Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для обсуждения

  • Ббк 85 к 75


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеБбк 85 к 75
    Дата24.02.2021
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.pdf
    ТипУчебное пособие
    #178930
    страница18 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    Задание 21. Феодальная раздробленность средневековья, беззаконие, право сильного создавали практически для каждого человека тех времен угрозу стать объектом насилия. Кроме того, человека средневековья подстерегали незримые враги дьявольские силы, злые духи. Средневековый человек остро переживает зыбкость, неустойчивость земного бытия. Он пытается создать в этом страшном мире островки устойчивости, стабильности в виде неприступных замков, монастырей. Формируется особая культура замка-крепости, храма-крепости. Архитектурные сооружения этого типа в качестве строительного материала используют камень, кирпич. Надежные, основательные, плотно пригнанные друг к другу камни не пропустят внутрь строения самого сатану. Стиль таковых архитектурных сооружений прост, монументален, с минимальными декоративными элементами. Как называется такой стиль Объясните, почему именно так он назван Задание 22. Назаре расцвета западной цивилизации на авансцену выдвигается фигура рыцаря. Он грузен, плотен, широкоплеч. Ценится в нем лишь мощное тело и сердце. Ум не является достоинством. Научиться грамоте - значит повредить душу. Рыцарь заботится о том, чтобы потешить свое тело. Служба, которую он несет, позволяет ему проводить время в удовольствиях, одновременно развивающих силу и упражняющих ловкость. Среди развлечений - охота, пиры, но главное развлечение война. В войне или турнире, который служит ей заменой и позволяет к ней готовиться, видится главное деяние рыцаря, придающее смысл всей его жизни. Это игра, в которой он рискует всем самой жизнью и даже тем, что ценится дороже жизни - честью. В этой игре выигрывают лучшие. Что послужило толчком для развития в такой среде рыцарской куртуазной культуры Задание 23. В темное средневековье на пространствах Европы то там, то здесь возникали очаги высокой интеллектуальной культуры. Это были школы при монастырях, на фундаменте которых будут созданы знаменитые университеты. Где и когда были образованы первые университеты. В чем заключалась особенность образования в средневековом университете Задание 24. Художественная культура раннего Средневековья достигает своего расцвета при Каролингах (V1II-IX вв.), особенно при Карле Великом. В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, преодолевая варварский характер. Это время называют «каролингским возрождением. Карл создает при своем дворе настоящий культурно-образовательный

    136 центр и называет его Академией. Он окружает себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками. Назовите город - государственный и культурный центр периода правления Карла Великого. В каких произведениях и каких видах художественного творчества средневековой культуры эта эпоха была отражена Задание 25. Дайте культурологическую характеристику следующим явлениям средневековья "каролингское возрождение, "оттоново возрождение, "возрождение XII века. Приведите примеры. ВОЗРОЖДЕНИЕ

    1. Культура Возрождения как локальное по масштабам, но глобальное по последствиям явление мировой культуры. Хронологические рамки и географическое пространство. Развитие городов, торговли, культуры. Совмещение противоположных импульсов античной культуры и индивидуальной деятельности. Гуманизм, титанизм, универсализм – основные черты эпохи Возрождения. Первое противопоставление культурного и природного. Эстетическая доминанта мировоззрения. Философия как средство эстетического освоения мира и форма выражения творческих эмоций.
    3. Наука и техника. Книгопечатание. Х.Колумб, И.Кеплер, Н.Коперник,
    Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи.
    4. Возрождение классической словесности. Признание литературы царицей всех науки искусств. Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело,
    Р.Рабле. Расцвет живописи, скульптуры и архитектуры. Х.Босх, П.Брейгель Старший, П.Рубенс, А.Дюрер, Эль Греко.
    5. Шедевры художественной культуры. Непревзойденность гармонии, осуществленной искусством Ренессанса. Итальянское и Северное Возрождение. Вопрос об исторической роли Возрождения в западноевропейской и русской культурно-исторической мысли. Задание 26. Прочитайте внимательно предложенный текст. Произведение, откуда он взят, считали манифестом определенной культурной эпохи. Атрибутируйте по приведенному отрывку эпоху, приведите убедительные доказательства своих выводов. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центр мира, сказал Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Яне сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться повелению своей души ив высшие божественные. О, высшая щедрость бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека,

    137 которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет ... Но ведь, если необходимо строить нашу жизнь по образцу херувимов, то нужно видеть, как они живут и что делают. Но так как нам, плотским, невозможно этого достичь, то обратимся к древним отцам, (которые могут дать нам многочисленные верные свидетельства о подобных делах, так как они им близки и родственны. Посоветуемся с апостолом Павлом, ибо когда он был вознесен на третье небо, то увидел, что делало войско херувимов. Он ответил нам, что они очищаются, затем наполняются светом и, наконец, достигают совершенства, как передаст Дионисий. Таки мы, подражая на земле жизни херувимов, подавляя наукой о морали порыв страстей и рассеивая спорами тьму разума, очищаем душу, смывая грязь невежества и пороков, чтобы страсти не бушевали необдуманно и не безумствовал иногда бесстыдный разум. Тогда мы наполним очищенную и хорошо приведенную в порядок душу - светом естественной философии, чтобы затем совершенствовать ее познанием божественных вещей (Пико
    делла Мирандола Речь о достоинстве человека. Задание 27. Величие культуры Возрождения (ХY-ХYI вв.) ярче всего проявилось в сфере искусства, занявшего в ней ведущее место и ставшего главной ареной ее творческих достижений. Сам термин "Возрождение" был впервые употреблен итальянским художником и искусствоведом XVI века Вазари применительно к изобразительному искусству. Он отмечал возрождение античных традиций в творчестве современных ему живописцев и ваятелей. Но обращение к античному наследию не сводились лишь к подражанию ему. Оно было той формой, в рамках которой совершился переход к новому содержанию культуры. В чем его суть?
    Задание 28. Прокомментируйте напутствие великого Леонардо да Винчи молодежи Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. Помни, что пищей старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить старость голодной. Задание 29. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества- автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. Какие характеристики культуры периода Реформации привели к таким результатам НОВОЕ ВРЕМЯ
    1. Культурно-исторический смысл понятия новое время. Концепции Нового времени К.Маркс; Р.Арон и У.Ростоу; М.Вебер; Ф.Бродель и др. Гуманизм,

    138 рационализм и историзм как принципы классической модели европейской культуры. Формирование классической модели европейской культуры. Сци- ентизм – ведущая мировоззренческая ориентация новоевропейской цивилизации. Знание – сила, Всем знать все обо всем. Республика ученых. Развитие науки в рамках механистической картины мира. Распространение идей скептицизма, вольнодумства и атеизма. Скрытая преемственность философии Просвещения от веры в бога к вере в науку и человека.
    2. Новое время – эпоха идеологий. Либерализм социалистические и коммунистические теории. Частная собственность как социокультурный феномен.
    3. Образ жизни и уровень материальной культуры. Промышленная (инженерная) и научная революция.
    4. Образование и воспитание. Ян Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Г.Лессинг,
    И.Песталоцци.
    5. Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени. Расцвет барокко. Тесная связь барокко с церковной и аристократической культурой. Рококо, классицизм и романтизм. Философский рационализм как идейный источник классицизма. Развитие сентиментализма (Ж.Ж.Руссо и др.
    6. Основные черты культуры XIX века. Панорама духовной и социальной жизни Европы XIX в. Кризис классического естествознания причины и последствия. Три великих открытия в. Философия. Образование. Типические характеры в типических обстоятельствах байронический герой, деловой человек, нувориш, филистер.
    7. Художественная культура. Идейные искания романтизма, индивидуализма в художественной культуре ХIХ в. Романтизм и реализм (Гете, Диккенс, Стен- даль, Бетховен. Движение Буря и натиск в Германии (Шиллер, Гете и др. Романтический вызов культу разума. Исключительная многогранность романтизма (Байрон, Гофман, Гейне и др обращение к историческому прошлому. Возникновение жанра исторического романа (Вальтер Скотт). Значение живописи Э.Делакруа, Ф.Гойи для развития романтизма. Романтизм в музыке Ф.Шуберта и Р.Шумана.
    8. Основные принципы реализма (Бальзак, Стендаль, Диккенс и др.
    9. Проблема субъективности в художественной культуре XIX века. Натурализм в искусстве. Формирование символического языка в искусстве.
    10. От традиции к модернизации мировоззренческие итоги культурного развития Европы в XIX столетии. Взаимосвязь и взаимодействие искусств. Кризис религиозного сознания (А.Шопэнгауэр, Ф.Ницше) и его отражение в культуре.
    Задание 30. Культу рассудочной личности в XVIII веке противостоял образ чувствительного человека. Разум может ошибаться чувства - никогда, утверждал Руссо. Предпринимается попытка размягчить рационализм, примирить человека с жизнью на основе мечтательности, созерцательности, склонности к уединенному размышлению. Культивируется вера в отзывчивую душу ближнего, стремление к гармоничному слиянию с природной красотой. Совершенство, первозданная чистота естественного быта, внутренняя чуткость, эмоциональная чувственность противопоставлялись порокам цивилизации. Такая форма отражения мира была своеобразной защитой от грубости, пошлости, цинизма и жестокости, порождаемых обществом. Значение этого миропонимания заключалось в том, что оно цепко держало в поле зрения душевный мир человека, хотя и упрощало, идеализировало его. Как называлось это направление в художественной культуре 18 века Назовите авторов, относящихся к этому направлению, приведите в пример их произведения. Задание 31. Эстетика этого времени отрицает все могучее, крепкое. Привлекательным считается хрупкое, холеное тело, узкая кисть, бледное лицо, томные глаза. Законы красоты диктовались аристократической верхушкой, презирающей труд, особенно физический. Художники стремились подчеркивать не силу страсти, энергию, волю своих героев, а нежность, мягкость, кокетливость, игривость.
    Поэтизируется само чувственное мгновение. Новый идеал воплощался соответствующими средствами элегантностью внешнего вида, мягкими округлыми линиями, тонкими нюансами формы и цвета, асимметричными композициями. Яркие краски живописи сменяются мягкими пастельными тонами. Главным критерием красоты становится женственность. В природе начинают ценить уютные, тихие пейзажные уголки, уединѐнные гроты. О каком художественном стиле идет речь Что способствовало его формированию Какие художественные формы ему свойственны Назовите представителей этого стиля. Задание 32. Теоретик классицизма Николо Буало в стихотворном трактате Поэтическое искусство изложил основные положения эстетики этого направления. Он полагал, что красота должна обладать атрибутом ясности, логической четкости, очевидности, геометрической выверенности. Искусство ограничивалось строгой регламентацией со стороны разума и было призвано демонстрировать точный анализ отображенного мира. Главная задача художника - убеждать логикой мысли. Все, что выражено гуманно, неопределенно, многозначно, сточки зрения классицизма воспринималось как уродливое. Для новой эстетики стало характерным преобладание рационального над эмоциональным, тяготение к нормативности, завершенным гармоническим формам, уравновешенной композиции, ясному стилю, архитектоничности. Классицизм стремился утвердить такой тип красоты, в котором, говоря словами Витрувия, ничего нельзя изменить, ни прибавить, ни убавить, не потеряв целого. К какому культурно - историческому периоду тяготеет классицизм Объясните, что их объединяет Нашла ли отражение в формах классицизма ориентация на исторические художественные образцы Задание 33.


    140
    XVIII век - век становления классицизма, взявшего за образец совершенства трагедии античных авторов Эсхила, Софокла, Еврипида: комедии древнеримского автора Плавта, таящие нестареющие, вневременные ценности. Ими восхищались, им подражали, полагая, что произведения античности созданы по высшим законам разума, красоты и гармонии, а значит, и правила их создания вечны. Создатели теории классицизма также стремились положить в основу искусства законы разума, чистой логики, противостоящие вычурности, своеволию художника. Поэтика классицизма отличалась строгой нормативностью. Это сказывалось в четком разделении жанров, стилей. В драматургическом произведении не должно быть ничего лишнего. Все должно быть направлено на развитие основного сюжета. Отсюда правило трех единств, обязательное для всей драматургии классицизма. Что представляют собой эти триединства Продемонстрируйте на примере любого драматургического произведения, написанного в стиле классицизма, как они реализуются Задание 34. Просвещение – это философская, социальная, этическая концепция, идеология, в художественном творчестве представленная разными течениями. Никогда ранее не было такого взаимопроникновения философии и литературы. Выдающиеся мыслители XVIII века Вольтер, Дидро, Руссо, Лессинг, Шиллер, Гете известны как замечательные писатели. На основе общих идейных устремлений в Западной Европе быстро преодолевается разобщенность национальных лите- ратур, в культуре появляется новое понятие гражданин мира. Оно базируется на просветительской вере в общечеловеческое единство Разума и Природы. Просвещение было всесторонне подготовлено неслыханно быстрым развитием естественных и точных наук. Научные достижения требовали систематизации. Эту задачу блестяще разрешили Д.Дидро и Д' Аламбер, создавшие знаменитую Энциклопедию и этим сблизившие понятия ученый и философ. Кого из просветителей XVIII века называли энциклопедистами Что служило объединяющим началом столь различающихся по своим теоретическим установкам людей Задание 35. Особенностью культуры Европы XVIII - первой половины XIX века является продолжающееся увлечение садово-парковьм искусством. На сады и парки того времени тратится больше, чем на строящиеся в них дворцы. Французский поэт Жак Делиль, живший в XVIII веке, писал «Садово-парковое искусство определяется философией своего времени и само оказывает влияние на философию, на эстетические представления, на поэзию, живопись, педагогику и т.п.». Ответьте, что может связывать науку философию и садово-парковое искусство Какие стилевые течения XVIII - начала XIX века могли они отражать Как это сказывалось в декоративных элементах, символике Задание 36.


