Ббк 88. 5 Удк 316. 6 Н92
Скачать 4.23 Mb.
|
154 Часть II. Правила Еще более яркий пример быстрого красивого жеста, бла- годаря которому были достигнуты значительные резуль- таты, — история Питера Шенкмана, предпринимателя и пионера социальных сетей . Будучи популярным лек- тором, Шенкман проводил много времени в самолетах . В какой-то момент он осознал, что высота в тридцать тысяч футов над землей — идеальная обстановка, в кото- рой он может сосредоточиться . Как он объяснил в своем блоге: «Я пристегнут к креслу, передо мной ничего нет, ничто меня не отвлекает, — мне совершенно нечего де- лать, кроме как быть наедине со своими мыслями» . Вско- ре после этого Шенкман подписал авторский договор, дававший ему всего лишь две недели на написание целой книги . Чтобы соблюсти поставленный срок, ему требо- валась невероятная концентрация . И чтобы достигнуть необходимого состояния, Шенкман поступил абсолютно нетрадиционно: он купил авиабилет в бизнес-классе до Токио и обратно . На протяжении всего полета он не от- рывался от работы; прибыв в Японию, он выпил эспрессо в салоне бизнес-класса и полетел обратно — и вновь пи- сал все время пути . Он прибыл в США всего лишь через тридцать часов после вылета, имея в руках законченную рукопись . «Эта поездка обошлась мне в четыре тысячи долларов — и стоила каждого пенни», — заметил он впо- следствии . Во всех приведенных примерах дело не только в смене обстановки или в поиске тихого места, чтобы обеспечить себе сосредоточение . Основной движущей силой здесь является психологический стимул — искреннее стрем- ление посвятить себя поставленной задаче . Поместить себя в непривычные условия, чтобы сосредоточиться на задуманной книге, или взять недельный отпуск с ра- 155 Правило № 1. Работайте сосредоточенно боты, чтобы просто спокойно подумать, или запереться в гостиничном номере до тех пор, пока не будет доведено до конца важное открытие, — все эти жесты ставят цель вашей углубленной работы на такой уровень приоритета, который помогает вам раскрыть необходимые ресурсы вашего ума . Иногда для того, чтобы погрузиться глубже, необходимо сперва посмотреть на вещи шире . Не работайте в одиночку Взаимосвязь между углубленной работой и сотрудниче- ством — вещь непростая . Однако стоит потратить время на то, чтобы рассмотреть ее повнимательнее, поскольку продуманный подход к рабочим отношениям внутри кол- лектива может увеличить качество углубленной работы в вашей профессиональной деятельности . Будет правильно начать обсуждение этой темы с того, чтобы сделать шаг назад и подумать над тем, что кажет- ся нам самым неразрешимым противоречием . В первой части этой книги я критиковал Facebook за выбор плани- ровки его нового здания . В частности, я отмечал, что сама идея создать самое крупное в мире открытое рабочее про- странство — гигантское помещение, предположительно способное вместить две тысячи восемьсот работников, — представляет собой бессмысленную атаку на способность людей концентрироваться . Как интуиция, так и расту- щее количество исследований говорят о том, что рабочее пространство, разделяемое с большим количеством со- трудников, невероятно отвлекает от работы — создается окружение, препятствующее любым попыткам серьезного размышления . В статье 2013 года, подводящей итоги 156 Часть II. Правила последних исследований на эту тему, журнал Bloomberg Businessweek идет настолько далеко, что призывает поло- жить конец «тирании офисов открытого типа» . И тем не менее концепция офиса открытого типа не была необдуманной или взятой с потолка . Как сообщает Мария Конникова в своей статье в New Yorker, когда эта идея возникла впервые, ее целью было «облегчить общение и обмен идеями между сотрудниками» . Эта задача соот- ветствовала стремлению американских предприятий вне- дрить атмосферу стартапов, чуждых всяких условностей . Джош Тайранджил, редактор Bloomberg Businessweek, например, так объяснял отсутствие рабочих кабинетов в здании журнала: «Открытое рабочее пространство пре- восходно смотрится; благодаря такой планировке каждый из сотрудников настроен на выполнение общей задачи, а также… это поощряет любознательность людей, работа- ющих над разными задачами» . Джек Дорси оправдывал открытую планировку рабочих помещений компании Square таким образом: «Мы призываем людей работать в открытом пространстве, потому что мы верим в интуи- цию и в то, что люди, находясь в одном помещении, могут учить друг друга чему-то новому» . В рамках нашего обсуждения давайте назовем этот прин- цип — натыкаясь друг на друга, люди находят новые