для цивилизаций. В результате первой технологической революции, аграрной, возникла гигантская волна сельскохозяйственных цивилизаций. Ее сменила цивилизация индустриальная, характеризуемая гигантизмом и единообразием (мас- совидностью) во всех сферах, включая труд, досуг, образ жизни, культуру, стиль мышления. Аналогичный характер приобретает и базирующаяся на индустриальной техносфере социосфера — семья, образование, искусство, клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, политические партии, даже правительства они функционируют по образцу фабрики, ориентированной на рынок, то есть анонимного (безликого) потребителя. Индустриализм расслаивает общество, разделяя человеческие жизни на две половины — производства и потребления,

    84 наполняя такой образ жизни экономической напряженностью, социальными конфликтами, семейными драмами, неврозами. Эти пороки неизбежно вытекают из действия шести взаимосвязанных принципов индустриализма — стандартизации, спецификации, синхронизации, концентрации, максимизации и централизации. К концу XX века индустриальная цивилизация изжила себя, прежде всего из-за того, что биосфера не в состоянии выдерживать все нарастающие индустриальные атаки, достигнуты пределы роста в использовании природных ресурсов, прежде всего энергетических. Поднимается третья волна технологической революции, которая делает современную цивилизацию информационной В отличие от индустриального общества, главным фактором общественного развития становится информация. На смену пролетариату как придатку машины приходит когнитариат, способный оптимально взаимодействовать с нарастающим валом информации, принимающей все более сложный и разнообразный характер. Согласно Тоффлеру, на один доллар, вложенный в экономику названной третьей волны, должно приходиться несколько долларов, инвестированных в образование, переучивание работающих, переселение, социальную реабилитацию и культурную адаптацию. Самое важное здесь — трансформация нема- шина менталитета, образа мыслей людей, переход к осознанию первичной значимости культуры в их жизни. Мир в целом окончательно перестает выглядеть машиной, он заполняется инновациями, для восприятия и осмысления которых необходимо постоянное самосовершенствование, непрерывное образование, широкомасштабное, гибкое мышление, позволяющее видеть связь между событиями, на первый взгляд независимыми друг от друга. Анализируя достоинства и недостатки планирования и прогнозирования общественного развития,
    Тоффлер в своей практопии (практической утопии) считает необходимыми возможным их органичное единство в план-прогнозах.
    2. Постмодернизм. Культура ХХ века развивалась в нескольких параллельных направлениях. Модернизм от фран. - новейший, современный) – совокупность направлений в искусстве ХХ века (экзистенциализм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм и др. Модернизм подразумевал новые явления в искусстве и литературе по сравнению с искусством прошлого. Его целью было создание культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Провозглашал главенствующую роль субъективистского видения мира, воображения и фантазии, противопоставлял художественный мир миру реальному. Это совокупность эстетических школ, характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями и отражающих особенности времени декаданса. Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. Экспрессионизм (от лат. е – выражение) – направление, сложившееся впервой четверти ХХ века, которое признает единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главная цель искусства. Выступал против ужасов войны, унижения человека. Субъективно