    141 Век Просвещения в нашем сознании прежде всего связан с именами философов
    Локка, Лейбница, Монтескье Руссо, Канта ..., с именами музыкантов (Глюк, Моцарт, Бетховен ...) и естествоиспытателей, в их числе Ломоносов, Лавуазье, Ньютон. На знамени этой эпохи начертаны слова Разум и Природа. Но оказывается, что, кроме серьезных и благородных идей, прекрасных деяний, это столетие кровавых революций и бунтов, громких политических интриг, дворцовых переворотов, фантасмагорических авантюр, обманов, неожиданных карьер, опасных страстей, скрывающихся под внешней галантностью и благопристойностью век, Просвещение, - это еще и разнообразие стилей, которые сосуществуют, смешиваются, подобно вкусам, пристрастиям, ориентациям философским, эстетическим, политическим. Как, благодаря чему из этих разрозненных и противоречивых фрагментов эпохи образовался эпохальный образ мира - Просвещение?
    Вопросы для обсуждения
    1. Раскройте содержание понятия античность. Расскажите о духе античности. Какое место в античной культуре занимает мифология
    3. Как можно охарактеризовать философское отношение к жизни древних греков Связано ли оно с принципом «пайдейи»?
    4. Что такое древнегреческая «агонистика», «калокагатия», катарсис
    5. Каковы особенности культуры Древнего Рима по сравнению с древнегреческой Чем они обусловлены
    6. В чем отличие античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока
    7. Что представлял собой греческий полис Какую роль сыграл в становлении античной культуры образ свободного гражданина
    8. В какой мере античный подход к воспитанию отличался от принятого в наши дни О каких различиях в системе ценностей это свидетельствует
    9. Какую роль играл в общественной жизни греков и римлян театр Чем отличался античный театр от современного
    10. В каких ситуациях современный человек имеет дело с культурным наследием Античности
    11. Каковы особенности подходов к изучению средних веков
    12. Объясните смысл крылатого выражения Каждое время имеет своѐ Средневековье. Что возрождало Возрождение
    14. В чѐм отличия Итальянского Ренессанса от Северного Возрождения
    15. В чем заключается роль науки как фактора культуры Нового времени
    16. Какие идеи эпохи Просвещения актуальны, на Ваш взгляд, и сегодня
    17. Что должно войти в портрет европейской цивилизации, составленный из ее наиболее значимых достижений в области науки, искусства и политики
    18. Что такое "кирпичная готика, "пламенеющая готика, "новый сладостный стиль
    19. Раскройте содержание и противоречия рыцарского этикета.
    20. В чем суть связи культуры Ренессанса с античной культурой

    142 21. В чем суть связи культуры Ренессанса со средневековой культурой
    22. Новый герой в английской литературе XVIII в герой своего времени
    23. Выскажите свои соображения по поводу типологических черт западноевропейской культуры.
    24. Обозначьте временные и географические границы Нового времени и Просвещения. Какие девизы они выдвигали, что добавил к первому второй Литература

    1. Аверинцев, С. Символика раннего средневековья. Античная культура и современная наука / С.Аверинцев. – М Наука, 1995.
    2. Античное наследие в культуре Возрождения. – М, 1984.
    3. Античность как тип культуры. – М, 1988.
    4. Базен Жермен. История истории искусства От Визари до наших дней Перс фр. – М Прогресс-Культура, 1994.
    5. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение проблемы и люди / Л.М.Баткин. – М РГГУ, 1995.
    6. Бахтин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности /
    Л.М.Бахтин. – М, 1989; Бахтин, М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М Просвещение, 2001.
    7. Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры / П.М.Бицилли. – СПб.,
    1995.
    8. Боннар, А. Греческая цивилизация / Перс фр. О.В. Волкова: Вт М Искусство, 1991-1994.
    9. Гаспаров, МГ. Занимательная Греция Рассказы о древнегреческой культуре М.Г.Гаспаров. – М Греко-лат. кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.
    10. Гофф, Ж.Ле. Цивилизация средневекового Запада Перс франц. – М Про- гресс-Академия, 1992.
    11. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я.Гуревич. – М Искусство. Гуревич, А.Я. Средневековый мир культура безмолвствующего большинства А.Я.Гуревич. – М Искусство, 2006.
    13. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г.Емохонова. – М Академия, 2007. – с.
    14. Зомбарт, В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современной эпохи человечества / В.Зомбарт. – М Наука, 1994.
    15. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство /
    Т.В.Ильина. - М, 2000.
    16. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения Учебник для ВУЗов / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В. М. Володарский и др. – М Высшая школа, 2001.
    17. История мировой культуры наследие Запада Античность. Средневековье. Возрождение. - М, 1998.
    18. Любимов, Л. Искусство Западной Европы / Л.Любимов. - М Астрель,
    2005.

    143 19. Пожарская, ОН. Культурология. Культура античности Учебное пособие
    О.Н.Пожарская. – М МИРЭА, 2002.
    20. Хейзинга, Й. Осень средневековья Перс нидерл. / Й.Хейзинга. – М Про- гресс-Культура, 1995.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта