Главная страница
Навигация по странице:

  • Освальд Шпенглер

  • Леон- тьев

  • Зигмунд Фрейд

  • Конрад Лоренц, Н.Тинберген, Карл фон Фриш

  • К.Леви-Строс

  • Эрнст Кассирер

  • К.Леви-Строс, Ж.Деррида, Ж.Лакан, М.Фуко

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница2 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    1. Культурный эволюционизм. Основные школы и течения в культурологии ХХ века сложились на базе всего предшествующего знания, обогащенного достижениями опытных наук. Стремясь определить сущность культуры, выявить наиболее общие законы развития, многие выдающиеся представители различных отраслей знания стали претендовать на создание общей теории культуры, своей собственной культурологии. Так появились разнообразные школы с определенной научной доминантой, отражавшей специфический исследовательский интерес того или иного ученого или группы ученых. Разнообразие точек зрения на культуру, отражающее многоаспектность этого понятия, вобравшего, по существу, все материальное и духовное богатство мира, созданного человеком, конечно, не снимает задачи создания некой единой и самоценной теории культуры, самостоятельной науки – культурологии. Какие же существуют культурологические школы С некоторой долей схематизма (ибо границы между ними часто размыты, так как одна школа нередко использует взгляды и достижения других) можно выделить пять основных школ, хотя при известной детализации их можно выделить и больше а) общественно-историческое, б) натуралистическое, в) социологическое, г) структурно-символическое, д) эволюционное. Культурный эволюционизм – ведущее направление в культурологии. Эдуард Тайлор (Тэйлор) (1832-1917) историю культуры изучал как постепенный и непрерывный процесс развития и усложнения духовных и материальных ценностей, создаваемых человеком. В своей работе Первобытная культура он обосновал идею о необходимости новой науки – науки о культуре. Человек – неотъемлемая часть природы, следовательно, изучение законов жизни и мира относится частично к сфере естествознания, и историю человечества можно рассматривать как частичку истории природы.
    Лесли Уайт (1900-1975) – последователь Э.Тайлора, неоэволюционист, выделяет культурологию как самостоятельную науку. Анализируя культуру как систему, он подразделяет ее натри подсистемы технологическую (основная, социальную и идеологическую. Рассматривая историю развития культуры, ученый выявляет закономерность при прочих равных условиях, культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемое в годна душу населения, либо по мере роста эффективности орудий труда, при помощи которых используется энергия. Вся история культуры – это история овладения энергией, а технология – это основной способ добывания или управления энергией. Технология может нести как благо, таки зло. Он считал, что цивилизация будет когда-то уничтожена, но человек сумеет выжить, если его культура будет отброшена до уровня эпохи неолита ион снова начнет восхождение наверх. Грядущие разрушения велики, но созидание человека сильнее. Культурный эволюционизм актуализировал поиски новых направлений в исследовании связи человека и природных систем (адаптация социальных систем к природной среде, ее влияние на особенности эволюционного процесса, на основе которой рождается культурная география.
    2. Общественно-историческая школа. Она имеет наиболее давние, классические традиции и восходит к Канту,
    Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и

    12 философов. Ее видными представителями в Западной Европе были
    О.Шпенглер, А.Тойнби, в России – Н.Я.Данилевский.
    Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного труда Закат Европы. Подобно Ницше, он был ярким представителем так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию мертвому рационализму. Шпенглер считается классиком цивилизационного подхода к истории, те. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В своей книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего организма, спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему организмов. Существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает. Каждому культурному организму отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от героических деяний к утилитарной работе. С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. Он подчеркивает, что творческий человек повторяет все фазы той культуры, к которой он принадлежит. Например, каждый западноевропеец переживает свою готику, свои соборы, рыцарские замки, героические сказания, каждый грек переживал свою Гомеровскую эпоху и свой Марафон. Некоторые консервативно-националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашистской Германии. Арнольд Джозеф Тойнби
    (1889-1975) – английский историки социолог, автор томного Исследования истории - труда, в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизаций, употребляя этот термин в качестве синонима культуры. По мнению Тойнби, все известные культуры, питаемые мировыми религиями, – ветви одного человеческого древа истории. Все они имеют тенденцию к единству. Всемирно- историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. Движущими силами Тойнби считал отдельных выдающихся личностей, творческое меньшинство. Человечество видел как семью равноправных народов, исключающую какое-либо национальное или региональное высокомерие и применение силы. Николай Яковлевич Данилевский
    (1822-1885) – публицист, социолог, естествоиспытатель. В своем главном сочинении Россия и Европа отрицал существование единой мировой культуры, обосновывал идею существования культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Также как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Каждый «культурно-исторический тип проявляет себя в четырех сферах религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической.

