Ббк 88. 5 Удк 316. 6 Н92
Скачать 4.23 Mb.
|
130 Часть II. Правила Людей, желающих нарушить мое сосредоточение, я вежливо прошу этого не делать и предупреждаю, что не отвечаю на электронные письма… чтобы ос- новной смысл [моих принципов коммуникации] не оказался потерян за изящными формулировками, я изложу его здесь в сжатой форме: все мое время и внимание уже зарезервированы, причем неодно- кратно. Пожалуйста, не претендуйте на них. Чтобы еще четче разъяснить эти принципы, Стивенсон написал эссе под заглавием «Почему я плохой корре- спондент» (Why I Am a Bad Correspondent) . В целом его оправдание собственной недоступности опирается на следующее: Другими словами, уравнение продуктивности явля- ется нелинейным. В этом причина того, что я плохой корреспондент, и того, что я очень редко принимаю приглашения где-либо выступать. Когда я организую свою жизнь таким образом, чтобы получалось много долгих, следующих друг за другом, ничем не прерывае- мых периодов времени, я могу писать романы. Но если эти периоды оказываются разделены и разбиты на части, моя продуктивность как писателя ощутимо идет на убыль. Стивенсон видит лишь два взаимоисключающих вари- анта: он может писать хорошие романы в своем обыч- ном темпе — или же он может отвечать на множество электронных писем и присутствовать на конференциях и в результате писать романы хуже и медленнее . Он из- брал первый вариант и теперь избегает любых источников поверхностной работы . (Этот вопрос оказался настолько 131 Правило № 1. Работайте сосредоточенно важным для Стивенсона, что писатель впоследствии бо- лее глубоко раскрыл его в своем эпическом научно-фан- тастическом романе «Анафем» 2008 года, где описывается мир, в котором интеллектуальная элита сосредоточена в монашеских орденах, изолированных от рассеянных толп и технологической реальности и погруженных в глу- бокие размышления .) Исходя из моего опыта, «монашеская» система застав- ляет многих интеллектуальных работников занимать оборонительную позицию . Четкость, с которой ее адепты определяют свою ценность для мира, как я подозреваю, задевает больной нерв у тех, чей вклад в информаци- онную экономическую картину не столь однозначен . Разумеется, следует отметить, что «неоднозначный» не означает «меньший по объему» . Руководящий работник высокого ранга, например, способен играть жизненно важную роль в функционировании компании с бюджетом в миллиард долларов, даже если он не может предъявить нечто конкретное вроде законченного романа и сказать: «Вот что я сделал за год» . Следовательно, группа людей, для которых «монашеская» система подходит, достаточно ограниченна — и тут нет ничего плохого . Если вы не вхо- дите в эту группу, радикальная простота «монашеской» системы не должна вызывать у вас чрезмерной зависти . С другой стороны, если вы принадлежите к таким лю- дям — то есть если ваш вклад в окружающий мир доста- точно конкретен, четок и индивидуален 1 , — то в таком 1 Я несколько свободно использую здесь слово «индивидуаль- ный» . «Монашеская» система применима не только к тем, кто работает в одиночку . Существуют примеры совместных предприятий, где углубленная работа производится внутри 132 Часть II. Правила случае вам стоит задуматься над этой системой, посколь- ку она может стать решающим фактором выбора между обычной профессиональной карьерой и такой, которая запомнится надолго . Двухрежимная система планирования углубленной работы Эта книга открывалась рассказом о революционном пси- хологе и мыслителе Карле Юнге . В 1920-е годы, в то же самое время, когда Юнг пытался выйти за рамки огра- ничений своего наставника Зигмунда Фрейда, он начал регулярно уединяться в простом каменном доме, который построил в лесу в окрестностях маленькой деревушки Боллинген . Там Юнг каждое утро закрывался в комнате с минимумом удобств, чтобы писать без каких-либо по- мех . После этого он медитировал и гулял в лесу, чтобы сделать свой ум более ясным, готовясь к работе следу- ющего дня . Как я уже указывал, эти меры были призва- ны повысить интенсивность его углубленной работы до такого уровня, который позволил Юнгу одержать верх в интеллектуальной схватке с Фрейдом и множеством его сторонников . небольшой группы людей: вспомним, к примеру, такие автор- ские коллективы, как Роджерс и Хаммерстайн, или команды изобретателей наподобие братьев Райт . Прибегая к этому термину, я в действительности хочу подчеркнуть, что такая система хорошо подходит тем, кто может работать ради четко поставленной цели, без каких-либо других обязательств, не- избежно сопровождающих жизнь члена более крупной орга- низации . 