Главная страница
Навигация по странице:

  • Джаноццо Манетти

  • Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения продолжили развил Мазаччо

  • Донателло

  • Джованни Боккаччо

  • Джор- дано Бруно

  • Альбрехт Дюрер

  • Мигель де Сервантес

  • П.Ферма

  • Л.Бернини

  • Йорданс

  • Дж.Локк (1712-1778), Вольтер

  • Д.Дидро (1713—1784) иДАламбером

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница7 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22
    Леонардо да Винчи (1452—1519),
    X.Колумба (1451—1506), Н.Коперника (1473—1543), Эразма Роттердамского (1469-1536), Ф.Рабле (1494-1553), Мазаччо (1401—1428), Донател-
    ло (1386—1466), Боттичелли (1445—1510), В.Шекспира (1564-1616),
    М.Сервантеса (1547—1616) и многих других гениев человечества. Эта эпоха делится натри периода
    1. XIV- конец XV века – раннее Возрождение.
    2. е годы XV – е годы XVI века – высокое Возрождение.
    3. до конца XVI века – позднее Возрождение. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей эпохи Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое. Если для средневековья определяющей была религиозность, то для Возрождения основополагающим понятием стал гуманизм. В системе ценностей на первом плане идеи гуманизма. Красноречивы даже названия произведений
    Джаноццо Манетти О достоинстве и превосходстве человека и Джованни
    Пико дела Мирандолы Речь в защиту достоинства человека. Так Бог, согласно взглядам Пико, создав мир, пожелал, чтобы кто-то оценил смысл такой большой работы, любил ее красоту и, создав вслед за этим человека, сказал ему Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее было обозревать все, что есть в мире. Яне сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Представителями ренессансного гуманизма были Эразм Роттердамский, Томас Мор (1478-1535), Томмазо Кампанелла (1568-1639).
    Эразм Роттердамский (1469-1536) - голландский мыслитель, властитель дум, писатель, филолог в Похвале глупости с позиций гуманизма высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Эти мотивы были характерны для искусства Возрождения (картины Босха Операция глупости, Питера Брейгеля Старшего Страна ленивцев, книга стихотворных сатир Себастьяна Бранта Корабль дураков. В Похвале глупости содержится сатира на любой фанатизм и догматизм. Каким образом можно держать в своих руках ключ от знаний, не обладая самим знанием Лики глупости бесчисленны, и отнюдь неслучайно дураки столь угодны Богу. К дуракам плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают. Хотя большая часть народа ненавидит войну и молит о мире, есть и такие, чье подлое благополучие зависит от народного горя и которым выгодна война. Томас Мор был живым примером, воплощением своих нравственных идеалов. Ученый, философ, поэт, лорд-канцлер Англии, об был заключен в
    Тауэр и казнен, не пожелав отказаться от своих моральных, религиозных и политических принципов. В Утопии (буквально - место, которого нет) описывался остров, где реализованы представления Мора об идеальном обществе. Человек рожден для счастья, счастья может достичь только образованный человек.
    Т.Кампанелла за свои убеждения провел в тюрьме 27 лет, где написал главный свой труд Город солнца. Предлагал общество, где царит экономическое и политическое равенство, воспитание основано на возврате к природе, уделяется внимание трудовому воспитанию, разрешено любое вероисповедание. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Неслучайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это универсальный человек, человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, асам человек является как бы смертным богом. В конце концов люди вступят на территорию небесных светил, обоснуются там и сами станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Жизнеутверждающий дух Ренессанса по сравнению с аскетизмом предшествующего периода находит выражение во всех видах искусства – от архитектуры до музыки. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения. Можно ограничиться лишь одним сопоставлением из живописи насколько непохожи, например, неземные, почти бесплотные образы женщину воздержанных, посвятивших себя прежде всего Богу, художников средневековья, и, скажем, на полотнах голландского живописца П.Рубенса
    (1577—1640), где женщина предстает как воплощение физического великолепия и красоты. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто
    (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения продолжили развил Мазаччо
    (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными. Известный скульптор Донателло (1386-1466) – автор реалистических работ портретного типа, представляющий в скульптуре обнаженное тело. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), обладающий разносторонними способностями и дарованиями, одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, инженером. Важнейшие

