Ббк 85 к 75
Скачать 1.74 Mb.
|
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из списка, в зависимости от собственных интересов и знаний. 2. Структурно контрольная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. Кроме того, работа может содержать список терминов, условных обозначений и сокращений (следуют после оглавления, приложения (размещаются в конце текста. 3. Введение работы имеет жесткую структуру. Во введении студент должен отразить актуальность выбранной темы, цель, задачи, желательно - историографию вопроса. Основная часть работы обычно состоит из 3 глав, которые делятся на параграфы. Нелогичными выглядят работы, в которых параграфов насчитывается более пяти. Это наглядно свидетельствует о неумении студента обобщать и систематизировать материал. Объем глав должен быть относительно сбалансирован, не должно быть слишком маленьких и слишком больших глав. Заключение должно содержать выводы, подведение итогов по параграфам, главами общий вывод по проделанной автором работе, фиксация личного отношения студента к проблеме. Можно упомянуть про апробацию, если таковая имела место, и внедрение результатов в практику (например, студент делал доклад на семинаре, конференции на эту тему. Приложение содержит рисунки, таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие текстуальную часть работы. 4. Оформление титульного листа, сносок, списка литературы подчиняется общим требованиям. 5. Выполненной считается работа, в которой даны полные ответы на поставленные вопросы. В этом случае объем работы составляет обычно 18-24 страницы. 6. Срок сдачи контрольной работы – не позднее, чем задней до начала сессии. Критерии положительной оценки умение работать с текстами, логичность изложения, творческое осмысление материала, правильное оформление. Контрольные работы, выполненные на высоком уровне, носящие исследовательский характер, будут предложены на конкурс научных работ студентов. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Часть I (теория культуры) 1. Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Понятие культура. Историческое развитие понятия. Аспекты и функции культуры. 3. Формы культуры. 4. Морфология культуры. 5. Категории культурологии. 6. Культура и цивилизация. 7. Общественно-историческая школа в культурологии. 8. Натуралистическая школа в культурологии. 9. Социологическая школа. 10. Символическая концепция культуры. Структурализм. 11. Русская культурологическая мысль. Основные представители отечественной культурологической мысли. 12. Типология культуры основные подходы. 13. Античность как тип культуры. 14. Западноевропейская культура этапы развития и основные черты. 15. Общая характеристика культуры XX в. 16. Искусство в системе культуры. Классификация искусств. 17. Искусство в системе культуры. Направления, течения и стили в искусстве. 18. Культурная дихотомия Восток – Запад. 19. Россия как тип культуры. Культура России в системе Восток – Запад. 20. Культурная картина мира. 21. Культура и личность. Часть II (история мировой культуры) 22. Происхождение человека и культуры 23. Культура первобытного общества. Ранние формы религиозных верований. 24. История и культура Древнего Египта 25. Культура Месопотамии 26. Культура Древнего Китая. 27. Культура Древней Индии 28. Культура Древней Греции 29. Искусство Древнего Рима 30. Культура Средневековья 31. Культура Возрождения 32. Культура Нового времени и эпохи Просвещения 33. Культура Западной Европы XIX в. 34. Культура США. 35. Традиции японской культуры и современность. 183 36. Языческая культура восточных славян. Формирование и особенности древнерусского этноса. Культура Киевской Руси. 37. Русская средневековая культура XIV-XVII вв. 38. Культура русского Просвещения и реформы Петра I. 39. Культура России в XIX в. – золотой век русской культуры. 40. Серебряный век русской культуры. 41. Общая характеристика и этапы советской культуры. 42. Постсоветская культура. 184 7. ГЛОССАРИЙ Абстракционизм (от лат. abstractio — отвлечение) — направление в искусстве века, творческий метод абстрактного, беспредметного искусства, отказавшегося от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В.В. Кандинский в книге О духовном искусстве г. Авангардизм, авангард (от фр. — передний край, передовой отряд) — общее название ряда течений в искусстве XX века, демонстративно порывающих с установившимися художественными традициями (фовизмом, кубизмом, футуризмом, экспрессионизмом, абстракционизмом, сюрреализмом и др. Аккультурация (от лат. — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Альтернативные культуры — подсистемы в культуре, т.н. новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной альтернативы. Анимизм от лат. anima — душа) — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом душой. Античность (от лат. anticus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому древность, в узком и более употребительном значении культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима. Антропогеография — теория культур Ф.Ратцеля, в которой ключевую роль играет анализ воздействия природной среды на развитие культуры. Антропология культурная — научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф. Боас. Антропологическая культура выдвигает на первый план вопросы динамики культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача антропологии культуры — построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно- историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию. Архетип (греч. — начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К.Юнга понятие архетип соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип — это врожденные психические 185 структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Барокко (от итал. — странный, причудливый) — стиль в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII века. Для барокко характерны тяготение к ансамблю и синтезу искусств, большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры и живописи. Искусство барокко отличается пышностью, экзальтацией образов. Ему свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к совмещению реальности и иллюзии. Библия (от греч. - книги) — священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода — с XIII века дон. э. по II век н. э. Библия состоит из двух частей — Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как Священное Писание иудеями (Тора) и христианами, Новый Завет (27 книг) — только христианами. Согласно церковной догматике Библия считается боговдохновенным словом. Брутализм (от англ. — грубый) — направление в архитектуре Западной Европы, США, Японии х годов XX века. Его представители стремились к обнажению конструктивной системы постройки, выявлению архитектоники простых и подчеркнуто грубых архитектурных масс. Буддизм — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V веках дон. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — учение о четырех благородных истинах существует страдание, его причина в неудовлетворенных желаниях, избавление от страданий — отказаться от желаний возможно, если пройти определенный путь (путь Будды. Возрождение (Ренессанс — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV—XVI века, в других странах конец XV— начало XVII века, переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращенное к культурному наследию античности, как бы его возрождение. Творчество мыслителей и художников Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Гармония — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Генезис — происхождение, возникновение процесс образования и становления развивающегося явления. 186 Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, отрешения которых зависят социальный прогресс и сохранение цивилизации предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах надушу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на Земном шаре прекращение стремительного роста населения (демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах, предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми ресурсами предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технической революции. Гиперреализм (от греч. — сверх и реализм) — направление в живописи и скульптуре, возникшее в х годах в США. В его основе лежит детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до размеров большого полотна. Стремясь сохранить все особенности фотоизображения, исключить влияние собственного видения, гиперреалисты использовали механические приемы копирования диапроекцию, масштабную сетку, аэрограф (пульверизатор) вместо кисти, шлифовку поверхности готовой картины. Гуманизм (от лат. — человеческий, человечный, образованный) — прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношения между людьми. Герменевтика (от греч. — «истолковательное искусство) традиции и способы толкования многозначных или неподдающихся уточнению текстов большей частью древних, например произведений Гомера, Библии и др. В эпоху Возрождения герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой современной культуры. Философская герменевтика, следуя этим традициям, определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием, тем самым подчеркивается возможность ре- конструированием жизненного мира (Э.Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников. Дадаизм — литературно-художественное движение, возникшее вовремя Первой мировой войны. Движение было откровенно нигилистическим, не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом, что нашло выражение главным образом в различных акциях, мистифицирующих публику и провоцирующих ее на ответную реакцию возмущения. Дадаисты отвергали планомерное построение произведений искусства, канонизировали случайность, прибегали к приемам пародии на творчество и разрушению художественной формы. Декоративно-прикладное искусство — создание художественных изделий, имеющих практическое назначение, художественная обработка предметов быта утвари, тканей, мебели и т.д.). 187 Дизайн (от англ. — замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Диффузионизм — направление в изучении культур, основной предмет исследований которого — заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур. Диффузия культурная — распространения особенностей, свойств данной культуры на другие культуры. Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Знак — материальный предмет (явление, событие, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации сообщений, знаний, образов. Золотое сечение — геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое относится к своей большей части как большая к меньшей. Всякое тело, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее благоприятное визуальное впечатление. Игра — форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й.Хейзинга, Д.Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности искусства, науки, философии, политики и др. Идеал (от греч. — идея, понятие, представление) — совершенство совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса сточки зрения конкретного человека или группы людей высшая цель деятельности. Икона — живописное изображение, реже рельефное изображение божеств и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Иконография — система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, христианского праздника, трактовки сюжета. В древности ив Средние века сложились строго определенные иконографические каноны, которым следовали художники. Импрессионизм (от фр. — впечатление) — направление в живописи второй половины XIX — начала XX века, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мири повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Инкультурация — процесс освоения человеком — членом конкретного общества основных черти содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Инновация культурная (от лат. — возобновлять, обновлять, изменять) — впервые появляющееся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и прочее в результате изобретения или заимствования из других культур. Иррационализм (от лат. — неразумный, бессознательный) — философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности. Искусство — один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности. Как степень совершенствования технологий искусство включает в себя овладение различными приемами, художественными методами, расширением композиционных и стилистических возможностей, изобразительно-выразительных средств искусства. Ислам (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом, возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим посланником, пророком. Основу исламского вероучения составляют строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха, признание Корана вечной, нерукотворной, священной книгой вера в воскрешение мертвых и конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовной и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства. Канон (от греч. — норма, правило) — система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Катарсис (от греч. — очищение) — термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека очищение через страдание и сопереживание. Кич — специфическое явление, относящееся к самым низшим пластам массовой культуры синоним псевдоискусства, лишенного художественно- эстетической ценности и перегруженного примитивными рассчитанными на внешний эффект деталями. Классика - в истории культуры эпоха высшего подъема античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-полисов (Афины) в V-IV века дон. э. Оформились основы архитектурного ордера, процветала монументальная скульптура, связанная с архитектурой и декоративным искусством в широком смысле периоды наибольшего подъема и расцвета культуры совершенные, образцовые произведения искусства. Классицизм (от лат. — образцовый) — идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве XVII века, рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ему свойственны гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность. Часто этот термин используют по отношению к искусству второй половины XVIII — начала XIX века, особенно к русскому. |