Главная страница
Навигация по странице:

  • Нереднице

  • Спасо-Преображенский собор в Пе- реславле-Залесском

  • Мамаевом побоище, в котором усилены религиозные мотивы. Летописание сохранилось лишь в городах, избежавших татарского разорения. Самая известная летопись той поры – Лаврентьевская

  • Николы на Липне

  • Ильине улице. Во второй четверти XV века, когда шла кровопролитная феодальная война, строительство вновь оживилось. Была построена Грановитая

  • Пьетро Антонио Солари

  • Постником Яковлевым и Бармой

  • Баженом Огур- цовым

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница9 из 22
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22
    3. Русская средневековая культура. Искусство Киевской Руси. Русское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального, двух религий – язычества и христианства. Восприняв от Византии христианство, Русь приняла и определенные основы языка культуры, но они были переработаны и приобрели свои специфические, глубоко национальные формы. Как любое средневековое искусство, искусство Руси следует определенным канонам, прослеживающимся в архитектурных формах, в иконографии – живописи. С христианством пришла крестово-купольная форма храма. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма. Сразу после принятия христианства в Киеве была построена Десятинная церковь (храм Успения Богородицы, первый каменный храм на Руси. В XI веке была построена Киевская София, купольный храм, отличающийся богатством внутреннего убранства. Чуть позже был возведен Софийский собор в Новгороде, который был лаконичнее, проще по своим формам, чем Киевская София. Среди изобразительных искусств значительное место принадлежит мозаике и фреске. Язык мозаик прости лаконичен, изображения плоско- стны, фигуры как бы распластаны на золотом фоне, формы грузны, жесты условны. Мозаики для православных верующих были книгой, которую они читали. В XI веке было создано много икон, известно имя одного из первых русских иконописцев – Алимпий. Икона Владимирская Богоматерь, привезенная из Константинополя в Киев, стала излюбленной на Руси. С возвышением Москвы она стала государственной святыней. Особым разделом древнерусской живописи стало искусство книжной миниатюры. Написанные на пергаменте книги украшались миниатюрами, заставками, инициалами. Древнейшей русской рукописью является «Остромирово Евангелие, написанное в XI веке дьяком Григорием. До X века славяне не имели письменности, ас принятием христианства появляются глаголица и кириллица, которая применялась гораздо чаще. Вскоре после проникновения славянской азбуки и переводных книг, появляется и собственная литература. Одним из первых памятников литературы того времени стало Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона. Это образец ораторского искусства, богословской и исторической мысли. В XI веке появляется летописание. Нестор создает Повесть временных лет. Первым произведением светского автора стало Поучение Владимира Мономаха, в котором князь дает наставление своим взрослым сыновьям. После принятия христианства стало противоречивым отношение к светским увеселениям, которые то запрещали, то признавали необходимость смехо- вой разрядки. С XI века в литературных памятниках встречается упоминание о скоморохах, актерах, сочетавших в своем творчестве черты потешника, драматического лицедея, музыканта, танцора, фокусника. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были коллективные игрища, приуроченные к традиционным праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих игровых зрелищ. «Смеховая» культура сохранялась в традициях этих народных праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним. Примерно с х годов XII века Киевская Русь окончательно распалась на несколько независимых земель, но развитие русской культуры не прекращалось вплоть до татарского нашествия. В этот период раздробленности сохранялась живая связь с культурным наследием Киева, хотя в каждом городе создавался свой особенный стиль, черниговский, новгородский, суздальский и т.д.. Не отрицая роли князей, единой церковной организации в поддержании общего высокого уровня культуры, появились характерные особенности обилие и своеобразие местных культур, интенсивный рост народных основ русской культуры. В 1155 году суздальский князь тайно увез из Киева икону Владимирской Богоматери, в 1171 году город был подвергнут страшному разгрому суздальскими князьями, но продолжал оставаться центром торговли, ремесел. На архитектуру города оказали влияние не только Византия, но и романский стиль храмы были крестово-купольные, одноглавые, с мощными гладкими стенами, с узкими окнами, напоминающими бойницы. До наших дней дошло несколько памятников Кирилловская церковь в Киеве, отреставрированная в XVII веке, в которой сохранились древние росписи высокого качества церковь Праскевы Пятницы в Чернигове. Заказчиками церковных построек в Новгороде становились жители отдельных районов, улиц, купеческие объединения, что привело к демократизации церковных зданий. Они были одноглавыми, скромно украшенными, их стали приспосабливать под мирские нужды. Церковь Спаса Преображения на Нереднице, строилась по княжескому заказу, а церковь Рождества Богоматери в Перныни отразила уже вкусы горожан. Она имела трехлопастное волнообразное перекрытие, которое станет потом отличительной чертой «уличанских» храмов, построенных на средства жителей улицы. На Северо-Востоке Руси самостоятельное значение архитектура приобрела при князе Юрии Долгоруком. Спасо-Преображенский собор в Пе-
    реславле-Залесском, храм Бориса и Глеба в Кидекше
    перекликается с архитектурой Европы, Византии. Во владимирской архитектуре особое место занимают Золотые ворота, обитые золоченой медью Успенский собор, в котором ярко зазвучали фольклорные мотивы церковь Покрова на Нерли
    , прекрасно гармонирующая с окружающей природой пышный и величавый Дмитриев-
    ский собор, имеющий в своем декоре изображения птиц, зверей, растений.