ин- тересные варианты сотрудничества и генерируют новые идеи — теорией интуитивной креативности . Когда Марк Цукерберг принимал решение построить крупнейший в мире офис открытого типа, им, вероятно, двигали имен- но такие соображения . Они же сподвигли многие другие компании в Кремниевой долине и за ее пределами создать открытые рабочие пространства . (Также сыграли свою роль и другие, не столь возвышенные соображения вроде 157 Правило № 1. Работайте сосредоточенно экономии средств и легкости контроля за действиями работников, однако они не настолько броско выглядят и поэтому не так часто упоминаются .) Может показаться, будто необходимость выбирать между созданием условий или для концентрации, или для инту- итивного общения указывает на то, что углубленная ра- бота (индивидуальная задача) несовместима с генерацией творческих идей (задача, решаемая в сотрудничестве) . Однако такое заключение неверно . Я утверждаю, что оно основано на недостаточно полном понимании теории интуитивной креативности . Чтобы разобраться, давайте рассмотрим, как возникло само такое понимание того, что способствует появлению новых открытий . У этой идеи множество источников, но случилось так, что я оказался лично причастен к одному из наиболее из- вестных . Во время моего семилетнего пребывания в MIT я работал на том месте, где прежде располагался знамени- тый Двадцатый корпус . Это здание, находившееся на пере- сечении Главной и Вассар-стрит в Восточном Кембридже и снесенное в 1998 году, было построено на скорую руку во время Второй мировой войны в качестве временного убежища, предназначенного для размещения излишков персонала из энергично развивавшейся радиационной лаборатории . Как отмечалось в статье 2012 года в жур- нале New Yorker, здание изначально рассматривалось как некондиционное: «Вентиляции почти нет, в коридорах темно . Стены тонкие, крыша течет; летом в здании можно изжариться, а зимой превратиться в сосульку» . Однако когда война окончилась, приток ученых в Кем- бридж не ослабел . Институту были необходимы площади, поэтому вместо того, чтобы сразу же снести Двадцатый 158 Часть II. Правила корпус, как было обещано местным властям (те разре- шили, но не настаивали на этом), в нем продолжали раз- мещать сотрудников, которым не нашлось другого места . В результате это приземистое здание занимали разные отделы в самых странных сочетаниях — от физиков-ядер- щиков до лингвистов и электронщиков наряду с еще бо- лее экзотическими съемщиками вроде механического цеха и мастерской по починке пианино . Так как здание было самым дешевым, все эти люди не стеснялись пере- оборудовать помещения под свои нужды . Стены и полы можно было передвигать и прикреплять оборудование к балкам . Пересказывая историю работы Джерольда За- хариаса над первой моделью атомных часов, автор упо- мянутой выше статьи в New Yorker пишет, что важную роль в этой работе сыграла возможность снести два этажа в помещениях Двадцатого корпуса, отданных под лабора- торию ученого, чтобы он смог установить трехэтажный цилиндр — необходимую часть его экспериментальной аппаратуры . В легендах MIT распространена теория, что именно эта произвольная комбинация различных дисциплин, ока- завшихся бок о бок в большом, открытом для переплани- ровок здании, привела к случайным встречам и породила дух изобретательства, благодаря которым начали одно за другим совершаться открытия, развиваться самые разные инновационные направления — грамматика Хомского, радионавигационная система LORAN и видеоигры, — на протяжении все тех же продуктивных послевоенных де- сятилетий . Когда здание было наконец снесено, освобо- див место для нового, спроектированного Фрэнком Гери Стата-Центра стоимостью в триста миллионов долларов (где мне и довелось работать), это было воспринято как 159 Правило № 1. Работайте сосредоточенно большая утрата . В знак почтения к снесенному «фанер- ному дворцу» в дизайн интерьеров Стата-Центра были включены панели из необработанной фанеры и голого бетона с незашлифованными следами арматуры . Примерно в то же время, когда спешно сооружался Двад- цатый корпус, в двухстах милях к юго-западу от него, в Мюррей-Хилл, Нью-Джерси, к делу обеспечения усло- вий для интуитивного творчества подошли более серьез- но . Именно здесь директор лабораторий Белла Мервин Келли руководил постройкой нового здания, которое должно было целенаправленно поощрять взаимодействие среди пестрой компании из ученых и инженеров . Келли отказался от стандартного университетского подхода, при котором разные факультеты размещаются в отдельных зданиях, и