    13 Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от этнографического состояния через государственность до цивилизационного уровня. Необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Последователем Н.Я.Данилевского стал Константин Николаевич Леон-
    тьев (1831-1891). Он вошел в историю русской культуры как славянофил. Поборник «византизма», Леонтьев стал создателем оригинальной идеи развития, которую изложил в работе «Византизм и славянство. Всякое развитие, по его мнению, проходит три стадии первоначальную простоту, цветущую сложность, смесительное упрощение. Эти этапы заметны входе развития искусств, философских систем, государственных органов. Например, небесное тело первый этап – расплавленное небесное тело, второй этап – планета покрывается корою, водою, растениями, третий этап – остывшее или разрушенное тело. В культуре первый этап – избы русских крестьян, дорический ордер, второй этап – Парфенон, Страсбургский собор, Софокл, Байрон, третий этап особенно заметен в архитектуре переходного периода, например, романский стиль, в утилитарных постройках, больницы, железные дороги. Он считал, что России следует стремиться к преумножению своей самобытности, без которой она перестанет существовать. Он был противником политического национализма, который погубил многие мировые империи. Многие исследователи считают, что он был духовным предтечей Фридриха Ницше.
    3. Натуралистическая школа Ее главная черта – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Культура представляется таким же приспособлением к природе, как и приспособляемость в животном мире.
    Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский невропатолог, психиатр и психолог. Культура предстает у Фрейда своеобразным механизмом социального подавления свободного внутреннего мира индивидов. Культура строится на отказе от влечений, ее главной предпосылкой является их неудовлетворенность. Например, древнерусские иконописцы, прежде чем приступить к своей работе, готовили себя к общению с Богом и написанию икон путем длительного воздержания от контактов с женщинами, вина и даже еды. В своей известной работе Недовольство культурой Фрейд пишет, что жертвами психических заболеваний, сексуальных расстройств и элементарных инфарктов становятся культурные, выдержанные, утонченные люди, у которых природное, животное начало, инстинкты подавляются ими самими или обществом с особой силой. Карл Густав Юнг (1857-1961) – швейцарский психологи теоретик культуры в работе Метаморфозы и символы либидо трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. Юнг считал, что в психике человека существует коллективное бессознательное, являющееся отражением опыта прежних поколений. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах – изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства и т.д.. Архетипическая матрица, формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов мифов, сказок, нравов, обычаев, вечных теми образов мировой культуры.
    Ученые-биологи Конрад Лоренц, Н.Тинберген, Карл фон Фриш стали создателями науки – этологии и разработали теорию инстинктивных основ человеческой культуры. Они доказывали, что стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалами нормам человека, созданы в результате естественного отбора. Истоки таких разрушительных проявлений человеческой психики, как склонность к насилию, выражающаяся в войнах и революциях, эгоизм, стяжательство и разного рода ксенофобии в виде расизма и национализма, этологи видят в унаследованных от животного царства инстинктах, прежде всего таких, как инстинкт самосохранения в борьбе за существование, стадная агрессивность, борьба за самку, инстинкт своей территории, порождающий частную собственность, и т.п. Традиционно понимая культуру как постепенное изживание в людях звериного начала, они считали главнейшими средствами для этого такие факторы общественной жизни, как воспитание и самовоспитание, наука, искусство, спорт, делающие человека подлинно гуманным существом. Эти моменты рассматриваются в работе К.Лоренца Агрессия. Социологическая школа. Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре их внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Томас Стернз Элиот
    (1888-965) – англо-американский поэт, критик модернистского направления, автор книги Заметки к определению культуры, лауреат Нобелевской премии. Под культурой Элиот понимал образ жизни народа, живущего водном месте. Отстаивал принцип элитарности в обществе и искусстве, выступал срезкой критикой современной уравнительной цивилизации, ибо она, по его мнению, оказалась бесплодной и зашла в тупик, утратила былые нравственные и интеллектуальные богатства в результате всеобщей стандартизации и узко утилитарного подхода к жизни. Сохранить созидательную энергию человечество может преодолев «массификацию» и поддержав культурную элиту. Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая способна на культурное созидание. Творческая элита не принадлежит какому-либо определенному классу, пополняется из социальных низов. Наиболее умные и талантливые представители других слоев постоянно вливают в него новую творческую энергию, двигая, таким образом, культурный процесс. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – русско-американский социологи историк культуры. Поддерживал теорию духовной элиты как ведущей силы общества, подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с