    47 его работы – Тайная вечеря (фреска в миланском монастыре Санта Мария дела Грацие) и «Джоконда». Рафаэль Санти
    (1483-1520) – живописец, создатель «Сикстинской мадонны, величайшего произведения мировой живописи юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения жертвы во имя искупления грехов человечества.
    Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – скульптор, живописец, архитектор, поэт, создатель знаменитой статуи Давида. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца, одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В его творчестве звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью превзойти природу. В середине XVI века деятели гуманистического движения стали преследоваться. Был составлен Индекс запрещенных книг, в который вошли и сочинения итальянских гуманистов, в частности Джованни Боккаччо (1313-
    1375). Боккаччо – автор «Декамерона» - собрания реалистических новелл. Дан-
    те, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов, активно отстаивающих свои взгляды и не желающие идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 году в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джор-
    дано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения О бесконечности, Вселенной и мирах. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от своих идей гуманизма, стремясь усвоить лишь манеру великих деятелей Возрождения. Важным моментом развития европейской культуры к концу эпохи Возрождения была так называемая Реформация – религиозно-идеологическое и социально-политическое движение XVI-XVII веков.Оно положило начало протестантизму и было направлено против роскоши и жесткого контроля католической церкви за внутренней духовной жизнью человека. Приоритет личности и ее инициативы станет с тех пор определяющим в культуре Запада по сравнению с более коллективистской культурой Востока.
    Реформация заложила основы христианской культуры нового типа. Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру. Духовная диктатура была сломлена. Победа Реформации вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). В Англии величайшей фигурой был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Отелло», Король Лир, сонетов. В Испании широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы Мигель де Сервантес (1547-1616) - автор бессмертного «Дон-
    Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645) создал знаменитый роман История одного пройдохи. Лопе де Вега (1562-1645) – автор 1800 литературных произведений, в том числе таких, как Собака на сене, Учитель танцев. Особое место в испанской живописи занимают Эль Греко (1541-
    1614) и Диего Веласкес
    (1599-1660). Представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле
    (1494-
    1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В XVI веке эпоха Возрождения завершилась, но идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности.
    5. Новоевропейская культура. Для Европы Новое время (XVII—XIX века) — единый пространственный континуум культуры. У него единый базис —
    буржуазный способ производства, единый ориентир —
    развитие человеческой индивидуальности. Новое время — время восходящего развития современной, промышленной цивилизации. Вместе стем и XIX века качественно своеобразны. XVII век
    — эпоха зарождения, становления рационализма (век гениев XVIII век — век Просвещения XIX столетие — век классики когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя наиболее всесторонне и полно. В экономической жизни решаются задачи индустриализации, машинизации всех сторон жизни. В политической области – стремление к новым формам взаимоотношений власти и общества – закон, конституция, политические права личности. В социальной сфере – постепенный переход от сословной организации внутри общественных отношений к новым общественным слоям – интеллигенции, предпринимателям, чиновничеству. В культуре ставилась задача духовной целостности каждой нации на основе единства и самобытности, национальной идеи как духовной самоидентификации нации. Происходит интенсивное совершенствование науки все более ориентирующейся на решение задач экономического и политического развития европейского общества, что, по сути, ознаменовало начало научной революции Рационализм эпохи Возрождения создал предпосылки для принципиальных открытий в области математики. Р.Декарт (1596—1650) закладывает основы аналитической геометрии, П.Ферма (1601—1665) создает теорию чисел,
    Г.В.Лейбниц (1646-1716) выпускает труды по дифференциальному и интегральному исчислению. Достижения математики способствуют совершению важных физических открытий И.Ньютон (1643—1727) выдвигает корпуску- лярно-волновую теорию света, формулирует основные законы механики, открывает закон всемирного тяготения Гюйгенс (1629—1695) раскрывает тайну кольца Сатурна, а Э.Торричелли (1608—1647) выступает создателем гидравлики и метеорологии. Развиваются астрономия, естественные и гуманитарные науки. Вот почему это время называют веком гениев. Становление науки и ее вхождение в мир повседневности все более способствовал утверждению рационализма и реализма как основ новоевропейского образа мысли. Рационализм – учение о главенстве разума по отношению к чувствам. Реализм – учение о достоверности только внешней реальности. Складывается особый подходк изучению общественного развития Общество рассматривается как единая система, действующая по своим законам. Появляются теории общественного договора, согласно которым люди передали свои естественные права государству полностью (по концепции
    Т.Гоббса) или частично (по концепции Дж.Локка), стем, чтобы государственная система обеспечила им безопасность. Вкупе с формулой Ф.Бэкона знание
    — сила антропологический рационализм концепции естественного права являлся огромным шагом европейской культуры по пути утверждения гражданского общества, правового государства, что делает XVII век во многом близкими созвучным нашему времени. Духовная жизнь, в отличие от Возрождения, принимает более разумные формы, изменилось понимание роли и места человеческой личности. В этот период человек обретает опору внутри себя, понимая свою самоценность. В тоже время начинается разлад между личностью с ее идеалами и суровыми законами развития общества. В философии, которая теперь становится выразителем духовных поисков общества, появляется много ярких личностей. В XVII веке происходит формирование национальных художественных школ, своеобразие которых определялось условиями исторического развития, художественной традицией. В Италии – Л.Бернини (1598-1680), Борромини
    (1599-1667), в Испании – Лопе де Вега (1562-1635), М.Сервантес (1547-1616), Эль Греко (1541 – 1614), Хосе Рибера (1591 – 1652), во Фландрии – ван Дейк

    (1599-1641), Йорданс (1593-1678), Снейдерс (1579-1657), Броувер (1605-1638),
    Рубенс (1577-1640), в Голландии – Ф.Хальс (ок.1581-1666), Рембрандт (1606-
    1669), во Франции – Корнель (1606-1684), Расин (1639-1699), Н.Пуссен (1594-
    1665), Мольер (1622-1673), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708). Искусство стало сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Проявляется стремление к синтезу видов искусств, скульптура вторгается в архитектуру и садовое искусство. В это время происходит зарождение разнообразных стилей и течений. В XVII веке поэты, писатели, зодчие, передавая все изменения эпохи в своих произведениях, сформировали новый стиль художественного самовыражения, получивший широкое распространение в западноевропейской культуре
    – барокко. Название стиля произошло от итал. barocco – странный, причудливый. Барочный стиль характеризуется сложной уравновешенностью динамических композиций, выразительностью, совмещением реального и фантастического, стремлением к показу аффектов, к пышности, витиеватости. Если Возрождение восхищается человеком и его бытием, то барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр (показательно название произведения

    50
    Б.П.Кальдерона – Жизнь есть сон. Представителями этого стиля были
    И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Б.П.Кальдерон, Л.Бернини. В XVII веке в европейских государствах происходит окончательное разграничение светской и духовной власти и правовое оформление положения человека в обществе. Вначале века процесс секуляризации (отделения государства от церкви) приобретает широкие масштабы. Наука и научная рациональность определяют характер мироощущения нового времени. В эпоху Просвещения Век Разума) научное знание из достояния узкого круга ученых стало распространяться за пределами университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, обсуждаться, среди публицистов, литераторов, популярно излагавших достижения науки и философии. На знамени просветителей написаны два главных лозунга наука и прогресс. Просветители апеллируют непросто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Дж.Локк
    (1712-1778), Вольтер (1699-1778), Д.Дидро (1713-1784), П.Гольбах (1723-
    1789), К.Гельвеций (1715-1771) – плеяда энциклопедистов, подвергшая суду разума и здравого смысла всю человеческую историю, в частности историю христианства и христианской церкви. Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной Энциклопедии наук, искусств и ремесел, начатое Д.Дидро
    (1713—1784) иД'Аламбером (1717-1783). В Энциклопедии были систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени век называют и золотым веком утопии. Философия эпохи размышляла о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения. Ориентиром было естественное или природное состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, живущего сообразно разуму. Зримым воплощением лучших миров были сады и парки. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – создания совершенной среды для совершенного человека. Это было место для философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. В композицию парка включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. В XVIII веке барокко постепенно вытесняется стилем рококо, получившем распространение в дворцовых и парковых строениях. Само слово произошло от слова «рокайль» - мелкие камушки, раковины. Рококо характеризуют изысканные и причудливые мелкие формы и изощренно изысканный, филигранный, сильно стилизованный орнамент. Это легкий, игривый стиль, создающий атмосферу праздности, беззаботности, непритязательного развлечения. Умонастроения эпохи передает и другой стиль – классицизм. Идеологией классицизма стали рационалистическая философия Р.Декарта, драматургия

    51
    П.Корнеля, Ж.Расина, Ж.Б.Мольера, живописная манера Н.Пуссена и др. Стиль и направление, возникшее в XVII веке и обращенное к античному наследию как к норме и образцу, основан на идеях рационализма и разумной закономерности мира. Его главными темами стали конфликт общества и личности, долга и чувства. Для архитектуры классицизма характерны четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор. К этому стилю относятся большинство садово-парковых ансамблей Западной Европы (например, Версаль. В конце XVIII века возникает сентиментализм – течение, провозглашающее культ естественного чувства природы, которому свойственны чувствительность, чрезмерная нежность в выражениях, сострадательность. Его представителями были С.Ричардсон (1689-1761), Л.Стерн (1713-1768), Т.Смоллетт
    (1721-1771), Ж.Ж.Руссо (1712-1778). На его основе позднее возникнет романтизм. Все разумное – действительно, все действительное – разумно, - формула, выведенная Г.В.Гегелем, была неслучайной, она – самосознание эпохи
    XVIII века. Но уже следующее столетие заставило людей усомниться в этом.
    XIX век - это век классики, когда буржуазная цивилизация достигает своей зрелости и затем вступает в стадию кризиса. Так оценили это время
    Ф.Ницше, О.Шпенглер, Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет. Великая французская буржуазная революция 1789-1793 годов обозначила кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности. Пессимистическое настроение общества, находящегося под впечатлением социальных событий, выливается в романтический бунт молодого поколения. Романтизм – это непросто стиль, это общекультурное движение, охватывающее все от философии, политэкономии до моды на прически и костюмы. Он отображает мучительный разлад между идеалом и действительностью, который становится основой мировосприятия многих людей XIX века. Романтиков привлекают люди исключительные, гении, борцы за справедливость, герои. Признание высокой ценности личности в Новое время выливается в романтизме в идею ее уникальности и неповторимости. Для романтизма характерно обращение к национальным корням, к фольклору. Его основными темами становятся любовь, часто трагическая, одиночество, мечты, иллюзии, сказка, тема природы. Представителями этого направления стали
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22


    написать администратору сайта