133 Правило № 1. Работайте сосредоточенно Пересказывая заново эту историю, я хочу подчеркнуть важный момент: Юнг не прибегал к «монашеской» схеме подхода к углуб ленной работе . Дональд Кнут и Нил Сти- венсон, которых мы приводили в пример ранее, пытались полностью исключить из своей профессиональной жизни отвлекающие моменты и поверхностную деятельность . Юнг, с другой стороны, стремился устраниться от них только в периоды своего уединения . Остальную часть своего времени он проводил в Цюрихе, где вел жизнь, весьма далекую от монашеской . У него была обширная клиническая практика, которая зачастую заставляла его принимать пациентов допоздна; он был завсегдатаем многочисленных цюрихских кофеен; также он читал и по- сещал множество лекций в знаменитых университетах города . (Эйнштейн получил докторскую степень в од- ном из цюрихских университетов, а позднее преподавал в другом; также, что любопытно, он был знаком с Юнгом, и они несколько раз встречались за обедом, где обсуждали ключевые идеи специальной теории относительности .) Жизнь Юнга в Цюрихе, другими словами, во многих смыслах ничем не отличалась от жизни типичного су- перзанятого интеллектуального работника цифровой эпохи — замените Цюрих на Сан-Франциско, а письма на твиты, и вы получите какого-то напористого руководите- ля технического предприятия . Подход Юнга я называю двухрежимной системой плани- рования углубленной работы . Эта система предполагает, что вы распределяете свое время: посвящаете какие-то четко определенные отрезки углубленным поискам, а в оставшиеся дни открыты для всего прочего . На про- тяжении углубленных периодов такой работник ведет монашеский образ жизни, стремясь к интенсивной и ни- 134 Часть II. Правила чем не нарушаемой концентрации; когда же наступает время поверхностной активности, эти цели перестают быть для него приоритетными . Такое разделение време- ни между глубиной и открытостью может происходить на разных уровнях . Например, в пределах одной недели вы посвящаете четырехдневный уикенд углубленной работе, а остальные дни оставляете свободными . Или же на протяжении года вы выделяете один сезон для основного объема своих углубленных разработок (как поступают многие ученые в летние месяцы или во время творческого отпуска) . Двухрежимная система предполагает, что углубленная работа может быть чрезвычайно продуктивной, но только в том случае, если человек отводит для таких погружений достаточно времени, чтобы достичь максимальной мыс- лительной интенсивности — такого состояния, в котором случаются настоящие прорывы . Именно поэтому мини- мальная продолжительность периода, выделяемого для углубленной работы в этой системе, обычно составляет один полный день . Если, например, уделять такой рабо- те лишь несколько часов по утрам, это время окажется слишком коротким, чтобы считать его периодом углу- бленной работы . В то же время двухрежимной системой, как правило, пользуются те, кто не может успешно работать, не уделяя достаточно времени поверхностной деятельности . Юнгу, например, нужна была его клиническая практика, чтобы оплачивать счета, и атмосфера цюрихских кафе — чтобы стимулировать мышление . Переключение с одного ре- жима на другой позволяет успешно удовлетворять обе потребности . 135 Правило № 1. Работайте сосредоточенно Приводя более современный пример двухрежимной си- стемы в действии, мы можем еще раз вспомнить Ада- ма Гранта, профессора Уортонской школы бизнеса, чье внимательное отношение к режиму своей работы уже было рассмотрено в первой части этой книги . Как вы, воз- можно, помните, рабочий график Гранта на протяжении стремительного взлета его ученой карьеры среди уортон- ской профессуры представляет собой прекрасный образ- чик двухрежимной модели . В пределах одного учебного года он группирует все свои лекции в одном семестре, чтобы иметь возможность сосредоточиться на углублен- ной работе во время другого . Далее, на протяжении этих углубленных периодов он снова применяет двухрежим- ный подход в масштабе одной недели . Один или два раза в месяц он отводит себе от двух до четырех дней, в тече- ние которых ведет абсолютно монашеский образ жизни . Он запирается в своей комнате и подключает на своем почтовом адресе автоуведомление «нет на работе», чтобы погрузиться в свои изыскания, ни на что не отвлекаясь . Все остальное время Грант, как известно, остается открыт и доступен . В каком-то смысле он иначе и не может: в его бестселлере 2013 года «Брать или отдавать?» идея о не- обходимости отдавать свое время и внимание, не ожидая получить что-либо взамен, выдвигается как ключевая стратегия профессионального продвижения . Те, кто применяет двухрежимную систему углубленной работы, с почтением относятся к продуктивности «мона- шеского» подхода, но вместе с тем признают и ценность поверхностной активности в своей трудовой жизни . Ве- роятно, самое большое препятствие для применения этой системы заключается в том, что даже короткие периоды полного погружения в работу требуют гибкости, которой, 136 Часть II. Правила по мнению многих, они не могут себе позволить в своем текущем положении . Если вы чувствуете дискомфорт, будучи оторваны от почтового ящика даже на час, стоит ли сомневаться, что идея пропасть на целый день или еще дольше покажется вам попросту невозможной . Впрочем, я подозреваю, что двухрежимная система применима к большему количеству занятий, чем вы предполагаете . Так, выше я описывал исследование профессора Гар- вардской школы бизнеса Лесли Перлоу . Она попросила группу менедж мент-консультантов каждую неделю от- ключаться от Интернета на протяжении одного рабочего дня . Консультанты боялись, что их клиенты возмутятся; однако оказалось, что им это не важно . Итак, как пока- зывают примеры Юнга, Гранта и Перлоу, люди склонны уважать ваше право быть время от времени недоступным, если эти периоды четко определены, о них заблаговремен- но объявлено и если в остальное время вас можно снова легко найти . Ритмическая система планирования углубленной работы Когда популярный ситком «Сайнфелд» только начинал свое существование, его основатель Джерри Сайнфелд какое-то время продолжал выступать на сцене и посто- янно гастролировал . Именно в этот период писатель и комик по имени Брэд Айзек, работавший в то время по ночам у открытого микрофона, случайно натолкнул- ся в каком-то клубе на Сайнфелда, ожидающего своего выхода . Как объяснял позднее сам Айзек в своей статье «Лайфхакер» (ныне считающейся классической): «Это был мой шанс . Разумеется, я спросил у Сайнфелда, не 137 Правило № 1. Работайте сосредоточенно может ли он дать мне пару советов как начинающему комику . И того, что он тогда сказал, мне хватит на всю оставшуюся жизнь» . Совет Сайнфелда начался со вполне здравого замечания о том, что «для того чтобы стать хорошим комиком, нуж- но уметь придумывать хорошие шутки», а затем он объ- яснил, что для того чтобы придумывать хорошие шутки, необходимо сочинять их каждый день . Продолжая, Сайн- фелд описал особую методику, которой он сам придер- живался, чтобы соблюдать такую дисциплину . У него на стене висит календарь . Каждый день, когда Сайнфелд со- чиняет шутки, он зачеркивает дату в календаре большим красным крестом . «Через несколько дней у вас получится цепочка, — продолжал он . — Просто продолжайте в том же духе, и цепочка с каждым днем будет становиться все длиннее . Вы будете смотреть на нее с удовольствием, осо- бенно когда у вас в загашнике окажется уже пара недель . Тогда вашей единственной задачей будет не прерывать цепочку» . Этот цепочечный метод (как некоторые называют его теперь) вскоре стал хитом среди писателей и энтузиастов фитнеса — то есть в таких сообществах, которые объ- единяет необходимость делать трудные вещи ежедневно . В рамках же нашей беседы он представляет собой при- мер более общего способа внедрить глубину в повсед- невную жизнь, а именно ритмической системы . Этот подход основывается на утверждении, что регулярно погружаться в работу легче всего, если превратить такие погружения в одну из повседневных привычек . Други- ми словами, цель здесь – задать в работе определенный ритм, который освободит вас от необходимости тратить 138 Часть II. Правила энергию на решения, надо ли вам погружаться в работу, и если надо, то когда . Цепочечный метод представляет собой хороший пример ритмической системы планиро- вания углубленной работы, поскольку в нем сочетается простое эвристическое планирование (задача выполнять свою работу каждый день) и легкий способ напоминать самому себе о необходимости ее выполнять (большой красный крест в календаре) . Еще один распространенный способ применения рит- мической системы состоит в том, что визуальный сти- мул заменяется на строго определенное время, в которое вы каждый день начинаете сеанс углубленной работы . Когда у вас имеется визуальный индикатор вашего про- гресса в работе, это помогает преодолеть барьер перед погружением в глубину; и практически так же, когда вы избавляетесь от необходимости принимать даже самое простое решение, когда именно взяться за работу, — это уменьшает пресловутый барьер . Возьмем для примера Брайана Чаппелла — загружен- ного работой докторанта, которого я уже упоминал во вступлении к этому разделу . Чаппеллу по необходимо- сти пришлось прибегнуть к ритмической системе пла- нирования своей углубленной работы . Примерно в то же время, когда он начал понемногу наращивать объем своей диссертации, ему предложили штатную должность в одном из центров кампуса, где он проходил обучение . С профессиональной точки зрения это было хорошее предложение, и Чаппелл с радостью его принял . Однако полная занятость, с учетом того, что у Чаппелла недавно родился первый ребенок, сильно мешала достигнуть со- средоточенного состояния, необходимого для работы над диссертацией . 