    15 развитием культуры. В своих трудах Динамика общества и культуры, Общество, культура и личность, Власть и нравственность он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных су- персистем, объединенных меняющимся единством ценностей, норм и значений.
    Сорокин выделял три типа культуры а) чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения (греко-римская цивилизация веков н.э. в период разложения и упадка, западная культура с эпохи Возрождения до наших дней, современная культура б) идеациональный тип, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некому Абсолюту, Богу или Идее (средневековая европейская культура в) идеалистический тип, представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией (западноевропейская культура XIII-XIV века, древнегреческая культура V-IV веков до н.э.). Своеобразие каждого из типов культуры воплощается вправе, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, те. веры в бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству,
    Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям. Выход из нынешнего кризиса видел в восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Альфред Вебер (1868-1958) – немецкий экономист и социолог, автор труда Принципы социологии, истории и культуры выдвинул оригинальную теорию расчленения истории натри взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса социальный (формирование социальных институтов, цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия. Правильно определить общий уровень той или иной национальной культуры можно только при рассмотрении ее по этим отдельным отраслям. Народ страны, в которой отлажена система государственно-правовых отношений и экономически процветающей, нередко оказывается сточки зрения культуры, особенно духовной и эстетической, на сравнительно низком уровне. По Веберу, за последние два века в США, например, преобладали социальный и цивилизационный процессы в ущерб культурному, а в России XIX век, наоборот, был золотым веком русской культуры на фоне социального консерватизма и научно- технической отсталости.
    5. Символическая школа. Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, искусствоведов и специалистов по информатике. Среди многочисленных представителей школы

    16 следует назвать Фердинанда де Соссюра, Эрнеста Кассирера, Клода Леви-
    Строса. Культура понимается ими как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, как сложнейший и строго иерархизированный текст, несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими языками - системами знаков в науке, повседневной жизни, в искусстве. Универсальной знаковой системой является язык, что впервые было отмечено Ф. де Соссюром.
    К.Леви-Строс (1908-2009) жил долгое время в племенах индейцев. Свои впечатления и наблюдения он изложил в работах Структурная антропология, Печальные тропики. Давая анализ структуры мышления примитивного человека, он говорит о глубинном разрыве человека и природы в культурных обществах и о гармонической связи с миром природы у дикарей. Эволюция человека, по его мнению, может осуществляться не только с помощью технических достижений, но и путем сохранения связей с природой. Идея «сверхра- ционализма» основана на идее гармонии чувственного и рационального начала в человеке.
    Эрнст Кассирер (1874-1945) истоки культуры ищет в способности человека творить искусственный мир, обозначая реальность определенными символами, составляющими символический круг, в котором живет и страдает человек. Эта символическая сеть порой заслоняет от человека реальность, становится все более сложной и непроницаемой для здравого смысла естественного человека. Цивилизованный человек уже не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует сними не иначе, как с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. В своей работе Философия символических форм Касси- рер предлагает называть человека символическим животным. Структуралисты (К.Леви-Строс, Ж.Деррида, Ж.Лакан, М.Фуко и др) ставили задачу преодоления описательности в культурологическом анализе и исследования культуры настрого научной основе, с использованием точных методов естественных наук, математического моделирования, формализации, компьютеризации и т. д. Образцом была избрана лингвистика, в которой и был разработан швейцарским языковедом Фердинандом де Соссюром структурный метод, перенесенный затем на другие сферы духовной деятельности. Понятие структуры использовалось здесь для обозначения всеобщих форм и схем деятельности интеллекта. Структура рассматривалась как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода ив различных регионах мира. Структуры действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творческую деятельность

    17 Лекция 3. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ План лекции
    1. Теории происхождения искусства.
    2. Функции искусства.
    3. Классификации видов искусства.
    1. Теории происхождения искусства. Специфической и достаточно автономной частью культуры является искусство. Оно призвано раскрывать истину в чувственной форме (Гегель); исправлять природу (Вольтер), способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили (Р.Кент); озарять светом глубины человеческой души (Р.Шуман). Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке. Полифоничность искусства предполагает многообразие точек зрения на причины его происхождения. Религиозная теория В соответствии с ней красота является одним из имен Божьих, а искусство — конкретно-чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства связывается с проявлением божественного начала. Теория игры (Г.Спенсер, К.Бюхер, В.Фриче, Ф.Шиллер). Суть теории заключается в том, что искусство считается самоцельной игрой, лишенной како- го-либо содержания. В силу того, что игра — явление биологическое, присущее всем животным, то и искусство объявляется одним из естественных природных явлений. Так как игра старше труда, то искусство - старше производства полезных предметов. Его основная цель - удовольствие, наслаждение. Эротическая (И.Нардау, К.Ланге, 3.Фрейд и др. Сторонники этой точки зрения полагали, что искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Теория подражания (Демокрит, Аристотель и др. Здесь выражена попытка соединить причину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в искусстве подражание матери природе и одно из средств очищения чувств человека, воспитания его красивым, благородным, мужественным (Поэтика. Причинами зарождения искусства он считал естественные склонности человека к имитации, подражанию природе.

    18
    Ф.В.Шеллинг ввел понятия
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта