Главная страница

Ббк 88. 5 Удк 316. 6 Н92


Скачать 4.23 Mb.
НазваниеБбк 88. 5 Удк 316. 6 Н92
Дата09.10.2022
Размер4.23 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_rabotu_s_golovoy_Patterny_uspekha_ot_IT-spetsialista_2017.pdf
ТипДокументы
#722849
страница17 из 22
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
250
Часть II. Правила
Если ответ на оба вопроса отрицательный, откажитесь от использования этого сервиса навсегда . Если оба ответа будут несомненно положительными, снова начните им пользоваться . Если вы не уверены в ответах или они не одинаковы, то решать вам, однако я рекомендовал бы все же отказаться (вы ведь всегда сможете вернуться потом) .
Эта стратегия прицельно направлена на социальные сети, поскольку среди различных интернет-технологий, пре- тендующих на ваше время и внимание, эти сервисы, если пользоваться ими без ограничений, могут особенно раз- рушительно сказаться на вашей решимости работать со- средоточенно . Информация в них персонализирована, появляется непредсказуемо и нерегулярно, что делает такие сервисы чрезвычайно притягательными, а следова- тельно, способными серьезно повредить вашим попыткам планировать и успешно воплощать в жизнь периоды кон- центрации . Учитывая эти опасности, можно было бы ожи- дать, что гораздо большее количество интеллектуальных работников станет полностью избегать таких технологий, в особенности люди наподобие программистов или писа- телей, чей достаток непосредственно зависит от плодов их углубленной работы . Однако коварство социальных сетей, в частности, заключается в том, что маркетологам компаний, получающих прибыль от привлечения нашего внимания, удалось убедить нашу культуру, что те, кто не пользуется их продуктами, многое упускают .
Этот страх — что вы можете упустить какие-то неведомые преимущества — имеет очевидные параллели со страхом
Никодемуса, что груды барахла в его шкафах могут в один прекрасный день оказаться нужными . Именно поэтому я и предлагаю коррекционную стратегию, имитирующую

251
Правило № 3. Откажитесь от социальных сетей его «упаковочную вечеринку» . Проведя месяц без этих сервисов, вы получите возможность заменить все якобы упущенное — события, разговоры, совместное пережива- ние культурных событий — хорошей порцией реально- сти . Для большинства людей эта реальность подтвердит то, что становится очевидным, лишь если вы проделали тяжелую работу и освободились от маркетингового дур- мана: на самом деле эти технологии не так уж важны для вашей жизни .
Я прошу вас не объявлять о своем тридцатидневном экс- перименте, поскольку некоторых к социальным сетям привязывает заблуждение, что люди хотят слышать то,
что вы можете им сказать, и что они будут разочарованы, если вы внезапно покинете их без единого комментария .
Я здесь говорю об этом в несколько шутливом тоне, но подобные чувства тем не менее довольно распростране- ны, и с ними важно разобраться . Например, на момент написания этих слов среднее количество подписчиков у страницы пользователя в Twitter составляет 208 человек .
Когда вы знаете, что более двух сотен человек сами захо-
тели вас услышать, нетрудно поверить, что ваши посты действительно имеют значение . Могу сказать исходя из своего опыта человека, который зарабатывает на жизнь, продавая свои идеи другим людям: это чрезвычайно за- манчивое ощущение!
Однако давайте трезво посмотрим на то, что представля- ют собой читательские аудитории в эпоху социальных сетей . До появления этих сервисов для того, чтобы со- брать аудиторию любого масштаба, за исключением ва- ших непосредственных друзей и родственников, требова- лась серьезная, конкурентоспособная работа . Например,

252
Часть II. Правила в начале 2000-х годов любой человек мог завести блог, но чтобы добиться даже горстки уникальных посетителей за месяц, было необходимо действительно вкладываться в это дело и выдавать информацию, достаточно ценную, чтобы привлечь чье-либо внимание . Мне хорошо знако- мы эти затруднения . Мой первый блог был заведен осе- нью 2003 года, он назывался (очень остроумно) Inspiring
Moniker («Интересное название») . В нем я предавался размышлениям о своей жизни — мне тогда был двадцать один год, и я только что поступил в институт . Стыдно признаваться, но бывали довольно долгие периоды вре- мени, когда его не читал никто (и я использую это слово в его буквальном значении) . За последующие десять лет, на протяжении которых я терпеливо и старательно наби- рал аудиторию для своего нынешнего блога, Study Hacks, начиная с горстки читателей и вплоть до сотен и тысяч за месяц, я выяснил, что привлекать внимание людей в Сети — весьма тяжкий труд .
Вот только теперь это не так .
Стремительное развитие социальных сетей, по моему убеждению, частично объясняется их способностью об- ходить эту связь между тяжелой работой по производ- ству настоящих ценностей и приятным вознаграждени- ем в виде внимания, уделяемого вам другими людьми .
Извечный капиталистический обмен ценностями ока- зался здесь заменен поверхностной коллективистской альтернативой: «Я стану обращать внимание на то, что
ты говоришь, если ты будешь обращать внимание на то,
что говорю я, независимо от значимости сказанного» .
Действительно, любой блог, журнал или телепрограмма, содержащие контент, какой обычно можно встретить на

253
Правило № 3. Откажитесь от социальных сетей стене в Facebook или в ленте Twitter, привлекут в среднем
ноль читателей . Однако в рамках социальных соглашений, свойственных этим сервисам, тот же контент получит долю читательского внимания в виде лайков и коммен- тариев . Негласное соглашение, делающее возможным такой результат, состоит в том, что в обмен на внимание
(незаслуженное, в большинстве случаев) со стороны сво- их друзей или подписчиков вы дарите им свое внимание
(столь же незаслуженное) . «Лайкни мой новый статус, и я лайкну твой» . Такое соглашение дает каждому видимость собственной значительности, не требующую прилагать большие усилия .
Отказавшись от этих сервисов без предупреждения, вы можете проверить на деле реальность своего статуса как производителя контента . Для большинства людей и боль- шинства сервисов получившийся результат окажется отрезвляющим: никто, за исключением ваших ближай- ших друзей и родственников, скорее всего, даже не за- метит, что вы отписались . Я сознаю, что могу показаться брюзгой, говоря об этом предмете, — а как еще о нем говорить? — однако его необходимо обсудить, поскольку такая тяга к утверждению собственной значительности играет немалую роль в том, что люди продолжают без- думно раздергивать на кусочки свое время и внимание .
Несомненно, для кого-то такой тридцатидневный экспе- римент окажется трудным и послужит причиной многих недоразумений . Так, например, если вы учитесь в универ- ситете или работаете в режиме онлайн, то такое воздержа- ние значительно усложнит вашу жизнь и будет замечено .
Но для большинства, как я подозреваю, конечным резуль- татом такого эксперимента окажется если не тотальный

254
Часть II. Правила пересмотр своих интернет-привычек, то по крайней мере более трезвый взгляд на роль, которую социальные сети играют в вашей повседневной жизни . Эти сервисы во- все не составляют, как провозглашают их маркетологи, плоть и кровь нашего пронизанного связями мира . Это просто продукты, разработанные частными компаниями, с обильным финансированием и тщательным маркетин- гом, направленные в конечном счете на то, чтобы перехва- тить и затем продавать вашу персональную информацию и внимание рекламным агентам . Они могут быть интерес- ными, однако в общей картине вашей жизни и того, чего вы стремитесь достичь, это просто пустая прихоть, один незначительный отвлекающий фактор из множества тех, что угрожают отвратить вас от более глубоких занятий…
Или, возможно, социальные сети действительно центр вашей жизни? Вы никогда не узнаете, так это или нет, пока не попробуете пожить без них .
Не используйте Интернет для развлечения
Английский писатель Арнольд Беннетт родился неза- долго до начала XX века — бурное время для экономики его родной страны . Промышленная революция, к этому времени бушевавшая уже несколько десятилетий, выжала из ресурсов империи достаточно избыточного капитала, чтобы породить новый класс работников — так называе- мых белых воротничков . Теперь стало возможно проси- живать установленное количество часов в неделю в своем офисе, получая взамен стабильное жалованье, которого хватало на домашнее хозяйство . Подобный образ жизни