    61 Русская церковная скульптура отличалась от аналогичной романской отсутствием чудовищ, большее место в изображении занимал растительный орнамент. Вместо борьбы светлых и темных сил в них показана мировая гармония. Византийские традиции и монументальный стиль Киевской Руси более всего сохранились в иконописании, имеющем общие черты монументальность, торжественность, лики святых строги, их фигуры находятся в неподвижных, позах, фоны икон гладкие. Восхваление сильной княжеской власти находят в Молении Даниила
    Заточника. Это одно из оригинальнейших произведений древнерусской литературы, в котором ярко дает о себе знать смеховая культура, это произведение – мостик между плебейской городской культурой и высокой книжной. Общерусское значение имеет Слово о полку Игореве»
    , в котором содержатся глубокие размышления о судьбе русской земли, ее истории, о княжеских усобицах, о необходимости единения перед лицом внешней опасности. Оно сочетает в себе книжный, и народный языки, элементы православного и фольклорного сознания век – трагический период в истории русской культуры. Татарское нашествие разорило Русь, пришли в упадок многие очаги культуры, разорвались многие культурные связи внутри Руси. Только с середины XIV века на территориях Северо-Восточной и Новгородской Руси начался культурный подъем. Городские ремесла переживали упадок, многие мастера погибли, были увезены в плен, нарушилась преемственность в передаче их секретов. До конца
    XIII века почти прекратилось каменное строительство. Соприкосновение с миром степных кочевников, соседство с мусульманскими народами отразились на русской культуре. Русские заимствовали у татар достижения в военном деле, в русском войске значительно возросла роль конницы. Торговое и бытовое общение с восточными купцами привело к знакомству с новыми тюркскими словами базар, таможня, башмак, кафтан, кушак. Различие религий исключило взаимодействие в сфере высокой книжной культуры. Во второй половине XIV века наметился устойчивый подъем начали восстанавливаться города, развивалось литье колоколов, производство пушек, в Москве в 1366-1367 годах строится Кремль, что было расценено как признак политического главенства. Победа в Куликовской битве повлекла за собой рост национального самосознания. Патриотический подъем стал источником высоких достижений в области литературы, зодчества, изобразительного искусства. Сказания, летописи, жития святых составляли основной круг произведений литературы. Многие из них были посвящены борьбе с татаро-монголами, например, Слово о погибели Русской земли, Повесть о разорении Рязани Ба-
    тыем». Привлекал современников образ Александра Невского, описанный в житии. Своими художественными особенностями выделяется «Задонщина», рассказывающая о Куликовской битве, Сказание о Мамаевом побоище, в котором усилены религиозные мотивы. Летописание сохранилось лишь в городах, избежавших татарского разорения. Самая известная летопись той поры –
    Лаврентьевская.

    62
    XIV век называют золотым веком новгородской архитектуры. Церковь

    Николы на Липне (на болоте) продолжила традиции зодчества домонгольско- го периода. Образцами расцвета новгородской архитектуры можно считать храмы Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице. Во второй четверти XV века, когда шла кровопролитная феодальная война, строительство вновь оживилось. Была построена Грановитая палата, имевшая перекрытие, характерное для готических построек, а возведенная рядом часовая башня имела высокий шатровый верх, который позже прочно войдет в русскую архитектуру. В 1367 году был возведен московский Кремль, просуществовавший немногим более века, до нас дошла часть кремлевской церкви Рождества Богородицы. Основные типы икон пришли из Византии, оттуда же были привезены образцы, «прориси». Икона имела ряд особенностей иерархичность религиозного сознания порождала разномасштабность изображений, важные персонажи изображались крупнее допускалось условное изображение предметов придавая иконе характер повествования, художник совмещал водной иконе разновременные события иконописцы пользовались чистыми цветами, накладывая их локальными пятнами, четко очерчивая контуры иконы имели плоскостное изображение, что подчеркивало неземную суть персонажей. Иконописание является искусством более дешевыми демократичным, чем монументальная архитектура и фресковая живопись, поэтому иконы стали столь популярными. Крупнейшим иконописцем конца XIV века стал Феофан Грек, образы которого отличаются драматизмом, созвучны эпохе. Новгородские фрески церкви Спаса на Ильине улице изображают грозные, карающие небесные силы. Вечная тема борьбы добра и зла, тела и духа нашла выражение в творчестве Грека. В конце
    XIV века он жили работал в Москве, в храмах Кремля, расписывал иконостас Благовещенского собора, ему приписывают также авторство иконы Богоматери Донской. В Благовещенском соборе он работал вместе с Андреем Рублевым.
    А.Рублев сформировался как художник в атмосфере всеобщего подъема русской культуры после Куликовской битвы, испытал идейное влияние Сергия Радонежского, с которым роднят искренняя вера, духовная просветленность, гармоничное восприятие мира. Художник сумел объединить артистизм греческих мастеров с русскими идеалами красоты, его иконы отличают простота при необыкновенной глубине. Он работал в Благовещенском соборе Московского Кремля вместе с Прохором из Городца и Ф. Греком, вместе с Даниилом Черным он выполняет фрески в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением становится икона Троица, глубоко символичная, овеянная светлой грустью. Главное явление второй половины начала XVI века - образование Великорусского государства, ставшего крупнейшим государством Европы. Прекращение междоусобиц и уменьшение внешней опасности вызвали общий подъем культуры. Церковь всеми силами стремилась упрочить свое господствующее положение в духовной жизни страны. Искусство было призвано выполнять задачи государственного значения. Складывался официальный характер высокой культуры. Однако культурное господство Москвы приводило к нивелированию местных культур, в борьбе за государственное единство были уничтожены вечевые республики в Новгороде и Пскове. Для нового государства развитие связей с западноевропейской культурой было важнейшим средством преодоления отсталости, связанной с нашествием, и укрепления государственного положения страны среди европейских держав. Взаимодействие государств не ограничивалось только торговыми связями, устанавливались дипломатические отношения. Русские дипломаты налаживали контакты с архитекторами, инженерами, врачами. Русь познакомилась с лучшими достижениями Италии эпохи Возрождения. Но церковь прочно внедряла в сознание людей недоверие к европейской культуре. Началась борьба против «латинства», следовательно, против всякого проникновения светского знания. Вначале века монах Филофей направил великому князю Василию III ряд посланий, в которых сформулировал идею Москва – третий Рим. Русь оставалась единственным независимым православным государством, поэтому старец Филофей перед лицом католической и еретической опасности призывал сохранить чистоту православия. В XVI веке Кремль в Москве превратился в законченный и высокохудожественный ансамбль. Главное место в нем занял Успенский собор возведенный по образцу Успенского собора во Владимире итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти
    . Главными строителями новых кремлевских стен и башен были Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Старый. В центре Кремля сложился ансамбль Соборной площади, от обширного комплекса до наших дней дошла Грановитая палата, предназначенная для торжественных церемоний и приемов иностранных послов. Алевиз Новый построил Архангельский собор, который напоминает здание итальянского Возрождения. Последней постройкой итальянских мастеров в Кремле была колокольня Ивана Великого. Русские архитекторы возвели Благовещенский собор, который был потом перестроен. Помимо Москвы, сооружение кремлей велось в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и т.д. Крупнейшим иконописцем того периода был Дионисий, творческой манере которого присущи изящество, светлый, радостный настрой. Он создал иконы для построенного Успенского собора, затем расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В середине XVI века церковь оказала большие услуги власти и вступила с ней в союз. Государство и церковь стремились жестко регламентировать все стороны общественной жизни был установлен перечень церковной и учительной литературы, священником Сильвестром был создан Домострой, универсальное руководство в повседневной жизни. Усилилась изоляция русской культуры. Россия осталась единственным в мире независимым православным государством. Культурные контакты с другими странами сократились до минимума. Первая половина века отмечена ростом публицистики, в которой обсуждались вопросы государственного устройства. Вторая половина оставила после себя меньше памятников архитектуры и искусства. Беднее стала литература, сам царь Иван Грозный писал европейским монархам грубые письма и устраивал казни своих противников. Особое место занимает его переписка с Андреем
    Курбским, которая ярко представляет стиль И.Грозного, использующий разговорный язык, едкую иронию, сарказм. Несмотря на скромные успехи просвещения, в обществе рос интерес к образованию. Первопечатник Иван Федоров решил издавать печатные книги по примеру европейских народов. В 1564 году на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец выпустили первую печатную книгу – Апостол. До конца XVI века разными издателями было выпущено около 20 книг. В конце XVI века Федор Конь построил третье кольцо московских укреплений – Белый город. Подступы к столице охраняли монастыри- крепости Андроников, Новоспасский, Симонов, Донской, Новодевичий. Мощным государственными крепостями стали Троице-Сергиев, Кирилло-
    Белозерский, Соловецкий монастыри. Важнейшим новшеством стало появление шатровых храмов, сформировавшихся под влиянием народного деревянного зодчества. Яркий пример – церковь Вознесения в селе Коломенском. Новые формы строительства нашли дальнейшее развитие в Покровском соборе (храме Василия Блаженного, построенном Постником Яковлевым и Бармой. Они составили собор из девяти церквей вокруг шатровой церкви Покрова симметрично разместили восемь столпообразных храмов, увенчанных причудливыми куполами. В живописи жанровые, бытовые моменты уживаются с тяготением к сложным богословским сюжетам. Любовь к назиданию приводит к притче икона Притча о слепце и хромце»). Изменяется и внешний облик икон, их обкладывают басменным или чеканным окладом.
    XVII век – один из самых сложных и противоречивых в древнерусской истории. Его называли «бунташным временем. Оно отмечено крестьянскими воинами под предводительством С.Разина и И.Болотникова. Это период раскола в церкви из-за реформ патриарха Никона. С созданием мануфактур, сближением с Западной Европой происходит ломка традиционного мировоззрения. Тяга к наукам, интерес к литературе, рост светской публицистики, нарушение иконографических канонов в живописи, сближение культового и гражданского зодчества, любовь к декору – все это говорит об обмирщении культуры в XVII веке. В 1687 году открывается Славяно-греко-латинская академия, в которой изучали несколько языков, свободные науки, философию и богословие. Меняется концепция культовых зданий древняя трактовка крестово–купольного храма как символического отражения мироздания была преобразована в дом божий, который должен быть богаче, замысловатее, красивее, чем любое жилище человека. Продолжалось сооружение храмов шатрового типа, среди которых выделяется своими миниатюрными кокошниками и получает название Дивная трапезная церковь Алексеевского монастыря в Угличе. Но патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов. В х годах Баженом Огур-
    цовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом
    Ушаковым сооружено крупнейшее светское здание на территории Московского Кремля – Теремной дворец, который своей объемностью жилых помещений, многоцветностью декора напоминал деревянные хоромы. В х годах складывается типичный для XVII века стиль с асимметрией форм, усложненными архитектурными формами. В последние десятилетия века появляется стиль «нарышкинского или московского барокко, в котором применяются ордерные детали, характерные для европейского барокко. Наиболее яркий пример этого стиля – церковь Покрова в Филях, усадебный храм
    Л.К.Нарышкина. Процесс обмирщения ярче всего проявился в гражданском зодчестве. Сооружается много общественных зданий Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сретенские ворота Земляного города. Противоречия бурного века отразились в живописи, в двух противоположных направлениях. Первое – «годуновская школа – следовало образцам
    Рублева и Дионисия, второе – строгановская школа – создает небольшие по размеру иконы, которые не столько являют молельный образ, сколько драгоценную миниатюру с мелким письмом, изощренностью рисунка, богатством орнаментации, обилием золота и серебра. Эти иконы свидетельствуют об умирании монументального молельного образа. Их создавали
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22


    написать администратору сайта