Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Античность как тип культуры. Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Одной из важнейших особенностей этой культуры является ее космологич

  • Архилох

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница5 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    про-
    социальные неформальные клубы или объединения, социально- положительные, которые приносят пользу обществу, например, зеленые, общество защиты памятников архитектуры, общество охраны зверей. Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители творческой интеллигенции. Во многом благодаря общественным движениям был отклонен проект века по переброске вод северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством об отмене этого проекта

    32 Лекция 5. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ. КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА План лекции
    1. Характерные черты культуры Востока.
    2. Соотношение личного и общественного в культуре Востока.
    1. Характерные черты культуры Востока. К древнейшим в мире восточным культурам относят культуры и цивилизации Древнего Востока – Египта, Междуречья, Индии, Китая. К культурам Востока относят также японскую культуру (впитавшую в себя китайскую культурную традицию) и культуру Арабского Востока (исламскую, которая возникла как сплав весьма разнообразных культурных влияний Ближнего Востока. Каждая из культур самобытна и уникальна. Восток – это целостное социокультурное пространство. Главная особенность Востока – устойчивость восточной цивилизации. Запад движется вперед рывками. И каждый рывок (античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации, а органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые ему элементы. Так, нашествия варваров не только не уничтожили Китайское государство, но даже не прервали его существования. Восток (в отличие от Европы) всегда был многоконфессиональным. И даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживается с иными традиционными восточными верованиями. Другой важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утратило связи с природой. Цивилизация Востока и Европы в этом отношении шли разными путями. Для европейцев человек есть венец творения, и все в этом мире создано исключительно для его пользования, европейцы принялись расхищать богатства природы и перекраивать ее на свой лад. В отличие от них человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направляет на совершенствование души и тела. Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека вписываться в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела. Например, китайская философия учит, что мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его ненужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать существованию гармонии. Согласно Конфуцию, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее

    33 талантом, и ее талант – следствие могучего творческого процесса в природе. Следовательно, в этом мире человек – не господина лишь одна из составных частей природы. А раз так, то целью человека является стремление быть с природой в гармонии. Показательно, что даже стили различных боевых искусств произошли из наблюдений за движениями диких зверей тигра, медведя, обезьяны. В отношении к миру восточная культура исходит из небытия (как до- бытия. Главное внимание — структуре мира, роли его частей. Творчество — исключительно удел неба и богов. Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.
    2. Соотношение личного и общественного в культуре Востока. В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса для Востока характерен принцип теоцентризма, предполагающий, что в основе мироздания лежит некая высшая трансцендентная воля. Призвание человека — научиться распознавать эту волю, входить в нее и творить ее как свою собственную. Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, тов результате происходит и совершенствование общества как спокойный одномерный процесс, способный постоянно вбирать в себя новое и иное, ориентированный на устойчивость. На Востоке отдельный человек традиционно чувствует себя лишь физическим телом, которое становится собственно человеком, если его сердце обращено к другим людям. Личность живет лишь в коллективе, человек возможен только как представитель целого (холизм индивидуализм растворен в служении коллективному целому. Отсутствует понятие свободы воли, человек — обязан и рад этому.
    Для цивилизаций Востока характерна особенная приверженность традициям. Возникающее новое получает оправдание только, тогда, когда можно подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяется, но сохраняя при этом черты сходства. На протяжении лет на Востоке можно было встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое нарушение традиций осуждается. Влияние традиции сделало восточную культуру духовно непроницаемой к внешним влияниями позволило сохранить свою идентичность, свою самобытность благодаря жестким традициям, нормам, устойчивости общественного порядка, сильному влиянию религии и морали. В истории Востока потребность в государстве возникла раньше проявлений индивидуальной свободы. Суровые климатические условия требовали огромной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения сельскохозяйственных общин. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, сильной власти, четкой иерархии. Восточное общество построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, те. все связи в обществе замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти, связи отсутствуют. Власть единоличного правителя ничем не ограничена, ион рассматривался как наместник бога на земле. Тип государства - деспотия. Подобное устройство находило опору в религиозных системах. Для восточной культуры в отношении к государству, власти, закону характерен такой подход власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству и начальству, служит и душой и телом. Положение человека прежде всего обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии. Общество, относящееся к восточному типу развития, существует в рамках исторического времени, образующего прошлое, настоящее и будущее. Однако представление о времени имеет свои особенности время земное, в котором живут люди, течет одновременно с временем небесным, в котором обитают боги. На Востоке боги, небесные силы рассматриваются как часть живой природы – будучи рядом с людьми, они участвуют в их жизни и влияют на нее. Душа человека считается бессмертной и лишь меняет форму проявления. Так, существуют в настоящем, нов другой форме, умершие предки (прошлое, и неродив- шиеся потомки (будущее. В некоторых обществах время воспринимается как циклическое, периодически возвращающееся к исходной точке. С подобными представлениями о времени связана поэтизация прошлого. Золотой век для этих народов всегда в прошлом, которое содержит образцы поступков и действий. Во времени человек Востока ориентируется на вечность (что, разумеется, не исключает будущее, на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей. В ценностных ориентациях личность ориентируется на духовное бытие, высшая ценность и высший критерий которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле. Так, например, все, что делает верующий мусульманин, он делает во славу Аллаха верующий буддист стремится так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами Вселенной, не нарушали бы космического закона, верующий индус стремится к улучшению своей кармы, что может обеспечить ему благоприятное перерождение в следующем жизненном цикле. В целом всей культуре Востока свойственны такие черты, как
    1. Ориентация на духовность, мистицизм.
    2. Иррационализм.
    3. Общинное начало, коллективизм, отсутствие господствующей роли частной собственности.
    4. Сохранение традиций, стабильности. Культура традиционна, мало изменяется, но впитывает в себя и отбирает многое из мирового опыта. Запад и Восток — это различные представления, взгляды на мир, различные, как говорил В.Г. Белинский, манеры понимать вещи. В тоже время формула Запад есть Запад, Восток есть Восток представляется столь жене- верной и односторонней, как и формула Восток есть Запад, Запад есть Восток. Наше время подсказывает иную формулу Нет Востока без Запада, и нет Запада без Востока — одно помогает другому осознать себя

    35 Лекция 6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ План лекции
    1. Основные черты западной культуры.
    2. Античность как тип культуры.
    3. Особенности средневековой культуры.
    4. Гуманизм культуры Возрождения.
    5. Новоевропейская культура.
    1. Основные черты западной культуры. Деление культурна восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, обще- ственно-экономических и политических структур. К Западу относят европейскую и американскую культуры. Этот тип культуры ориентированна ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Западная культура сформировалась в странах Западной Европы, включает этапы
    1. Культура Древней Греции и Рима (античность.
    2. Романо-германская культура христианского средневековья.
    3. Новоевропейская культура. Основные черты западной культуры
    1. Приоритет рационального разумного подхода к анализу мира.
    2. Использование универсальных научных понятий, интенсивное развитие философии и наук.
    3. Активное технико-технологическое преобразование мира.
    4. Динамизм и погоня за новизной.
    5. Индивидуализм, господство частной собственности.
    2. Античность как тип культуры. Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Одной из важнейших особенностей этой культуры является ее космологич-
    ность. Космос – не только мирно и порядок, украшение, мировое целое, которое противостоит Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей – незыблемый принцип искусства. Античность утвердила три основных эстетических категории, пронизывающие всю древнегреческую культуру красоту, меру, гармонию. Красота объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии. Мера – это характеристика совершенства. Эта категория вводится в политическую, философскую, эстетическую, этическую культуру. Гармония – единство в многообразии, внутренняя природа вещей. Наивысшее выражение гармонии – в искусстве, но образец для искусства – гармония в космосе, природе, гармония человека и общества. Античная культура – это тип европейской рациональной культуры. Сначала грек созерцал гармоничный космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но если гармония – отношение величин (по Аристотелю, которым свойственно движение и положение, если она выражается в пропорции и связи вещей, то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда наличие канона, совокупности правил, определяющих, например, идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному изучению, в результате которого были установлены правила соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорции является скульптор Поликлет, автор труда Канон. Практически свою теорию он выразил в статуях Копьеносец («Дорифор») и Юноша с победной повязкой («Диадумен»). Но тело – лишь часть гармоничной личности и человеку надо было стремиться к калока-
    гатии, нравственному и внешнему совершенству. Достигнуть идеала можно было физическими умственным трудом, воспитанием, образованием. Таким образом, космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм, когда человек становится центром культуры. Отсюда возникает культ тела человека, наиболее полно выраженный в скульптуре и архитектуре. Основные меры длины мастера заимствовали от человеческого тела пальцы, локти, стопы, ладони. Дорический ордер в архитектуре олицетворялся с мужской фигурой, физически совершенной, сильной, а ионический – с женской, стройной, утонченной, нарядной. Еще одной чертой, характеризующей античную культуру, является состязательность. Главную роль играли состязания художественные – политические, музыкальные, спортивные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял главную черту древнего грека он мог проявить себя как свободный гражданин, его личные заслуги ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Одним из ярких выражением агона стали знаменитые Олимпийские игры. Разв четыре года устраивался праздник, на котором происходило общение лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Помимо этого здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы, драматурги выступали перед зрителями со своими новыми произведениями. Позднее к Олимпийским играм прибавились Пифийские в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмийские в честь бога Посейдона. В греческом агоне берет начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. Отсюда особое преклонение перед словом. Именно здесь начинают развиваться различные философские направления. Философия – любовь к мудрости – формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, ноне менее важной была и теоретическая значимость. Обращает на себя внимание и такая черта как праздничность. Греческая культура внешне очень красочна и зрелищна. Часто праздники связывались с соревнованиями в честь богов. Например, разв четыре года отмечался праздник в честь богини Афины – Большие Панафенеи с факельными шествиями, музыкальными и танцевальными представлениями, а затем и атлетическими состязаниями. Широкую известность получают и Дионисии, праздник в честь бога Диониса, на котором представлялись драматические произведения, песни и танцы. История античного искусства включает в себя несколько этапов
    - крито-микенский (до XII века до н.э.)
    - гомеровский (XI-VIII век до н.э.)
    - архаический (VII-VI век до н.э.)
    - классический (V век до н.э. – 338 г. до н.э.)
    - эллинизм (конец IV-I век до н.э.)
    - римский (146 г. до н.э. – IV-V век н.э.) Литература Древней Греции – одна из древнейших в Европе. В ней зародилось множество форм и жанров (трагедия, комедия, эпос, лирика. Началом греческой литературы приято считать поэмы Гомера «Илиада» и Одиссея, являющиеся венцом эпических традиций, длительное время сохранявшихся бродячими декламаторами рапсодами. В VII-VI веках до н.э. значительную роль в литературе начала играть лирика, отражавшая рост самосознания личности. В своем творчестве поэты отражали разные стороны жизни. Архилох писало скитаниях и невзгодах его жизни, Анакреонт создал лирические миниатюры на застольные и любовные сюжеты, лирика Алкея отразила бурную политическую жизнь того времени, а его современница Сапфо ставила в центр внимания женщину, страдающую от любви и терзаемую ревностью. Время культурного первенства Афин V-IV века до н.э. – эпоха расцвета греческого театра. Ведущим жанром стала трагедия с мифологическим сюжетом. Отцом трагедии считается Эсхил. Им создано около девяноста произведений, но до нас дошло семь. Наиболее известна трагедия Прометей прикованный. Эсхил прославлял справедливость принципов, лежащих в основе афинского государственного устройства, милосердие. В трагедиях Софокла ведущие черты личности его персонажей проявляются в конфликтах между законом государства и законами религии и морали («Антигона»), в столкновении честного прямодушия и лукавой мудрости («Филоктет»), страдания во имя долга («Электра»). Родоначальником психологической драмы можно считать Ев

    38
    рипида. Он изображал людей такими, какими видел их в жизни, старался разглядеть в характере человека причину его гибели (Геракл, Медея и др. Жанром, наиболее острым в политическом отношении, являлась комедия. Творчество Аристофана, крупнейшего комедиографа, отразило политические взгляды простых людей, ненавидевших войну. Его произведения Мир, Ли- систрата», Всадник - смелая сатира на политическое и культурное состояние Афин вовремя кризиса демократии. Основное место в архитектуре занимал храм – важнейший для полисного времени тип общественного здания. Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Великим творением греков был ордер, способствовавший созданию ясного архитектурного образа. Ордер от латинского - строй) – это сочетание в ясном и стройном порядке трех основных частей постройки ступенчатого основания (стереобата), вертикальных опор (колонн, перекрытия (антаблемента. Они создали два основных ордера древнейший – дорический, позднее появился ионический, а намного позже сложился коринфский, как вариант ионического. В дорическом стиле были созданы храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Парфенон. В ионическом – храм Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самос, Эрехтейон на афинском Акрополе. Греческая скульптура – особый вид искусства, который переживает в эту эпоху наивысший расцвет, равного которому больше не повторится в истории мировой культуры. Именно в скульптурном изображении человека отразилась вся суть мировоззрения древних греков. Первый художник, разрешивший проблемы передачи момента движения в скульптуре, был Мирон (Афина и
    Марсий», Дискобол. Современник Мирона
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта