Главная страница

Ббк 85 к 75


Скачать 1.74 Mb.
НазваниеБбк 85 к 75
Дата24.02.2021
Размер1.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2.pdf
ТипУчебное пособие
#178930
страница4 из 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Л.Уайт выделяет в качестве основного критерия энергию. При прочих равных условиях культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемое в годна душу населения, либо по мере роста эффективности орудий труда, при помощи которых используется энергия. Это положение легло в основу закона эволюции культуры, сформулированного
Л.Уайтом. Он видит цель изучения культурного процесса в том, чтобы сформулировать такое обобщение, которое было бы применимо ко всем элементам культуры.

25 История знает немало примеров, когда параллельно возникают одни и те же научные открытия. Например, в 1846 году астрономы Ж.Леверье и
Дж.Адамс независимо друг от друга предсказали существование планеты Нептун. В 1859 году биологи Ч.Дарвин и А.Уоллес сформулировали основные положения теории эволюции. В 1876 году А.Белл заявил свои права на изобретение телефона, а два часа спустя с этой же идеей появился Э.Грей. В январе 1897 года немецкий физик Э.Вихерт открыл электрона через три месяца Томпсон сообщило своем открытии. В 1954 году физики А.М.Прохоров, Н.Г.Басов и
Ч.Таунс почти одновременно создали квантовый генератор. Объяснение этих явлений напрямую связано с природой развития культуры.
Дж.Стюард (1902-1972) выдвигает концепцию мультилинейной эволюции и проводит изучение культурных параллелей как во времени, таки в пространстве. Этот подход он называет концепцией культурного типа, под которым понимает совокупность функционально взаимосвязанных черт, присутствующих в двух и более культурах. Именно эти черты и образуют ядро культуры. Он проводит сравнительный анализ культуры Старого и Нового Света, параллелизм развития которых не подвергается сомнению, т.к. в его основе находится много одинаковых базовых характеристик крупные города и селения, обработка металлов, письменность, календари и т.д. Американский культуролог А.Кребер(1876-1960) отметил, что развитие культуры напоминает рост кристалла. Он поставил вопрос почему одни элементы какой-либо культуры легко проникают в другую среду, а другие – нет Он считал, что существует скрытая культура, те. набор психологических качеств и ценностных установок, которые ускоряют или тормозят взаимодействие культурных элементов. Культура, обладающая элементами, схожими с теми, которые в нее привносятся, сопротивляется заимствованию (например, христианство не принимается в исламе, но легко распространяется среди народов, имеющих политеистическую религию, например, в Африке. Согласно этой теории, в каждой культуре есть некоторая внутренняя модель, остов, на котором кристаллизуются определенные культурные черты, и развитие культуры напоминает рост кристалла, у которого определенная ось может заполниться быстрее других, что приводит к изменению структуры, модели. Это обусловливает не только целостность культурно и типологические различия, ведь шар, шестигранник или пирамида – целостные фигуры, хотя и непохожи друг на друга. Каждая культура имеет несколько направлений в своем развитии. Эти траектории движения культуры А.Кребер называет конфигурациями культурного роста. Достигнув кульминационной точки в своем развитии, культуры переживают трансформации и изменения. Характер таких изменений может быть настолько серьезным, что иногда происходит замещение большей части культурного содержания новым материалом и образами. Исследователь обращается к понятию стиль, который определяет как последовательный способ выражения определенного поведения или видов культурной деятельности. Водной и той же области могут быть различные стили. Например, стиль в математике. У Пифагора он мистико-математический, ау Архимеда – механико- геометрический, мысль Архимеда и Ньютона развивается от содержания к