139 Правило № 1. Работайте сосредоточенно Вначале Чаппелл пытался просто чаще углубляться в ра- боту . Он выработал правило, что для одной сессии углу- бленной работы необходимо не меньше полутора часов (справедливо предполагая, что ему понадобится какое-то время, чтобы успокоиться и сконцентрироваться), и он решил, что будет стараться устраивать себе такие сессии в произвольном порядке, каждый раз, когда в его расписа- нии откроется удобное окно . Нетрудно понять, что такая стратегия не принесла ощутимых результатов . Во время диссертационного тренинга, который Чаппелл проходил в предыдущем году, он сумел написать целую главу всего лишь за одну неделю интенсивной сосредоточенной ра- боты . После того как он вступил в новую должность, ему удалось добавить еще одну главу, проработав целый год . Именно этот невыносимо медленный прогресс в напи- сании диссертации на протяжении первого года привел Чаппелла к ритмическому методу работы . Он взял себе за правило каждый день просыпаться и садиться за работу около половины шестого утра и работать до половины восьмого . Затем он завтракал и отправлялся на службу, уже свободный от диссертационных обязанностей на этот день . Успех нового метода настолько его обрадовал, что вскоре он передвинул подъем на без четверти пять, чтобы урвать побольше времени для утренней сосредоточенной работы . Когда я брал у Чаппелла интервью для этой книги, он назвал свой ритмический подход к планированию углу- бленной работы «одновременно астрономически про- дуктивным и свободным от чувства вины» . Как правило, он писал от четырех до пяти страниц научного текста в день и был способен набрасывать начерно главы своей 140 Часть II. Правила диссертации по одной в две-три недели — феноменальная производительность для человека, который параллельно с девяти до пяти занят на службе . «Кто сказал, что я не способен на такую продуктивность? — заключил он . — Почему бы и нет?» Ритмическую систему интересно сравнить с двухрежим- ной . Она, возможно, не позволяет достичь наиболее вы- соких уровней сосредоточенного мышления, к которым стремится адепт двухрежимной системы во время су- точных сеансов концентрации . Положительный момент, однако, состоит в том, что такой подход лучше сочетается с реалиями человеческой природы . Поддерживая при- вычку к погружению при помощи жестко установленного графика, обеспечивающего регулярное выполнение не- больших кусочков работы, приверженец ритмического расписания зачастую набирает большее итоговое число часов концентрации на протяжении года . Чтобы сделать выбор между ритмической и двухрежим- ной системами, стоит для начала оценить, насколько вы способны самостоятельно контролировать свой график . Если ваша ситуация напоминает таковую Карла Юнга, вступившего в интеллектуальный спор со сторонниками Зигмунда Фрейда, вам, скорее всего, будет нетрудно по- нять, как важно найти время, чтобы сосредоточиться на своих идеях . С другой стороны, если вы просто пишете диссертацию и никто не наседает на вас, требуя, чтобы вы довели дело до конца, то вам, возможно, лучше подойдет ритмическая система с ее размеренным распорядком . Многие, однако, склоняются к ритмической модели не только из-за вопросов самоконтроля, но также ввиду того, что некоторые виды занятости просто не позволяют че- 141 Правило № 1. Работайте сосредоточенно ловеку пропадать целыми днями . (Многие руководители считают, что вы вправе сосредоточиваться на чем угодно и как угодно глубоко — если только будете немедленно отвечать на их электронные письма .) Вероятно, это глав- ная причина того, что ритмическая система чрезвычайно широко распространена среди офисных работников . Журналистская система планирования углубленной работы В 1980-х годах журналист Уолтер Айзексон, которому тогда перевалило за тридцать, находился посредине стре- мительного подъема по карьерной лестнице в журнале Time . К этому моменту он уже несомненно привлек к себе внимание интеллектуальной прослойки . Так, Кристо- фер Хитченс, писавший в тот период для «Лондонского книжного обозрения» (London Review of Books), назвал его «одним из лучших колумнистов Америки» . Айзексону было пора приниматься за написание Большой и Нужной Книги — необходимый шаг в журналистской карьере . По- этому Айзексон выбрал для себя сложную тему — пове- ствование о взаимосвязанных биографиях шести людей, сыгравших важную роль в политике в начале холодной войны, — и совместно со своим коллегой, молодым ре- дактором Time Эваном Томасом, выпустил достаточно внушительную книгу: эпическое полотно на 864 страни- цы, озаглавленное «Муд рые люди: шестеро друзей и мир, который они создали» (The Wise Men: Six Friends and the World They Made) . Эта книга, опубликованная в 1986 году, была хорошо при- нята влиятельными людьми . New York Times отозвалась |