вместо этого собрал их все в одно вытянутое строение, соединенное длинными коридорами — неко- торые из них были настолько длинны, что, если стоять в одном конце, другой исчезал из виду . Хроникер ла- бораторий Белла Джон Гертнер так отозвался об этой планировке: «Пройти такой коридор из конца в конец, не столкнувшись с некоторым количеством знакомых, проблем, развлечений и новых идей было практически нереально . Какой-нибудь физик, отправившийся поза- втракать в кафетерий, был подобен магниту, катящемуся среди железных опилок» . Результатом такой стратегии, в сочетании с напористо- стью Келли, сумевшего привлечь сюда лучшие умы, яви- лась, наверное, самая высокая концентрация новаторских методик в истории современной цивилизации . За десяти- летия, последовавшие за Второй мировой войной, лабора- тория разработала, помимо других достижений: первый солнечный фотоэлемент, лазер, спутник связи, систему 160 Часть II. Правила сотовой связи и оптоволоконную сеть . За то же время работавшие в лаборатории теоретики сформулировали теорию информации и теорию кодирования, астрономы завоевали Нобелевскую премию за эмпирическое под- тверждение теории Большого взрыва, а физики — и воз- можно, это было самым значительным достижением — изобрели транзистор . Другими словами, теория интуитивной креативности представляется вполне оправданной в свете ряда истори- ческих событий . Мы можем с большой долей уверенности утверждать, что для изобретения транзистора действи- тельно требовался избранный лабораториями Белла под- ход — собрать ученых, занимающихся физикой твердого тела, квантовой физики и экспериментаторов мирового уровня в одном здании, где они могли бы плодотворно об- щаться и делиться опытом друг с другом . Такое изобрете- ние едва ли мог создать одинокий ученый, уединившийся в научном аналоге каменной Башни Юнга . Однако здесь нам необходимо учесть как можно больше деталей, чтобы понять, что в действительности служи- ло источником новаторских идей в таких местах, как Двадцатый корпус или лаборатории Белла . Для этого позвольте мне еще раз обратиться к моему опыту работы в MIT . Я появился там осенью 2004 года, едва получив степень PhD, и оказался в числе первой группы ученых, которых разместили в новом Стата-Центре, построенном, как упоминалось выше, на месте Двадцатого корпуса . По- скольку центр только что открыли, для ученых органи- зовали экскурсию, чтобы продемонстрировать его досто- инства . Как мы узнали, Фрэнк Гери разместил кабинеты вокруг общих комнат и спланировал открытые лест- ничные площадки между соседними этажами в очевид- 161 Правило № 1. Работайте сосредоточенно ной попытке способствовать такому же плодотворному общению между учеными, каким славилось предыдущее здание . Однако больше всего меня в то время поразил один момент, который никак не относился к Гери, но был впоследствии добавлен по настоянию факультета, а именно: установленные в дверные коробки кабинетов специальные прокладки для лучшей звукоизоляции . Институтские ученые — лучшие мировые технологи, славящиеся новаторским подходом, — знать ничего не хотели о рабочем пространстве открытого типа . Наобо- рот, им требовалась возможность наглухо отгородиться от внешнего мира . Такая комбинация звуконепроницаемых кабинетов, со- единенных с просторными общими помещениями, пред- ставляет собой радиальную архитектуру 1 инновационного центра, в которой поддерживается как интуитивное обще- ние, так и изолированная сосредоточенная работа . Эта планировка охватывает широкий спектр, на одном конце которого мы можем видеть мыслителя-одиночку, изоли- рованного от источников вдохновения, но и от отвлекаю- щих факторов, а на другом конце — полностью открытого для сотрудничества работника в офисе открытого типа, переполненного вдохновляющими идеями, но неспособ- ного войти в состояние сосредоточенного размышления, необходимое для того, чтобы что-либо построить на его основе 2 1 Англ . hub-and-spoke architecture, дословно «архитектура осей и спиц» . — Примеч. пер. 2 Сторонники открытой планировки могут возразить, что она также приближается к такому сочетанию глубины и взаимо- действия, поскольку предполагает наличие конференц-залов, 162 Часть II. Правила Если мы вновь вернемся к Двадцатому корпусу и лабо- раториям Белла, то увидим, что там была схожая архи- тектура . Ни то ни другое здание ничем не походило на современный офис открытого типа . Наоборот, они были построены на основе стандартной планировки с отдель- ными кабинетами, соединенными общими коридорами . Волшебство объяснялось тем, что эти кабинеты