    85 идеалистические установки экспрессионизма велик болезненной напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, деформации мира. Его представителями стали писатели Г.Кайзер, Ф.Верфель, художники
    Э.Нольде, Ф.Марк, П.Клее, композиторы А.Шенберг, А.Берг. Кубизм
    – направление, в котором проводили эксперименты в области формы, выступающей пластическим эквивалентом реальных предметов окружающего мира. Цвет и сюжет в направлении выполняют второстепенную роль. Представители - Ж.Брак, П.Пикассо. Первым этапом развития направления был аналитический кубизм, который был представлен сложными геометрическими композициями и пытался показать предмет с разных точек зрения. Второй этап
    – синтетический кубизм, который использовал различные предметы реальной жизни. В этом направлении было положено начало искусства коллажа. Худож- ники-кубисты часто обращались к жанру натюрморта, портрета (на жанр портрета оказали влияние африканские портреты-маски). Сюрреализм сверхреальность) – возник в 1924 году, когда А.Бретон
    (1896-1966) издал Манифест сюрреализма. Опирался на теорию З.Фрейда, считающего, что особое значение имеют фантазии, грезы, сны, воспоминания, и на теорию А.Бергсона (интуититвизм). Сопоставление несопоставимого позволило объединять элементы и предметы реального мира в единое целое, часто изменялись свойства предметов твердое становилось мягким. Основным творческим приемом стали парадокс, ирония, гротеск. Эти приемы унаследовали
    М.Эрнст, Р.Магритт, И.Танги, С.Дали. Футуризм – авангардное направление в искусстве х годов, которое стремилось создать искусство будущего, отрицало традиционную культуру, культивировали урбанизм (эстетику города, в поэзии разрушало естественное слово. Представителями футуризма в живописи были У.Боччони, Дж.Северини. футуризм выявил разные идеологические привязанности – от Маринетти (про- фашизм) до приверженности Октябрьской революции (В.Маяковский,
    В.Хлебников). Начиная с х годов модернизм вступил в стадию постмодернизма. Впервые термин постмодернизм появился в книге Р.Панвица Кризис европейской культуры в 1917 году, а в 1934 году его использовал Ф. де Ониз для обозначения авангардистских поэтических экспериментов начала XX века, отвергающих традиции. Затем, в работах А.Тойнби понятие постмодернизма было использовано для размежевания с модернизмом пришедшимся на самое начало века. И, наконец, после работы Ж.Лиотара Постмодернистское состояние доклад о знании (1973) понятие постмодернизма утверждается в качестве философской категории. Вырастая из модернизма, постмодернизм концептуально отличается от него. Если первый провозглашал революционное ниспровержение старого, его крушение и даже приветствовал его, то постмодернизм, также выступая как идеология постоянного обновления, принимая развитие и постоянную динамику во всем, вовсе не ставит задачу разрушения старого. Парадигма, установка постмодернизма — динамичная устойчивость, возможная только через движение. Важнейшей особенностью постмодернистского стиля мышления является открытая к изменениям рациональность, допущение различных путей развития и его описания, существование и дополнение различных мнений и даже различных миров. Постмодернизм – это особый тип состояния сознания, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, отрицание норм и традиций, отказ от авторитетов, правили особенно от всеведения разума. Растут неопределенность жизни, ее игровое начало, вседозволенность, иррационализм. Резко падает роль поиска закономерности, повышается интерес к повседневности, жизни здесь и сейчас, новизне как таковой. Человек не хочет быть элементом технологической системы, где его деятельность жестко регламентирована. Разрушается единый стиль культуры, расцветает культурный плюрализм. Например, возникает абстракционизм как вызов обществу и как полное разрушение реального образа, а творческий процесс рассматривался как погружение в мир интуитивных подсознательных смутных образов, когда сочетание цветов, линий, пятен, даже мусора или камней представляет собой художественное выражение подсознательных образов автора. Это беспредметное и бесформенное искусство. Постмодернизм генетически и методологически оказался тесно связан со структурализмом и постструктурализмом, основные идеи которых выдвинули французские ученые К.Леви-Стросс, Ж.Деррида, Ж.Лакан, М.Фуко и др. Структурализм ставил задачу преодоления описательности в культурологическом анализе и исследования культуры настрого научной основе, с использованием точных методов естественных наук, математического моделирования, формализации, компьютеризации и т. д. Признавая успехи методологии структурализма, его критики видят опасность в действительно имеющей место в современной культуре абсолютизации формализованных структур, в том, что в объективном структурном анализе из него выпадает сам субъект культуры — человек. Более того, постмодернизм провозглашает даже смерть автора. Имеется ввиду, что любой текст, любое художественное (и даже научное) произведение претерпевает переосмысление и перетолкование со стороны читателя, который волен превращать их в объект своеобразных языковых игр, отстраняясь оттого смысла, который был заложен автором (автор сделал свое дело, теперь пусть уходит. Критики постмодернизма, не отрицая интеллектуальной продуктивности подобного подхода, видят в нем, однако, непросто смерть автора, но смерть культуры как таковой, ее вырождения в некий артефакт, «симулякр», подделку, утрату ею своего предназначения. Для рубежа тысячелетий характерны и идеи конца культуры. Порой они связываются с идеей конца истории Концепция конца истории, одна из наиболее известных на Западе, была сформирована в конце х годов XX века. Ее автор, Френсис Фукуяма, пишет То, свидетелями чего мы являемся, есть непросто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, то есть конец идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления.

    87
    2. ПРАКТИКУМ
    1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ Задание 1. Формулировок, представляющих позиции авторов бессчетное количество, так как культура безбрежна и неисчерпаема. Само понятие культуры контекстуаль- но. Многое в его понимании зависит оттого, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано. Существуют определения, где автор охватывает не одну сторону или направление, а сразу несколько. Проанализируйте данные и укажите, какой аспект является для автора наиболее важным в каждом определении, разделите определения на группы по этим аспектам.
    1. Культура
    – сотворенная человеком часть окружающей среды
    (М.Херскович).
    2. Культура – система знаков (Ч.Моррис).
    3. Культура – процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различные фазы этого процесса (Э.Кассирер).
    4. Культура – реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М.Хайдеггер).
    5. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей (Г.Францев).
    6. Культура – способ человеческой деятельности (Э.Маркарян).
    7. Культура – деятельность общества, преобразующая природу (Э.Баллер).
    8. Культура – совокупность текстов, точнее – механизм, создающий совокупность текстов (Ю. Лотман).
    9. Культура – знаковая система (Ю. Лотман, Б. Успенский.
    10. Культура – воплощенные ценности (Н. Чавчавадзе).
    11. Культура – воплощение творческих сил общества и человека в определенных культурных ценностях (Е. Боголюбова).
    12. Культура – характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни (В. Клее.
    13. Культура – система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека входе его социальной деятельности (Л. Ко- ган).
    14. Культура – пластичная и многозначная, фиксированная в нормах программа деятельности индивидов, формируемая, хранимая, накапливаемая и передаваемая обществом на основе общественной практики, в частности, и общественного производства (Б. Ерасов).
    15. Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага

    88 людей, процесс передачи раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца культуры – человека (В. Добрынина).
    16. Культура – это коммуникация, понимаемая статично и предметно – совокупность высказываний, символических рядов, служащих целям коммуникации, наконец, средств коммуникации (М. Червинский).
    17. Культура – единая для общественной группы семиотическая система (С.
    Пекарчик). Ключ к заданию Обыденное понимание культуры, научное определение, определение культуры через результаты человеческой деятельности, по соотношению с природой, аксиологическое (ценностное) определение культуры, определение на основе процесса деятельности, как системы коммуникаций, определения системного характера и др. Задание 2. Покажите на примерах взаимосвязь культурологии с другими науками историей, философией, психологией, лингвистикой, социологией и т.д. Задание 3. Культура - это мир ценностей. Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствами воле человека. Ценность – это экзистенциально прочувствованное бытие. Каждой культурной эпохе присуща своя система ценностей. Приведите соответствующие примеры. Может ли произойти смена ценностей в рамках одной культурно-исторической эпохи Задание 4. О какой функции культуры идет речь в каждом из приведенных отрывков Учитывая, что культура является многофункциональной системой, предположите, какие функции, помимо основной, получили отражение в описанных явлениях. Приведите свои примеры проявления функций культуры в жизни современного человека.
    1. Пленный йоруба послал своей жене камень, кусочек древесного угля, перец и несколько сухих зерен кукурузы, завернутых в тряпицу. Тем самым он хотел сказать Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь, душа горит огнем (перец, тело иссохло, как зерно кукурузы, мое платье превратилось в лохмотья.
    2. В Шумере использовали для построек кирпич-сырец, поэтому вовремя сильных ливней, частых в Месопотамии, стены домов быстро размокали. Чтобы избежать этого, шумерские строители стали возводить фундамента кирпич, который шел на нижнюю часть и наружный слой стен, обжигали в печах и цементировали разогретым асфальтом.

    89
    3. В традиционном индийском обществе считалось, что замужней женщине следует избегать общества побирушек, странствующих буддийских монахинь, предсказательниц судеб и ведьм. Вообще ей не следует без согласия мужа приглашать гостей или принимать приглашения, посещать свадебные церемонии, храмы богов, а также беседовать с подругами.
    4. В древности жители Мальдивских островов, еще не обращенные в мусульманство, верили, что в море обитает злой дух (джинн. Они рассказывали, что этот дух каждый месяц появляется со стороны моря в виде судна со множеством горящих фонарей. В такой день жители селения оставляли в хижине на берегу молодую девушку, чтобы этой жертвой умилостивить духа.
    5. Иные люди считают нужным нищенствовать и настырно попрошайничать. Претендующий на это проклят, ибо разрешено зарабатывать ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час, но запрещено попрошайничество и нищенство.
    6. В средние века ведьмам приписывали способность летать. Для этого они якобы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела, по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку, после чего тотчас же поднимаются в воздух. Однако дьявол может действовать и без мази, когда он переносит ведьм на животных, которые на самом деле не животные, а тоже демоны.
    7. В XIV в. доспех для поединка на копьях претерпел значительные изменения. Шлем старой конструкции закреплялся недостаточно прочно, и если копье натыкалось на смотровую щель, он мог раздробить всаднику носи челюсть. Поэтому теперь все внимание мастеров было сосредоточено на улучшении верха защитного доспеха.
    8. В эпоху Возрождения Витторино да Фельтре впервые начал преподавать гимнастику как особый предмет, независимый от воинских упражнений. Благородное сословие увлекается борьбой, плаванием, верховой ездой, охотой и различными спортивными упражнениями, при которых обучающиеся подражают изображениям Марса.
    9. Гости графа Строганова, подобно изнеженным греками римлянам, возлежали за столом, облокотясь на подушки. Прислуживали им миловидные маль-
    чики-одногодки. Блюд подавали немного, но все необычайно изысканные икра, щеки селедок, разварные лапы медведя, жареная рысь, устрицы, соленые персики и, очень редкие тогда, ананасы в уксусе.
    10. Свет в хлоропластах поглощают молекулы хлорофилла. При поглощении молекулой одного фотона один из электронов молекулы переходит на более высокий энергетический уровень. В конечном итоге энергия этих электронов идет в работу по переносу заряда по электронной цепи, составленной из белковых молекул.
    11. Как в стихах крепчали звуки, Новые роились голоса Не ленились молодые руки, Грозные ты возводил леса.

    90 Все, чего касался ты, казалось Не таким как было до сих пор, То, что разрушал ты, - разрушалось, В каждом слове бился приговор.
    А.Ахматова.
    12. Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть
    В.Маяковский. Ключ к заданию

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


    написать администратору сайта