255
Правило № 3. Откажитесь от социальных сетей в нашу эпоху выглядит более чем обыкновенным, однако для Беннетта и его современников он был в новинку и вы- зывал массу сомнений . Больше всего Беннетта беспоко- ило то, что представители этого нового класса упускали возможность жить полной жизнью .
«Возьмем случай лондонца, который работает в офи- се, приходит туда в десять и уходит в шесть, и который тратит по пятьдесят минут утром и вечером на путеше- ствие от дома до двери офиса», — пишет Беннетт в своей классической книге из серии «Помоги себе сам», вы- шедшей в 1910 году, под названием «Как прожить на
24 часа в день» (How to Live on 24 Hours a Day) . У такого гипотетического лондонского служащего, замечает он, за вычетом времени, связанного с работой, остается не- многим больше шестнадцати часов . Для Беннетта это очень много, но большинство людей в этой ситуации, как ни печально, не осознают, какие возможности дает им это время . «Огромная и глубочайшая ошибка, которую мой типичный человек совершает в отношении своего рабочего дня, — продолжает Беннет, — [состоит в том, что даже если он не особенно любит свою работу, видя в ней нечто, что необходимо «перетерпеть»], он упорно продолжает смотреть на эти часы от десяти до шести как на “день”, для которого предшествующие ему десять часов и следующие за ним шесть служат всего лишь прологом и эпилогом» . Такое отношение Беннет осуждает, называя его «в высшей степени нелогичным и нездоровым» .
Какова же альтернатива такому положению вещей? Бен- нетт предлагает, чтобы этот типичный человек рассматри- вал свои шестнадцать свободных часов как «день внутри дня», и объясняет: «…на протяжении этих шестнадцати

256
Часть II. Правила часов он свободен; ему не надо зарабатывать на жизнь; его не волнуют денежные заботы; он ничем не отличается от человека, имеющего источник личного дохода» . Соответ- ственно этому типичному человеку следует использовать это время, как это бы сделал аристократ: потратить его на неукоснительное самоусовершенствование (задача, вклю- чающая в себя, согласно Беннетту, в первую очередь чтение великих произведений литературы и поэзии) .
Беннетт писал об этом более сотни лет назад . Можно было бы ожидать, что за прошедшие десятилетия — пери- од, на протяжении которого пресловутый средний класс стремительно вырос в размерах и распространился по все- му миру, — наше представление о том, как проводить свой досуг, разовьется во что-то большее . Ничего подобного .
Скорее наоборот, с появлением Интернета и связанной с ним сферой низкопробных интеллектуальных услуг для среднестатистического служащего, работающего по сорок часов в неделю (особенно для тех, кто принадлежит к моему, технологическому «поколению игрек»), каче- ство его досуга остается все в том же состоянии упадка: деятельность, состоящая главным образом из рассеянных щелчков мышью по картинкам очередного цифрового аттракциона . Если бы сегодня Беннета вновь возродили к жизни, это зрелище наверняка привело бы его в от- чаяние .
Поясню, что я безразличен к моральной подоплеке пред- ложений Беннетта . Его идеи возвысить души и умы пред- ставителей среднего класса, заставив их штудировать поэзию и великие книги, кажутся мне несколько старо- модными и снобистскими . Однако логическое основание предлагаемого им подхода — что вы можете и должны

257
Правило № 3. Откажитесь от социальных сетей осознанно использовать время, свободное от основной работы, — остается актуальным и сегодня, особенно когда речь идет о цели, поставленной в этой главе: не дать сете- вым технологиям помешать вам развивать концентрацию .
Говоря конкретнее, в обсуждении стратегий, приводив- шихся до сих пор в этой главе, мы пока что не уделяли большого внимания целому классу сетевых технологий, особенно значимых для нашей борьбы за сосредоточен- ность: развлекательным веб-сайтам, специально пред- назначенным для того, чтобы захватывать и удерживать ваше внимание насколько возможно долго . На момент написания этих строк наиболее популярными примерами таких сайтов являются Huffington Post, BuzzFeed, Business
Insider и Reddit . Этот список, несомненно, продолжит по- полняться, однако общей чертой всех подобных сайтов является использование тщательно подобранных заголов- ков и легко усваиваемый контент, зачастую дополненный специальными алгоритмами для того, чтобы максимально привлекать к себе внимание .
Стоит вам только задержать взгляд на одной статье, и ссылки сбоку или внизу страницы предложат вам перейти на другую, а затем еще на одну . Применяются все возможные психологические уловки, от регистра- ции названий в списках «популярных» или «трендовых» до использования провокационных фотографий, — все что угодно, чтобы поддержать вашу заинтересованность .
В данный конкретный момент, например, среди наибо- лее популярных статей на BuzzFeed числятся «17 слов, означающих нечто совершенно другое, если прочесть их задом наперед» и «33 собаки, выигрывающие в любых состязаниях» .