соеди- нялись между собой длинными коридорами, вынуждав- шими исследователей взаимодействовать друг с другом каждый раз, когда им требовалось переместиться из од- ного места в другое . Эти мегакоридоры, другими словами, представляли собой крайне эффективные «оси» . Таким образом, мы по-прежнему имеем право отказаться от нарушающей сосредоточенность концепции открытого рабочего пространства, не отказываясь при этом от спо- собствующей новаторскому мышлению теории интуитив- ной креативности . Секрет в том, чтобы объединить обе концепции в планировке радиального типа: «оси» служат для регулярного обмена новыми идеями, «спицы» — для погружения в работу над тем, что вы узнали . Однако это еще не все, поскольку, когда работник возвра- щается в свою «спицу», работа в одиночку далеко не всег- да бывает для него наилучшей стратегией . Посмотрите, например, на уже упоминавшееся изобретение точечного которые люди при необходимости могут использовать, что- бы глубже погрузиться в размышления . Это представление, однако, принижает роль углубленной работы в инновационных разработках . Сосредоточенное размышление не случайность, сопровождающая вдохновенное общение; оно представляет собой основной корпус усилий, без которых невозможно боль- шинство настоящих открытий . 163 Правило № 1. Работайте сосредоточенно транзистора в лабораториях Белла . Это открытие произо- шло благодаря труду большой группы исследователей самых различных специальностей, собравшихся вместе и сформировавших исследовательскую группу физики твердого тела — команду, посвятившую свои усилия изобретению менее громоздкой и более надежной аль- тернативы электронной лампе . Совместные переговоры внутри этой группы были необходимым условием для появления транзистора, — очевидный пример пользы «осевой» модели поведения . После того как исследовательская группа заложила ин- теллектуальную основу для будущего изобретения, про- цесс новаторского мышления переместился в «спицу» . Однако история этого конкретного открытия интересна тем, что даже после такого перемещения процесс остался совместным . В особенности необходимо выделить двух ученых — экспериментатора Уолтера Браттейна и кван- тового физика Джона Бардина, которые на протяжении одного месяца в 1947 году совершили ряд открытий, при- ведших к созданию первой работающей модели твердо- тельного транзистора . Браттейн и Бардин в тот период работали вместе в ма- ленькой лаборатории, часто сидя бок о бок и подталкивая друг друга ко все более многообещающим и эффектив- ным открытиям . Их дея тельность представляла собой прежде всего углубленную работу — но такой ее тип, с ко- торым мы еще не встречались . Браттейн сосредоточенно работал над экспериментальным проектом, в котором смогло бы воплотиться в жизнь последнее теоретическое открытие Бардина; после чего Бардин в свою очередь сосредоточенно работал над тем, чтобы объяснить ре- зультаты последних экспериментов Браттейна, пытаясь 164 Часть II. Правила расширить свои теоретические постулаты так, чтобы они соответствовали наблюдениям . Такие переходы взад и вперед свидетельствуют о совместной форме углублен- ной работы (часто встречающейся в научных кругах), в которой используется то, что я называю эффектом доски 1 . В некоторых случаях работа с кем-то другим как бы возле одной доски бывает эффективнее, чем само- стоятельная . Присутствие заинтересованного коллеги, ожидающего вашего следующего шага — находится ли он физически в одной комнате с вами или сотрудничает виртуально, — может преодолеть естественную склон- ность избегать глубины . Итак, отступим на шаг назад и посмотрим, какие прак- тические выводы можно сделать о роли сотрудничества в углубленной работе . Успехи Двадцатого корпуса и ла- бораторий Белла показывают, что для продуктивной углубленной работы изоляция не требуется, скорее на их примере можно видеть, что во многих типах работы (осо- бенно когда речь идет о новых открытиях) совместный сосредоточенный труд может приносить лучшие резуль- таты . Соответственно я предлагаю вам самостоятельно подумать, как лучше внедрить углубленную работу в свою профессиональную деятельность . Однако при этом не упускайте из виду две следующие рекомендации: ¾ Во-первых, разрушительная для углубленной рабо- ты роль отвлекающих моментов никуда не делась . А значит, архитектура «осей и спиц» оказывается ключевой моделью . Отделяйте поиск плодотвор- ного общения от углубленной работы . Следует со- 1 «The whiteboard effect»; имеется в виду «лекционная» белая доска, на которой пишут фломастером . — Примеч. пер . |