26 форме, от конкретно-физического к абстрактно-математическому, ау Лейбница
– от философски-обобщенного к конкретно-математическому. Это понятие выступает как типологический критерий, с помощью которого ученые проводят исследование многочисленных культурных феноменов. В концепции волнообразного развития движение культуры интерпретируется как необратимый процесс, который подвергается трансформации вследствие влияния так называемых возмущающих факторов. Их действие обуславливает ритмы, подъемы и спады в развитии культуры, которые описываются с помощью волнообразных моделей. Например, существуют эталонные ритмы, с помощью которых можно охарактеризовать как природные процессы, таки процессы социокультурной жизни. Значение этой теории в том, что изучение ритмических изменений позволяет исследовать проблему времени в культуре. Однако в качестве типологического основания культур могут рассматриваться и другие критерии, в таком случае классификация будет определяться различными культурными составляющими индивида, например, поведением человека. Дж.Фейблман р. 1904) в своей концепции выделяет пять самостоятельных типов культуры, отмечая возможность существования еще двух до- первобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизованный, научный и постнаучный. В цивилизованном типе окружающая действительность может быть понята чувственно, с помощью телесных ощущений, и человек становится мерой всего – и божественного, и человеческого. В научном типе идеальной является личность, одержимая поиском тайн природы, которую она пытается покорить. Это культура современной Европы и Америки. Постнаучный тип – это культура будущего. Все феномены будут расцениваться как реальные, действительным будет считаться все, что появляется, основными занятиями станут наука, философия и искусство. В действительности, не существует таких культур, которые полностью подходили бы под предложенные исследователями схемы. Реальные культуры сочетают в себе особенности разных типов.
3. Структура культуры. Морфология культуры – это раздел культурологии, в рамках которого изучается форма и строение отдельных артефактов и их объединение в диа- хронном и синхронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов. Артефакт (искусственно сделанное) – материальные и духовные ценности, созданные творческим трудом человека, воплощение культурной формы в каком-либо конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Целостность, с которой человек сталкивается в жизни – это целостность материальной и духовной жизни человека. Материальная культура обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидности форм вещества, энергии и информации, которая используется человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов. Материальная культура – это человеческое Я, переодетое в вещь. В ее состав входят средства материального производства (энергетические, сырьевые ресурсы,

27 геологические составляющие производства орудия труда (от простейших до машин средства потребления и продукты материального производства виды материально-предметной деятельности человека производственные отношения, а также архитектура, средства коммуникации, транспорт, парки и т.д. Материальная культура хранит в себе памятники прошлого. Материальная культура и материальное производство оцениваются культурологией сточки зрения расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. Духовная культура включает в себя совокупность результатов человеческой деятельности и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры это обычаи, нормы и образцы поведения человека, нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы, научные знания и идеи. Обычаи
– одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Это привычные, мало подвергаемые осознанию, целостные образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются через обрядовые или ритуальные действия. Обычай, как нормирующий механизм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей. Нормы выделились из обычаев, приобрели самостоятельное существование или специально разработаны для случаев специализированного поведения человека. Они действуют, как и обычаи, разрешительным или запретительным образом. Ценности – более развитый продукт духовной культуры – формируются через синтез не только функций нормы или обычая, но и интерес, потребность, долг, идеал, побуждение, мотивацию. Ценности допускают выбор, полярность решений. Некоторые исследователи выделяют витальные, социальные, политические, нравственные, религиозные, художественно-эстетические, семейно-родственные, трудовые ценности. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности. В обществе всегда есть силы, стремящиеся рафинировать ценности, придать им элитарный статус. Гибкая культура выражает механизмы интеграции элитарных ценностей и повседневных потребностей. Чтобы стать субъектом культуры, необходимо исходить из знания о культуре и действовать сознательно. Знание для культурологии – объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений, теорий. Чем выше уровень культуры, тем продуктивнее человек действует как создатель, носитель, потребитель ценностей. Массовая культура – это такой вид продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Когда и как появилась массовая культура Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Одни ученые считают, что предпосылки появления массовой культуры кроются в появлении упрощенных вариантов Священных книг. Другие отмечают, что они связаны с появлением в европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, авантюрного, детективного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. В 1870 году в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности, позволивший многим людям освоить роман, главный вид художественного творчества XIX века. Это предтече массовой культуры, а собственно массовая культура появилась в США на рубеже XIX-XX веков. Х.Ортега- и-Гассет в работе Восстание масс выводит понятие массы из определения толпа. Толпа в количественном отношении есть множество, а множество, сточки зрения социологии, и есть масса. Она выдвинулась на авансцену истории, потому что низкий уровень культуры, считает исследователь. Об этом же пишет Д.Белл в книге Конец идеологии, в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Он формулирует несколько значений понятия масса и делает вывод массы – есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Еще более глубокий анализ массовой культуры дал М.Маклюэн. Он приходит к выводу, что средства массовой коммуникации порождают новый тип культуры. В работе Культура наше дело он подчеркивает, что печатная техника создала публику, электронная – массу. Он отмечает эскейпитскую (те. уводящую от реальной жизни) функцию художественной культуры. В наши дни масса существенно изменилась, люди стали более образованными, информированными, субъектами массовой культуры становятся непросто массы, а индивиды, объединенные различными связями. Понятие массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Истоки распространения массовой культуры кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой информации привело к созданию массовой культуры. Многие творческие организации тесно связаны с банковским капиталом (кино, ТВ), что определяет выпуск коммерческих, массовых произведений. В социальном плане массовая культура формирует средний класс, который стал основой индустриального общества. Ее целью становится не столько заполнение досуга, снятие стресса, сколько стимулирование потребительского сознания реципиента, что приводит к формированию пассивного, некритичного восприятия этой культуры у человека. Создается личность, которая легко поддается манипулированию. Массовое сознание многообразно в своем проявлении, однако, оно отличается инертностью, ограниченностью. Массовая культура в большинстве случаев ориентирована на стереотипы, на имиджи. В художественном творчестве массовая культура выполняет специальные социальные функции, главной из которых является иллю- зорно-компенсаторная, сочетающаяся с пропагандой существующего образа жизни, пытающегося отвлечь людей от социальной активности. Отсюда использование таких жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. В их рамках создаются упрощенные версии реальной жизни. Антиподом массовой культуры становится элитарная. Ее производителем является элита, которую, по мнению итальянских социологов Р.Михельса и
Г.Моска, характеризует высокая степень деятельности, продуктивности. Большее распространение получило определение элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями, это часть общества,

29 наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. А.Шопенгауэр в работе Мир как воля и представление делит мирна людей гения, способных к эстетическому созерцанию и творческой деятельности, и людей пользы, ориентированных только начисто практическую, утилитарную деятельность. У Ницше элитарная концепция предстает в идее сверхчеловека, который имеет привилегированное положение в обществе, наделен уникальной эстетической восприимчивостью. Эти идеи реализованы Ортегой-и-Гассетом в работе Дегуманизация искусства. Он проводит различие между старыми новым искусством. Старое обращено к элите общества, поэтому искусство необязательно должно быть популярным, общепринятым. Новое искусство отчуждает людей от реальной жизни, его основа – дегуманизация. Элита – это не родовая аристократия, а люди, обладающие особым органом восприятия. Проявление элитарной культуры – теория чистого искусства, в России – Мир искусства. Они акцентировали внимание на человеческой личности, пришли к абсолютизации личности творца. Считалось обязательным наличие особого авторского видения действительности, отсюда возникает понятие совесть искусства – субъективная искренность творца в выражении им красоты. Возникает претензия на вне- классовость и надклассовость искусства. Этническая культура – это культура, в основе которой лежат традиции предков, она связана с особенностями природной среды региона, характеризуется преемственностью. Это родоплеменная, преимущественно сельскохозяйственная культурная система. Для нее характерен консерватизм, стремление к замкнутости, ориентация на сохранение корней. Этническая обусловленность человеческих общностей находит выражение в разных признаках культуры повседневный быт, фольклор, этикет, характер пищи, нравы, обычаи, домашняя утварь, одежда, жесты. Чем малочисленнее и однороднее этнокультурная группа, тем настойчивее защищаются ею перечисленные ценности. Национальная культура базируется на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность. Она характеризуется пониженной значимостью социальной дифференциации при высоком экономическом единстве. Эта разновидность культуры возникла на основе кровного родства, вытесненного общностью территории, обычаев, нравов. Она ориентирована на решение текущих социальных задач. В понятии национальная культура цементирующими понятиями продолжают оставаться язык, определенная однородность этноса, сходство психики людей и образа их жизни, нона первый план выдвигаются единый хозяйственный организм и вытекающая из него единая государственность. Народная культура – это собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование народной культуры связано с осознанием принадлежности к народу. Особенность народной культуры – вне- профессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, не- специальный характер деятельности. Ее важное качество – традиционность. В

30 историческом прошлом она совпадает с этнической культурой, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультур- ными образованиями и даже с элементами идеологии (в настоящее время. Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности уклад жизни, обычаи, обряды, тип семьи, воспитание детей, жилище, одежду, язык, фольклор и т.д.. Народную культуру изучают этнология, культурная антропология, фольклористика, этнолингвистика, история культуры. Конкретные формы традиционных культур носят исторически преходящий характер. Со временем целостная система жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, которые теряют постепенно функционально-смысловое наполнение, но общие идеи и ценности народной культуры остаются актуальными. Через некоторое время потерянные идеи снова вернутся в массовое сознание и опять станут частью народной культуры. Субкультура. Объективная культура включает в себя систему политической организации, социологию, психологию, философию, а субъективная культура это то, что заложено в сознании человека, это определенная система убеждений. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов как возраст, этническое происхождение, религия, местожительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказ от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры – хиппи х годов. В середине х годов XX века на Калифорнийском побережье появилась группа писателей, художников, прочей богемной молодежи, которых окрестили битами или битниками. Их основными признаками были прославление нищеты джинсы, сандалии, лачуги пристрастие к негритянскому джазу и жаргону интерес к восточному мистицизму общий антагонизм к основанному на технологии обществу. Несмотря на широкое освещение в прессе, битники оставались крошечной сектой до той поры, пока не появилась лизергиновая кислота
(ЛСД). Впоследствии субкультуры битников и кислотная культура слились в большую группу – движение хиппи. Появившееся в конце х годов движение хиппи явило собой вызов обществу и еще одну попытку молодых людей найти свое я. Это движение стало популярным в бывшем СССР в начале-середине х годов. В эпоху железного занавеса хиппи являли собой пример антиобщественной, морально неустойчивой группы тунеядцев и юродивых. Нов тоже время для определенной молодежи той поры это было единственным выходом из серой реальности, это давало возможность общения единомышленников, позволяло читать интересные книги, слушать серьезную музыку и т.д. Но век хиппи был недолог. Ибо по мере того, как скорость изменений во всех аспектах общества возрастает, субкультуры тоже живут более короткой жизнью. Поэтому существует процесс, благодаря которому субкультуры плодятся вовсе усиливающемся темпе и умирают, чтобы освободить место для новых субкуль- тур. Существует рост субкультур в профессиональном мире. Научная общность состоит из ограниченного числа групп. Разные люди в науке живут, одеваются по-разному. Процесс разделения на ячейки внутри профессии ярко виден на примере Уолл-Стрит. Уолл-Стрит была большой Белой Англосаксонской Протестантской субкультурой. Представители этой субкультуры имели тенденцию посещать одни и те же школы, вступать в одни клубы, заниматься одним видом спорта (теннис, гольф, сквош), посещать одну церковь (Пресвитерианскую и Епископальную) и голосовать за одну партию (республиканцев. Молодежные субкультуры обладают рядом специфических черт
- преимущественно развлекательная направленность
- вестернизация;
- приоритет потребительских ориентаций над креативными;
- слабая индивидуализированность и избирательность культуры
- досуговая самореализация
- отсутствие этнокультурной самоидентификации
- отчуждение от основных нормативных ценностей. Неформальные объединения молодежи как правило не имеют официального статуса, в них слабо выражена социальная структура, слабые внутренние связи. Они не имеют программы деятельности, действуют по инициативе небольшой группы со стороны, представляют альтернативу государственным структурам. Их можно разделить на определенные группы асоциальные (стоят в стороне от социальных проблемно не представляют угрозу обществу, например, мажоры, рокеры, панки антисоциальные (носят агрессивный характер, стремятся утвердить себя за счет других, отличаются нравственной глухотой, например, банды – объединены по территориальному признаку, могут быть вооружены, внутри организации распространены наркотики, воровство, жестокость
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


написать администратору сайта