258
Часть II. Правила
Эти сайты наносят особенно большой вред после оконча- ния рабочего дня, когда свободное расписание позволяет им занять центральное место в вашем досуге . При любом простое — пока вы ждете в очереди, или пока по теле- визору нет ничего интересного, или пока вы едите — они снабжают вас умственными костылями, чтобы исключить даже малейший намек на скуку . Однако, как я уже по- казал в Правиле № 2, такая привычка опасна, поскольку она ослабляет способность вашего мозга сопротивляться отвлекающим факторам, что усложняет углубленную работу позднее, когда вам действительно необходимо со- средоточиться . Еще хуже то, что эти интернет-технологии не требуют от вас куда-то вступить, завести аккаунт и т . п ., а значит, вы не сможете удалить их из своей жизни, просто выйдя обратно (в результате чего два описанных выше метода оказываются бесполезными) . Они всегда доступ- ны, всегда находятся на расстоянии одного щелчка мыши .
К счастью, Арнольд Беннетт еще сто лет назад нашел решение этой проблемы: «Получше продумывайте время своего досуга» . Другими словами, этот метод предлагает вам, когда наступает время отдыха, не кидаться на все, что привлекает ваше внимание в каждый отдельный момент, но заранее решать вопрос о том, как вы собираетесь потра- тить свой «день внутри дня» . Завлекательные веб-сайты того типа, о котором я упоминал, процветают в вакууме: если вы не нашли себе определенного занятия, они всег- да будут манить к себе, оставаясь доступным вариантом .
Однако если ваше свободное время будет наполнено чем- то более качественным, они уже не смогут так крепко удерживать ваше внимание .
По этой причине жизненно важно, чтобы вы заранее про- думывали, чем вы собираетесь занять свои вечера и вы-

259
Правило № 3. Откажитесь от социальных сетей ходные, еще до того, как они начались . Хорошим напол- нителем для этих часов могут быть структурированные хобби, поскольку они предполагают конкретные действия с конкретными целями . Также хорошим вариантом может быть заданная программа чтения а-ля Беннетт, когда вы каждый вечер регулярно проводите какое-то время, читая заранее отобранные книги; разумеется, можно также за- ниматься спортом или просто проводить время в хорошей компании .
Если взять примером мою собственную жизнь, я успеваю прочитывать в год невероятное количество книг, если учесть, сколько времени у меня занимают обязанности профессора, писателя и отца (обычно я читаю от трех до пяти книг одновременно) . Это возможно лишь потому, что одним из моих излюбленных видов заранее запла- нированной деятельности в часы досуга, после того как дети улягутся спать, является чтение интересной книги .
В результате мой смартфон и компьютер, вместе со всеми отвлекающими факторами, которые они создают, как пра- вило, остаются без внимания с окончания моего рабочего дня и до следующего утра .
Здесь вы можете начать беспокоиться, не разрушит ли такое планирование досуга саму суть отдыха, который, по мнению многих людей, требует полной свободы от любых планов и обязательств . Не окажется ли, что после такого структурированного вечера вы придете на следу- ющий день на работу вымотанным, а не от дохнувшим?
Надо отдать должное Беннетту, который учел это воз- ражение . Он доказывает, что подобное беспокойство происходит от непонимания того, что дает человеку душевные силы .

260
Часть II. Правила
Что? Вы полагаете, что если вложите всю свою энер-
гию в эти шестнадцать часов, это уменьшит цен-
ность восьми, отведенных на дела? Ничего подобного.
Совсем напротив: это несомненно увеличит ценность
этих восьми часов. Одна из важнейших вещей, кото-
рые должен уяснить мой типичный человек, состоит
в том, что его ум способен на непрерывную интенсив-
ную дея тельность, он не утомляется так быстро,
как рука или нога. Все, что ему необходимо, — это
перемена, а не отдых (за исключением сна).
По своему опыту могу сказать, что это наблюдение аб- солютно верно . Если вы находите для своего ума какое- либо осмысленное занятие на протяжении всех часов бодрствования, то заканчиваете день более удовлетво- ренным и начинаете следующий более отдохнувшим, чем если бы позволяли своему уму часами пребывать в полубессознательном и аморфном состоянии, дрейфуя по Интернету .
Итак, если вы хотите избавиться от соблазна развлека- тельных сайтов, высасывающих ваше время и внимание, предоставьте своему уму качественную альтернативу .
Это не только сохранит вашу способность сопротив- ляться отвлечениям и сосредоточиваться — возможно, вам даже удастся осуществить поставленную Арнольдом
Беннеттом высокую цель, а именно: пережить, возможно впервые в жизни, что значит действительно жить, а не просто существовать .

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


написать администратору сайта